Коррекционная программа дополнительного образования "Говорим правильно" по развитию речи детей 5-7 лет с ОНР
рабочая программа на тему

Фирсова Евгения Александровна

Данная рабочая программа  нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, внимания, памяти, логики и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1466 имени Надежды Рушевой

«Принято»_________________

                                     

                    

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО»

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОНР

Составила: учитель-логопед Фирсова Е.А.

Москва, 2014г.

Пояснительная  записка

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение.

В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи, особенно у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Данная рабочая программа  нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, внимания, памяти, логики и т.д.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

  Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности высказываний рассматривается умение ребёнка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи. Путь к формированию этого умения ведёт от диалога между взрослым и ребёнком, в котором взрослый берёт на себя руководящую роль, направляя ход мысли детей и подсказывая способы выражения, к развёрнутой монологической речи самого ребёнка.

В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика. Взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребёнка приобретает произвольный характер, в неё включается элемент планирования. Это даёт возможность перейти к обучению планированию и составлению пересказа. Развитие обобщения и осознания языковых явлений выступило как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, формирования у детей первоначальных лингвистических представлений-пониманий того, что такое слово, предложение, как они строятся. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу освоения грамоты и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им.

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.,2010г.

- Н.В. Нищева, Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе ДОУ

- федерального перечня методической литературы по развитию речи, рекомендованной министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях на 2010-2011 уч.г.

- перспективного планирования развития речи в старшей группе

Занятия по развитию речи детей 5-7 лет содержат следующие блоки:

- артикуляционная гимнастика;

- развивающая речевая среда;

- формирование словаря;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь.

Программные задачи развития речи:

- содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

- расширять и активизировать словарь;

- добиваться чистого произношения  всех звуков родного языка;

- учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.

Согласно перечню основных занятий на месяц, развитию речи отводится – 8 из расчета 2 занятия в неделю. Общее количество – 64. (В сентябре занятия не проводились)

Длительность одного занятия до 45 минут.

Учебно-методический план

Месяц

Тема и цели занятий 1 -й недели

Тема и цели занятий 2-й недели

Тема и цели занятий 3-Й недели

Тема и цели занятий 4-й недели

1

2

3

4

5

6

Октябрь

Тема

Рассматривание и рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень»

Составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Семья»

Пересказ, В. Чаплина «Лес осенью»

Составление рассказа из опыта «Много у бабушки с нами хлопот»

Цели

Учить:- составлять предложения с однородными членами;

- распространять предложения путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш], [ж].

Учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с ними, делить на части двусложные слова, показать последовательность значения слогов в слове

Формировать представления о семье, называя имена и отчества своих родителей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи

Развивать умение составлять рассказ.Упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени. Обогащать речь существительными, обозначающими растения.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи

Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о членах своей семьи. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Учить произносить фразу с разной интонацией (вопрос, удивление, обида, недовольство). Упражнять в произношении чистоговорок и скороговорок на звуки [с], [ц], [ш], [щ'] в разном темпе и силой голоса

Ноябрь

Тема

Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь»

Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине»

Пересказ сказки «Лиса и рак»

Составление рассказа по теме «Дары природы»

Цели

Упражнять в подборе синонимов и антонимов. Развивать умении придумывать концовки к рассказам. Учить употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек)

Учить рассказывать о предметах.Знакомить с новыми профессиями.

Упражнять в образовании однокоренных слов. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [щ'], [ч'], учить различать эти звуки, выделять их в словах

Учить:- связно, последовательно рассказывать сказку;

- образовывать близкие по смыслу однокоренные слова. Побуждать составлять описательный рассказ «Лиса»

Учить:- составлять короткий рассказ на заданную тему;

- подбирать слова, сходные, по звучанию;

- выделять в фразах слова со звуками [ч'], [щ'];

- произносить слова с разной силой голоса

Декабрь

Тема

Составление рассказа из опыта «Игры зимой»

Звуковая культура речи. Звуки [з], [ж]

Рассказывание по картине «Ежик»

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Цели

Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из личного опыта. Обогащать речь существительными, обозначающими эмоции, чувства, переживания. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных

Учить:- различать на слух звуки [з], [ж]; 

- подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух

из связной речи;

- произносить изолированные звуки [з], [ж] с разной громкостью и в различном темпе. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных

Учить:- составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания

о животных;

- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Обогащать речь существительными, обозначающими животных

Учить выразительно пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя. Закрепить:- правило произношения звуков [с], [ш];

- умение произносить их протяжно на одном выдохе;

- умение делить слова на части

Январь

Тема

Поговорим с игрушками

Пересказ. Е. Чарушин «Лисята»

Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Рассматривание картины и составление рассказа «Зимние забавы»

Цели

Продолжать учить составлять рассказ по набору игрушек, самостоятельно осуществляя выбор.Учить подбирать определения к разным словам. Добиваться четкого произнесения фраз со звуками [ц], [ч']. Закреплять умение пользоваться интонацией вопроса

Учить выразительно пересказывать текст. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Побуждать придумывать новые эпизоды сказки

Учить составлять рассказ по картине, опираясь на план, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики. Побуждать придумывать разные развивающие эпизоды

Формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ.Закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков.

Побуждать рассказывать о своих впечатлениях

Февраль

Тема

Рассказывание из личного опыта «Мой любимец»

Составление рассказа по набору игрушек военной тематики

Беседа о Дне защитника Отечества

Рассматривание и рассказывание по картине И. Шишкина «Зима»

Цели

Учить составлять рассказ из личного опыта (по плану). Упражнять в употреблении в своей речи простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Воспитывать любовь к животным

Продолжать учить составлять рассказ по набору игрушек, самостоятельно осуществляя выбор.Учить подбирать определения к разным словам. Закреплять умение пользоваться интонацией вопроса

Продолжать совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать уважение к защитникам Отечества

Продолжать учить составлять рассказ по картине из 5-6 предложений. Совершенствовать монологическую речь. Воспитывать устойчивое внимание

Март

Тема

Беседа о Международном женском дне

Составление рассказа из опыта «Здравствуй, мамочка моя!»

Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

Цели

Продолжить совершенствование диалогической речи.Учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их

Воспитывать любовь к членам своей семьи. Понимать и объяснять смысл пословиц о семье. Упражнять в построении предложений

Учить составлять описательный рассказ по картине, используя точные слова для обозначения величины, цвета. Упражнять в образовании существительных от глаголов и прилагательных (воевать — воин, охранять — охрана и т. п.).Дать представление о разных значениях многозначных слов. Учить подбирать признаки и действия к заданным словам

Продолжать учить пересказывать небольшие рассказы, соблюдая признаки монологического высказывания: целостность, связность и объем. Развивать умение употреблять слова активно, в точном соответствии со смыслом.Учить строить предложения из заданного набора слов, менять их порядок. Воспитывать любовь к окружающей природе

Апрель

Тема

Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Составление рассказа на темы сказок

Беседа о Дне космонавтики

Рассказывание из личного опыта «Как мы побывали на почте»

Цели

Учить внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать эстетическое восприятие картины. Воспитывать интерес к искусству

Учить составлять рассказ на тему сказки «Новые приключения колобка». Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л], [л'], [р], [р'], изолированных в словах и фразах, различать и выделять их в речи

Продолжать знакомить с российскими праздниками, с полетом в космос первого человека — Ю. Гагарина. Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями.Учить находить заданный звук в начале, середине и конце слова

Учить составлять связный рассказ об увиденном. Подвести к образованию названий лиц по профессии. Активизировать в речи названия профессий и действий. Закрепить названия предметов, необходимых людям некоторых профессий

Май

Тема

Пересказ украинской народной сказки «Колосок»

Составление рассказа из личного опыта «Как трудятся мои родители»

Рассказывание по картине «Строим дом»

Составление творческого рассказа о весне

Цели

Учить:- пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацию, характеры героев, свое отношение к персонажу;

- подбирать по смыслу определения, слова близкие и противоположные по смыслу. Упражнять в составлении предложений

Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта. Учить строить сложные предложения.Упражнять в образовании слов-названий профессий (учить -учитель, варить — повар и т. д.)

Формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ, придумывать продолжение сюжета, название картины. Расширять представления о родном городе, его улицах. Развивать умение рассказывать о месте, где живешь

Побуждать рассказывать о своих впечатлениях. Закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков. Отрабатывать интонационную речь.Развивать фонематический слух.

Воспитывать эстетическое восприятие весенней природы

Требования к уровню подготовки воспитанников:

В результате речевого развития в старшей группе к концу года ребенок должен уметь:

- участвовать в беседе;

- аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;

- составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшое литературное произведение;

- определять место звука в слове;

- подбирать к существительному несколько прилагательных;

- заменять слово другим словом со сходным значением.

Литература

1. « Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.: 2008г.

2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.: 2008г.

3. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г.

4. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

5. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».     М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

6. В.В.Гербова. Развитие речи. 4-6 лет. Учебно – наглядное пособие. М.:Владос,2003г.

7. А.И. Максаков. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая общеобразовательная программа по письму и развитию речи для специальных ( коррекционных ) школ 8 вида 3 класс

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе учебной программы  специальных ( коррекционных) образовательных учреждений    VIII вида.  Подготовитель...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа для преподавания письма и развитиия речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида, разработанная на основе государственной программы под ред. В.В.Воронковой по учебнику Н.Г.Галунчи...

Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»

Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ» ...

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Программа дополнительного образования по развитию речи «Говоруша».

Программа дополнительного образования «Говоруша»  относится к социально-педагогической направленности, так как способствует воспитанию качеств личности, необходимых для успешной ...

Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога  по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...