Модель профессиональной ориентации воспитанников Нахимовского военно-морского училища.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Профориентация – это «научно-обоснованная система подготовка молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные способности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества».

Система военно-профессиональной ориентации, служит средством оказания помощи молодым людям в жизненно важном для них вопросе выбора военной профессии и конкретной военной специальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_pechat_proforientatsiya_v_nvmu.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Модель профессиональной ориентации воспитанников Нахимовского военно-морского училища.

Профориентация – это «научно-обоснованная система подготовка молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные способности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества».

Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно-значимой деятельности.

Специфика профессиональной ориентации в Нахимовском военно-морском училище заключается:

- в формировании у воспитанников личностного отношения к будущей профессии, понимании ее значимости и смысла;

- в потребности в самовоспитании и волевой установке на служение Отечеству;

- в создании максимальных возможностей для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, а с другой – необходимостью вовремя заметить, откорректировать, развить их именно в той деятельности, которая соответствует призванию личности.

В процессе подготовки к выбору профессии воспитанников необходимо вооружить знаниями, обучить первичным воинским навыкам, подготовить физически и психологически к военной службе. Это, в свою очередь, требует от училища изыскать такие формы и методы профориентации, которые бы вооружили воспитанников современными знаниями о военных профессиях, их социальных, нравственных, психофизиологических, физических и медицинских аспектах, содержали элементы корабельных и шлюпочных практик.

Военно-профессиональная ориентация в Нахимовском военно-морском училище включает в свою структуру несколько этапов.

Первый (подготовительный) – начинается со вступительных испытаний, проводимых при поступлении в училище: проверка уровня знаний по общеобразовательным предметам, его эрудиции; оценка состояния здоровья и физической подготовленности; определение психофизиологических качеств. Кандидаты, не соответствующие установленным для поступления требованиям в училище, не зачисляются.

В 5-7 классе (на 1-3 курсе) проводится целенаправленное и всестороннее изучение ребенка. В процессе обучения организуется работа по развитию у него потребности в получении новых знаний и общественно-полезном труде; формированию таких общепрофессиональных качеств как дисциплинированность, исполнительность, трудолюбие, ответственность, а также укрепление здоровья и коррекция процесса становления отдельных психических функций (восприятие, память, мышление, речь). Учитывая возрастные особенности младших школьников, именно на этом этапе целесообразно доводить до них, в наиболее доступной форме первые обобщенные сведения о военной службе. Прививать бережное отношение к имуществу; знакомить с правилами ношения военной формы одежды; обучать первичным навыкам несения дежурной службы; требовать знания и исполнения обязанностей воспитанника, правил и норм поведения в училище, соблюдения правил личной гигиены.

На этом этапе весьма важным является помочь и воспитателю и воспитаннику получить правильное «представление о себе», а именно, изучить характерные особенности личности нахимовца: состояние здоровья, темперамент, черты характера, склонности, способности, интересы, потребности.

Второй (формирующий или предпрофессиональная подготовка) этап военно-профессиональной ориентации включает 8-9 классы (4-5 курсы).
На этом этапе продолжается изучение индивидуально-психологических качеств учащегося, формирование у него основных общепрофессиональных качеств личности: нравственных, интеллектуальных, волевых, физических и др. Одновременно активизируется процесс профессионального просвещения в ходе плановых занятий по общеобразовательным предметам и на уроках по военно-морской подготовке. Поэтому, кроме изучения истории основ военной службы, общей организации Вооруженных Сил, необходимо более подробно знакомить воспитанников с типологией профессиональной деятельности, в том числе и классификацией военно-морских профессий. Важным принципом в работе является активизация деятельности самих воспитанников, привлечение их к самостоятельному получению знаний о профессиях, а также опробованию своих сил при практическом выполнении элементов различных видов деятельности:

-на учебных занятиях по военно-морской и строевой подготовке;

- на практических занятиях в кружках и секциях (боцманский клуб, стрелковый клуб, яхтенный клуб);

- при проведении исследовательских работ, направляемых для участия в исторических и патриотических конкурсах;

- при несении дежурной и вахтенной служб в училище;

- при проведении торжественных и памятных мероприятий, посвящённых памятным датам и историческим событиям;

- в ходе летних практик в военно-спортивном лагере, летних патриотических смен.

Третий (основной) этап военно-профессиональной ориентации приходится на 10-11-е классы (на 6-7 курсы). Он, прежде всего, связан с завершением среднего образования и необходимостью окончательного принятия решения о выборе профессии, а также с непосредственной подготовкой к военной службе. На этом этапе завершается изучение личности юноши в условиях училища и военкомата (в 11-м классе), окончательно уточняется выбор учащимися военно-морской профессии по конкретной специальности, намечаются пути приобщения к ней, даются советы, что предпринять, как готовиться к будущей учебе и службе.

На данном отрезке военно-профессиональной ориентации больше всего следует практиковать различные формы профконсультационной и воспитательной работы, проводимые индивидуально.

Главными задачами данного этапа являются:

- формирования у учащегося интереса и готовности к обоснованному выбору военной профессии с учетом глубокого знания своих индивидуальных особенностей,

- расширение круга знаний старшеклассников о военных профессиях,

- конкретизация требований каждой из военных профессий к личности человека,

- организация процесса самовоспитания и заблаговременной подготовки к будущей учебе в военном училище.

Профориентационная работа на данном этапе должна быть направлена на углубление имеющихся у каждого кандидата знаний о выбранном военном учебном заведении и избранной профессии, формирование правильных знаний об особенностях учебы и службы.

Для решения этой задачи:

- организовываются встречи с выпускниками училища, ныне курсантами военных училищ и студентами учебных заведений;

- приглашаются представители как военных, так и невоенных учебных заведений, готовящих специалистов для Военно-Морского флота, где знакомят воспитанников с правилами поступления в эти учебные заведения и их перспективами;

- организовываются посещения «Ярмарок вакансий», а также учебных заведений во время проведения «Дней открытых дверей»,

- приглашаются для участия в беседах офицеры и ветераны Военно-Морского Флота;

- организовываются экскурсии на судостроительные предприятия и действующие корабли Военно-Морского Флота;

- проводится летняя практика нахимовцев на учебных кораблях Военно-Морского Флота.

Система военно-профессиональной ориентации, служит средством оказания помощи молодым людям в жизненно важном для них вопросе выбора военной профессии и конкретной специальности. Военно-профессиональная ориентация в Нахимовском военно-морском училище включает в свое содержание:

- военно-профессиональное просвещение (сообщение сведений о различных военных профессиях и специальностях);

- военно-профессиональное воспитание (формирование военно-профессиональной направленности);

- военно-профессиональную диагностику (изучение и оценку профессионально важных качеств и индивидуальных особенностей);

- военно-профессиональную консультацию (практические рекомендации по выбору профессии офицера и конкретной специальности)

- военно-профессиональное развитие (формирование психологической готовности к выбору профессии офицера и военной службе).

Важность этих направлений военно-профессиональной ориентации обусловлена тем, что неудачи в выборе профессии из-за несоответствия индивидуальных особенностей военного специалиста требованиям выполняемой им деятельности ведут к весьма неблагоприятным последствиям, авариям и катастрофам военной техники, человеческим жертвам.

Используемая литература:

«Школа и выбор профессии» / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой,

Г.Г. Агановой.- М., Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);

«Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя» / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.,: Просвещение, 2006 г.

«Профессиональная ориентация учащихся. Учебное пособие для студентов пед. институтов» / под ред.А.Д. Сазонова. М.: Просвещение, 1998 г.

Приказ Минобороны РФ от 24 апреля 2010 г. N 100 "Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу особенностей военно-патриотического воспитания в Нахимовском военно-морском училище

    В Нахимовское военно-морское училище дети поступают после окончания начальной школы в возрасте 10-11-ти лет. Здесь реализуются образовательные программы основного общего и...

Классный час "Ленинградское Нахимовское военно-морское училище"

Классный час для ознакомления воспитанников пятого класса с историей Ленинградского Нахимовского военно-морского училища....

Педагогическая концепция Лесгафта и ее применение в Нахимовском военно-морском училище.

В педагогической науке существует представление о человеке, которое заключает в себе ряд педагогических преобразований, в которых важную роль играет воспитательная функция, что позволяет говорить о че...

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское уч

I. Организация и осуществление образовательной деятельности1. Настоящий Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных ор...

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА

Проблема исследования ценностных ориентацией молодежи в юношеском возрасте остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардиналь...

Нахимовское военно-морское училище - кузница «Питонов». Откуда пошло название «Питон» и «Питония».

Нахимовское военно-морское училище на протяжении 75 лет является кузницей кадров будущих офицеров военно-морского флта. В данной публикации изложен материал о создании НВМУ и зарождения традиций в Нах...

Реализация программы по адаптации воспитанников Санкт-Петербургского Нахимовского военно-морского училища.

Изучение проблемы адаптации пятиклассников к условиям обучения в Нахимовском ВМУ продиктована необходимостью организации воспитательной работы и психолого-педагогического сопровождения нахимовцев в пр...