Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы
статья по теме
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога - это профориентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_deyatelnosti_socialnogo_pedagoga.docx | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления деятельности социального педагога
по профессиональной ориентации учащихся основной школы
Ярошевская С.Н.
социальный педагог муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области.
Региональная инновационная площадка «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся»
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Примерно 70% жизни мы посвящаем работе. Несоответствие профессии, способностям и интересам, психологическим особенностям приводит к тому, что мы расплачиваемся за это здоровьем. Поэтому одно из направлений работы социального педагога школы является профориентация учащихся.
Задача социального педагога – познакомить учащихся с образовательными, профессиональными учреждениями города и округа, перечнем предлагаемых профессий; изучить потребности рынка труда по выбранной профессии, помочь учащемуся определить свои индивидуальные склонности, способности, траекторию дальнейшего образовательного пути.
Цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Профессиональная ориентация в условиях основной школы направлена на решение следующих задач:
- ознакомление с миром профессий;
- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
- ознакомление с правилами выбора профессии;
- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.
В содержание работы социального педагога по проблемам профессиональной ориентации включены следующие направления:
1. Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Уровень образования и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка» и др.
2. Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство. Экскурсии на УПК, в профессиональные учебные заведения.
3. Участие школьников в конкурсе «Кто больше знает о профессии», написание и защита рефератов о профессиях, коллективное творческое дело «Защита профессий».
4. Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность, шефская работа.
5. Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.
6. Изучение читательских интересов школьников. Совместное с библиотекой составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.
7. Оформление на каждого учащегося профориентационного «дела», в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся, «Лист профессиональной консультации».
8. Рекомендации школьникам 9-11-х классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.
9. Участие в работе ученических трудовых объединений.
10. Доклады на родительских собраниях на темы: «Что значит правильно выбрать профессию», «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии».
11. Координация деятельности учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учениками [4].
Целесообразно составлять планы подготовки к выбору профессии каждому старшекласснику. Они должны носить глубоко индивидуальный характер и должны быть тесно связаны с самовоспитательной деятельностью [2].
Формирование готовности к выбору профессии достигается в ходе целенаправленного воздействия на личность. Для правильного выбора профессии важно не только определить способности, мотивы, индивидуальные черты характера, а в первую очередь – профессиональную направленность личности [7, с. 79].
Основными функциями социального педагога в решении проблемы профориентации могут быть:
1. Диагностическая;
2. Организационная;
3. Информационно-просветительская;
4. Мотивационная;
5. Профилактическая;
6. Воспитательная;
7. Коммуникативная [6, с. 91].
1. Диагностическая функция.
В рамках диагностической функции профориентационная работа предполагает:
- изучение профессиональных намерений учащегося (узнать, что собирается делать учащийся после окончания 9 класса: учиться в 10 классе, поступать в вуз, учреждения НПО, СПО и т.д.);
- выявление роли родителей в становлении профессионального выбора подростка (оказывают ли родители влияние на профессиональный выбор подростка, учитывает ли ребенок мнение родителей и т.п.);
- изучение познавательных интересов подростка (существуют ли любимые и нелюбимые предметы, есть ли интересы, связанные с выбором профессии: чтение специальной литературы, посещение факультативов и т.д.);
- изучение склонностей (какие склонности выявляются в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное время, есть ли склонности, связанные с выбором профессии).
- изучение способностей (есть ли профессиональные способности, необходимые для успешного освоения профессии и т.д.). Как развивает способности, связанные с выбором профессии;
- выявление положительных качеств личности подростка, которые будут способствовать осуществлению его профессиональных намерений, а также негативных качеств, затрудняющих их осуществление;
- определение оценки подростком своих успехов и достижений в учебной деятельности [5, с. 67].
2. Организационная функция.
В рамках организационной функции деятельность социального педагога предполагает также организацию и участие в проведении общешкольных мероприятий по профориентации: недели профориентации, дни профессий (совместно с учебными заведениями), конкурсы мастерства, информационные встречи и т.п. [9, с. 181].
3. Информационно-просветительская функция предполагает:
- проведение справочно-информационных профконсультаций;
- информирование школьников о ситуации на рынке труда [1];
4. Мотивационная функция. Социальный педагог осуществляет работу по формированию мотивации к трудовой деятельности. Задача социального педагога состоит в том, чтобы сформировать у каждого подростка такую жизненную позицию при выборе профессии, которая соответствовала бы призванию личности и желанию достичь успеха в профессиональной деятельности.
5. Профилактическая функция в профориентации заключается в предупреждении неправильного выбора учащимися профессии.
Существует несколько классических ошибок, которые допускают молодые люди при выборе профессии:
1) бытующие мнения о престижности профессии. Зачастую молодые люди выбирают профессию, руководствуясь фактором ее престижности, а способности и склонности выступают второстепенным критерием. Престижность зачастую прямо противоположна реальной востребованности того или иного вида деятельности на рынке труда;
2) выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей («за компанию»). Выбранная таким образом профессия чаще всего более или менее подходит тому, кто оказался инициатором, ведь только для него это осознанный выбор;
3) перенос отношения к человеку (представителю той или иной профессии) на саму профессию. При выборе профессии выпускники должны учитывать, прежде всего, особенности содержания труда, а не выбирать профессию только по тому, что им нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности;
4) увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии, без учета того, чем реально предстоит заниматься большую часть рабочего времени;
5) игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью предъявляют очень многие профессии. Однако, не имея четких представлений о характере профессий, многие школьники делают ошибки при профессиональном выборе.
6) незнание или недооценка своих психологических особенностей. При выборе профессии подростку необходимо учитывать свои способности, склонности, интересы, темперамент;
7) отождествление школьного учебного предмета с профессией. При выборе профессии молодые люди должны учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Интерес к школьному предмету не обязательно говорит о том, что понравится любая, связанная с ним работа.
6. Воспитательная функция. В рамках воспитательной функции профориентационная работа педагога социального предполагает [3, с. 115]:
- воспитание уважения к труду и представителям любой профессии.
- воспитание интереса к рабочей профессии.
7. Коммуникативная функция в профессиональной деятельности социального педагога заключается во взаимодействии с педагогом-психологом, классными руководителями, администрацией школы, представителями учебных заведений, руководителями кружков и объединений, медицинскими работниками, инспекторами по делам несовершеннолетних, а также с семьей подростка. Социальный педагог направляет свои действия на объединение усилий всех тех, кто профессионально может помочь подросткам и их семьям решить существующие проблемы [8, с. 233].
Социальный педагог должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью.
Литература:
- Ананьева, Е., Белоусова, В. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Е.Ананьева, В. Белоусова. - М. : Аванта, 2003 г. – 432 с.
- Махаева, О.А. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М. : УЦ «Перспектива», 2000.
- Никитина, Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении / Л. Никитина. / Воспитание школьников. – 2001. - №1. – с.33-36.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. Творческий центр / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2004 г. – 482 с.
- Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - СПб. : ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 г. – 462 с.
- Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося / Г.В. Резапкина. – М. : Генезис, 2000. – 80 с.
- Резапкина, Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов / Г.В. Резапкина. – М. : Генезис, 2004. – 48 с.
- Тищенко, Е.Я. Социальная педагогика: курс лекций. / Е.Я. Тищенко. - М. : ВЛАДОС, 2000 г. – 416 с.
- Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М. : Владос Пресс, 2004 г. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления деятельности и формы взаимодействия социального педагога в работе с учащимися и их родителями.
Основные направления деятельности и формы взаимодействиясоциального педагога в работе с учащимися и их родителями....
Основные направления деятельности и формы работы с учащимися детей с ОВЗ
Психолого - педагогическое сопровождение учащихся «Шербакульской школы-интернат» направлено на формирование адаптированной личности ребенка, способной к управлению психологическим и физиологичес...
"Модель профессиональной ориентации выпускников основной школы"
Итоговая работа по модулю ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования". Данная модель написана для работы в конкретной школе, но мо...
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Важнейшей задачей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и под...
Роль физики при организации профессиональной ориентации учащихся средней школы
Роль физики при организации профессиональной ориентации учащихся средней школы...
Преемственность основных направлений деятельности учителей начальных классов с основной школой с целью создания системы непрерывного образования
основные моменты перехода детей из начальной в основную школу...
Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....