Тематический план кружка "Горенка"
план-конспект занятия на тему
Кружок для детей средней группы по патриатическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorenka_srednyaya_gruppa.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- Развитие речи, расширение кругозора.
- Воспитание мировоззрения на подлинных произведениях народной речи — устного народного творчества (исконно русских словах, словосочетаниях, оборотах и т.д.), подлинных предметах народного быта, в том числе и произведениях декоративно-прикладного творчества.
- Знакомство с приметами,
- особенностями родной природы,
- народного костюма,
- музыкальным фольклором,
- народными праздниками,
- обрядами и традициями;
- знакомство с их особенностями.
Задачи
- Вызвать интерес к жизни родного края. Подводить к выводу, что человек — часть природы.
- Знакомить детей с жилищем русского человека: с избой, рубленной из бревен, печью, которая «всему голова». Дать представления о предметах быта: мебели (лавки, столы, сундуки, люльки); посуде (глиняной, чугунной, деревянной); предметах обихода (коромысло, кочерга, ухват, прялка). Дать сведения об одежде ((сарафан), пояс, женские головные уборы, передник); объяснить роль вышивки, о продуктах питания (хлеб, щи, каша, блины, пироги, мясо, молоко, кисель, квас, мед).
- Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей, помощи, выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости прошу, спасибо, мир вашему дому).
- Дать представления о народных праздниках: Рождество, Новый год, Масленица, Красная горка.
- Познакомить с видами устного народного творчества: дразнилки, небылицы, докучные сказки, считалочки, скороговорки, загадки. Воспитывать потребность в использовании устного народного творчества, желание самим придумывать сказки, песенки, потешки. Показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, запоминать, заучивать их, получая при этом удовольствие.
- Продолжать знакомить с историей возникновения русской народной игрушки: деревянной — матрешками, дергунчиками, богородской, глиняной — филимоновской, дымковской. Различать народную роспись дымковскую, филимоновскую. Воспитывать бережное отношение к произведениям прикладного искусства, желание самим создавать поделки по мотивам русских мастеров.
В основу деятельности кружка положены следующие принципы:
- Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, оборудования, темы занятия.
- Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.
- Уважение личности ребенка.
Занятия основаны на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Литература:
1. О. Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2010 г.
2. «Русский этнографический музей – детям»
С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2001 г.
3. Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»
С. П. Издательство «Детство-Пресс» 1999 г.
Дополнительная литература:
1. О.А. Соломенникова «Радость творчества» М. 2001 г.
2. Н.В.Пугачева, Н.А Есаулова «Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ» ЦПО Москва 2007г.
3. Ботякова О.А «Солнечный круг. Детский народный календарь»
С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2004 г.
Октябрь
Занятие | Программное содержание |
[2.40] | Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре. |
[2.46] | Познакомить детей с традициями строительства избы (художественная и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, интерес к быту и обычаям России |
[2.48] | Познакомить детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой: домашней утварью. Воспитывать любовь к русской народной культуре. |
[1.46] | Проверить, как дети различают и называют овощи. Учить различать по цвету, вкусу, величине и форме овощи, наиболее распространенные в нашей местности: огурец, перец, помидор, репа, баклажан, свекла, капуста, морковь. Учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, интерес и уважение к сельскохозяйственному труду. |
Ноябрь
Занятие | Программное содержание |
[3.102] | Познакомить детей с русской деревянной игрушкой – матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки. Обратить внимание на характерные особенности семеновской матрешки, на материал, из которого она сделана. Вызвать эмоциональный отклик на игрушку, желание играть с нею. Формировать эстетический вкус. |
то холодна, то горяча». [1.37] | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с русской печкой, предметами быта: кочергой, ухватом, чугунком, горшком. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
[ 2.65] | Познакомить детей с шумовыми инструментами: погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком, деревянными ложками. Учить различать звучание этих музыкальных инструментов. Воспитывать у детей интерес к народной мелодии. |
поскорее засыпай». [3.34] | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями (объяснить назначение и особенности колыбельной песни). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, к устному народному творчеству. |
Декабрь
Занятие | Программное содержание |
[1.56] | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с предметами быта: деревянными ложкам. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
[2.79] | Познакомить детей с богородскими игрушками. Обратить внимание на их внешний вид, материал, из которого они сделаны. Обучить правилам игры с богородскими игрушками. Вызвать у детей эмоциональный отклик, удовольствия от игры с ними. |
[1.39] | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с русским самоваром и чаепитием на Руси. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
4. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» 1.54] | Познакомить детей с зимним праздником народного календаря: Новым годом. Рассказать детям об обычаях и обрядах (ряжение, гадание, баловство) на Новый год. Привлечь детей к изготовлению гирлянд и елочных игрушек к Новому году. Воспитывать интерес к русским народным праздникам, к обычаям России. |
Январь
Занятие | Программное содержание |
[1.57] | Познакомить детей с домовенком Кузей. |
[1.39] | Продолжать знакомить детей с зимними праздниками народного календаря: Рождеством, Святками. Рассказать об обычае колядования (пение песен, ряжение, святочных гаданиях). Воспитывать интерес к русским народным праздникам. |
[1.41] | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с «хозяйкиными помощниками»: ведрами, коромыслом, корытом, стиральной доской. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
[2.81] | Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Расширять представления детей о народной игрушке. Познакомить с дымковской игрушкой: ее характерными элементами и цветовой гаммой росписи. Вызвать интерес к этой народной игрушке. |
Февраль
Занятие | Программное содержание |
| Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с предметами быта: молотком, пилой, клещами, ножницами. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
(русская свистулька) [1.63] | Расширять представления детей о народной игрушке. Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Воспитывать интерес к русской глиняной игрушке. |
[1.50] | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с предметами быта: прялкой и веретеном. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
гостьюшка годовая». [1.42,59]
| Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря – Масленицей. Рассказать детям об обычаях и обрядах (соломенной кукле – Масленице, угощение блинами, проводах зимы, встречи весны). Воспитывать интерес к русским народным праздникам. |
Март
Занятие | Программное содержание |
[1.42,60] | Познакомить детей с весенними явлениями, характерными признаками начала весны, со старинными обычаями встречи весны, закличками, поговорками. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. |
2. «Русская балалайка» [1.58] | Познакомить детей с музыкальным инструментом: русской балалайкой. Учить различать звучание этого музыкального инструмента. Воспитывать у детей интерес к народной мелодии. |
[1.51] | Познакомить детей с предметами обихода – со спицами и вязанием на них. Рассмотреть шерстяные изделия, рассказать о том, откуда берется шерсть (козья, овечья). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре. |
[1.84] | Познакомить детей с весенним праздником народного календаря: Пасха. Рассказать о праздновании Пасхи, обычае на Пасху обмениваться крашеными яйцами, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки. |
Апрель
Занятие | Программное содержание |
насмешить» [1.62] | Познакомить детей с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
колоколнышко». [1.45] | Познакомить детей с малыми фольклорными формами: жанром потешки, значением и содержанием потешки – заклички, поговорками. Учить детей отгадывать описательные загадки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
3. «Я кувшинчик уронила и о пол его разбила». [1.45] | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с предметами быта: глиняным горшком, кувшинчиком. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
4. «Сошью Маше сарафан». [1.50] | Расширять знания детей о русской народной культуре. Познакомить детей с русским народным костюмом. Дать элементарные знания о таких предметах русского костюма, как сарафан, рубаха, лапти. Вызвать у детей интерес к русской национальной одежде. Формировать нравственные качества дошкольников |
Конспект занятия
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».
Программное содержание.
- Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа
- Познакомить детей с русской печкой.
- Вспомнить название предметов быта: кочерга, ухват, чугунок.
- Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением.
- Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.
Слова для запоминания: печь, чугунок, горшок, ухват, кочерга.
Ход занятия.
Дети входят в избу, приветствуя хозяйку поклоном. Хозяйка приветливо принимает детей.
Хозяйка: Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка?» Ее отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе жар. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание. Она помещалась справа от входа и занимала почти пол-избы.
«Без печи хата - не хата» «Дом без печки – нежилой дом» - говорили в народе.
Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь – печник – пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
Хорошая печь – гордость и печника и хозяина дома.
Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу.
Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской
печке! Дети очень любили поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек и дедушек, матерей и отцов. На печке грели свои косточки старики и старухи – и, говорят, помогало.
С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку…
Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки. Чугунок – крестьянская печная посуда в форме горшка. Почему чугун (чугунок) так называется? Потому что чугунный. Для чего такой чугунок нужен? Варить щи и картошку.
Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащишь, это делали с помощью ухвата. Ухват (от «хватать», «ухватывать») – представляет собой длинную палку с железной насадкой наподобие коровьих рогов, благодаря чему получил и второе название – «рогач». При помощи ухвата ставили в печь и доставали из нее горшки и чугунки. (Показывает)
А кочерга нужна, чтобы ворошить угли. Кочерга – это железная клюка для помешивания углей в печи.
- «Железный конь скачет в огонь». КОЧЕРГА
- «Стоит девица в избе, коса на дворе». ПЕЧЬ
- «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». ПЕЧЬ
- «Рогат – да не бык, хватает – да не сыт,
Людям отдает, сам на отдых идет». УХВАТ
- «На топтале был, на кружале был,
на пожаре был, на базаре был – домой пришел». ПЕЧНОЙ ГОРШОК
А теперь я хочу вас угостить. Хозяйка достает из «печке» чугунок с
готовой картошкой в «лупяках» (мундире) и угощает детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематические планы для 2,5,9.классов.
Очень долго приходиться разбираться в тематических.Надеюсь кому нибудб поможет....
Календарно-тематический план 5 класс
План составлен для городской школы (по Симоненко). Надеюсь, кому-нибудь пригодится...
Рабочая программа и календарно-тематический план для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Рабочая программа для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" (ФГОС третьего поколения). Рабочая программа предназначена для студентов специальностей 110401 "Агрон...
Календарно- тематические планы по алгебре и геометрии 7-9 кл. (авт. учебника-А.Г. Мордкович и др., Л.С. Атанасян и др.)соответсвенно)
Хочу поделиться с коллегами формой календарно - тематического планирования алгебры и геометрии 7-9 кл. , "услышать" их мнение....
Тематический план 9 класс
Тематический план 9 класс...
Тематический план 5,6,7 класс «Информатика и ИКТ» Л.Босова
Тематический план 5,6,7 класс «Информатика и ИКТ» Л.Босова...
Календарно-тематический план на 2011-2012 уч.год по английскому языку в 9 классе
Тематическое планирование.Кауфман.9 класс.102 часа...