Календарно-тематическое планирование физика основная школа. Презетация урока физики в 7 классе. Обобщение опыта работы с одаренными детьми.
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме

Карпенко Любовь Васильевна

Программы и календарно-тематическое планирование физики по УМК-1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshcheniya_opyta_raboty.rar47.78 КБ
Файл urok_fiziki_na_konkurs.rar1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23

Педагогический опыт

Тема:

« Работа с одаренными детьми по развитию способностей на уроках

 и во внеурочное время»








Автор опыта
:

Карпенко Любовь Васильевна

учитель физики

 МОУ СОШ № 23 Кущёвского района


2013

Содержание педагогического опыта.

1.Литературный обзор состояния вопроса

2.Актуальность педагогического опыта

3..Педагогический опыт

4. Результативность опыта

5.Вывод

1.Литературный обзор состояния вопроса

«Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой

 поисковой исследовательской работе».

А.Н. Колмогоров

Вопросы одаренности издавна волновали многих мыслителей, философов, ученых, педагогов. Понять природу гениальности, истоков способностей в разные времена стремились И.Кант, А. Баумгартен, Дж. Локк, А. Бине, Р. Мейли, Дж. Равен, Л. Пенроуз, Р. Амтхауэр, Р. Кеттел, и др.

После 2-й Мировой войны Дж. Гилфорд впервые стал заниматься одаренностью как феноменом. Работая в Пентагоне, он разрабатывал по заказу программы для выявления одаренных детей (умственная одаренность).

Проблемы одаренности в нашей стране после 1917г. разрабатывалась как психология потребностей. Наиболее яркое отражение это нашло в работах Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса, Л.С. Выготского, А.М. Матюшкина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Петровского и других ученых.

В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов.

Но, несмотря на то, что в мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, остается определенный ряд вопросов, которые еще требуют поиска ответов на них. Человек, наделенный развитыми способностями, другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Чаще всего мы говорим об одаренных детях, как об опережающих в своем развитии сверстников. Но есть и другая сторона одаренности, гораздо более трудная и для учителей, и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. В связи с этим, раннее выявление, обучение и воспитание одаренных  и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Президент Российской Федерации в числе приоритетных условий развития общества поставил задачу  перевода российского образования на качественно новый уровень. Идея достижения современного качества образования соответствующего потребностям страны и мировым стандартам получила дальнейшую разработку в основных положениях концепции модернизации российского образования.    

В. В. Репкин считает сформированность школьника как субъекта учебной деятельности наиважнейшим новообразованием младшего дошкольного возраста: «Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, превращение ученика в учащегося характеризует основное содержание развития школьника в процессе школьного обучения (2002; 4). Репкиным подчеркивается, что развивающее обучение должно прямо ориентировать свое содержание, свои формы и методы на закономерности развития.

Л. В. Занков (2000) основой психического развития младших школьников считает новые способы организации процесса обучения. Его система основывается на психодидактических принципах: (1) обучение на высоком уровне трудности; (2) ведущая роль теоретических знаний; (3) высокие темпы изучения материала; (4) осознание школьниками процесса учения; (5) систематическая работа над развитием всех учащихся. На основе данной дидактической системы был достигнут и экспериментально подтвержден развивающий эффект прежде всего в сфере таких процессов как наблюдение, мышление, практическое действие, которые рассматривались как основные линии психического развития.

Ш. А. Амонашвили является одним из активных разработчиков и популяризаторов «педагогики сотрудничества». Амонашвили констатировал развитие социально-зависимой самостоятельности ребенка в процессе общения, установление «духовной общности» всех субъектов образовательного процесса.

2.Актуальность педагогического опыта

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательных результатам, занимает метод проектов, что привлекает внимание учащихся и развивает их интеллект, так как они овладевают способами получения информации, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение жизни.

Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.

Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей-предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому цель данной работы – показать некоторые возможности внедрения новых образовательных технологий с использованием компьютерной техники в обучении.

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии,  профессиональным интересам педагогической общественности.

Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода  на ФГОС нового поколения.

3.Педагогический опыт

« Работа с одаренными детьми по развитию способностей в урочное и во внеурочное время»

Развитому  обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению,  не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Роль семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, главная задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, чтобы эти способности были реализованы.

При организации учебно-воспитательного процесса в школе учитель должен осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. С целью создания благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала детей, проявляющих повышенный интерес к изучению предмета – физика, мною предлагаются методы работы с одаренными детьми.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

   креативности;

   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Индивидуальный подход к одаренным детям должен включать такие средства:

-использование заданий творческого характера, которые предусматривают поиски ребенком оригинальных, нестандартных решений, необходимость обоснования предложенных решений, которое способствует развитию активного, самостоятельного, творческого, диалектического мышления одаренного ребенка;

-создание проблемных ситуаций, использования элементов проблемной учебы, что позволяет активизировать познавательную деятельность ребенка, реализовать ее творческий потенциал;

-использование дополнительного материала, который значительно выходит за пределы учебной программы с целью расширения кругозора одаренных учеников;

-организация научно-исследовательской работы одаренных детей по тематике, которая вызывает их интерес.

Теоретической основой проблемного обучения являются основные закономерности творческого познавательного процесса.

При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся необходимо развивать по логике развертывания творческого познавательного процесса, а именно:

Создают проблемную ситуацию, анализируют её и в ходе анализа подводят учащихся к необходимости изучения определенной проблемы.

Включают учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей. Выдвигаемые в ходе поиска гипотезы и догадки должны подвергаться анализу, с тем, чтобы найти наиболее рациональное решение.

Предполагаемое решение проблемы проверяется иногда теоретически, но чаще экспериментально. Проблема решается, и на основе этого решения делается вывод, который несёт в себе новое знание об изучаемом объекте.

В соответствии с основными закономерностями творческой познавательной деятельности, которые являются теоретической основой проблемного обучения, проблемное обучение должно начинаться с организации проблемных ситуаций, а не с формулировки учебных проблем. «Самой существенной чертой проблемного обучения является не постановка вопроса, а создание проблемных ситуаций», писал В. Оконь.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, оно направлено на формирование умений самостоятельно решать познавательные проблемы, на развитие творческого мышления школьников.

Творческое мышление имеет три этапа:

проблемная ситуация, с первоначальным её анализом и формулировкой проблемы;

поиск пути решения проблемы;

претворение найденного принципа решения проблемы и его проверка.

Проблемы возникали в физике каждый раз, когда обнаруживались противоречия между вновь открываемыми опытными фактами и прежними представлениями, не способными их объяснить.

«... каждый раз, когда научное знание в данной области принимало законченную форму теории, опыт и наблюдение вне нас существующего мира обнаруживали новые факты, которые никак не укладывались в рамки теории

и, наоборот, явно ей противоречили. Под давлением новых фактов вырастала новая теория», писал академик А.Ф. Иоффе.

Для создания проблемных ситуаций на уроках физики необходимо выявить возможные типы противоречий, которые могут возникать в ходе изучения физики.

На уроках физики можно  для создания проблемных ситуаций использовать три типа противоречий:

противоречия между жизненным опытом учащихся и научными знаниями;

противоречия процесса познания 9противоречия между ранее полученными учениками знаниями и новыми);

противоречия самой объективной реальности.

Например, в 11 классе при изучении природы света, прошу учащихся подумать над тем: «Какими способами передаются воздействия одного тела на другое?» (например, как можно заставить звенеть колокольчик).

После обсуждения приходим к выводу, что возможны только два способа передачи воздействий:

путем переноса частиц вещества от одного тела к другому;

посредством окружающей их среды.

После этого сообщаю, что на этой основе во второй половине 17 века исторически почти одновременно возникли две теории света:

корпускулярная (И. Ньютон 1672-1674 гг)

волновая (Х. Гюйгенс 1678 г)

Обе теории удовлетворительно объясняли явления отражения и преломления света.

Но вследствие того, что авторитет Ньютона в то время был выше, то приняли корпускулярную теорию света.

Открытие явлений интерференции и дифракции (О. Френель, Т. Юнг, Гримальди) показало, что эти явления хорошо объяснялись с волновой точки зрения, а не с корпускулярной.

В начале 20 века А. Эйнштейн (1905 г) высказывает гипотезу о квантовой теории света.

Свет обладает дуализмом, то есть «двойственностью» - в одних случаях ведет себя как волна, в других случаях, как поток частиц.

Итак: свет – это электромагнитная волна... (говорим почему).

При изучении тепловых явлений учащимся неоднократно подчеркиваю, что все тела, находящиеся в длительное время в  контакте друг с другом, имеют одинаковую температуру. Предлагаю учащимся измерить температуру в разных частях кабинета и убедиться, что она одинакова. После этого прошу их потрогать различные тела: железный гвоздь и деревянную линейку, книгу и батарею отопления и т.д. Они обнаруживают, что температура различных тел на ощупь кажутся разной. В конечном итоге выясняем, почему это так, кажется.

Проблемные ситуации возникают в ходе познавательной деятельности человека. Поэтому для введения в проблемную ситуацию нельзя (недостаточно)  просто указать учащимся на противоречие. Необходимо так организовать их деятельность, чтобы они сами натолкнулись на некоторое несоответствие познаваемого с имеющейся у них системой знаний.

Нередко одна и таже проблема может быть решена различными способами:

1. Ситуация неожиданности

        В 9 классе изучение закона Бернулли начинаю с таких вопросов:

- почему сильный ветер вздымает легкие предметы высоко над землей, а не прижимает их к земле?

- при ураганном ветре наблюдались случаи, когда крыши домов внезапно отделялись и подбрасывались вверх;

-  почему при порывах ветра зонт выворачивается наружу?

- почему опасно находиться на краю перрона, когда рядом с большой скоростью проходит поезд?

        Как объяснить это с точки зрения физики?

В 10 классе при изучении электрического тока в различных средах использую рассказ об огнях святого Эльма:

Там волны с блесками и всплесками

Непрекращаемого танца,

И там летит скачками резкими

Корабль Летучего Голландца.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,

Но, знак печали и несчастий,

Огни святого Эльма светятся,

Усеяв борт его и снасти.

Н.С. Гумилёв

Как объяснить возникновение огней святого Эльма на кораблях?

2. Ситуация конфликта.

Используется в основном при изучении физических теорий и фундаментальных опытов.

Например, при изучении в 11 классе СТО, ставился вопрос о том, что законы электродинамики Максвелла неверны, когда обнаружился отрицательный результат опыта А. Майкельсона (1881 г).

Разрешение этих проблем носит преимущественно характер «проблемного изложения», когда ставится и разрешается проблема учителем.

Цель организации таких ситуаций, с одной стороны, в возбуждении интереса учащихся к проблеме, а с другой – демонстрация образцов решения научных проблем, имеющих место в истории науки.

Ситуация опровержения создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, доказательства, проекта и т.п.

Например, после изучения закона сохранения и превращения энергии, спрашиваю: «Почему сейчас не рассматриваются проекты вечных двигателей?»

После обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что невозможна работа двигателя без затрат энергии.

3.Ситуация несоответствия возникает в тех случаях, когда жизненный опыт, понятия и представления, стихийно сложившиеся у учащихся, вступают в противоречие с научными данными.

При изучении в 9 классе свободного падения, говорю о том, что древнегреческий учёный Аристотель утверждал, что «... тело большей массы падает на землю быстрее, чем тело меньшей массы».

Прав ли Аристотель?

Чаще всего ребята согласны с высказыванием Аристотеля. Далее проделываются опыты (два листа бумаги, один из которых скомкан, два кружка – железный и бумажный), в результате которых учащиеся приходят к выводу о том, что здесь свою роль играет сопротивление воздуха.

         При изучении атмосферного давления в 7 классе задаю вопрос: «Производит ли атмосферный воздух давление на находящиеся в нём тела?».

Если получен отрицательный ответ, то можно сказать, что «... ведь вода оказывает давление на погруженное в неё тело, почему же воздух не может оказывать давления?»

Далее проделываем опыт: неполный стакан с водой и лист бумаги или цилиндрический сосуд с краном, из которого выкачан воздух.

Бывает иногда и так, что формулировка вопроса сразу создает проблемную ситуацию.

Например, после изучения явления теплопроводности в 8 классе, учащиеся уже знают, что теплота может передаваться постепенно от более нагретой части тела к менее нагретой, задаю вопрос: «Почему в помещениях под потолком температура воздуха обычно бывает выше, чем внизу, около пола, хотя нагреватели – батареи отопления – находятся внизу?»

Здесь учащиеся сталкиваются с принципиально новым для них явлением. Его нельзя объяснить передачей теплоты путем теплопроводности.

После обсуждения данной проблемной ситуации приходим к выводу о том, что здесь имеет место другой вид теплопередачи – конвекция.

Вы пошли в поход, как охладить газводу? Учащиеся предлагают разные варианты как это можно сделать. Оказывается в этом может помочь ... Солнце и мокрая тряпка.

Проблемное обучение, как показал мой опыт его использования, может привести к серьезным положительным результатам в развитии учащихся только в том случае, если его применять систематически и оно охватывает основные виды учебной деятельности учащихся и является первым шагом к творческой деятельности учащихся.

 Физика- наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики.

Все дети от природы талантливы и любознательны,но по мере их роста желание узнать как можно больше у многих уменьшается,и задача школы - поддерживать и развивать стремление детей к постижению нового.Особое место в этом занимает работа с одарёнными детьми, что является одним из приоритетных направлений современного образования. Такие дети показывают особую заинтересованность и более высокие результаты в каком-либо деле или учебном предмете.

Постижение же физики школьниками через руки, через разум - важная сторона учебного процесса.

Учебный физический эксперимент позволяет уточнить имеющиеся у школьников представления о физических явлениях окружающего мира. Если же их нет, то эксперимент позволяет создать отсутствующие представления. Таким образом, учебные опыты можно рассматривать как источник фактов и знаний о мире.

Физический эксперимент является средством формирования правильных, материалистических взглядов на окружающий мир и на физическую науку, выступает как важнейшее средство, как один из методов познания окружающего мира.

Постановка учебных опытов по физике является мощным методическим средством, обеспечивающим наглядность обучения, делающее учебный материал более доступным. Проведение физических опытов является для учащихся средством организации самостоятельной и творческой деятельности.

Для того, чтобы привлечь их к изучению такой сложной науки как физика я решила использовать достаточно традиционный метод, это практические работы.

Первый этап. Формирование первоначальных практических умений и навыков - демонстрация.

Демонстрационный Эксперемент иллюстрирует теоретические положения, излагаемые на уроке учителем, и подготавливает к самостоятельному проведению фронтальных лабораторных работ.

Второй этап. Фронтальные лабораторные работы- вид практических работ выполняемых в процессе изучаемого программного материала, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент. Используя одинаковое оборудование. На Фронтальных Лабораторных

Работах преодолевается разрыв теории с практикой, прослеживается связь науки и техники. Развиваются и углубляются первоначальные представления, формируются понятия как основной элемент научных знаний. Вырабатываются личностные качества (аккуратность, организованность, настойчивость).

Третий этап- завершающий. Физический практикум- работа выполняемая учащимися в завершении предыдущих разделов курса, на более сложном оборудовании, с большой долей самостоятельности. При выполнении работ по ФП происходит повторение, углубление, расширение и систематизация знаний. Осуществляется политехническое обучение.

Особенно хорошо для развития познавательных способностей и привития        внимания к изучению физики у учащихся: домашние

экспериментальные работы- самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, без непосредственного руководства со стороны учителя. ДЭР приучают учащихся к самостоятельному расширению полученных на уроке знаний и добыванию новых. Формирует экспериментальные умения через использование предметов домашнего обихода, осуществляют обратную связь.

Большой интерес у учащихся вызывают практические работы цикла «Познай самого себя»

Определение объема и плотности своего тела.

Определение площади поверхности своего тела.

Определение силы давления атмосферы на свое тело.

Определение средней длины своего шага.

Определение средней скорости движения.

Определение давления своего тела на поверхность.

Определение силы рук при выполнении упражнения на перекладине.

Определение механической работы при прыжке в высоту.

Определение механической работы при подъеме штанги.

Определение средней мощности развиваемой при беге на дистанцию 60м.

Аккомодация глаза. Определение точек ясного видения.

Определение массы воздуха в помещении.

И другие работы

Одним из распространённых средств работы с одарёнными детьми в школе являются занятия с ними в предметных кружках и на факультативах .Такие дети быстрее осваивают программу, и тогда с ними можно проводить индивидуальную работу по двум направлениям:

а\расширение и углубление знаний и умений по программе кружка или факультатива,

б\ освоение ребёнком тем выходящих за рамки программы.

При этом следует учитывать желания детей,их способности и темперамент.Такие дети обычно любят помогать другим,объясняя и показывая, как выполнять работу, которую они уже освоили. При этом у них появляется желание узнать и освоить больше запланированного.

Одной из эффективных форм выявления одарённых детей и дальнейшей работы с ними является привлечение детей к участию в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.

Ещё одной из форм работы с одарёнными детьми является их участие в детской научно-практической конференции "Шаг в будущее",которые ежегодно проводятся в Кущевском районе, Краснодарского края Учебно-методическим центром.Принять участие в конференции может любой ребёнок,но,конечно,в первую очередь,это делают одарённые дети,так как подготовка и участие в конференции требует много времени и усилий.Обычно ребёнок или сам изъявляет желание принять участие,когда узнаёт о конференции,или сделать это ему предлагает учитель.

Важным моментом начала работы является выбор темы.Она должна отличаться новизной,актуальностью,носить исследовательский характер и быть близкой и интересной ребёнку.Тема может быть любой,но обычно дети выбирают такие, которые связаны с тем учебным предметом, который им нравится ,и в котором они наилучшим образом могут проявить свои способности. После выбора темы необходимо определить тип работы.

Это может быть реферат, проект, исследование и т.д.При выборе нужно учитывать склонность ребёнка к определённому виду деятельности.

Всю работу по подготовке и участию в детской научно- практической конференции "Шаг в будущее" можно разделить на 4 этапа.

этап: подготовка к работе.

На этом этапе я информирую обучающихся о конференции, её задачах, методах проведения, исходя из опыта прошлых лет, рассказываю об учениках, выступавших на конференции, приглашаю принять в ней участие. Если я знаю, что у ребёнка есть потенциальные возможности для участия в таких мероприятиях, но он не осознаёт своего потенциала или просто стесняется из-за скромности, я беседую с этим ребёнком и убеждаю его попробовать свои силы в таком виде деятельности.

Эту работу я обычно провожу в сентябре.

этап: сбор информации, необходимой для работы.

С ребятами, изъявившими желание принять участие в конференции, я занимаюсь индивидуально, мы определяем тему работы, её тип, цель, направление поиска материала, содержание исследовательской части, практической работы. Затем учащиеся занимаются самостоятельно. Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта, если в этом возникает необходимость. Учащиеся получают новые знания, расширяют кругозор, повышают интеллект, учатся анализировать собранный материал, приобретают навыки исследователя

Это работа длится 2 - 2,5 месяца.

этап: корректирование материала.

На этом этапе большое значение имеет совместная работа учителя и ученика. Я как учитель просматриваю собранный учеником материал, помогаю отобрать необходимое, выстроить в нужной последовательности, обработать результаты исследований, опросов, правильно оформить их, сделать презентацию.

Чтобы работа имела успех, она должна отличаться новизной, актуальностью, носить исследовательский характер, иметь практическую направленость. Содержание работы должно отвечать заявленной теме выступления.

Этот этап занимает 1 - 1,5 месяца.

4 этап: заключительный. Выступление на научно-практической конференции, защита работы. В виде тренировки я предлагаю ребятам выступить со своей работой перед обучающимися своего или других классов

Такая работа увлекает ученика,вдохновляет его на расширение своих знаний и умений,развивает его интеллект.У него появляется желание не только самому узнать и научиться чему-то новому,но и поделиться этим со своими товарищами.

Учащиеся,которые участвуют в научно-практических конференциях,выступают на семинарах,не только повышают свои творческие способности,интеллектуальный потенциал,но и приобретают опыт выступлений перед незнакомой

аудиторией„что,несомненно,пригодится как в школе,так и в дальнейшей жизни.

Несомненно,работа с одарёнными детьми требует от учителя высокого профессионализма,компетентности во многих вопросах,а также дополнительных усилий по более глубокому проникновению в материал темы,дополнительных затрат времени„но результаты стоят этих усилий.Успех ученика приносит удовлетворение учителю,поднимает его авторитет,повышает престиж учебного предмета.

Методы и формы работы с одаренными учащимися органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличаются определенным своеобразием.

Используются тематические и проблемные вопросы и задания, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы или творческих зачетов т. п.

4.Результативность педагогического опыта:

За все время работы в школе, я регулярно преподавала физику в 11 классе. Благодаря моей системе работы с учащимися, выпускники показывали высокие результаты на сдачи ЕГЭ, поступали в технические ВУЗы такие как ДГТУ,ЮФУ,РГСУ и успешно там обучаются.

                           Год.                                                          средний       балл

                                                        по школе                              по краю

                      2009-2010-                        58,5                             48,3

                      2010-2011                         59,2                             51,2

Главное заключается в том, что одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое детство.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

положительная динамики уровня обученности;

прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей учащихся;

создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;

осознание ценности творческого открытия учащимися;

высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью по разным предметам.

Интенсивные занятия проектно-исследовательской деятельностью  со своими учениками обеспечили наличие призовых мест на научно-практических конференциях школьников по  физике, географии,экологии.

Год

Фамилия, имя учащегося

Тема проекта

Научно-практическая конференция

Этап

Место

2008

Сурмалян Карина

Экологические проблемы реки Сикей

«Эврика»

Муници-пальный

3

2008

Назаренко Анна

Районная олимпиада по экологии

олимпиада

Муници-пальный

2

2010

Карпенко Иван

Андронный коллайдер

«Эврика»

Муници-пальный

Зональный

1

победитель

2010

Карпенко Иван

Рождение Вселенной.

«Молодой ученый»

Муници-пальный

 

2

2010

Жерновая Тая

Атомная энергетика

Конкурс им. Д.И.Менделеева

Муници

пальный

призер

2010

Жерновая Тая

Вода и мир

Эколого-биологический центр

краевой

Благодарственное письмо

2011

Жерновая Тая

Экономия  энергии

«Эврика»

Муници

Пальный

Зональный

Призер

призер

2011

Можная Елена

Свойства воды

Зеленая

 планета

Муници

пальный

призер

2011

Казарян Анна

Олимпиада «Авнгард»

Феде

ральный

призер

2011

Можная Елена

Черное море

Краевой конкурс

Краевой конкурс

Победитель

1 тура

2011

Можная Елена

Черное море

Краевой конкурс

Краевой конкурс

Лауреат

2011

Жерновая Тая

Использование энергии в быту.

Шаг в будущее

Муници

пальный

победитель

2011

Абакумова Ангелина

Вулканы.

Шаг в будущее

Муници

пальный

призер

2011

Лобанова Анастасия

олимпиада

район

призер

2012

Ахметов Михаил

олимпиада

район

1

2012

Можная Елена

олимпиада

район

1

2012

Абакумова Ангелина

олимпиада

район

1

2012

Можная Елена

Вода, вода,кругом вода

Малая с/х академия

Муници

пальный

победитель

2012

Жигунов Сергей

олимпиада

Регио

нальный

победитель

2012

Саакян Альбина

Диффузия

Эврика,Юниор

Муници

пальный

призер

2012

Семыкина Даша

олимпиада

Муници

пальный

призер

2012

Ашуралиева Гульяна

Изучение остроты зрения

Эврика

Муници

пальный

победитель

2012

Можная Елена

Моя поездка- взгляд из космоса

Эврика

Муници

пальный

участник

Копии грамот и дипломов учащихся, благодарности учителю –
в
Приложении

5.Вывод:

В результате обобщения опыта делаю следующий вывод:

Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

Прежде всего, это обусловлено:

проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

 

Одаренность - это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик- это тоже дар и испытание для учителя, т. е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.

Используемая литература

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.

Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. / «Учитель», № 4, 2000.

http://www.idppo.kubannet.ru/



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение Центр развития образования

Кущёвского района

Тема урока: « Мощность »

7 класс

Карпенко Любовь Васильевна

2013-2014  учебный год

Урок физики в 7 классе

учителя физики МБОУ СОШ № 23 Карпенко Л.В.

                                           Тема: Мощность.                       ( слайд №2)

СЛАЙД №2

Цели урока:

1. Ввести понятие мощности.

Учиться  решать задачи на определение мощности

2. развивать коммуникативные способности при решении задач, навыки работы с приборами.

3 развитие умений ставить цель, наблюдать, анализировать, устанавливать аналогии,  делать выводы;

ход урока.

І. Орг. момент (учащиеся знакомятся с темой урока и задачами урока).(1 мин.)

IΙ . Опрос (8-10 мин) фронтально + индивидуальные задания 3 учащимся на Индивидуальные задания.

«3»1 Тело под действием силы 20Н переместилось на 40см. Чему
равна работа?

«4»2. Когда равномерно тянули по полу ящик массой 120 кг, совершили работу, равную 8400 Дж. На какое расстояние его передвинули?

«5»3Мини практическое задание: с помощью динамометра определить вес 3 тел, цену деления динамометра, погрешность прибора.

Фронтально:  по презентации  СЛАЙД №3-№9

ΙΙΙ Основной материал. (15 мин-16 мин)

Учитель:  

СЛАЙД №10.

 (ставим проблемную задачу)

1)Одинаковую ли работу совершат человек и экскаватор при рытье траншеи, если ширина, глубина и длина траншей одинаковы? Есть ли отличия в совершенной работе?

2) Одинаковую ли работу совершат лошадь и трактор при вспашке участка, если ширина и длина участков одинаковы? Есть ли отличия в совершенной работе?

Вывод : что одна и та же работа может быть совершена за разное время

СЛАЙД №11

Введение новой величины:

Скорость выполнения работы характеризуют мощностью.

Мощность показывает, какая работа совершается за единицу времени.

СЛАЙД №12

Формула мощности:

  • N=A/t
  • 1 Вт=1Дж/с

СЛАЙД №13

  • 1 мВт=0,001Вт
  • 1кВт=1000Вт
  • 1МВт=1000000Вт

СЛАЙД №14

  • Практическая работа по определению мощности( учащиеся самостоятельно определяют выполнение работы и расчет мощности  ученика)

Для проведения демонстрации вызываются два ученика, один из которых работает с секундомером, а второй поднимется на один этаж вверх по лестнице. Значение времени подъема и массы ученика будут использованы в расчете мощности.

СЛАЙД №15

1.Оставшихся учащихся знакомлю с единицей измерения мощности- лошадиная сила. Лошадиная сила впервые предложена Джеймсом Уаттом, оценивающим мощность своих паровых двигателей. Предполагалось, что лошадь может поднимать в среднем 33 000 фунт-футов в минуту, что равняется 746 Вт. Эту единицу до сих пор применяют в англоязычных странах.

2. Расчет мощности ученика и ее сравнение с лошадиной силой.

СЛАЙД №16

Учащиеся обобщают изученный новый материал.

Таким образом, для определения мощности, нужно совершенную работу разделить на время выполнения работы.

        работа

мощность = ---------—        

        время

                               N=A/t

 где А — работа;        1

t— время выполнения работы.

Мощность является очень важной характеристикой машин и механизмов.

IV.Закрепление изученного материала(12-14 мин)

СЛАЙД №17

Решение дифференцированных различного уровня сложности задач учащимися на местах , затем по желанию на доске

  • «3»Какова мощность человека, тянущего нагруженные санки и совершающего при этом работу 42000 Дж за 10 мин?

а)        4,2 кВт. б)        420 кВт.         в) 70 Вт.        г) 700 Вт.

  • «4»Определите мощность автомобиля, проезжающего под действием силы тяги, равной 2,4 кН, путь 30 км за 20 мин.

а)        40 кВт.   б)        36 кВт.         в) 72 кВт.         г) 60 кВт.

  • «5» Найти мощность потока воды, протекающей через плотину, если высота падения воды 25 м, а расход ее - 120 м3 в минуту.

а) 30 МВт   б)500кВт  в)5МВт     г)3МВт

 СЛАЙД №18

Проверка ответов решенных задач.

СЛАЙД №19

Домашнее задание

  • §54
  • Упр.29 (4,5)

Проблемное задание : выразить из формулы мощности формулу для расчета механической работы

СЛАЙД №20

Учащиеся проверяют формулу расчета работы через мощность.

СЛАЙД №21

Индивидуальное решение задач

  • Чему равна работа, произведенная миксером мощностью 150 Вт за 4 мин?

а)        36 кДж.        в) 600 кДж.

б)        600 Дж.        г) 3,6 кДж.

  • Вычислите работу, производимую двигателем мощностью 100 Вт при включении его на 0,5 ч.

а)        180 кДж.        в) 500 Дж.

б)        50 Дж.        г) 18 кДж.

СЛАЙД №22

 задачи на «5»

3-е учащихся у доски

  • С плотины высотой 22 м за 10 мин падает 500 т воды. Какая мощность развивается при этом?
  • Какова мощность человека при ходьбе, если за 2 ч он делает 10 000 шагов и за каждый шаг совершает 40 Дж работы?
  • Какую работу совершает двигатель мощностью 100 кВт за 20 мин?

V- Итог (1 мин)

СЛАЙД №23

Итог урока, выставление оценок, по полученным баллам.

СЛАЙД №24

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

«Из опыта работы с одаренными детьми»

«Из опыта работы с одаренными детьми»...

Из опыта работы с одаренными детьми

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...

Из опыта работы с одаренными детьми на уроках ОБЖ.

Из опыта работы с одаренными детьми на уроках ОБЖ....

Из опыта работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему? Надо приобщать детей к творческ...