Общий психологический практикум. Диагностика развития познавательных процессов учащихся
занимательные факты по психологии по теме
Данный материал составлен для тех, кому нужен пример для составления общего психологического практикума при диагностике развития познавательных процессов учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общий психологический практикум. Диагностика развития познавательных процессов | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Общий психологический практикум
Диагностика развития у учащихся
познавательных процессов
Цель: выявление уровня сформированности некоторых познавательных процессов учащихся, анализ полученных результатов.
ДИАГНОСТИКА ОБЪЕМА ПАМЯТИ
Протокол № 1
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Кокшаров Павел
Цель: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.
Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка, секундомер.
Ход исследования
Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".
Слова для запоминания в первом ряде слов:
машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.
После паузы в 10 секунд дается команда "Пишите!"
Затем, после 5-минутного перерыва, экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.
Инструкция испытуемому: "Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".
Слова для запоминания во втором ряде слов:
самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.
После чтения десятого слога до сигнала "Пишите!" пауза длится 10 секунд.
После 5 – минутного перерыва испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой "прописывайте" их и запоминайте. По сигналу "Пишите!" на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, "прописывать" слова и запоминать".
Слова для запоминания в третьем ряде слов:
пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Пауза перед сигналом "Пишите!" в третьем опыте выдерживается 10 секунд.
Спустя 10 минут предъявляют следующий ряд слов. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу "Пишите!" на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу "Пишите!" запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать".
Слова для запоминания в четвертом ряде слов.
Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Сигнал "Пишите!" дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.
Обработка результатов
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.
ТИП ПАМЯТИ | ||||
Количество правильно | Слуховой | Зрительный | Моторно/слуховой | Комбинированный |
Машина, Яблоко, Карандаш, Кастрюля, Воробей | Самолет, Груша, Ручка, Зима, Поле, Сковорода, Утка, Молния | Слива, Лето, Ягода | Поезд, Гриб, Чашка, Курица |
Результаты
С = (A/10)*100%
Слуховая память
С = (5/10)*100% = 50%
Зрительная память
С = (8/10)*100% = 80%
Моторно-слуховая память
С = (3/10)*100% = 30%
Комбинированная память
С = (4/10)*100% = 40%
Анализ результатов, вывод
Из результатов следует, что зрительная память испытуемого развита намного больше, чем какая-либо другая память. Слуховая память развита только на 50%. Моторно-слуховая и комбинированная память развиты плохо. Следовательно, их необходимо развивать. К примеру, воспроизводить услышанную информацию, учить стихи, воспринимая их на слух.
Протокол № 2
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Егоров Виталий
Обработка результатов
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.
ТИП ПАМЯТИ | ||||
Количество правильно | Слуховой | Зрительный | Моторно/слуховой | Комбинированный |
Машина, Яблоко, Карандаш, Весна, Лампа, Дождь | Самолет, Груша, Ручка, Зима, свеча, поле, орех, сковорода, молния | Пароход, слива, тарелка, фонарь, гусь | Поезд, Вишня, Тетрадь, Гроза, Чашка, Курица |
Результаты
С = (A/10)*100%
Слуховая память
С = (6/10)*100% = 60%
Зрительная память
С = (9/10)*100% = 90%
Моторно-слуховая память
С = (5/10)*100% = 50%
Комбинированная память
С = (6/10)*100% = 60%
Анализ результатов, вывод
Из результатов следует, что зрительная память испытуемого развита намного больше, чем какая-либо другая память. Моторно-слуховая память развита только на 50%. Моторно-слуховая и комбинированная память развиты средне. Следовательно, их необходимо развивать. К примеру, воспроизводить услышанную информацию, учить стихи, воспринимая их на слух. Для развития моторно-слуховой памяти, учащемуся следует больше писать под диктовку.
Протокол № 3
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Рудаков Артем
Обработка результатов
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.
ТИП ПАМЯТИ | ||||
Количество правильно | Слуховой | Зрительный | Моторно/слуховой | Комбинированный |
Машина, яблоко, карандаш, цветок, кастрюля, воробей | Свеча, молния, груша, самолет | Гром, слива, ягода, тарелка, гусь | Поезд, вишня, курица, чашка, люстра |
Результаты
С = (A/10)*100%
Слуховая память
С = (6/10)*100% = 60%
Зрительная память
С = (4/10)*100% = 40%
Моторно-слуховая память
С = (5/10)*100% = 50%
Комбинированная память
С = (5/10)*100% = 50%
Анализ результатов, вывод
Из результатов следует, что слуховая память испытуемого развита больше, чем какая-либо другая память. Моторно-слуховая и комбинированная памяти развиты только на 50%. Зрительная память развита плохо, но и остальные виды памяти на низком уровне. Следовательно, их необходимо развивать. Существуют специальные методики, воспроизведение последовательности картинок по памяти, кроме того, поможет чтение стихов наизусть. Испытуемому, после прочтения вслух, следует воспроизводить прочитанную информацию.
Протокол № 4
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Мужиком Максим
Обработка результатов
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.
ТИП ПАМЯТИ | ||||
Количество правильно | Слуховой | Зрительный | Моторно/слуховой | Комбинированный |
Машина, карандаш, лампа, цветок, кастрюля, воробей, лес, дождь | Самолет, груша, орех, молния, свеча, | Пароход, река, слива, ягода, тарелка, гусь, гроза, линейка | Поезд, вишня, гроза, осень, тетрадь, гриб, поляна, чашка, курица |
Результаты
С = (A/10)*100%
Слуховая память
С = (8/10)*100% = 80%
Зрительная память
С = (5/10)*100% = 50%
Моторно-слуховая память
С = (8/10)*100% = 80%
Комбинированная память
С = (9/10)*100% = 90%
Анализ результатов, вывод
Из результатов следует, что комбинированная память испытуемого развита больше, чем какая-либо другая память. Но и остальные типы памяти развиты на высоком уровне. Зрительная память развита средне. Следовательно, их необходимо развивать. Существуют специальные методики, воспроизведение последовательности картинок, фигур по памяти.
Протокол № 5
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Лобанов Павел
Обработка результатов
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.
ТИП ПАМЯТИ | ||||
Количество правильно | Слуховой | Зрительный | Моторно/слуховой | Комбинированный |
Машина, яблоко, карандаш, гроза, кастрюля, воробей, лес | Самолет, груша, ручка, зима, свеча, орех, сковорода, утка, молния | Пароход, ягода, слива, тарелка, гусь, река | Поезд, вишня, тетрадь, люстра, чашка, гриб, поляна, осень, гроза |
Результаты
С = (A/10)*100%
Слуховая память
С = (7/10)*100% = 70%
Зрительная память
С = (9/10)*100% = 90%
Моторно-слуховая память
С = (6/10)*100% = 60%
Комбинированная память
С = (9/10)*100% = 90%
Анализ результатов, вывод
Из результатов следует, что комбинированная и зрительная памяти испытуемого развита на высоком уровне. Но и остальные типы памяти развиты средне. Слуховая память развита лучше моторно-слуховой. Следовательно, их необходимо развивать, к примеру, чаще писать под диктовку, а затем воспроизводить вслух написанное.
ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ
Протокол № 1
Дата: 16.05.2011
Диагностируемый: Кокшаров Павел
Цель: оценка произвольного внимания.
Материал и оборудование: бланк с двумя квадратами, в одном из которых записано 25 чисел, второй квадрат с пустыми клетками.
Ход исследования
Экспериментатор предлагает испытуемому бланк с двумя квадратами, в одном из которых записано 25 чисел, второй квадрат с пустыми клетками.
Инструкция испытуемому: В течение 2 мин вы должны расставить в свободных клетках бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя
Обработка результатов
Стимульный материал
16 | 38 | 98 | 29 | 54 |
80 | 92 | 46 | 59 | 35 |
43 | 21 | 8 | 40 | 2 |
65 | 84 | 99 | 7 | 77 |
13 | 67 | 69 | 34 | 18 |
Бланк для заполнения
2 | 7 | 8 | 13 | 16 |
18 | 21 | 29 | 34 | 35 |
38 | 40 | 43 | 46 | 54 |
59 | 65 | 67 | 69 | 77 |
80 | 92 |
Результаты
Испытуемым не успел заполнить оставшиеся пустые клетки, т.к. не уложился в отведенное время 2 минуты. Кроме того, вместо последнего числа 92 нужно было писать 84, соответственно у испытуемого 4 ошибки, а значит 21 правильный ответ.
Анализ результатов
Из результатов следует, что внимание испытуемого развито средне. Для того, чтобы ему обработать какую-либо информацию, ему необходимо большее количество времени. Внимание необходимо развивать с помощью специальных методик.
Протокол № 2
Дата: 16.05.2011
Диагностируемый: Егоров Виталий
Обработка результатов
Стимульный материал
16 | 38 | 98 | 29 | 54 |
80 | 92 | 46 | 59 | 35 |
43 | 21 | 8 | 40 | 2 |
65 | 84 | 99 | 7 | 77 |
13 | 67 | 69 | 34 | 18 |
Бланк для заполнения
2 | 7 | 8 | 13 | 16 |
18 | 21 | 29 | 34 | 35 |
38 | 40 | 43 | 46 | 54 |
59 | 65 | 67 | 69 | 77 |
80 | 84 | 92 |
Результаты
Испытуемым не успел заполнить оставшиеся пустые клетки, т.к. не уложился в отведенное время 2 минуты, соответственно у испытуемого 2 ошибки, а значит 23 правильных ответа.
Анализ результатов
Из результатов следует, что внимание испытуемого развито хорошо. Из этого следует, что он работает с информацией медленнее, а значит, ему необходимо большее количество времени. Внимание необходимо развивать с помощью специальных методик.
Протокол № 3
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Рудаков Артем
Обработка результатов
Стимульный материал
16 | 38 | 98 | 29 | 54 |
80 | 92 | 46 | 59 | 35 |
43 | 21 | 8 | 40 | 2 |
65 | 84 | 99 | 7 | 77 |
13 | 67 | 69 | 34 | 18 |
Бланк для заполнения
7 | 8 | 21 | 29 | 35 |
38 | 40 | 43 | 54 | 59 |
65 | 69 | 80 | 84 | 98 |
99 | ||||
Результаты
Испытуемым не успел заполнить оставшиеся 9 пустых клеток, т.к. не уложился в отведенное время 2 минуты. Кроме того, оказалось пропущено 8 чисел и допущено 7 ошибок. Итого из 25 чисел только 9 написаны верно
Анализ результатов
Из результатов следует, что внимание испытуемого очень плохо, ниже среднего. Из этого следует, что он работает с информацией медленнее, а значит, ему необходимо большее количество времени. Если испытуемый начинает торопиться, его внимание рассеивается, он не может сосредоточиться. Внимание необходимо развивать с помощью специальных методик, к примеру, использование этих же квадратов.
Протокол № 4
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Мужиком Максим
Обработка результатов
Стимульный материал
16 | 38 | 98 | 29 | 54 |
80 | 92 | 46 | 59 | 35 |
43 | 21 | 8 | 40 | 2 |
65 | 84 | 99 | 7 | 77 |
13 | 67 | 69 | 34 | 18 |
Бланк для заполнения
2 | 7 | 8 | 13 | 16 |
18 | 21 | 29 | 34 | 35 |
38 | 40 | 43 | 46 | 54 |
59 | 65 | 67 | ||
Результаты
Испытуемым не успел заполнить оставшиеся 7 пустых клеток, т.к. не уложился в отведенное время 2 минуты.
Анализ результатов
Но все записанные испытуемым числа верны. Уровень развития внимания средний. Испытуемому следует развивать скоростное, просмотровое внимание, к примеру, с помощью просмотрового чтения книги и последующего воспроизведения понятой информации.
Протокол № 5
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Лобанов Павел
Обработка результатов
Стимульный материал
16 | 38 | 98 | 29 | 54 |
80 | 92 | 46 | 59 | 35 |
43 | 21 | 8 | 40 | 2 |
65 | 84 | 99 | 7 | 77 |
13 | 67 | 69 | 34 | 18 |
Бланк для заполнения
2 | 7 | 8 | 13 | 16 |
21 | 29 | 34 | 35 | 38 |
40 | 43 | 46 | 54 | 59 |
65 | 67 | 77 | 80 | 84 |
Результаты
Испытуемым не успел заполнить оставшиеся 5 пустых клеток, т.к. не уложился в отведенное время 2 минуты.
Анализ результатов
Но все записанные испытуемым числа верны. Уровень развития внимания средний. Испытуемому следует развивать умения быстрого концентрирования своего внимания.
ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ
Протокол № 1
Дата: 16.05.2011
Диагностируемый: Кокшаров Павел
Цель: определение степени точности восприятия коротких промежутков времени.
Материал и оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования.
Ход исследования
Исследование восприятия времени проводится, а паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера.
Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом «Стоп» определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу».
Обработка результатов
№ п/п | Интервал оценки времени «С» | Фактическое время «А» |
1 | 15с | 18с |
2 | 30с | 26с |
3 | 40с | 41с |
4 | 45с | 40с |
5 | 1 мин. | 1 мин. 5с |
6 | 1 мин. 15с | 1 мин.12с |
7 | 1 мин. 30с | 1 мин. 33с |
8 | 1мин. 40с | 1 мин. 32с |
9 | 1мин. 55с | 1 мин. 47с |
10 | 2 мин | 1 мин. 55с |
Результаты
Кт = А:С х 100%
- Кт = 18:15 х 100% = 120%
- Кт = 26:30 х 100% = 66%
- Кт = 41:40 х 100% = 102%
- Кт = 40:45 х 100% = 88%
- Кт = 65:60 х 100% = 108%
- Кт = 72:75 х 100% = 96%
- Кт = 93:90 х 100% = 103%
- Кт = 92:100 х 100% = 92%
- Кт = 107:115 х 100% = 93%
- Кт = 115:120 х 100% = 95%
Анализ результатов
В ходе анализа результатов исследования выявилось, что у испытуемый чаще всего недооценивает временные интервалы. Хотя в общем у испытуемого высокая точность оценки коротких промежутков времени, т.к. в 7-ми случаях из 10 процент составил от 90-110%. И только в одном случае испытуемый слишком переоценил временной интервал.
Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, можно повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита.
Протокол № 2
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Егоров Виталий
Обработка результатов
№ п/п | Интервал оценки времени «С» | Фактическое время «А» |
1 | 15с | 20с |
2 | 30с | 33с |
3 | 40с | 38с |
4 | 45с | 43с |
5 | 1 мин. | 50с |
6 | 1 мин. 15с | 1 мин.05с |
7 | 1 мин. 30с | 1 мин. 28с |
8 | 1мин. 40с | 1 мин. 36с |
9 | 1мин. 55с | 2 мин. |
10 | 2 мин | 1 мин. 56с |
Результаты
Кт = А:С х 100%
- Кт = 20:15 х 100% = 133%
- Кт = 33:30 х 100% = 110%
- Кт = 38:40 х 100% = 95%
- Кт = 43:45 х 100% = 95%
- Кт = 50:60 х 100% = 83%
- Кт = 65:75 х 100% = 83%
- Кт = 88:90 х 100% = 95%
- Кт = 96:100 х 100% = 96%
- Кт = 120:115 х 100% = 104%
- Кт = 116:120 х 100% = 96%
Анализ результатов
В ходе анализа результатов исследования выявилось, что у испытуемый чаще всего недооценивает временные интервалы. Хотя в общем у испытуемого высокая точность оценки коротких промежутков времени, т.к. в 7-ми случаях из 10 процент составил от 90-110%. И только в одном случае испытуемый слишком переоценил временной интервал.
Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, можно повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита.
Протокол № 3
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Рудаков Артем
Обработка результатов
№ п/п | Интервал оценки времени «С» | Фактическое время «А» |
1 | 15с | 10с |
2 | 30с | 24с |
3 | 40с | 35с |
4 | 45с | 40с |
5 | 1 мин. | 1 мин. 5с |
6 | 1 мин. 15с | 1 мин.19с |
7 | 1 мин. 30с | 1 мин. 41с |
8 | 1мин. 40с | 1 мин. 37с |
9 | 1мин. 55с | 1 мин. 57 |
10 | 2 мин | 2 мин. 13с |
Результаты
Кт = А:С х 100%
- Кт = 10:15 х 100% = 66%
- Кт = 24:30 х 100% = 80%
- Кт = 35:40 х 100% = 83%
- Кт = 40:45 х 100% = 83%
- Кт = 65:60 х 100% = 108%
- Кт = 79:75 х 100% = 105%
- Кт = 101:90 х 100% = 112%
- Кт = 97:100 х 100% = 97%
- Кт = 117:115 х 100% = 101%
- Кт = 133:120 х 100% = 110%
Анализ результатов
В ходе анализа результатов исследования выявилось, что у испытуемый чаще всего недооценивает временные интервалы. Хотя в общем у испытуемого средняя точность оценки коротких промежутков времени, т.к. в 5-ми случаях из 10 процент составил от 90-110%. И только в одном случае испытуемый слишком переоценил временной интервал.
Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, можно повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита.
Протокол № 4
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Мужиком Максим
Обработка результатов
№ п/п | Интервал оценки времени «С» | Фактическое время «А» |
1 | 15с | 14с |
2 | 30с | 28с |
3 | 40с | 37с |
4 | 45с | 49с |
5 | 1 мин. | 1 мин. 8с |
6 | 1 мин. 15с | 1 мин.6с |
7 | 1 мин. 30с | 1 мин. 45с |
8 | 1мин. 40с | 1 мин. 34с |
9 | 1мин. 55с | 2 мин. 11с |
10 | 2 мин | 2 мин. 23с |
Результаты
Кт = А:С х 100%
- Кт = 14:15 х 100% = 98%
- Кт = 28:30 х 100% = 95%
- Кт = 37:40 х 100% = 93%
- Кт = 49:45 х 100% = 105%
- Кт = 68:60 х 100% = 113%
- Кт = 66:75 х 100% = 88%
- Кт = 105:90 х 100% = 116%
- Кт = 94:100 х 100% = 94%
- Кт = 131:115 х 100% = 113%
- Кт = 143:120 х 100% = 119%
Анализ результатов
В ходе анализа результатов исследования выявилось, что у испытуемый чаще всего переоценивает временные интервалы. Хотя в общем у испытуемого средняя точность оценки коротких промежутков времени, т.к. в 5-ми случаях из 10 процент составил от 90-110%. И только в одном случае испытуемый слишком недооценил временной интервал и соответственно в 4 случаях – переоценил.
Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, можно повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита.
Протокол № 5
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Лобанов Павел
Обработка результатов
№ п/п | Интервал оценки времени «С» | Фактическое время «А» |
1 | 15с | 18с |
2 | 30с | 29с |
3 | 40с | 44с |
4 | 45с | 47с |
5 | 1 мин. | 1 мин. 12с |
6 | 1 мин. 15с | 1 мин.17с |
7 | 1 мин. 30с | 1 мин. 45с |
8 | 1мин. 40с | 1 мин. 44с |
9 | 1мин. 55с | 2 мин. 31с |
10 | 2 мин | 2 мин. 10с |
Результаты
Кт = А:С х 100%
- Кт = 18:15 х 100% = 120%
- Кт = 29:30 х 100% = 98%
- Кт = 44:40 х 100% = 110%
- Кт = 47:45 х 100% = 105%
- Кт = 72:60 х 100% = 120%
- Кт = 77:75 х 100% = 105%
- Кт = 105:90 х 100% = 116%
- Кт = 104:100 х 100% = 104%
- Кт = 151:115 х 100% = 131%
- Кт = 130:120 х 100% = 108%
Анализ результатов
В ходе анализа результатов исследования выявилось, что испытуемый чаще всего переоценивает временные интервалы. Хотя в общем у испытуемого средняя точность оценки коротких промежутков времени, т.к. в 6-и случаях из 10 процент составил от 90-110%. И только недооценил временной интервал и соответственно в 4 случаях – переоценил.
Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, можно повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита.
ДИАГНОСТИКА ОЩУЩЕНИЯ
Протокол № 1
Дата: 16.05.2011
Диагностируемый: Кокшаров Павел
Цель исследования: установление отличия ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.
Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания, повязка для глаз, секундомер.
Ход исследования
Задача 1 серии: установить особенности тактильных ощущений по их словесным описаниям испытуемого, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.
В ходе выполнения первой серии исследования испытуемому завязывают глаза и дают следующую инструкцию.
Инструкция испытуемому в первой серии: «Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух».
Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них – 10 секунд. После чего предмет убирается с руки, а в протоколе производится запись словесного отчета испытуемого.
Задача 2 серии: установить особенности тактильных ощущений по их словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь, и разрешается их ощупывать этой же рукой.
Инструкция испытуемому в первой серии: «Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки».
Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания.
Обработка результатов
№ п/п | Предмет | Словесный отчет | ||
1 серия | 2 серия | Примечания | ||
1 | Булавка | Холодное, легкое, маленькое | Железная | Что это булавка понял во 2 серии |
2 | Ватка | Легкая, пушистая | Мягкая, волокнистая, непрочная | С 1 серии понял, что это ватка |
3 | Комок бумаги | Легкое, колкое | Шуршащая, легкая | Что это бумага догадался со 2 серии |
Анализ результатов
В первом случае испытуемый догадался, что это булавка только после ощупывания предмета, также как и в 3-ем случае. Комок бумаги показался ему колким бесформенным легким предметом, хотя на самом деле при ощупывании она оказалась мягкой. Ком бумаги он узнал только по характерному шуршанию. В 2-ом случае испытуемый сразу ответил, что это мягкая, пушистая ватка.
Вывод
Легко распознает мягкие и пушистые предметы. Испытуемому следует развивать тактильные ощущения с помощью подобных упражнений, кроме того следует просто, беря в руки какой-либо предмет, обращать внимание на то, какие ощущения он испытывает, какие свойства характеризуют данный предмет. Также испытуемому нужно развивать свой лексический запас, так как у него возникали трудности при описании тех ощущений, которые он испытывает.
Протокол № 2
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Егоров Виталий
Обработка результатов
№ п/п | Предмет | Словесный отчет | ||
1 серия | 2 серия | Примечания | ||
1 | Пустой коробок из под спичек | Легкое, бумажное | Прямоугольной формы, ребристое, мягкое | Что это коробок понял во 2 серии |
2 | Катушка ниток | Легкая, цилиндрической формы | Волокнистая, твердая | Со 2 серии понял, что это катушка ниток |
3 | Листочек дерева | Невесомое, бархатное | Бархатный, легкий, мягкий, непрочный | Что это листочек догадался со 2 серии |
Анализ результатов
Во всех 3-х случаях испытуемый понял, что за предмет у него в руках только после ощупывание данного предмета.
Вывод
Плохо распознает легкие предметы, которые не покрывают всей поверхности ладони.
Испытуемому следует развивать тактильные ощущения с помощью подобных упражнений, кроме того следует просто, беря в руки какой-либо предмет, обращать внимание на то, какие ощущения он испытывает, какие свойства характеризуют данный предмет.
Протокол № 3
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Рудаков Артем
Обработка результатов
№ п/п | Предмет | Словесный отчет | ||
1 серия | 2 серия | Примечания | ||
1 | Ручка | Легкая, длинная | Сделана из пластмассы, острая ребристая | Что это ручка понял в 1 серии |
2 | Ложка | тяжелая, с закруглением с одной стороны, холодная | Твердая, металлическая | С 1 серии понял, что это ложка |
3 | Маленькое яблоко | Тяжелое, закругленное | твердое, круглое | Что это яблоко догадался с 1 серии |
Анализ результатов
Во всех 3-х случаях испытуемый понял, что за предмет у него в руках сразу, при тактильном ощущении данного предмета. Второй серией действий он только дополнял свойства данных предметов.
Вывод
У испытуемого гармонично развиты ощущения и восприятие при тактильном ощущении предметов, так как одно дополняет другое. Отлично распознает как тонкие и легкие, так и тяжелые предметы.
Протокол № 4
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Мужиком Максим
Обработка результатов
№ п/п | Предмет | Словесный отчет | ||
1 серия | 2 серия | Примечания | ||
1 | Спичка | Легкая, тонкая | Сделана из дерева, закруглена с одной стороны, ребристая | Что это спичка понял во 2 серии |
2 | Кольцо | Легкое, круглое, плоское | С отверстием по середине, тонкое, с камушками | Со 2 серии понял, что это кольцо |
3 | Камень | Тяжелый, овальный, плоский | твердый | Что это камень догадался с 1 серии |
Анализ результатов
Во 2-х случаях испытуемый понял, что за предмет у него только после ощупывания данного предмета. В третьей серии он сразу догадался, что это камень.
Вывод
Испытуемому легче воспринимать тяжелые предметы, с большой поверхностью, нежели тонкие и легкие. Испытуемому следует развивать тактильные ощущения с помощью подобных упражнений, кроме того следует просто, беря в руки какой-либо предмет, обращать внимание на то, какие ощущения он испытывает, какие свойства характеризуют данный предмет.
Протокол № 5
Дата: 16.05.2011
Испытуемый: Лобанов Павел
Обработка результатов
№ п/п | Предмет | Словесный отчет | ||
1 серия | 2 серия | Примечания | ||
1 | Телефон | Тяжелый, прямоугольный, тонкий | В металлическом корпусе, с широким дисплеем | Что это телефон понял с 1 серии |
2 | Ключ | Легкий, маленький, холодный | Твердый, закругленный с одной стороны, с зубцами со второй, железный | Со 2 серии понял, что это ключ |
3 | Монета достоинством 5 рублей | Круглая, легкая | твердая | Что это монета догадался с 1 серии |
Анализ результатов
Во 2-х случаях испытуемый понял, что за предмет у него сразу и только в одном после ощупывания данного предмета.
Вывод
Испытуемому легче воспринимать предметы, с которыми он сталкивается каждый день в повседневной жизни. Испытуемому следует развивать тактильные ощущения с помощью подобных упражнений, кроме того следует просто, беря в руки какой-либо предмет, обращать внимание на то, какие ощущения он испытывает, какие свойства характеризуют данный предмет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активизация учебного процесса и развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики».
Данный материал представляет небольшую статью -анализ на примере собственного опыта....
Использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса
Материал поможет адаптировать данную технологию к урокам химии...
Семинар-практикум: «Развитие познавательной сферы учащихся в рамках физминуток и динамических пауз на уроках»
Особенности явления функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (распределений психических функций между полушариями). Два полушария одного мозга ведут себя как два различных мозга. Осно...
Развитие познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики с использованием ИКТ
Данная работа представляет собой обобщение опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных процессов на уроках математики....
Семинар-практикум для педагогов "Развитие познавательных процессов у учащихся на уроках"
Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов. Познавательные процессы (восприятие, вн...
Психологическое занятие по развитию познавательных процессов у младшего школьного возраста
На каждом уроке учащиеся пользуются такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, которые помогают им познавать что-то новое и использовать это в повседневной жизни. Но не у всех уча...
Семинар-практикум "Упражнения и игры для развития познавательных процессов и речи у детей 3-7 лет"
Игры направлены на развитие всез ВПФ...