План работы педагога-психолога в школе
рабочая программа по психологии по теме

Ромашова Ирина Владимировна

на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godovoy_plan_raboty_2013-2014.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор МКОУ

Обуховская СОШ

                                                                                                                                                          Прохорова Н.В.  

______________

                                                                                                                                                                   (подпись)

                                                                                                          «___» _________г.

 

                                                                                                                       М.П.

План работы

педагога-психолога

МКОУ Обуховская СОШ

на учебный год 2013-2014

Подготовила: педагог-психолог

МКОУ Обуховская СОШ

Ромашова И.В.

Солнечногорск

2013 г.

                         Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

        Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  •  раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и  воспитании;
  •  профилактика школьной и социальной дезадаптации;
  •  консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
  •  повышение мотивации обучения у учащихся;
  •  создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  •  формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  •  формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни, профилактика суицидального поведения подростков;
  • организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
  • разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.

Объект психолого-педагогического сопровождения: все участники образовательного процесса (учебно-воспитательного процесса).

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:

  • Профилактика. Особенность профилактики в школьном возрасте заключается в укреплении психологического здоровья детей в рамках большой учебной загруженности и непростых социальных условиях современного общества, в создании оптимальных условий для развития и самоопределения личности, в формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную  и позитивную жизненную позицию.
  • Диагностика (индивидуальная, групповая), направленная на изучение психолого-педагогического статуса школьника, личностных качеств учащихся, уровня адаптации к изменившимся условиям обучения; диагностика педагогов и родителей.
  • Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется по заявленным проблемам (учащихся, родителей, учителей).
  • Развивающая работа (индивидуальная, групповая), направленная на создание психолого-педагогических условий для развития личностного, творческого и интеллектуального потенциала учащихся и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам.
  • Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса, развитие  навыков самопознания и самоконтроля,  толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную  и позитивную жизненную позицию.

Приоритетное направление деятельности педагога – психолога: развивающие занятия,  консультирование, просветительская деятельность.

Годовой план разработан на основе инструктивного письма Министерства образования РФ №29 1886 6 от 24.12.2001г.

Содержание работы психологической службы на год

Контингент

Вид

деятельности

Предполагаемые формы и средства

Цели

и задачи

Сроки

У Ч А Щ И Е С Я

1. Диагностика

1 класс

Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе

Тестирование,

скрининговая диагностика,

диагностические методики,

беседа, опросник,

 анкетирование;

 индивидуальная

 и групповая форма

Изучение психолого-педагогичекого статуса школьника

(согласно программе

изучения сформированности основных ЗУНов

и необходимых компетентностей), личностных качеств

учащихся, определение успешности прохождения адаптационного процесса и выявление детей, испытывающих трудности адаптации,  с целью дальнейшей разработки и проведения программ работы по психолого-педагогическому развитию и сопровождению учащихся;

оказание помощи

учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения и будущей профессии

Сентябрь-октябрь

1 класс

Диагностика уровня адаптации первоклассников к обучению в школе

Октябрь-ноябрь

5 класс

Диагностика уровня адаптации пятиклассников

Сентябрь, ноябрь

      8-11 класс

Изучение профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов

Февраль-март

1-5 класс

Скрининг-диагностика уровня мотивации учащихся

Январь-март

1-11 класс

Индивидуальная и групповая диагностика учащихся по запросу

В течение года

1-11 класс

Выявление и диагностика учащихся категории "одаренные"

Ноябрь-январь

9, 11 класс

Диагностика психологической  готовности учащихся к ГИА и ЕГЭ

Март-апрель

1-11 класс

Индивидуальное психологическое обследование учащихся, испытывающих трудности в процессе обучения и в процессе адаптации, диагностика детско-родительских отношений (по запросу педагогов, родителей)

В течение года

дошкольники

Диагностика готовности к обучению в школе (по запросу)

Апрель-май

2. Индивидуальная развивающая и коррекционно-развивающая работа

1-11 класс

Индивидуальная развивающая и  коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации (по результатам психодиагностики и запросу  родителей, педагогов)

Психогимнастика, игры и игровые упражнения, занятия с использованием  изобразительных средств, музыки, сказок

    Создание психолого-педагогических условий для развития личности и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам

В течение года

3. Групповая развивающая работа

1-11 класс

Групповая психопрофилактическая работа по запросу

Тренинговые занятия, сюжетные и

 ролевые игры,

развивающие и игровые

упражнения,

дискуссии,

 упражнения с  использованием  изобразительных средств, музыки, сказок

Создание условий

для самопознания и личностного развития учащихся с учетом возрастных особенностей,

развития навыков

общении и эмпатии,

развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся; 

для учащихся 8-11 класса – создание условий для жизненного и профессионального самоопределения;

психопрофилактика  школьной и социальной дезадаптации; формирование установок на здоровый образ жизни

В течение года

1-4 класс

Занятия с учащимися по развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности

5-11 класс

Групповые занятия по следующим направлениям:

  • самопознание;
  • творческое и личностное саморазвитие;
  • азбука общения;
  • профессиональное самоопределение (для 8-11 классов).

9, 11 класс

Занятия с учащимися по психологической подготовке к экзаменам

Формирование умения противостоять стрессу, навыка уверенного поведения; психопрофилактика эмоционального стресса

Апрель-май

4. Консультирование

5-11 класс

Консультирование учащихся по:

  • результатам диагностики,
  • развитию самопонимания, самооценке,
  • оказанию помощи при адаптации к различным жизненным ситуациям,
  • оказанию помощи по преодолению кризисов (личностных, межличностных),
  • преодолению проблем в обучении,
  • проблеме взаимодействия с родителями, учителями,
  • оказание психологической помощи в ситуации актуального стрессового состояния, конфликта, сильного эмоционального переживания,
  • оказанию помощи в личностном и профессиональном самоопределении,
  • психологической подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Индивидуальное

и групповое

консультирование;

беседа,

интервью

Оказание помощи

учащимся, испытывающим

трудности в обучении,

 общении  и развитии;

обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа,

использования своих психологических особенностей и возможностей

для успешного обучения и развития;

оказание психологической помощи и поддержки школьникам,

находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта,

сильного эмоционального переживания

В течение года

1-11 класс

Консультация учащихся по запросу родителей, педагогов

                            5. Просветительская работа

5-9 класс

"Я и мои эмоции, или как приручить внутреннего дракона"

Занятия, включающие

игры, дискуссии,

 круглые столы, классные часы,

 лекции-беседы,

презентации с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога

Формирование навыков самопознания и самоконтроля,  толерантности и навыков бесконфликтного общения;

формирование мотивации на здоровый образ жизни,

активную  и позитивную жизненную позицию

В течение года

"Быть здоровым – это модно!"

"Мое свободное время"

"Откуда берутся конфликты и как их избежать?"

"Первая любовь…"

5-11 класс

«Как справиться с плохим настроением» (профилактика суицида в подростковом возрасте)

5-11 класс

Профилактика употребления ПАВ

9, 11 класс

Профилактика возникновения стрессовых состояний в период сдачи экзаменов

Формирование умений противостоять стрессу

Третья, четвертая четверть

8-11 класс

"Парад профессий"

Организация профориентации учащихся

П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е К Т И В

1. Диагностика

Педагогический коллектив

Диагностика стилей педагогического общения учителей

Тестирование, анкетирование

Изучение стилей педагогического общения, профессиональных и личностных качеств учителей с целью развития их психолого-педагогического самосознания, предупреждения эмоционального выгорания

Ноябрь

Диагностика "Синдрома эмоционального сгорания" учителей

Март-апрель

2. Просветительская работа

Педагогический коллектив

Участие в работе педагогических советов, методических объединений учителей-предметников и классных руководителей

Выступления по теме педагогического совета, МО

Повышение уровня

психологической

компетентности педагогов, профилактика

синдрома

 профессионального

выгорания

В течение года

Лекции-беседы на темы:

- "Синдром эмоционального сгорания и как его избежать"

- "Стили педагогического общения и их эффективность"

- "Как понять ребенка, или особенности взаимодействия с учениками"

Лекции-беседы, тренинговые упражнения

3. Консультирование

Педагогический коллектив

Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам:

-     обучения, воспитания, развития и поведения детей;

-     межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических коллективов/групп;

-     разрешения конфликтов в школьных системах отношений (учитель-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель);

-    предупреждения эмоционального сгорания.

Беседа,

рекомендации

Повышение уровня психологической компетенции учителей;

создание единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка

В течение года

4. Экспертная работа

Педагогический коллектив

Заседания ПМПк:

1. Обеспечение преемственности обучения и адаптация учащихся 1, 5 классов

2. Рекомендации педагогам с целью создания психолого-педагогических условий для успешного развития учащихся, испытывающих трудности в процессе обучения

3. Направление на ПМПК учащихся, испытывающих значительные трудности с освоением учебной программы.

Анализ полученных

результатов наблюдения;

диагностики, рекомендации

Разработка и планирование единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка, определение ученических групп и параллелей

Октябрь,

ноябрь,

декабрь

Р О Д И Т Е Л И

1. Консультирование

Родители учащихся

1-11 класса и дошкольников

Индивидуальные и групповые консультации по вопросам:

- адаптации учащихся в школьном пространстве;

- половозрастных  и индивидуальных особенностей школьников;

- воспитания, обучения и развития детей;

-  жизненного самоопределения, самовоспитания;

- взаимоотношений  со взрослыми и сверстниками

Индивидуальная, групповая, семейная консультация;беседа, рекомендации

Информирование родителей о школьных проблемах ребенка, получение дополнительных сведений и информации о ребенке; психолого-педагогическое просвещение родителей и составление рекомендаций

В течение года

2. Просветительская работа

Родители учащихся

 1-4 класса

  1. «Адаптация к школе и школьному обучению. Рекомендации родителям первоклассников»
  2.  «Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям».
  3. «Детская агрессия: что делать?»

4)     «Роль семьи в формировании личности  ребенка»

Родительские собрания

в форме

лекций-бесед,

деловых игр.

Оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога

Повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

Сентябрь, ноябрь

январь,

апрель

Родители учащихся

 5 класса

 «Особенности и трудности адаптации пятиклассников к новой социальной ситуации».

Ноябрь

Родители учащихся

5-8 класса

«Психологические особенности подросткового возраста»

Декабрь

Родители учащихся

 9-11 класса

  1. «Профессиональное самоопределение старшеклассников: как помочь в выборе профессии?»
  2. «Как помочь ребенку успешно сдать экзамены»

Январь,

апрель

Родители

 учащихся

1-11 класса

Всеобучи для родителей школьников:

  1.  «Стили семейного воспитания. Ошибки воспитания»
  2.  «Профилактика самовольных уходов детей и суицидального поведения подростков»
  3. «ФГОС – что это такое?»

По плану общешкольных родительских собраний

П Е Д А Г О Г – П С И Х О Л О Г

1. Организационно-методическая работа

Педагог-психолог

  1. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
  2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
  3. Разработка, подготовка и проведение:
  • родительских собраний,
  • классных часов,
  • занятий с классными руководителями, учителями.
  1. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
  2. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий.
  3. Разработка, подготовка и  проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
  4. Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.   
  5. Проведение просветительской работы по преемственности между школой и детским садом.
  6. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
  7. Участие в работе РМО педагогов-психологов, посещение Школы молодого специалиста, посещение семинаров, круглых столов (ЦПМСС г.Солнечногорска).
  8. Проведение "недели психологии".
  9. Анализ научной и практической литературы.
  10. Ведение документации; оформление кабинета, стендов.
  11. Работа над темой самообразования «Развитие творческих и познавательных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности».

В течение года

        Составление циклограммы, графика и плана работы на текущий  учебный год.

Август -сентябрь

        Подведение итогов работы за год, составление отчетов о проведенной работе; планирование работы на следующий учебный год.

Май

2. Экспертная работа

Педагог-психолог

Участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии, консилиумах; организация помощи детям через направление на ПМПк

Подготовка материалов

Организация сопровождения учащихся

В течение года

  1. Подготовка развивающих программ;
  2. Подбор методической литературы в помощь педагогам;
  3. Посещение уроков с целью выработки рекомендаций по работе с отдельными учащимися;
  4. Разработка рекомендаций родителям, педагогам по результатам консультирования;

Ведение документации

Наблюдение, посещение уроков, изучение документации

Создание психолого-педагогических условий для развития ребенка

3. Проектная деятельность

Педагог-психолог

Участие в реализации долгосрочных программ (Программы развития школы и др.), осуществление мониторинга социально-психологического климата в коллективах педагогов и классов, реализация здоровьесберегающих технологий в педколлективе, проведение  ПМПк и т.д.

Осуществление  психолого-педагогических условий для реализации программ, отслеживание результативности

Создание психолого-педагогических условий для развития обучающихся

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы педагога-психолога школы и ДОУ на 2012-13уч.г

План работы педагога-психолга сельской школы, в школе и дошкольной группе....

План работы педагога психолога школы

Примерный план годового планирования педагога-психолога по всем направлениям деятельности....

План работы педагога-психолога школы

Примерный план педагога-психолога среднего и старшего звена...

Годовой план работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида Тищенко Т.М. 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС

Обучение в МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через кор...

Годовой план работы педагога-психолога МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» на 2016- 2017 учебный год

Цели психологического сопровождения: создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса; научно-методическое обеспечение учебно-в...

Выписка из плана работы педагог-психолога школы

Цель – психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО...

Годовой план работы педагога- психолога в школе

Представлен действующий план работы педагога- психолога в школе по основным направлениям....