Проект «Дружеская гостиная» как инновационная модель взаимодействия родителей и детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" при содействии учителя-логопеда, И.Н.Думитраш и педагога - психолога, Н.Е.Ануфриевой.
проект по теме
Значимым направлением логопедической работы на логопункте дошкольного учреждения является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедический пункт, их включение в совместную с образовательным учреждением коррекционную работу с речевым ребёнком. (ФЗ от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 21.07.2014 «Об образовании в РФ (с изм. и доп. принят 21.10.2014).
Проектный метод применяется как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии воспитывающих взрослых с целью решения актуальных проблем коррекции речи детей с ОВЗ по средствам ознакомления и обучения родителей практическому учебному материалу в партнёрской среде логопункта ДОУ.
Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, однако, для более эффективного сопровождения развития ребёнка, к этому процессу важно подключить и педагога-психолога. В следствии этого, учителем-логопедом, И.Н.Думитраш и педагогом-психологом, Н.Е.Ануфриевой для родителей, чьи дети посещают логопедический пункт в МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" разработан долгосрочный проект (2013г. – 2016г.) - «Дружеская гостиная» - клуб логопедического просвещения и психологической разгрузки, направленный на создание оптимальных условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребёнок – педагог – семья» при повышении родительской компетенции и формирования речевой активности ребёнка в повседневной жизни при содействии учителя - логопеда и педагога – психолога.
Реализация проектной идеи в условиях дошкольного учреждения предполагает внедрение инновационных форм работы с семьей и узкими специалистами, как достижение стратегической цели – новых образовательных результатов воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
как инновационная модель взаимодействия родителей и детей,
посещающих логопедический пункт дошкольного учреждения
при содействии учителя - логопеда и педагога – психолога.
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым днём. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, однако, для более эффективного сопровождения развития ребёнка, к этому процессу важно подключить и педагога-психолога. Несовершенство речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный дефект.
В рамках данного подхода учителем – логопедом и педагогом – психологом разработан долгосрочный проект «Дружеская гостиная» - клуб логопедического просвещения и психологической разгрузки, направленный на создание оптимальных условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребёнок – педагог – семья» при повышении родительской компетенции и формирования речевой активности ребёнка в повседневной жизни.
В рамках проекта предусматривается использование разнообразных форм работы от традиционных до инновационных: беседы, лекции, семинары, круглые столы, упражнения на релаксацию, праздничные мероприятия, практические, участие в творческих семейных проектах, игротека и др. Планомерно вписывается в структуру проекта интеграция – включение в работу разных видов деятельности: рисование (пескотерапия, артерапия, лепка) с использованием здоровьесберегательных технологий при использовании проектной деятельности.
Для наиболее близкой связи с узкими специалистами в кабинете педагога - психолога и в логопедическом кабинете размещены «Сундучки вопросов, пожеланий и предложений».
Цель деятельности клуба: комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и узкими специалистами ДОУ, гармонизация родительских отношений при взаимообучении воспитанников логопедического пункта.
Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по просвещению родителей и сопровождения детей, посещающих логопункт ДОУ, позволяет решить ряд важных задач:
- Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребёнка в семье и ОУ с учётом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
- Подключение «родительского ресурса» к обеспечению совместной практической деятельности коррекционного процесса и уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать, понимать и развивать своих детей для успешной социальной адаптации;
- Сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей, обмен опытом семейного воспитания;
- Создание предпосылок для эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями для укрепления семейных отношений с учетом коррекционно-формирующего аспекта воспитания с использованием художественно-эстетического направления через задания обучающего характера;
- Обновления форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
- Осознанное включение в коррекционно-образовательный процесс родителей, как участников коррекционного процесса и подготовки детей к школьному обучению через реализацию проекта «Дружеская гостиная».
- Развитие верного осознания ребёнком и его родителями речевого дефекта, адекватная самооценка и уверенность в собственных силах;
- Совершенствование профессионального уровня и творческого характера деятельности педагогов;
- Реализация проектной идеи в условиях дошкольного учреждения предполагает внедрение инновационных форм работы с семьей и узкими специалистами, как достижение стратегической цели – новых образовательных результатов воспитанников.
Основные секторы в работе с родителями
Сектор | Основная задача | Формы работы |
Коррекционно-психологическое просвещение родителей. | Повышение результативности обучение через коррекционно-психологическую грамотность родителей. | Выпуск информационной газеты «Логознайка». Общее родительское собрание. Групповые родительские собрания. Подгрупповые и индивидуальные консультации. Круглые столы. Дни открытых дверей на логопункте Просмотр презентаций консультаций, проектов, развивающих игр, обучения деятельности воспитанников. Участие в проектах, развлечениях. Анкеты, тесты, опросники. Информационные стенды. Итоговые фотологоколлажы. |
Включение в совместный с ОУ коррекционную работу. | Создание условий для включения родителей в организационно-педагогическую деятельность. | Тренинговые занятия. Анкеты, тесты, опросники. Праздники: «Турнир эрудитов», «Праздник доброты и хорошего настроения». Выполнение практического домашнего задания через творческую проектную совместную деятельность. Участие родителей в улучшении и создании развивающей среды ДОО. |
Этапы и сроки | Содержание работы | Ответственный | Ожидаемый результат |
1 этап – подготовительный сентябрь - декабрь 2013г. | 1. Проведение психологической и логопедической диагностики. 2. Изучение научно-методической литературы в рамках исследуемой темы – прохождение курсовой подготовки: «Вариативность дошкольного образования в условиях введения ФГОС». 3.Обновление предметно-развивающей среды логопункта: - создание панно на развитие речевого дыхания «Путешествие Белоснежки и семи гномов в страну Дыхания», - подготовка презентаций, материалов к проектам - создание медиотеки упражнений на автоматизацию звуков, сборников музыки для релаксации «Голоса природы», Музыка для массажа» и другие. - Книжка - рифмушечка - «Таинственная планета звуков», «Цветовичок»; Кабинета психолога: - подготовка презентаций для детей, создание сборников музыки для релаксации и расслабления. 4.Составление перспективного плана работы. | Психолог, учитель-логопед Педагог-психолог, логопед Учитель-логопед Педагог- психолог | 1.Выявление проблем межличностный, взаимоотношений, реакции на дефект ребенка. 2.Создание специальных условий для введения эксперимента на базе ДОУ. |
2 этап – формирующий Февраль 2014г. – апрель 2016г. | 1.Введение клуба логопедического просвещения и психологической разгрузки «Дружеская гостиная» в рамках проекта; - информационная газета «Логознайка»; 2.Проведение открытых мероприятий «Турнир эрудитов», ««Праздник доброты и хорошего настроения», «Сказка-быль, да в ней намёк, добрым молодцам урок» 3.Проектная совместная деятельность «Рифмушечки», «Играем с чистоговор-ками по теме «Школьные принадлежности»; «Наши друзья», «Буква, буковка, буквище» и др. 4.Родительские собрания и консультации; 5.Фотологоколлажи, стенгазеты; 6. «Дни открытых дверей» - на логопункте. 7. Акция «Твори добро». 8.Семинары-практикумы. | 1.Формирование речевой активности детей-логопатов через активизацию совместной деятельности всех участников. 2.Улучшение коррекционно-оздоровительных мероприятий и поднятие уровня каждой семьи в отдельности. 3.Поднятия статуса ДОУ на рынке образовательных услуг. 4.Создание методических разработок и дидактических материалов. 5.Проработка совокупных действий в достижении поставленных целей и задач, направленных на развитие субъектов образовательного процесса в ходе комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи. | |
3 этап – обобщающий Май – сентябрь 2016г. | 1.Выступление на августовской конференции на институциональном уровне. 2.Анализ полученных результатов. 3.Диссеминация педагогического опыта (публикации статей и методических разработок (в течении всего хода проекта). | Психолог, учитель-логопед | 1.Защита проекта «Дружеская гостиная». |
Перспективный план
работы учителя-логопеда и педагога – психолога
в рамках проекта «Дружеская гостиная» - клуб логопедического просвещения и психологической разгрузки
Месяц | Тема, форма проведения | Ответственный |
2014 | ||
Февраль - март | «Дни открытых дверей» на логопункте:
| Логопед |
Апрель |
| Психолог Совместно Логопед Логопед Логопед Совместно Логопед |
Май |
| Совместно Логопед |
Июнь | - Размещение информационной газеты ДОУ «Логознайка на сайде ОУ; - Публикация статьи «Турнир эрудитов и знатоков» в районной газете «Время Ямала». | Логопед |
Сентябрь | - Консультация «Идем в детский сад», «Адаптация в детском саду»; - Анкетирование родителей: «Готовность детей к поступлению в детский сад». | Педагог - психолог |
Ноябрь | Участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая методическая разработка – 2014» («Турнир эрудитов и знатоков»). | Совместно |
Декабрь | Мастер-класс «Приёмы работы по формированию звуко-слогового анализа слов у дошкольников». Консультации на информационном стенде: «Один дома» (подг. гр.), «Как вести себя с гиперактивными ребенком» (ст. гр.), «Гиперактивный ребенок». | Логопед Педагог-психолог |
2015 | ||
январь | Консультации: Психологическая справочная по темам: "Медлительные дети" (для старшего дошкольного возраста). Круглый стол: «Влияние фонематических процессов на развитие речевой системы детей», «Как правильно научит ребёнка читать» (презентации); «Психологическая готовность детей к школе» (презентация) Анкетирование «Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе», «Готов ли ваш ребенок идти в школу?» | Педагог-психолог Совместно |
Февраль |
(«Домашняя игротека», «Виды детской деятельности, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук». «Леворукий ребенок». | Совместно Совместно Логопед Педагог-психолог |
Март |
стенда на тему "Развиваем ребенка вместе" (совместно со специалистами ДОУ).
| Логопед Логопед Педагог-психолог |
Апрель |
| Логопед Логопед Совместно Совместно Совместно Педагог-психолог |
Май |
| Логопед Логопед |
Июнь | Публикация в газете «Время Ямала» о ходе проекта «Дружеская гостиная». | Педагог-психолог |
Сентябрь | - Анкетирование «Оценка состояния звукопроизношения у ребёнка». - Консультации: «Применением ИКТ в коррекционно-развивающей работе». | Логопед Совместно |
Октябрь |
| Логопед Совместно Логопед |
Ноябрь |
| Совместно Логопед Совместно |
Декабрь |
| Совместно Совместно Логопед Совместно |
2016 | ||
Январь |
| Совместно Логопед |
Февраль |
| Логопед |
Март |
- Совместный проект «Буква, буковка, буквище», - посещение занятий.
| Логопед |
Апрель |
| Совместно Совместно |
Май |
| Совместно Логопед Совместно |
Июнь - август |
| Совместно Совместно Логопед |
Сентябрь | Выступление на августовской конференции на институциональном уровне. | Педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение модели взаимодействия родителей и школы
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...
Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)
Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...
Методическая разработка . Система логопедических игр для развития речевого дыхания. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно...
Психология взаимоотношений и взаимодействия родителей и детей
Особенности взаимоотношений и взаимодействия родителей и их детей определяются рядом основополагающих обстоятельств....
Брошюра по выполнению домашних заданий для родителей детей, посещающих логопедические занятия.
Правила выполнения домашних заданий для детей, посещающих логопедические занятия....
Брошюра по выполнению артикуляционной гимнастики для родителей детей, посещающих логопедические занятия.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАв помощь родителям...
Статья из опыта работы: «Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ».
Статья из опыта работы:«Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ»....
Комментарии
Уважаемая Ирина Николаевна ,
Уважаемая Ирина Николаевна , мне очень понравился ваш проект, спасибо,я думаю взять его себе в работе с родителями, приглашаю вас посетить сайт нашей группы по работе с родителями. Приглашаю вас к о мне в гости по этой ссылке, и если вам будет не сложно оставить пару отзывов , это нужно мне для аттестации. http://nsportal.ru/site/kolokolchiki-dsad-prismotra-i-ozdorovleniya-sana...