Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса
статья на тему

Власова Светлана Анатольевна

Мною составлена  и успешно реализуется рабочая программа на основе авторской  программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» и «Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 классы» под руководством Б.М. Неменского, которая позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый Федеральным  государственным образовательным  стандартом начального общего образования в области  изобразительного искусства. Цель обучения: формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части их культуры духовной. Для достижения цели и формирования мотивации к развитию художественной культуры применяю современные психолого-педагогические технологии: АРТ-технологию (обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества), технологию сотрудничества, личностноориентированного обучения, (технологию полного усвоения знаний Б.Блума, эвристическое обучение, работу в парах).

При изучении темы «Изображение и фантазия» (2 класс) использую работу в парах и элементы эвристического обучения (упражнения «Продолжи сказку в рисунке», «Составь палитру для жаркого лета или для морозной зимы», «Составь аппликацию из картинок, чтобы получилась иллюстрация к стихам»). Использую элементы личностно-ориентированного обучения (технологию полного усвоения знаний). На моих уроках поощряются сотрудничество, сотворчество учеников и учителя, взаимовыручка, взаимопомощь («сделал сам, помоги товарищу», «умеешь – научи другого»). Соблюдаю принцип «все дети талантливы», который является ведущим в технологии сотрудничества и создаёт  «ситуацию успеха» для каждого. 

Использование АРТ-технологии помогает использовать ряд разных художественных образов по одной и той же теме, заимствованных из других видов искусства или учебных предметов: прослушивание музыкального отрывка, прочтение стихотворения, мифа или сказки, театральная драматизация, этюд или ролевая игра. При изучении темы «Русские народные праздники» (4 класс), после изготовления «купальского венка» из цветной бумаги, все ребята надевают их на голову, играют в «Ручеёк» под фольклорную музыку и получают эмоциональную разрядку, снимая психологическое переутомление после сложных учебных нагрузок. Такая деятельность позволяет каждому ученику на уроке «вжиться» в образ, повышает его творческую активность и обеспечивает максимальное творческое самовыражение.   

Для достижения формирования творческой активности личности и совершенствования изобразительной грамотности применяю новые образовательные технологии: технологию проектной деятельности, исследовательскую деятельность (метод поисковой коллективной деятельности), информационные технологии (которая успешно сочетается с элементами всех используемых мною технологий).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса

Мною составлена  и успешно реализуется рабочая программа на основе авторской  программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» и «Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 классы» под руководством Б.М. Неменского, которая позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый Федеральным  государственным образовательным  стандартом начального общего образования в области  изобразительного искусства. Цель обучения: формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части их культуры духовной. Для достижения цели и формирования мотивации к развитию художественной культуры применяю современные психолого-педагогические технологии: АРТ-технологию (обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества), технологию сотрудничества, личностноориентированного обучения, (технологию полного усвоения знаний Б.Блума, эвристическое обучение, работу в парах).

При изучении темы «Изображение и фантазия» (2 класс) использую работу в парах и элементы эвристического обучения (упражнения «Продолжи сказку в рисунке», «Составь палитру для жаркого лета или для морозной зимы», «Составь аппликацию из картинок, чтобы получилась иллюстрация к стихам»). Использую элементы личностно-ориентированного обучения (технологию полного усвоения знаний). На моих уроках поощряются сотрудничество, сотворчество учеников и учителя, взаимовыручка, взаимопомощь («сделал сам, помоги товарищу», «умеешь – научи другого»). Соблюдаю принцип «все дети талантливы», который является ведущим в технологии сотрудничества и создаёт  «ситуацию успеха» для каждого.  

Использование АРТ-технологии помогает использовать ряд разных художественных образов по одной и той же теме, заимствованных из других видов искусства или учебных предметов: прослушивание музыкального отрывка, прочтение стихотворения, мифа или сказки, театральная драматизация, этюд или ролевая игра. При изучении темы «Русские народные праздники» (4 класс), после изготовления «купальского венка» из цветной бумаги, все ребята надевают их на голову, играют в «Ручеёк» под фольклорную музыку и получают эмоциональную разрядку, снимая психологическое переутомление после сложных учебных нагрузок. Такая деятельность позволяет каждому ученику на уроке «вжиться» в образ, повышает его творческую активность и обеспечивает максимальное творческое самовыражение.  

Для достижения формирования творческой активности личности и совершенствования изобразительной грамотности применяю новые образовательные технологии: технологию проектной деятельности, исследовательскую деятельность (метод поисковой коллективной деятельности), информационные технологии (которая успешно сочетается с элементами всех используемых мною технологий). 

Технология проектной деятельности применяется при изучении темы «Искусство на улицах города». Учащимися 3 классов были выполнены проекты «Мой любимый Абакан». Учащиеся не только рисуют эскизы и наброски любимых улиц и площадей, но и в качестве домашних заданий готовят презентации с фотографиями (информационные технологии – обработка фото и создание презентаций).

При изучении темы «Искусство твоего народа» (4 класс) предлагаю составить коллективное панно «Деревня древней Руси», где каждый ребенок может на общую работу (или три-четыре более мелких работы) за один раз разместить один элемент, но так, чтобы не нарушить художественную идею. Такие работы позволяют реализовывать поисковую коллективную деятельность, проводить мини-исследования, т.е. делать акцент на развитие умения мыслить, наблюдать, затем практически действовать, выстраивать процесс познания в виде поэтапных открытий.  

В средних классах эвристическое обучение заменяю элементами проблемного обучения.  В 5-ом классе при изучении темы «Русская народная праздничная одежда» предлагаю детям написать  небольшие сочинения «Зачем людям украшения?», «Древние образы в вышивке – украшения или нечто большее?». На уроках предлагаю ребятам определить, какие задачи выполняло декоративное искусство в древности, а какие – в наши дни. Такие проблемные ситуации формируют активную, инициативную позицию школьников, развивают у них исследовательские, рефлексивные и самооценочные навыки.

Для решения проблемы «Загадка символа, цвета и формы рыцарского герба» в 5 классе, обучающиеся обращаются к истории средневековой геральдики (история средних веков);  к обществознанию (слои и классы);  технологии создания щита (оружейное дело). Для ответа на вопрос ученикам необходимо применить свои метапредметные навыки: правильно поставить цель, организовать поиск и отбор нужной  для ответа на вопрос информации (анализ), а при сообщении на заданную тему -  обобщить, сделать выводы и произвести самооценку проделанной работы. Применение информационных технологий даёт возможность просмотра мультимедийных презентаций с фотографиями природы или предметов искусства и культуры разных эпох и народов. Таким образом, я использую метапредметные связи изобразительного искусства с биологией (экология и природа); с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве); с геометрией (пропорции предметов и человеческого тела); с литературой (поэзия, мифы, легенды); с музыкой («музыкальная картина», музыка к опере и балету), с технологией (художественные материалы в макетах, дизайн одежды); с информатикой (мультимедиа, компьютерная графика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса

Мною составлена  и успешно реализуется рабочая программа на основе авторской  программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» и «Изобразительное искусство и художеств...

Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса

Данный материал поможет аттестующимся оформить и подвести итоги своей педагогической деятельности по реализации образовательного процесса....

Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса

Использование организационных форм обучения и педагогических технологий позволяет мне организовать учебную и внеучебную деятельность для достижения максимально высоких индивидуальных результатов обуча...

Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса

Основной целью обучения предмету «Изобразительное искусство» является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, культуры мироотношений, вырабо...