Программа по предмету: "психологический практикум"
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме
Современные психологические исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития самосознания у детей с интеллектуальными нарушениями, неадекватности представлений умственно отсталых школьников о собственной личности и личности сверстников, а также о непродуктивности контактов, низком уровне межличностных отношений и дефиците произвольной регуляции своего поведения в социуме.
Основы психологических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения в общий план школы для детей с умственной недостаточностью основ психологических знаний объясняется коррекционными задачами школы, основная из которых подготовка детей к самостоятельной жизни.
Вступление подростка после окончания школы в самостоятельную жизнь требует того, чтобы он на доступном уровне представлял особенности и разнообразие социально-психологических явлений в обществе. В процессе жизнедеятельности у умственно отсталых учащихся накапливается собственный житейский опыт, но спонтанно приобретаемый опыт общения и взаимодействия с другими людьми недостаточен для успешной адаптации в социуме. Это требует специально организованного сопровождения учащихся при непосредственном участии практического психолога, что и определяет основную идею данной программы.
Конкретными задачами деятельности практического психолога является формирование навыков социальной компетенции учащихся в контексте их самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Психологический практикум" | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 7
«РАССМОТРЕНО» На методическом совете №___________________ от «___»____________2012г. | «УТВЕРЖДЕНО» На педагогическом совете №_________ от «___»______________2012г |
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:
«психологический практикум»
в школе для детей
с психическим недоразвитием
( 10 – 11 класс)
Автор программы:
Фотеева О.А.
Великий Новгород
Пояснительная записка
Современные психологические исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития самосознания у детей с интеллектуальными нарушениями, неадекватности представлений умственно отсталых школьников о собственной личности и личности сверстников, а также о непродуктивности контактов, низком уровне межличностных отношений и дефиците произвольной регуляции своего поведения в социуме.
Основы психологических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения в общий план школы для детей с умственной недостаточностью основ психологических знаний объясняется коррекционными задачами школы, основная из которых подготовка детей к самостоятельной жизни.
Вступление подростка после окончания школы в самостоятельную жизнь требует того, чтобы он на доступном уровне представлял особенности и разнообразие социально-психологических явлений в обществе. В процессе жизнедеятельности у умственно отсталых учащихся накапливается собственный житейский опыт, но спонтанно приобретаемый опыт общения и взаимодействия с другими людьми недостаточен для успешной адаптации в социуме. Это требует специально организованного сопровождения учащихся при непосредственном участии практического психолога, что и определяет основную идею данной программы.
Конкретными задачами деятельности практического психолога является формирование навыков социальной компетенции учащихся в контексте их самостоятельной жизни.
Психологический практикум по учебному плану проводится в 10-11 классах. Объем практического курса составляет 68часов. Количество часов, отведенных для раскрытия той или иной психологической проблемы – примерное, оно может быть изменено психологом.
Программа состоит из разделов: «Многоликий мир людей», «Потребности и мотивы поведения», «Социокультурные различия людей в современном обществе».
Содержание каждого из разделов раскрывается соответствующей тематикой. В соответствии с темами и их содержанием психолог использует разнообразные формы работы: познавательные беседы, дискуссии, ролевые и деловые игры, психологические упражнения, тренинги, анкетирование, тестирование, индивидуальные психологические консультации и др. В ходе практикума предполагаются некоторые виды письменных работ, что связано с ответами на вопросы, сочинениями-рассуждениями по анализируемым проблемам. Важным моментом в ходе работы является ведение дневника, что должно сориентировать учащихся на понимание себя, своих чувств, желаний, потребностей, поступков и способствовать развитию саморегуляции поведения.
Работа по программе предполагает использование разнообразных средств наглядности: рисунки, схемы, сюжетные и проективные картинки, фотографии, видеофрагменты, произведения живописи, литературы, музыки, что требует тщательной подготовки психолога к каждому занятию с юношами и девушками.
При организации практикума следует опираться на житейский опыт учащихся, на знания из таких предметных областей как этика, история, биология, домоводство и др. Опора на имеющиеся знания позволяют преодолевать трудности в понимании учащимися сложных психологических явлений.
Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы каждое общение с психологом являлось уроком для жизни.
В зависимости от состава и психологических особенностей детей на каждом занятии могут использоваться различные формы: индивидуальные, парные, подгрупповые и групповые. Очень важно, чтобы участники психологического взаимодействия (процесса) умели выражать свои чувства, эмоции, настроение, планы. В этой связи особое внимание особое внимание психолога должно уделяться понятийному аппарату психологических сведений, так, чтобы учащиеся понимали и могли раскрыть на доступном им уровне смысл таких понятий как личность, характер, мотивы поступков, настроение, эмоции.
Требования к подготовке учащихся
В результате обучения формируются следующие знания:
- о физических (биологических) характеристиках человека, особенностях психической деятельности
- о способах проявления индивидуальных качеств человека
- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе, о самооценке и уровне притязаний.
- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей.
- о настроении человека и управлении им
- о правилах общения между людьми,
- о конфликтах и способах их разрешения
- о толерантном отношении к образу, убеждениям, взглядам и привычкам других людей.
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа
- о потребностях и мотивах поведения человека
- об эмоциональных состояниях человека
- о социальных ролях и ролевых функциях человека
- о социальных возможностях человека
В результате обучения формируются следующие умения:
умение анализировать особенности своего характера
умение характеризовать другого человека, его поступки
умение анализировать отношение других людей к самому себе
умение анализировать мотивы своего и чужого поведения
умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа
умение предупреждать и разрешать конфликты
умение выявлять причины, управлять своим настроением
умение регулировать свое поведение и поступки
умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели
10 класс (34 часа)
I раздел.
Потребности и мотивы поведения (16 часов).
Тема 1: Желания и потребности (4 ч).
Обсуждаемые проблемы: Повторение сведений что изучает психология. Потребности в жизни человека: чем богат человек (общение, труд, учение, отдых, развлечение, семья, дети). Способы выражения потребностей и желаний человека. Как удовлетворяются потребности и желания человека: что необходимо делать для удовлетворения желаний и потребностей. Рост потребностей человека: желаемое и возможное.
Слова и понятия: потребности, желания, духовные и физические потребности, удовлетворение потребностей, рост потребностей.
Формы работы: познавательные беседы, анкетирование, психологические упражнения, сочинения-рассуждения, анализ жизненных ситуаций.
Тема 2: Почему мы так себя ведем (4 ч).
Обсуждаемые проблемы: Какие причины вызывают то или иное поведение человека? Ради чего я поступаю определенным образом? Что такое мотивы поведения. Как влияют желания и потребности на поведение (поступки) человека. Почему человеку необходимо знать и понимать мотивы своего и чужого поведения. Обдумывание и выбор нужного решения (способа поведения) в сложной ситуации (борьба мотивов). Толкование пословиц о формах и способах человеческого поведения.
Слова и понятия: мотив, выбор, решение, борьба мотивов, обдумывание, сомнение.
Формы работы: познавательные беседы, анкетирование, наблюдения за поведением человека, анализ смоделированных ситуаций.
Тема 3: Что нам дорого (4 ч).
Обсуждаемые проблемы: Для чего живет человек? Что является ценным для людей. Что такое богатство для каждого из нас. Что мы ценим в людях, в отношениях. Эволюция ценностей в процессе исторического развития общества. Представления о ценных качествах личности. Единство ценностей и убеждений – основа прочных отношений между людьми. Цели, к которым стремится человек. Какие цели стоят передо мной сейчас?
Слова и понятия: ценности, убеждения, цель, групповые нормы отношений, самоопределение.
Формы работы: анкетирование, беседа, моделирование ситуаций, психол. упражнения.
Тема 4: Инициатива и самостоятельность в жизни человека (4 ч).
Обсуждаемые проблемы: Значение самоопределения в юности. Самостоятельный выбор человека и постановка целей. Какие цели я ставлю перед собой? Умею ли я самостоятельно принимать решения? Пути достижения поставленной цели: что необходимо делать, чтобы достичь своей цели? Планирование действий для достижения цели: дальние и ближние перспективы. Ответственность человека за собственные решения, действия и поступки: за что я отвечаю. Самостоятельность и ответственность как качества личности.
Слова и понятия: взрослость, самостоятельность, цель, достижение, ответственность, планирование.
Формы работы: тестирование, беседа, психол. упражнения, деловые игры, сочинение- рассуждение.
II раздел.
Многоликий мир людей (18 часов)
Тема 1: Планета людей ( 4 ч ).
Обсуждаемые проблемы: Я – Ты – Мы. Как люди связаны между собой? Взаимозависимость людей и ответственность друг за друга. Права и обязанности человека перед собой и перед другими людьми. В какие социальные группы я включен (моя семья, мой класс)? Правила совместной жизни людей.
Как мы живем: какие события происходят в нашей жизни (порядок событий нашей жизни). Что такое скрытый внутренний мир человека. Повторение сведений и знаний о внутреннем мире человека. Какие события происходят во внутреннем мире человека (моем, моих близких, моих знакомых): эмоции, чувства, настроения, поступки. Сходства и различия внутреннего мира людей.
Слова и понятия: события жизни человека, внутренний мир человека, события жизни.
Формы работы: познавательные беседы, анкетирование, психологические упражнения, мини-сочинения.
Тема 2: Терпение и терпимость как свойства личности (6 ч).
Обсуждаемые проблемы: Такие разные люди: раса, язык, культура, индивидуальные черты. Несдержанность и нетерпимость как основа конфликтов и бед. Толерантное отношение к образу, убеждениям, взглядам и привычкам других людей. Разные мнения: приемлемые способы выражения недовольства и несогласия с мнением человека. Понимание и уважение как основа терпимого отношения к другому человеку. Какие черты отличают толерантного (терпимого) человека. Терпимое отношение к близким людям. Умею ли я прощать людей? Легко ли я уживаюсь с разными людьми? Способы разрешения разногласий и споров.
Слова и понятия: устойчивое равновесие поведения и эмоций, самоконтроль, саморегуляция, терпение, терпимость, уважение.
Формы работы: познавательные беседы, анкетирование, психологические упражнения, разыгрывание ролевых ситуаций, моделирование поведения, психологические игры.
Тема 3: «Жизнь прожить не поле перейти» ( 2 ч).
Обсуждаемые проблемы: Почему говорят: «Жизнь прожить не поле перейти». Какие невзгоды случаются в жизни человека. Что такое беда, несчастье? Как влияют жизненные трудности на личность человека. Какого человека мы называем сильным. В чем сила человека? Что такое сила духа? Выносливость и стойкость как ценные качества человека. Способы поведения в трудной ситуации (на примерах).
Слова и понятия: невзгоды, безнадежность, отчаяние, мужество, сила духа, стойкость, выносливость, взаимопомощь.
Формы работы: беседы, анкетирование, сочинения-рассуждения, рассказы-описания, кинофрагменты, ролевые и деловые игры, анализ жизненного опыта, жизненных ситуаций.
Тема 4: Умейте властвовать собой (6ч)
Обсуждаемые проблемы: Оценочное отношение к поступкам человека со стороны других людей. Как влияют поступки человека на отношение к нему со стороны других людей (на примерах собственного жизненного опыта и опыта знакомых). Какие последствия имеют поступки человека для окружающих (на примерах). Зачем нужно регулировать свое поведение и поступки? Взаимозависимость между людьми. Толкование пословиц о формах человеческого поведения. Умею ли я строить хорошие отношения с людьми. Выбор форм поведения в различных ситуациях. Золотое правило этики.
Слова и понятия: поступок, поведение, регуляция поведения, последствия.
Формы работы: проблемные беседы, анкетирование, наблюдение за поведением людей, рассказы-описания, анализ жизненных ситуаций, психологические упражнения, репетиции форм поведения, ролевые игры.
11 класс
III раздел.
Социокультурные различия в поведении людей
современного общества (34 часов)
Тема 1: Кем мы являемся в жизни (4 ч).
Обсуждаемые проблемы: Кем мы являемся? Что такое ролевые функции человека? Какие социальные роли мы выполняем. Какие обязанности есть у нас в семье, в школе, на работе, в коллективе сверстников. Временная определенность жизненных функций человека. Кем я стану в будущем (мужем, женой, отцом, матерью и т.д.)
Слова и понятия: социальные роли, ролевые функции, способ поведения, профессиональные роли, обязанности.
Формы работы: познавательные беседы, психологические упражнения, анализ жизненных ситуаций, ролевые игры, сочинения-рассуждения и др.
Тема 2: Половые роли. Культура полового поведения (8 ч).
Обсуждаемые проблемы: Половые различия как явления в живом мире. Половые различия между людьми: половые признаки и внешние отличия (одежда, прическа). Особенности мужского и женского поведения. Представления людей о мужественности, о женственности. В чем проявляется мужественность, женственность. Мужские и женские роли.
Слова и понятия: половые различия, половые признаки, мужской (женский) пол, стиль поведения, мужественность, женственность, половые роли.
Формы работы: познавательные беседы, анкетирование, ролевые игры, психологические упражнения, анализ особенностей собственного поведения (мужского и женского начала), наблюдения за поведением людей, использование примеров из искусства.
Тема 3: Он и она: тайны двоих (8 ч).
Обсуждаемые проблемы: Каким я представляю своего будущего избранника (избранницу). Что я ожидаю от будущего избранника: реальность и иллюзии. Какие трудности я испытываю при знакомстве с девушкой (юношей). Достойные способы знакомства с девушкой, юношей. Период ухаживания. Влюбленность. Чувство любви. Что происходит со мной, когда я влюблен (влюблена)? Отношения между любящими людьми. Какие сложности могут возникнуть в отношениях между влюбленными. Что портит отношения? Как меняются отношения между девушкой и юношей с течением времени. Как сохранить любовь. Культура и гигиена сексуальных отношений.
Слова и понятия: избранник, романтический период, любовь, сексуальные отношения, использование примеров
Формы работы: познавательные беседы, индивидуальные консультации, сочинения-рассуждения, психологические упражнения, ролевые игры, анкетирование, анализ жизненных ситуаций, анализ примеров из искусства.
Тема 4: Брак и семья (8 ч).
Обсуждаемые проблемы: Как возникает семья? Повторение из истории: эволюция взглядов на семью и брак в ходе истории человеческого общества. Мотивы брака. Отношения между мужчиной и женщиной в браке: поддержка, доверие, прощение, любовь, понимание, верность, терпимость. От чего зависит семейное счастье? Что портит отношения в семье, разрушает семью? Какие трудности возможны в браке. Проблемы в браке и способы их разрешения. Что меня беспокоит при создании семьи.
Ролевые, социальные функции членов семьи. Мужские и женские роли в браке. Кем является мужчина (женщина) в семье. Какие обязанности у мужчины (женщины) в семье. Ролевые функции мужа, жены, матери, отца. Какие правила существуют в моей семье.
Слова и понятия: семья, брак, мотивы брака, семейные отношения, супружеские обязанности, семейные роли, семейные правила,
Формы работы: проблемные беседы, индивидуальные консультации, анкетирование, ролевые игры, диспуты «Права и обязанности в семье», психологические игры «Брачное объявление», «Друг для друга», психологические упражнения, сочинения-рассуждения, анализ жизненных ситуаций.
Тема 5: Какие у нас проблемы в семье (6 ч).
Обсуждаемые проблемы: Семейные трудности: жилищные проблемы, недостаток денежных средств, ведение домашнего хозяйства, приобретение совместного имущества, конфликты в семье. Причины семейных конфликтов: непонимание желаний, потребностей и интересов друг друга, разница взглядов и убеждений, невыполнение ролевых функций, обязанностей и др. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье: готовность идти навстречу партнеру, обсуждение семейных проблем, понимание интересов друг друга (на примерах).
Слова и понятия: семейные трудности, семейный совет, семейная дискуссия, семейный кризис.
Формы работы: проблемные и познавательные беседы, дискуссии, анкетирование, тестирование, ролевые игры «Семейная дискуссия», «Конфликт в семье», деловая игра «Пойми меня».
Список литературы
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб.: Питер, 2004.
Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5. 1998.
Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1. 1998.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб. Речь. 2001.
Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? Москва. Черо. 1997.
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология, № 3, 1998.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб. Питер. 2000.
Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб.: Питер, 2000.
Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб. Питер. 2000.
Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва. 2001.
Осипова Е. С. Основы психокоррекции. Ростов-на-Дону. Феникс. 2000.
Пиз А. Язык телодвижений. Москва. 1995.
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва: ВЛАДОС, 2003.
16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. ЭКСМО– пресс. 2001.
17.Прутченков А.С. Наедине с собой. Педагогическое агентство. Москва.
18.Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва. «Открытое общество». 2001.
19. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва. 1999.
20. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
21. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Программа курса по выбору "Практикум по русскому языку"
Программа с календарно-тематическим планированием предназначена для учащихся 9-х классов, цель программы- комплексная подготовка 9-тиклассников к ГИА....
Рабочая программа по курсу" Психологический практикум"
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют де...
Доклад:"Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования"
Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в с...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету "Психологический практикум "
Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету "Психологический практикум " для 7-9 классов коррекционной школы для детей с ОВЗ (умственная отсталость)....
Программа по предмету "Психологический практикум"
Программа рассчитана для занятий с детьми 9-11 классов....
Реферат Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования
Реферат Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования...