Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в страну Грамотея»
план-конспект занятия по теме

Тюрина Светлана Викторовна

Можно использовать и как логопедический досуг, и как обощение пройденного в конце года. Используется интерактивная доска, на которой выводится карта страны Грамотея и дети на протяжении всего времени путешествуют по ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Постановка игровой задачи:

Логопед: Ребята, у нас сегодня торжественный день, мы отправляемся с вами в гости к самой Царицы Знаний в страну Грамотея. Но, чтобы к ней попасть, необходимо пройти непростой путь. Но мы с вами много узнали в детском саду, и поэтому справимся со всеми препятствиями! Правда?

Дети: Да.

Логопед: А что бы попасть к замку Царицы Знаний и не заблудиться, нам поможет карта страны Грамотея (карта на интерактивной доске).

1 испытание «Мостик Звукокуб»

Логопед: Ребята, чтобы пройти к первому городу, мы должны перейти мостик, мостик этот не простой, здесь живет Звукокуб. А кто мне скажет, что такое звук?

Дети: Звуки мы слышим и произносим.

Логопед: А что нужно, чтобы хорошо произносить звуки?

Дети: Делать артикуляционную гимнастику.

Логопед: Правильно, артикуляционная гимнастика нужна, чтобы у нас хорошо был развит артикуляционный аппарат, то есть губы, язычок, щечки, а еще должна быть сильная воздушная струя. Всё это помогает правильно произносить звуки.

Сделать артикуляционную гимнастику нам поможет Звукокуб, мы по очереди будем кидать наш кубик и все вместе выполнять, то упражнение, которое выпадет на кубе.

(Дети выполняют).

2 испытание «Звукогорск»

Логопед: Ну, вот мы и подошли к первому городу, который называется Звукогорск. Как вы думаете, кто здесь проживает?

Дети: Звуки.

Логопед: Правильно, а какие звуки здесь живут?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: Что вы знаете про гласные звуки?

Дети: Их можно петь и кричать, во рту нет преград. Гласные звуки бывают ударные и безударные. И обозначаются красным цветом.

Логопед: Правильно, поэтому они живут в красном домике. А что вы знаете про согласные звуки?

Дети: Согласные нельзя пропеть и прокричать, во рту есть преграда. Согласные бывают звонкие и глухие. Согласные бывают твердые и мягкие, мягкие обозначаются зеленым цветом, а синим – твердые.

Логопед: правильно и поэтому они живут в сине-зеленом домике (показ домиков). А сейчас Даша, Вова, Лиза прочитают нам стихотворение про звуки.

        Мы – не буквы, мы – звуки речи.

        Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… – змеиный слышен свист.

Шшш …– шуршит опавший лист.

Жжж… – шмели в саду жужат.

Ррр… – моторы тарахтят.

                        (Волина В. «Учимся играя»)

 Чтобы пойти дальше мы должны выполнить задание Звуковичков.

А задание такое: надо подобрать к словам схему.

(мак, луна, лиса, яблоко, малина – дети выполняют задание парами)

3 испытание «Мостик Веселых Звуков»

Логопед: Хочешь в город ты войти, по мосточку пройди, по мосточку пройди гласный звук изобрази! (Речедвигательная гимнастика по А. Я. Мухиной)

Весенние листочки на веточке сидят,

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а-а-а…

Рябиновый – и-и-и-и…

Березовый – о-о-о-о…

Дубовый – у-у-у-у…

Тополиный – ы-ы-ы-ы…

Кленовый – э-э-э-э-….

4 испытание «Слогогорск»

Логопед: Вот теперь перед нами новый город Слогогорск. А кто в этом городе живет?

Дети: Слоги.

Логопед: Правильно, а как образуются слоги?

Дети: Гласный звук  дружит с согласным звуком.

Логопед: Нам Царица Знаний

               Шаров прислала связку,

               На них предметы нарисованы,

               Но ты не жди подсказки:

               Названия предметов на слоги подели,

               И сколько в слове том частей –

               Скорее покажи.

Логопед: Ребята, вам необходимо выбрать любой шарик, и разделить на слоги то слово, которое изображено на картинки, посчитать, сколько слогов и выбрать нужную цифру. А давайте вспомним, как надо разделить слово на слоги?

Дети: Чтобы разделить слово на слоги, надо прохлопать слово, или посчитать, сколько гласных, столько и слогов.

Логопед: Молодцы, ребята, но чтобы выйти из этого города нам необходимо выполнить еще одно задание: В словах рассыпались слоги нам с вами надо их правильно вставить.

(Слова: КО—ВА, ЧУЧЕ__, ЛАН__ШИ, БУК__, ГУ__НИЦА, __БАКА, ЦВЕ__, АЛ__ВИТ, БА__ЧКА, ШКО__).

5 испытание «Мостик с Буквоедом»

Логопед: Молодцы, ребята, мы можем идти дальше, и перед нами снова мостик  к следующему городу, здесь поселился злой Буквоед, чтобы нам пройти по мостику мы должны восстановить все буквы, которые прогрыз Буквоед.

(дети дорисовывают «съеденные» Буквоедом буквы).

6 испытание «Буквогорск»

Логопед: Молодцы, идем дальше и попадаем в какой город?

Дети: Буквогорск.

Логопед: Как вы думаете, кто живет в этом городе?

Дети: Буквы.

Логопед: Правильно, а чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем!

(показ картинки – опоры)

Логопед: Правильно, чтобы пройти через этот город, нам надо выполнить следующее задание: давайте прочитаем, какое слово написано на доске?

Дети: Мочка.

Логопед: Надо выбрать любую букву, и заменить в этом слове первую букву, и прочитать какое слово получилось.

(Дети выбирают буквы и меняют первую, читают новое слово – МОЧКА –  ТОЧКА – ДОЧКА – БОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – КОЧКА).

7 испытание «Мостик – Поем Алфавит»

Логопед: Хорошо, с этим заданием справились, идем дальше и перед нами снова мостик, необычный здесь надо петь, а петь мы с вами будем Алфавит, кто скажет, что такое Алфавит?

Дети: Это дом, где живут буквы в каждой своей квартирке.

(включается презентация – фильм «Поем Алфавит» В. Кузнецова http://viki.rdf.ru/)

8 испытание «Словогорск»

Логопед: Ребята, идем дальше и перед нами новый город – Словогорск. В этом городе живут слова, чтобы выйти из этого города нам надо решить кроссворд:

Вопросы для кроссворда "Загадки про школу":

1.

В школе учит он детей.

Строг, но все прощает.

Помогает стать умней,

Все он объясняет. 

2.

Я на все твои вопросы

Отвечаю без труда.

Под обложкой моей знанья

Загляни, скорей, сюда.

3.

По черному - белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей –

Чиста страница.

4.

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. 

5.

Палочка волшебная есть у меня друзья.

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом и самолёт,

И огромный пароход!

6.

Грамоты не знаю,

а весь век пишу.

7.

Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс. 

8.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

9.

Посмотрите на меня —

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я — в линейку, без сомнений.

Невозможно не узнать:

Каждый знает, я — …

10.

Кулик невелик, трем сотням велит:

То сядь да учись, то встань, разойдись.

11.

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я -...

12.

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Ну - ка, как меня зовут?

Правильно, ...

13.

Новый дом несут в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

9 испытание «Мостик Зашифрованное слово»

Логопед: Молодцы, ребята, мы справились с самим сложным заданием и почти подошли к терему самой Царицы Знаний. Но к терему надо пройти по последнему мостику. Мостик тоже необычный – на нем зашифрованы слова. Нам надо разгадать ребусы и сказать, какие слова здесь зашифрованы.

(Дидактическая игра «Ребусы»)

Терем Царицы Знаний

Логопед: Ну, вот мы и прошли с вами все препятствия и оказались возле терема Царицы Знаний.

Царица: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Царица: Вы меня, конечно, узнали я – Царица Знаний. Я знаю, какой у вас был долгий путь к моему терему: вы получили по дороге ко мне на своих занятиях много разных знаний, решили целую гору кроссвордов и ребусов, читали и писали, учились дружить. Сегодня я хочу вам сделать подарки!

(Раздает призы, медали)

Логопед: Ребята, давайте поблагодарим Царицу Знаний за все, что она сделала для нас!

Дети: Спасибо!

Логопед: Я благодарю вас за то, что мы с вами сегодня прошли такой трудный путь, вы все были молодцы! А теперь вас ждет впереди тоже сложный путь – учение в школе, желаю вам удачи в этом и только отличных оценок!

Тема: Обобщение и закрепления знаний о звуках, слогах, буквах, словах на примере путешествия в страну Грамотея.

Цель: обобщить и закрепить знания изученного материала по подготовке к обучению грамоте в школе.

Задачи:

  1. Образовательные: обобщить знания детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово»; обобщить навык звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слова; продолжать формировать навык чтения, закреплять навык правильного называния и написания букв русского алфавита, умение отгадывать загадки.

  1. Развивающие: развивать фонематический слух, память, логику, мышление, развивать общую и мелкую моторику.

  1. Воспитательные: прививать любовь к родному языку, стремление учиться и узнавать новое, воспитывать взаимоподержку, взаимовыручку, прививать стремление говорить правильной и красивой речью.

Оборудование:

  1. Звукокуб «Артикуляционная гимнастика»;
  2. Карта страны Грамотея в электронном виде;
  3. Домики звуков и букв;
  4. Опорные картинки: «Гласные звуки», «Согласные звуки»,
  5. Картинки и звуковые схемы;
  6. 10 воздушных шаров с картинками;
  7. Цифры;
  8. Слова с пропущенными слогами;
  9. Пропущенные слоги;
  10. 10 букв на листочках с недописанными элементами;
  11. Буквы разрезной азбуки;
  12. Кроссворд;
  13. Фломастеры;
  14. Подарки, медали;
  15. Доски – мольберты;
  16. Костюм Царицы Знаний.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №68 «СКАЗКА»


ПОСЁЛКА ФРЯНОВО ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


141 147 Московская область,                                                                     тел. 8(496) 56-3-55-58

Щелковский район, п. Фряново                                

ул. Текстильщиков, д.9                                         E-mail: ninanickolaewna.trunova@yandex.ru

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 по подготовке к обучению грамоте

для детей подготовительной к школе группе

по теме: «Путешествие в страну Грамотея»

                                                Составила и провела: учитель – логопед

                                                Тюрина Светлана Викторовна

Фряново, май 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация звуки [З, Зь] подготовительная группа, обучение грамоте

Тема: звуки з, зь, буква З.Образовательные области: коммуникация, познание.Задачи: коррекционно-образовательные-уточнить характеристику з, зь по артикуляционным и акустическим признакам;упражнять в пр...

Непосредственно- образовательная деятельность Подготовка к обучению грамоте. «Путешествие в лесную школу»

Цель:- Формировать навыки четкого различения и произношения звуков «л-ль» в слогах,  словах, фразах          -Сравнивать характеристики этих звуков-Уп...

Непосредственно-образовательная деятельность Подготовка к обучению грамоте. «Путешествие по планете Волшебных звуков»

Цель:- Формировать навыки четкого различения и произношениязвуков «з-зь» в слогах, словах, фразах          - Сравнивать характеристики этих звуков...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Грамматики»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей  подготовительной к школе группы«Путешествие в Страну  Грамматики»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...