Программа дополнительного образования детей по развитию речи у дошкольников
рабочая программа по теме
рабочий материал для развития речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
г. АЛЕКСАНДРОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА
По развитию речи дошкольников
и знакомству с детской художественной литературой
/ модифицированная/
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 4,5-7 лет
Составил педагог
дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
руководитель студии раннего развития
для дошкольников«Почемучки»
Терешкевич Оксана Валерьевна
Пояснительная записка
Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста, которые начинают обучение с 4-летнего возраста в учреждениях дополнительного образования. Занятия по развитию речи осуществляется 1 раз в неделю для начинающих по 15-20 минут, для детей 5-6-летнего возраста 20-25 минут, для старших дошкольников 25-30 минут. Общее годовое количество часов – 36.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.
Цель программы – развитие речи дошкольников. Освоение основ родного языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научение детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.
Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность и инициативу в дальнейшем.
Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: акцент ставится на ознакомление детей с произведениями детской художественной литературы отечественных и зарубежных писателей, изучения произведений устного народного творчества своего народа, а также на работе по развитию связной речи ( диалогической и монологической ) и расширению словарного запаса.
За всё это время в ходе учебного процесса красной нитью проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.
В программе находят место и развивающие элементы. Использование современных педагогических технологий, игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей( зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы). Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа и пр.), выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.
Предполагаемые результаты
- Знакомство с произведениями детской художественной литературы
- Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании или самостоятельном прочтении;
- Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали);
- Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям;
- Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное.
- Развитие связной речи.
Дети овладевают умением
- Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
- Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе;
- Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту;
- В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова;
- Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме;
- Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
- В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.);
- Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.;
- Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
- Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.
- Развитие словаря
- Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
- Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
- Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
- Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)
Методическое обеспечение программы
Для овладения программным содержанием используются разнообразные методы и приёмы обучения дошкольников. Кроме традиционных методов, широко используются активные формы обучения. В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский. Разнообразные формы проведения занятий активизируют мыслительную активность учащихся и повышают их мотивированность к занятиям.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как
- Изучение нового материала
- Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей
- Проверочные занятия
- Комплексные
Занятия по развитию речи структурно выглядят так:
- Организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей)
- Постановка цели занятия
- Организация практической и познавательной деятельности детей на занятии
- Анализ деятельности детей
- Подведение итогов занятия.
- Домашнее задание
Учебно-тематический план /1 год обучения/
№ раздела | Название раздела | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей | 7ч | 5ч | 2ч |
2 | Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений | 19ч | 13ч | 6ч |
3 | Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц, закличек. Отгадывание загадок. | 6ч | 2ч | 4ч |
4 | КВН «По дорогам сказок» Литературный праздник «По страницам любимых книг» | 2ч 2ч | 2ч 2ч |
Итого: 36 часов
Содержание образовательной программы / 1 год обучения/
Месяц | Знакомство с произведениями литературы. Ознакомление с окружающим миром. | Развитие речи |
сентябрь | ||
(А.С. Пушкин, И. Бунин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет и др.) | Беседа по личным впечатлениям Чтение. Беседа- наблюдение. Знакомство с выразительными средствами языка. | |
октябрь | 1.К.Бальмонт «Весёлая осень» 2.Живые картинки И. Левитан «Осень» 3.Экскурсия в парк. Наблюдение. Беседа.
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | Заучивание Рассматривание осенних пейзажей Составление предложений. Пересказ |
Ноябрь Декабрь |
1.И. Никитин «Встреча зимы» 2.Какая бывает зима? 3.Р.н.ск. «Зимовье зверей» 4. «Здравствуй, праздник Новый год!» | Пересказ по ролям Рассказывание по сюжетным картинкам Инсценирование Составление описательных рассказов Заучивание Беседа о сезонных изменениях в природе Пересказ по ролям Беседа |
Январь |
| Пересказ Заучивание Рассматривание картин. Отгадывание загадок |
Февраль |
Пословицы. Поговорки о Родине, труде и учении.
Молчанки. Песенки. Прибаутки. 3.4 КВН «По дорогам сказок» 5.«Богатыри» Л. Кассиль | Знакомство. Заучивание. Пересказ |
Март Апрель Май |
1.З.Александрова «Подснежник» 2. Времена года. С. Маршак «12 месяцев»
1.»Медведь и солнце» Н. Сладков 2. День Победы 3.У.Н.Т. Заклички 4.5. КВН «По дорогам сказок» Литературный праздник «По страницам любимых книг» | Беседа о животных и птицах. Беседа. Творческое рассказывание. Чтение. Заучивание. Прослушивание. Беседа о сезонных изменениях в природе. Чтение. Рассматривание картин. Составление рассказов Чтение. Пересказ Прослушивание песен, стихов о войне. Просмотр кадров кинохроники военных лет. Заучивание. |
Учебно-тематический план /2 год обучения/
№ раздела | Название раздела | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей | 8ч | 6ч | 2ч |
2 | Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений. Составление рассказов. | 20ч | 14ч | 6ч |
3 | Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц, закличек. Отгадывание загадок. | 4ч | 2ч | 2ч |
4 | Экскурсия в детскую библиотеку «В гости к книжкам» Литературный праздник, посвящённый юбилеям писателей и поэтов в детской литературе | 2ч 2ч | 2ч 2ч |
Итого: 36 часов
Содержание образовательной программы / 2 год обучения/
Месяц | Знакомство с произведениями литературы. Ознакомление с окружающим миром. | Развитие речи |
сентябрь | ||
| Беседа по личным впечатлениям Заучивание | |
октябрь |
| Рассматривание осенних пейзажей Составление вопросительных предложений. Чтение. Пересказ Знакомство. Заучивание. |
Ноябрь Декабрь |
1И. Суриков «Зима» 2.Р.Н.Ск. «Лиса и Волк» 3.Урок вежливости. В. Осеева «Волшебное слово» 4. «Здравствуй, праздник Новый год!» | Пересказ по ролям Рассказывание по сюжетным картинкам Инсценирование. Составление описательных рассказов о предметах в форме загадок. Заучивание. Пересказ по ролям. Беседа. Беседа. |
Январь |
| Творческое рассказывание Рассказывание по сюжетным картинам Чтение. Беседа. Отгадывание загадок |
Февраль |
Небылицы. Докучливые сказки.
| Знакомство. Заучивание. Рассказывание из личного опыта Рассказывание по картине |
Март Апрель Май |
1.»Апрель» Я.Аким 2. Венгерская нар. ск. «Два жадных медвежонка» 3.»Дед Мазай и зайцы» 4.«Грачи прилетели» И. Саврасов 1.Е. Есенин «Черёмуха» 2. «Немеркнущий подвиг» 3.»Сила – не право» К. Ушинский 4.5. Литературный праздник, посвящённый юбилеям писателей и поэтов в детской литературе | Творческое рассказывание Беседа. Беседа. Пересказ . Чтение. Заучивание. Прослушивание. Беседа. Пересказ Чтение. Рассматривание картины. Составление рассказов. Заучивание. Беседа. Прослушивание песен, стихов о войне. Чтение. |
Учебно-тематический план /3 год обучения/
№ раздела | Название раздела | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей | 12ч | 8ч | 4ч |
2 | Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений. Составление рассказов. | 18ч | 14ч | 4ч |
3 | Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц, закличек. Отгадывание загадок. | 2ч | 1ч | 1ч |
4 | Экскурсия в картинную галерею Литературный праздник «Земля – наш общий дом» | 2ч 2ч | 2ч 2ч |
Итого: 36 часов
Содержание образовательной программы / 3 год обучения/
Месяц | Знакомство с произведениями литературы. Ознакомление с окружающим миром. | Развитие речи |
сентябрь | ||
| Составление творческих рассказов из личного опыта Заучивание | |
октябрь |
| Рассматривание осенних пейзажей Составление восклицательных предложений. Заучивание. Чтение. Пересказ |
Ноябрь Декабрь |
1.»Лучше нет родного края» П.Воронько 2.К. Чуковский «Федорино горе» «Мойдодыр» 3.Азбука здоровья 4. «Здравствуй, праздник Новый год!» | Пересказ по ролям Рассказывание по сюжетным картинкам Инсценирование. Составление описательных рассказов. Беседа Беседа. Заучивание отрывка. Беседа. |
Январь |
| Чтение. Рассказывание по сюжетным картинам Чтение. Беседа. Пересказ. |
Февраль |
| Беседа. Отгадывание загадок. Рассказывание из личного опыта. Заучивание. |
Март Апрель Май |
1.Творчество С. Михалкова 2.Творчество Б. Заходера 3.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» 4.Космос и люди
2. «Никто не забыт, ничто не забыто» 3 «Цветик-семицветик» 4.5. Литературный праздник «Земля – наш дом» | Описательное рассказывание. Творческое рассказывание Рассказывание по картине. Заучивание. Прослушивание. Беседа. Чтение. Беседа Рассматривание картины. Составление рассказов. Чтение. Пересказ Беседа. Прослушивание песен, стихов о войне. Чтение. |
Условия реализации программы
Программа развития речи реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия, используя игровые педагогические технологии, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, игры-путешествия, сюрпризный момент, виртуальные экскурсии. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры. Во внеурочной деятельности проводятся мероприятия развлекательно-познавательного характера. Они помогают обобщить знания детей и углубить их по отдельным темам.
Используются на занятиях следующие игровые упражнения, игры и задания
- «Кто внимательный?»
- «Кто больше»
- «Тим – Том»
- «Слоговое лото»
- «Дополни слог, слово»
- «Перевёртыши»
- «Узнай звук»
- «Слоговой аукцион»
- «Найди слово в слове»
- «Третий лишний»
- «Напиши кружочками»
- «Слушай хлопки»
- «Что общего»
- «Бывает – не бывает»
- «Хорошо – плохо»
- «Скажи кто, что это?»
- «Скажи кто так?»
- «Что к чему?»
- «Кто так говорит, делает?»
- «Что общего?»
- «Назови одним словом»
- «Волшебный мешочек»
- «Крылатое слово»
- «Один – много»
- «Пишущая машинка»
- «Звуковая цепочка»
- «Чего не стало»
- «Раздели по группам»
- «Рифмы»
- «Чей голосок?»
- «Подбери пару»
- «Кто что подарил?»
- «Наоборот»
- «Сигнальщики»
- «Рассыпанное слово»
- «Узнай по описанию»
- «Подбери слово»
- «Синий – зелёный»
- «Расшифруй слово»
- «Повтори, не ошибись!»
- «Кто где живёт»
- «Заколдованные слова»
- «Найди букву»
- «Кто как двигается?»
- «Назови ласково»
- «Измени слово»
- «1-3-5»
- «Придумай слово»
- «Доскажи словечко»
- «Звук заблудился»
- «Закончи слово, предложение»
- «Анаграммы»
- «Времена года»
- «Дни недели»
Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.
Критерии достижения цели программы
- системность диагностики познавательного роста обучающихся в области изучения русского языка и детской литературы, произведений устного и народного творчества.
- изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.)
- система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями.(графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка)
- эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знаком со средством выразительности)
- повышение уровня воспитанности
- интерес к занятиям
- мотивация на дальнейшее обучение
механизм определения результативности программы
- тестирование детей с целью выявления интересов к изучению родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства
- диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков
- организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей учащихся
- оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса)
- анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине, изменений объёма знаний в данной области и определении позиции участия учащегося в различных внеклассных мероприятиях.
уровни усвоения программы
Низкий – ребёнок имеет бедный кругозор и мало знает произведений детской прозы и поэзии, не может прочитать стихотворение наизусть без подсказки. Затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас недостаточен.
Средний – Кругозор соответствует изученному программному содержанию. Может назвать нескольких знакомых поэтов и авторов, прочитать несколько стихотворений наизусть и пересказать некоторые произведения. В рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная.
. Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Много знает произведений детской литературы отечественных и зарубежных авторов, знаком с поэзией и фольклором.В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.)
Работа с родителями
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.
Формы работы с родителями
- ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью;
- проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок»;
- проведение практикумов «Как хорошо уметь читать», «Красив наш язык», «Книга в жизни ребёнка»;
- консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей;
- проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей;
- разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Как читать книги», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.;
- анкетирование родителей с целью изучения особенностей ребёнка и его успешности обучения по данной программе.
техническое оснащение занятий
- Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи по разным темам;
- Подборка компакт дисков для прослушивания произведений детской литературы;
- Хрестоматии для детей по возрастам;
- Мультимедийное оборудование;
- Репродукции картин известных художников.
Литература
- Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и родителей. М., 1997
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
- Белова И.К. Былич Р.В. и др. Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М., 1998
- Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
- Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
- Волков Б.С., Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте: учебное пособие. М.,1997
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
- Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
- Дьяченко О.М., Астенькова Н.Ф, Булычева А.И. и др. Дети, в школу собирайтесь: книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1997
- Джежелей О.В. Помогайка М., 1994
- Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997
- Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М., 1998
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
- Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004
- Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. М.,2003
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
- Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера» 2006
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007
- Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать . С.П., 2008
- Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей хореографической студии "Антураж" «Обучение основам хореографии детей с особенностями развития здоровья».
Программа дополнительного образования хореографической студии «Антураж» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и осн...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
Программа дополнительного образования детей "Культура речи и правописание.Готовимся к ЕГЭ"
Программа "Культура речи и правописание. Готовимся к ЕГЭ"имеет практическую направленность и составлена на основе программы Львовой С.И."Русское правописание:орфография и пунктуация"и реализуется в ра...
- Мне нравится (1)