Из опыта работы с одаренными детьми
статья на тему
Предварительный просмотр:
Е.А.Петракевич.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В МОУ-СОШ №4
г.Асино Томской обл.
На протяжении нескольких десятилетий в учебно-воспитательных планах российских школ ведущее место занимали нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. И только в последние годы умственное развитие и воспитание школьников стало приобретать особую актуальность. Появление гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов является свидетельством того, что в нашей стране появилась острая необходимость в поддержке и развитии наиболее способных и одаренных детей. Ведь именно такие дети являются интеллектуальным богатством страны. И в отдалённых областных центрах, где нет образовательных учреждений нового типа, необходимо вести работу в этом направлении. Наша школа существует с 1932 года и является сегодня во многом типичной общеобразовательной школой малого города.
В школе обучается 958 учеников; в стабильном коллективе работают 74 педагога, из них 22 человека имеют высшую квалификационную категорию; 23 – первую. На протяжении последних лет все показатели качества образования, включая результаты ЕГЭ, являются достаточными и имеют тенденции позитивного роста. В школе сложилась своя система работы с одарёнными детьми.
Существует более ста различных определений одарённости.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Талантливых детей в общей массе всего около 1,5 % ( диапазон : от талантливости к гениальности). Мы признаём, что талантливые дети в школе встречаются очень редко, а способных 4-5, а то и 10, найдется в каждом классе. Среди них есть и просто старательные. В начальной школе таких детей много, в средней их меньше, а к окончанию неполной школы их становится совсем мало. В старших классах картина меняется в положительную сторону. Почему интерес к учению падает в среднем школьном возрасте, и мы постепенно теряем толковых учеников? Потому, что у детей исчезает целеустремленность, нет ближней перспективы, а дальняя - будешь хорошо учится - попадешь в ВУЗ - их мало вдохновляет. Ближнюю цель должны поставить учителя, надо найти способ привлечь детей, заинтересовать их своим предметом, научить работать творчески, чтобы учеба не регламентировалась словом "надо" и "обязан", а дети не сломались бы и не устали от однообразного умственного труда.
Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, - любой ученый, исследователь должен обладать такими необходимыми качествами, как энтузиазм и настойчивость, оригинальность (независимость мышления, воображения, интуиция, одаренность), интеллект, контакт с людьми. «Самым редким даром является оригинальность личности и мышления. Одно это качество может компенсировать недостаток всех остальных. Ведущим же качеством можно считать энтузиазм, поскольку без мотивации к исследовательской работе остальные качества лишаются смысла».
Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Ученик умственно лишь тогда воспитывается, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости», - писал Сухомлинский.
В последнем проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, в требованиях к уровню подготовки учащихся школы такие формулировки, как «развитие интеллектуальных и познавательных способностей», «совершенствование продуктивной творческой деятельности», «приобретение опыта научно-исследовательской деятельности», «овладение интеллектуальными и информационными умениями», анализ, сравнение, обобщение, систематизация - указывают на то, что умственное развитие и воспитание должны стать одним из главных звеньев учебно-воспитательного процесса российской школы.
Основными целями деятельности школы являются:
- выявление и поддержка наиболее способных учеников средних и старших классов общеобразовательных школ;
- обеспечение школьникам возможности приобретать углубленные знания в области гуманитарных, естественных, технических, математических и других наук в условиях современных меняющихся требований к будущим специалистам этих профилей;
- совершенствование методического обеспечения, разработка, апробирование и использование в учебном процессе новых перспективных обучающих методов
и технологий;
- оказание методической помощи учителям в целях повышения качества преподавания гуманитарных, естественных, математических и других наук.
В соответствии с поставленными целями школа осуществляет следующие функции:
- реализует дополнительные образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами;
- проводит конкурсы, викторины, турниры, олимпиады с целью выявления юных дарований;
- разрабатывает программы и методические материалы, используемые в преподавании школьных дисциплин;
- организует циклы лекций, практических занятий, семинаров для учителей .
- проводит специальную подготовку команд для участия в региональных конкурсах, викторинах, олимпиадах;
- организует подготовку и проведение внутришкольных туров предметных олимпиад обучающихся.
Кроме образовательной деятельности школа проводит огромную работу по развитию творческих способностей учащихся, организуя школьные этапы всевозможных конкурсов( конкурсы букетов, газет, рисунков, сочинений, чтецов и пр.) и стимулируя участие детей в конкурсах.
В школе выстроена система работы с одарёнными детьми. Она включает:
- Психологическое и психофизиологическое диагностирование , которое проводится школьной психологической службой при поступлении ребёнка в 1 класс и продолжается в течение всего периода его обучения.
- Самооценку ребёнка, оценку его способностей родителями и учителями.
- Создание образовательной среды как проживания творческого акта, выведение способностей на социальный уровень.
- Формирование образовательной среды как средства насыщения потребностей учащихся, личностного их становления.
Начиная с начальной школы мы создаём клубы по интересам для поддержки и развития одарённых детей.
Условно деление происходит следующим образом:
1 группа – эпизодической одарённости обучающихся.
Для работы с этой группой создана максимально оперативная образовательная среда для проявления природных задатков детей.
Для этого в школе действуют кружки по интересам:
- «Юный художник»
- «Твоя газета»
-«Вокальная группа»
-«Танцевальный »
- «Школа выживания»
- «Рукодельница» и пр.
В школе созданы спортивные секции для занятий:
- баскетболом, русской лаптой, лыжной подготовкой, лёгкой атлетикой и пр.
В школе реализуется система развития детей через предпрофильную и профильную подготовку; введение элективных курсов (занятия по выбору детей) по различным направлениям:
- «Современные Цицероны»
- «В мире деловых бумаг»
- «Геометрия для дома»
- «Разговорный английский» и пр.
2 группа – ситуативной одарённости обучающихся.
Для этих ребят организована развивающая среда для выведения способностей в выбранной деятельности на социальный уровень. Учащиеся школы:
- Создают собственные проекты; защищают их на уровне школы, района, области
- Участвуют в предметных неделях; декадах
- Принимают участие в районных и региональных конкурсах
Поскольку в последние годы наши учащиеся всё ярче заявляют о себе ( 56 призовых мест в районных олимпиадах; 13 призовых мест в школьной научно- практической конференции; участие и победы в региональных проектах и пр.) школа готова к тому, чтобы выделить
3 группу – стабильной одарённости обучающихся.
Образовательная среда является для школьников средством насыщения потребностей, личностного становления и самоутверждения.
Развитие исследовательских умений школьников происходит через школьное научное общество «Поиск», которое работает в школе по нескольким направлениям:
- Филологическое
- Историко-краеведческое
- Физико-математическое
- социально-педагогическое
- иностранных языков
- экологическое
- химико – технологическое
Занятия в НОУ призваны выявлять у учащихся способности к оригинальному, нестандартному решению творческих задач, привлекать школьников к исследовательской деятельности и развивать их творческие способности.
Важным фактором, влияющим на развитие одарённых и способных школьников и на выявление их скрытых возможностей, является система самоуправления школьников.
В школе создана и успешно работает детская общественная организация «Звёздный дом». Все должности в школьном министерстве «Звёздного дома» - выборные. Президент избирается тайным голосованием (система выборов). А его соперники по предвыборной борьбе занимают посты министров культуры, учёбы, спорта, печати и .т. д., предварительно представив на пресс-конференциях свои программы .
Педагогический коллектив понимает, что без поддержки семьи и родителей невозможно работать в напряжённом инновационном режиме , формировать способную, продуктивную, адаптивную личность, поэтому в основе сотрудничества педагогического коллектива , администрации и родителей лежат:
- постоянная взаимная информированность об особенностях физического и психического развития ребёнка, его способностях, успехах, достижениях (родительские собрания; педагогические консилиумы; психологические консультации и пр.)
- создание условий успешного интеллектуального и физического продвижения ребёнка: обновлённый спортивный зал; новый тренажёрный кабинет; кабинет ЛФК; кабинет БОС-здоровье; новый информационно-библиотечный центр; современный компьютерный класс; мультимедийный кабинет; современные учебные кабинеты
- создание и поддержка атмосферы доверия, взаимного уважения и понимания;
Меняется и сам преподаватель, который работает с этими детьми.
При работе с одарёнными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает.
Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии создаётся эмоционально- безопасная атмосфера, уважается личность ученика, его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.
Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы с одаренными детьми
формы работы и приемы работы с одаренными детьми....
Из опыта работы с одаренными детьми
формы работы и приемы работы с одаренными детьми....
«Из опыта работы с одаренными детьми»
«Из опыта работы с одаренными детьми»...
Из опыта работы с одаренными детьми
Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...
"Из опыта работы с одаренными детьми"
Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...
Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...
Календарно-тематическое планирование физика основная школа. Презетация урока физики в 7 классе. Обобщение опыта работы с одаренными детьми.
Программы и календарно-тематическое планирование физики по УМК-1....