Проект «Дружеская гостиная» как инновационная модель взаимодействия родителей и детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" при содействии учителя-логопеда, И.Н.Думитраш и педагога - психолога, Н.Е.Ануфриевой.
проект по теме

Думитраш Ирина Николаевна

Значимым направлением логопедической работы на логопункте дошкольного учреждения является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедический пункт, их включение в совместную с образовательным учреждением коррекционную работу с речевым ребёнком. (ФЗ от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 21.07.2014 «Об образовании в РФ (с изм. и доп. принят 21.10.2014).

       Проектный метод применяется как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии воспитывающих взрослых с целью решения актуальных проблем коррекции речи детей с ОВЗ по средствам ознакомления и обучения родителей практическому учебному материалу в партнёрской среде логопункта ДОУ.  

      Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, однако, для более эффективного сопровождения развития ребёнка, к этому процессу важно подключить и педагога-психолога. В следствии этого, учителем-логопедом, И.Н.Думитраш и педагогом-психологом, Н.Е.Ануфриевой для родителей, чьи дети посещают логопедический пункт в МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" разработан долгосрочный проект (2013г. – 2016г.) - «Дружеская гостиная» - клуб логопедического просвещения и психологической разгрузки, направленный на создание оптимальных условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребёнок – педагог – семья» при повышении родительской компетенции и формирования речевой активности ребёнка в повседневной жизни при содействии учителя - логопеда и педагога – психолога.

     Реализация проектной идеи в условиях дошкольного учреждения предполагает внедрение инновационных форм работы с семьей и узкими специалистами, как достижение стратегической цели – новых образовательных результатов воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Дружеская гостиная»

как инновационная модель взаимодействия родителей и детей,

посещающих логопедический пункт дошкольного учреждения

при содействии учителя - логопеда и педагога – психолога.

       В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым днём. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, однако, для более эффективного сопровождения развития ребёнка, к этому процессу важно подключить и педагога-психолога. Несовершенство речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный дефект.

      В рамках данного подхода учителем – логопедом и педагогом – психологом разработан долгосрочный проект «Дружеская гостиная» - клуб логопедического просвещения и психологической разгрузки, направленный на создание оптимальных условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребёнок – педагог – семья» при повышении родительской компетенции и формирования речевой активности ребёнка в повседневной жизни.

      В рамках проекта предусматривается использование разнообразных форм работы от традиционных до инновационных: беседы, лекции, семинары, круглые столы, упражнения на релаксацию, праздничные мероприятия, практические, участие в творческих семейных проектах, игротека и др. Планомерно вписывается в структуру проекта интеграция – включение в работу разных видов деятельности: рисование (пескотерапия, артерапия, лепка) с использованием здоровьесберегательных технологий при использовании проектной деятельности.

     Для наиболее близкой связи с узкими специалистами в кабинете педагога - психолога и в логопедическом кабинете размещены «Сундучки вопросов, пожеланий и предложений».

     Цель деятельности клуба: комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и узкими специалистами ДОУ, гармонизация родительских отношений при взаимообучении воспитанников логопедического пункта.

        Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по просвещению родителей и сопровождения детей, посещающих логопункт ДОУ, позволяет решить ряд важных задач:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребёнка в семье и ОУ с учётом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
  2. Подключение «родительского ресурса» к обеспечению совместной практической деятельности коррекционного процесса и уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать, понимать и развивать своих детей для успешной социальной адаптации;
  3. Сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей, обмен опытом семейного воспитания;
  4. Создание предпосылок для эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями для укрепления семейных отношений с учетом коррекционно-формирующего аспекта воспитания с использованием художественно-эстетического направления через задания обучающего характера;
  5. Обновления форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми.

Ожидаемые результаты:

  • Осознанное включение в коррекционно-образовательный процесс родителей, как участников коррекционного процесса и подготовки детей к школьному обучению через реализацию проекта «Дружеская гостиная».
  • Развитие верного осознания ребёнком и его родителями речевого дефекта, адекватная самооценка и уверенность в собственных силах;
  • Совершенствование профессионального уровня и творческого характера деятельности педагогов;
  • Реализация проектной идеи в условиях дошкольного учреждения предполагает внедрение инновационных форм работы с семьей и узкими специалистами, как достижение стратегической цели – новых образовательных результатов воспитанников.

Основные секторы в работе с родителями

Сектор

Основная задача

Формы работы

Коррекционно-психологическое просвещение родителей.

Повышение результативности обучение через коррекционно-психологическую грамотность родителей.

Выпуск информационной газеты «Логознайка».

Общее родительское собрание.

Групповые родительские собрания.

Подгрупповые и индивидуальные консультации.

Круглые столы.

Дни открытых дверей на логопункте

Просмотр презентаций консультаций, проектов, развивающих игр, обучения деятельности воспитанников.

Участие в проектах, развлечениях.

Анкеты, тесты, опросники.

Информационные стенды.

Итоговые фотологоколлажы.

Включение в совместный с ОУ коррекционную работу.

Создание условий для включения родителей в организационно-педагогическую деятельность.

Тренинговые занятия.

Анкеты, тесты, опросники.

Праздники: «Турнир эрудитов», «Праздник доброты и хорошего настроения».

Выполнение практического домашнего задания через творческую проектную совместную деятельность.

Участие родителей в улучшении и создании развивающей среды ДОО.

Этапы и сроки

Содержание работы

Ответственный

Ожидаемый результат

1 этап – подготовительный сентябрь - декабрь 2013г.

1. Проведение психологической и логопедической диагностики.

2. Изучение научно-методической литературы в рамках исследуемой темы – прохождение курсовой подготовки:

«Вариативность дошкольного образования в условиях введения ФГОС».

3.Обновление предметно-развивающей среды логопункта:

- создание панно на развитие речевого дыхания «Путешествие Белоснежки и семи гномов в страну Дыхания»,

- подготовка презентаций, материалов к проектам  

- создание медиотеки упражнений на автоматизацию звуков, сборников музыки для релаксации «Голоса природы», Музыка для массажа» и другие.

- Книжка - рифмушечка

- «Таинственная планета звуков», «Цветовичок»;

Кабинета психолога:

- подготовка презентаций для детей, создание сборников музыки для релаксации и расслабления.

4.Составление перспективного плана работы.

Психолог, учитель-логопед

Педагог-психолог, логопед

Учитель-логопед

Педагог- психолог

1.Выявление проблем межличностный, взаимоотношений, реакции на дефект ребенка.

2.Создание специальных условий для введения эксперимента на базе ДОУ.

2 этап – формирующий

Февраль 2014г. –

 апрель 2016г.

1.Введение клуба логопедического просвещения и психологической разгрузки «Дружеская гостиная» в рамках проекта;

- информационная газета «Логознайка»;

2.Проведение открытых мероприятий «Турнир эрудитов», ««Праздник доброты и хорошего настроения», «Сказка-быль, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

3.Проектная совместная деятельность «Рифмушечки», «Играем с чистоговор-ками по теме «Школьные принадлежности»; «Наши друзья», «Буква, буковка, буквище» и др.

4.Родительские собрания и консультации;

5.Фотологоколлажи, стенгазеты;

6. «Дни открытых дверей» - на логопункте.

7. Акция «Твори добро».

8.Семинары-практикумы.

1.Формирование речевой активности детей-логопатов через активизацию совместной деятельности всех участников.

2.Улучшение коррекционно-оздоровительных мероприятий и поднятие уровня каждой семьи в отдельности.

3.Поднятия статуса ДОУ на рынке образовательных услуг.

4.Создание методических разработок и дидактических материалов.

5.Проработка совокупных действий в достижении поставленных целей и задач, направленных на развитие субъектов образовательного процесса в ходе комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи.

3 этап – обобщающий

Май – сентябрь 2016г.

1.Выступление на августовской конференции на институциональном уровне.

2.Анализ полученных результатов.

3.Диссеминация педагогического опыта (публикации статей и методических разработок (в течении всего хода проекта).

Психолог, учитель-логопед

1.Защита проекта «Дружеская гостиная».

Перспективный план

работы учителя-логопеда и педагога – психолога

в рамках проекта «Дружеская гостиная» - клуб логопедического просвещения и психологической разгрузки

Месяц

Тема, форма проведения

Ответственный

2014

Февраль - март

«Дни открытых дверей» на логопункте:

  • Посещение индивидуальных занятий (ознакомление с использованием ИКТ – презентации в коррекционном процессе);
  • Обучающий практикум «Упражнения логопедической гимнастики»;
  • Участие в проектах: «Рифмушечки», «Играем с чисто говорками по теме «Школа и школьные принадлежности»;
  • Создание буклетов и консультаций на информационных стендах «Самомассаж», «Развиваем мелкую моторику», «Дыхательные упражнения, как игровой метод оздоровления и развития дошкольников», «Влияние фонематических процессов на развитие речевой системы детей дошкольного возраста»

Логопед

Апрель

  • Стенгазета «Радуга настроения», «Забор пожеланий»;
  • Развлечение «Турнир эрудитов и знатоков» с организацией выставки творческих работ по совместному проекту «Играем с чисто говорками по теме «Школа и школьные принадлежности»;
  • Информационные стенды: «О чем говорить с ребёнком в семье. Диалог или монолог?»;                    
  • Анкетирования «Эффективность совместной работы» «Оценка состояния звукопроизношения у ребенка»;
  • Выступление на общем родительском собрании «Домашняя игротека для детей и их родителей»;
  • Круглый стол «Подготовка детей к школе», презентация «Азбука взаимодействия», «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук», «Физиологические особенности речевой деятельности»;
  • Публикация статей «Горизонты познания» в газете «Время Ямала», на сайте Департамента образования АМО Ямальский район «Родитель-помощник, родитель-союзник».

Психолог

Совместно

Логопед

Логопед

Логопед

Совместно

Логопед

Май

  • Издание информационной газеты ДОУ «Логознайка»;
  • Фотологоколлаж «Мы играем, не скучаем, язычок наш развиваем!».

Совместно

Логопед

Июнь

- Размещение информационной газеты ДОУ «Логознайка на сайде ОУ;

- Публикация статьи «Турнир эрудитов и знатоков» в районной газете «Время Ямала».

Логопед

Сентябрь

- Консультация «Идем в детский сад», «Адаптация в детском саду»;

- Анкетирование родителей: «Готовность детей к поступлению в детский сад».

Педагог - психолог

Ноябрь

Участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая методическая разработка – 2014» («Турнир эрудитов и знатоков»).

Совместно

Декабрь

Мастер-класс «Приёмы работы по формированию звуко-слогового анализа слов у дошкольников».

Консультации на информационном стенде: «Один дома» (подг. гр.), «Как вести себя с гиперактивными ребенком» (ст. гр.), «Гиперактивный ребенок».

Логопед

Педагог-психолог

2015

январь

Консультации: Психологическая справочная по темам: "Медлительные дети" (для старшего дошкольного возраста).

Круглый стол: «Влияние фонематических процессов на развитие речевой системы детей», «Как правильно научит ребёнка читать» (презентации);

 «Психологическая готовность детей к школе» (презентация)                                                     Анкетирование «Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе»,  «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

Педагог-психолог

Совместно

Февраль

  • Издание нового номера информационной газеты ДОУ «Логознайка» с последующим размещением на сайте ОУ;
  • Круглый стол по теме «Наши пальчики-помощники?»

(«Домашняя игротека», «Виды детской деятельности, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук». «Леворукий ребенок».

Совместно

Совместно

Логопед

Педагог-психолог

Март

  • «Дни открытых дверей» на логопункте (участие в совместных проектах «Народные игры»);
  • Консультации: «Формирование графических навыков и умений – эффективное подготовка руки ребенка к письму», «Основные факторы и закономерности развития речи у детей 2-3 лет».
  • Анкетирование «Динамика развития речи детей».
  • Оформление информационного

стенда на тему "Развиваем ребенка вместе" (совместно со специалистами ДОУ).      

  • Оформление в группах уголков психологической консультации "Тревожный ребенок";                              "Медлительный ребенок".  

Логопед

Логопед

Педагог-психолог

Апрель

  • Совместный мини-проект «Мир насекомых».
  • Консультации: «Дыхательные упражнения, их роль в речевом развитии ребёнка», «Предупреждении дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
  • Семинар-практикум «Забавные игры с песком и водой»;
  • Стенгазета и фотологоколлаж «Добрые советы»;
  • Развлечение «Праздник доброты и хорошего настроения».
  • Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования их детей.

Логопед

Логопед

Совместно

Совместно

Совместно

Педагог-психолог

Май

  • Консультации: «Рекомендации для родителей по работе с детьми на лето», «Результаты обследования и работы ПМПк».
  • Семинар-практикум «Использование речевых игр дома».

Логопед

Логопед

Июнь

Публикация в газете «Время Ямала» о ходе проекта «Дружеская гостиная».

Педагог-психолог

Сентябрь

- Анкетирование «Оценка состояния звукопроизношения у ребёнка».

- Консультации: «Применением ИКТ в коррекционно-развивающей работе».

Логопед

Совместно

Октябрь

  • Исследовательский проект «Воздух, солнце, огонь и вода – наши добрые друзья!» с применением здоровьсберегающих технологий.
  • Семинар-практикум «Познавательные игры - как средство подготовки к школе».
  • Консультации «Использование нетрадиционных методов и приёмов для развития речи детей».

Логопед

Совместно

Логопед

Ноябрь

  • Семинар-практикум «Театральное волшебство».
  • Консультация «Закрепление и автоматизация поставленных звуков».
  • Размещение публикаций о пройденных мероприятиях на сайте ДОУ и Департамента образования АМО Ямальский район

Совместно

Логопед

Совместно

Декабрь

  • Акция «Твори добро».
  • Семинар-практикум «Сенсомоторное развитие детей». «Артерапия в жизни дошколёнка».
  • Консультации: «Играя дома, развиваем речь».
  • Выпуск очередного номера информационной газеты «Логознайка».

Совместно

Совместно

Логопед

Совместно

2016

Январь

  • Совместный проект «Наши друзья».
  • Консультация «Устное народное творчество – как эффективное средство для развития речи детей».

Совместно

Логопед

Февраль

  • Семинар-практикум «Дыхательные упражнения – как один из важных аспектов правильного развития речи».
  • Консультация «Просодика-что это?».

Логопед

Март

  • «Дни открытых дверей на логопункте»:

- Совместный проект «Буква, буковка, буквище»,

- посещение занятий.

  • Практикум «Приёмы самомассажа для ребёнка-логопата».

Логопед

Апрель

  • Развлечение «Сказка-быль, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - использование сказкотерапии.
  • Круглый стол «Завтра в школу мы пойдем».
  • Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования их детей.

Совместно

Совместно

Май

  • Итоговый фотологоколлаж и стенгазета.
  • Консультация «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста».
  • Выпуск очередного номера информационной газеты «Логознайка».

Совместно

Логопед

Совместно

Июнь - август

  • Анализ полученных результатов по результатам проведения проекта.
  • Диссеминация педагогического опыта на Всероссийском уровне.
  • Защита проекта на Совете Педагогов ДОУ

Совместно

Совместно

Логопед

Сентябрь

Выступление на августовской конференции на институциональном уровне.

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение модели взаимодействия родителей и школы

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...

Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)

 Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...

Методическая разработка . Система логопедических игр для развития речевого дыхания. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно...

Психология взаимоотношений и взаимодействия родителей и детей

Особенности взаимоотношений и взаимодействия родителей и их детей определяются рядом основополагающих обстоятельств....

Брошюра по выполнению домашних заданий для родителей детей, посещающих логопедические занятия.

Правила выполнения домашних заданий для детей, посещающих логопедические занятия....

Статья из опыта работы: «Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ».

Статья из опыта работы:«Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада  в работе учителя-логопеда  с родителями детей с ОВЗ»....


 

Комментарии

Николаева Татьяна Петровна

Уважаемая Ирина Николаевна , мне очень понравился ваш проект, спасибо,я думаю взять его себе в работе с родителями, приглашаю вас посетить сайт нашей группы по работе с родителями. Приглашаю вас к о мне в гости по этой ссылке, и если вам будет не сложно оставить пару отзывов , это нужно мне для аттестации. http://nsportal.ru/site/kolokolchiki-dsad-prismotra-i-ozdorovleniya-sana...