Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.
по теме
Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.
Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптированности детей при переходе из детского сада в школу.
Цель работы: обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием через координацию деятельности педагогов и сопровождающих служб детского сада и школы в условиях реализации ФГОС.
Воспитанники МБДОУ регулярно посещают школу: участвуют в выставках и конкурсах, праздниках, спортивных соревнованиях наравне со школьниками. Для родителей дошкольников проводятся дни открытых дверей, родительские собрания на базе школы и детских садов, открытые мероприятия, занятия, праздники. Для дошкольников проводятся занятия в «Малышкиной школе». Педагоги МБДОУ участвуют в школьных научно-практических конференциях, круглых столах и др. мероприятиях. Обучающиеся средней и старшей школы помогают детским садам: проводят различные мероприятия, помогают в изготовлении игр, благоустраивают территорию садов, выпускники 9 и 11-х классов традиционно на празднике «Последнего звонка» сажают деревья.
Система работа по обеспечению преемственности «Детский сад – школа» в условиях реализации ФГОС позволяет обеспечить
100% адаптацию детей на первой ступени обучения.
Актуальность – одна из приоритетных задач введения ФГОС
Концептуальность – обеспечение преемственности «Детский сад + школа»
Инновационность – сотрудничество и взаимодействие педагогов и воспитателей, школьников и дошкольников, родителей и специалистов сопровождающих служб
Результативность – 100% адаптация первоклассников
Транслируемость – реальна с учетом собственных возможностей образовательных учреждений
Работы МБОУ "СОШ №7" и детских садов http://sch7.edu.sbor.net/new/docs/Rabot/kopolevaN/1/index.htm
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы | 76.5 КБ |
Презентация | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Работа по преемственности в МБОУ «СОШ № 7»
на ступенях дошкольного и начального школьного образования
г. Сосновый Бор, Ленинградской области.
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально – экономическими процессами, которые динамично идут в нашем обществе. По сути, мы не знаем, к чему готовить наших детей. Тот мир, в котором им предстоит жить, неизвестен никому. Поэтому наша задача - научить детей жить в мире с постоянно изменяющимися условиями. И первый шаг к этому делают ребята, пришедшие в школу. Это для них старт. Это первый шаг на пути к самостоятельной жизни.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться. А решение этой задачи возможно только при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное , физическое и интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Сейчас все образовательные учреждения перешли на новый образовательный стандарт: дошкольники на ФГТ, школьники – на ФГОС.
Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка и формируются его фундаментальные дичностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Наша школа работает по вопросам преемственности более 10 лет.
Работая в данном направлении, мы столкнулись со сложностями; такими как:
- формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без достаточной опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив;
- имеется несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы;
- несовершенна существующая система диагностики при переходе с одного образовательного уровня на другой;
- недостаточно соблюдается психологическая преемственность
- отсутствуют единство в программах обучения и воспитания
Учитывая это, мы определили основную цель нашей работы: выработать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, выработать систему в работе по преемственности, направленную на успешную адаптацию ребенка к школе.
Задачи:
- Организовать работу по обеспечению преемственности без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание ФГТ и ФГОС.
- Определить основные аспекты взаимодействия обучения и воспитания на разных ступенях развития личности.
На начальном этапе мы рассмотрели управленческий и структурно – организационный аспект преемственности: отработали нормативно – правовую базу: школьный Устав, заключили договора о сотрудничестве на основе нормативно – правовых документов, определили круг работников, занимающихся данной проблемой.
На совместном круглом столе определили целевой аспект преемственности, согласовали цели и задачи воспитания и обучения на разных ступенях развития, выработали общие требования к воспитанию и определили основные направления работы по преемственности, которые определились следующим образом: административный, методический, оздоровительный, психологический, досуговый блоки, а также блок дополнительных услуг.
Блоки | Ответственные | Основные мероприятия |
Администра-тивный блок | Директор школы, заведующая ДОУ | 1. Совместные административные совещания, круглые столы 2. Комплектование первых классов. Организация групп для подготовки к школе 3. Общее родительское собрание |
Методический блок | Завучи по УВР, зам. зав по УВР |
|
Оздоровитель-ный блок. | Старшая медсестра ДОУ, врач, медсе-стра школы, учитель физкультуры. | 1. Семинары- практикумы. 2.Проведение оздоровительных, закаливающих, профилактических мероприятий 3. Проведение дней здоровья 4. Работа с родителями. 5. Мониторинг здоровья воспитанников |
Психологичес-кий блок. | Психологи, педагог- социолог. | 1.Диагностическая и исследовательская деятельность психологов ДОУ и школы 2. Анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований. 2.Психолого-педагогические семинары 3.Тренинги. 4.Консультации для педагогов и родителей 5.Уроки общения. |
Блок досуговой деятельности | Музыкальные руководители и педагоги организаторы | 1.Организационные экскурсии в школу, на пришкольный участок, в школьную библиотеку. 2.Конкурсы, викторины, выставки детских работ. 3.Театрализованные представления. 4. Праздники 5.Сбор информации о детях, посещающих кружки |
Блок дополни-тельных услуг. | Руководители кружков. | 1. Кружки, факультативы 2. Творческие отчеты |
В начале своей деятельности данная работа осуществлялась значительно легче, так как дети одного из дошкольных учреждений микрорайона почти полным составом прибывали для обучения в школу.
В настоящее время родители выбирают школы не только своего микрорайона и детские сады вынуждены взаимодействовать с большим количеством школ, что создает определенные трудности в организации работы и планировании. Поэтому основное внимание мы уделяем психологическому аспекту преемственности, совершенствуя формы организации учебно-воспитательного процесса и методы обучения в детском саду и школе с учетом возрастных особенностей. При проведении уроков превалируют игровые формы обучения, большое внимание уделяется сочетанию интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок. Также мы учитываем состояние здоровья детей, поступающих в 1 классы, в нынешних условиях: неудовлетворительное – у 80-90 % - имеются изменения в состоянии здоровья, 18-20 % имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У детей снижены учебные возможности, работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации. В целях укрепления здоровья дети получают фиточаи, кислородные коктейли, проводится витаминизация пищи. Для них работает игровая комната, проводятся занятия в зале ЛФК, в тренажерном зале, работают ГПД.
Организуются праздники при активном участии родителей. Много совместных мероприятий проводится с первоклассниками и подготовительными группами детских садов: интеллектуальная игра «Умники и умницы», участие в школьных конкурсах чтецов, экскурсии «Вас приглашает школа № 7», открытые занятия и уроки. Дети из детских садов участвовали в выставке «Дары осени», рисовали рисунки на тему: « Я скоро пойду в школу», для них организуются просмотры видеофильмов по ОБЖ, ПДД, ППБ. На Новый год ребята из детских садов приходили к Новогодней елочке, где старшеклассники им показал спектакль, а Дед Мороз поздравил с Новым годом.
В школе выработался следующий алгоритм работы по преемственности:
- первичная адаптация (психолог) -обследование учащихся (психолог, логопед, тифлопедагог, врач) - посещение уроков, мероприятий занятий (завучи) Создание групп по подготовке к школе на базе д/сада или школы | 1-2 недели сентября сентябрь- октябрь октябрь-ноябрь сентябрь |
| сентябрь |
| ноябрь |
Корректировка совместных планов по сотрудничеству. Проведение родительских собраний | ноябрь |
- взаимопосещение занятий -семинары по коррекционной работе с учащимися - подведение итогов по результатам работы и выполнению рекомендаций за триместр. - отчеты и подведение итогов работы на административном совете. | ноябрь- май |
При организации работы с первоклассниками на начальном этапе четко распределены функции всех участников экспресс - наблюдения
Завуч – определяет исходный уровень педагогической готовности к школе.
Логопед – определяет уровень логопедической готовности к школе. Рассматриваются разные аспекты речевого развития первоклассников.
Психолог – определяет уровень психологической готовности к обучению в школе, обращая внимание на особенности поведения, общения, привычки и интересы, исследует основные виды деятельности, интеллектуальное развитие, организует анкетирование родителей.
Учитель составляет общее впечатление о ребенке, определяет сформированность учебных навыков, характеризует эмоционально-поведенческие особенности.
Врач исследует состояние здоровья первоклассников, наличие хронических заболеваний, отслеживает заболеваемость в период адаптации, определяется группа здоровья.
Для логопедов, психологов, учителей разработаны специальные план - карты, по которым они ведут наблюдение и предоставляют отчеты на медико-психолого-педагогический консилиум. Приложение №1
На консилиум по итогам работы приглашаются администрация школы, классные руководители 1 классов, специалисты сопровождающих служб школы, администрация и сопровождающие службы детских садов (выпускники которых обучаются в школе), при необходимости, специалисты по запросу (невропатолог, окулист и др.). В последние годы активными участниками таких консилиумов становятся специалисты комитета образования города и заведующая детским отделением МСЦЧ-38.
Участники обсуждают вопросы готовности первоклассников к обучению в школе по итогам проведенной работы, высвечиваются проблемы, возникшие в период адаптации, вырабатывается стратегия сопровождения для каждого учащегося в зависимости от тех затруднений, с которыми он сталкивается. Приложение №2 (План работы консилиума)
Выявленные педагогами – психологами причины дезадаптации служат основой для планирования совершенствования дальнейшей работы по разработке содержательной и организационной преемственности.
Вся проводимая работа дает ощутимые результаты. Одним из показателей достижения цели мы считаем 100%-ую адаптацию к школе на протяжении последних 6 лет. Этому способствует еще и то, что мы продолжаем традиционные направления в работе отдельных детских садов. В ДОУ №12 воспитываются дети с проблемами зрения, в нашей школе созданы коррекционные классы IV вида, которые в основном комплектуются на основе групп данного д/сада. Курирует нашу совместную работу клиника глазных болезней Педиатрической Медицинской Академии г. Санкт-Петербурга.
В ДОУ №19 внедряется в воспитание экологическое направление, что напрямую связано с нашей экологической школой и нами четко отработаны преемственные связи. Совместно с ДОУ №15 мы занимаемся проблемой мотивации здорового образа жизни, создания соответствующих условий для сохранения здоровья воспитанников и обучающихся, проводим совместные обучающие семинары.
В ДОУ № 8 педагоги и администрация активно занимаются проектной деятельностью, что соответствует требованиям ФГТ и ФГОС в отношении преемственности и играет большую роль в успешном обучении в школе и адаптации на 1 ступени обучения.
Основными задачами совместной деятельности администрации, педагогов и социально-психологической службы являются: повышение мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезаптации, разработка системы контроля за успешностью процесса адаптации учащихся и эффективностью системы профилактических мероприятий.
Мы понимаем всю ответственность периода адаптации первоклассников к школе и не можем относиться к вопросам преемственности формально.
Королева Н.С. – зам. директора по УВР
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школа Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком. Л.С. Выготский . Детский сад
Преемственность - двусторонний процесс Детский сад Школа это ориентация на требования школы, формирование тех личностных и интеллектуальных возможностей, которые необходимы будущему ученику. опора на те возможности, которые имеются у ребенка, опираясь на сильные стороны, развивать ученика.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - двусторонний процесс Детский сад Школа ФГТ ФГОС МБДОУ № 19 МБОУ СОШ №7 МБДОУ № 15 МБДОУ № 12 МБДОУ № 8
ЦЕЛЬ Детский сад Школа ЗАДАЧИ: 1. Выработать единую линию развития ребенка на этапах дошкольный и нач.школа. 2. Выработать систему в работе по преемственности, направленную на успешную адаптацию ребенка к школе. обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием через координацию деятельности педагогов и сопровождающей службы школы и детского сада по подготовке детей к обучению в школе.
Школа БЛОКИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Детский сад АДМИНИСТРАТИВНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЧСЕКИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДОСУГОВЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
Школа БЛОКИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Детский сад АДМИНИСТРАТИВНЫЙ - совместные административные совещания, круглые столы - комплектование первых классов, организация групп по подготовке к школе - общие родительские собрания
Школа БЛОКИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Детский сад МЕТОДИЧЕСКИЙ - мониторинг усвоения учебных программ - дни открытых дверей для родителей и будущих первоклассников - тематические родительские собрания, консультации для родителей - оформление плакатов, уголков в МБДОУ « Вас приглашает школа №7» - буклеты для родителей - совместные педсоветы, семинары, консилиумы - взаимопосещение открытых занятий - работа творческих групп - проведение предметных недель - анкетирования, тестирования
Школа БЛОКИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Детский сад ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ - семинары – практикумы - проведение закаливающих профилактических мероприятий - проведение дней здоровья - работа с родителями - мониторинг здоровья воспитанников
Школа БЛОКИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Детский сад ПСИХОЛОГИЧСЕКИЙ - диагностическая и исследовательская деятельность - анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований - психолого – педагогические семинары - тренинги - уроки общения и нейросопровождения - консультации для педагогов и родителей
Школа БЛОКИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Детский сад ДОСУГОВЫЙ - экскурсии в школу, на пришкольный участок, в школьную библиотеку - конкурсы рисунков, викторины, выставки детских работ - совместные праздники
Школа БЛОКИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Детский сад ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ кружки, факультативы и др.
Школа ЭКСКУРСИЯ по ШКОЛЕ Детский сад
Школа ЭКСКУРСИЯ по ШКОЛЕ Детский сад
Школа ЭКСКУРСИЯ по ШКОЛЕ Детский сад
Школа ЭКСКУРСИЯ по ШКОЛЕ Детский сад
ЭКСКУРСИЯ по ШКОЛЕ Детский сад
Школа ЭКСКУРСИЯ по ШКОЛЕ
Школа КРУГЛЫЙ СТОЛ сентябрь 2012 года Детский сад Внутренний круглый стол по итогам первичной адаптации, где были подведены итоги первичной адаптации первоклассников к школе, обозначены сложности, с которыми столкнулись педагоги и намечены пути их решения. Учителя 1 классов Логопед. Психолог. Медсестра.
Школа РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ Детский сад «Вас приглашает школа №7»
Школа «ДАРЫ ОСЕНИ» Детский сад
Школа «ДАРЫ ОСЕНИ» Детский сад
Школа КОНКУРС ЧТЕЦОВ Детский сад
Школа ТОРЖЕСТВЕННЫЙ СБОР «ЭКОША» Детский сад
Школа ТОРЖЕСТВЕННЫЙ СБОР «ЭКОША» Детский сад
Школа ТОРЖЕСТВЕННЫЙ СБОР «ЭКОША» Детский сад
Школа КРУГЛЫЙ СТОЛ декабрь 2012 года Детский сад «Итоги готовности к школе. Проблемы. Перспективы» Вопросы: - Преемственность в соответствии с ФГОС и ФГТ. - Педагогическая готовность к школе. - Психологическая готовность к школе. - Логопедическая готовность к школе. Приглашены: заведующие, методисты, психологи, логопеды, воспитатели МБДОУ и школы. Проведены открытые занятия психолога, логопеда.
Школа КРУГЛЫЙ СТОЛ декабрь 2012 года Детский сад «Итоги готовности к школе. Проблемы. Перспективы»
Школа КРУГЛЫЙ СТОЛ декабрь 2012 года Детский сад «Итоги готовности к школе. Проблемы. Перспективы»
Школа НОВОГОДНИЕ СПЕКТАКЛИ Детский сад
Школа НОВОГОДНИЕ СПЕКТАКЛИ Детский сад
Школа КОНКУРС РИСУНКОВ «Я скоро пойду в ШКОЛУ» Детский сад
Школа «УМНИКИ и УМНИЦЫ» Детский сад
Школа «УМНИКИ и УМНИЦЫ» Детский сад
Школа «УМНИКИ и УМНИЦЫ» Детский сад
Школа «УМНИКИ и УМНИЦЫ» Детский сад
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Описание основных положений коррекционной программы в условиях реализации ФГОС...
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДИРЕКТОРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДИРЕКТОРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Пагнаева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, директор МБОУ СОШ № 75 г. Чел...
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...
Внеклассная работа по русскому языку в школе в условиях реализации ФГОС
Материалы портфолио при подготовке к аттестации...
Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»
Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...
Инновационный проект «Арт - педагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»»
Инновационный проект «Арт - педагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»» опр...
Роль дополнительного образования в организации деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма школе в условиях реализации ФГОС.
Описывается работа по профилактике ДДТТ в начальной школе....
Комментарии
сетевого взаимодействия «Детский сад + школа».
Спасибо! Мне сейчас очень надо сетевого взаимодействия «Детский сад + Детский сад».