Методическая разработка «Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»
методическая разработка (8 класс) на тему
Визитная карточка проекта
«Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»
Фамилия, имя, отчество автора | Иванова Наталья Александровна - методист, педагог – психолог. |
Название образовательного учреждения | ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт – Петербурга. |
Вид проекта | Педагогический, краткосрочный (1 год), практико-ориентированный |
Тема | Профессиональная ориентация обучающихся в учреждении дополнительного образования. |
Цель проекта | Создание модели профессиональной ориентации обучающихся на основе социального партнерства. |
Задачи | Создать условия для формирования модели профориентации обучающихся применимую для учреждения дополнительного образования с учётом социального партнёрства. Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения обучающихся. Оказание помощи педагогам дополнительного образования в профессиональном самоопределении подростков. Создание базы информационных источников и дидактического материала. |
Ведущая идея | Понимая, что существующая модель профориентационной работы зачастую неэффективна и демотивирует всех участников образовательного процесса, было принято решение выработать свой подход к реализации, поставленной перед нами задачи по созданию систему профориентации обучающихся применимую для учреждения дополнительного образования с учётом социального партнёрства, способствующей формированию профессионального самоопределения обучающихся. Материал проекта может быть использован другими образовательными организациями. |
Категория участников | Педагогические работники. Обучающиеся ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга (8-11 класс). |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._proekt_modeli_po_proforientatsii_obuchayushchihsya.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»
Автор: Иванова Наталья Александровна, педагог-психолог, методист,
ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт - Петербурга
Санкт-Петербург
2016
Визитная карточка проекта
«Проект модели профессиональной ориентации обучающихся»
Фамилия, имя, отчество автора | Иванова Наталья Александровна - методист, педагог – психолог. |
Название образовательного учреждения | ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт – Петербурга. |
Вид проекта | Педагогический, краткосрочный (1 год), практико-ориентированный |
Тема | Профессиональная ориентация обучающихся в учреждении дополнительного образования. |
Цель проекта | Создание модели профессиональной ориентации обучающихся на основе социального партнерства. |
Задачи | Создать условия для формирования модели профориентации обучающихся применимую для учреждения дополнительного образования с учётом социального партнёрства. Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения обучающихся. Оказание помощи педагогам дополнительного образования в профессиональном самоопределении подростков. Создание базы информационных источников и дидактического материала. |
Ведущая идея | Понимая, что существующая модель профориентационной работы зачастую неэффективна и демотивирует всех участников образовательного процесса, было принято решение выработать свой подход к реализации, поставленной перед нами задачи по созданию систему профориентации обучающихся применимую для учреждения дополнительного образования с учётом социального партнёрства, способствующей формированию профессионального самоопределения обучающихся. Материал проекта может быть использован другими образовательными организациями. |
Категория участников | Педагогические работники. Обучающиеся ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга (8-11 класс). |
Пояснительная записка
Наименование проекта: Методическая разработка «Проект модели профессиональной ориентации обучающихся».
Анализ ситуации: Наша страна переживает период реиндустриализации, запрос государства и выбор профессии человеком не всегда совпадают. Постоянно меняются потребности людей и общества в целом, необходимость удовлетворения этих потребностей приводит к появлению совершенно новых областей знаний и сфер производства. Возникают новые профессии, а старые, уже привычные, требуют новых компетенций.
Основными благополучателями процесса сопровождения профессиональной ориентации выступают: с одной стороны, субъекты самоопределения (обучающиеся, вместе с их семьями), с другой – субъекты экономической и образовательной сферы (СПО И ВУЗов и работодатели и их объединения). Учреждение дополнительного образования выступает в этом процессе квалифицированными организатором пространства. В этом пространстве осуществляется осознанный, обоснованный и ответственный профессиональный выбор обучающегося.
В свою очередь, сопровождение профессиональной ориентации представляет собой не что иное, как формирование условий для социального партнерства и равноправного диалога между всеми благополучателями и посредниками. Согласование интересов личности, экономической сферы, общества и государства должно рассматриваться как конечный результат и как центральный показатель эффективности деятельности по сопровождению профессиональной ориентации обучающихся. Нацеленность профориентационной деятельности на развитие и максимально широкое использование механизмов социального диалога и социального партнёрства предполагает постепенное уменьшение доли «воздействующих» и «манипулятивных» форм из арсенала профориентационных средств.
Актуальность проекта: Во исполнение положений приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29.12.14 профориентационная работа направлена на формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. Реализация данного проекта будет способствовать формированию информационно-образовательной и воспитательной среды, способствующей успешному профессиональному самоопределению обучающихся в том случае, если:
- профориентационная работа станет системной и будет способствовать профессиональному просвещению обучающихся;
- участники будут активны и лично вовлечены в процесс;
- будет создана система информационной поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся.
- будут установлены постоянно действующие связи не только с образовательными учреждениями, но и с потенциально заинтересованными сторонами – промышленными предприятиями, представителями бизнеса, библиотеками, НИИ и т.п.;
Цель проекта: Создать модель профессиональной ориентации обучающихся на основе социального партнерства.
Задачи проекта:
- Обеспечить профессиональное просвещение обучающихся.
- Разработать и реализовать комплекс практико-ориентированных мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению обучающихся.
- Обеспечивать информационную поддержку процесса профессионального самоопределения обучающихся.
- Способствовать профессиональному самоопределению подростков.
- Познакомить обучающихся с профессиями различных сфер, с их современным содержанием.
- Дать представление об образовательном маршруте, направленном на получение профессиональной компетентности.
- Разработать модель взаимодействия социального партнерства;
- Содействовать повышению компетентности всех субъектов профориентации в вопросах профессионального самоопределения.
Участники проекта:
- Педагогические работники.
- Обучающиеся ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга (8-11 класс).
- Привлечённые представители: СПб ГБУ "ЦСЗПОМ "ВЕКТОР", ГБУ ДО ЦППМСП Невского района СПб, СПб ГБОУ СПО «Невский машиностроительный техникум», ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ», Библиотека №2 им. Федора Абрамова, представителей промышленности и бизнеса.
Ожидаемое значение проекта:
Будет создана модель, которая позволит повысить качество профессиональной ориентации обучающихся в учреждении дополнительного образования за счёт использования возможностей социального партнёрства.
Будут созданы условия для формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению с учетом востребованности профессий на рынке труда, что повысит эффективность работы системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Мероприятия проекта сориентируют внимание детей и подростков, участвующих в них, на вопросы профессиональной ориентации, позволят получить репрезентативное представление о профессиях.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный (май 2015года – август 2015 года). Создание нормативной базы осуществления проекта. Организация работы с социальными партнерами, подготовка и анализ планов работы на год. Работа с педагогическими кадрами.
2 этап. Внедренческий (сентябрь 2015 года – май 2016 года). Проведение массовых мероприятий, конкурсов, выставок, лекций, дискуссионных клубов, встреч и реализация проектов в рамках объединений.
3 этап. Обобщающий (июнь 2016 – август 2016). Составление аналитического отчета.
Основная идея проекта:
Ведущая идея данного проекта – создание модели профессиональной ориентации обучающихся на основе социального партнерства, применимой в учреждении дополнительного образования, и способствующей формированию профессионального самоопределения обучающихся.
На данный момент, отсутствие единой системы профориентации (последовательности и преемственности в организации профориентационной работы), несогласованность действий образовательных организаций разного типа в профориентационной работе, большое внимание подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ, оставляют важный вопрос выбора профессии, определяющий жизненные и профессиональные перспективы выпускника, практически не решаемым.
Правовая основа:
Система квалифицированной поддержки выбора профессии в России регулируется соответствующими международными правовыми актами, как то Европейская социальная хартия, Конвенция о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (Международная организация труда. Конвенция 142), Законом «Об образовании в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. № 47, другими нормативно-правовыми актами.
Анализ кадровых возможностей:
Важнейшим компонентом в совокупности организационно-педагогических условий для реализации проекта является качество педагогического коллектива образовательной организации, его профессиональные характеристики, наличие в нем ярких индивидуальностей педагогов, сочетание опыта и молодого творческого поиска, стремление к объективному самоанализу, самообразованию, постоянному совершенствованию и раскрытию профессионального потенциала.
Состав педагогического коллектива образовательной организации - 32 человека.
Квалификационные категории:
- высшая категория - 6 чел.
- первая категория - 11 чел.
- вторая категория - 0 чел.
- не имеют категории – 15 чел.
Анализ состояния и перспектив развития рынка образовательных услуг
Мониторинг рынка образовательных услуг, оказываемых ГБОУ ДОД Санкт-Петербурга, показывает их активность в решении задач, сформулированных правительством РФ в постановлении от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» (далее – Постановление №497). Широко представлены мероприятия, направленные на создание системы сетевого взаимодействия и социального партнёрства.
Так, ЦДЮТТ «Охта» контактирует с образовательными учреждениями среднего образования в форме организации и проведения районных методических объединений для педагогов по направлениям, с ОАО «Адмиралтейские верфи», информационно-образовательным центром ГУП «Водоканал» в рамках работы городской экспериментальной площадки «Формирование педагогических условий по развитию техносферы в учреждении дополнительного образования», с другими организациями.
ЦДЮТТ Колпинского р-на, будучи районным опорным пунктом профориентации, координирует работу всех базовых звеньев системы профориентации района: образовательных школ, профессиональных учебных заведений, органов управления образованием, учреждений и организаций, занимающихся вопросами профессиональной ориентации детей и подростков, средств массовой информации, родителей, общественности.
ЦДЮТТ Кировского р-на практикует профориентационные контакты с районными организациями ПТО: Колледж судостроения и прикладных технологий, Медицинский колледж №1, Колледж судостроения и прикладных технологий, Педагогический колледж №1, Петровский колледж в форме встреч, фестивалей, Дней абитуриента, игровых мероприятий.
Итак, данные частичного мониторинга показывают, что задачи развития эффективной системы дополнительного образования детей, создания инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики в основном решаются ГБОУ ДОД нашего города в формах вовлечения обучающихся в творчество, ознакомления с миром профессий в контакте либо с учреждениями СПО, либо с предприятиями города.
Вышесказанное демонстрирует возможность и необходимость реализации проекта, который поможет создать систему профориентации обучающихся применимую для учреждения дополнительного образования с учётом социального партнёрства, способствующей формированию профессионального самоопределения обучающихся.
Ожидаемые последствия реализации проекта
Данный проект – это первый шаг на пути создания инновационной модели, позволяющей решать проблемы профориентации детей и подростков в условиях социального партнёрства.
Его реализация позволит создать предпосылки для перехода к следующему этапу решения задачи, определенной в Постановлении №497, который будет характеризоваться:
- возникновением всеобъемлющей информационно-образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей успешную профориентацию детей и подростков;
- дальнейшим формированием у детей и подростков гармоничной личности, адаптированной к реалиям сегодняшнего и завтрашнего дня, способной действовать на благо общества;
- развитием полноценного межсетевого взаимодействия между организациями общего, дополнительного, профессионального образования, координирующих центров профориентации, организаций и предприятий, объективно нуждающихся в квалифицированных профессиональных кадрах, в том числе технической направленности;
Следующий шаг – это создание инновационной модели профориентации обучающихся на базе межсетевого взаимодействия с ее последующей апробацией и необходимой коррекцией.
Формы предъявления результатов педагогической общественности:
Результаты реализации проекта будут представлены на районном семинаре по обобщению результатов осуществления проекта, который планируется провести в конце 2015 – 2016 учебного года, кроме того, в методических рекомендациях, разработках и публикациях по заявленной проблеме.
Прогноз возможных негативных последствий:
- Потеря интереса и мотивации педагогического коллектива ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ Невского района Санкт – Петербурга осуществлению проекта;
- Нескоординированность деятельности партнёров в рамках плана мероприятий, что может привести к нарушению целостности и системности работы
Способы коррекции:
- Поддержание интереса и мотивации педагогического коллектива;
- Научно-методическое обеспечение реализации проекта;
- Своевременное принятие управленческих решений.
Заключение
Профессиональное самоопределение – не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Перед обучающимися на разных ступенях образования поставлены различные задачи, поэтому оказываются необходимы современные технологии психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации обучающихся, учитывающие возрастные и личностные особенности. В то же время важно сохранить преемственность и обеспечить непрерывность сопровождения профессионального самоопределения не только в ходе обучения, но и на протяжении всей жизни. Такой подход требует отказа от «быстрых», разовых и эпизодических форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. Нами сделан акцент на планомерную и систематичную работу, основанную на идее развития субъекта самоопределения.
Реализация проекта
(календарно-тематический план мероприятий)
№ п/п | Срок проведения | Мероприятие |
1 | 15.09.2015 | Дискуссионный клуб «Мир профессий». Понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост, построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие о штатном расписании и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана. |
Сентябрь 2015 – май 2016 | Проект «Парад профессий». Создание сборника видеоинтервью с представителями разных профессий. Поиск руководящих работников сделавших карьеру «От рабочего до директора». | |
2 | 25.09.2015 | «День программиста» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми) |
3 | Октябрь2015 – май 2016 | Экскурсии, мастер – классы для обучающихся ГБОУ ДОД ЦТТ «Старт+» в лаборатории и мастерские НМТ |
4 | 01.10.15 – 28.10.15 | Районный конкурс детского творчества «Профессии моей семьи» |
5 | 13.10.15 | Дискуссионный клуб «Мир профессий» |
6 | 17.10.15 | Районный фотокросс «Мир профессий». Партнёр «Printsburg» — сеть центров полиграфии. |
7 | 20.10.15 | Районный конкурс инфографики «Санкт-Петербург – промышленная столица России» |
8 | 30.10.15 | «День судостроителя» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми). Партнёр …. |
9 | 10.11.15 | Дискуссионный клуб «Мир профессий» |
10 | 24.11.15 | «Всемирный день телевидения» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми) |
11 | 30.11.15 | Районный конкурс Web-дизайна «В море света», посвященного Международному году света и световых технологий (ЮНЕСКО) |
12 | 11.12.15 | Мероприятия посвящённые дню Конституции «Права и свободы человека» |
13 | 22.12.15 | «День энергетика» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми) |
14 | 19.01.16 | Дискуссионный клуб «Мир профессий» |
15 | 29.01.16 | «День изобретателя автомобиля» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми) |
16 | февраль – апрель2016 | Размещение стенда Техникума в ГБОУ ДОД ЦТТ «Старт+» |
17 | 10.02.16 | «День российской науки» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми) |
18 | 16.02.16 | Дискуссионный клуб «Мир профессий» |
19 | 03.03.16 | Районный семинар «Теория и практика профориентационной работы» |
20 | 15.03.16 | «День изобретения сети Интернет» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми) |
21 | март 2016, открытая дата | Районная Олимпиада по профориентации |
22 | 18.03.16 | Дискуссионный клуб «Мир профессий» |
23 | 01.04.16 | КВН «Физики и лирики» |
24 | 02.04.16 | Мероприятие, посвященное международному Дню детской книги. Партнёр Библиотека №2 им. Ф. Абрамова. |
25 | 12.04.16 | «День космонавтики» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми) |
26 | 12.05.16 | «День радио» в рамках серии районных образовательных мероприятий (бесед, встреч с интересными людьми, мастер-классами, играми) |
Список использованной литературы
1. Голованов В.П., Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие, М.: Владос, 2010,- 192 с.
2. Дополнительное образование детей., Учебное пособие / Под ред. О.Е. Лебедева М.: Владос, - 256 с.
3. Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения.— М.: Изд. «Academia», 2010, - 304 с.
4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О., Профориентология: Теория и практика; Учебное пособие для высшей школы. М.: «Академический проект»,208, - 192 с.
5. Научно - методический журнал Методист, www.metobraz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессиональной ориентации обучающихся
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориент...
"Модель профессиональной ориентации выпускников основной школы"
Итоговая работа по модулю ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования". Данная модель написана для работы в конкретной школе, но мо...
Модель профессиональной ориентации воспитанников Нахимовского военно-морского училища.
Профориентация – это «научно-обоснованная система подготовка молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные способности каждой личности, так и необх...
Из опыта работы: «Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии, выбрать среди них ту, с которой начинается трудовой жизненный путь?...
Профессиональная ориентация обучающихся 9 классов Программа организации диагностической и консультативной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.
Одним из направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива на основной ступени образования является воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения обучающихся к образован...
Выступление на педагогическом совете «О профориентационной работе: как организовать на уровне общего образования. Единая модель профессиональной ориентации»
В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ ...