Примерный план мероприятий педагога-психолога в школе
методическая разработка по психологии
Перспективный план работы психолога в школе разрабатывается в начале каждого учебного года. В методической разработке предлагаю формы проведения мероптиятий по всем направлениям работы педагога-психолога в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_pedagoga-psihologa_v_shkole.docx | 41.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный план мероприятий педагога-психолога в школе
Направление | Цель, задачи | Виды работ | Формы проведения | Потребитель социальных услуг (ПСУ) |
Психологическое просвещение Психологическое просвещение | Цель: усовершенствовать систему просветительской работы с родителями, педагогами, учащимися Задачи с родителями: знакомить с основными формирование устойчивой мотивации в использовании психологических знаний в школе; профилактика психологических отклонений. | Информирование, ответы на вопросы | Психологическое просвещение родителей | Родители |
Психологические беседы на родительском собрании 2-4 класс, тема: «Психологические особенности младших школьников с ОВЗ» 1, 5 класс, тема: «Психологические причины школьной дезадаптации учащихся с ОВЗ» 7 класс, тема: «Подростковый кризис и его особенности» 8 класс, тема: «Подростковая сексуальность: грамотное полоролевое воспитание в семье». 9, 11 класс, тема: «Профессиональное самоопределение учащихся» 9, 11 класс, тема: «Психологический настрой выпускника: как избежать стресса» 4 класс, тема: «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы» Размещение тематической информации на web-сайте Распространение памяток на темы: «Как помочь ребенку в трудной ситуации», памятка по профилактике суицидов, «Ребёнок не хочет учиться. Что делать?». «Переходим в 5 класс», памятка по основам компьютерной безопасности, «Роль родителей при подготовке детей к экзаменам» Родительская азбука «Советы психолога - родителям детей с ОВЗ» (по запросу в течение года) | ||||
Задачи: устранение дефицита психологических знаний, необходимых для организации оптимального педагогического взаимодействия с детьми с ОВЗ разных возрастов; пропаганда достижений психологической науки; консультирование и просвещение педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе | Информирование, практический показ | Психологическое просвещение педагогов | Педагоги (учителя, воспитателя) | |
Участие в работе методического объединения Службы сопровождения (выступления с тематическими докладами на заседаниях согласно плану работы на учебный год) Участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ППк) Распространение памяток на темы: «Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью», «Профилактика подросткового суицида», «Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ», «Создание психологического комфорта на уроке» | ||||
Задачи: расширение кругозора школьников в области психологии; предоставление возможности приобретения новых знаний в области межличностных отношений и самопознания | Информирование | Психологическое просвещение учащихся |
Учащиеся | |
Беседы с учащимися, проводимые по запросам классных руководителей, педагогов и родителей; Круглый стол "Куда пойти учиться?" Оформление информационного стенда по теме: «Экзаменационная пора» 9, 11 класс, классный час по теме «Пути достижения успеха на экзамене» Разработка психологических листков и буклетов по темам: «Готовимся к экзаменам», «Разрешение конфликтов без насилия», «Безопасность в интернете», «Научись управлять своим временем!». | ||||
Психологическое профилактика | Цель: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного достижения человеком относительно устойчивых отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Задачи: выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание первой экстренной помощи; обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния; изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении; формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости. | Работа по адаптации учащихся к жизни | Психологическая профилактика учащихся | |
Оформление информационного стенда, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь Выявление признаков социально-психологической дезадаптации среди учащихся (в течение года) Исследование эмоционально-личностных особенностей учащихся 1,5 классов Определение уровня тревожности учащихся 4 классов Выявление самооценки, уровня тревожности, признаков субдепрессии у учащихся выпускных классов Групповая и индивидуальная работа с обучающимися с выявленными признаками социально-психологической дезадаптации, субдепрессии, высокой тревожности (согласно тематическому плану; по запросу) Проведение тематических классных часов: «Как научиться жить без ссор» - 1-4 классы; «Я – уникальная личность» - 5-6 классы; «Мир глазами агрессивного человека» - 7-8 классы; Анкетирование по программе «Мой выбор» Тренинг «Формирование позитивных жизненных установок» - 9-11 классы Для активизации потребности подростка в самовоспитании организовать пространство, в котором учащихся вовлекаются в самообучение с помощью интерактивной игры в форме Веб-квест: «Как современному молодому поколению достичь успехов в жизни» - 7-8 классы, "Как молодому человеку определить свое профессиональное предназначение" - 9-11 классы.«Как подростку научиться не бояться общения со сверстниками - 5-6 классы; «Как уберечь себя от вреда наркотиков» - 7-8 классы. | Учащиеся | |||
Цель: создание психологических условий, максимально благоприятных для психического и личностного развития учащихся с ОВЗ. Задачи: выработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи детям в адаптационный период; обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей; способствование улучшению форм общения педагогов с учащимися, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой; профилактика школьных трудностей при переходе при переходе на новые ступени в системе образования | Рекомендации, практическая работа | Психологическая профилактика педагогов | Педагоги (учителя, воспитателя) | |
Выработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи детям в адаптационный период; Информационный час «Профилактика суицида» для классных руководителей. Лекция «Повышение стрессоустойчивости в сложных ситуациях» Семинар «Конструктивные способы разрешения конфликтов» Проведение мастер-классы по взаимодействию с детьми с ОВЗ «Как быть, когда не знаешь как себя вести» «Как научить ребенка понимать и принимать другого, как значимого и ценного» «Что делать, когда «слово» на них не действует» Профилактика эмоциональных срывов и перегрузок (консультации в течение года) Веб-квест для педагогов «Как дальше работать, когда нет сил и эмоций уже нет» | ||||
Психологическая профилактика родителей |
Родители
| |||
Посещение семей на дому обучающихся, имеющих проблему в семье, изучение семейных отношений (в течение года) Выработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи детям в адаптационный период (в течение года) Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» Родительский тренинг «Профилактика нарушений эмоциональной сферы младшего подростка» Оформление информационного стенда, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь | ||||
Психологическая диагностика | Цель: усовершенствовать мониторинг оценки уровня психологического здоровья у обучающихся. Задачи: выявление причин возникновения проблем в жизнедеятельности; определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей, которые могут быть задействованы в ходе коррекционной работы; выявление характерологических особенностей и акцентуаций характера обучающихся | Наблюдение, тестирование, анализ, обработка | Психологическая диагностика учащихся |
Учащиеся |
Сентябрь: проводится первичная диагностика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся с ОВЗ, находящихся на индивидуальном сопровождении педагога-психолога, прогнозируются их возможности к обучению по определенным программам. Октябрь, апрель: определение положения ученика в классном коллективе, взаимоотношения с ним путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования. Ноябрь: исследование уровня сформированности нравственного воспитания, уровня индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся. Ноябрь: исследование уровня адаптация учащихся в школе (1, 5 классы). Определение уровня тревожности учащихся 4 классов Сентябрь-октябрь, март-апрель: мониторинг становления «Я -образа» учащихся с 1 по 9 класс. Оценка эффективности коррекционных воздействий Январь: промежуточная диагностика Май: итоговая диагностика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся. | ||||
Цель: Задачи: | Психологическая диагностика педагогов | Педагоги (учителя, воспитателя) | ||
Анализ психологической подсистемы взаимодействия учитель-ученик на уроке (по Б.С.Тетенькину) «Оценка нервно-психического напряжения», «Трудности в работе». «Стилевые особенности поведения педагогов в общении с обучающимися на уроке» "Способы реагирования в конфликте". «Уровень комфортности в коллективе» | ||||
Цель: диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье | Психологическая диагностика родителей | Родители | ||
Сентябрь: анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке (анкета) Выявление эмоциональной атмосферы в семье (анкеты) Определение модели воспитания, используемой родителями: «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Определение степени проявления заботы родителей по отношению к ребенку». Диагностика Детско-Родительских отношений ("Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник родительского отношения (ОРО)) (по запросу, в течение года) | ||||
Психологическая коррекция | Цель: проведение коррекционно-развивающей работы по заключению ПМПК Задачи: разработать и реализовать программы психологических занятий коррекционно-развивающей направленности: на преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, нарушений в поведении, трудностей в социальной адаптации, в самоопределении | Психологическая коррекция учащихся | Учащиеся | |
Август: подготовка программ групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ОВЗ Сентябрь-май: реализация программ коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ОВЗ. Примерная тематика программ: 1-4 класс: «Воспринимаю, анализирую, действую!» (развитию психомоторики и сенсорных процессов) «Учусь решать проблемную ситуацию» (коррекция недостатков познавательной деятельности) 1, 5 класс: «Успешная адаптация» (формирование положительного отношения к школе) 5-7 класс: «Искусство самовыражения» (формирование активной жизненной позиции подростков) 7-9 класс: «Мой внутренний мир» (формирование позитивной Я-концепции подростков) 9-11 класс: «Я и мои ценности» (формирование у старшеклассников субъектной позиции в осознании своей жизни, жизненных ценностей) | ||||
Психологическое консультирование | Цель: разработать систему консультативной помощи подросткам, родителям, педагогам в решении их проблем. Задачи с учащимися: оказание помощи в определении образовательного маршрута, при подготовке к итоговой аттестации, в общении со сверстниками, в стрессовых ситуациях. Задачи с педагогами: по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; Задачи с родителями: предупреждение стрессовых ситуаций повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей. | Психологическое консультирование учащихся | ||
Индивидуальная беседа с учеником в форме «дискуссионного диалога» Консультации для учащихся по проблемам психологической подготовки к ЕГЭ (по запросу) Темы: «Профиль обучения и проблема профессионального выбора», «Как построить личный профессиональный план». Беседы с учащимися, имеющими проблемы в обучении и поведении | ||||
Психологическое консультирование педагогов | ||||
Консультирование по индивидуальным запросам Консультации групповые: «Сохранение эмоционального здоровья педагогов, работающих с детьми с ОВЗ: приемы, методы, технологии» «Проблема самовыражения личности (подростка) через ее объективацию» «Психологические причины трудностей в усвоении детьми материала по отдельным учебным предметам» Рекомендации для педагогов, работающих с детьми ОВЗ (в течение года, по запросу) | ||||
Психологическое консультирование родителей | ||||
Консультации групповые: «Особенности детей с ОВЗ и перспективы их развития» Круглый стол «Участие семьи в воспитании и обучении ребенка школьного возраста с особыми образовательными потребностями» «Поддержка ребенка во время экзамена» Индивидуальные консультации для родителей детей, направленных на ПМПК (в течение года). Индивидуальные консультации по итогам тестирования на уровень тревожности (4 класс) | ||||
Социально-психологическая реабилитация | Цель: выявить и снизить последствия психотравмирующего переживания у учащихся, их родителей Задачи: стабилизация психологического состояния, снятие невротической симптоматики, гармонизация детско-родительских отношений, приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей | Активные методы социально-психологической работы | Социально-психологическая реабилитация учащихся |
Учащиеся |
Диагностика уровня тревожности, депрессии Беседа с детьми Индивидуальные и групповые арт-терапевтические занятия Консультирование в рамках КПТ (когнитивно-поведенческой терапии)Применение различных коррекционных программ
Программа психологических занятий с учащимися «Успешная адаптация» (формирование положительного отношения к школе) Телефонное консультирование | ||||
Социально-психологическая реабилитация родителей | Родители | |||
Информационная поддержка Программа обучения «Арт-терапевтические занятия в группах родителей» (по запросу) Программа включает три основных блока: 1) диагностический 2) просветительский, лекционный; Лекции: «Этапы формирования личности и жизненные кризисы», «Психологические защиты», «Психосоматические заболевания как результат социальной дезадаптации», «Стили родительского воспитания. Личность родителей», 3) практический (занятия для родителей и детей). Телефонное консультирование | ||||
Социально-психологический патронат | Цель: оказать адресную социально-психологическую поддержку и помощь семье, детям с ОВЗ в решении социально-психологических проблем Задачи: преодоление стрессового состояния семьи (в первую очередь угнетенного, часто депрессивного состояния матери); достичь максимально возможного адекватного осознания проблемы | Информирование, активные методы обучения |
Психологическое просвещение семьи Индивидуальное консультирование в рамках КПТ Семейное консультирование: (методы: психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ). Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери (обучение родителей коррекционно-развивающим технологиям) Психологический тренинг семейного сотрудничества | |
Срочная психологическая помощь по телефону | Цель: оказать экстренную психологическую помощь и поддержку учащимся, педагогам, родителям в случае критических, кризисных состояний, конфликтных ситуаций Задачи: психологическая поддержка клиента, восстановления контроля над травмирующей ситуацией | Выслушивание, беседа | Психологическое консультирование «по телефону доверия»: консультирование клиента в ходе профессионально построенной беседы (профессиональная психологическая помощь);
|
Ожидаемые результаты:
- усовершенствование системы просветительской работы с родителями, педагогами, учащимися с ОВЗ:
- повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;
- повышение педагогической компетенции педагогов при работе с детьми с ОВЗ;
- присвоение школьниками психологических знаний и навыков, которые помогали бы им успешно учиться и
развиваться в различных сферах школьной жизни
- формирование системы мониторинга психологического здоровья у учащихся 1-11 классов;
- формирование системы психологической помощи и поддержки учащимся с ОВЗ, педагогам, родителям в случае критических, кризисных состояний, конфликтных ситуаций;
- разработка и реализация программ психологических занятий коррекционно-развивающей направленности: на преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, нарушений в поведении, трудностей в социальной адаптации, в самоопределении.
Мероприятия по повышению эффективности и качества психологических услуг в социальной сфере по направлениям деятельности:
- В целях психологического просвещения, профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у учащихся подросткового возраста в психическом состоянии, общении, развитии и обучении - проводить интерактивные беседы, тренинги, ролевые и деловые игры, семинары-практикумы и круглые столы, направленные на:
- адаптацию к образовательному процессу и развитию когнитивной сферы личности учащихся подросткового возраста;
- развитие уровня самосознания, профилактику противоправного поведения у подростков;
- формирование навыков саморегуляции, профилактику суицидального поведения и стресса;
- профилактику вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни;
- формирование благоприятной психологической атмосферы,
- формирование коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план работы педагога-психолога школы и ДОУ на 2012-13уч.г
План работы педагога-психолга сельской школы, в школе и дошкольной группе....
План работы педагога психолога школы
Примерный план годового планирования педагога-психолога по всем направлениям деятельности....
Вариант примерного годового плана работы педагога-психолога
Предлагаю вашему вниманию ещё один вариант годового плана работы педагога-психолога МБОУ. Рассчитан на ставку. Учтен ФГОС в 1-4 классах...
План работы педагога-психолога школы
Примерный план педагога-психолога среднего и старшего звена...
Годовой план работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида Тищенко Т.М. 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС
Обучение в МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через кор...
Примерный план работы педагога-психолога образовательного учреждения на 1 ставку
Примерный план работы на год для педагога-психолога, место работы - средняя общеобразовательная школа....