Тематический план кружка "Горенка"
план-конспект занятия на тему

Гилязова Евгения Александровна

Кружок для детей средней группы по патриатическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorenka_srednyaya_gruppa.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  •    Развитие речи, расширение кругозора.
  •    Воспитание мировоззрения на подлинных произведениях народной речи — устного народного творчества (исконно русских словах, словосочетаниях, оборотах и т.д.), подлинных предметах народного быта, в том числе и произведениях декоративно-прикладного творчества.
  •    Знакомство с приметами,
  •    особенностями родной природы,
  •    народного костюма,
  •    музыкальным фольклором,
  •    народными праздниками,
  •    обрядами и традициями;
  • знакомство с их особенностями.  

Задачи 

  •     Вызвать интерес к жизни родного края. Подводить к выводу, что человек — часть природы.
  •     Знакомить детей с жилищем русского человека: с избой, рубленной из бревен, печью, которая «всему голова». Дать представления о предметах быта: мебели (лавки, столы, сундуки, люльки); посуде (глиняной, чугунной, деревянной); предметах обихода (коромысло, кочерга, ухват, прялка). Дать сведения об одежде ((сарафан), пояс, женские головные уборы, передник); объяснить роль вышивки,  о продуктах питания (хлеб, щи, каша, блины, пироги, мясо, молоко, кисель, квас, мед).
  • Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей, помощи, выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости прошу, спасибо, мир вашему дому).
  •    Дать представления о народных праздниках: Рождество, Новый год,  Масленица, Красная горка.
  •    Познакомить с видами устного народного творчества: дразнилки, небылицы, докучные сказки, считалочки, скороговорки, загадки.  Воспитывать потребность в использовании устного народного творчества, желание самим придумывать сказки, песенки, потешки. Показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, запоминать, заучивать их, получая при этом удовольствие.
  •    Продолжать знакомить с историей возникновения русской народной игрушки: деревянной — матрешками, дергунчиками, богородской, глиняной — филимоновской, дымковской. Различать народную роспись дымковскую, филимоновскую. Воспитывать бережное отношение к произведениям прикладного искусства, желание самим создавать поделки по мотивам русских мастеров.

В основу деятельности кружка положены следующие принципы: 

  • Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, оборудования, темы занятия.
  • Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.
  • Уважение личности ребенка.

Занятия  основаны на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

 

Литература:

1.  О. Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской  народной культуры»    

     С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2010 г.

2. «Русский этнографический музей – детям»

     С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2001 г.

3. Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»

      С. П. Издательство «Детство-Пресс» 1999 г.

Дополнительная литература:

1. О.А. Соломенникова «Радость творчества» М. 2001 г.

2. Н.В.Пугачева, Н.А Есаулова «Конспекты занятий по этнографии и   народоведению в ДОУ» ЦПО Москва 2007г.

3. Ботякова О.А «Солнечный круг. Детский народный календарь»

 С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2004 г.

 

Октябрь

Занятие

Программное содержание

  1. «Жили – были дед и баба».

          [2.40]

Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре.

  1. «Теремок».

           [2.46]

Познакомить детей с традициями строительства избы (художественная и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, интерес к быту и обычаям России

  1. « Ой,  вы, гости – господа».

          [2.48]

Познакомить детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой: домашней утварью. Воспитывать любовь к русской народной культуре.

  1. «Чудесный сундучок».

           [1.46]

Проверить, как дети различают и называют овощи. Учить  различать по цвету, вкусу, величине и форме овощи, наиболее распространенные в нашей местности: огурец, перец, помидор, репа, баклажан, свекла, капуста, морковь. Учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.

Ноябрь

Занятие

Программное содержание

  1. «Матрешка –  раскрасавица».

           [3.102]  

Познакомить детей с русской деревянной игрушкой – матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки. Обратить внимание на характерные особенности семеновской матрешки, на материал, из которого она сделана. Вызвать эмоциональный отклик на игрушку, желание играть с нею. Формировать эстетический вкус.

  1. «Стоит изба из кирпича,

       то  холодна, то горяча».

       [1.37]

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с русской печкой, предметами быта: кочергой, ухватом, чугунком, горшком. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.

  1. «Волшебная дудочка»

[ 2.65]

Познакомить детей с шумовыми инструментами: погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком, деревянными ложками. Учить различать звучание этих музыкальных инструментов. Воспитывать у детей интерес к народной мелодии.

  1. «Баю – баю – баю – баю - бай,  

       поскорее засыпай».

           [3.34]

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями (объяснить назначение и особенности колыбельной песни). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, к устному народному творчеству.

Декабрь

Занятие

Программное содержание

  1. «Веселые  ложки»

           [1.56]

Продолжать знакомить детей  с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с  предметами быта: деревянными ложкам. Воспитывать у детей  интерес к русской бытовой культуре.

  1. «Деревянная забава».

           [2.79]

Познакомить детей с богородскими игрушками. Обратить внимание на их внешний вид, материал, из которого они сделаны. Обучить правилам игры с богородскими игрушками. Вызвать у детей эмоциональный отклик, удовольствия от игры с ними.

  1. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит».

           [1.39]

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с русским самоваром и чаепитием на Руси. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.

    4. «Сею, сею, посеваю,                       с Новым годом поздравляю!»

      1.54]

Познакомить детей с зимним праздником народного календаря: Новым годом. Рассказать детям об обычаях и обрядах (ряжение, гадание, баловство) на Новый год. Привлечь детей к изготовлению гирлянд и елочных игрушек к Новому году. Воспитывать интерес к русским народным праздникам, к обычаям России.

Январь

Занятие

Программное содержание

  1. «Кто же в гости к нам пришел?»

           [1.57]

Познакомить детей с домовенком Кузей.

  1. «Пришла Коляда – отворяй ворота».

          [1.39]

Продолжать знакомить детей с зимними праздниками народного календаря: Рождеством, Святками. Рассказать об обычае колядования (пение песен, ряжение, святочных  гаданиях). Воспитывать интерес к русским народным праздникам.  

  1. «Хозяйкины помощники».

          [1.41]

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с «хозяйкиными помощниками»: ведрами, коромыслом, корытом, стиральной доской. Воспитывать у детей интерес  к русской бытовой культуре.

  1. «Волшебная дымка».

           [2.81]

Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Расширять представления детей о народной игрушке. Познакомить с дымковской игрушкой: ее характерными элементами и цветовой гаммой росписи. Вызвать интерес к этой народной игрушке.

        

Февраль

Занятие

Программное содержание

  1. «Ай, туки, туки, туки, застучали молотки…».

Продолжать знакомить детей  с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с  предметами быта: молотком, пилой, клещами, ножницами. Воспитывать у детей  интерес к русской бытовой культуре.

  1. «Глиняное чудо»

     (русская свистулька)

           [1.63]

Расширять представления детей о народной игрушке. Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Воспитывать интерес к русской глиняной игрушке.

  1. «Золотое веретено»

[1.50]

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с предметами быта: прялкой и веретеном. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.

  1. «Масленица дорогая – наша  

       гостьюшка годовая».  

            [1.42,59]  

 

Продолжать знакомить  детей с праздниками народного календаря – Масленицей. Рассказать детям об обычаях и обрядах (соломенной кукле – Масленице, угощение блинами, проводах зимы, встречи весны). Воспитывать интерес к русским народным праздникам.

Март

Занятие

Программное содержание

  1. «Весна, весна, поди сюда!»

           [1.42,60]

Познакомить детей с весенними явлениями, характерными признаками начала весны,  со старинными обычаями встречи весны, закличками, поговорками. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

      2. «Русская балалайка»

           [1.58]

Познакомить детей с музыкальным инструментом: русской балалайкой. Учить различать звучание этого музыкального инструмента. Воспитывать у детей интерес к народной   мелодии.

  1. «Волшебные спицы».

            [1.51]

Познакомить детей с предметами обихода – со спицами и вязанием на них. Рассмотреть шерстяные изделия, рассказать о том, откуда берется шерсть (козья, овечья). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре.

  1. « Красная горка».

            [1.84]

Познакомить детей с весенним праздником народного календаря: Пасха. Рассказать о праздновании Пасхи, обычае на Пасху обмениваться крашеными яйцами, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки.

       

Апрель

Занятие

Программное содержание

  1. «Шутку шутить – людей    

      насмешить»

            [1.62]

Познакомить детей с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

  1. «Здравствуй, солнышко –      

      колоколнышко».

            [1.45]

Познакомить детей с малыми фольклорными формами: жанром потешки, значением и содержанием потешки – заклички, поговорками. Учить детей отгадывать описательные загадки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

     3. «Я кувшинчик уронила и о пол его разбила».

         [1.45]

Продолжать знакомить детей  с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с  предметами быта: глиняным горшком, кувшинчиком. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей  интерес к русской бытовой культуре.

     4. «Сошью Маше сарафан».

          [1.50]

Расширять знания детей о русской народной культуре. Познакомить детей с русским народным костюмом. Дать элементарные знания о таких предметах русского костюма, как сарафан, рубаха, лапти. Вызвать у детей интерес к русской национальной одежде. Формировать нравственные качества дошкольников

Конспект занятия

 «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».                                                                                            

Программное содержание.  

  •    Продолжать  знакомить  детей  с  традиционно – бытовой культурой русского народа
  • Познакомить детей с русской печкой.                                                                                                                                  
  • Вспомнить название предметов быта: кочерга, ухват, чугунок.                                                                                    
  • Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением.                                                              
  • Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.

Слова для запоминания: печь, чугунок, горшок, ухват, кочерга.

Ход занятия. 

         Дети входят в избу, приветствуя хозяйку поклоном. Хозяйка приветливо принимает детей. 

Хозяйка: Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка?» Ее отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе жар. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание. Она помещалась справа от входа и занимала почти пол-избы.

  «Без печи хата - не хата»                                                                                                                                                         «Дом без печки – нежилой дом» - говорили в народе.

              Печь складывали  из  кирпича, а  сверху  обмазывали  глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь – печник – пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно  было  не  просто  сложить  печь: она должна  была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

                         «Когда в печи жарко – тогда и варко». 

             Хорошая печь – гордость и печника и хозяина дома.

             Топили  печь, как  правило, ольхой  и  березой: дыма меньше и тепло дольше держится. От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу.

              Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской

печке! Дети очень любили поваляться на теплой печке долгими зимними  вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек и дедушек, матерей и отцов. На печке грели свои косточки старики и старухи – и, говорят, помогало.

            С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку…

               Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки. Чугунок – крестьянская печная посуда в форме горшка. Почему чугун (чугунок) так называется? Потому что чугунный. Для чего такой чугунок нужен? Варить щи  и картошку.

              Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи  не вытащишь, это делали с помощью ухвата. Ухват (от «хватать», «ухватывать») – представляет собой длинную палку с железной насадкой наподобие коровьих рогов, благодаря чему получил и второе название – «рогач». При помощи ухвата ставили в печь и доставали из нее горшки и чугунки.   (Показывает) 

               А кочерга нужна, чтобы ворошить угли. Кочерга – это железная клюка для помешивания углей в печи.

  • «Железный конь скачет в огонь».                               КОЧЕРГА
  •   «Стоит девица в избе, коса на дворе».                                 ПЕЧЬ
  •   «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».             ПЕЧЬ
  •   «Рогат – да не бык, хватает – да не сыт,

             Людям отдает, сам на отдых идет».                                УХВАТ

  • «На топтале был, на кружале был,

      на пожаре был, на базаре был – домой пришел».              ПЕЧНОЙ ГОРШОК

   

            А теперь я хочу вас угостить. Хозяйка достает из «печке» чугунок с

готовой картошкой в «лупяках» (мундире) и угощает детей.  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематические планы для 2,5,9.классов.

Очень долго приходиться разбираться в тематических.Надеюсь кому нибудб поможет....

Календарно-тематический план 5 класс

План составлен для городской школы (по Симоненко). Надеюсь, кому-нибудь пригодится...

Рабочая программа и календарно-тематический план для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Рабочая программа для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"  (ФГОС третьего поколения). Рабочая программа предназначена для студентов специальностей 110401 "Агрон...

Календарно- тематические планы по алгебре и геометрии 7-9 кл. (авт. учебника-А.Г. Мордкович и др., Л.С. Атанасян и др.)соответсвенно)

Хочу поделиться с коллегами формой календарно - тематического планирования алгебры и геометрии 7-9 кл.   , "услышать"  их мнение....

Тематический план 9 класс

Тематический план 9 класс...

Тематический план 5,6,7 класс «Информатика и ИКТ» Л.Босова

Тематический план 5,6,7 класс «Информатика и ИКТ» Л.Босова...

Календарно-тематический план на 2011-2012 уч.год по английскому языку в 9 классе

Тематическое планирование.Кауфман.9 класс.102 часа...