СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ практикум "Я и моя жизнь или сохранение здоровья"
классный час (9 класс) на тему

Трушалиева Сания Раскалиевна

 

ЦЕЛЬ:       Формирование чувства ответственности за свою жизнь и

                   безопасность, актуализация знаний по теме.

 

ЗАДАЧИ:

1. Дать информацию к размышлению, повод задуматься над своим     

   образом жизни.

2. Обратить внимание учащихся на неиспользованные возможности  

    развития познавательных сил и способностей.

3. Ознакомить учащихся с информацией правового характера.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

ОТКРЫТОЕ РАЙОННОЕ

МЕРОПРИЯТИЕ.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРАКТИКУМ

«Я И МОЯ ЖИЗНЬ ИЛИ

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ»

                        ПОДГОТОВИЛА: учитель  МБОУ СОШ

 с. Луков Кордон

                                                                             Трушалиева С.Р.

                                                                             

                                                                             

                                                                     

ТЕМА: Я  И  МОЯ  ЖИЗНЬ  ИЛИ СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

ЦЕЛЬ:       Формирование чувства ответственности за свою жизнь и

                   безопасность, актуализация знаний по теме.

ЗАДАЧИ:

1. Дать информацию к размышлению, повод задуматься над своим      

   образом жизни.

2. Обратить внимание учащихся на неиспользованные возможности  

    развития познавательных сил и способностей.

3. Ознакомить учащихся с информацией правового характера.

НАГЛЯДНОСТЬ:

  1. Плакаты «Дерево решений», «Наркомании – нет!» и другие.
  2. Таблицы «Статья УК РФ» - 8 шт.
  3. Опросные листы к игре «Скажите, доктор»
  4. Текст «Восточная притча».
  5. Таблицы «Влияние алкоголя на внутренние органы человека», «Органы курящего человека».

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Компьютер.
  2. Проектор, видеоролик «Влияние алкоголя на мозг»

3. Магнитная доска, магнит.

4. Муляж «Головной мозг человека».

5. Кукла.

6. Резиновая груша, стеклянная трубка, вата.

7. Черная гуашь, кисточка

8. Стаканы (3 шт ), вода, раствор азотной кислоты, спирт, сырой яичный белок.

   Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я очень рада вас видеть на нашем социально – психологическом практикуме «Я и моя жизнь». Надеюсь, что сегодняшнее занятие позволит ребятам  взглянуть на свою жизнь и окружающий мир по иному, поможет сделать в жизни правильный выбор. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным! Итак, мы начинаем!

Наша работа сегодня будет спланирована поэтапно.

     I этап – «10 заповедей или рецепт долголетия». Эпиграф к нему: «При сомнении воздержись» - латинская пословица (презентация)    Вы, конечно, слышали или читали о том, что в мире существуют многочисленные медицинские школы, которые работают над составлением и проверкой различных оздоровительных систем. Правда, они очень противоречивы. Так, одна медицинская школа рекомендует пить перед едой небольшое количество жидкости, а другая, наоборот, категорически запрещает это делать, предрекая кошмарное будущее нарушителям этого запрета.

   А что делать простому человеку, который не имеет медицинского образования, знакомого врача диетолога? Остается прислушиваться к мнению людей, которые живут рядом и довольно долго. Это долгожители, у которых кроме долгих лет за плечами огромный жизненный опыт.

   Давайте сейчас представим себя долгожителем и составим собственный свод из 10 заповедей здоровья. Каждый из вас будет в течение 5 минут составлять собственные заповеди. А потом мы соберемся  в большой круг, заслушаем друг друга и, как совет старейшин, выработаем обобщенный перечень из 10 заповедей, или рецепт долголетия. Причем, чем больше ваших заповедей войдет в обобщенный перечень, тем выше степень вашей «мудрости».

    При обсуждении ваших предложений возможна открытая дискуссия, в ходе которой вам придется аргументировать свои утверждения.

 ( У учеников не должно сложиться впечатление, что они составили действительно 10 неопровержимых заповедей, которые помогут во всех случаях жизни. Это, безусловно, лишь информация к размышлению, повод задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые часто парализуют волю и силы человека. Ни в коем случае их нельзя применять некритически, а в случае заболевания – без квалифицированной консультации врача. Эту мысль ученики должны хорошо усвоить, чтобы потом у них не было осложнений со здоровьем.)

   После обсуждения класс принял решение включить в список следующие  заповеди (ребята зачитывают)Примеры из практики: 1.четкий режим дня;2.свежий воздух;3.больше смеха;4.физическая активность;5.правильное питание; 6.не пить, не курить; 7.личная гигиена; 8 любовь к себе и другим; 9.занятия по душе ; и др.

   Ребята, а как вы понимаете выражение: «При сомнении воздержись»?(обсуждение)

 

      Переходим к следующему этапу II – это у нас игра «Скажите, доктор».

Эпиграф: «Что легко? Давать советы другим…»

Фалес, древнегреческий философ.(название этапа и эпиграф на дисплее компьютера)

    Сфера медицины сродни воспитанию, каждый считает себя специалистом и легко дает советы другим, как нужно питаться, как поддерживать здоровье в хорошем состоянии, а в случае необходимости лечиться и т. д. Наверно, этому есть объяснение. Мы все специалисты, так как каждый хотя бы раз принимался лечить себя, или своих близких. Причем результат был положительным! Это и дает основание каждому из нас считать себя врачом. Хотя это серьезное  заблуждение! Все- таки при заболевании лучше обратиться к настоящему специалисту.

    И тем не менее, сейчас мы проведем опрос  на тему «Что вы мне посоветуете, доктор?» Для этого каждый из вас оформляет специальный опросный лист. У вас было домашнее задание вспомнить случаи из собственной жизни, когда вы оказывались в роли врача, давали кому-нибудь из близких ценный совет, касающийся их здоровья.

   

Имя ученика___________________________________

Имя «доктора»

                     Совет «доктора»

Подпись «доктора»

 (ведущий раздает учащимся карточки «доктор», «пациент»)  

 Тот к кому вы обратились, должен в письменном виде дать конкретный совет по поводу вашего здоровья. При чем рекомендуя что-то, он исходит из своих представлений о состоянии здоровья этого человека. Совет сразу записывается в опросный лист того ученика, который его получил. Не забудьте вместе с советом получить подпись доктора. Если не будет подписи, то данный совет не будет засчитан. Каждый совет должен быть достаточно квалифицированным. Время – 5 минут.

  ( Следует обратить внимание класса на то, это советы друзей, но не квалифицированных специалистов. Это означает, что к ним можно прислушаться, но ни в коем случае не использовать без серьезной консультации у врача, тем более, если советы касаются действительно существующих заболеваний. Одно дело совет не смотреть много телевизор или не читать, лежа в постели. Другое дело совет, связанный с систематическим повышением давления или периодическими головными болями. Здесь нужен настоящий врач.

   У класса может возникнуть вопрос: «Зачем тогда все это?» Разумеется, нужно объяснить, что это форма, помогающая еще раз более внимательно посмотреть на человека, настроиться на его внутренний мир, его заботы. И кроме того, это возможность увидеть, что же делают другие, когда с ними случаются различные неприятности, связанные с состоянием здоровья.

 Примеры из практики: «Постарайся делать зарядку каждый день. А чтобы тебе было весело, включай любимую музыку».

«Включай свой телевизор лишь на 1-1,5 часа в день. Чтобы избежать соблазна и не скучать, больше гуляй»

«Чтобы бросить курить, больше бывай на свежем воздухе, запишись в спортивную секцию»

 «Не переедай, Чтобы стать более стройной. А когда появится чувство голода, ешь больше овощей и фруктов. Если их нет под рукой, пей воду».)

 

    III этап «Специалист».

     Продолжая говорить  о ЗОЖ, мы не можем не коснуться тех вредных пристрастий, которые губительно сказываются на здоровье и жизни людей: алкоголь, табакокурение, наркомания. Обратимся в справочную (компьютер):

     «Наука рассматривает алкоголь как один из наиболее опасных ядов, который скажется на будущем человечества. Еще в 1880-1890гг. во Франции в результате опросов было установлено, что из 1000 детей с тяжелыми поражениями психики у 471 были отцы-пьяницы, у 84 – матери, у 65 – оба родителя. О 170 подобных детях сведения не были получены. И только у 120 из контрольной группы родители не были пьяницами или, во всяком случае, в этом не признавались. 8% их были зачаты, когда родители находились в состоянии алкогольного опьянения».

Сегодня у нас в гостях известный хирург Рагузина Оксана. Давайте дадим ей слово.

   Хирург: Я работаю хирургом и вот уже 20 лет оперирую. Я вижу, какие глубокие изменения возникают в организме человека под влиянием алкоголя. Долгое время они ничем себя не проявляют, и человеку кажется, что алкогольный дурман легок и приятен, он создает видимость веселья и хорошего настроения. И вот вас уже тянет к крепким напиткам; вы чувствуете себя взрослыми и крутыми. Алкоголь тем временем вершит свою страшную работу в печени, желудке, сердце. Но самое страшное происходит в мозгу.(на макете головного мозга черной краской закрашивает небольшие участки серого вещества). Наука установила, что в коре головного мозга происходит склейка красных кровяных телец и создаются условия, при которых нейроны гибнут. После приема спиртного в коре головного мозга остается кладбище нервных клеток, которые как известно не восстанавливаются… Вот почему у пьющего человека проявляются признаки деградации: снижается память, портится характер…Изменениям подвергается, прежде всего, кора головного мозга, где происходит мыслительная деятельность, осуществляется функция памяти. Смотрим видеоролик «Влияние алкоголя на мозг».

    Ведущий:  Я хочу добавить, что Оксана Юрьевна также занимается вопросами биохимии и сейчас она продемонстрирует небольшой опыт «Как влияют различные растворы на белок». Мы все знаем, что белки – это строительный материал для клеток организма. Посмотрим, как реагирует среда на белки.

 Опыт.

Необходимо приготовить 3 стакана с жидкостями: 1. с водой; 2. с азотной кислотой; 3. с алкоголем. Опускаем в каждый стакан сырой яичный белок. В 1 стакане ничего не происходит, зато во 2-м и в 3-ем белок сворачивается.

Мы благодарим нашего гостя. Что касается вопроса табакокурения, я думаю никто не покажет нам так доступно и наглядно, как биологи НИИ г.Луков Кордон Кабиева Жанна и Кабиев Эльдар. Давайте посмотрим.

Опыт с  сигаретой.

К резиновой груше подсоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помещается вата, с другой стороны с помощью резиновой трубки к стеклянной трубке присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и с помощью резиновой груши выкуривается. Изменяется цвет ваты, которая поглощает табачный деготь и становится желтой. Вата вынимается из трубки и демонстрируется присутствующим.

Жанна. Обратите внимание на плакат «Внутренние органы курящего человека и некурящего». Разница между органами очевидная.

Ведущий. Последняя составляющая злостного трио – наркомания. Мы не будем говорить о том, какое влияние оказывают наркотики на здоровье и жизнь человека. Вы учитесь в 9 классе. Юность – пора, когда еще все впереди, когда строятся жизненные планы на будущее. Представьте себе, что вам уже 30 лет – период зрелости. Что бы вы хотели иметь к 30 годам? Чего достичь? (любовь, дом, семья, дети, карьера, богатство) Ради этого стоит жить! (пауза) Но если вы начнете употреблять  наркотики, ничего этого может не быть! Потому что редко кто из наркоманов доживает до 30!!!

   Наркотики – путь, неизбежно ведущий в могилу или к преступлению. Поскольку наркоманы – очевидная угроза для окружающих, предусмотрена уголовная ответственность за хранение, употребление, сбыт наркотики и т.д.

    Вы сейчас отвечаете за свои поступки не только перед своей совестью и людьми, но и перед законом. Лица, достигшие 14 лет, уже могут быть привлечены к уголовной ответственности. За какие преступления, связанные с наркотиками, подростки могут быть привлечены к Уголовной ответственности?

Учащиеся называют статьи УК РФ.

 - Статья 228 УК  РФ «За приобретение и хранение наркотика»    -  Лишение свободы на срок до 3-х лет.

-Статья 228 ч.3   УК  РФ  «Сбыт наркотика или попытка сбыта»     - От 3-х до 7-ми лет с конфискацией имущества.

- Статья 230   УК  РФ  «Склонение к употреблению наркотиков»      - Ограничение свободы до 3-х лет, либо арест до 6-ти месяцев, либо лишение свободы от 2-х до 5-ти лет.

 - Статья 230   УК  РФ   «Если вы с друзьями с применением угроз или насильственных действий заставили употребить наркотик другого человека, особенно несовершеннолетнего»    - Лишение свободы от 3-х до 8-ми лет.

 - Статья 230   УК   РФ   «А если человек, которого вы заставили принять наркотик умер, или наступили другие тяжкие последствия для его здоровья»   - Лишение свободы от 6-ти до 12-ти лет.

 - Статья 231  УК   РФ    «За выращивание запрещенных растений, содержащих наркотические вещества»    - От крупного штрафа до лишения свободы до 8-ми лет.

 - Статья 232  УК  РФ     «За содержание притона для потребления наркотиков»    - Лишение свободы до 4-х лет.

 - Статья 232    УК   РФ    «За содержание притона организованной группой»    - Лишение свободы от 3-х до 7-ми лет.

Есть одна восточная притча, послушайте ее.(читает гость)

   Один падишах решил испытать своего придворного мудреца. Он поймал бабочку и осторожно зажал ее в своей ладони. И подумал: «Сейчас я вызову к себе мудреца и спрошу, жива бабочка или мертва? Если он скажет мертва, я раскрою ладонь, бабочка взмахнет крыльями и улетит. А если он скажет, что бабочка жива, я сожму ее покрепче в кулаке и бабочка погибнет. Потом раскрою ладонь, и скажу – нет не угадал. Бабочка мертва» Так он и сделал. Вызвал к себе мудреца и сказал ему: «У меня в руке бабочка. Как ты думаешь, жива она, или мертва? На что мудрец ему ответил (пауза) «Все в твоих руках».

      Все зависит от вас: как сложится ваша жизнь, какое место в ней займут радости и печали. И если вдруг вы окажетесь в трудной ситуации, помните, что вокруг много людей, которые обязательно протянут вам руку помощи: родители, друзья и конечно же, мы – ваши учителя.

   

 Заключительная песня.

1.Разговоры еле слышны

Солнце сдвинуло школы тень

В круговерте забот не заметили мы

Как был прожит еще один день.

2. Только правду скажем в глаза

Не тая на душе обид

Промелькнет и утихнет в сердцах гроза

Затвердеет дружбы гранит.

3.Согревая единство теплом

Все теснее, тесней наш круг

Если надо помочь, если вдруг тяжело

Помни, каждый твой верный друг!

Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо!

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. «Воспитание школьников»  №4  2000г.
  2. «Воспитание школьников»  №10  2000г.
  3. «Программа занятий по предупреждению наркогенной зависимости у детей школьного возраста»  Издательство Саратовского университета 1999г.
  4. «Классные часы 1-11 кл»  С.В. Шевченко, В.Г.Денисова  и другие.  Издательство «Учитель» Волгоград 2004г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья"

В статье содержатся рекомендации по выработке у учащихся с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья) навыков сохранения и укрепления здоровья и ЗОЖ (здорового образа жизни)....

Здоровый образ жизни в семье как фактор сохранения здоровья детей

Как ведется работа в лицее по созранению здорового образа жизни....

Родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

   Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци­ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи...

Общешкольное родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

   Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ...

Выступление на МО классных руководителей 28.03.2022 на тему: «Создание социально-психологических условий для формирования потребности ведения здорового образа жизни»

Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих техн...