Педагогический проект "Профессиональная ориентация в сельской школе"
проект (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Профориентационная работа в школе — это комплекс мероприятий, направленный на формирование осознанного выбора учащимися будущей профессии, который осуществляется администрацией школы, классными руководителями, родителями учащихся. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Каждая школа строит свою систему профориентационной работы согласно общей образовательной программе школы, ее целям и задачам, при этом учитывая все новые возникающие запросы общества. Соответственно, каждая школа строит удобную для себя и работающую систему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedproekt_proforientatsiya_2017.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Мыслить о будущем –
действовать в настоящем!
Введение.
Правильный и вовремя сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Сегодняшние реалии требуют от школы создание системы условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в осознанном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоактуализации в новых экономических и социокультурных условиях.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентационная работа в школе — это комплекс мероприятий, направленный на формирование осознанного выбора учащимися будущей профессии, который осуществляется администрацией школы, классными руководителями, родителями учащихся. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Каждая школа строит свою систему профориентационной работы согласно общей образовательной программе школы, ее целям и задачам, при этом учитывая все новые возникающие запросы общества. Соответственно, каждая школа строит удобную для себя и работающую систему
Социальная значимость указанной проблемы определила тему педагогического проекта.
Цель данного проекта – разработка и описание модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее).
Задачи:
- описать организационные условия деятельности команды ОО по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения;
- разработать план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО на всех уровнях обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее);
- обеспечить методическое сопровождение педагогических кадров по организации профориентационной работы с учащимися.
- Определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков.
- Поиск активных форм и методов формирования профессиональной ориентации
Методы исследования.
- Изучение научной литературы и периодических изданий.
- Диагностические исследования.
- Анализ собственной системы работы по данной проблеме.
База исследования: МКОУ « Александровская СШ».
Актуальность
Профориентационная деятельность имеет свою специфику в сельской школе Здесь есть свои преимущества и недостатки. Поэтому профориентационная помощь остается по-прежнему актуальной. Однако без серьезной научно обоснованной базы она может оказаться неэффективной и даже нанести вред. Проблема выбора перед человеком встает уже в школьном возрасте, и если подростков не научить принимать самостоятельные, взвешенные решения, основанные на самопонимании, в дальнейшем им будет сложнее справляться с жизненными трудностями, адаптироваться к профессиональной деятельности. В школе необходима единая профориентационная система, разработанная на базе серьезного научно-методического комплекса, которая должна быть построена за счет имеющихся ресурсов, но при этом давать учащимся одинаковую с городской школой профориентационную подготовку. Такая система должна сочетать в себе все основные подходы, — информационный, консультативно-диагностический, развивающий, активизирующий. В этом случае она будет способствовать тому, чтобы на каждом этапе учебной и профессиональной деятельности школьники могли совершать осознанный, объективный выбор, позволяющий максимально раскрыть свой потенциал в труде, осуществляя деятельность, имеющую для них смысл и востребованную в обществе.
Что же конкретно делается в школе по профориентации учащихся?
Технологическая карта проведения профориентационной работы
1.Знакомство с миром профессий начинается в начальных классах на уроках русского языка и математики, окружающего мира и технологии, занятиях внеурочной деятельности. Изучая суффиксы и решая задачи, знакомясь с баснями И. Крылова и рассматривая вопросы экологии, они вместе с учителем познают взрослый мир, защищают мини-проекты, расширяют свой кругозор. В условиях введения ФГОС ученики школы знакомятся с миром профессий во внеурочной деятельности. В начальной школе (1–4 классы) классные руководители формируют представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. На данном этапе у учащихся происходит осознание того, что такое профессия и зачем она нужна.
Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:
- показывают учащимся роль труда в жизни человека;
- привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;
- организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия;на объекты, в различные организации
- проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий;
- вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
- учат работе по формированию портфолио;
- знакомят учащихся с миром профессий. (рассказы, беседы, просмотр мультфильмов о профессиях)
Формы и методы профориентационной работы в начальной школе во внеурочное время:
- Игры и упражнения;
- Конкурсы и конференции проектных работ;
- Организация работы клубов и кружков;
- Оформление уголка по профориентации “В мире профессий”;
- Экскурсии
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Например:
- «Угадай профессию по жестам»,
- «Вспомни как можно больше слов
на букву “…”, связанных с данной профессией»,
- «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией»
Конкурсы и конференции проектных работ
Тематика:
«Моя профессия - профессия будущего»;
«Хочу быть…и буду»;
«Защищаю профессию…»;
«Быть мне…»;
«Профессия моих родителей - моя профессия»;
«Труд парикмахера» и др.
2. В основной школе (5–9 классы) формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Также формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. На этом этапе с учащимися проводится профориентационная диагностика (изучаются склонности, способности, интересы). Используются методики: ДДО Климова, тест Голланда, «Темперамент» Айзенка, Карта интересов. Основой деятельности в 9 классе выступает проведение курса « Профориентационная подготовка». Он направлены на получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе созданных профессиональных ситуаций. В старших классах (10–11классы) профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Теме профориентации посвящены темы уроков по технологии. В системе профориентационной работы этот этап является самым ответственным. Именно поэтому в этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Учащиеся 10–11 классов делают первые шаги в профессию через «Дни самоуправления», которые проводятся в школе. Выпускники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника, делают первые шаги в управленческой деятельности.
Организация профессиональной ориентации в сельской школе имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что на процесс обучения и воспитания сельских школьников оказывают влияние объективные факторы (отсутствие профессиональных учебных заведений и промышленных предприятий на территории села; узкий спектр специалистов различных профессий, которыми владеют сельские жители; отсутствие центров занятости населения и специалистов-профориентологов, ограниченность информации, малое количество учащихся). Так как в школе отсутствует ставка психолога (низкая численность учащихся), основная работа по профессиональной ориентации ложится на классных руководителей и учителя технологии.
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
• составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
• организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
• ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
• помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
• организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
• организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
• проводит анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
• проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
• организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений, с представителями различных профессий
Учителя - предметники:
• способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, элективные курсы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
• обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
• способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
• проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
Библиотекарь:
• регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
• изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;
Изучение опыта работы в данном направлении в нашей школе показало, что основными формами и методами профориентационной работы являются:
1. профориентационные уроки, где классный руководитель рассказывает о популярных на рынке труда профессиях, об учебных заведениях Волгоградской области;
2. классные часы, беседы на темы: “Что значит правильно выбрать профессию?”, “Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?”, “Здоровье и выбор профессии”, “Уровень образования и выбор профессии”, “Выбор профессии в условиях рынка”, “Как избежать безработицы” и др;
3. на уроках технологии также есть раздел, посвященный профориентации, где преподаватель проводит профориентационные тесты, методики на выявление способностей, склонностей и интересов. Также на уроках технологии учащиеся осваивают различные виды деятельности, которые в будущем могут помочь определиться с выбором профессии.
4. ежегодные родительские собрания по профориентационной тематике (“Что значит правильно выбрать профессию”, “Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии
5. . экскурсии на производство: МЧС( в районе), библиотека, магазин, ФАП
Наши выпускники – наши помощники и друзья, частые гости и участники мероприятий. Стало традицией проведение встреч «Сто вопросов о профессии», на которых ученики могут задать интересующий их вопрос гостю, узнать о профессии из первых рук. Так мы познакомились с профессиями наших выпускников: врач, мерчендайзер, полицейский, военный, экономист, программист, и другие. Мы отслеживаем биографии выпускников. Радует тот факт, что они работают в разных уголках нашей страны но, приезжая в родное село, обязательно приходят в школу и делятся своими впечатлениями, рассказывают о своей карьере ученикам. Такое доверие со стороны наших выпускников подсказывает нам, что наши ориентиры в работе по профориентации верные.
Большую помощь в организации профориентационной работы играет доступ в Интернет. В своей работе мы используем интернет-ресурсы различных сайтов. Материалы для проведения занятий по профориентации доступны на сайте, рекомендованном Комитетом образования и науки Волгоградской области www.засобой.рф., на котором стартовал профориентационный проект « Zасобой в профессию».
В ходе проекта нам необходимо было найти активные формы и методы формирования профессиональной ориентации. Все изученные методы систематизированы в схему:
МЕТОДЫ И ФОРМЫ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ВЕРБАЛЬНЫЕ | ПРАКТИЧЕСКИЕ | НАГЛЯДНЫЕ |
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ | КРУЖКИ | ВНЕШНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕИГРЫ | Уроки технологии | ИНТЕРАКТИВНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ |
ТРЕНИНГИ | ЭКСКУРСИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ | МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ |
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЛЕКЦИИ, БЕСЕДЫ, ДИСПУТЫ, УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ, ТОК-ШОУ | ВСТРЕЧИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ, ССУЗов, | ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ, СКЛОННОСТЕЙ, СПОСОБНОСТЕЙ |
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ | ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА | БРОШЮРЫ, БУКЛЕТЫ, ЛИСТОВКИ |
ПРОЕКТЫ | КОНКУРСЫ | ВИДЕОУРОКИ |
ПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ | ВЫСТАВКИ | Мультфильмы, видеоролики |
НЕДЕЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ | РЕКЛАМНЫЕ АКЦИИ | РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ |
ФЕСТИВАЛИ ПРОФЕССИЙ | ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ | ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ |
ЯРМАРКИ ПРОФЕССИЙ | ||
Ожидаемые результаты реализации модели
Профориентационная работа должна представлять собой системную деятельность, включающую не только целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, но и критерии эффективности профориентации. Результатами профориентации являются:
– повышение статуса рабочих профессий;
– открытая информационная среда профориентационной работы;
– обеспечение информированности учащихся о рынках труда и перспективах экономического развития района и республики;
– увеличение доли выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях;
– увеличение доли учащихся, определившихся с выбором профессии (специальности) к окончанию школы;
– увеличение доли учащихся, выбравших рекомендованные им профессии;
– обеспечение сбалансированности (совпадений) потребностей в кадрах и реального выбора;
– увеличение доли школьников, добившихся реализации своих планов при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации;
– увеличение показателей трудовых достижений выпускников школ, связанных с профориентацией;
– увеличение доли школьников, удовлетворенных сделанным выбором.
Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу или на учебу в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профессиям и специальностям, отвечающим актуальным потребностям общества в целом.
Заключение
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.
Таким образом, поставленные в начале разработки модели задачи, мы считаем, выполненными в полном объёме, а именно:
1. Описаны организационные условия деятельности по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения.
2. Изучены мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО на всех уровнях обучения (начальное, основное, среднее).
3. Определена необходимая ресурсная база ( информационные и методические ресурсы, диагностический инструментарий и др.) для сопровождения профессиональной ориентации школьников в ОО.
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Успех, благополучие, достойная жизнь и уважение окружающих - как много зависит от правильного решения в выборе профессии!
Таким образом, можно сделать вывод, что профориентационная работа действительно помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1
Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1г. Томска"был разработан и реализуетс...
Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога - это профориентация....
Профессиональная ориентация в начальной школе
Занятие предназначено для обучающихся 1-х классов. Занятие может проводить психолог или учитель....
Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования
Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики. Задачи:- изучить и разработать нормативно-правовую базу по ор...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
проект «Профессиональная ориентация и социализация обучающихся детей с ОВЗ»
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами профессионального образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их по...
Проект «Профессиональная ориентация и социализация обучающихся детей с ОВЗ»
Состав рабочей группы по данному проекту: - Руководитель рабочей группы: 1. Кобзарь Т.В. педагог-психолог - Участники рабочей группы: 2. Социальные педагоги: П.М. Климова, И.Н. Гаранина. 3. Педагог ...