"Модель профессиональной ориентации выпускников основной школы"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему

Журавлева Юлия Станиславовна

Итоговая работа по модулю ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования". Данная модель написана для работы в конкретной школе, но может быть примениена и в других школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnaya_chast.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Вводная часть

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. Каждый молодой человек строит планы на будущее. Это будущее представляется ему благополучным и успешным. Но в современных условиях конкуренции и ужесточения требований, предъявляемых рынком труда, выпускники российских школ оказываются не готовыми к адаптации в новых социально-экономических условиях.

 Очень важно научить сегодняшних школьников, как относиться к окружающему миру и воспринимать опыт окружающих людей, дать им понять, что образование и высокая квалификация сами по себе ещё не гарантируют получения и сохранения работы, а так же продвижения по службе и удачной карьеры. Важно, чтобы учащиеся представляли, как влияют на популярность и перспективность той или иной профессии такие факторы, как социально-экономическая ситуация, спрос на рынке труда, престиж профессии, прогноз занятости по профессиональным областям и специальностям, условия труда, средняя зарплата и прочее. Эти аспекты сегодня очень актуальны и рассматриваются достаточно подробно в различных информационных и образовательных источниках.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Д.А. Медведев подчеркнул, что дети будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на его начальной, основной и старшей ступенях. Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении... Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности [1].

Для этого установлена следующая цель: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

После успешного создания модели профессиональной ориентации выпускников планируемые результаты:

 1.Сформированность знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

2.Сформированность у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

3.Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

 4.Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению и мобильности;

5. Обозначение выпускниками дальнейшего образовательного пути.

Основная часть

Описание модели

В воспитательной системе школы существует значимый компонент – профессиональная ориентация учащихся.

Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работе с учащимися [2].

Начиная с 7 класса педагогическому коллективу необходимо вести работу по профессиональной ориентации учащихся, выстраивая ее по данным в схеме направлениям.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля.

 Информирование осуществляется через социально-педагогических партнеров (родители, Самарская Государственная  Службу занятости, предприятия города, средне – специальные и высшие учебные заведения города и области ).

Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ [3].

  Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников.

Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций.

Элективный курс  «Моя будущая профессия» 9 класс направлен на формирование практико-ориентированных компетенций учащихся и их профессиональной ориентации в связи с личными желаниями и наклонностями в условиях современных и перспективных требований на рынке труда.

Профподготовка осуществляется через включение в учебный план образовательной области «Технология».

Психологическое сопровождение осуществляется через коррекционные занятия с педагогом-психологом школы 1 час в неделю.

Изменения в образовательном процессе

При проведении профориентационной работы следует обязательно учитывать возрастные особенности школьников. Обучение на основной и старшей ступени должно быть организовано по-разному.

Ключевую позицию в организации работы по профориентации должно занимать психологическое сопровождение ученика с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения в школе. Это поможет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:

7 класс

1 полугодие – входная диагностика (необходимо узнать, на каком уровне профессионально ориентирован ученик);

 2 полугодие – систематическое проведение игр в рамках классных часов (см. приложение 2).

Введение образовательной области технология с использованием раздельного обучения.

8 класс

Тематические классные часы с использованием проектных технологий (основываясь на курс 7 класса школьник выбирает понравившуюся ему профессию и создает мультимедийную презентацию или коллаж, с последующей защитой);

Экскурсии на рабочие места родителей класса;

Встречи с интересными людьми (Ветераны труда, родители учащихся, социальные партнеры).

9 класс

Введение в учебный план элективного курса «Моя будущая профессия»;

Посещение дней открытых дверей учебных заведений Кировского района;

Консультирование специалистов Самарской Государственной службы занятости о современном рынке труда.

 Если в образовательном процессе создать условия, направленные на формирования профессиональной ориентации учащихся, то выпускники школы приобретут практико-ориентированные знания, которые сформируют социально-экономические компетенции, необходимые для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Выводы

Можно сделать вывод, что профориетация это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В свою очередь цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.

Успешность выбора профессии означает также оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития учащихся. Поэтому чем больше профессиональный выбор соответствует структуре требуемых в современном обществе кадров профессий, тем успешнее осуществлялась работа по развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

Таким образом, проблема выбора жизненного пути, профессионального самоопределения возникает в определенный момент у всех молодых людей: одним приходится решать эту проблему к моменту окончания неполной средней школы (9 классов), другим - 11-го класса, третьим приходится менять планы после окончания профессионального учебного заведения. Подобные "издержки" не могут быть безболезненными и обходятся обществу дорого. Лишь в последние годы исследователи усилили внимание к проблемам активного управления рынком труда и процессом формирования профессионального потенциала страны. Формируется информационная база о планах выпускников общеобразовательных школ, мотивах выбора ими профессий, реальных возможностях продолжить обучение по избранной специальности и шансах найти в последующем работу.

В отечественной педагогике и психологии накоплен немалый опыт в области теории профессионального самоопределения. Это: теоретические основы профконсультации Климова Е.А., теоретические и практические проблемы мотивации выбора профессии Павлютенкова Е.М., виды, методы, содержание профессионального самоопределения в школе Гришпуна С.С., описания педагогических основ профориентационной работы с учащимися и студентами Захарова Н.Н., личностно - ориентированный подход в процессе профессионального самоопределения Маркова А.К., Пряжникова Н.С. Так же социологические исследования процесса жизненного самоопределения молодежи были проведены Филипповой Ф.Р., Руткевич М.Н., Рубиной Л.Я В.Н.Шубкиной.[4]

На сегодняшний день изучение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей ему профессии. Вопросы профессионального самоопределения интересовали и интересуют по-прежнему отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов. Выбор профессии - задача очень сложная. Прежде чем делать выбор необходимо сначала задуматься над словами "выбор профессии". За краткостью этих слов стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути.

Информационные источники

  1. Проект Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
  2. Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П., Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа.2000.
  3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Электронный ресурс]: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). Режим доступа: http://www.rusla.ru/rsba/politic/files/5-KDNV.doc
  4. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00247335_0.html
  5. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/22/2102/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

Профессиональная ориентация в начальной школе

Занятие предназначено для обучающихся 1-х классов. Занятие может проводить психолог или учитель....

Модель профессиональной ориентации воспитанников Нахимовского военно-морского училища.

Профориентация – это «научно-обоснованная система подготовка молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные способности каждой личности, так и необх...

Роль физики при организации профессиональной ориентации учащихся средней школы

Роль физики при организации профессиональной ориентации учащихся средней школы...

Педагогический проект "Профессиональная ориентация в сельской школе"

Профориентационная работа в школе — это комплекс мероприятий, направленный на формирование осознанного выбора учащимися будущей профессии, который осуществляется администрацией школы, классными ...

Методическая разработка «Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»

Визитная карточка проекта«Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»Фамилия, имя, отчество автораИванова Наталья Александровна - методист, педагог – психолог.Название обр...

Выступление на педагогическом совете «О профориентационной работе: как организовать на уровне общего образования. Единая модель профессиональной ориентации»

В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ ...