Роль физики при организации профессиональной ориентации учащихся средней школы
статья по физике (11 класс) на тему
Роль физики при организации
профессиональной ориентации учащихся средней школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_nurieva.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль физики при организации
профессиональной ориентации учащихся средней школы
Задача педагога помочь ребёнку в выборе профессии, в познании самого себя. И если на пороге 11 класса молодой человек чётко знает, на что способен, и знает, куда пойти учиться, значит, педагог сделал своё дело хорошо. Поэтому работа должна идти не только в рамках воспитательных мероприятий, но и непосредственно на уроках. Для успешного выбора профессии неоценима роль знаний, полученных при изучении школьных предметов, развитие способностей через углублённое изучение отдельных предметов.
Ведь каждый из учебных предметов школьного курса связан с той или иной профессиональной областью.
Как учитель физики на своих уроках я информирую учащихся о различных видах профессиональной деятельности. Знания по физике составляют основы современной науки и техники, широко используются в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины. Достижения современной цивилизации немыслимы без физики. Недооценка роли физики приведет к существенному снижению уровня подготовки специалистов во многих отраслях, в том числе весьма далеких от физики. Человек сталкивается с физикой на каждом шагу: в кухне и столовой, при ремонте квартиры и стирке, играя на компьютере или занимаясь физическим трудом. Наша жизнь, наше здоровье, наше настроение тесно связано с бесчисленными физическими явлениями вокруг нас и в нас самих. Физика тесно связана с такими профессиональными областями как: связь, энергетика, специальности электротехники, специальности механики, автоматика, строительство, радиотехника, авиация, космонавтика, фотография, оптика, преподавание, экология, научная работа.
Познакомимся с некоторыми профессиями и их взаимосвязи
с физикой поближе.
Вид профессии | Вид деятельности | Связь с физикой |
Архитектор-дизайнер | Разрабатывает проекты интерьеров зданий; Собирает необходимые сведения об изделиях, их конструкции, технологии изготовления, материалах; Разрабатывает проектные схемы, эскизы, рабочие чертежи | необходимо учитывать физические свойства материалов, законы механики |
Врач-терапевт, врач-педиатр | выявить причину недомогания человека, поставить диагноз и назначить адекватное лечение | знать характеристики воздействия физических факторов на организм; физические основы функционирования медицинской аппаратуры; правила техники безопасности, работы с физическими приборами; правила использования ионизирующего облучения и риски, связанные с их воздействием на биологические ткани; методы защиты и снижения дозы воздействия; |
Электро-газосварщик | В процессе производственной деятельности: Собирает заготовки конструкций; Налаживает сварочное оборудование; Устанавливает режим сварки; Регулирует процесс образования шва; Предупреждает возникновение деформаций в изделии; Заваривает дефекты конструкций; | Электрические характеристики сварочного оборудования; Свойства обрабатываемых материалов; Знание принципа действия и устройства сварочного аппарата |
Инженер-конструктор | Проектирование машин; Руководит выполнением отдельных стадий проектно-конструкторских работ; Участвует в конструировании изделий, оснастки и инструмента | Решение количественных задач при конструировании; Физические свойства опытных образцов; Знание в области электричества, механики; Теория машин и механизмов; Сопротивление материалов. |
Токарь | Токарь выполняет на токарном станке операции по обработке и расточке поверхностей, нарезание резьбы, сверление, зенкирование, калибровку, используя заготовок металл, обеспечивает соответствие детали указанным размерам | Знать конструкцию станков; Правила теплообработки; Решать задачу определения режима резания и точения |
Бетонщик | Изготовляет бетонную смесь; Бетонирует сборные конструкции; Изготовляет стеновые панели, плиты, балконы Контролирует количество и качество бетонной смеси; | Применение электрифицированного инструмента; Знание пропорций при изготовлении смесей. |
Слесарь по ремонту автомобилей | обеспечивает техническое обслуживание автомобилей различных марок; устраняет неисправности, предотвращает их возникновение; работа слесаря по ремонту автомобилей – высококвалифицированный труд, требующий большого объема знаний и навыков. | Работа с электрооборудованием; Электротехника; Металловедение; Устройство и технология ремонта; |
Чем же руководствоваться ученику при выборе профессии?
Первый шаг – это правильно сформулировать свои желания
Здесь ученикам помогают «Я - высказывания»:
* Я собираюсь…
* Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы…
* Я могу достичь успеха в…
* Я мечтаю…
Второй шаг – сбор и оценка информации, которые включают в себя востребованность профессии на рынке труда, уровень квалификации, учебные заведения, где обучают этой профессии и каков в них конкурс,
Третий шаг – принятие решения и планирование достижения цели. Тут стоит отметить роль желаний самого ученика, его реальные возможности, помощь близких при принятии решения.
Считаю полезным, дать для ознакомления данные Министерства образования и науки о специальностях, в которых особо будет нуждаться страна через 5 лет.
От себя хочу добавить, что работая долгое время в школе учителем физики, я заметила, что в последнее время роль физических знаний заметно возросла, ребята чаще выбирают ЕГЭ именно по этой дисциплине, так как самые востребованные профессии предполагают глубокие знания по физике.
Как классный руководитель и как учитель физики даю ученикам несколько советов:
- Оцените свое соответствие требованиям каждой из нравящихся вам профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
Все это даст оценить реальную ситуацию. Поможет найти правильный путь в жизни.
Кроме этого ученикам предлагаются профориентационные тесты:
1. Тест -профориентация по Е.А. Климову
2. «Определение профессиональных склонностей» методика Л. Йовайши в
модификации Г. Резапкиной
3. «Карта интересов» А.Е.Голомштока
В старших классах основная задача школьника – определиться с вузом. Для этого необходима конкретная информация об учебных заведениях, днях открытых дверей, подготовительных курсах. Структура мотивации, личности и интеллекта к этому возрасту становится уже более устойчивой. Поэтому мы знакомимся с университетами, техникумами и другими учебными заведениями. По возможности посещаем дни открытых дверей.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
Использованные интернет -ресурсы:
http://school38.of.by/proforient/profor9.html
http://do.gendocs.ru/docs/index-112398.html
http://vyborprofessia.narod.ru/
http://rcpom.edu.by/main.aspx?guid=1831
http://school1-prs.edu.yar.ru
http://www.gdeuchitca.ru
http://psimaster.ru
http://vsetesti.ru/410/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.
Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...
П Р О Г Р А М М А по физике для 10-11 классов средней школы (базовый уровень)
П Р О Г Р А М М Апо физике для 10-11 классовсредней школы(базовый уровень)...
Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога - это профориентация....
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"
Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...
Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык
Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...
Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"
В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...