Построение модели взаимодействия родителей и школы
проект на тему

Логинова Наталья Юрьевна

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_modeli_vzaimodeystviya_roditeley_i_shkoly.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПУ Ростовской области

«Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

Проект:

Построение модели взаимодействия родителей и школы

Выполнила

учитель МБОУ СОШ №15

Логинова Наталья Юрьевна

Ростов на Дону

2013

Государственно-общественное управление имеет вертикальное строение и однонаправленные связи, находится под контролем государства, диктуя условия нижестоящим организациям (к числу которых относят и школу). Это чётко прослеживается в текстах Закона, где во всех статьях обосновываются цели, задачи, функции государства в отношении образовательных учреждений — механизмы государственного управления.

Однако в Законе присутствует (хотя и рассматривается в гораздо меньшем объёме и как соподчинённая часть) общественная составляющая. Например, говорится о праве образовательных учреждений создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы — т.е. общественные структуры). Подчёркивается, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, а это значит, что на сферу образования распространяются все гражданские права и свободы. Да и как реализовать другой принцип, провозглашённый в Законе — принцип свободы и плюрализма, если не опираться на общественную составляющую управления?

С другой стороны, общественные структуры управления остаются неразвитыми и отчасти поэтому, отчасти из—за простого нежелания этого партнёрства со стороны государственных структур, закон работает далеко не в полную силу. Значит ли это, что требуется специально и дополнительно «прописать» (т.е. «разрешить использовать») право общественности на участие в управлении? Думается, что в этом нет необходимости. Потребность есть в другом — в создании самой общественностью практической базы своего участия во всех делах школы. Государственные структуры мешать этому не в праве. Гражданские сообщества просто должны быть настойчивее, активнее и целеустремлённее.

Образование как социально-культурный процесс и школа как социально-культурный институт - средоточие, как интересов государства, так и гражданского общества. Школа — одновременно и частица общественной жизни, и элемент структуры, подвластный государственному контролю.

В условиях развития демократии и расширения практики соуправления школа будет всё больше опираться на общественные организации и сообщества. Это поможет совершить переход от политики патронажа и доминирования государственного над общественным к их конструктивному оппонированию и взаимодействию.

Современная школа сегодня - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Поэтому проблема взаимодействия образовательного учреждения и среды, выстраивание социальных отношений является актуальной. Главное в этой деятельности – объединение усилий общеобразовательных, социальных и государственных структур, совместная деятельность которых может гарантировать качество образования.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.

Практика работы  в школе показывает, что взаимопонимание и доверие являются основой для сотрудничества родителей и педагогов. В условиях таких взаимоотношений многие мамы и папы проявляют готовность к сотрудничеству, а школа готова поделиться своими управленческими функциями с родителями. Но отсутствие достаточной информации мешает налаживанию сотрудничества.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, и дав ей оценку, пришла к выводу, что наиболее существенной проблемой в нашем классе является отсутствие активного участия родителей в образовательном процессе, поэтому решено разработать проект, который, должен помочь систематизировать работу с родителями.

Проблема: может ли социальное партнерство помочь в управлении качеством образования.

Цель: способствовать вовлечению родительской общественности в управлении качеством образования класса.

Задачи:

  1. Исследовать как в современной педагогической науке и практике решается проблема социального партнерства в управлении качеством образования.
  2. Провести диагностику семей класса.
  3. Создать условия для взаимодействия с родителями учащихся.
  4. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций.
  5. Организовать совместное проведение мероприятий.

Этапы:

  1. Изучение семьи

Мероприятия по изучению семьи необходимо начать с анкетирования родителей. Могут быть предложены следующие анкеты:

Анкета №1

  1. Считаете ли Вы свои знания о воспитании детей достаточными?
            1.Да   2.Нет   3.Не вполне
  2. Хотели бы Вы посещать родительские собрания, семинары, тренинги по вопросам воспитания детей?
            1.Да    2.Нет    3.Нет необходимости
  3.   Как Вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка- семья или школа?

1. семья           2. в большей мере семья

3. в равной степени семья и школа   4. школа   5. улица

  1.  Достаточно ли Вы информированы об успехах, достижениях, проблемах Вашего ребенка?
  1. Да    2. Нет   3. Затрудняюсь ответить
  1. Из каких источников Вы получаете эту информацию?
    1. из дневника  2. из рассказа ребенка 3. на родительском собрании

4. из индивидуальной беседы с учителем  5. на школьном мероприятии

  Анкета №2

  1. Кем Вы ощущаете себя в школе?
  1. Партнер   2.Зависимый человек 3. Влиятельный человек   4. Другое
  1. Какие отношения преобладают между родителями и педагогами в школе?

1.напряженные   2.нейтральные     3. доброжелательные

3) Доверяете ли Вы классному руководителю?

1. да      2.нет    3. не совсем

4. Совпадают ли педагогические требования к ребенку у Вас и педагогов школы?

1. да       2. Нет

Также на данном этапе проводятся родительские вечера, индивидуальные встречи, составление родителями резюме о себе.

  1. Информирование

Второй этап включает в себя тематические консультации, родительские собрания, информационные объявления, беседы.

  1. Просвещение

На этапе просвещения педагогами организуются лектории, семинары, педагогические практикумы, конференции.

  1. Привлечение к совместной деятельности

Четвертый этап – этап организации творческих групп, советов класса.

  1. Участие родителей в управлении классом

В ходе реализации проекта планируется использовать следующие ресурсы:

  1. Интернет
  2. Страница класса на сайте школы.

3. Помещения школы и городских учреждений дополнительного образования

4.  Помощь родителей

Результаты:

  1. Характеристики семей.
  2. Определены пути взаимодействия семьи и класса.
  3. Активное участие родителей в учебно-воспитательный процесс.
  4. Улучшение психологического климата во взаимоотношениях между школой и семьей, учителями и родителями.

Эффективность реализации проекта можно оценить с помощью количественных и качественных критериев оценки:

·                  общее количество участников, принявших участие в реализации проекта;

·                  отзывы участников проекта;

·                  возможность использования в  школе результатов проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль 1. Условия построения модели "Цифровая школа"

Тема 1. Презентация: модель  "Цифровая школа".Тема 2. Презентация цифровых зон.Тема 3: Информационный центр как основная цифровая зона...

Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.

Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптир...

Взаимодействие родителей и школы в процессе обучения и воспитания детей с гуо

Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ОВЗ. С усилением этой тенденции остро встает вопрос о создании эффективной и квалифицированной помощи данной кат...

Проект «Дружеская гостиная» как инновационная модель взаимодействия родителей и детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" при содействии учителя-логопеда, И.Н.Думитраш и педагога - психолога, Н.Е.Ануфриевой.

Значимым направлением логопедической работы на логопункте дошкольного учреждения является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедический пункт, их включение в совместную ...

Направления деятельности и модель взаимодействия с родителями объединения "Бисероплетение"

Направления деятельности и модель взаимодействия с родителями объединения "Бисероплетение"....

Презентация "Взаимодействие родителей и школы искусств"

Презентация предназначения для выступления на родительском собрании и т.д....