Программа по предмету: "психологический практикум"
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме

Фотеева Ольга Анатольевна

 

Современные психологические исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития самосознания  у детей с интеллектуальными нарушениями,  неадекватности представлений умственно отсталых школьников о собственной личности и личности сверстников, а также  о непродуктивности контактов, низком уровне межличностных отношений и дефиците произвольной регуляции своего поведения в социуме.

Основы психологических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения в общий план школы для детей с умственной недостаточностью основ психологических знаний объясняется коррекционными задачами школы, основная из которых подготовка детей к самостоятельной жизни.

Вступление подростка после окончания школы  в самостоятельную жизнь требует того, чтобы он на доступном уровне представлял особенности и разнообразие социально-психологических явлений в обществе.  В процессе жизнедеятельности у умственно отсталых учащихся накапливается собственный житейский опыт, но спонтанно приобретаемый опыт общения и взаимодействия с другими людьми недостаточен для успешной адаптации в социуме. Это требует специально организованного сопровождения  учащихся при непосредственном участии практического психолога, что и определяет основную идею данной программы.

Конкретными задачами деятельности практического психолога является формирование навыков социальной компетенции учащихся в контексте их самостоятельной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное областное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 7

«РАССМОТРЕНО»

На методическом совете

№___________________

от «___»____________2012г.

«УТВЕРЖДЕНО»

На педагогическом совете

№_________

от «___»______________2012г

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«психологический практикум»

 в школе для детей

с психическим недоразвитием

( 10 – 11 класс)

       

                                                     

                               Автор  программы:

Фотеева О.А.

             

        

Великий Новгород

Пояснительная записка

Современные психологические исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития самосознания  у детей с интеллектуальными нарушениями,  неадекватности представлений умственно отсталых школьников о собственной личности и личности сверстников, а также  о непродуктивности контактов, низком уровне межличностных отношений и дефиците произвольной регуляции своего поведения в социуме.

Основы психологических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения в общий план школы для детей с умственной недостаточностью основ психологических знаний объясняется коррекционными задачами школы, основная из которых подготовка детей к самостоятельной жизни.

Вступление подростка после окончания школы  в самостоятельную жизнь требует того, чтобы он на доступном уровне представлял особенности и разнообразие социально-психологических явлений в обществе.  В процессе жизнедеятельности у умственно отсталых учащихся накапливается собственный житейский опыт, но спонтанно приобретаемый опыт общения и взаимодействия с другими людьми недостаточен для успешной адаптации в социуме. Это требует специально организованного сопровождения  учащихся при непосредственном участии практического психолога, что и определяет основную идею данной программы.

Конкретными задачами деятельности практического психолога является формирование навыков социальной компетенции учащихся в контексте их самостоятельной жизни.

Психологический практикум по учебному плану проводится в 10-11 классах. Объем практического курса составляет 68часов.  Количество часов, отведенных для раскрытия той или иной психологической проблемы – примерное, оно может быть изменено психологом.

Программа состоит из разделов: «Многоликий мир людей», «Потребности и мотивы поведения»,   «Социокультурные различия людей в  современном обществе».

 Содержание каждого из разделов раскрывается соответствующей тематикой. В соответствии с темами и их содержанием психолог использует  разнообразные формы работы: познавательные беседы, дискуссии, ролевые и деловые игры, психологические упражнения, тренинги, анкетирование, тестирование, индивидуальные психологические консультации и др. В ходе практикума предполагаются некоторые виды письменных работ, что связано с ответами на вопросы, сочинениями-рассуждениями по анализируемым  проблемам. Важным моментом в ходе работы является ведение дневника, что должно  сориентировать учащихся на понимание себя, своих чувств, желаний, потребностей, поступков и способствовать  развитию саморегуляции  поведения.

Работа по программе предполагает использование разнообразных средств наглядности: рисунки, схемы, сюжетные и проективные картинки, фотографии, видеофрагменты, произведения живописи, литературы, музыки, что требует тщательной подготовки психолога к каждому занятию с юношами и девушками.

При организации практикума следует опираться на житейский опыт учащихся, на знания из таких предметных областей как этика, история, биология,  домоводство и др. Опора на имеющиеся знания позволяют преодолевать  трудности в понимании учащимися сложных психологических явлений.

Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы  каждое общение с психологом являлось уроком для жизни.

           В зависимости от состава и психологических особенностей детей на каждом занятии могут  использоваться различные формы: индивидуальные, парные, подгрупповые и групповые. Очень важно, чтобы участники психологического взаимодействия (процесса) умели выражать свои чувства, эмоции, настроение, планы. В этой связи особое внимание особое внимание психолога должно уделяться понятийному аппарату психологических сведений, так, чтобы учащиеся понимали и могли раскрыть на доступном им уровне смысл таких понятий как личность, характер, мотивы поступков, настроение, эмоции.

Требования к подготовке учащихся

В результате обучения  формируются следующие знания:

-  о физических (биологических) характеристиках человека, особенностях психической деятельности

-  о способах проявления индивидуальных качеств человека

-  о влиянии отношения других людей  на отношение человека к самому себе, о самооценке и уровне  притязаний.

-  о  сходствах  и различиях  между людьми, о способах понимания, принятия других людей.

-  о настроении человека и управлении им

-  о правилах общения между людьми,

-  о конфликтах и способах их разрешения

-  о толерантном отношении к образу, убеждениям, взглядам и привычкам других людей.  

 -  о способах поведения в социальных ситуациях разного типа

-  о потребностях и мотивах поведения человека

-  об эмоциональных состояниях человека

-  о социальных ролях   и  ролевых функциях человека

-  о социальных возможностях человека

В результате обучения  формируются следующие  умения:

умение анализировать  особенности своего характера

умение характеризовать другого человека, его поступки

умение анализировать отношение других людей к самому себе

умение анализировать мотивы своего и чужого поведения

умение организовывать поведение  в социальных ситуациях разного типа

умение предупреждать и разрешать конфликты

умение  выявлять причины, управлять своим настроением

умение регулировать свое поведение и поступки

умение определять цель деятельности,  планировать действия для достижения цели

10 класс (34 часа)

I раздел.

Потребности и мотивы поведения (16 часов).

Тема 1: Желания и потребности (4 ч).

Обсуждаемые проблемы: Повторение сведений что изучает психология.  Потребности в жизни человека: чем богат человек (общение, труд, учение, отдых, развлечение, семья, дети). Способы выражения  потребностей и желаний человека.  Как  удовлетворяются  потребности  и желания человека: что необходимо делать для удовлетворения желаний и потребностей.   Рост потребностей  человека: желаемое и возможное.

Слова и понятия: потребности, желания, духовные и физические потребности, удовлетворение потребностей, рост потребностей.

Формы работы:  познавательные беседы, анкетирование, психологические упражнения,  сочинения-рассуждения, анализ жизненных ситуаций.

Тема 2: Почему мы так себя ведем (4 ч).

Обсуждаемые проблемы:  Какие причины вызывают то или иное поведение человека? Ради чего я поступаю определенным образом?  Что такое мотивы поведения. Как влияют желания и потребности на поведение (поступки) человека.  Почему человеку необходимо знать и понимать мотивы своего и чужого поведения. Обдумывание и выбор нужного решения (способа поведения) в сложной ситуации (борьба мотивов). Толкование пословиц о формах и способах человеческого поведения.

Слова и понятия: мотив, выбор, решение, борьба мотивов, обдумывание, сомнение.

Формы работы: познавательные беседы, анкетирование, наблюдения за поведением человека,  анализ смоделированных ситуаций.

Тема 3: Что нам дорого (4 ч).  

 Обсуждаемые проблемы: Для чего живет человек?  Что является ценным для людей. Что такое богатство для каждого из нас.  Что мы ценим в людях, в отношениях. Эволюция  ценностей  в процессе исторического развития общества. Представления о ценных качествах личности. Единство ценностей и убеждений – основа  прочных  отношений между людьми. Цели, к которым стремится человек. Какие цели стоят передо мной сейчас?

Слова и понятия: ценности, убеждения, цель, групповые нормы отношений, самоопределение.

Формы работы:  анкетирование, беседа, моделирование ситуаций, психол. упражнения.

Тема 4: Инициатива и самостоятельность в жизни человека (4 ч).

Обсуждаемые проблемы: Значение самоопределения в юности. Самостоятельный выбор человека и постановка целей. Какие цели я ставлю перед собой?  Умею ли  я самостоятельно принимать решения?  Пути  достижения поставленной цели: что необходимо делать, чтобы достичь своей цели? Планирование действий для достижения цели: дальние и ближние перспективы. Ответственность человека за собственные решения, действия и поступки: за что я  отвечаю. Самостоятельность и ответственность как качества личности.

Слова и понятия: взрослость, самостоятельность, цель, достижение, ответственность, планирование.

Формы работы: тестирование, беседа, психол. упражнения, деловые игры, сочинение- рассуждение.

II раздел.

Многоликий мир людей (18 часов)

Тема 1:  Планета людей  ( 4 ч ).

Обсуждаемые проблемы:   Я – Ты – Мы. Как люди связаны между собой?  Взаимозависимость людей и ответственность друг за друга. Права и обязанности человека перед собой и перед другими людьми. В какие социальные группы я включен (моя семья, мой класс)? Правила совместной жизни людей.  

           Как мы живем: какие события происходят в нашей жизни (порядок событий нашей жизни). Что такое скрытый внутренний мир человека. Повторение сведений и знаний  о внутреннем мире человека.  Какие события происходят во внутреннем мире человека (моем, моих близких, моих знакомых): эмоции, чувства, настроения, поступки. Сходства и различия внутреннего мира людей.

Слова и понятия: события жизни человека, внутренний мир человека, события жизни.

Формы работы: познавательные беседы, анкетирование, психологические упражнения, мини-сочинения.

Тема 2: Терпение  и  терпимость  как свойства личности (6 ч).

Обсуждаемые проблемы:  Такие  разные люди: раса, язык, культура, индивидуальные черты.  Несдержанность и нетерпимость как основа конфликтов и бед. Толерантное отношение к образу, убеждениям, взглядам и привычкам других людей.  Разные мнения: приемлемые способы выражения недовольства и несогласия с мнением человека.  Понимание и уважение как основа терпимого отношения к другому человеку.  Какие черты отличают толерантного (терпимого) человека. Терпимое отношение к близким людям.  Умею ли я прощать людей?  Легко ли я уживаюсь с разными людьми?  Способы разрешения разногласий и споров.

Слова и понятия: устойчивое равновесие поведения и эмоций, самоконтроль, саморегуляция, терпение, терпимость, уважение.

Формы работы:  познавательные беседы, анкетирование,  психологические упражнения, разыгрывание  ролевых ситуаций,  моделирование поведения, психологические игры.

Тема 3: «Жизнь прожить не поле перейти» ( 2 ч).

Обсуждаемые проблемы:  Почему говорят: «Жизнь прожить не поле перейти». Какие невзгоды случаются в жизни человека. Что такое беда, несчастье? Как влияют жизненные  трудности на личность человека. Какого человека мы называем сильным. В чем сила человека? Что такое сила духа? Выносливость и стойкость как ценные качества человека. Способы поведения в трудной ситуации (на примерах).         

Слова и понятия: невзгоды, безнадежность, отчаяние, мужество, сила духа,  стойкость,  выносливость, взаимопомощь.

Формы работы: беседы,  анкетирование, сочинения-рассуждения, рассказы-описания, кинофрагменты, ролевые и деловые игры, анализ жизненного опыта, жизненных ситуаций.  

Тема 4: Умейте властвовать собой (6ч)

Обсуждаемые проблемы:  Оценочное отношение к поступкам человека со стороны других людей. Как  влияют поступки человека на отношение к нему со стороны других людей (на примерах собственного жизненного опыта и опыта знакомых). Какие последствия имеют поступки человека для окружающих (на примерах).  Зачем нужно регулировать свое поведение и поступки?  Взаимозависимость между людьми.  Толкование пословиц о формах человеческого  поведения. Умею ли я строить хорошие отношения с людьми. Выбор форм поведения  в различных ситуациях. Золотое правило этики.

Слова и понятия: поступок, поведение,  регуляция поведения, последствия.

Формы работы: проблемные беседы, анкетирование, наблюдение за поведением людей, рассказы-описания, анализ жизненных ситуаций, психологические упражнения, репетиции форм поведения, ролевые игры.

11 класс

III раздел.

Социокультурные  различия в поведении людей

современного общества (34 часов)

Тема 1:    Кем мы являемся в жизни (4 ч).

Обсуждаемые проблемы: Кем мы являемся? Что такое ролевые функции человека?  Какие социальные роли мы выполняем. Какие обязанности есть у нас в семье, в школе,  на работе, в коллективе сверстников.   Временная определенность жизненных функций человека.  Кем я стану в будущем (мужем, женой, отцом, матерью и т.д.)         

Слова и понятия: социальные роли, ролевые функции, способ поведения, профессиональные роли, обязанности.

Формы работы:  познавательные беседы, психологические упражнения, анализ жизненных ситуаций, ролевые игры, сочинения-рассуждения и др.

Тема 2:  Половые роли. Культура полового поведения (8 ч).

Обсуждаемые проблемы:  Половые различия как явления в живом мире. Половые различия между людьми: половые признаки и внешние отличия (одежда, прическа). Особенности мужского и женского поведения. Представления людей о мужественности, о женственности. В чем проявляется мужественность, женственность.  Мужские и женские роли.

Слова и понятия: половые различия,  половые признаки, мужской (женский) пол, стиль поведения, мужественность, женственность,  половые роли.

Формы работы:  познавательные беседы, анкетирование, ролевые игры, психологические упражнения, анализ особенностей собственного поведения (мужского и женского начала), наблюдения за поведением людей, использование примеров из искусства.  

  Тема 3: Он и она: тайны двоих  (8 ч).

 Обсуждаемые проблемы: Каким я представляю  своего будущего избранника (избранницу). Что я ожидаю от будущего избранника: реальность и иллюзии. Какие трудности я испытываю при знакомстве с девушкой (юношей).   Достойные способы знакомства с девушкой,  юношей.         Период ухаживания.  Влюбленность.  Чувство любви.  Что происходит со мной, когда я влюблен (влюблена)?  Отношения между любящими людьми. Какие сложности  могут возникнуть в отношениях между влюбленными. Что портит отношения?  Как меняются отношения между девушкой и юношей с течением времени.  Как сохранить любовь.  Культура и гигиена сексуальных отношений.                                                          

  Слова и понятия:  избранник, романтический период, любовь, сексуальные отношения, использование примеров

  Формы работы:   познавательные беседы, индивидуальные консультации, сочинения-рассуждения, психологические  упражнения, ролевые игры, анкетирование, анализ жизненных ситуаций, анализ примеров из искусства.

Тема 4: Брак и семья (8 ч).

Обсуждаемые проблемы:  Как возникает семья? Повторение из истории: эволюция взглядов на семью и брак в ходе истории человеческого общества. Мотивы брака. Отношения между мужчиной и женщиной в браке: поддержка, доверие, прощение, любовь, понимание, верность, терпимость.  От чего зависит семейное счастье? Что портит отношения в семье, разрушает семью?  Какие трудности возможны в браке.  Проблемы в браке и способы их разрешения. Что меня беспокоит при создании семьи.

          Ролевые, социальные функции членов семьи.  Мужские и женские роли в браке. Кем является мужчина (женщина) в семье. Какие обязанности у мужчины (женщины) в семье.   Ролевые функции мужа, жены, матери, отца.  Какие правила существуют в моей семье.

Слова и понятия:  семья, брак, мотивы брака, семейные отношения, супружеские обязанности, семейные роли, семейные правила,

Формы работы: проблемные беседы, индивидуальные консультации, анкетирование, ролевые игры, диспуты «Права и обязанности в семье», психологические игры «Брачное объявление», «Друг для друга», психологические упражнения, сочинения-рассуждения, анализ жизненных ситуаций.

Тема 5: Какие у нас проблемы в семье (6 ч).

Обсуждаемые проблемы:  Семейные трудности: жилищные проблемы, недостаток денежных средств, ведение домашнего хозяйства, приобретение совместного имущества, конфликты в семье. Причины семейных конфликтов: непонимание желаний, потребностей и интересов друг друга, разница взглядов и убеждений, невыполнение ролевых функций, обязанностей и др.  Предупреждение и преодоление конфликтов в семье: готовность идти навстречу партнеру,  обсуждение семейных проблем,  понимание интересов друг друга (на примерах).

Слова и понятия:  семейные трудности, семейный совет, семейная дискуссия, семейный кризис.

Формы работы: проблемные и познавательные беседы, дискуссии, анкетирование, тестирование, ролевые игры  «Семейная дискуссия», «Конфликт в семье»,  деловая игра «Пойми меня».

Список литературы

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб.: Питер, 2004.

Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5. 1998.

Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1. 1998.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.

Валкер Д.   Тренинг разрешения конфликтов. СПб. Речь. 2001.

Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как?  Москва. Черо. 1997.

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология, № 3, 1998.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб. Питер. 2000.

Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб.: Питер, 2000.

Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб. Питер. 2000.

Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.

Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва. 2001.

 Осипова Е. С. Основы психокоррекции.  Ростов-на-Дону. Феникс. 2000.

 Пиз  А. Язык телодвижений. Москва. 1995.

Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва: ВЛАДОС, 2003.  

16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. ЭКСМО–       пресс. 2001.

17.Прутченков А.С. Наедине с собой. Педагогическое агентство. Москва.

18.Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва. «Открытое общество».  2001.              

19. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва. 1999.

20. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.

21. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями    интеллекта. СПб, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Программа курса по выбору "Практикум по русскому языку"

Программа с календарно-тематическим планированием предназначена для учащихся 9-х классов, цель программы- комплексная подготовка 9-тиклассников к ГИА....

Рабочая программа по курсу" Психологический практикум"

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют де...

Доклад:"Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования"

Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в с...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету "Психологический практикум "

Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету "Психологический практикум " для 7-9 классов коррекционной школы для детей с ОВЗ (умственная отсталость)....

Программа по предмету "Психологический практикум"

Программа рассчитана для занятий с детьми 9-11 классов....

Реферат Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования

Реферат Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования...