Психологический практикум для педагогов "Эмоциональный интеллект"
методическая разработка по психологии
Данная разработка будет полезна специалистам для проведения занятия с педагогами ОУ, ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_praktikum_dlya_pedagogov_emotsionalnyy_intellekt.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический практикум для педагогов
«Эмоциональный интеллект»
Цель: знакомство с понятием «Эмоциональный интеллект»
Задачи: побудить педагогов задуматься над уровнем сформированности и развития своего ЭИ, отработка некоторых навыков ассертивного поведения
В конце 20 века оформилось предположение, что существует некоторая совокупность способностей, которые позволяют человеку продуктивно взаимодействовать с другими людьми, на основе понимания, интерпретации и контроля собственных эмоций и эмоций других людей. Система таких способностей получила название «эмоциональный интеллект».
Понимание структуры ЭИ рознится среди авторов. Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж.Мейером, П.Сэловеем, Д.Карузо включает следующие компоненты: осознанная регуляция эмоций; понимание (осмысление) эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций.
Д.Гоулман, в отличии от П.Саловея и Дж.Майера считает, что эмоциональный интеллект человек может развивать и совершенствовать в течение всей своей жизни. Автор считает, что структура ЭИ имеет более широкие границы и включает в себя следующие компоненты.
- Самосознание:
Эмоциональное самосознание. Люди с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом. Люди, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал.
Точная самооценка. Люди с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о себе.
Уверенность в себе. Точное знание своих способностей позволяет людям полноценно использовать свои сильные стороны. Уверенные в себе люди с радостью берутся за трудные задачи. Они не теряют ощущения реальности, обладают чувством собственного достоинства.
- Самоконтроль:
Обуздание эмоций. Люди, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их на пользу делу. Такой человек способен сохранять спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса или во время кризиса — он остается невозмутимым даже в том случае, когда сталкивается с проблематичной ситуацией.
Открытость. Люди, которые откровенны с собой и окружающими, живут в согласии со своими ценностями. Открытость — искреннее выражение своих чувств и убеждений — способствует честным отношениям. Они открыто признают свои ошибки и неудачи и, не закрывая на это глаза, борются с неэтичным поведением других.
Адаптивность. Люди, обладающие адаптивностью, способны ловко расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии, и чувствуют себя комфортно в неизбежно полной неопределенностей организационной жизни. Они гибко приспосабливаются к очередным сложностям, ловко подстраиваются под меняющуюся ситуацию и чужды косности мышления перед лицом новых данных и обстоятельств.
Воля к победе. Люди, которые обладают этим качеством, ориентируются на высокие личные стандарты, заставляющие их постоянно стремиться к совершенствованию — повышению качества собственной работы и эффективности деятельности подчиненных. Они прагматичны, ставят перед собой не особенно высокие, но требующие усилий цели, и способны рассчитать риск так, чтобы цели эти были достижимыми. Признаком воли к победе является постоянное желание учиться самому и обучать других приемам более эффективной работы.
Инициативность. Люди, чувствующие, что необходимо для эффективности, т.е. убежденные, что держат удачу за хвост, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности — или сами их создают, — а не просто сидят у моря и ждут погоды. Такой человек, не колеблясь, нарушит или как минимум обойдет правила, если это необходимо для будущего.
Оптимизм. Человек, который заряжен оптимизмом, найдет способ выкрутиться из трудных обстоятельств, он увидит в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Он позитивно воспринимает других людей, ожидая от них самых лучших проявлений. Благодаря его мировоззрению («стакан наполовину полон») он воспринимает все грядущие перемены как изменения к лучшему.
- Социальная чуткость:
Сопереживание. Люди, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп. Такие люди участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека.
Осведомленность. Люди, остро чувствующие все движения жизни, часто политически проницательны, способны выявлять важнейшие социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях властной иерархии.
Предупредительность. Люди, наделенные этой способностью, стремятся создать вокруг себя такой эмоциональный климат, который будет позитивно влиять на других людей и отношения с ними.
- Управление отношениями:
Воодушевление. Люди с такими навыками умеют вызвать у других отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лично подают подчиненным пример желаемого поведения и способны отчетливо изложить общую миссию так, чтобы воодушевить остальных. Они ставят цель, выходящую за рамки повседневных задач, и тем самым делают работу сотрудников более одухотворенной.
Влияние. Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Когда люди, владеющие этим навыком, обращаются к группе, они неизменно убедительны и обаятельны.
Помощь в самосовершенствовании. Люди, имеющие опыт развития человеческих способностей, проявляют неподдельный интерес к тем, кому они помогают совершенствоваться, — видят их цели, достоинства и недостатки. Они от природы хорошие учителя и наставники.
Содействие изменениям. Люди, которые умеют инициировать преобразования, способны разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый. Они могут убедительно выступать в защиту преобразований даже перед лицом оппозиции, приводя веские доводы в пользу необходимости перемен. Они умеют находить практические способы преодоления препятствий, стоящих у них на пути. Урегулирование конфликтов. Люди, которые искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный разговор конфликтующие стороны; они способны понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения — идеал, который смогут раз - делить все. Они выводят конфликт на поверхность, принимают чувства и позиции всех его участников, а затем направляют эту энергию в русло общего идеала.
Командная работа и сотрудничество. Люди, которых можно назвать великолепными командными игроками, способны создавать атмосферу общности, подают другим пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Они вовлекают остальных в активное, азартное стремление к общим идеалам, укрепляют моральный дух и чувство единства коллектива
Психогимнастическое упражнение «Пересадки в кругу»
Ведущий называет какой-либо признак, который есть у участников группы (например, поменяйтесь местами те, у кого есть сёстры…). Те, кто обладает этим признаком, быстро обмениваются местами. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.
Поменяйтесь местами те, кто
-рад был оказаться здесь, вместе со всеми
-считает, что ему необходимо работать над собой, над своими личностными и профессиональными компетенциями
-считает, что может управлять собой в стрессовых ситуациях
-хотел бы сейчас находиться в теплых странах, на морях и отдыхать
-кто всегда придёт на помощь своим коллегам в любой ситуации, даже в ущерб себе, своему времени
-приветствуют критику и отзывы (даже не совсем конструктивные) о себе и своей профдеятельности
-у кого негативные переживания часто доминируют над положительными
-точно знаете свои способности, полноценно используете свои сильные стороны в своей профдеятельности
-можете открыто признать свои ошибки, промахи, неудачи
- гибко приспосабливаются к очередным сложностям, ловко подстраиваются под меняющуюся ситуацию
-отличаются инициативностью
-всегда настроен на решение проблемы, а не на избегание её
- постоянно стремится к совершенствованию
- обладаете способностью прислушиваться к чужим переживаниям
Сейчас мы с вами попробовали проанализировать наличие или отсутствие у нас компонентов ЭИ.
Психогимнастическое упражнение «Цветовые ассоциации эмоционального состояния партнёра». Эмоция-цвет
Цель: развитие эмпатийной наблюдательности, эмпатийного слушания в педагогической деятельности.
Инструкция: «Пусть каждый из нас подумает о том, какого он (или она) сейчас цвета. Давайте только подумаем об этом и никому не будем говорить (тренер выдерживает паузу, достаточную для того, чтобы каждый выполнил задание). Запишите свой цвет свою эмоцию. Теперь пусть каждый обратит внимание на своего соседа слева и постарается понять, какого он (или она) сейчас цвета и какое эмоциональное состояние (какую испытывает эмоцию или эмоции), с вашей точки зрения. Подождём пока все это сделают, а затем кто-нибудь из нас первым скажет своему соседу слева, какого он, его сосед, сейчас цвета, а также пояснит, почему он так решил. Потом тот, кто только что выслушал впечатление о себе, покажет свой вариант. А затем выскажет свои впечатления своему соседу и т.д., по кругу. После того, как круг замкнётся, каждый скажет тот цвет, который он для себя выбрал в начале упражнения»
На что направлено это упражнение?
Упражнение: “ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ”
Я предлагаю провести небольшое исследование вреда и пользы эмоций на примере собственного опыта. Для исследования в группах я хочу предложить 6 эмоций и чувств. В каждой группе на столе лежит карта. Ваша задача прочитать задание и выполнить его.
Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.
Вывод: Приведенные Вами примеры, говорят о том, что у Вас имеется и субъективный опыт переживаний, и способы выражения этого чувства и последствия выражения чувства. Все эмоции рассмотренные нами, нам нужны для чего-то.
Упражнение “Стулья и их тяжелая судьба”
Для проведения упражнения потребуется довольно большая аудитория: все члены группы должны иметь возможность свободно перемещаться по ней, таская за собой стулья.
Все участники получают (распечатанную на бумаге) одну из трёх инструкций:
1. Поставьте все стулья в круг. У вас 10 минут.
2. Поставьте все стулья около двери. У вас на это 10 минут.
3. Поставьте все стулья около окна. У вас на это 10 минут.
Инструкции распределяются между членами группы поровну, каждой из них должна следовать треть группы.
Инструкция: Все вы получили инструкцию, которой должны придерживаться. При этом вы не должны показывать ее текст кому – то другому.
По сигналу ведущего участники начинают выполнять свои обязанности.
Обсуждение:
1. Какие чувства вы испытывали во время игры?
2. Ощущали ли вы, что со своим стулом можно делать все, что хотите?
3. Как устанавливали отношения с коллегами, у которых были свои намерения?
4. Было ли противостояние, если да, как оно разрешалось?
5. Какова была реакция на применение физической силы или моральное давление со стороны коллег?
6. Объединялись ли коллеги с одинаковыми инструкциями в одну команду? Можно ли выделить лидеров в таких командах?
7. Считали ли вы, что инструкцию нужно выполнить во что бы ни стало, несмотря на противодействие других сторон?
8. Как можно применить этот опыт в реальных жизненных ситуациях?
Авторитарное давление или сдача без борьбы, тактика ухода от активных действий.
Упражнение “ЗАТО”
Эффективное упражнение поможет избавиться и Вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.
Ситуация
Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции:
Упражнение «Мои достоинства и недостатки или в чём моя сила и слабость» (личности, проф.компетенции, влияющие на профессиональную деятельность)
Каждому крепится листок на спине. Все передвигаются по комнате, записывают на листе коллеги его достоинства и недостатки, возможные рекомендации по формированию каких-либо компетенций.
Подведение итогов. Рефлексия.
Описание. Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.
Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на занятии. Второй группе – комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей – какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.
Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д.
После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.
Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими – нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»
В статье представлено описание проекта, целью которого является формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног...
Рабочая программа по курсу" Психологический практикум"
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют де...
Общий психологический практикум. Диагностика развития познавательных процессов учащихся
Данный материал составлен для тех, кому нужен пример для составления общего психологического практикума при диагностике развития познавательных процессов учащихся...
Психологический практикум для родителей учащихся по теме "Ох, эти трудные детки"
Педагог-психолог школы Саенко И.А. проводит психологический практикум для родителей, рассматривая вопросы взаимоотношений детей и родителей....
Программа по предмету: "психологический практикум"
Современные психологические исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития самосознания у детей с интеллектуальными нарушениями, неадекватности представлений умственно ...
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ практикум "Я и моя жизнь или сохранение здоровья"
ЦЕЛЬ: Формирование чувства ответственности за свою жизнь и ...
Психологический практикум "Психологическое здоровье педагога"
Практикум направлен на снижение эмоциональной нагрузки педагогов, снятие напряжения, профилактику эмоционального выгорания. Содержит теоретический материал и практические упражнения...