Рабочая программа по курсу" Психологический практикум"
рабочая программа по психологии (9 класс) по теме
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.Эта рабочая программа расчитана на учащихся коррекционных школ 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_kazennoe_specialnoe.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Лесобиржская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению решением приказом от 07.09. 2012 г
методического совета № 115
прот. № 1 от 05.09 2012 г. Директор________ И.Ю. Пименова.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Психологический практикум»
в 9а,в классе.
2012-2013 уч.г.
Разработала и реализует программу
учитель Морозова Т.Ю.
г. Кингисепп
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Психологический практикум» разработана на основе Программы Министерства образования РФ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГКОУ ЛО «Лесобиржская специальная школа-интернат».
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребёнка, особенно для лиц с нарушением интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме.
В основе нарушения интеллектуального развития лежит органическое поражение головного мозга (первичный дефект). Биологическая неполноценность лишает ребёнка возможности своевременно и полноценно развиваться, возникает стойкое нарушение в познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определёнными побуждениями ребёнка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией. Дети с интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию, прежде всего чувственного восприятия – сенсорного развития.
Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного развития. От того, насколько полно ребёнок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир – процесс адаптации. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и имеет определённую аффективно-эмоциональную окраску.
Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных , зрительных, кинетических и кинестетических ощущений. По этой причине в программу коррекционно-развивающихся занятий включены игры и упражнения на развитие сенсомоторики, психомоторики, психических процессов, творческая деятельность.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребёнок получает с помощью органов чувств. Осознание ребёнком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного развития, формирования жизненного опыта и социализации в целом.
Поэтому целью коррекционно-развивающей работы является:
Создание условий для интеллектуального развития детей школьного возраста с ограниченными возможностями через совершенствование работы анализаторов.
В коррекционной работе поставлены следующие задачи:
Обучающие:
1.Повышать уровень развития психических функций и учебной мотивации.
2.Создавать условия для раскрытия и развития творческих способностей.
Развивающие:
3.Развивать сенсомоторные функции и психомоторные процессы.
4.Расширять знания об окружающем мире.
Воспитательные:
5.Формировать духовно-нравственные ценности.
6.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, к самому себе.
Методы работы:
1.Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ (в рисовании, лепке, оригами, аппликации), поделки, слайды, книги, журналы. Использование интерактивной доски.
2.Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.
3.Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения.
Опыт работы показывает ,что подростки 14-16 лет неохотно идут на контакт, стараются отмолчаться, отказываются, часто агрессивно, от разговора. Включение в занятие нетрадиционных способов рисования, оригами, помогает ребятам раскрыться.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня интеллектуального развития детей старшего школьного возраста с ограниченными возможностями через взаимосвязанную координированную работу различных анализаторов.
Программа в 9а,в классе рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю, в форме комбинированных психологических уроков.
Учебно-тематический план
1 четверть. Развитие интеллектуальной сферы Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности. Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей. 1.Мышление вербально- понятийное 2.Пространственные представления 3.Развитие глазомера 4.Зрительно –двигательные координации 5.Произвольность движений 6.Внимание 7.Восприятие 8.Память 9.Зачем мы учимся? 2 четверть. Коррекция мотивационно- эмоциональной сферы Проведение коррекционной работы с мотивационной и эмоциональной сферой подростков и старших школьников вызвано несколькими причинами. Во-первых, однообразие и монотонность, продиктованные традиционной классно-урочной организацией обучения, являются одной из основных причин снижения мотивации к учению у средних и старших школьников. На первое место выдвигаются мотивы (в юношеском возрасте), связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением. Во-вторых растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. В-третьих, внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженостью, тревожностью, беспокойством. 1.Кто Я? 2.Мои драконы 3.Борьба с драконами 4.Рисуем эмоции песком 5.Законы эмоций 6.Мои чувства 7.Рисуем чувства на стекле 8.Запреты на чувства 3 четверть. Духовно-нравственное воспитание Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшее направление воспитания современных школьников. Цель истинного воспитания – пробудить в детях стремление ко всему духовно-нравственному, помочь им выработать чистоту нравов, уважение во взаимоотношениях, оградить их от зла, сформировать систему нравственных ориентиров. Там, где хранят уважение к памяти предков, к родному языку, к культурным ценностям, там есть данные ориентиры. 1.Мир , в котором я живу. 2.Мои интересы и увлечения. 3.Мои одноклассники 4.Наши достоинства и недостатки. 5.Восприятие человека. 6.Что может привлекать в человеке? 7.Дружба и любовь. 8.Что помогает и что мешает любить? 9.Стресс, способы борьбы с ним. 10.Мои ценности. | ||||||
4 четверть .Коррекция сферы межличностных отношений Межличностное общение в подростковом возрасте и в ранней юности — чрезвычайно значимо и предельно избирательно. Потребность в общении ярко выражена у подростков и старшеклассников. Однако зачастую дети не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. Связано это может быть с некоторыми противоречиями. Так, например, молодые люди, с одной стороны, хотят быть «как все», принять нормы и ценности той среды, в которой они взаимодействуют. С другой стороны, присутствует стремление выделиться, обратить на себя внимание, совершить что-то неординарное. Все это приводит к появлению затруднений в налаживании межличностных отношений и как следствие — ощущение одиночества, дискомфорта, напряженности, боязнь быть непонятым. 1.Как добиться успеха. 2.Учимся сотрудничеству. 3.Учимся решать проблемы. 4.Что делать с агрессией и гневом. 5.Опасные последствия 6.Психологическая игра | ||||||
Литература
| ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...
Рабочая программа элективного курса "практикум по подготовке к ЕГЭ по обществознанию"
Программа содержит календарно-тематическое планирование...
рабочая программа элективного курса "Практикум по математике"
Рабочая программа элективного курса для обучающихся 11 классов. Содержание: "Проценты", "Параметры", "Использование свойств функций", "Комбинации геометрических тел"....
Рабочая программа элективного курса "Практикум по географии".
Данная рабочая программа поможет учителю лучше подготовить ученика с сдаче ЕГЭ по географии. Сформирует представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предм...
Рабочая программа по курсу: "Практикум решения задач по физике" 7 класс
Введение данного курса обусловлено необходимостью обучения основной школы. Умение решать задачи – важная часть физического образования. Без решения задач постижения любой из естественных наук, в том ч...
Рабочая программа элективного курса «Практикум по математике» в 10-11 классах средней общеобразовательной школы
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.200...
Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...