Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов
статья по теме
В статье освещается опыт использования развивающих компьютерных программ в учебной работе с учащимися школ VIIIвида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается целесообразность использования и положительное влияние на усвоение знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья по данному предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с учащимися школ VIII вида»
Лобанова О.Е. МКСКОУ «Кулебакская школа-интернат VIII вида», педагог-психолог I категории
В статье освещается опыт использования развивающих компьютерных программ в учебной работе с учащимися школ VIII вида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается целесообразность использования и положительное влияние на усвоение знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья по данному предмету.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, психомоторика и сенсорные процессы, информационные технологии, обучающие компьютерные программы, развитие восприятия.
Коренные социально-экономические преобразования в российском обществе на сегодняшний день создали реальные предпосылки для обновления системы образования, методологии, технологии организации учебно-воспитательного процесса, поиска новых организационных форм, изменения характера отношения к разрабатываемым наукой и внедряемым практикой педагогическим новшествам. Гуманистические традиции и социально-гуманитарный уровень российского общества непосредственно затрагивают сферу образования, составной частью которого является специальное (коррекционное) образование. Данная направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья, компенсаторные возможности их организма. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к детям с проблемами в развитии, с решением вопросов их социализации и интеграции.
Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе. Что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. Все это еще в большей мере касается детей с пониженными способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии. Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов – это один из вариантов психолого-педагогического сопровождения учащихся, это специальная пропедевтическая работа, нацеленная на преодоление и предупреждение тех трудностей, которые испытывают младшие школьники коррекционной школы в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.
Сенсорное развитие предполагает развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами чувств, но полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов, их положении в пространстве, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития, а с другой имеет самостоятельное значение, так как сенсорное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Категория интеллектуальной недостаточности представляет собой аномалию в психо-физиологическом развитии ребенка, имеющую значительные различия в структуре и степени тяжести и возможностях коррекции (компенсации) дефекта. С психолого-педагогической точки зрения эти дети обладают значительной общностью психического дефекта, проявляющегося в недостаточности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, активности личности в целом.
Основной дефект - нарушение познавательной деятельности – вызван органическим повреждением коры головного мозга (Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева ). Психо-физиологические особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью являются основой атипического его развития, прогнозирующие нарушение темпа и своеобразие этого развития в целом. Кроме того, нельзя не учитывать, что эта категория детей чаще всего воспитывается в неблагоприятных социальных условиях, которые определенным образом также опосредуют их психическое развитие. И как следствие – дети, поступающие в первый класс и приступающие к обучению в коррекционной школе, оказываются не готовыми к нему мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли, т.е. наблюдается общая психическая незрелость личности.
Чтобы понять специфичность организации коррекционной работы с данной категорией детей, необходимо упомянуть об особенностях развития процесса восприятия при интеллектуальном нарушении. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей, проявляющееся в его недифференцированности, узости объема, нарушении функции поиска и земедлении процесса переработки сенсорной информации, характеризуется рядом дополнительных свойств. Зрительное восприятие у детей с нарушениями интеллектуальной сферы носит предметный характер. Причем ребенок выделяет наиболее яркие свойства предмета. В обозреваемом объекте «выхватываются» его отдельные части. Нарушена избирательность восприятия. Ученый-психолог И.М.Соловьев отмечал такую важную для нашей работы деталь: многопредметный участок действительности становится для таких детей малопредметным. Слабость обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с ограниченными возможностями - последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей теряют. Дети не стремятся рассмотреть предмет во всех деталях из-за недостаточной активности, слабой целенаправленности.
Из всего вышесказанного становится ясно, что учащиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний учащимися на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов является специально-организованная предметно-развивающая среда: сенсорно-стимулирующее пространство, а также большое количество и разнообразие дидактического материала. И основными требованиями к предметно-развивающей среде будут: оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования. Потому что однообразие материала, использование его в одних и тех же вариантах вызывают угасание интереса и интеллектуальную пассивность.
Таким образом, возникает противоречие между недостаточной разработанностью методических средств и приемов для развития познавательной и сенсорной сфер детей с ограниченными возможностями здоровья и требованиями к обновлению процесса обучения, поиску новых форм и методов работы.
«Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода…» - сказал Рене Декард. Известно, что методы обучения – это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков. Они занимают центральное место в дидактике и методике преподавания.
Метод обучения с помощью информационных технологий или программированное обучение – это (см. классификацию методов по характеру деятельности обучаемых) усовершенствование объяснительно – иллюстративного и репродуктивного методов. В основе данного метода лежит обучающая программа, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал; 2) действия учащегося по его усвоению; 3) формы контроля усвоения. Программы, используемые мной в работе по развитию сенсорной сферы можно отнести к линейному типу, где каждый учащийся изучает одинаковую для всех последовательность учебных доз.
Основные принципы и достоинства метода: 1) дозированность учебного материала; 2) активная самостоятельная работа ученика; 3) постоянный контроль усвоения; 4) индивидуализация темпа обучения; 5) возможность использования ПК.
Поскольку коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» интегрирует в себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы, использование информационных технологий целесообразно во втором разделе.
Использование на занятиях информационных технологий преследует цель – выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» каждым учеником, исходя из его индивидуальных особенностей и возможностей, а так же повышение уровня, как психологической, так и функциональной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к курсу математики начальной школы. Игровая форма подачи материала снимает психологический барьер перед процессом обучения.
В работе с детьми начальных классов мною используются разнообразные обучающие компьютерные программы: мультимедийный курс "Знакомство с геометрическими фигурами" Кистеневой Р.А.(разработка Института дистанционного образования: http://ido.tsu.ru/ ), развивающие компьютерные методики психологического центра «Адалин»(http://www.adalin.mospsy.ru/), развивающие программы по М. Монтессори «Занимательная логика», «Форма и цвета», «Мир вокруг нас» ( http://puzkarapuz.ru/32434-rannee-razvitie-detej-po-sisteme-montessori-vse-3.html ). Время работы на компьютере в начальной школе ограничено 10-15 минутами по санитарным нормам (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"). Форма организации подгрупповая (4-5 чел.), общая длительность занятия 25-30 минут.
Цель данных пропедевтических курсов – повышение уровня, как психологической, так и функциональной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к курсу математики начальной школы, развития восприятия, пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания, мышления.
Особую ценность для работы с данной категорией детей представляют следующие методические приемы:
- на протяжении всего занятия педагог должен контролировать ребенка и помогать ему, в случае необходимости, разбираться в инструкции,
- при выполнении каждого задания ребенок должен объяснить условия задания (как он их понял),
- свой ответ он обязательно должен обосновать, объяснить, почему он сделал такой выбор,
- после этого ребенку разрешается проверить правильность своего решения, выполнив действия на компьютере,
- не разрешается бездумно перебирать варианты ответа, каждый ответ должен быть аргументирован ребенком.
Развивающие программы по М.Монтессори («Мир вокруг нас», «Занимательная логика», «Форма и цвета» издательство: ЗАО «Бука») так же могут быть использованы в работе с детьми, имеющими тяжелую степень умственного дефекта .
Благодаря новому методу работы: были созданы оптимальные условия для развития сенсорной сферы учащихся; произошло обогащение их сенсорного опыта; повысилась заинтересованность в занятиях; активность учащихся на каждом занятии всегда 100%-ная; повысился уровень самостоятельности и самоконтроля; коррекция психических процессов перешла на более высокий уровень.
Вывод: использование обучающих компьютерных программ, как одного из методов обучения, благоприятно влияет на усвоение детьми знаний и умений и позволяет уменьшить затраты на средства, силы и время для достижения положительных результатов в работе. Поэтому они наиболее оптимальны для реализации системы полного усвоения знаний, т.к. применение компьютера в обучении позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс, оперативно оценить полученные знания и умения. С учетом этого в основе реализации системы полного усвоения знаний по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в начальных классах коррекционной школы лежит использование обучающих компьютерных программ, как одного из эффективных методов обучения.
Литература
- Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР// Дефектология. 2005. №2. С.57-65.
- Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии "полного усвоения". М.: Дрофа. 2004. 254с.
- Кистенева Р.А. Мультимедийный курс "Знакомство с геометрическими фигурами". ИДО ТГУ. 2003 (www.ido.tsu.ru, http://edu.nstu.ru/ebooks/ebook_main.php?action=cd_tsu ).
- Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика//Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2002. №5. С.1-8.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.: ил. - (Библиотека учителя).
- Сековец Л.С., Венералова С.А., Гайнитдинова В.И. Развитие психомоторики и сенсорных процессов: программа коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.- Н.Новгород: Издательство «Автосинтез НН». 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....
Использование компьютерных технологий в учебном процессе
размышления учителя о совершенствовании учебного процесса с использованием современных технологий...
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе
Применение ИКТ в учебно - воспитательном процессе обеспечивает повышение качества образовательных услуг и образоваия, повышение учебной мотивации учащихся.....
Использование креативных методов в образовательном процессе.
Сегодня мы говорим о самом актуальном: об инновационной функции в обучение, которая перестраивает мышление и деятельность обучающего, формирует аналитические умения и позволяет глубоко проникать в сущ...
Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»
«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...
Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий
Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...