Выступление на педагогическом совете «О профориентационной работе: как организовать на уровне общего образования. Единая модель профессиональной ориентации»
статья
В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнелюбажская школа-интернат»
Фатежского района Курской области
Выступление на педагогическом совете
«О профориентационной работе:
как организовать на уровне общего образования.
Единая модель профессиональной ориентации»
Подготовила
Борзенкова Т.А.,
кл. руководитель
с. Верхний Любаж, 2024
В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
В образовательном учреждении происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности. Поэтому работа по профессиональному самоопределению обучающихся должна проводиться на постоянной основе. Очень важным звеном в системе профориентации обучающихся является классный руководитель, который может повлиять на формирование потребности обучающихся в профессиональной деятельности и готовности к самоопределению. Система профориентационной работы классного руководителя включает взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения (классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, администрация), обучающихся и их родителей.
Главная задача профориентации заключается в том, чтобы через использование различных форм групповой и индивидуальной работы с обучающимися подвести их к пониманию как социальной, так и личной значимости правильного выбора профессии, стимулировать проявление их собственной активности в профессиональном самоопределении.
Роль классного руководителя в формировании у обучающихся качеств личности, направленных на профессиональное самоопределение
Выбрать среди множества профессий ту единственную, которая будет нравиться, весьма сложно. Поэтому важная роль в этом процессе отводится классному руководителю. Именно он может помочь узнать много информации о рынке труда, совместно с педагогом-психологом провести диагностику способностей обучающихся, дать совет о профессиональном выборе.
Профессиональная ориентация обучающегося, являющаяся составной частью педагогического процесса, решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.
Поэтому выбор профессии не должен происходить стихийно. Классному руководителю необходимо систематически проводить профориентационную работу.
Направления профориентационной работы классного руководителя
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- профессиональное просвещение;
- профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация и др.
Профессиональное просвещение
Профессиональное просвещение подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к индивидуальным особенностям личности, способах и путях приобретения профессии. Необходимо сформировать у учащихся целостное представление об экономике страны, ее отраслях, предприятиях, профессиях, о наличии учреждений профессионального образования.
Профессиональная диагностика
Каждая профессия предусматривает конкретные требования к психологическим и физиологическим особенностям личности. Поэтому важным направлением профориентационной работы с учащимися является профессиональная диагностика. Необходимо изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Профессиональная консультация
Профконсультация представляет собой систему оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся на основе длительного изучения индивидуальных особенностей каждого из них. Важно не просто диагностировать имеющиеся профессионально необходимые качества, но и выявить уровень готовности учащегося к выбираемой им профессии, а также стимулировать его к самовоспитанию и саморазвитию.
Современные формы профориентационной работы классного руководителя с обучающимися.
Для успешного достижения профориентационных целей классный руководитель обязан использовать такие методы и формы, которые учитывали бы особенности психического, физиологического состояния и уровень социальной адаптации обучающихся.
Профориентационное воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Важное значение в профориентационной работе с обучающимися играет ежедневное выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, развивает организаторские способности. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять обучающийся.
В вопросе оказания помощи обучающимся при выборе профессии важнейшая задача классного руководителя – развитие имеющихся у него склонностей и интересов к определённому виду труда. Это, в первую очередь, достигается с помощью дополнительного образования, факультативных занятий, внеклассных мероприятий. Широкий выбор кружков по интересам в нашей школе предоставляет возможность каждому обучающемуся реализовывать свои способности.
Самой распространённой формой работы в деятельности классного руководителя является классный час.
Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных особенностей учащихся. Классный руководитель обязательно включает в свою работу проведение профориентационных игр, викторин, турниров, тренингов.
Обучающиеся 6-7 классов с большим интересом включаются в интерактивную игру «Аукцион». можно организовать настольные игры (например, монополия.).
Классный руководитель должен тесно сотрудничать с библиотекой школы, где организуются книжные выставки (например, «Через профессию к успеху»), обзор свежих печатных и интернет изданий по теме профориентации.
В профориентационной работе целесообразно использовать календарь праздников тех или иных профессий: День строителя, День железнодорожника, День полиции, День учителя и другие профессиональные праздники – повод поговорить о какой-то конкретной профессии.
Формы работы классного руководителя по профориентации с родителями обучающихся
Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации обучающихся. Например, многие обучающиеся выбирают еще в детстве профессию своих родителей. Главная цель работы классного руководителя по профориентации с родителями обучающихся - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.
С 1 сентября 2023 года ЕДИНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ - ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МИНИМУМ (ПРОФМИНИМУМ) внедрился во всех школах Российской Федерации для обучающихся 6-11 классов.
Профминимум —это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, отражающий запрос общества.
Проект «Билет в будущее» - один из инструментов профминимума.
Билет в будущее – это Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации школьников, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». Участие в мероприятии принимают учащиеся 6–11 классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, родители, педагоги, специалисты, представители среднего профессионального и дополнительного образования.
Цель проекта «Билет в будущее»: построение системной модели содействия профессиональному самоопределению обучающихся 6 - 11 классов.
Занятия «Россия – мои горизонты» – те самые «классные часы» по четвергам, которые ведет классный руководитель. Это и обзоры, и введение в специальность, и тестирования на платформе «Билета в будущее», в которых, что очень важно, принимают участие и родители школьников.
В образовательных организациях (вне зависимости от выбора уровня реализации профминимума) должна быть обеспечена реализация курса внеурочной деятельности «Билет в будущее».
Профминимум в школах является ключевым элементом единой модели профориентации для школьников, определенной в письме Министерства просвещения № 05-848. Единая модель профориентации направлена на эффективный выбор будущей профессиональной траектории.
Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.
Совместная работа педагога-психолога, классных руководителей и родителей способствует сознательному подходу выпускников к выбору профессии, успешной социализации и адаптации в дальнейшей самостоятельной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"
Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"ГБОУ ГО №1085...
Презентация выступления на педагогическом совете «Организация индивидуальной работы с учащимися»
Тема выступления: §Сущность дифференцированного и индивидуального подходов в обучении на теоретическом уровне.§Педагогическая дифференциация учащихся специальной школы VIII вида....
Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»
В выступлении ставится задача рассмотреть возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с семьей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков»
В выступлении представлен мой личный опыт работы по профилактике и коррекции отклоняющего поведения подростков....
Презентация выступления на педагогическом совете "Система воспитательной работы как фактор личностного роста"
Презентация выступления на педагогическом совете "Система воспитательной работы как фактор личностного роста"...
Выступление на педагогическом совете по теме "Работа с одаренными детьми как необходимое условие качества образования"
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результато...