Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия
методическая разработка по психологии

Яковлева Наталья Александровна

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kor-razv._zanyat.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка коррекционно-развивающего

занятия педагога-психолога

на тему: «Развитие познавательных процессов»

Пояснительная записка.

         Основной целью данного занятия является оказание помощи особым детям в усвоении программного материала, в развитии познавательных психических процессов, коммуникативных навыков, позитивного отношения, уверенности в себе. При разработке занятия  ставились  задачи:

- помочь каждому ребенку с ОВЗ в повышении уверенности в себе;

- сформировать мотивацию и развить интерес.

          В развивающем занятии представлены задания, направленные на развитие таких психических процессов как внимание, мышление, память. Физминутка, входящая в состав занятия, позволяет снизить эмоциональное напряжение и плавно перейти к следующему этапу занятия.  Использование ИКТ помогает ребёнку с ОВЗ быстрее и без особого утомления усвоить материал, так как в силу своих индивидуальных особенностей дети с ОВЗ не способны долгое время концентрироваться на выполнении заданий.    

          Использование приведённых технологий приводит к улучшению психоэмоционального состояния детей с ОВЗ и повышает работоспособность.

Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие,   физическое развитие.

Цель: 

- способствовать развитию логического мышления, внимания, познавательного интереса, мелкой моторики.

Оборудование: ИКТ с изображением таблицы в виде дома в три этажа (проектор, экран) или лист бумаги с «кармашками» - вкладками с разноцветными геометрическими фигурами, расположенными в три ряда по три фигуры в каждом ряду, массажные мячи, листочки с изображением домиков с пустыми окошками, для каждого ребенка.

Целевая аудитория - обучающиеся с ОВЗ младших классов.

Форма занятия – подгрупповая.

Время занятия – 25-30 минут.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с  

  поставленной задачей);

- обучить умению распределять геометрические фигуры по определённому  

  признаку (по цвету и по форме);

- закрепить знания о геометрических фигурах.

Коррекционно-развивающие:

- развивать интерес к процессу получения знаний, мотивацию,

  умение выполнять задания по инструкции;

- развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;

- вырабатывать положительные привычки поведения.

Использованные технологии: элементы ИКТ, здоровьесберегающие технологии (физминутка с элементами массажа рук).

План занятия

I. Организационный момент.

II. Основной этап. Классификация геометрических фигур по цвету и величине.

III. Физминутка с речевым сопровождением.

IV. Закрепление полученного материала. Самостоятельное выполнение.

V. Рефлексия.

Ход занятия

I. Организационный этап 

- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас всех видеть. Как ваше настроение, как вы себя чувствуете? Давайте с вами поиграем? Вы готовы?

II.Основной этап

ИКТ. На экране  изображение дома с геометрическими фигурами, расположенных в три ряда по три фигуры в каждом ряду, за исключением последнего ряда.  В нём две фигуры. В первом ряду расположены три желтые фигуры, во втором - три красные фигуры, в третьем - две синие.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, что вы  видите?  (примерные ответы детей)

- Правильно,  дом. Сколько этажей в доме? (три)

Обратите внимание, какие фигуры расположены на каждом этаже дома? (треугольник, круг, квадрат)

- Какого они цвета?

- Рассмотрите, пожалуйста, какого цвета фигуры на первом этаже, на втором, на третьем.

- По какому признаку расположены геометрические фигуры на каждом этаже? (по цвету, величине или форме)

- Правильно геометрические фигуры расположены на каждом этаже по цвету.

- Какой фигуры не хватает на третьем этаже? Какого цвета?

- Правильно, на первом этаже фигуры жёлтого цвета, на втором - красного, на третьем синего и не хватало круга синего цвета.

И сейчас мы поставим недостающий круг на свой этаж.

ИКТ. На экране следующая картинка с изображением дома  с геометрическими фигурами, также расположенных в три ряда по три фигуры в каждом ряду. В первом ряду расположены три треугольника, во втором - три круга, в третьем – два квадрата.

А теперь посмотрите, пожалуйста, на следующее изображение.

- Какие геометрические фигуры расположены на первом этаже, втором, третьем?

- Правильно, на первом - треугольники, на втором круги, на третьем квадраты. Все фигуры разного цвета.

- Ребята, по какому признаку расположены геометрические фигуры на каждом этаже? (по цвету, по величине или по форме)

- Молодцы, конечно по форме.

- Какой фигуры не хватает на третьем этаже? Какой она должна быть формы, цвета?

- Правильно квадрата желтого цвета.

Поставим недостающую фигуру на свой этаж.

- Молодцы, вы все очень хорошо справились.

Скажите, пожалуйста, по какому признаку были расположены геометрические фигуры в первом домике и во втором домике?

III этап. Физминутка

Вы, наверное, немножко устали, теперь мы с вами отдохнём.

Отгадайте, пожалуйста, загадку, о какой геометрической фигуре идёт речь. Я не просто вам её загадала:

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня… (круг)

- Молодцы, правильно, это круг.

- Скажите, пожалуйста, какой формы мяч?

- Да, конечно, мяч круглый?

Ребята, возьмите в руки мячи и повторяйте, пожалуйста, за мной.

(дети выполняют движения по показу)

- Я круги мячом катаю,

Назад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк,

Мяч летает между рук.

IV этап. Закрепление полученного материала. Практическая работа.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, у вас на столах лежат листы бумаги с изображением домиков, а рядом с ними геометрические фигуры.

- Сколько этажей в домах? (три)

- Но в ваших домиках ни кто пока не живёт.

- Расположите, пожалуйста, своих «жильцов», на каждом этаже по цвету.

- А теперь соберем все наши геометрические фигуры и подумаем, как же можно распределить в окошечки фигуры по другому признаку, по форме.

- Правильно, на первом этаже можно расположить одни треугольники, на втором одни квадраты, на третьем одни круги (далее рассматриваются варианты детей).

V Заключительный этап. Рефлексия.

- Вы очень старались и хорошо занимались. Что оказалось сложным? А что вам понравилось больше всего? Во что бы вы хотели ещё поиграть? Мы обязательно поиграем с вами следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга «Мы понимаем и принимаем друг друга!»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию  предлагается  методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» (фольклор в годы войны)

Внеклассное мероприятие посвещено знакомству с фольклором в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Развитие речи и окружающий мир" для 4 класса "Особый ребенок"

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия  для 4 класса "Особый ребенок" по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Путешествие в зимний лес"....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему: "Культура поведения при приеме пищи"

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 5 класса "Особый ребенок" (учащиеся с ТМНР) школы VIII вида...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия, для 1 класса, по теме: «Повторение и закрепление знаний о времени года «осень», понятий «овощи» и «фрукты».

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия, для 1 класса, по теме: «Повторение и закрепление знаний о времени года «осень», понятий «овощи» и «фрукты". под...

Методическая разработка коррекционно – развивающего занятия по русской народной сказке «Снегурушка и Лиса»

Предназначена для детей дошкольного возраста (4-5 лет) с нарушением зрения ....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "Обитатели морей и океанов" для детей с ОВЗ подготовительной к школе группы

Конспект направлен на обобщение и закрепление знаний у детей с ОВЗ  об обитателях морей и океанов. Коррекцию когнитивных процессов, профилактику оптической дисграфии....