Психологический практикум для родителей учащихся по теме "Ох, эти трудные детки"
методическая разработка по психологии по теме
Педагог-психолог школы Саенко И.А. проводит психологический практикум для родителей, рассматривая вопросы взаимоотношений детей и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: педагог-психолог МКОУ Каменская СОШ Увельского района Челябинской области
Саенко Инна Александровна
Психологический практикум для родителей
Тема: Ох, эти трудные детки.
Цель:
Обсудить с родителями проблемы воспитания в семье трудного ребёнка;
Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей;
Развитие у родителей умение находить выход из трудной ситуации общения с трудным ребёнком.
Ход практикума
На доске тема семинара, эпиграф: Дети становятся трудными лишь потому,
что им самим приходится нелегко.
Упражнение на сплочение коллектива, знакомство родителей: каждому родителю раздаются заранее приготовленные треугольнички, на котором они должны написать свое имя и характеристику своего ребёнка (например: Анна Ивановна – мама смышленого сына). Треугольнички выставляются на столах, анализируются. Главное, направить родителей на написание положительной характеристики.
В это время звучит музыка.
Вступительное слово:
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Вы испытываете озабоченность и беспокойство в отношении своего ребёнка, вас волнуют поведение подросших детей и трудности, связанные с учёбой. Вы не одиноки: тысячи родителей переживают во многом схожие проблемы. Вы можете и не догадываться о том, что на вид в очень даже благополучной семье имеются сложности во взаимоотношениях с ребёнком. И порой взрослым стыдно говорить о этой проблеме вслух. Часто мы утаиваем от других то, что что-то неприятное нам происходит с нашими детьми.
Что происходит? Ещё совсем недавно ваш ребёнок был общителен, а теперь замкнулся и на все ваши вопросы отвечает только «ну». Совсем недавно ребёнок помогал по дому, а теперь отказывается убраться в своей комнате.
Ещё вчера ребёнок с желанием шёл в школу, а теперь даже не выполняет домашние уроки, и стал прогуливать уроки. А может ребёнок вас совсем перестал слушать? Что делать? Кто виноват?
Именно на эти вопросы мы и попытаемся сегодня с вами ответить. Попробуем понять причины возникновения трудного возраста детей и определим основные способы помощи налаживанию взаимоотношений с детьми.
Трудный ребёнок… Что за этими словами, какой он? Уважаемые родители, давайте с вами попробуем нарисовать словесный портрет трудного ребёнка. Вы называйте те ассоциации, которые вызывают у вас слова «трудный ребёнок», а я записываю их на доске
Как вы думаете, что может стать причиной проблем в трудности ребёнка?
(родители приводят свои аргументы)
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветить правду, истину вскрыть,
Что-же такое трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они – главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учили…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто мы им вовремя не помогли!
С.Давидович
Трудный ребёнок – это тот, перед кем в прах рассыпаются наставления педагогов, родителей. Правильно вы дали характеристику трудного ребёнка.(называются записанные родителями слова) . Можно ещё 2 десятка добавить слов о трудном ребёнке с частицей «не»: неусидчивый, невнимательный, нервный, неаккуратный и т.д.
Сравним ваши слова с данными анкетирования учащихся нашей школы (на слайде)
Неужели эти дети так плохи, что никуда не годятся? Ничего подобного! Они трудные лишь потому, что им самим приходится нелегко.
Каковы же причины плохого поведения плохого ребёнка?
По ответам детей мы можем назвать следующие причины конфликта между детьми и родителями (слайды)
Четыре причины, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.
Причина первая – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. А внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Причина вторая – борьба ребёнка за самоутверждение, борьба за власть. Ребёнок объявляет войну бесконечными указаниям, замечаниям, опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать опыт, пусть даже ошибочный.
Третья причина – желание мщения. Ребёнок может мстить за:
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами
- унижение друг друга членами семьи
- разводы или появление в доме нового члена семьи
- чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Четвёртая причина – неверие в собственный успех, вызываемое учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе с учителем, низкая самооценка.
Давайте более тщательно рассмотрим все аспекты «плохого» поведения детей (каждому родителю раздаются таблички). Родители в группах работают. А теперь давайте проиграем некоторые ситуации из нашей жизни и попробуем с помощью предложенных табличек-подсказок найти выход из сложившейся трудной ситуации (родители предлагают свои истории проблемного взаимодействия со своим ребёнком. Все пробуют найти причину такого поведения ребёнка или родителя и способы исправить ситуацию).
И важно помнить, что любой ребёнок – маленький или взрослый нуждается в любви родителей. Не бойтесь проявлять свою любовь – в виде ласковых слов, постукивания по плечу, объятия, обсуждения совместно житейский вопросов, даже вами налитая кружка чая утром и пожелание спокойной ночи вечером могут резко сменить настроение «трудного» как мы говорим ребёнка.
Мы можем проследить по слайдам некоторые ответы детей. Может нам стоит серьёзно задуматься, а может мы сами провоцируем ребёнка на плохое поведение? Может мы не замечаем, что наши дети уже повзрослели, а мы с ними разговариваем как с малышами? А может мы наоборот очень требовательны к ним, а ребёнок в силу своего возраста ещё не научился выполнять наши требования?
Подведение итогов.
Притча о перевёрнутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано «Переверни и читай». Он с трудом перевернул камень и прочитал на другой стороне?». Зачем ты ищешь нового знания, Если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?».
Эту притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате, в нашем попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда «военные действия», которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарятся мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».
Рефлексия. Родителям предлагается определить по пятибалльной шкале результат семинара:
- полезность встречи
- актуальность обсуждаемой проблемы
- атмосфера встречи.
Родителям раздаются памятки по преодолению трудностей в поведении ребёнка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему некоторые дети становятся «трудными»? Попав в плохую компанию Невоспитанные Переходный возраст Приходит любовь Пьют, курят, употребляют наркотики Родители не смотрят за своими детьми Если нет друзей Перестают учиться, пропускают занятия Проблемы с друзьями (перестали с ним общаться) Проблемы в семье Не понимают ребёнка родители, учителя Лень Если появилось своё мнение, которое не принимают
Проблемы в семье Не понимают ребёнка родители, учителя Лень Если появилось своё мнение, которое не принимают Балуют родители Обида Развод в семье Пьянство родителей Если не воспитывают родители своего ребёнка Ребёнка не понимают на уроках Балуют родители
Из-за чего чаще всего происходят конфликты у детей с родителями Из-за проблем с учёбой Поздно прихожу домой Не слушаюсь родителей, балуюсь Что-то взял дома без спроса Им «плевать» на моё мнение, на то, что я думаю Не выучу уроки Из-за того, что не пускают на улицу Из-за плохой компании Из-за того, что дерусь с сестрой (братом) Не помогаю родителям, ленивый Родители не понимают меня
Как ласково вас называют родители? По имени Доченька моя, дочурочка, дочь Моя лапочка Сыночек, сынка, сынок Красивая девчонка, красавица Солнышко Чудо в перьях
А во время ссоры, конфликта как вас могут назвать родители? По имени , а также тупая,«Я эти слова не напишу»,Тупые балбесы, дурак, оболтус, непослушный, «ну ты даёшь…», вредина, троечница, баран, сынок, бессовестная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общий психологический практикум. Диагностика развития познавательных процессов учащихся
Данный материал составлен для тех, кому нужен пример для составления общего психологического практикума при диагностике развития познавательных процессов учащихся...
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-8 классов "Психологический практикум"
Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоватьс...
Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива"
Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива" содержит практический материал (анкеты, тесты, опросники и т. д.) и поможет изучить личность учащихся и ученическ...
Программа курса «Психологический практикум» для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Программа может быть интересна педагогам - психологам,обеспечивающим сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предназначена для учащихся 5-9 классов. Программ...
Приказ "Об организации и проведении городского семинара-практикума по теме «Педагогические и психологические аспекты успешной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»
Представлен приказ городского семинара-практикума по теме «Педагогические и психологические аспекты успешной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ», расписаны роли каждого учителя, выступле...
План психологического сопровождения учащихся «группы риска» и «трудных учащихся» на 2020- 2021 учебный год
план работы педагога-психолога...
Семинар - практикум «Регуляция эмоций при психологических нагрузках» (для родителей учащихся одиннадцатых классов)
Семинар - практикум«Регуляция эмоций при психологических нагрузках»(для родителей учащихся одиннадцатых классов) Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; пои...