Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в страну Грамотея»
план-конспект занятия по теме
Можно использовать и как логопедический досуг, и как обощение пройденного в конце года. Используется интерактивная доска, на которой выводится карта страны Грамотея и дети на протяжении всего времени путешествуют по ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Постановка игровой задачи:
Логопед: Ребята, у нас сегодня торжественный день, мы отправляемся с вами в гости к самой Царицы Знаний в страну Грамотея. Но, чтобы к ней попасть, необходимо пройти непростой путь. Но мы с вами много узнали в детском саду, и поэтому справимся со всеми препятствиями! Правда?
Дети: Да.
Логопед: А что бы попасть к замку Царицы Знаний и не заблудиться, нам поможет карта страны Грамотея (карта на интерактивной доске).
1 испытание «Мостик Звукокуб»
Логопед: Ребята, чтобы пройти к первому городу, мы должны перейти мостик, мостик этот не простой, здесь живет Звукокуб. А кто мне скажет, что такое звук?
Дети: Звуки мы слышим и произносим.
Логопед: А что нужно, чтобы хорошо произносить звуки?
Дети: Делать артикуляционную гимнастику.
Логопед: Правильно, артикуляционная гимнастика нужна, чтобы у нас хорошо был развит артикуляционный аппарат, то есть губы, язычок, щечки, а еще должна быть сильная воздушная струя. Всё это помогает правильно произносить звуки.
Сделать артикуляционную гимнастику нам поможет Звукокуб, мы по очереди будем кидать наш кубик и все вместе выполнять, то упражнение, которое выпадет на кубе.
(Дети выполняют).
2 испытание «Звукогорск»
Логопед: Ну, вот мы и подошли к первому городу, который называется Звукогорск. Как вы думаете, кто здесь проживает?
Дети: Звуки.
Логопед: Правильно, а какие звуки здесь живут?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед: Что вы знаете про гласные звуки?
Дети: Их можно петь и кричать, во рту нет преград. Гласные звуки бывают ударные и безударные. И обозначаются красным цветом.
Логопед: Правильно, поэтому они живут в красном домике. А что вы знаете про согласные звуки?
Дети: Согласные нельзя пропеть и прокричать, во рту есть преграда. Согласные бывают звонкие и глухие. Согласные бывают твердые и мягкие, мягкие обозначаются зеленым цветом, а синим – твердые.
Логопед: правильно и поэтому они живут в сине-зеленом домике (показ домиков). А сейчас Даша, Вова, Лиза прочитают нам стихотворение про звуки.
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… – змеиный слышен свист.
Шшш …– шуршит опавший лист.
Жжж… – шмели в саду жужат.
Ррр… – моторы тарахтят.
(Волина В. «Учимся играя»)
Чтобы пойти дальше мы должны выполнить задание Звуковичков.
А задание такое: надо подобрать к словам схему.
(мак, луна, лиса, яблоко, малина – дети выполняют задание парами)
3 испытание «Мостик Веселых Звуков»
Логопед: Хочешь в город ты войти, по мосточку пройди, по мосточку пройди гласный звук изобрази! (Речедвигательная гимнастика по А. Я. Мухиной)
Весенние листочки на веточке сидят,
Весенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а-а-а…
Рябиновый – и-и-и-и…
Березовый – о-о-о-о…
Дубовый – у-у-у-у…
Тополиный – ы-ы-ы-ы…
Кленовый – э-э-э-э-….
4 испытание «Слогогорск»
Логопед: Вот теперь перед нами новый город Слогогорск. А кто в этом городе живет?
Дети: Слоги.
Логопед: Правильно, а как образуются слоги?
Дети: Гласный звук дружит с согласным звуком.
Логопед: Нам Царица Знаний
Шаров прислала связку,
На них предметы нарисованы,
Но ты не жди подсказки:
Названия предметов на слоги подели,
И сколько в слове том частей –
Скорее покажи.
Логопед: Ребята, вам необходимо выбрать любой шарик, и разделить на слоги то слово, которое изображено на картинки, посчитать, сколько слогов и выбрать нужную цифру. А давайте вспомним, как надо разделить слово на слоги?
Дети: Чтобы разделить слово на слоги, надо прохлопать слово, или посчитать, сколько гласных, столько и слогов.
Логопед: Молодцы, ребята, но чтобы выйти из этого города нам необходимо выполнить еще одно задание: В словах рассыпались слоги нам с вами надо их правильно вставить.
(Слова: КО—ВА, ЧУЧЕ__, ЛАН__ШИ, БУК__, ГУ__НИЦА, __БАКА, ЦВЕ__, АЛ__ВИТ, БА__ЧКА, ШКО__).
5 испытание «Мостик с Буквоедом»
Логопед: Молодцы, ребята, мы можем идти дальше, и перед нами снова мостик к следующему городу, здесь поселился злой Буквоед, чтобы нам пройти по мостику мы должны восстановить все буквы, которые прогрыз Буквоед.
(дети дорисовывают «съеденные» Буквоедом буквы).
6 испытание «Буквогорск»
Логопед: Молодцы, идем дальше и попадаем в какой город?
Дети: Буквогорск.
Логопед: Как вы думаете, кто живет в этом городе?
Дети: Буквы.
Логопед: Правильно, а чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем!
(показ картинки – опоры)
Логопед: Правильно, чтобы пройти через этот город, нам надо выполнить следующее задание: давайте прочитаем, какое слово написано на доске?
Дети: Мочка.
Логопед: Надо выбрать любую букву, и заменить в этом слове первую букву, и прочитать какое слово получилось.
(Дети выбирают буквы и меняют первую, читают новое слово – МОЧКА – ТОЧКА – ДОЧКА – БОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – КОЧКА).
7 испытание «Мостик – Поем Алфавит»
Логопед: Хорошо, с этим заданием справились, идем дальше и перед нами снова мостик, необычный здесь надо петь, а петь мы с вами будем Алфавит, кто скажет, что такое Алфавит?
Дети: Это дом, где живут буквы в каждой своей квартирке.
(включается презентация – фильм «Поем Алфавит» В. Кузнецова http://viki.rdf.ru/)
8 испытание «Словогорск»
Логопед: Ребята, идем дальше и перед нами новый город – Словогорск. В этом городе живут слова, чтобы выйти из этого города нам надо решить кроссворд:
Вопросы для кроссворда "Загадки про школу":
1.
В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет.
2.
Я на все твои вопросы
Отвечаю без труда.
Под обложкой моей знанья
Загляни, скорей, сюда.
3.
По черному - белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чиста страница.
4.
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.
5.
Палочка волшебная есть у меня друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход!
6.
Грамоты не знаю,
а весь век пишу.
7.
Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс.
8.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
9.
Посмотрите на меня —
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я — в линейку, без сомнений.
Невозможно не узнать:
Каждый знает, я — …
10.
Кулик невелик, трем сотням велит:
То сядь да учись, то встань, разойдись.
11.
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -...
12.
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Ну - ка, как меня зовут?
Правильно, ...
13.
Новый дом несут в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
9 испытание «Мостик Зашифрованное слово»
Логопед: Молодцы, ребята, мы справились с самим сложным заданием и почти подошли к терему самой Царицы Знаний. Но к терему надо пройти по последнему мостику. Мостик тоже необычный – на нем зашифрованы слова. Нам надо разгадать ребусы и сказать, какие слова здесь зашифрованы.
(Дидактическая игра «Ребусы»)
Терем Царицы Знаний
Логопед: Ну, вот мы и прошли с вами все препятствия и оказались возле терема Царицы Знаний.
Царица: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Царица: Вы меня, конечно, узнали я – Царица Знаний. Я знаю, какой у вас был долгий путь к моему терему: вы получили по дороге ко мне на своих занятиях много разных знаний, решили целую гору кроссвордов и ребусов, читали и писали, учились дружить. Сегодня я хочу вам сделать подарки!
(Раздает призы, медали)
Логопед: Ребята, давайте поблагодарим Царицу Знаний за все, что она сделала для нас!
Дети: Спасибо!
Логопед: Я благодарю вас за то, что мы с вами сегодня прошли такой трудный путь, вы все были молодцы! А теперь вас ждет впереди тоже сложный путь – учение в школе, желаю вам удачи в этом и только отличных оценок!
Тема: Обобщение и закрепления знаний о звуках, слогах, буквах, словах на примере путешествия в страну Грамотея.
Цель: обобщить и закрепить знания изученного материала по подготовке к обучению грамоте в школе.
Задачи:
- Образовательные: обобщить знания детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово»; обобщить навык звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слова; продолжать формировать навык чтения, закреплять навык правильного называния и написания букв русского алфавита, умение отгадывать загадки.
- Развивающие: развивать фонематический слух, память, логику, мышление, развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитательные: прививать любовь к родному языку, стремление учиться и узнавать новое, воспитывать взаимоподержку, взаимовыручку, прививать стремление говорить правильной и красивой речью.
Оборудование:
- Звукокуб «Артикуляционная гимнастика»;
- Карта страны Грамотея в электронном виде;
- Домики звуков и букв;
- Опорные картинки: «Гласные звуки», «Согласные звуки»,
- Картинки и звуковые схемы;
- 10 воздушных шаров с картинками;
- Цифры;
- Слова с пропущенными слогами;
- Пропущенные слоги;
- 10 букв на листочках с недописанными элементами;
- Буквы разрезной азбуки;
- Кроссворд;
- Фломастеры;
- Подарки, медали;
- Доски – мольберты;
- Костюм Царицы Знаний.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №68 «СКАЗКА»
ПОСЁЛКА ФРЯНОВО ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
141 147 Московская область, тел. 8(496) 56-3-55-58
Щелковский район, п. Фряново
ул. Текстильщиков, д.9 E-mail: ninanickolaewna.trunova@yandex.ru
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте
для детей подготовительной к школе группе
по теме: «Путешествие в страну Грамотея»
Составила и провела: учитель – логопед
Тюрина Светлана Викторовна
Фряново, май 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация звуки [З, Зь] подготовительная группа, обучение грамоте
Тема: звуки з, зь, буква З.Образовательные области: коммуникация, познание.Задачи: коррекционно-образовательные-уточнить характеристику з, зь по артикуляционным и акустическим признакам;упражнять в пр...
Непосредственно- образовательная деятельность Подготовка к обучению грамоте. «Путешествие в лесную школу»
Цель:- Формировать навыки четкого различения и произношения звуков «л-ль» в слогах, словах, фразах -Сравнивать характеристики этих звуков-Уп...
Непосредственно-образовательная деятельность Подготовка к обучению грамоте. «Путешествие по планете Волшебных звуков»
Цель:- Формировать навыки четкого различения и произношениязвуков «з-зь» в слогах, словах, фразах - Сравнивать характеристики этих звуков...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Грамматики»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы«Путешествие в Страну Грамматики»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...