Из опыта работы с одаренными детьми
статья на тему

Петракевич Екатерина Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ob_odaryonnosti.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А.Петракевич.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В МОУ-СОШ №4

 г.Асино Томской обл.

На протяжении нескольких десятилетий в учебно-воспитательных планах российских школ ведущее место занимали нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. И только в последние годы умственное развитие и воспитание школьников стало приобретать особую актуальность. Появление гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов является свидетельством того, что в нашей стране появилась острая необходимость в поддержке и развитии наиболее способных и одаренных детей. Ведь именно такие дети являются интеллектуальным богатством страны. И в отдалённых областных центрах, где нет образовательных учреждений нового типа, необходимо вести работу в этом направлении. Наша школа  существует с 1932 года и является сегодня во многом типичной общеобразовательной школой малого города.

В школе обучается 958 учеников; в стабильном коллективе работают 74 педагога, из них 22 человека имеют высшую квалификационную категорию; 23 – первую. На протяжении последних лет все показатели качества образования, включая результаты ЕГЭ,   являются достаточными и имеют тенденции позитивного роста. В школе сложилась своя система работы с одарёнными детьми.

Существует более ста различных определений одарённости.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талантливых детей в общей массе всего около 1,5 % ( диапазон : от талантливости к гениальности). Мы признаём, что талантливые дети  в школе  встречаются очень редко, а способных 4-5, а то и 10, найдется в каждом классе. Среди них есть и просто старательные.  В начальной  школе   таких детей  много, в средней их меньше, а к окончанию неполной  школы   их становится совсем мало. В старших классах картина меняется в положительную сторону. Почему интерес к учению падает в среднем школьном возрасте, и мы постепенно теряем толковых учеников? Потому, что у детей исчезает целеустремленность, нет ближней перспективы, а дальняя - будешь хорошо учится - попадешь в ВУЗ - их мало вдохновляет. Ближнюю цель  должны поставить учителя, надо найти способ привлечь детей, заинтересовать их своим предметом, научить работать творчески, чтобы учеба не регламентировалась словом "надо" и "обязан", а дети не сломались бы и не устали от однообразного умственного труда.

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии,  - любой ученый, исследователь должен обладать такими необходимыми качествами, как энтузиазм и настойчивость, оригинальность (независимость мышления, воображения, интуиция, одаренность), интеллект, контакт с людьми.  «Самым редким даром является оригинальность личности и мышления. Одно это качество может компенсировать недостаток всех остальных. Ведущим же качеством можно считать энтузиазм, поскольку без мотивации к исследовательской работе остальные качества лишаются смысла».

Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Ученик  умственно лишь тогда воспитывается,  когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости», - писал  Сухомлинский.

В последнем проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, в требованиях к уровню подготовки учащихся школы такие формулировки, как «развитие интеллектуальных и познавательных способностей», «совершенствование продуктивной творческой деятельности»,  «приобретение опыта научно-исследовательской деятельности», «овладение интеллектуальными и информационными умениями», анализ, сравнение, обобщение, систематизация - указывают на то, что умственное развитие и воспитание должны стать одним из главных звеньев учебно-воспитательного процесса российской школы.

Основными целями деятельности школы   являются:

- выявление и поддержка наиболее способных учеников средних и старших классов общеобразовательных школ;

- обеспечение школьникам возможности приобретать углубленные знания в области гуманитарных, естественных, технических, математических и других наук в условиях современных меняющихся требований к будущим специалистам этих профилей;

- совершенствование методического обеспечения, разработка, апробирование и использование в учебном процессе новых перспективных обучающих методов

и технологий;

- оказание методической помощи учителям  в целях повышения качества преподавания гуманитарных, естественных, математических и других наук.

В соответствии с поставленными целями  школа  осуществляет следующие  функции:

- реализует дополнительные образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами;

- проводит конкурсы, викторины, турниры, олимпиады с целью выявления  юных дарований;

- разрабатывает программы и методические материалы, используемые в преподавании школьных дисциплин;

- организует циклы лекций, практических занятий, семинаров для  учителей .

- проводит специальную подготовку команд для участия в региональных конкурсах, викторинах, олимпиадах;

- организует подготовку и проведение   внутришкольных туров предметных олимпиад обучающихся.

Кроме образовательной деятельности  школа проводит огромную работу по развитию творческих способностей учащихся, организуя школьные этапы всевозможных конкурсов( конкурсы букетов, газет, рисунков, сочинений, чтецов и пр.) и стимулируя участие детей в конкурсах.

В школе выстроена система работы с одарёнными детьми. Она включает:

  • Психологическое и психофизиологическое диагностирование , которое проводится школьной психологической службой при поступлении ребёнка в 1 класс и продолжается в течение всего периода его обучения.
  • Самооценку ребёнка, оценку его способностей родителями и учителями.
  • Создание образовательной среды как проживания творческого акта, выведение способностей на социальный уровень.
  • Формирование образовательной среды как средства насыщения потребностей учащихся, личностного их становления.

Начиная с начальной школы мы создаём  клубы по интересам для поддержки и развития одарённых детей.

Условно деление происходит следующим образом:

1 группа – эпизодической  одарённости обучающихся.

Для работы с этой группой  создана максимально оперативная образовательная среда  для проявления природных задатков  детей.

Для этого в школе действуют кружки по интересам:

- «Юный художник»

- «Твоя газета»

-«Вокальная группа»

-«Танцевальный »

- «Школа выживания»

- «Рукодельница» и пр.

В школе созданы спортивные секции для занятий:

- баскетболом, русской лаптой, лыжной подготовкой, лёгкой атлетикой  и пр.

В школе реализуется система развития детей через предпрофильную и  профильную подготовку; введение элективных курсов (занятия по выбору детей) по различным направлениям:

 - «Современные Цицероны»

- «В мире деловых бумаг»

- «Геометрия для дома»

- «Разговорный английский» и пр.

2 группа – ситуативной   одарённости обучающихся.

Для этих ребят организована развивающая среда для выведения способностей в выбранной деятельности на социальный уровень. Учащиеся школы:

  • Создают собственные проекты; защищают их на уровне школы, района, области
  • Участвуют в предметных неделях; декадах
  • Принимают участие в районных и региональных конкурсах

Поскольку в последние годы наши учащиеся всё ярче заявляют о себе ( 56 призовых мест в районных олимпиадах; 13 призовых мест в школьной научно- практической конференции; участие и победы  в региональных проектах и пр.) школа готова к тому, чтобы выделить

3 группу – стабильной   одарённости обучающихся.

Образовательная среда является для школьников средством насыщения потребностей, личностного становления и самоутверждения.

Развитие исследовательских умений школьников происходит через школьное научное общество «Поиск», которое работает в школе по нескольким направлениям:

  • Филологическое
  • Историко-краеведческое
  • Физико-математическое
  • социально-педагогическое
  • иностранных языков
  • экологическое
  • химико – технологическое

Занятия в НОУ призваны выявлять у учащихся способности к оригинальному, нестандартному решению творческих задач, привлекать школьников к исследовательской деятельности и развивать их творческие способности.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых и способных школьников и на выявление их скрытых возможностей, является система самоуправления школьников.

В школе создана и успешно работает детская общественная  организация «Звёздный дом». Все должности в школьном министерстве «Звёздного дома» - выборные. Президент избирается  тайным голосованием (система выборов). А его соперники по предвыборной борьбе занимают посты министров культуры, учёбы, спорта, печати и .т. д., предварительно представив на пресс-конференциях свои программы .

Педагогический коллектив понимает, что без поддержки семьи и родителей невозможно работать в напряжённом инновационном режиме , формировать способную, продуктивную, адаптивную личность, поэтому в основе сотрудничества педагогического коллектива , администрации и родителей лежат:

  • постоянная взаимная информированность об особенностях физического и психического развития ребёнка, его способностях, успехах, достижениях (родительские собрания; педагогические консилиумы; психологические консультации и пр.)
  • создание условий  успешного интеллектуального  и физического продвижения ребёнка: обновлённый  спортивный зал; новый тренажёрный кабинет; кабинет ЛФК; кабинет БОС-здоровье; новый информационно-библиотечный центр; современный компьютерный класс; мультимедийный кабинет; современные учебные кабинеты
  • создание и поддержка атмосферы доверия, взаимного уважения и понимания;

Меняется и сам преподаватель, который работает с этими детьми.

При работе с одарёнными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает.

 Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии создаётся эмоционально- безопасная атмосфера, уважается личность ученика, его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.

        Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

«Из опыта работы с одаренными детьми»

«Из опыта работы с одаренными детьми»...

Из опыта работы с одаренными детьми

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...

"Из опыта работы с одаренными детьми"

Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...

Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...