Построение модели взаимодействия родителей и школы
проект на тему
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_modeli_vzaimodeystviya_roditeley_i_shkoly.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПУ Ростовской области
«Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»
Проект:
Построение модели взаимодействия родителей и школы
Выполнила
учитель МБОУ СОШ №15
Логинова Наталья Юрьевна
Ростов на Дону
2013
Государственно-общественное управление имеет вертикальное строение и однонаправленные связи, находится под контролем государства, диктуя условия нижестоящим организациям (к числу которых относят и школу). Это чётко прослеживается в текстах Закона, где во всех статьях обосновываются цели, задачи, функции государства в отношении образовательных учреждений — механизмы государственного управления.
Однако в Законе присутствует (хотя и рассматривается в гораздо меньшем объёме и как соподчинённая часть) общественная составляющая. Например, говорится о праве образовательных учреждений создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы — т.е. общественные структуры). Подчёркивается, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, а это значит, что на сферу образования распространяются все гражданские права и свободы. Да и как реализовать другой принцип, провозглашённый в Законе — принцип свободы и плюрализма, если не опираться на общественную составляющую управления?
С другой стороны, общественные структуры управления остаются неразвитыми и отчасти поэтому, отчасти из—за простого нежелания этого партнёрства со стороны государственных структур, закон работает далеко не в полную силу. Значит ли это, что требуется специально и дополнительно «прописать» (т.е. «разрешить использовать») право общественности на участие в управлении? Думается, что в этом нет необходимости. Потребность есть в другом — в создании самой общественностью практической базы своего участия во всех делах школы. Государственные структуры мешать этому не в праве. Гражданские сообщества просто должны быть настойчивее, активнее и целеустремлённее.
Образование как социально-культурный процесс и школа как социально-культурный институт - средоточие, как интересов государства, так и гражданского общества. Школа — одновременно и частица общественной жизни, и элемент структуры, подвластный государственному контролю.
В условиях развития демократии и расширения практики соуправления школа будет всё больше опираться на общественные организации и сообщества. Это поможет совершить переход от политики патронажа и доминирования государственного над общественным к их конструктивному оппонированию и взаимодействию.
Современная школа сегодня - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Поэтому проблема взаимодействия образовательного учреждения и среды, выстраивание социальных отношений является актуальной. Главное в этой деятельности – объединение усилий общеобразовательных, социальных и государственных структур, совместная деятельность которых может гарантировать качество образования.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.
Практика работы в школе показывает, что взаимопонимание и доверие являются основой для сотрудничества родителей и педагогов. В условиях таких взаимоотношений многие мамы и папы проявляют готовность к сотрудничеству, а школа готова поделиться своими управленческими функциями с родителями. Но отсутствие достаточной информации мешает налаживанию сотрудничества.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, и дав ей оценку, пришла к выводу, что наиболее существенной проблемой в нашем классе является отсутствие активного участия родителей в образовательном процессе, поэтому решено разработать проект, который, должен помочь систематизировать работу с родителями.
Проблема: может ли социальное партнерство помочь в управлении качеством образования.
Цель: способствовать вовлечению родительской общественности в управлении качеством образования класса.
Задачи:
- Исследовать как в современной педагогической науке и практике решается проблема социального партнерства в управлении качеством образования.
- Провести диагностику семей класса.
- Создать условия для взаимодействия с родителями учащихся.
- Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций.
- Организовать совместное проведение мероприятий.
Этапы:
- Изучение семьи
Мероприятия по изучению семьи необходимо начать с анкетирования родителей. Могут быть предложены следующие анкеты:
Анкета №1
- Считаете ли Вы свои знания о воспитании детей достаточными?
1.Да 2.Нет 3.Не вполне - Хотели бы Вы посещать родительские собрания, семинары, тренинги по вопросам воспитания детей?
1.Да 2.Нет 3.Нет необходимости - Как Вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка- семья или школа?
1. семья 2. в большей мере семья
3. в равной степени семья и школа 4. школа 5. улица
- Достаточно ли Вы информированы об успехах, достижениях, проблемах Вашего ребенка?
- Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить
- Из каких источников Вы получаете эту информацию?
1. из дневника 2. из рассказа ребенка 3. на родительском собрании
4. из индивидуальной беседы с учителем 5. на школьном мероприятии
Анкета №2
- Кем Вы ощущаете себя в школе?
- Партнер 2.Зависимый человек 3. Влиятельный человек 4. Другое
- Какие отношения преобладают между родителями и педагогами в школе?
1.напряженные 2.нейтральные 3. доброжелательные
3) Доверяете ли Вы классному руководителю?
1. да 2.нет 3. не совсем
4. Совпадают ли педагогические требования к ребенку у Вас и педагогов школы?
1. да 2. Нет
Также на данном этапе проводятся родительские вечера, индивидуальные встречи, составление родителями резюме о себе.
- Информирование
Второй этап включает в себя тематические консультации, родительские собрания, информационные объявления, беседы.
- Просвещение
На этапе просвещения педагогами организуются лектории, семинары, педагогические практикумы, конференции.
- Привлечение к совместной деятельности
Четвертый этап – этап организации творческих групп, советов класса.
- Участие родителей в управлении классом
В ходе реализации проекта планируется использовать следующие ресурсы:
- Интернет
- Страница класса на сайте школы.
3. Помещения школы и городских учреждений дополнительного образования
4. Помощь родителей
Результаты:
- Характеристики семей.
- Определены пути взаимодействия семьи и класса.
- Активное участие родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Улучшение психологического климата во взаимоотношениях между школой и семьей, учителями и родителями.
Эффективность реализации проекта можно оценить с помощью количественных и качественных критериев оценки:
· общее количество участников, принявших участие в реализации проекта;
· отзывы участников проекта;
· возможность использования в школе результатов проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модуль 1. Условия построения модели "Цифровая школа"
Тема 1. Презентация: модель "Цифровая школа".Тема 2. Презентация цифровых зон.Тема 3: Информационный центр как основная цифровая зона...
Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.
Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптир...
Взаимодействие родителей и школы в процессе обучения и воспитания детей с гуо
Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ОВЗ. С усилением этой тенденции остро встает вопрос о создании эффективной и квалифицированной помощи данной кат...
Проект «Дружеская гостиная» как инновационная модель взаимодействия родителей и детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" при содействии учителя-логопеда, И.Н.Думитраш и педагога - психолога, Н.Е.Ануфриевой.
Значимым направлением логопедической работы на логопункте дошкольного учреждения является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедический пункт, их включение в совместную ...
Направления деятельности и модель взаимодействия с родителями объединения "Бисероплетение"
Направления деятельности и модель взаимодействия с родителями объединения "Бисероплетение"....
Психологическое просвещение "Модели поведения родителей в семье, как путь к взаимодействию с ребенком"
Модели родительского поведения. Рекомендации для родителей....
Презентация "Взаимодействие родителей и школы искусств"
Презентация предназначения для выступления на родительском собрании и т.д....