Рабочая программа по курсу" Психологический практикум"
рабочая программа по психологии (9 класс) по теме

Морозова Татьяна Юрьевна

 

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети  с ограниченными возможностями здоровья.Эта рабочая программа расчитана на учащихся коррекционных школ 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_kazennoe_specialnoe.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Лесобиржская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Рассмотрена и рекомендована                                        Утверждена

к  утверждению решением                                         приказом от  07.09.  2012  г

методического совета                                            №   115

прот. № 1   от   05.09 2012  г.                                Директор________ И.Ю. Пименова.

.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по  курсу

 «Психологический практикум»

в  9а,в классе.

2012-2013 уч.г.

                                                        Разработала и реализует программу

                                                        учитель  Морозова Т.Ю.        

г. Кингисепп

2012

Пояснительная записка

      Рабочая программа по   курсу «Психологический практикум» разработана на основе Программы Министерства образования РФ  в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГКОУ ЛО «Лесобиржская специальная школа-интернат».

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети  с ограниченными возможностями здоровья.

Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребёнка, особенно для лиц с нарушением интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме.

В основе нарушения интеллектуального развития лежит органическое поражение головного мозга (первичный дефект). Биологическая неполноценность лишает ребёнка возможности своевременно и полноценно развиваться, возникает стойкое нарушение в познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определёнными побуждениями ребёнка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией.  Дети с  интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию, прежде всего чувственного восприятия – сенсорного развития.

Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного  развития. От того, насколько полно ребёнок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения»  в окружающий мир – процесс адаптации.  Восприятие формируется  на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических,  кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и имеет определённую  аффективно-эмоциональную окраску.

Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных , зрительных, кинетических и кинестетических ощущений. По этой причине в программу коррекционно-развивающихся занятий  включены  игры и упражнения на развитие  сенсомоторики, психомоторики,  психических процессов,  творческая деятельность.

Познание окружающей действительности  начинается с анализа той информации, которую ребёнок  получает с помощью органов чувств. Осознание ребёнком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного развития,  формирования жизненного опыта и социализации в целом.

Поэтому целью коррекционно-развивающей работы является:

Создание условий для  интеллектуального  развития детей  школьного возраста с ограниченными возможностями через совершенствование работы анализаторов.

В коррекционной работе поставлены  следующие задачи:

Обучающие:

1.Повышать уровень развития психических функций и учебной мотивации.

2.Создавать условия для раскрытия и развития творческих способностей.

Развивающие:

3.Развивать сенсомоторные  функции и психомоторные процессы.

4.Расширять знания об окружающем мире.

Воспитательные:

5.Формировать духовно-нравственные ценности.

6.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, к самому себе.

Методы работы:

1.Наглядные:  использование  картин, фотографий, образцы работ (в рисовании, лепке, оригами, аппликации), поделки, слайды, книги, журналы. Использование интерактивной доски.

2.Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.

3.Практические: словесные  игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические  игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения.

Опыт работы показывает ,что подростки 14-16 лет неохотно идут на контакт, стараются отмолчаться, отказываются, часто агрессивно, от разговора. Включение в занятие нетрадиционных способов рисования, оригами, помогает ребятам раскрыться.

Предполагаемый результат:

Повышение уровня интеллектуального развития детей старшего школьного возраста с ограниченными возможностями через взаимосвязанную координированную работу различных анализаторов.

     Программа в 9а,в классе рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю, в форме комбинированных психологических уроков.

Учебно-тематический план

1 четверть.  Развитие интеллектуальной сферы

       Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности.

Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей.

1.Мышление вербально- понятийное

2.Пространственные представления

3.Развитие глазомера

4.Зрительно –двигательные координации

5.Произвольность движений

6.Внимание

7.Восприятие

8.Память

9.Зачем мы учимся?

2 четверть. Коррекция мотивационно- эмоциональной сферы

          Проведение коррекционной работы с мотивационной и эмоциональной сферой подростков и старших школьников вызвано несколькими причинами. Во-первых, однообразие и монотонность, продиктованные традиционной классно-урочной организацией обучения, являются одной из основных причин снижения мотивации к учению у средних и старших школьников. На первое место выдвигаются мотивы (в юношеском возрасте), связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением. Во-вторых растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. В-третьих, внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженостью, тревожностью, беспокойством.

 1.Кто Я?

2.Мои драконы

3.Борьба с драконами

4.Рисуем эмоции песком

5.Законы эмоций

6.Мои чувства

7.Рисуем чувства на стекле

 8.Запреты на чувства

3 четверть. Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшее направление воспитания современных школьников. Цель истинного воспитания – пробудить в детях стремление ко всему духовно-нравственному, помочь им выработать чистоту нравов, уважение во взаимоотношениях, оградить их от зла, сформировать систему нравственных ориентиров. Там, где хранят уважение к памяти предков, к родному языку, к культурным ценностям, там есть данные ориентиры.

1.Мир , в котором я живу.

2.Мои интересы и увлечения.

3.Мои одноклассники

4.Наши достоинства и недостатки.

5.Восприятие человека.

6.Что может привлекать  в человеке?

7.Дружба и любовь.

8.Что помогает и что мешает любить?

9.Стресс, способы борьбы с ним.

10.Мои ценности.

          4 четверть .Коррекция сферы межличностных отношений

Межличностное общение в подростковом возрасте и в ранней юности — чрезвычайно значимо и предельно избирательно. Потребность в общении ярко выражена у подростков и старшеклассников. Однако зачастую дети не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. Связано это может быть с некоторыми противоречиями. Так, например, молодые люди, с одной стороны, хотят быть «как все», принять нормы и ценности той среды, в которой они взаимодействуют. С другой стороны, присутствует стремление выделиться, обратить на себя внимание, совершить что-то неординарное. Все это приводит к появлению затруднений в налаживании межличностных отношений и как следствие — ощущение одиночества, дискомфорта, напряженности, боязнь быть непонятым.
В связи с этим важными задачами коррекционной работы являются: формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; развитие рефлексивных способностей.

1.Как добиться успеха.

 2.Учимся сотрудничеству.

3.Учимся решать проблемы.

4.Что делать с агрессией и гневом.

5.Опасные последствия

6.Психологическая игра

Литература

  1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара, «БАХРАХ-М», 2006. – 272с.
  2. Гусев А.Н. и др. Общий психологический практикум. - М., 1997.
  3. Дружинин В.М.Экспериментальная психология. -  М. 1997г.
  4. Методическое пособие по общей психологии. Под. Ред. Е.С.Романовой.- М., 2002. – 156 с.
  5. Практикум по общей психологии/Под ред.А.И.Щербакова. – М.,1990.  
  6. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2000.
  7. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб., 2000.
  8. Романова Е.С. Психодиагностика.- СПб., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса

Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...

Рабочая программа элективного курса "практикум по подготовке к ЕГЭ по обществознанию"

Программа  содержит календарно-тематическое планирование...

рабочая программа элективного курса "Практикум по математике"

Рабочая программа элективного курса для обучающихся 11 классов.  Содержание: "Проценты", "Параметры", "Использование свойств функций", "Комбинации геометрических тел"....

Рабочая программа элективного курса "Практикум по географии".

Данная рабочая программа поможет учителю лучше подготовить ученика с сдаче ЕГЭ по географии. Сформирует  представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предм...

Рабочая программа по курсу: "Практикум решения задач по физике" 7 класс

Введение данного курса обусловлено необходимостью обучения основной школы. Умение решать задачи – важная часть физического образования. Без решения задач постижения любой из естественных наук, в том ч...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по математике» в 10-11 классах средней общеобразовательной школы

Программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта  основного  общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.200...

Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа   Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...