Программа дополнительного образования "Культура речи".
рабочая программа (9 класс) по теме

Бакунина Татьяна Николаевна

Программа углубленного изучения языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №1

филиал МБОУ Сосновской СОШ №1 в с. Отъяссы

 РАССМОТРЕНО

 на заседании

 педагогического совета

 протокол №1  от 31 августа 2013г

                УТВЕРЖДАЮ

                директор школы

                ______________   Н.В. Савинкина

                приказ № 172  от 1 сентября 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Культура речи»

Срок реализации: 1 год

                 

                 Составитель:

               Педагог дополнительного образования

                   Бакунина  Татьяна Николаевна

                                                             

Отъяссы

2013

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ПРОГРАММЫ

Направление:  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ

Тип: МОДИФИЦИРОВАННАЯ

Срок реализации программы:  1 ГОД.

Вид:  ПРИКЛАДНАЯ

Возрастной диапазон:  16-17 ЛЕТ.

Форма обучения:  ГРУППОВАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ.

Составитель: БАКУНИНА  ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА– педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Основная цель школьного обучения культуре русской речи и, соответственно, данного  курса – в формировании коммуникативной компетентности обучаемого, что предполагает овладение особенностями и закономерностями функционирования языковых единиц  в речи для осуществления  успешной коммуникации. Иными словами, нормы и правила важны не сами по себе, а как один из инструментов, с помощью которых ученик может наиболее эффективно пользоваться естественным языком, успешно решая те или иные коммуникативные задачи  и тем самым формируясь непосредственно как языковая личность. Цель курса раскрывается и конкретизируется в его задачах.

               

Задачи  курса « Культура устной и письменной речи» предусматривают:

  • развитие и реализацию коммуникативных способностей учащихся на основе эффективного использования средств литературного языка в различных речевых ситуациях;
  • формирование у  учащихся представлений о формах существования национального языка; о функциональных стилях и их речевых особенностях;
  • рассмотрение видов и жанров речевой деятельности в свете структуры коммуникативного акта;
  • овладение орфоэпическими нормами литературной и разговорной речи;
  • преодоление влияния на устную речь особенностей местного произношения, просторечий, диалектизмов, жаргонизмов, варваризмов, вульгаризмов, арготизмов;
  • овладение орфографическими нормами;
  • усвоение норм письменной деловой речи;
  • изучение правил речевого этикета;
  • ознакомление с особенностями ораторского искусства;
  • формирование коммуникативно- речевых умений и навыков, необходимых для будущей профессионально – педагогической деятельности.

Данная рабочая программа разработана в соответствии со  следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Конвенции ООН «О правах ребенка», одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г .
  2. Конституция Российской Федерации, принятая на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г .
  3 Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  4. Закон Российской Федерации «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 24 октября 200 г . № 13-П.
  5. Закон Российской Федерации «Федеральная программа развития образования», принятый 10 апреля 2000 г . № 51-ФЗ.
  6. Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в редакции от 19 сентября 1997 г .
  7. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г .
  8. Закон Российской Федерации «О днях воинской славы России», принятый 10 февраля 1995 г .
  9. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и воинской службе», принятый 6 марта 1998 г .
10. Налоговый кодекс РФ с изм., внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г . № 51-ФЗ.
11. Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г . № 197-ФЗ.
12. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования, утвержденное Правительством РФ от 7 марта 1995 г . № 233, с изм. и доп.
13. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ 4 октября 2000 г . № 751.
14. Постановление Правительства РФ от 18октября 2000г. № 796 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности».
15. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2001 г . № 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г . № 1067» (список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в редакции от 1 февраля 2001 г .).


     

Рабочая программа разработана на основе авторской программы  Алтабаевой Е.В. Культура устной и письменной речи: Учебное пособие для учащихся.  Тамбов: ТОИПКРО, 2006 г. Курс  будет  предложен обучающимся в рамках дополнительного образования.

В авторскую программу изменения не внесены.

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся

Занятия дополнительного образования   «Культура речи»  имеет познавательно-практическую направленность: дают обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Углубляют знания по русскому языку в разделе «Культура речи»

В соответствии с учебным планом,  программа  курса рассчитана на учащихся 16-17 лет, состоит из 6 разделов. На изучение курса отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю в течение года).  

Форма  занятий:

  • традиционные уроки;
  •  практические работы;
  • экскурсии;
  • ролевые игры;
  • конкурсы;
  • исследовательские  проекты
  • неформальное занятие (праздничные чаепития, досуг внутри коллектива с приглашением родителей и др.)
  • Практические работы:
  • - истолковать и записать понятия речевой этикет, культура общения;
  • - составить словарь этикетных форм: приветствие, представление, знакомство, извинение,  просьба, пожелание, сочувствие, благодарность, прощание;
  • - разыграть речевую ситуацию с использованием речевых формул;
  • -  подготовить презентацию о культуре речи;    
  • - подготовить буклет о культуре речи;
  • - определить  жанры текстов;
  • - составить таблицу «Качества хорошей речи»;
  • - подготовить сообщение «Что значит говорить правильно»;
  • - озаглавить текст, составить тезисный план;
  • - тренировка дыхания;
  • - определение основных качеств  профессионального речевого голоса;
  • - развитие динамического, звуковысотного диапазона голоса.
  • - сочинение, исследовательские работы, презентации

Форма контроля

 Зачётное  занятие.

  • Итоговый семинар – защита исследовательского  проекта.

Технологии обучения:

  • технология сотрудничества;
  • технология развития критического мышления;
  • здоровьесберегающие технологии;
  •  ИКТ

Механизмы формирования  ключевых компетенций:

      Уровень речевой культуры определяется уровнем общей культуры. Культура речи – одна  из важнейших составляющих культуры общения, культуры поведения,  которая, в свою очередь, проявляется во всех сферах человеческих отношений – личной, семейной, служебной, политической,  деловой.  Естественно, что состояние общей культуры обусловливаются и отношения в современной повседневной жизни. Именно соблюдение общепринятых норм и правил позволяет обеспечить продуктивность и результативность  этих отношений. Молодому человеку, вступающему в жизнь и делающему свой выбор будущей деятельности, особенно важно осознать владение системой норм и правил поведения, в том числе и речевого.

     Умение говорить и писать и умение общаться – не совсем одно и то же, хотя вряд ли можно представить второе без первого. Однако здесь важнее другое: уместность и успешность, результативность самого коммуникативного акта, соответствие его содержания мотиву и целеустановке  говорящего.

 Планируемый уровень подготовки : обучающий должен   

  • различать формы существования национального языка и знать их отличительные особенности;
  • правильно идентифицировать виды речевой деятельности в зависимости от сферы общения;
  • сформировать представление о таких качествах корректной устной и письменной речи, как богатство, чистота, выразительность, ясность и понятность, точность и правильность;
  • успешно воплощать свои коммуникативные намерения;
  •  пополнять свой словарный запас;
  •  развивать навыки отбора и употребления языковых средств  в процессе  общения;
  • грамотно и эффективно применять знания о нормах русской литературной речи в различных речевых ситуациях;
  • знать  и  уметь  пользоваться фонетическими, лексическими, грамматическими и стилистическими вариантами;
  • следовать правилам речевого этикета при общении;
  • следовать  этикету общения в компьютерных сетях;
  • владеть навыками связной письменной речи и грамотного в орфографическом, пунктуационном и стилистическом отношении оформления письменных текстов различных речевых жанров;
  • выработать навыки составления профессиональной деловой документации;
  • уметь работать со словарями, справочными и другими информационными источниками;
  • иметь представление о социальных аспектах культуры речи, крайне необходимое для успешной педагогической деятельности.

         Степень овладения вышеперечисленными знаниями, умениями и навыками в области культуры устной и письменной речи, подтверждённая системой форм контроля, составляет основу базовой компетенции обучающихся по предмету.

     Возможны такие виды деятельности учащихся, как устные сообщения с последующей дискуссией, анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания, семинары, составление таблиц, изготовление наглядных пособий-памяток, участие в работе школьного пресс-центра.

     Итоги работы подводятся на итоговом семинаре  в виде защиты исследовательского проекта.

     

Информация об используемом  пособии:    Алтабаева  Е.В. Культура устной и письменной речи: Учебное пособие для учащихся.  Тамбов: ТОИПКРО, 2006

       

Критерии оценивания работы учащегося.

  1. Содержание. Ясность и четкость представленной информации. Соответствие представленной информации содержанию проекта.  Должен быть отражен исследовательский характер работы учащегося, ясна логика исследования, выводы содержательны.
  2. Индивидуальность. В работе отражены наиболее яркие (наиболее удачные) результаты исследования.
  3. Структура. Соответствие структуры данной работы общепринятой структуре (наличие заголовка, фамилии авторов, целей, задач, хода эксперимента, выводов, списка ресурсов и т.д.).
  4. Оформление. Соответствие оформления работы эстетическим нормам и нормам русского языка. Привлекательность и эстетическое наполнение представленной информации. Разумность и достаточность оформительских эффектов.

 Ресурсное сопровождение. Соответствие указанных ресурсов тематике проекта и возможностям учащихся.

 Диагностический инструментарий.

В ходе реализации программы с целью контроля и проверки качества образования  проводится начальная, контрольная и итоговая диагностика.

Начальная диагностика проводится в начале  обучения. Её результаты позволяют определить уровень сформированности первоначальных представлений о культуре речи.

Контрольная диагностика (промежуточная) проводится в конце первого полугодия, она позволяет проследить динамику развития практического навыка и теоретических знаний.

Итоговая диагностика проводится в конце  обучения. По её результатам определяется уровень знаний и мастерства, которого достигли воспитанники за время обучения.

        Итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся будет осуществляться в форме защиты исследовательского проекта.

 Структура программы.

Этапы реализации программы:

1 ЭТАП – основной (1-й год обучения)

Программа «Культура речи» краткосрочная, рассчитана на один год (этап) обучения. Состоит из шести общих тем: «Культура речи как наука и как учебный предмет», «Речевая деятельность и её виды», «Коммуникативные качества речи», «Социально-этические аспекты русской речевой культуры. Речевой этикет», « Нормативность современного русского литературного языка», «Техника речи».

Культура речи - это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи. Приняв же во внимание то, что коммуникативные качества речи нужны для воздействия на слушателей или читателей, предметом культуры речи как учения мы сможем признать языковую структуру речи в её коммуникативном воздействии. Так очерчивается предмет изучения новой лингвистической дисциплины и становится понятным то, что эта дисциплина опирается на весь круг описательных лингвистических наук, а также на психологию, логику, эстетику, социологию, педагогику. Особенно тесные связи культура речи как наука имеет со стилистикой.

    Изучая курс «Культура речи», дети научатся составлять памятки, готовить сообщения на заданную тему, работать в сети Интернет, создавать буклеты, презентации, исследовательские проекты.

Используемые методы и приемы

Методы

Приемы

Объяснительно-иллюстративный метод.

Беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация приемов, практическая работа, экскурсия, обзор литературы, просмотр видеозаписи и др.

Репродуктивный метод.

Повторение, коллективное творчество, замедленный показ.

Эвристический метод.

Творческие находки, копилка идей, творческие проекты.

Проблемно-поисковый метод.

Наблюдение, анализ-синтез, анкетирование.

В процессе реализации программы необходимо опираться на главные педагогические принципы:

а) доступность обучения;

б) прочность знаний, умений и навыков;

в) использование на занятиях наглядности и технических средств

    в обучении;

г) практическая связь с жизнью, бытом;

       д) научность обучения.

Режим занятий

Наименование

Кол-во детей

в группе

Общее кол-во занятий

в неделю

Продолжи-

тельность

занятия

(час)

Общее кол-во часов

в неделю

Общее кол-во часов

в год

Возраст

детей

(лет)

1-й год обучения

18

1

1

1

35

16-17

Содержание программы.

Введение.

Предмет, цели, задачи курса.

Раздел 1.

Культура речи как наука и как учебный предмет.

  • Понятие о культуре речи.
  • Язык как система. Языковые уровни.
  • Функция языка ( коммуникативная, функция формирования и выражения мысли, гносеологическая, номинативная,  дифференциальная, экспрессивная, эстетическая)
  • Невербальные средства общения (жесты, мимика, сигнальные системы)
  • Язык и речь.
  • Понятие о национальном языке и его основных формах.
  • Литературный язык и его свойства.
  • Нелитературные варианты языка ( просторечия, диалекты, жаргоны).
  • Функциональные стили литературного языка ( научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; язык художественной литературы) и их особенности.
  • Значение культуры речи для учащихся. Роль речевой культуры в деятельности педагога.

Практические работы:

     -  подготовить презентацию о культуре речи;

     - подготовить буклет о культуре речи;

    -   по тексту ( анализ текста)

Самостоятельная  работа «Ситуации диалогов».

«Что нужно уметь, чтобы говорить выразительно».

Раздел  2.

Речевая деятельность и её виды.

  • Речь как продукт речевой деятельности.
  • Формы речи  (устная и письменной)  разновидности речи  ( диалогическая и монологическая).
  • Процессы говорения, аудирования, письма, чтения как виды речевой деятельности.
  • Структура коммуникативного акта. Позиции говорящего и слушающего в монологе и диалоге как активного и пассивного коммуникантов.
  • Тесты как речевые произведения. Речевые жанры.
  • Компоненты речевой ситуации и  условия успешного общения ( наличие коммуникантов, предмета общения, общий язык, форма и содержание общения, обстановка при общении).

Практические работы:

- определение жанра текстов;

- знакомство с реквизитами деловых документов и составление по трафарету автобиографии, делового, благодарственного, поздравительного и др. видов писем, доверенности, расписки;

- составление памятки «Как собирают материал»;

-составление по памятке публичного выступления перед разными аудиториями (работа в группах).

Раздел  3.

Коммуникативные качества речи.

  • Два значения термина «культура речи». Культура речи как владение на практике нормами и правилами литературного языка в его устной и письменной форме и культура речи как учебная и научная дисциплина прикладного характера, область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком.
  • Нормативный, этический и коммуникативный аспекты культуры  речи как учебная и научная дисциплина прикладного характера, область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком.
  • Нормативный, этический и коммуникативный аспекты культуры речи. «Правильность речи» и «культура речи» как две ступени освоения литературного языка и два способа владения им.
  • Правильность как основное коммуникативное качество речи.
  • Чистота речи.
  • Богатство и разнообразие лексикона говорящего.
  • Точность и логичность речи. Основные условия, способствующие созданию точной и логичность речи.
  • Яркость, выразительность и образность речи.
  • Уместность речи.
  • Доступность и действенность.
  • Коммуникативные качества речи в речевой практике обучающихся. Культура речи учителя как один из аспектов его коммуникативной компетентности.

Практические работы:

- толкование крылатых слов и выражений;

- составить таблицу «Качества хорошей речи»;

- подготовить сообщение «Что значит говорить правильно».

-  работа по тексту «Изобразительные средства языка»

Раздел  № 4.

Социально- этические аспекты русской речевой культуры.    Речевой этикет.

  •    Понятие об этикете как  системе правил хорошего тона, принятых в современном цивилизованном обществе и регламентирующих нормы поведения людей.
  •    Речевой  этикет как составляющая этика – совокупность речевых формул, выработанных данным языком для осуществления контактов и необходимого в той или иной ситуации общения.
  •    Формулы речевого этикета как типизированные конструкции, используемые для эффективного общения ( приветствие, представление, знакомство, извинение, просьба, пожелание, сочувствие, благодарность, прощание)

  Этикетные ситуации. Этикет работы в компьютерных сетях.

Практические работы:

- истолковать и записать понятия речевой этикет, культура общения;

- составить словарь этикетных форм: приветствие, представление, знакомство, извинение, просьба, пожелание, сочувствие, благодарность, прощание;

- разыграть речевую ситуацию с использованием речевых формул;

- «Выбор слова», конструирование и редактирование собственных высказываний;

- работа с электронной почтой.

                                                         Раздел  № 5.

Нормативность современного русского литературного языка.

  •    Понятие нормы в языке и речи.
  •    Признаки нормы. Владение нормами литературного языка – показатель культуры личности.
  •   Виды норм. Нормы орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические ( морфологические и синтаксические), стилистические.
  •   Вариативность норм.
  •   Причины отклонения от норм литературного языка.
  •   Нормы в устной и письменной речи учащихся.

Практическая работа:

- изучить фрагмент Б.Н. Головина «Основы культуры речи», озаглавить его, составить тезисный план;

- упражнение «Выбор слова»;

  - решение и составление логических задач, рассуждение «Кем быть?»;

 - исследование словообразования глаголов.

                                                   Раздел  № 6.

Техника речи.

  • Понятие о технике речи.
  • Речевой аппарат.
  • Дыхание и его тренировка.
  • Голос и процесс его воспитания.
  • Дикция и её отработка.
  • Интонация и её компоненты ( тон голоса, интенсивность звучания,    длительность, темп, тембр, паузы).
  • Типовые интонационные конструкции русского языка.

Практические работы:

- дыхание и его тренировка: игра «Свеча», «Трубач», «Старт»;

- определение основных качеств профессионального речевого голоса;

- развитие динамического диапазона голоса: игра « Колокола», «Барабанщик»;

звуковысотного диапазона: игра «Книжки», «Глашатаи», «Былины», «Пробка», «Взрыв».

Зачётное  занятие.

Итоговый семинар – защита исследовательского  проекта.

Учебно-тематический план.

   Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности учащихся

Лекц.

Практ.

Самост.

Творч.

работа

Всего

Введение. Предмет, цели, задачи курса.

1.

Предмет, цели, задачи курса.

1

1

Лекция с элементами беседы.

I

Культура речи как наука и как учебный предмет.

2.

 Понятие о культуре речи.

1

1

Работа в группах. Подготовка

презентации, буклета о культуре речи.

3.

Язык как система. Языковые уровни.

0,5

0,5

1

Беседа, игра. Работа в парах.

4.

Функция языка.

0,25

0,75

1

 Работа в парах. Лекция психолога. Ролевая игра.

5.

Невербальные средства общения.

0,25

0,5

0,25

1

Лекция о средствах речевой выразительности и невербальных средствах общения. Составление памятки «Что нужно уметь, чтобы говорить выразительно». Самостоятельная  работа «Ситуации диалогов».

6.

Понятие о национальном языке и его основных формах. Литературный язык и его свойства. Нелитературный варианты языка.

1

1

Практикум.

7.

Функциональные стили литературного языка.

0,5

0,5

1

Лекция. Практическая работа по текстам.

II

Речевая деятельность и её виды.

8.

Речь как продукт речевой деятельности.

 

0,25

0,75

1

Лекция. Практикум. Знакомство с реквизитами деловых документов и составление по трафарету автобиографии, делового, благодарственного, поздравительного и др. видов писем, доверенности, расписки.

9.

Формы речи. Разновидности речи.

1

1

Семинар.

10.

Процессы говорения, аудирования, письма, чтения как виды речевой деятельности.

1

1

Семинар.

11.

Структура коммуникативного акта.

0,5

0,5

1

Лекция. Упражнение «Выбор темы». Составление памятки «Как собирают материал». Составление по памятке публичного выступления перед разными аудиториями (работа в группах).

12.

Тексты как речевые произведения. Речевые жанры.

0,25

0,75

1

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Практическая работа:

- определение жанра текстов.

13.

Компоненты речевой ситуации и  условия успешного общения.

0,5

0,5

1

Беседа. Игра.

III

Коммуникативные качества речи.

14

 Два значения термина «культура речи».

0,25

0,75

1

Лекция с элементами беседы. Практикум: Толкование крылатых слов и выражений.

15.

Нормативный, этический и коммуникативный аспекты культуры  речи.

0,25

0,75

1

Беседа. Отбор и классификация русских пословиц и поговорок с точки зрения этикетных правил, которые в них утверждаются.

16.

Правильность как основное коммуникативное качество речи. Чистота речи.

1

1

Практические работы:

- составить таблицу «Качества хорошей речи»;

17

Богатство и разнообразие лексикона говорящего.

1

1

Лекция. Синонимия односоставных предложений.

Интонация речи. Многозначность слова.

18.

Точность и логичность речи.

0,25

0,25

0,5

1

Лекция «Точность- одно из главных достоинств речи» Подготовить сообщение «Что значит говорить правильно».

19.

Яркость, выразительность и образность речи.

1

1

Практическая работа «Изобразительные средства языка»

Сочинение.

20.

Уместность речи.

Доступность и действенность.

0,5

0,5

1

Лекция. Игра.

21.

Коммуникативные качества речи в речевой практике обучающихся.

1

1

Игра « От адресанта к адресату»

IV

Социально-этические аспекты русской речевой культуры. Речевой этикет.

22.

Понятие об этике

как системе правил хорошего

тона.

1

1

Практикум: упражнение «Выбор слова», конструирование и редактирование собственных высказываний.

23.

Речевой этикет

как составляющая этика – совокупность

речевых формул.

0,25

0,75

1

Лекция, анализ примеров с речевыми ошибками и их исправление. Исследование слов, которые  «смешивают» (языковой эксперимент)

24.

 Формула речевого этикета. Этикетные ситуации.

0,5

0,25

0,25

1

Практические работы:

- истолковать и записать понятия речевой этикет, культура общения;

 - составить словарь этикетных форм: приветствие, представление, знакомство, извинение, просьба, пожелание, сочувствие, благодарность, прощание;

- разыграть речевую ситуацию с использованием речевых формул;

25.

Этикет работы в компьютерных сетях.

1

1

-   автономный компьютер в учебном классе или лаборатории. Компьютер в локальной сети. Компьютер в сети Интернет.  (WWW - world wide web) - всемирная паутина. Работа с электронной почтой.

V.

Нормативность современного русского литературного языка.

26.

Понятие нормы в языке и речи.

0,5

0,5

1

Лекция с элементами беседы. Практикум: упражнение «Выбор слова».

27.

Признаки нормы.

1

1

Лекция с элементами беседы.

28.

Владение нормами литературного языка –показатель культуры личности.

0,25

0,25

0,5

1

Лекция с элементами беседы. Практикум: решение и составление логических задач. Рассуждение «Кем быть?»

29.

Виды норм.

Вариативность

норм.

1

1

Практикум. Исследование словообразования глаголов.

30.

Норма в устной и письменной речи обучающихся.

1

1

Практическая работа: - изучить фрагмент Б.Н. Головина «Основы культуры речи», озаглавить его, составить тезисный план.

VI.

Техника речи.

31.

Понятие о технике речи. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка.

0,5

0,5

1

Лекция.

- дыхание и его тренировка: игра «Свеча», «Трубач», «Старт»;

32.

Голос и процесс его воспитания. Дикция и её отработка.

1

1

- определение основных качеств профессионального речевого голоса;

- развитие динамического диапазона голоса: игра « Колокола», «Барабанщик»;

33-

34

Интонация и её компоненты. Типовые интонационные конструкции русского языка.

2

1

1

Развитие звуковысотного диапазона: игра «Книжки», «Глашатаи», «Былины», «Пробка», «Взрыв».

35.

Заключительное занятие.

1

1

Итоговый семинар – защита исследовательского  проекта.

Планирование преподавания тем в курсе «Культура речи».

Разделы и темы.

Кол-во часов

Введение. Предмет, цели, задачи курса.

Раздел 1.

Культура речи как наука и как учебный предмет.

Тема 1. Понятие о культуре речи.

Тема 2.  Язык как система. Языковые уровни.

Тема 3.  Функция языка.

Тема 4.  Невербальные средства общения.

Тема  5. Понятие о национальном языке и его основных формах. Литературный язык и его свойства.  Нелитературные варианты языка.

Тема 6.  Функциональные стили литературного языка.

Раздел  2.

Речевая деятельность и её виды.

Тема 1. Речь как продукт речевой деятельности.

Тема 2. Формы речи. Разновидности речи .

Тема 3. Процессы говорения, аудирования, письма, чтения как виды речевой деятельности.

Тема 4. Структура коммуникативного акта.

Тема 5. Тексты как речевые произведения. Речевые жанры.

Тема 6. Компоненты речевой ситуации и  условия успешного общения.

Раздел  3.

Коммуникативные качества речи.

Тема 1. Два значения термина «культура речи».

Тема 2. Нормативный, этический и коммуникативный аспекты культуры  речи.

Тема 3.  Правильность как основное коммуникативное качество речи. Чистота речи.

Тема 4. Богатство и разнообразие лексикона говорящего.

Тема 5. Точность и логичность речи.

Тема 6.  Яркость, выразительность и образность речи.

Тема 7.  Уместность речи. Доступность и действенность.

Тема 8. Коммуникативные качества речи в речевой практике обучающихся.

Раздел  № 4.

Социально- этические аспекты русской речевой культуры.    Речевой этикет.

Тема 1.   Понятие об этикете как  системе правил хорошего тона.

Тема 2.   Речевой  этикет как составляющая этика – совокупность речевых формул.  

Тема 3. Формулы речевого этикета. Этикетные ситуации

   Тема 4.  Этикет работы в компьютерных сетях.

Раздел  № 5.

Нормативность современного русского литературного языка.

Тема 1.  Понятие нормы в языке и речи.

Тема 2.  Признаки нормы.

Тема 3. Владение нормами литературного языка – показатель культуры личности.

Тема 4.  Виды норм.  Вариативность норм.

Тема 5.  Нормы в устной и письменной речи учащихся.

Раздел  № 6.

Техника речи.

Тема 1.Понятие о технике речи. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка.

Тема 2. Голос и процесс его воспитания. Дикция и её отработка.

Тема 3. Интонация и её компоненты. Типовые интонационные конструкции русского языка.

Тема 4. Заключительное занятие.

1

6

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

8

 1

 1

 1

 1

 1

 1

 1

 1

4

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

Условия реализации.

При организации учебно-воспитательного процесса приоритетная роль принадлежит вопросам, связанным с обеспечением охраны труда, технике безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Состав детской группы: постоянный, но может изменяться в течение года. Набор детей – свободный. То есть в объединение входят дети, желающие заниматься любимым делом без имеющихся на то особых дарований. Программа осуществляется во время групповых занятий (17 человек). Не исключаются дополнительные индивидуальные занятия с одаренными детьми и групповые, зависящие от материально-технического оснащения кабинета.  Занятия должны проходить в светлом проветриваемом помещении (учебном классе). В классе должны быть оборудованы полки, стеллажи, шкафы для хранения учебного материала и для выставочных работ.  В классе должны быть индивидуальные места для каждого учащегося.

В учебно-воспитательном процессе определяющим и гармоничным моментом является сотрудничество педагога,  детей, родителей.

Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательное отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности, развитие творческих способностей обучающихся. Занятия должны приносить детям  радость познания нового.

Материально-техническое

обеспечение.

Методическое обеспечение.

  • Учебный кабинет, учебные столы, стулья.
  • Фотографии учёных лингвистов.

   

  • Компьютер.

Информационно-методические материалы по темам: «Культура речи», «Речевая деятельность»,   игровые конкурсные программы, новые педагогические технологии в образовательном процессе и т.д.

Диагностические методики.

Дидактическое обеспечение: наглядные пособия (в соответствии с разделами программы), доклады, рефераты учащихся, анкеты, кроссворды и т.д.

Литература для учащихся

1. Алтабаева Е.В. Культура устной и письменной речи. Учебное пособие для учащихся. В 2-х частях. – Тамбов: ТОИПКРО,2006.    

2. Барашков В. Ф. А как у вас говорят? - М., 1986.

3. Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.

4. На подступах к риторике / авт-сост. В. Я. Коровина: пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений. - М.: Мнемозина, 1996.

5. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секрет стилистики: Правила хорошей речи. - М.: Рольф, 1996.

6. Культура речи: словарь-справочник/ авт.-сост. Н.В.Лошкарева, Н.В.Углова, Н.В.Юшкова, И.Н.Ковалюк. – Липецк: ИРО, 2007.

Литература для учителя

  1. Акишина А. А. и др. Жесты и мимика в русской речи. - М., 1991.
  2. Богданов В. В. Речевое общение. -Л., 1990.
  3. Введенская Л. А., Павлова, Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов / НД, 1998.
  4. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.
  5. Головин Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. - М., 1988.
  6. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995.
  7. Колесов В. В. Культура речи. - Л.: Ленинград, 1988.
  8. Казанский О.А.. Игры в самих себя. – М.: Роспедагенство,1995. 
  9.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура

10. http://webotvet.ru/articles/opredelenie-kultura-rechi.html

11. http://www.orthgymn.ru/publish/rodnoeslovo/likhachev.                     

Список членов кружка  «Культура речи».

  1. Алекперова Светлана
  2. Белоусов Андрей
  3. Горохова Юлия
  4. Захаров Николай
  5. Клочнева Софья
  6. Конарь Марина
  7. Ламзина Алина
  8. Лукинова Наталья
  9. Мосева Юлия
  10. Непряхин  Алексей
  11. Никитин Александр
  12.  Одинцов Сергей
  13.  Перевозчикова Татьяна
  14. Саяпин Андрей
  15. Толстов Алексей
  16. Филина Татьяна
  17. Шуваева Ирина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по развитию речи у дошкольников

рабочий материал для развития речи детей дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа по развитию речи «Путешествие в Златоустию»

Дополнительная образовательная программа по развитию речи  предназначена для работы с  дошкольниками 5-7 лет....

Дополнительная образовательная программа «Стилистика. Культура речи»

Современному человеку необходимо овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми. А овладение этим искусством должно начаться еще в школьном возрасте.Цель програ...

Программа дополнительного образования "Развитие речи".

Программа "Развитие речи" реализуется в творческом объединении "Речецветик" структурного подразделения дополнительного образования ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова.  Группы формируется из учащихся в во...

Рабочая программа по сценической речи к дополнительной образовательной программе «КВН»

Новизна программы заключается в том, что предназначена для работы с подростками, которые имеют желание научиться правильно организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои организаторски...

Коррекционная программа дополнительного образования "Говорим правильно" по развитию речи детей 5-7 лет с ОНР

Данная рабочая программа  нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, внимания, памяти, лог...