Педагогический проект "Профессиональная ориентация в сельской школе"
проект (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Бондаренко Зинаида Федоровна

Профориентационная работа в школе — это комплекс мероприятий, направленный на формирование осознанного выбора учащимися будущей профессии, который осуществляется администрацией школы, классными руководителями, родителями учащихся. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Каждая школа строит свою систему профориентационной работы согласно общей образовательной программе школы, ее целям и задачам, при этом учитывая все новые возникающие запросы общества. Соответственно, каждая школа строит удобную для себя и работающую систему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedproekt_proforientatsiya_2017.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мыслить о будущем –

действовать в настоящем!

Введение.

Правильный и вовремя сделанный выбор – это начало  пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Сегодняшние реалии требуют от школы создание системы условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в осознанном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоактуализации в новых экономических и социокультурных условиях.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. 

Профориентационная работа в школе — это комплекс мероприятий, направленный на формирование осознанного выбора учащимися будущей профессии, который осуществляется администрацией школы, классными руководителями, родителями учащихся. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Каждая школа строит свою систему профориентационной работы согласно общей образовательной программе школы, ее целям и задачам, при этом учитывая все новые возникающие запросы общества. Соответственно, каждая школа строит удобную для себя и работающую систему

Социальная значимость указанной проблемы определила  тему  педагогического проекта. 

Цель данного проекта – разработка и описание модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее).

Задачи:

  • описать организационные условия деятельности команды ОО по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения;
  • разработать план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО на всех уровнях обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее);  
  • обеспечить методическое сопровождение педагогических кадров по организации профориентационной работы с учащимися.
  • Определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков.
  • Поиск активных форм и методов формирования профессиональной ориентации

 

Методы исследования.

  • Изучение  научной литературы и периодических изданий.
  • Диагностические исследования.
  • Анализ собственной системы работы по данной проблеме.

База исследования: МКОУ « Александровская СШ».

Актуальность

Профориентационная деятельность имеет свою специфику в  сельской школе      Здесь есть свои преимущества и недостатки.  Поэтому профориентационная помощь остается по-прежнему актуальной. Однако без серьезной научно обоснованной базы она может оказаться неэффективной и даже нанести вред. Проблема выбора перед человеком встает уже в школьном возрасте, и если подростков не научить принимать самостоятельные, взвешенные решения, основанные на самопонимании, в дальнейшем им будет сложнее справляться с жизненными трудностями, адаптироваться к профессиональной деятельности. В школе необходима единая профориентационная система, разработанная на базе серьезного научно-методического комплекса, которая должна быть построена за счет имеющихся ресурсов, но при этом давать учащимся одинаковую с городской школой профориентационную подготовку. Такая система должна сочетать в себе все основные подходы, — информационный, консультативно-диагностический, развивающий, активизирующий. В этом случае она будет способствовать тому, чтобы на каждом этапе учебной и профессиональной деятельности школьники могли совершать осознанный, объективный выбор, позволяющий максимально раскрыть свой потенциал в труде, осуществляя деятельность, имеющую для них смысл и востребованную в обществе.

Что же конкретно делается в школе по профориентации учащихся?

Технологическая карта проведения профориентационной работы

1.Знакомство с миром профессий начинается в начальных классах на уроках русского языка и математики, окружающего мира и технологии, занятиях внеурочной деятельности. Изучая суффиксы и решая задачи, знакомясь с баснями И. Крылова и рассматривая вопросы экологии, они вместе с учителем познают взрослый мир, защищают мини-проекты, расширяют свой кругозор. В условиях введения ФГОС ученики школы знакомятся с миром профессий во внеурочной деятельности. В начальной школе (1–4 классы) классные руководители формируют представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. На данном этапе у учащихся происходит осознание того, что такое профессия и зачем она нужна.

Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:

  •  показывают учащимся роль труда в жизни человека;
  • привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;
  • организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия;на объекты, в различные организации
  •  проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий;
  • вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
  • учат работе по формированию портфолио;
  • знакомят учащихся с миром профессий. (рассказы, беседы, просмотр мультфильмов о профессиях)

Формы и методы профориентационной работы в начальной школе  во внеурочное время:

  1. Игры и упражнения;
  2. Конкурсы и конференции проектных работ;
  3. Организация работы клубов и кружков;
  4. Оформление  уголка по профориентации        “В мире профессий”;
  5. Экскурсии

Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии.         Например:

 - «Угадай профессию по жестам»,

- «Вспомни как можно больше слов

 на букву “…”, связанных с данной профессией»,

- «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией»

Конкурсы и конференции проектных работ

Тематика:

 «Моя профессия - профессия будущего»;

 «Хочу быть…и буду»;

«Защищаю профессию…»;

«Быть мне…»;

«Профессия моих родителей - моя профессия»;

«Труд парикмахера» и др.

2. В основной школе (5–9 классы) формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Также формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. На этом этапе с учащимися проводится профориентационная диагностика (изучаются склонности, способности, интересы). Используются методики: ДДО Климова, тест Голланда, «Темперамент» Айзенка, Карта интересов. Основой деятельности в 9 классе выступает проведение курса « Профориентационная подготовка». Он направлены на получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе созданных профессиональных ситуаций. В старших классах (10–11классы) профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Теме профориентации посвящены темы уроков по технологии. В системе профориентационной работы этот этап является самым ответственным. Именно поэтому в этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Учащиеся 10–11 классов делают первые шаги в профессию через «Дни самоуправления», которые проводятся в школе. Выпускники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника,  делают первые шаги в управленческой деятельности.

Организация профессиональной ориентации в сельской школе имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что на процесс обучения и воспитания сельских школьников оказывают влияние объективные факторы (отсутствие профессиональных учебных заведений и промышленных предприятий на территории села; узкий спектр специалистов различных профессий, которыми владеют сельские жители; отсутствие центров занятости населения и специалистов-профориентологов, ограниченность информации, малое количество учащихся). Так как в школе отсутствует ставка психолога (низкая численность учащихся), основная работа по профессиональной ориентации ложится на классных руководителей и учителя технологии.

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

•        составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

•        организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

•        ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

•        помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

•        организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

•        организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

•        проводит анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

•        проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

•        организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений, с представителями различных профессий

     Учителя - предметники:

•        способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, элективные курсы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;

•        обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

•        способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

•        проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

       Библиотекарь:

•        регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

•        изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;

Изучение опыта работы в данном направлении в нашей школе  показало, что основными формами и методами профориентационной работы являются:
1. профориентационные уроки, где классный руководитель рассказывает о популярных на рынке труда профессиях, об учебных заведениях Волгоградской области;
2. классные часы, беседы на темы: “Что значит правильно выбрать профессию?”, “Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?”, “Здоровье и выбор профессии”, “Уровень образования и выбор профессии”, “Выбор профессии в условиях рынка”, “Как избежать безработицы” и др;
3. на уроках технологии также есть раздел, посвященный профориентации, где преподаватель проводит профориентационные тесты, методики на выявление способностей, склонностей и интересов. Также на уроках технологии учащиеся осваивают различные виды деятельности, которые в будущем могут помочь определиться с выбором профессии.
4. ежегодные родительские собрания по профориентационной тематике (“Что значит правильно выбрать профессию”, “Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии

5. . экскурсии на производство: МЧС( в районе), библиотека, магазин, ФАП

Наши выпускники – наши помощники и друзья, частые гости и участники мероприятий. Стало традицией проведение встреч «Сто вопросов о профессии», на которых ученики могут задать интересующий их вопрос гостю, узнать о профессии из первых рук. Так мы познакомились с профессиями наших выпускников: врач,  мерчендайзер, полицейский, военный, экономист, программист,   и другие. Мы отслеживаем биографии выпускников. Радует тот факт, что они работают в разных уголках нашей страны но, приезжая в родное село, обязательно приходят в школу и делятся своими впечатлениями, рассказывают о своей карьере ученикам. Такое доверие со стороны наших выпускников подсказывает нам, что наши ориентиры в работе по профориентации верные.
    Большую помощь в организации профориентационной работы играет доступ  в Интернет. В своей работе мы используем интернет-ресурсы различных сайтов. Материалы для проведения занятий по профориентации доступны на сайте, рекомендованном Комитетом образования и науки Волгоградской области
www.засобой.рф., на котором стартовал профориентационный проект « Zасобой в профессию».
В ходе проекта нам необходимо было найти активные формы и методы формирования профессиональной ориентации. Все изученные методы систематизированы в схему:

МЕТОДЫ И ФОРМЫ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ВЕРБАЛЬНЫЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ

НАГЛЯДНЫЕ

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

КРУЖКИ

ВНЕШНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕИГРЫ

Уроки технологии

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

ТРЕНИНГИ

ЭКСКУРСИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЛЕКЦИИ, БЕСЕДЫ, ДИСПУТЫ, УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ, ТОК-ШОУ

ВСТРЕЧИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ,  ССУЗов,

ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ, СКЛОННОСТЕЙ, СПОСОБНОСТЕЙ

КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

БРОШЮРЫ, БУКЛЕТЫ, ЛИСТОВКИ

ПРОЕКТЫ

КОНКУРСЫ

ВИДЕОУРОКИ

ПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ

ВЫСТАВКИ

Мультфильмы, видеоролики

НЕДЕЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

РЕКЛАМНЫЕ АКЦИИ

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

ФЕСТИВАЛИ ПРОФЕССИЙ

ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

ЯРМАРКИ ПРОФЕССИЙ

Ожидаемые результаты реализации модели

           Профориентационная работа должна представлять собой системную деятельность, включающую не только целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, но и критерии эффективности профориентации.           Результатами профориентации являются:

– повышение статуса рабочих профессий;

– открытая информационная среда профориентационной работы;

– обеспечение информированности  учащихся о рынках труда и перспективах экономического развития района и республики;

– увеличение доли выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях;

– увеличение доли учащихся, определившихся с выбором профессии  (специальности) к окончанию школы;

– увеличение доли учащихся, выбравших рекомендованные им профессии;

– обеспечение сбалансированности (совпадений) потребностей в кадрах и реального выбора;

– увеличение доли школьников, добившихся реализации своих планов при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации;

– увеличение показателей трудовых достижений выпускников школ, связанных с профориентацией;

– увеличение доли школьников, удовлетворенных сделанным выбором.

            Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу или на учебу в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профессиям и специальностям, отвечающим актуальным потребностям общества в целом.


Заключение

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Таким образом, поставленные в начале разработки модели задачи, мы считаем, выполненными в полном объёме, а именно:

1. Описаны организационные условия деятельности  по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения.

2. Изучены мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО на всех уровнях обучения (начальное, основное, среднее).  

3. Определена необходимая ресурсная база ( информационные и методические ресурсы, диагностический инструментарий и др.) для   сопровождения профессиональной ориентации школьников в ОО.

Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Успех, благополучие, достойная жизнь и уважение окружающих - как много зависит от правильного решения в выборе профессии!

 Таким образом, можно сделать вывод, что профориентационная работа действительно помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1

Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1г. Томска"был разработан и реализуетс...

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

Профессиональная ориентация в начальной школе

Занятие предназначено для обучающихся 1-х классов. Занятие может проводить психолог или учитель....

Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования

Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики.  Задачи:- изучить и разработать нормативно-правовую базу по ор...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

проект «Профессиональная ориентация и социализация обучающихся детей с ОВЗ»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами профессионального образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их по...

Проект «Профессиональная ориентация и социализация обучающихся детей с ОВЗ»

Состав рабочей группы по данному проекту: - Руководитель рабочей группы: 1. Кобзарь Т.В. педагог-психолог - Участники рабочей группы: 2. Социальные педагоги: П.М. Климова, И.Н. Гаранина. 3. Педагог ...