Календарно-тематическое планирование "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
календарно-тематическое планирование по психологии
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
на 2023-2024 учебный год
1 класс
№ | Тема | Кол. часов | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности | Коррекционная работа | ||||
план | факт | |||||||||
1 | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 1 | 5.09 | тест | Выявление уровня психофизического развития. | Диагностическая батарея | ||||
2 | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 1 | 6.09 | тест | Выявление уровня психофизического развития. | Диагностическая батарея | ||||
3 | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 1 | 12.09 | тест | Выявление уровня психофизического развития. | Диагностическая батарея | ||||
Коррекция психомоторики. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов) | ||||||||||
4 | Развитие крупной моторики. | 1 | 13.09 | Моторика | броски в цель, ходьба по «дорожке следов», подвижные игры, игры-имитации, пальчиковая гимнастика, игры на знакомство, создание позитивного настроя) | Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела. | ||||
5 | Развитие крупной моторики. | 1 | 19.09 | Моторика | броски в цель, ходьба по «дорожке следов», подвижные игры, игры-имитации, пальчиковая гимнастика, игры на знакомство, создание позитивного настроя) | Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела. | ||||
6 | Хлоп. Топ. Поворот. Согласованность действий и движений разных частей тела . | 1 | 20.09 | Согласованность | упражнения для координации разных частей тела ;Группировки»,пальчиковая гимнастика, «Гости», «Хлоп. Топ. Поворот», танцевальные упражнения.), задания, способствующие развитию саморегуляции; | Корригировать недостатки моторного развития через укрепление мышц и суставов кистей, развитие плавности и точности общих движений | ||||
7 | Хлоп. Топ. Поворот. Согласованность действий и движений разных частей тела . | 1 | 26.09 | Согласованность | упражнения для координации разных частей тела; «Группировки», «Гости» «Хлоп. Топ. Поворот», танцевальные упражнения, игры пальчиковой гимнастики | Корригировать недостатки моторного развития через укрепление мышц и суставов кистей, развитие плавности и точности общих движений | ||||
8 | Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.ч1 | 1 | 27.09 | Теремок | Упражнения пальчиковой гимнастики. Сказка «Теремок» .упражнения на развитие статистической координации движений пальцев рук; упражнения на развитие динамической координации движений пальцев рук; | Корригировать недостатки моторики через развитие пластичности, выразительности движений пальцев рук. Умения выполнять движения в нужном темпе и ритме. | ||||
9 | Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. | 1 | 3.10 | Теремок | Упражнения пальчиковой гимнастики. Сказка «Теремок» .упражнения на развитие статистической координации движений пальцев рук; упражнения на развитие динамической координации движений пальцев рук; | Корригировать недостатки моторики через развитие пластичности,выразительности движений пальцев рук. Умения выполнять движения в нужном темпе и ритме. | ||||
10 | Пальчиковая гимнастика. Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром) | 1 | 4.10 | Шнуровка, Пришивание Сшивание | Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Шнуровка, штриховка, раскрашивание. Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов. «Рамки с застежками».) | Развивать тактильное восприятие через дифференциацию и вербализацию. Корригировать недостатки мелкой моторики через обучение слаженному взаимодействию рук. | ||||
11 | Пальчиковая гимнастика. Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром) | 1 | 10.10 | Шнуровка Пришивание Сшивание | (Пальчиковая гимнастика Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Шнуровка, штриховка, раскрашивание. Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов. «Рамки с застежками».) | Развивать тактильное восприятие через дифференциацию и вербализацию. Корригировать недостатки мелкой моторики через обучение слаженному взаимодействию рук. | ||||
12 | Ручка-узнавалочка. | 1 | 11.10 | Трафарет Нанизывание | Нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков. Обводка, штриховка по трафарету. «Волшебная коробочка», «Где чья тень?») дидактические игры для развития тактильных ощущений; | Корригировать недостатки моторного развития через умение дорисовывать предметы, выполнять элементарный предметный рисунок, работать с трафаретом, нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков. Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. | ||||
13 | Ручка-узнавалочка. | 1 | 17.10 | Трафарет Нанизывание | (Нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков. Обводка, штриховка по трафарету. «Волшебная коробочка», «Где чья тень?») дидактические игры для развития тактильных ощущений; | Корригировать недостатки моторного развития через умение дорисовывать предметы, выполнять элементарный предметный рисунок, работать с трафаретом, нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков. Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. | ||||
14 | Аппликация. Сгибание бумаги. | 1 | 18.10 | Аппликация Насекомое | Упражнения пальчиковой гимнастики. Музыкально-ритмические упражнения. Изготовление аппликации бабочка. | Закрепить умение складывать квадрат пополам, совмещать уголки, развивать умение пользоваться трафаретом, учить обводить и плавно вырезать, воспитывать интерес к насекомым. Формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции, выполнение действий примеривания, прикладывания, наложения, обследования поверхности | ||||
15 | Аппликация. Сгибание бумаги. | 1 | 24.10 | Аппликация Насекомое | Упражнения пальчиковой гимнастики. Музыкально-ритмические упражнения. Изготовление аппликации бабочка. | Закрепить умение складывать квадрат пополам, совмещать уголки, развивать умение пользоваться трафаретом, учить обводить и плавно вырезать, воспитывать интерес к насекомым. Формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции, выполнение действий примеривания, прикладывания, наложения, обследования поверхности | ||||
Тактильно-двигательное восприятие (4 часа). | ||||||||||
16 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. | 11 | 25.10 | Величина | Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения, игры «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек», «Домик», «Кубик» | Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать поверхности предмета, различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признакам среди нескольких, выстраивать сериационный ряд (по заданному признаку). | ||||
17 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. | 11 | 7.11 | Величина | Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения, игры «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек», «Домик», «Кубик» | Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать поверхности предмета, различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признакам среди нескольких, выстраивать сериационный ряд (по заданному признаку). | ||||
18 | Работа с пластилином (раскатывание). | 11 | 8.11 | Раскатывание | Групповая, фронтальная («Пластилиновая страна», упражнения пальчиковой гимнастики. Техники лепки : раскатывание.) | Развитие мелкой моторики через научение детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; | ||||
19 | Работа с пластилином (раскатывание). | 11 | 14.11 | Раскатывание | Продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая («Пластилиновая страна», упражнения пальчиковой гимнастики. Техники лепки : раскатывание.) | Развитие мелкой моторики через научение детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; | ||||
Коррекция сенсорной сферы. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов, из них: формирование сенсорных эталонов цвета (12 часов) | ||||||||||
20 | Основные «чистые» цвета красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый. | 1 | 15.11 | «Чистый» цвет | Групповая, фронтальная, индивидуальная. («Какого цвета?», «Спектр», «Что какого цвета?», «Где что?», «Найди картинку», игры пальчиковой гимнастики) | Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки, учить различать цвета (основные), учить правильно держать карандаш; коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений. | ||||
21 | Основные «чистые» цвета красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый. | 1 | 21.11 | «Чистый» цвет | Групповая, фронтальная, индивидуальная. («Какого цвета?», «Спектр», «Что какого цвета?», «Где что?», «Найди картинку», игры пальчиковой гимнастики) | Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки . учить различать цвета (основные), учить правильно держать карандаш; коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений. | ||||
22 | Цвета радуги. | 1 | 22.11 | Радуга | Групповая, индивидуальная, фронтальная. («Радуга-дуга», «Золотой шар», «Коллаж», «Путешествие», «Цвет моего имени», игры пальчиковой гимнастики) | Закрепить знания учащихся об основных и производных цветах через игровые моменты. Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. | ||||
23 | Цвета радуги. | 1 | Радуга | Групповая, индивидуальная «Радуга-дуга», «Золотой шар», «Коллаж», «Путешествие», «Цвет моего имени», игры пальчиковой гимнастики | Закрепить знания учащихся об основных и производных цветах через игровые моменты. Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. | |||||
24 | Морское путешествие. Синий цвети его оттенки | 1 | 28.11 | Оттенок | Групповая, индивидуальная «Коллаж», «Путешествие» «Какого цвета?», «Спектр», «Что это?», «Где что?», игры пальчиковой гимнастики | Развивать внимание, память, умение и навыки рисования акварельными красками. Развивать внимание, память, умение и навыки рисования акварельными красками. Корригировать недостатки мелкой моторики через развитие умения рисовать простые предметы, раскрашивать | ||||
25 | Морское путешествие. Синий цвети его оттенки | 1 | 29.11 | Оттенок | Групповая, индивидуальная «Коллаж», «Путешествие» «Какого цвета?», «Спектр», «Что это?», «Где что?», игры пальчиковой гимнастики | Развивать внимание, память, умение и навыки рисования акварельными красками. Развивать внимание, память, умение и навыки рисования акварельными красками. Корригировать недостатки мелкой моторики через развитие умения рисовать простые предметы, раскрашивать | ||||
26 | Продолжи ряд. Воспроизведение последовательности по образцу. | 1 | 5.12 | Последовательность | Коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая, «Последовательность», «Продолжи ряд», «Найди недостающую картинку», «Волшебныйквадрат», игры пальчиковой гимнастики | Корригировать недостатки развития коммуникативной сферы через формирование способности вспоминать свои действия и называть их. Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений. Формирование умения группировать и упорядочивать предметы на основе определенного качественного признака, сравнивать множества по количеству, путем установления взаимно однозначного соответствия | ||||
27 | Продолжи ряд. Воспроизведение последовательности по образцу. | 1 | 6.12 | Последовательность | «Последовательность», «Продолжи ряд», «Найди недостающую картинку», «Волшебный квадрат», игры пальчиковой гимнастики | Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений. Формирование умения группировать и упорядочивать предметы на основе определенного качественного признака, сравнивать множества по количеству, путем установления взаимно-однозначного соответствия | ||||
28 | Перепутаница. Определи где какой цвет. | 1 | 12.12 | Интервью Жонглер | «Дождь», ««Жонглеры». «Интервью», игры пальчиковой гимнастики, работа с дидактическими карточками | Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. | ||||
29 | Пере путаница. Определи где какой цвет. | 1 | 13.12 | Интервью Жонглер | «Дождь», ««Жонглеры». «Интервью», игры пальчиковой гимнастики, работа с дидактическими карточками | Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. | ||||
30 | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра "Что бывает такого цвета". | 1 | 19.12 | Цвет Оттенок | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения, игры пальчиковой гимнастики | Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета. Закрепить в речи детей названия красного, синего и желтого цветов. Развивать цветовосприятие красного, синего и желтого, зеленого цветов. | ||||
31 | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра "Что бывает такого цвета". | 1 | 20.12 | Цвет Оттенок | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения, игры пальчиковой гимнастики | Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета. Закрепить в речи детей названия красного, синего и желтого цветов. Развивать цветовосприятие красного, синего и желтого, зеленого цветов. | ||||
Развитие и коррекция формы (14 часов) | ||||||||||
32 | Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. | 1 | 26.12 | Признак Форма Геометрическая фигура | «Чудесный мешочек», «Платочек для куклы», игры пальчиковой гимнастики, «оркестр», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», музыкально-ритмические упражнения | совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. | ||||
33 | Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. | 1 | 27.12 | Признак Форма Геометрическая фигура | Игры на определение признаков и форм предметов «Чудесный мешочек», «Платочек для куклы», игры пальчиковой гимнастики, «оркестр», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», музыкально-ритмические упражнения | совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. | ||||
34 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат) в процессе выполнения упражнений. | 1 | 9.01 | Круг Квадрат | Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши, «Обводим всё (силуэты», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке». Игры пальчиковой гимнастики | Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, закреплять знания о геометрических фигурах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; - совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство; | ||||
35 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат) в процессе выполнения упражнений | 1 | 10.01 | Круг Квадрат | Игры пальчиковой гимнастики, Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши, «Обводим всё (силуэты», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке». | закреплять знания о геометрических фигурах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; - совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство; | ||||
36 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (прямоугольник, ромб, треугольник) в процессе выполнения упражнений. | 1 | 16.01 | Прямоугольник Ромб Треугольник | Дидактические игры на формирование представлений о форме «Узнай фигуру» «Узнай предмет по контуру», игры пальчиковой гимнастики, «работники». | закреплять знания о геометрических фигурах; Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию. | ||||
37 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (прямоугольник, ромб, треугольник) в процессе выполнения упражнений. | 1 | 17.01 | Прямоугольник Ромб Треугольник | Дидактические игры на формирование представлений о форме «Узнай фигуру «Узнай предмет по контуру», игры пальчиковой гимнастики, «работники». | закреплять знания о геометрических фигурах; Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию. | ||||
38 | Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. | 1 | 23.01 | Классификация | Дидактические игры на развитие мышления «Найди ящичек», «найди пару», «разложи по ячейкам», «где кто живет», игры пальчиковой гимнастики. «Лиса и журавль», танцевальные упражнения. | Расширение кругозора детей через Исследование подобных и неподобных фигур (круг, квадрат, треугольник) их величины и формы. Развитие геометрического воображения и творческих способностей. Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство; | ||||
39 | Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. | 1 | 24.01 | Классификация | «Найди ящичек», «найди пару», «разложи по ячейкам», «где кто живет», игры пальчиковой гимнастики. «Лиса и журавль», танцевальные упражнения. | Расширение кругозора детей через Исследование подобных и неподобных фигур (круг, квадрат, треугольник) их величины и формы. Развитие геометрического воображения и творческих способностей. Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство; | ||||
40 | Работа с геометрическим конструктором. | 1 | 30.01 | Конструктор | «Трудные виражи». «Конструктор», «Геометрическая мозаика», «Расставь по порядку», игры пальчиковой гимнастики. | Формировать умение видеть контурный рисунок с наложением. Развитие геометрического воображения и творческих способностей. Развитие умения видеть целое раньше частей. | ||||
41 | Работа с геометрическим конструктором. | 1 | 31.01 | Конструктор | «Трудные виражи». «Конструктор», «Геометрическая мозаика», «Расставь по порядку», игры пальчиковой гимнастики. | Формировать умение видеть контурный рисунок с наложением. Развитие геометрического воображения и творческих способностей. Развитие умения видеть целое раньше частей. | ||||
42 | Соотнесение предметов с эталонной формой. | 1 | 06.02 | Форма Эталон | Дидактические игры на закрепление и понятие формы «Коврик», «Зрительный диктант», «Из каких частей состоит машина», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения. | Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности. корригировать недостатки речевого развития через развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их характерные особенности. | ||||
43 | Соотнесение предметов с эталонной формой. | 1 | 07.02 | Форма Эталон | Дидактические игры на закрепление и понятие формы «Коврик», «Зрительный диктант», «Из каких частей состоит машина», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения. | Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности. корригировать недостатки речевого развития через развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их характерные особенности. | ||||
44 | Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). | 1 | 20.01 | Конструктор | Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий), игры с конструктором-лего (крупным и мелким), игры с развивающими кубиками «Сложи узор», | Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию. Развивать зрительное и пространственное восприятие; логическое мышление; конструктивные умения. | ||||
45 | Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). | 1 | 21.01 | Конструктор | Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий), игры с конструктором-лего (крупным и мелким), игры с развивающими кубиками «Сложи узор» | Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию. Развивать зрительное и пространственное восприятие; логическое мышление; конструктивные умения. | ||||
46 | Представления об абсолютной величине предметов (большой – маленький) и понятия об относительной величине («более, чем», «больше, чем», «менее, чем» и т. д.); | 1 | 27.01 | Величина Большой Маленький Более Менее | Дидактические игры на развитие представлений о величине «самая короткая, самая длинная», «сложи в ряд», «пирамидки», разложи по размеру, по порядку», «кружки», «Разложи правильно», «делай как я », «ячейка», «Большой -маленький», «где больше?», игры пальчиковой гимнастики. | Корригировать недостатки произвольного внимания и самоконтроля через развитие умения ждать и слушать. Корригировать недостатки мышления через обучение детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучать детей составлению сериационного ряда. | ||||
47 | Представления об абсолютной величине предметов (большой – маленький) и понятия об относительной величине («более, чем», «больше, чем», «менее, чем» и т. д.); | 1 | 28.01 | Величина Большой Маленький Более Менее | Дидактические игры на развитие представлений о величине «самая короткая, самая длинная», «сложи в ряд», «пирамидки», разложи по размеру, по порядку», «кружки», «Разложи правильно», «делай как я », «ячейка», «Большой -маленький», «где больше?», игры пальчиковой гимнастики. | Корригировать недостатки произвольного внимания и самоконтроля через развитие умения ждать и слушать. Корригировать недостатки мышления через обучение детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучать детей составлению сериационного ряда. | ||||
48 | Определения: «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий». | 1 | 05.03 | Длинный Короткий Низкий высокий | Дидактические игры на формирование представлений о величине, «Эхо», «какие вы знаете сказки», «волшебное слово», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения | Корригировать недостатки мышления через развитие умения различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом. | ||||
49 | Определения: «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий». | 1 | 06.03 | Длинный Короткий Низкий высокий | Дидактические игры на формирование представлений о величине, «Эхо», «какие вы знаете сказки», «волшебное слово», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения | Корригировать недостатки мышления через развитие умения различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом. | ||||
50 | Сопоставление двух –трех предметов контрастных величин по высоте, длине, толщине, ширине. | 1 | 12.03 | Длина Высота Толщина ширина | Игры и упражнения на закрепление понятия величины «Высокий-низкий», «Высоко-низко», «Далеко-близко». Игры пальчиковой гимнастики, «путешествие» Самая длинная… Самая короткая…. Игры пальчиковой гимнастики. «Пара», «Хлопушка» | Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление. Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля; сформировать представление о сравнении предметов по высоте, длине, толщине, ширине. | ||||
51 | Сопоставление двух –трех предметов контрастных величин по длине, высоте, толщине, ширине | 1 | 13.03 | Длина Высота Толщина ширина | Игры и упражнения на закрепление понятия величины. Самая длинная… Самая коротка Игры пальчиковой гимнастики. «Пара», «Хлопушка» «Высокий-низкий», «Высоко-низко», «Далеко-близко». Игры пальчиковой гимнастики, «путешествие» | Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление. Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля; сформировать представление о сравнении предметов по высоте, длине, толщине, ширине. Корригировать недостатки мышления на основе анализа и синтеза; | ||||
Восприятие пространства (8 часов). | ||||||||||
52 | Ориентировка в собственном теле. | 1 | 19.03 | Лево Право Слева справа | Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве и собственном теле, дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. «Молчанка», музыкально-ритмические упражнения. | развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях; развитие представлений о «схеме тела»; освоение основных пространственных категорий; развитие способности сравнивать предметы и собственное тело по различным основаниям. | ||||
53 | Ориентировка в собственном теле. | 1 | 20.03 | Лево Право Слева справа | Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве и собственном теле ,дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. «Молчанка», музыкально-ритмические упражнения. | развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях; развитие представлений о «схеме тела»; освоение основных пространственных категорий; развитие способности сравнивать предметы и собственное тело по различным основаниям. | ||||
54 | Предметы в пространстве. | 1 | 03.04 | Пространство | Игры на определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.).игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения | развитие экспрессивной речи учащихся, овладение грамматическими конструкциями, выражающими положение предметов в пространстве. Корригировать недостатки мышления , восприятия через развитие способности сравнивать предметы между собой. | ||||
55 | Предметы в пространстве. | 1 | 09.04 | Пространство | Игры на определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.).игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения | развитие экспрессивной речи учащихся, овладение грамматическими конструкциями, выражающими положение предметов в пространстве. Корригировать недостатки мышления , восприятия через развитие способности сравнивать предметы между собой. | ||||
56 | Я и пространство вокруг меня. | 1 | 10.04 | Пространство. | Игры на ориентировку в помещении по инструкции педагога. «Следопыт», «Разведчик», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения | Коррекция недостатков мышления, восприятия, памяти, внимания через определение уровня владения основными и пространственными категориями, отражающими положение предметов в пространстве относительно субъекта; освоение основных пространственных категорий; развитие способности сравнивать предметы и собственное тело по различным основаниям | ||||
57 | Я и пространство вокруг меня. | 1 | 16.04 | Пространство | Игры на ориентировку в помещении по инструкции педагога. «Следопыт», «Разведчик», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения | Коррекция недостатков мышления, памяти, внимания через определение уровня владения основными пространственными категориями, отражающими положение предметов в пространстве относительно субъекта; развитие представлений о «схеме тела»; освоение основных пространственных категорий; развитие способности сравнивать предметы и собственное тело по различным основаниям | ||||
58 | Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). | 1 | 17.04 | Центр Верх Низ | Дидактические игры на ориентировку на поверхности листа бумаги «Следопыт», «Фигуры высшего пилотажа», «Покажи правильно», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения | развитие сомато пространственных действий; развитие восприятия пространственного расположения предметов; развитие пространственных представлений; формирование графических навыков схематического изображения пространственного расположения предметов; развитие мелкой моторики | ||||
59 | Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). | 23.04 | Центр Верх Низ | Дидактические игры на ориентировку на поверхности листа бумаги «Следопыт», «Фигуры высшего пилотажа», «Покажи правильно», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения. | развитие сомато пространственных действий; развитие восприятия пространственного расположения предметов; развитие пространственных представлений; формирование графических навыков схематического изображения пространственного расположения предметов; развитие мелкой моторики. | |||||
Восприятие времени (8 часов). | ||||||||||
60 | Сутки. Части суток. | 1 | 24.04 | Часть Сутки Утро вечер день ночь | Игры на развитие пространственно-временных представлений «Незаконченные предложения», игры пальчиковой гимнастики, «Золотой шар», «Покажи правильно» | Коррекция недостатков мышления, памяти, внимания через формирование представлений о временных отношениях: день – ночь, утро – вечер. Развитие зрительного восприятия. | ||||
61 | Сутки. Части суток. | 1 | 7.05 | Часть Сутки Утро вечер день ночь | Игры на развитие пространственно-временных представлений «Незаконченные предложения», игры пальчиковой гимнастики, «Золотой шар», «Покажи правильно» | Коррекция недостатков мышления, памяти, внимания через формирование представлений о временных отношениях: день – ночь, утро – вечер. Развитие зрительного восприятия. | ||||
62 | Работа с графической моделью «Сутки». | 1 | 8.05 | Графическая модель | Дидактические игры на развитие пространственно-временных представлений .Игры пальчиковой гимнастики, «путешествие», игры с графической моделью «Сутки» | Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток; активизация словарного запаса по теме. Развитие мышления, памяти, временных представлений. Формирование прилежания, умения правильно вести себя на занятиях. | ||||
63 | Работа с графической моделью «Сутки». | 1 | 14.05 | Сутки | Дидактические игры на развитие пространственно-временных представлений .Игры пальчиковой гимнастики, «путешествие», игры с графической моделью «Сутки» | Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток; активизация словарного запаса по теме. Развитие мышления, памяти, временных представлений. Формирование прилежания, умения правильно вести себя на занятиях. | ||||
64 | Последовательность событий (смена времени суток). | 1 | 15.05 | Последовательность время суток | Дидактические игры на развитие пространственно-временных представлений, «Неделька», малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы); игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения | Развивать пространственную ориентацию. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции. Развивать координацию движений Развиват восприятие времени. Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать тактильные ощущения | ||||
65 | Последовательность событий (смена времени суток). | 1 | 15.05 | Последовательность Время суток | Дидактические игры на развитие пространственно-временных представлений, «Неделька», малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы); игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения | Развивать пространственную ориентацию. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции Развивать координацию движений. Развивать восприятие времени. Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать тактильные ощущения | ||||
66 | Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. | 1 | 21.05 | Вчера Сегодня завтра | Игры на развитие пространственно-временных представлений «Неделька», малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы); игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения | Формировать представления о временных отношениях. Учить соотносить понятия «вчера, сегодня, завтра» с конкретными ситуациями развивать устную связную речь; развивать все виды памяти, внимания; развивать восприятие, умение ориентироваться во времени, предметах и явлениях окружающей действительности; активизировать словарный запас | ||||
67 | Вчера, сегодня, завтра. Дни недели | 1 | 21.05 | Вчера Сегодня завтра | Игры на развитие пространственно-временных представлений «Неделька», малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы); игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения | Формировать представления о временных отношениях. Учить соотносить понятия «вчера, сегодня, завтра» с конкретными ситуациями. развивать устную связную речь; развивать все виды памяти, внимания; развивать восприятие, умение ориентироваться во времени, предметах и явлениях окружающей действительности; активизировать словарный запас | ||||
68 | Итоговая диагностика обучающихся | 1 | 22.05 | Выявление динамики в психофизическом развитии. | Диагностическая батарея |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов
В статье освещается опыт использования развивающих компьютерных программ в учебной работе с учащимися школ VIIIвида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается це...
Занятие конспект по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2 классе
Тема. Различение вкусовых качеств.Цель:учить детей определять вкусовые качества продуктов.Задачи:1. Закрепление представлений о цвете, форме предметов; учить группировать предметы по вкусовым ка...
Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.
Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1. Продолжат...
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 класс) Предмет- «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Календарно-тематическое планирование разработано и составлено на основании программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4...
Конспект открытого занятия 3а класса по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Тема: «Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Конструирование предметов».
Тема: «Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Конструирование предметов»....