"Из опыта работы с одаренными детьми"
методическая разработка на тему
Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 67.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы с одаренными детьми.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 г. Мичуринска Тамбовской области Савенкова С.В.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.
Задача учителя заключается в раннем выявлении, обучении и воспитании одаренных детей. Обеспечение оптимальных условий для развития таких учащихся будет способствовать росту интеллектуального богатства России.
МБОУ СОШ №15 работает над методической темой «Использование уровневых технологий как условие успешного обучения в старших профильных классах и оптимизации учебно-воспитательного процесса в начальной и основной школе».
Целью моей работы является формирование творчески мыслящей личности, обладающей глубокими знаниями в области русского языка и литературы, коммуникативной грамотностью, способной на реализацию своего потенциала, обладающей навыками саморазвития, готовностью к продолжению самообразования. Моя задача – выявить и развить склонности, способности каждого ученика, сформировать личность, умеющую самостоятельно «добывать знания, неординарно мыслить, реализовывать свои способности в определенной сфере деятельности. Идея разноуровневого обучения способствует становлению в стенах школы подобной личности, самореализации творческих, одаренных детей.
Одаренные дети… Как сделать так, чтобы они смогли почувствовать свою значимость, реализовать свой талант? Необходимо выстроить систему обучения, позволяющую одаренному ребенку проявлять свои способности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности. Не менее важно, полагаю, вовремя выявить детей с повышенными способностями, создать ситуацию успеха для таких учащихся.
В течение многих лет я работаю над проблемой «Совершенствование коммуникативной компетенции школьников». Формирование коммуникативной компетенции и творческого мышления – длительный и трудоемкий процесс. Итоги работы видны через годы совместных, учительских и ученических, усилий. Однако именно такой подход к преподаванию, на мой взгляд, целесообразен, продуктивен.
Средствами актуализации коммуникативной компетенции, формирования творческого мышления являются разнообразные методы и приемы организации учебного процесса.
Основные принципы дидактики, способствующие становлению функционально грамотной, успешной личности:
- принцип системности и целостности;
- принцип проблемности;
- принцип творческой направленности;
- принцип положительной мотивации познания;
- принцип интерактивности в сочетании с высокой степенью учебной автономии учеников;
- принцип интегративности (уроки словесности).
Для успешности образовательного процесса и достижения высоких результатов каждым учеником, в том числе и одаренным, я как преподаватель проектирую свою деятельность (реализованные педагогические проекты «Формирование ведущих языковых компетенций в профильном гуманитарном классе» (2007 -2009 гг, 2009-2011гг).
В ней учитываю принципы:
- роста самостоятельности образовательной деятельности школьников;
- максимальной доступности образовательных ресурсов каждому ученику;
- эффективности взаимодействия ученика и педагога на уроке.
Осмыслив свою педагогическую деятельность, я поняла: есть технология, способствующая претворению в жизнь целей преподавания.
Конечной целью работы словесника в школе является умение учащихся воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Таким образом, показателем сформировавшегося духовного мира ученика является уровень его коммуникативных умений и навыков. Считаю, что планомерная работа учителя на разных ступенях образования по развитию связной речи (от сочинения-миниатюры в 5 классе объемом в 2-3 предложения до рецензирования текста в старшей школе) приводит к умению учащихся пользоваться языком в разных сферах его применения, дает возможность им реализовать свои творческие способности, стать полноценными членами современного общества.
Элементы опережающего обучения, обращение к технологии РКМЧП, проектная деятельность, ИКТ активизируют языковую деятельность учащихся.
Сотрудничество между учителем и учеником, переход от ориентации на усредненного ученика к дифференциации – основные составляющие моей педагогической концепции. Полагаю, что гуманизация современного образования является приоритетным направлением в деятельности педагога.
Развитие устной и письменной речи учащихся – актуальнейшая задача учителя словесности. Если раньше ведущую роль в решении этой задачи играли уроки Рр, то в современной школе каждый урок русского языка и литературы – это урок Рр, в центре которого работа с текстом. Закономерно, что одной из методологических идей в обучении словесности в школе является текстоцентричность. Анализ текста позволяет развивать все виды предметных компетенций, общеучебные умения, навыки и способы действия. Следовательно, на всех ступенях образования ученик должен владеть умением работать с текстом, анализировать текст, определяя тему, основную мысль, тип речи, а также создавать текст с опорой на его функциональную характеристику.
Уже в 5-7 классах необходимы уроки, цель которых – обучение восприятию и пониманию «чужих» текстов, разных по типу и стилю. Эти уроки предполагают предварительную работу, цель которой – подготовить к восприятию информации, и проверку понимания текста. Проверка может проходить в форме выбора правильных ответов из предложенных, составления вопросов к тексту, плана, аннотаций, оценочных высказываний. Начиная с 8 класса, формируем умение рецензировать текст.
Достигнуть поставленных целей помогают принципы:
- креативности (работа учащихся носит не репродуктивный, а продуктивный характер);
- от простого к сложному (постепенное усложнение коммуникативной задачи).
Методические приемы учителя помогают увидеть индивидуальность ребенка, выявить его способности, интеллектуальные возможности, позволяют ученику осмыслить язык как систему взаимосвязанных единиц, участвующих в порождении речи – в коммуникации, развивают мыслительные способности детей, делают обучение творческим и интересным.
Результативность – успех на ЕГЭ, ГИА в 9 классе; высокие места на олимпиадах различного уровня.
Функциональная грамотность – это показатель уровня социальной адаптированности выпускника.
Описание инновационного опыта учителя.
В основе методики развития устной и письменной речи - принцип текстоцентричности.
Идея: каждый урок русского языка → это урок Рр
↓
чтение ←Урок словесности→ письмо
слушание ← 4 вида деятельности → говорение
Работа с текстом
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап
1)подготовительная, дотекстовая работа 3)изучающее чтение
2)ознакомительное чтение текста 4)выразительное чтение
5)пересказ, продуцирование собственного текста
Идея: урок русского языка ↔ урок литературы
Урок словесности (принцип интегративности)
Образовательная модель
5 класс : } → Средства ← {11 класс:
сочинение – актуализации все виды анализа
миниатюра = языковых текста, рецензия
речевая модель компетенций: опережающее обучение,
дифференциация, ИКТ, элементы технологии
РКМЧП, проектная деятельность, опорные схемы
Технология опыта
На всех ступенях образования ученик должен владеть умением работать с текстом, анализировать текст, определяя тему, основную мысль, тип речи, а также создавать текст с опорой на его функциональную характеристику.
5-7 кл. 8-9 кл. 10-11 кл.
Практическое усвоение Совершенствование Совершенствование
системы понятий: текст и его приобретенных умений: навыков
признаки; тема и основная мысль осмысление текста→устное конструирования:
текста; план текста и письменное продуцирование составление текстов
(простой и сложный); своих высказываний. разных типов и жанров.
типы текстов; стили речи; языковой Развитие
лингвистической
анализ текста; подробное, сжатое, компетенции
выборочное воспроизведение текста. ↓ (гуманит. профиль).
↓ Средства актуализации ↓
Словарь литературоведческих Уроки, цель которых – обучение Уроки словесности
терминов;система упражнений восприятию и пониманию «чужих» (принцип
«Пишем творческую работу», текстов; элективный курс «Трудные интегративности);
«Речевой этикет» и др. случаи орфографии» (изучение элективный курс
вопросов языкознания на основе «Культура речи»
текстов классической литературы).
Результат: социально адаптированная личность ↔ самореализация одаренного ученика
Дети с повышенной мотивацией активно посещают занятия по выбору. Элективный курс «Трудные случаи русской орфографии» (9 класс), в рамках которого изучаются самые сложные вопросы русской орфографии на текстах произведений русской классической литературы, не только расширяет и углубляет диапазон сведений учащихся в области теории языкознания, но и способствует совершенствованию умений и навыков школьников, позволяющих им создавать тексты разных типов речи и стилей.
Фрагменты элективного курса «Культура речи» (курс для старшей профильной школы) активно использую на уроках русского языка в 10-11 классах. Например, при изучении стилей речи рекомендую учащимся план подготовки выступления на публицистическую тематику:
1.Выберите тему, актуальную для общества, для Вас…
2.Сформулируйте предмет речи, проблемный вопрос и тезис.
3.Найдите самые важные аспекты проблемы и аргументы.
4.Расположите найденные аспекты проблемы и аргументы логически, последовательно.
5.Придумайте:
- вступление (цитата, пословица и т. д.)+тема (в виде загадки);
- предмет речи;
- проблемный вопрос;
- тезис.
6.Придумайте:
- заключение (краткое перечисление основных аргументов) и тезис как вывод;
- связь со вступлением.
Подобные задания пополняют арсенал ученических умений и навыков в области коммуникативной компетенции.
Навык вычленения проблемы текста (7-8 классы) формируется посредством использования методов активного чтения.
- Введение условных обозначений при чтении текста (Павлова Т.И., Раннева Н.А.):
? – сомнение
!!! – важно обратить внимание
( ) – выписать
! – хорошо запомнить
- Заполнение таблицы в ходе чтения:
Что мне известно из текста? | Что нового я узнал из текста? |
- Расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности, составление опорной схемы, которая отражает развитие мысли.
- Постановка прямых и косвенных вопросов к тексту.
- Поиск ответов на эти вопросы.
Я полагаю, индивидуальная исследовательская работа одаренного ребенка начинается с исследовательской работы в классе на обычном уроке.
Программа элективного курса для 11 класса «Культура речи» направлена не только на получение необходимых языковых и социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции, но и на формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации.
В 10-11 классах гуманитарного профиля большое внимание уделяю развитию лингвистической компетенции учащихся. Глубокие знания появляются у школьников при системном обучении языку и литературе, изучении серьёзных лингвистических вопросов («Русский язык как объект научного изучения»; «Виднейшие ученые-лингвисты»; «Основные этапы развития русского языка»; «Языковая норма, ее функции и типы»; «Динамика языковой нормы»; «Основные фонетические процессы» и т. д.). Прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности обучающихся при освоении труднейших вопросов языкознания. Углублённое изучение русского языка и литературы обеспечивается такими методами, при которых обучение, где главным действующим лицом является учитель, переводится во взаимо - и самообучение школьников. Этому способствуют такие активные формы уроков, как практикумы, семинары, зачёты, а также исследовательская, проектная деятельность учеников.
Творческие способности учащихся развиваются при решении лингвистических задач, понимании « чужого» текста и подтекста, создании аннотаций, рецензий, эссе. При этом максимально учитываются интересы ребят, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения, что создаёт условия для гуманистического управления процессом становления личности.
В 10 классе на уроках по теме «Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки» обобщаем знания по теме «Текст», полученные в 5-9 классах, знакомимся с видами переработки текста:
план, тезисы, выписки, конспект, реферат, аннотация, рецензия.
Считаю, что умение учащихся рецензировать текст есть показатель продуктивной работы учителя по совершенствованию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в основной и старшей школе.
Школьная рецензия на литературное произведение – это обоснованная оценка текста, выражение отношения читателя к тому, что написано.
Рецензия, как правило, включает в себя следующие элементы (З.Т. Веселова):
- Краткие библиографические данные о книге.
- Смысл названия произведения.
- Личные впечатления от прочитанного.
- Особенности сюжета и композиции.
- Актуальность проблематики.
- Мастерство автора в изображении характеров героев.
- Язык и стиль произведения.
Рецензия – сложный жанр сочинения, поэтому предлагаю учащимся варианты планов, которые могут быть использованы при написании рецензии. Предпочтение же отдаю варианту Т.А. Калгановой («Сочинения различных жанров в старших классах»).
1.Внимательно прочитайте (или перечитайте) рецензируемый текст.
2.Укажите, когда и где вышла книга, ее библиографические данные.
3.Ваши впечатления от прочитанного.
4.Укажите тему произведения, его главную мысль; как автор раскрывает их в этом произведении.
5.Действующие лица, отношение к ним автора, ваше отношение.
6.Художественное своеобразие произведения, выразительные средства, которыми его своеобразие достигается.
7.Ваша оценка прочитанного: что, по вашему мнению, написано хорошо, а что, может быть, недостаточно убедительно, что излишне детализировано, а что недостаточно широко раскрыто.
8.Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте пересказом содержания свои рассуждения.
Рецензируя тексты разных типов и стилей, учащиеся анализируют средства выразительности по уровням языка (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические). Навыки рецензирования текста способствуют успешному выступлению моих учеников на олимпиадах разного уровня.
Во всех профилях, в том числе и в 8-9 классах, учитель может использовать схему анализа текста, предложенную Пленкиным Н.А.:
1.Определите тезис, главную мысль, которую собираетесь доказывать. Представьте ее мысленно.
2.Для уточнения тезиса четко сформулируйте вопрос, ответом к которому будет служить ваш тезис.
3.Убедитесь на примерах в логичности, непротиворечивости вашего тезиса. Подумайте, как лучше подвести читателя (слушателя) к восприятию (пониманию) тезиса.
4.Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:
а) логические доказательства, доводы;
б) примеры, случаи, цифры, факты;
в) мнения авторитетных людей, цитаты.
Выделите среди них главные.
5.Попробуйте доказать ваш тезис «от противного», то есть сформулируйте противоположную мысль – антитезис, доведите его до логического конца. Убедитесь в его неправильности.
6.Умейте выделить причинно-следственные связи, постарайтесь их адекватно выразить.
7.Сформулируйте вывод. Насколько он соответствует первоначальному тезису? Необходима ли корректировка тезиса? Аргументов? Вывода?
8.Найдите заглавие, наилучшим образом отвечающее теме, основной мысли текста, его типу, стилю.
9.Составьте план. Подумайте над структурой текста:
а) введением;
б) формулировкой тезиса (Стоит ли его помещать в начале текста? Что раньше: суждение, факт, собственная оценка? Что убедительнее?);
в) последовательностью и формой приведения доказательств;
г) окончанием (нужно ли формулировать вывод или же он очевиден? Подумайте, как перейти к выводу. Не делайте его неожиданным, резким, несоразмерно кратким).
10.Используйте языковые средства, наиболее точно отражающие смысл текста и соответствующие его стилю:
а) отвлеченные понятия, обобщения;
б) термины;
в) вводные слова (прежде всего, во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец);
противительные союзы (но, однако);
г) вопросительные предложения, сложные предложения.
11.Уважайте оппонента (читателя, слушателя). Делайте его своим другом, союзником, единомышленником. Не будьте навязчивым, нескромным, безапелляционным. Не подчеркивайте, что вы подготовленнее, образованнеее читателя (слушателя). Избегайте необоснованных решений и указаний.
Анализируя тексты по данному плану, учащиеся активно готовятся к итоговой аттестации по русскому языку в 9, 11 классах.
Уровень подготовки старшеклассников, обучающихся в профильных гуманитарных классах, демонстрировался на уроках русского языка и литературы (городские семинары, 2006 г., 2008 г.). Уроки были одним из этапов реализации педагогического проекта «Формирование ведущих языковых компетенций школьников в профильном гуманитарном классе», цель которого – совершенствовать уровень коммуникативных умений и навыков учащихся в старшей профильной школе, развивая лингвистическую компетенцию; помочь школьникам успешно сдать ЕГЭ, сориентироваться в выборе профессии гуманитарной направленности, реализовать творческий потенциал в олимпиадном движении.
Урок русского языка в 10 классе: «Выразительные словообразовательные средства языка». На уроке ребята продолжают знакомство с выразительными средствами языка, а именно: с эмоционально-окрашенными морфемами, видят, как «работают» суффиксы субъективной оценки, расширяя пределы поэтического словаря. Стилистический анализ предложения, совершенствование классификации средств языка, защита творческой работы «Стилистическая окраска словообразовательных средств языка», лингвистические анализы текстов из художественной литературы, в ходе которых определяем функции морфем субъективной оценки в литературе, исследование «С какой целью использует А.Н. Островский оценочную лексику в драме «Гроза»? – вот то, что совершенствует коммуникативные умения и навыки школьников в старшей профильной школе.
Урок литературы в 11 классе: «Поэтика рассказа Т.Н. Толстой «Соня». Черты постмодернизма в нем». Посредством приемов проблемного обучения, использования ИКТ (слайдовая презентация) «погружаю» детей в художественный мир писательницы. Расширяю диапазон сведений школьников о теории литературы: « реминисценция», «аллюзия», «компоненты интертекстуальности», «постмодернизм». Моя задача – дать урок так, чтобы после него школьники оставались под впечатлением от услышанного и увиденного, в течение всего занятия подвожу их к написанию рецензии на рассказ Т.Н. Толстой. А если ребята справляются с этим непростым заданием, то непременно удачно сдадут ЕГЭ по русскому языку и литературе… Более того, учащиеся с повышенной мотивацией продолжат знакомство с современной литературой постмодернизма, расширят круг чтения.
Примерный вариант рецензии на рассказ Т.Н. Толстой «Соня» (ученица Гугняева Ольга).
Т.Н. Толстая занимает значимое место в современном литературном процессе. Это один из самых ярких авторов нового поколения. Толстая – представитель такого литературного направления, как постмодернизм. Рассказ «Соня» написан именно в постмодернистской традиции. Чтобы доказать это, нужно проанализировать композицию и идейно-тематическое содержание рассказа.
В первую очередь нужно обратить внимание на композицию рассказа. Рассказ начинается с рассуждений автора о времени. Что остается после человека? Для чего он живет? Над этими вопросами Толстая предлагает задуматься читателю. Затем повествование ведет очевидец. Писательница не боится доверить рассказ о жизни героинь другому человеку, не боится, что мы, читатели, поймем все неправильно. Это характерная черта постмодернизма. В таких случаях говорят: «автор умер». Только в конце рассказа автор появляется снова (разговор Толстой и Ады).
Также необходимо обратить внимание на временное пространство рассказа.
На четырех страницах Толстая сумела рассказать о судьбах двух женщин.
Так лаконично и точно писать о судьбах своих героев умел только А.П. Чехов. Убедиться в этом можно, прочитав рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «О любви».
Теперь обратимся к идейно-тематическому содержанию. Главные героини рассказа – Соня и Ада. В процессе создания женских образов Толстая использует множество художественных средств.
Образ Сони построен на антитезе. Ее непривлекательная внешность противопоставлена богатому духовному миру. Имя героини выбрано не случайно. У читателя сразу же возникают ассоциации с Сонечкой Мармеладовой. Главные черты Сони – бескорыстие, готовность к самопожертвованию: у Сони наивная, детская душа. Образ Сони Мармеладовой прекрасно проецируется на героиню Т.Н. Толстой.
В рассказе есть еще одна реминисценция творчества Ф.М. Достоевского: герой романа «Идиот» князь Мышкин и Соня Толстой. Князя Мышкина, идеального человека, окружающие считают идиотом; Соню, чистую, искреннюю девушку, называют «дурой». Ничего не изменилось со времен Ф.М. Достоевского. Искренность, доброту, наивность, бескорыстие принимают за «идиотизм», а человека, обладающего такими качествами, называют «идиотом».
Соня была бескорыстным человеком. Люди это знали и пользовались ею.
Уезжая в отпуск, уходя в театр, детей оставляли с Соней, зная, что, вернувшись, они найдут все в отличном состоянии. Соня прекрасно готовила, и это служило поводом для шуток ее знакомых. «А я вот просто в восторге от ваших бараньих мозгов!» - говорила Ада, а Соня поправляла: «Это телячьи».
Характеризуя Соню, Толстая использует множество метафор. Самая яркая из них – «кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями». Соня часто ставила людей в неловкое положение. «Я вас видела в филармонии с какой-то красивой дамой: интересно, кто это?» - спрашивала Соня у мужчины в присутствии его жены. С одной стороны, все это характеризует ее как наивного, непрактичного человека. Но Соня не понимает, что допускает оплошность, потому что она сама никого не обманывает, никому не изменяет и не попадает в такие ситуации.
Соня готова на все ради любимого. Она расстается с единственным своим сокровищем – эмалевым голубком. Почувствовав, что Николай в беде, Соня бредет по улицам блокадного Ленинграда; она несет ему баночку томатного сока: «сока там было ровно на одну жизнь». Она спасает жизнь Аде-Николаю, жертвуя своей жизнью.
Вторая героиня рассказа – Ада. Это полная противоположность Соне. Врезается в память точное сравнение, яркая характеристика – «по-змеиному».
Ада и внешне, и внутренне напоминает змею: «острая, худая, по-змеиному элегантная». Ада была в своей лучшей форме: «фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым румянцем, в теннис она первая, на байдарке первая, все ей смотрели в рот». У Ады было много поклонников. Однажды она тоже попала в неловкое положение из-за Сони и решила ей отомстить. Для Сони был придуман тайный поклонник Николай, обремененный женой и тремя детьми, поселенный для переписки в квартиру Адиного отца. Раз в месяц Ада от лица Николая писала Соне любовные письма, а Соня, не подозревая о розыгрыше, поверила и всем серцем полюбила несуществующего Николая. В этом и заключался «адский планчик». Со временем сообщникам Ады надоела эта затея, только Ада не бросала начатое. Началась война. Ни Соня, ни Ада не успели эвакуироваться. «И две женщины на двух концах Ленинграда, одна со злобой, другая с любовью, строчили друг другу письма о том, кого никогда не существовало».
Ада похоронила отца, брата. «Она съела все, что было можно. Сварила кожаные туфли, пила горячий бульон из обоев». Эти художественные детали погружают нас в атмосферу блокадного Ленинграда, помогают нам почувствовать все ужасы и лишения этого периода. Ведь это не гипербола, а реалии жизни в блокаде.
Ада сожгла письма Сони, они «согрели ее скрюченные, окоченевшие пальцы». Благодаря Соне, ее баночке томатного сока, Ада выжила. Сейчас она восьмидесятилетняя старуха, которая не хочет слышать слова «отдайте». Кому нужна ее жизнь? Она умрет, и никто не вспомнит о ней, не скажет доброго слова.
В чем же смысл жизни? Как отвечает на вечный вопрос Т.Н.Толстая? В любви, доброте, искренности, и не только любви мужчины к женщине, но и к детям, родным и близким. Символом любви, искренности, бескорыстия в рассказе является брошка Сони – «белый эмалевый голубок». У Ады не поднялась рука бросить в огонь голубка, «ведь голубков огонь не берет». Всегда на земле будут жить любовь и доброта, поэтому и в 19 веке, и в 20 веке, и во всех последующих останется «вечная Сонечка».
Если говорить о моем отношении к «Соне», то рассказ оставил неизгладимое впечатление. Будучи современным писателем, Толстая возвращает нас к классической русской литературе, ее ценностям. Язык Татьяны Никитичны своеобразен, способствует возникновению самых разнообразных ассоциаций у читателя.
У меня возникло желание более подробно познакомиться с творчеством писательницы, да и с литературой постмодернизма вообще. Постмодернисты «играют» с читателем. Разве литературная игра может оставить думающего человека равнодушным?
Работая одновременно в классах разных профилей, я создала различные модели образовательных процессов (гуманитарный профиль, физико-математический профиль, химико-биологический профиль). В классах гуманитарного профиля использую линию учебников УМК Г. Ф. Хлебинской, обеспечивающую преподавание русского языка на профильном уровне в старшей школе. Учебник помогает реализовать личностно-ориентированный подход к обучению: представлена современная форма подачи теоретического материала, введены упражнения разных уровней сложности, задания по выбору, побуждающие учащихся к поиску, к творчеству, развивающие лингвистическую рефлексию, а также способность к целеполаганию, планированию и адекватной оценке результатов учебной деятельности. Кроме того, обучение по данному УМК предполагает рейтинговую систему оценивания результатов учебной деятельности, складывающейся из работы на уроке, самостоятельного выполнения индивидуальных заданий различной сложности и различных типов (презентации, доклады, рецензирование, рефераты и т. д.), учебных и контрольных тестов, диктантов, зачётов.
Формированию лингвистического мышления способствуют специальные упражнения частично-поискового характера, направленные на развитие аналитических способностей учащихся.
При ознакомлении с теоретическим материалом старшеклассники также побуждаются к анализу языковых явлений и формулированию собственных выводов.
Дидактический материал учебников, в котором сочетается логическое и эмоциональное, научное и художественно-образное, является основой реализации компетентностного подхода в обучении. Дидактический материал соответствует возрастным особенностям учащихся и обеспечивает широкий интеллектуальный фон, способствующий процессу самообразования старшеклассников, передаче социального опыта предшествующих поколений, развитию научно-теоретического мышления, формированию творческой личности. Чтобы учащиеся смогли осознать язык как форму выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, тексты упражнений, включённые в учебники, объединены одной большой темой, охватывающей развитие русского языка на протяжении значительного социально-исторического периода, состояние общественной мысли, литературы, критики. В учебниках нашел отражение литературный процесс в России с середины XVIII по конец XX века. Такой подход к дидактическому материалу позволяет осуществить межпредметные связи (язык — история — литература) и способствует не только развитию учебных навыков и умений учащихся, повышению культуры их устной и письменной речи, но и прежде всего решению одной из главных задач современной школы - самореализации школьников в гуманитарной сфере.
В описанном опыте работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению складывается из следующих этапов:
1 этап – аналитический (5-6 классы) – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в овладении основными языковыми понятиями, в умении систематизировать материал, прогнозировать результаты своей деятельности. Как правило, у одаренных детей проявляются:
- высокая продуктивность мышления;
- легкость ассоциирования;
- способность к прогнозированию.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся.
2 этап – диагностический (7-8 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка (участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников, конкурсах сочинений и т. д.);
3 этап – формирование, углубление и развитие способностей учащихся (9-11 классы) – формирование групп обучающихся для проведения дополнительных занятий, направленных на подготовку к ЕГЭ и к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе. Подбираются группы с малым количеством обучающихся (от 3 до 5 человек), примерно с одинаковым уровнем знаний и интеллектуального развития, что дает возможность наиболее грамотно выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого ребенка, целенаправленно развивать его природные способности.
В работе с одаренными детьми определяются следующие направления:
- углубление, расширение теоретических знаний при подготовке к ЕГЭ и предметным олимпиадам;
- совершенствование навыков рецензирования текста;
- организация научно-исследовательской деятельности при подготовке творческих проектов.
Дополнительные занятия призваны удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные траектории детей, стимулируют их познавательную активность, развивают коммуникативные умения детей, создают среду, способствующую развитию позитивных качеств и творческих способностей личности. Однако следует помнить, что дополнительные занятия – это работа с одаренными детьми, подготовленная всем ходом образовательного процесса. Результативная работа с одаренными детьми выглядит так: современный урок словесности → предпрофиль → гуманитарный профиль → индивидуальная образовательная траектория → социально адаптированная личность.
Объективная оценка качества образования проводится через независимую экспертизу (жюри олимпиад различного уровня, экспертные комиссии). Достойное выступление моих учеников на олимпиадах, успешная сдача ими ЕГЭ подтверждают целесообразность обучения школьников по индивидуальной траектории. Мои ученики входят в число лучших в регионе: показывают стабильно высокое качество знаний на ЕГЭ по русскому языку и литературе, принимают участие во Всероссийской олимпиаде, Всероссийских конкурсах.
В 2007 г. 3 ученика стали победителями конкурса по русскому языку, проводимого в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе и вузе» (МГПИ, 21-22 мая 2007г.), где выступали с докладами по теме «Вопросы культуры речи. Роль заимствований в языке» (Сахарова М., Жук Д., Каданцева Т.).
В 2010 г. Кучин Владимир, ученик 9А класса, участвовал во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» и занял 3 место в школе. В 2013г в конкурсе участвовали Пасечник Даниил, Яценко Илья (6г класс), заняли призовые места в школе (имеются сертификаты участников).
В 2010 г. Мочалин Павел, ученик 9А класса, был награжден грамотой Тамбовского регионального отделения партии «Единая Россия» за активное участие в городском творческом конкурсе «Учитель в моей жизни» (статья, посвященная первому учителю, была опубликована в муниципальной газете).
С 2010 по 2012 гг мои ученики результативно участвовали в «Международной олимпиаде по основам наук (русский язык, литература)», проходящей в 3 этапа:1 и 2 этапы – на сайте //www.urfodu.ru, 3 этап проводился в опорном пункте РФ (г.Тамбов). Данная олимпиада включена в Федеральный перечень олимпиад.
- Ершова Т.(9А КЛ., 2010-2011уч.г.) по итогам участия в 1 и 2 этапах (русский язык) вошла в Высшую лигу (диплом участника)
- Кучин В.( 9А КЛ., 2010-2011уч.г.) по итогам участия в 1 и 2 этапах (литература) вошел в Высшую лигу (диплом участника)
- Кучин В.(10Вкл., 2011-2012уч.г.) по итогам участия в 1, 2,3 этапах (литература) стал дипломантом финального этапа (диплом финалиста I степени)
- Чиркин А.(5Г кл.,2011-2012уч.г.) принимал участие в 1 этапе. Работу выполнил на 86 баллов из 100 возможных, вошел в Высшую лигу (сертификат участника)
В 2011-2012гг руководила городским молодежным пресс-центром (УМиИЦ г. Мичуринска), освещавшим региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года», мероприятия, посвященные Дню садовода. Статьи детей были опубликованы в муниципальной газете «Мичуринская жизнь» (приложение «Школьная перемена»; апрель, сентябрь 2011г.).
В 2012 г. ученица 11В класса МБОУ СОШ№15 Вощан Дарья , представлявшая молодежный пресс-центр, стала лауреатом областного конкурса сочинений эпистолярного жанра «Письмо губернатору. В год добрых дел».
В период с 2006 по 2013 годы количество участников школьных олимпиад увеличилось на 21%. Активность участия школьников в мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского уровней возросла на 6%.
Мои учащиеся становились призерами и победителями олимпиад (2, 3 этапы), участвовали во Всероссийской олимпиаде школьников по литературе (2008г.)
2006 – 2007 учебный год | 1) Диплом 1-й степени Каданцева Татьяна (11 класс), победитель 2 этапа (муниципального) Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2) Диплом 2-й степени Солопова Марина (11 класс), призер 2 этапа (муниципального) Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 3) Диплом 1-й степени Каданцева Татьяна (11 класс), победитель 2 этапа (муниципального) Всероссийской олимпиады школьников по литературе; 4 место в 3 этапе (региональном) Всероссийской олимпиады школьников по литературе |
2007 – 2008 учебный год | 1) Диплом 1-й степени Гугняева Ольга (10 класс), победитель 2 этапа (муниципального) Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2) Диплом 1-й степени Гугняева Ольга (10 класс), победитель 3 (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 3) Свидетельство об участии в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе (г. Елабуга) |
2008 – 2009 учебный год | 1) Диплом победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Гугняева Ольга (11 класс) 2) Диплом призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Гаврилова Елизавета (11 класс) 3) Диплом победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Гугняева Ольга ( 11 класс) 4) Диплом призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Гугняева Ольга ( 11 класс) 5) Диплом призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Гаврилова Елизавета (11 класс) 6) Диплом победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Ершова Татьяна (7 класс) 7) Диплом победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Ершова Татьяна (7 класс) 8) Диплом призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Кучин Владимир (7 класс) 9) Диплом призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Муравьева Т ( 9 класс) |
2009 – 2010 учебный год (1 полугодие) | 1) Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Муравьева Татьяна (10 класс) 2) Призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Муравьева Татьяна (10 класс) 3) Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Ершова Татьяна (8 класс) 4) Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Муравьева Татьяна (10 класс) 5) Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Дроздова Анна (10 класс) 6) Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Ершова Татьяна (8 класс) |
2010-2011 учебный год | 1) Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Сухарева Татьяна (11 класс) 2) Призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Сухарева Татьяна (11 класс) 3) Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Сухарева Татьяна (11 класс) 4) Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Дроздова Анна (11 класс) 5) Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Муравьева Татьяна (11 класс) 6) Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Кучин Владимир (9 класс) |
2011-2012 учебный год | 1) Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Кучин Владимир (10 класс) 2) Призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Кучин Владимир (10 класс) |
2012-2013 учебный год | 1) Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Кучин Владимир (11 класс) 2) Призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Кучин Владимир (11 класс) |
Учебные достижения учащихся по результатам независимой экспертизы качества образования.
11 класс | 2007 | 2009 | 2011 | 2011 |
Сдавали (чел.) | 29 | 16 | 14 | 23 |
% обученности: | 100 | 100 | 100 | 100 |
Качество знаний | 93 | 94 | ||
Средний тестовый балл: | 65,8 | 71 | 69 | 73 |
Количество оценок: «5»- «4»- «3»- «2»- | 15 12 2 0 | ЕГЭ по русскому языку | ЕГЭ по русскому языку | ЕГЭ по русскому языку |
Средний тестовый балл превышает школьные, городские, областные показатели. Прослеживается динамика результативности итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ: уровень обученности стабильно максимальный – 100 %, средний тестовый балл увеличился на 7,2.
Результаты ЕГЭ по русскому языку значительно выше внутришкольных, городских, областных.
Результаты ЕГЭ по литературе.
2009 | Количество сдававших | Тестовые баллы |
2 | ||
Гугняева О.(сдавала во 2 потоке, в июле) | 81(лучший тест. балл по Мичуринску среди СОШ) | |
Куликова Л. | 65 | |
2011 | 2 | |
Муравьева Татьяна | 70 | |
Дроздова Анна | 87 | |
Результаты ГИА по литературе. | ||
2011 | Кучин Владимир | 92 |
Результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку.
9 класс | Обученность (%) | Качество (%) | |
Результаты выше областных показателей | 2009 г. | 100 | 72 |
Результаты выше областных показателей | 2011 г. | 100 | 82 |
По результатам ЕГЭ по русскому языку 2007 г. ученица профильного класса Сахарова Мария получила 100 баллов; по результатам ГИА по русскому языку 2011 г. Мочалин Павел получил 100 баллов.
Радует выбор профессии моих выпускников. Они продолжают свое образование в Мичуринском педагогическом институте, в ТГУ имени Г.Р. Державина, МИИТ, МГУ, РГУ на филологических факультетах.
Итак, совершенствование коммуникативной компетенции помогает реализовать творческий потенциал учащихся, что очень актуально с введением ЕГЭ, в связи с повышенным интересом государства к качеству образования.
Условия, необходимые для внедрения предложенных рекомендаций:
- заинтересованность учителя в результатах своего труда, готовность педагога к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства;
- интерес школьников к изучению предмета, привитый учителем;
- эффективное использование на современном уроке ИКТ (презентации, интерактивная доска, музыкальное оформление);
- апробация инновационных методик, технологий, приемов обучения;
- возможность преподавания в профильных гуманитарных классах.
Творческий, думающий учитель способен заинтересовать, научить даже самого пассивного, равнодушного ученика.
Внедрение данного опыта начинается с 5 класса, на этапах обучения русскому языку и литературе вариант «разные учителя русского языка и литературы» исключается. Кропотливый труд на протяжении 4 лет (5-8 классы). В 8 классе уже можно прогнозировать работу с учащимися на старшей ступени. Для эффективности планирования возможно использование «Карты профессионального мастерства учителя» и «Карты достижений ученика» (индивидуальные траектории развития учителя и ученика).
Диагностика исходного уровня и динамика учебных действий учащихся, их творческой активности на протяжении нескольких лет в условиях систематически организованной учебной деятельности ведет к высоким результатам.
Современный учитель русского языка и литературы, помимо знания предмета, психологии и педагогики, должен быть настоящим энтузиастом своего дела, вдохновителем детей. Он должен неустанно стремиться к расширению своего кругозора. И тогда все получится…
Публикации
1.Совершенствование коммуникативной компетенции школьников: Методические рекомендации /Авт.-сост. С.В. Савенкова. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – 42с.
2.Коллекция педагогического опыта: сборник информационно-методических материалов /Сост. Праздникова Г.З., под ред. Г.А.Шешериной, ректора ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – 67 с. (с. 22 -26).
3. «Трудные случаи русской орфографии» - программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9 класса, рекомендована и для старшей профильной школы. Программа апробирована, имеется сертификат, опубликована (Мичуринск: УМиИЦ, 2010)
4. «Мастер-класс «Рецензирование текста в 11классе». Урок литературы на тему «Поэтика рассказа Т.Н. Толстой «Соня». Черты постмодернизма в нем»». – Мичуринск: УМиИЦ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы с одаренными детьми
формы работы и приемы работы с одаренными детьми....
Из опыта работы с одаренными детьми
формы работы и приемы работы с одаренными детьми....
«Из опыта работы с одаренными детьми»
«Из опыта работы с одаренными детьми»...
Из опыта работы с одаренными детьми
Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...
Из опыта работы с одаренными детьми
Статья...
Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...
Календарно-тематическое планирование физика основная школа. Презетация урока физики в 7 классе. Обобщение опыта работы с одаренными детьми.
Программы и календарно-тематическое планирование физики по УМК-1....
Комментарии
Светлана Вячеславовна! Браво!
Светлана Вячеславовна! Браво!!!! Восхищена Вашими достижениями, участием в конкурсах, достижениями Ваших учеников. Творческих успехов!!!!
Элеонора Юрьевна, спасибо за
Элеонора Юрьевна, спасибо за добрые слова... Удачи во всех Ваших начинаниях!