Занятие с элементами тренинга "Буллинг или конфликт?"
план-конспект занятия по психологии (7 класс)

Светлана Геннадьевна Тодыгашева

Профилактика конфликтов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

«Буллинг или конфликт?»

 

Цель: Повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях обучающихся.

1. Познакомить обучающихся с определением «Буллинга» и его характерными признаками;

2. Научить обучающихся отличать «буллинг» от конфликтов.

3.  Сформировать доброжелательное отношение к окружающим;

4. Усовершенствовать навыки межличностного взаимодействия.

  5. Закрепить умение выходить из конфликтной ситуации.

  

Оборудование и ресурсы мероприятия: презентация,  раздаточный материал.

 

Ход мероприятия:

1.            Организационный момент. (перед тем как занять места, предложить детям взять квадратики цветной бумаги желтого, синего и красного цвета и разделиться на группы)

На слайд выводится или на доску помещается картинка

http://soch3-neft.ucoz.ru/_si/1/37373042.jpg

  • Что вы видите на этой картинке, о чем может идти разговор, какие чувства она у вас вызывает?

Ученики:   предполагаемые ответы- это друзья, что-то обсуждают

Открываем слайд на котором находится другая картинка

http://soch3-neft.ucoz.ru/_si/1/37373042.jpg

  •  Что вы видите на этой картинке,  какие чувства она у вас вызывает?

Ученики:   предполагаемые ответы- человек расстроен чем-то

  • А если теперь соединить обе картинки?

 

http://soch3-neft.ucoz.ru/_si/1/37373042.jpg

Поменяется ли смысл изображения? Что происходит в данной группе детей?

2. Вводная часть.

  • Очень часто в коллективе мы сталкиваемся со случаями, когда кого-то унижают,

обзывают и даже причиняют физическую боль. При вопросе каковы причины такого поведения, чаще всего выдается ответ, что это шутка, игра.

Однако, не всем известно, что у такого поведения есть такое определение как "буллинг". И сегодня мы поговорим об этой проблеме... проблеме буллинга среди подростков

 Попробуйте сами определить ключевые слова в этом определении....

Ученики:   предполагаемые ответы- травля. унижение, издевательство, агрессия...

  • Буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение.

 

3. Основная часть.

  • Чем же будут отличаться шутка, игра и буллинг? 

Предполагаемые ответы: никому не обидно, всем весело,  принимают участие все.

Но буллинг также отличается от конфликта и  я предлагаю поработать в группах и заполнить таблицу фразами из раздаточного материала

Конфликт

Буллинг

 

 (фразы: процесс непреднамеренный, спонтанный; действия намеренные и осознанные; желание разрешить проблему испытывают обе стороны; групповой процесс; процесс системный, не заканчивается после выяснения отношений; процесс конечный -либо помирились, либо не общаются; одна из сторон испытывает удовольствие; происходит время от времени; виноваты обе стороны; есть предводитель)

После заполнения проверяется  и обсуждается заполнение таблицы.

 

  • Теперь вы четко видите разницу между этими действиями.

Мотивы буллинга - борьба за власть, месть, зависть, чувство неприязни, стремление быть в центре, выглядеть "круто", желание унизить, продемонстрировать преимущества, самоутвердиться. Жертвой может стать любой ребенок. Но обычно выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, для которых характерны: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки,  страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.

В ситуации травли всегда есть:

"Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву.

"Жертва" – человек, который подвергается агрессии.

"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

"Сторонники" – люди, находящиеся  на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

 

  • Как вы думаете. можно ли унижением других добиться лидерства?

(ответы учеников)

  • Давайте немного поиграем в парах, одному из вас предлагается зажать руку в кулак, а другому разжать кулак товарища, любым способом, но  не причиняя боли

Обсуждаются несиловые методы: уговоры, хитрость.....

  • вы видите, что не всегда всего можно добиваться силой. Надо уметь договариваться и принимать людей такими, какие они есть.
  • На месте жертвы может оказаться любой из вас. Поэтому давайте попробуем с вами освоить то, что поможет нам противостоять обидчику.

1. 0 эмоций. Если  вы демонстрируете спокойствие и не включаете эмоциональных реакций, а разумно отвечаете, то это обезоруживает.

2. Взгляд. Смотрите прямо в глаза. Спокойный взгляд в течение продолжительного времени заставит успокоится любого.

3. Прямая спина, хозяйские жесты. Демонстрируйте уверенность в себе. Даже если вы ее не чувствуете.

Каждый из вас должен осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни.  Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. И необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

 

3. Подведение итогов.  

Упражнение «Чистый лист»

Возьмите в руки чистый лист бумаги и карандаш. Представьте что это душа.

- Неделю назад обладателя этой души обидел одноклассник (сделайте прокол);

- На следующий день он не нашел понимания со стороны родителей. (сделайте прокол);

- Еще через день он не нашел общий язык с учителем (сделайте прокол);

- На четвертый день его обидел лучший друг (сделайте прокол);

- на пятый день над ним смеялись одноклассники, потому что он запнулся у доски (сделайте прокол);

- На шестой день его обидели мальчишки во дворе (сделайте прокол);

- На седьмой день он почувствовал, что никому не нужен…. (сделайте большую дыру).

Что произошло с душой?

Тоже происходит и с детьми, которых травят сверстники. С виду они обычные, но внутри переживают боль. Но мы можем это остановить и показать, что к другим надо относиться с уважением.

4. Рефлексия. 

Игра «Ты мне нравишься, потому что….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие с элементами театральной деятельности.

Через театральную игру  идет развитие всех компонентов речи ( чистота произнощения, дикция, интонация) формируется связная речь. Идет устойчивое развитие интереса детей к театральной деятельности...

Логопедическое занятие с элементом театральной деятельности.

Во время игр - драматизаций, решается основная коррекционная задача- развитие всех компонентов речи ( чистота звукопроизношения, дикция и т.д.) Развивается устойчивый интерес к театральной деятельност...

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"

Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...

Конспекты музыкальных занятий с элементами музицирования.

Интеграция слова, движения музыки - это естественное и закономерное объединение, связь музыки, движения и речи, где музыка не звучит сама по себе, а каждый принимает участие в процессе ее создания....

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Занятие с элементами арт-терапии Тема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей.»

Интегрированное занятие кружка дек.-прикл. творчества «Палитра» и детей обучающихся по программе С(К)ОУ – 7-8 видовЗанятие с элементами арт-терапииТема:  «Полет вдохновения или новая жизнь вещей....

Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.

Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.Тема: Радужные пузыри.Цель: Упражнять детей в использовании органов чувств при обс...