Проект «Дружеская гостиная» как инновационная модель взаимодействия родителей и детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" при содействии учителя-логопеда, И.Н.Думитраш и педагога - психолога, Н.Е.Ануфриевой.
проект по теме
Значимым направлением логопедической работы на логопункте дошкольного учреждения является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедический пункт, их включение в совместную с образовательным учреждением коррекционную работу с речевым ребёнком. (ФЗ от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 21.07.2014 «Об образовании в РФ (с изм. и доп. принят 21.10.2014).
Проектный метод применяется как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии воспитывающих взрослых с целью решения актуальных проблем коррекции речи детей с ОВЗ по средствам ознакомления и обучения родителей практическому учебному материалу в партнёрской среде логопункта ДОУ.
Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, однако, для более эффективного сопровождения развития ребёнка, к этому процессу важно подключить и педагога-психолога. В следствии этого, учителем-логопедом, И.Н.Думитраш и педагогом-психологом, Н.Е.Ануфриевой для родителей, чьи дети посещают логопедический пункт в МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" разработан долгосрочный проект (2013г. – 2016г.) - «Дружеская гостиная» - клуб логопедического просвещения и психологической разгрузки, направленный на создание оптимальных условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребёнок – педагог – семья» при повышении родительской компетенции и формирования речевой активности ребёнка в повседневной жизни при содействии учителя - логопеда и педагога – психолога.
Реализация проектной идеи в условиях дошкольного учреждения предполагает внедрение инновационных форм работы с семьей и узкими специалистами, как достижение стратегической цели – новых образовательных результатов воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
как инновационная модель взаимодействия родителей и детей,
посещающих логопедический пункт дошкольного учреждения
при содействии учителя - логопеда и педагога – психолога.
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым днём. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, однако, для более эффективного сопровождения развития ребёнка, к этому процессу важно подключить и педагога-психолога. Несовершенство речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный дефект.
В рамках данного подхода учителем – логопедом и педагогом – психологом разработан долгосрочный проект «Дружеская гостиная» - клуб логопедического просвещения и психологической разгрузки, направленный на создание оптимальных условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребёнок – педагог – семья» при повышении родительской компетенции и формирования речевой активности ребёнка в повседневной жизни.
В рамках проекта предусматривается использование разнообразных форм работы от традиционных до инновационных: беседы, лекции, семинары, круглые столы, упражнения на релаксацию, праздничные мероприятия, практические, участие в творческих семейных проектах, игротека и др. Планомерно вписывается в структуру проекта интеграция – включение в работу разных видов деятельности: рисование (пескотерапия, артерапия, лепка) с использованием здоровьесберегательных технологий при использовании проектной деятельности.
Для наиболее близкой связи с узкими специалистами в кабинете педагога - психолога и в логопедическом кабинете размещены «Сундучки вопросов, пожеланий и предложений».
Цель деятельности клуба: комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и узкими специалистами ДОУ, гармонизация родительских отношений при взаимообучении воспитанников логопедического пункта.
Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по просвещению родителей и сопровождения детей, посещающих логопункт ДОУ, позволяет решить ряд важных задач:
- Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребёнка в семье и ОУ с учётом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
- Подключение «родительского ресурса» к обеспечению совместной практической деятельности коррекционного процесса и уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать, понимать и развивать своих детей для успешной социальной адаптации;
- Сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей, обмен опытом семейного воспитания;
- Создание предпосылок для эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями для укрепления семейных отношений с учетом коррекционно-формирующего аспекта воспитания с использованием художественно-эстетического направления через задания обучающего характера;
- Обновления форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
- Осознанное включение в коррекционно-образовательный процесс родителей, как участников коррекционного процесса и подготовки детей к школьному обучению через реализацию проекта «Дружеская гостиная».
- Развитие верного осознания ребёнком и его родителями речевого дефекта, адекватная самооценка и уверенность в собственных силах;
- Совершенствование профессионального уровня и творческого характера деятельности педагогов;
- Реализация проектной идеи в условиях дошкольного учреждения предполагает внедрение инновационных форм работы с семьей и узкими специалистами, как достижение стратегической цели – новых образовательных результатов воспитанников.
Основные секторы в работе с родителями
Сектор | Основная задача | Формы работы |
Коррекционно-психологическое просвещение родителей. | Повышение результативности обучение через коррекционно-психологическую грамотность родителей. | Выпуск информационной газеты «Логознайка». Общее родительское собрание. Групповые родительские собрания. Подгрупповые и индивидуальные консультации. Круглые столы. Дни открытых дверей на логопункте Просмотр презентаций консультаций, проектов, развивающих игр, обучения деятельности воспитанников. Участие в проектах, развлечениях. Анкеты, тесты, опросники. Информационные стенды. Итоговые фотологоколлажы. |
Включение в совместный с ОУ коррекционную работу. | Создание условий для включения родителей в организационно-педагогическую деятельность. | Тренинговые занятия. Анкеты, тесты, опросники. Праздники: «Турнир эрудитов», «Праздник доброты и хорошего настроения». Выполнение практического домашнего задания через творческую проектную совместную деятельность. Участие родителей в улучшении и создании развивающей среды ДОО. |
Этапы и сроки | Содержание работы | Ответственный | Ожидаемый результат |
1 этап – подготовительный сентябрь - декабрь 2013г. | 1. Проведение психологической и логопедической диагностики. 2. Изучение научно-методической литературы в рамках исследуемой темы – прохождение курсовой подготовки: «Вариативность дошкольного образования в условиях введения ФГОС». 3.Обновление предметно-развивающей среды логопункта: - создание панно на развитие речевого дыхания «Путешествие Белоснежки и семи гномов в страну Дыхания», - подготовка презентаций, материалов к проектам - создание медиотеки упражнений на автоматизацию звуков, сборников музыки для релаксации «Голоса природы», Музыка для массажа» и другие. - Книжка - рифмушечка - «Таинственная планета звуков», «Цветовичок»; Кабинета психолога: - подготовка презентаций для детей, создание сборников музыки для релаксации и расслабления. 4.Составление перспективного плана работы. | Психолог, учитель-логопед Педагог-психолог, логопед Учитель-логопед Педагог- психолог | 1.Выявление проблем межличностный, взаимоотношений, реакции на дефект ребенка. 2.Создание специальных условий для введения эксперимента на базе ДОУ. |
2 этап – формирующий Февраль 2014г. – апрель 2016г. | 1.Введение клуба логопедического просвещения и психологической разгрузки «Дружеская гостиная» в рамках проекта; - информационная газета «Логознайка»; 2.Проведение открытых мероприятий «Турнир эрудитов», ««Праздник доброты и хорошего настроения», «Сказка-быль, да в ней намёк, добрым молодцам урок» 3.Проектная совместная деятельность «Рифмушечки», «Играем с чистоговор-ками по теме «Школьные принадлежности»; «Наши друзья», «Буква, буковка, буквище» и др. 4.Родительские собрания и консультации; 5.Фотологоколлажи, стенгазеты; 6. «Дни открытых дверей» - на логопункте. 7. Акция «Твори добро». 8.Семинары-практикумы. | 1.Формирование речевой активности детей-логопатов через активизацию совместной деятельности всех участников. 2.Улучшение коррекционно-оздоровительных мероприятий и поднятие уровня каждой семьи в отдельности. 3.Поднятия статуса ДОУ на рынке образовательных услуг. 4.Создание методических разработок и дидактических материалов. 5.Проработка совокупных действий в достижении поставленных целей и задач, направленных на развитие субъектов образовательного процесса в ходе комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи. | |
3 этап – обобщающий Май – сентябрь 2016г. | 1.Выступление на августовской конференции на институциональном уровне. 2.Анализ полученных результатов. 3.Диссеминация педагогического опыта (публикации статей и методических разработок (в течении всего хода проекта). | Психолог, учитель-логопед | 1.Защита проекта «Дружеская гостиная». |
Перспективный план
работы учителя-логопеда и педагога – психолога
в рамках проекта «Дружеская гостиная» - клуб логопедического просвещения и психологической разгрузки
Месяц | Тема, форма проведения | Ответственный |
2014 | ||
Февраль - март | «Дни открытых дверей» на логопункте:
| Логопед |
Апрель |
| Психолог Совместно Логопед Логопед Логопед Совместно Логопед |
Май |
| Совместно Логопед |
Июнь | - Размещение информационной газеты ДОУ «Логознайка на сайде ОУ; - Публикация статьи «Турнир эрудитов и знатоков» в районной газете «Время Ямала». | Логопед |
Сентябрь | - Консультация «Идем в детский сад», «Адаптация в детском саду»; - Анкетирование родителей: «Готовность детей к поступлению в детский сад». | Педагог - психолог |
Ноябрь | Участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая методическая разработка – 2014» («Турнир эрудитов и знатоков»). | Совместно |
Декабрь | Мастер-класс «Приёмы работы по формированию звуко-слогового анализа слов у дошкольников». Консультации на информационном стенде: «Один дома» (подг. гр.), «Как вести себя с гиперактивными ребенком» (ст. гр.), «Гиперактивный ребенок». | Логопед Педагог-психолог |
2015 | ||
январь | Консультации: Психологическая справочная по темам: "Медлительные дети" (для старшего дошкольного возраста). Круглый стол: «Влияние фонематических процессов на развитие речевой системы детей», «Как правильно научит ребёнка читать» (презентации); «Психологическая готовность детей к школе» (презентация) Анкетирование «Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе», «Готов ли ваш ребенок идти в школу?» | Педагог-психолог Совместно |
Февраль |
(«Домашняя игротека», «Виды детской деятельности, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук». «Леворукий ребенок». | Совместно Совместно Логопед Педагог-психолог |
Март |
стенда на тему "Развиваем ребенка вместе" (совместно со специалистами ДОУ).
| Логопед Логопед Педагог-психолог |
Апрель |
| Логопед Логопед Совместно Совместно Совместно Педагог-психолог |
Май |
| Логопед Логопед |
Июнь | Публикация в газете «Время Ямала» о ходе проекта «Дружеская гостиная». | Педагог-психолог |
Сентябрь | - Анкетирование «Оценка состояния звукопроизношения у ребёнка». - Консультации: «Применением ИКТ в коррекционно-развивающей работе». | Логопед Совместно |
Октябрь |
| Логопед Совместно Логопед |
Ноябрь |
| Совместно Логопед Совместно |
Декабрь |
| Совместно Совместно Логопед Совместно |
2016 | ||
Январь |
| Совместно Логопед |
Февраль |
| Логопед |
Март |
- Совместный проект «Буква, буковка, буквище», - посещение занятий.
| Логопед |
Апрель |
| Совместно Совместно |
Май |
| Совместно Логопед Совместно |
Июнь - август |
| Совместно Совместно Логопед |
Сентябрь | Выступление на августовской конференции на институциональном уровне. | Педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-99185-1357747529.jpg)
Построение модели взаимодействия родителей и школы
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/06/picture-615972-1428326484.jpg)
Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)
Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-620374-1428876978.jpg)
Методическая разработка . Система логопедических игр для развития речевого дыхания. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/26/picture-952724-1506458993.jpg)
Психология взаимоотношений и взаимодействия родителей и детей
Особенности взаимоотношений и взаимодействия родителей и их детей определяются рядом основополагающих обстоятельств....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/19/picture-422947-1605813040.jpg)
Брошюра по выполнению домашних заданий для родителей детей, посещающих логопедические занятия.
Правила выполнения домашних заданий для детей, посещающих логопедические занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/19/picture-422947-1605813040.jpg)
Брошюра по выполнению артикуляционной гимнастики для родителей детей, посещающих логопедические занятия.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАв помощь родителям...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/25/picture-59482-1661412100.jpg)
Статья из опыта работы: «Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ».
Статья из опыта работы:«Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ»....
Комментарии
Уважаемая Ирина Николаевна ,
Уважаемая Ирина Николаевна , мне очень понравился ваш проект, спасибо,я думаю взять его себе в работе с родителями, приглашаю вас посетить сайт нашей группы по работе с родителями. Приглашаю вас к о мне в гости по этой ссылке, и если вам будет не сложно оставить пару отзывов , это нужно мне для аттестации. http://nsportal.ru/site/kolokolchiki-dsad-prismotra-i-ozdorovleniya-sana...