План работы педагога-психолога в школе
рабочая программа по психологии по теме
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МКОУ
Обуховская СОШ
Прохорова Н.В.
______________
(подпись)
«___» _________г.
М.П.
План работы
педагога-психолога
МКОУ Обуховская СОШ
на учебный год 2013-2014
Подготовила: педагог-психолог
МКОУ Обуховская СОШ
Ромашова И.В.
Солнечногорск
2013 г.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
- повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни, профилактика суицидального поведения подростков;
- организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
- разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
Объект психолого-педагогического сопровождения: все участники образовательного процесса (учебно-воспитательного процесса).
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:
- Профилактика. Особенность профилактики в школьном возрасте заключается в укреплении психологического здоровья детей в рамках большой учебной загруженности и непростых социальных условиях современного общества, в создании оптимальных условий для развития и самоопределения личности, в формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию.
- Диагностика (индивидуальная, групповая), направленная на изучение психолого-педагогического статуса школьника, личностных качеств учащихся, уровня адаптации к изменившимся условиям обучения; диагностика педагогов и родителей.
- Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется по заявленным проблемам (учащихся, родителей, учителей).
- Развивающая работа (индивидуальная, групповая), направленная на создание психолого-педагогических условий для развития личностного, творческого и интеллектуального потенциала учащихся и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам.
- Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса, развитие навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию.
Приоритетное направление деятельности педагога – психолога: развивающие занятия, консультирование, просветительская деятельность.
Годовой план разработан на основе инструктивного письма Министерства образования РФ №29 1886 6 от 24.12.2001г.
Содержание работы психологической службы на год
Контингент | Вид деятельности | Предполагаемые формы и средства | Цели и задачи | Сроки | |||||||||||||||
У Ч А Щ И Е С Я | |||||||||||||||||||
1. Диагностика | |||||||||||||||||||
1 класс | Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе | Тестирование, скрининговая диагностика, диагностические методики, беседа, опросник, анкетирование; индивидуальная и групповая форма | Изучение психолого-педагогичекого статуса школьника (согласно программе изучения сформированности основных ЗУНов и необходимых компетентностей), личностных качеств учащихся, определение успешности прохождения адаптационного процесса и выявление детей, испытывающих трудности адаптации, с целью дальнейшей разработки и проведения программ работы по психолого-педагогическому развитию и сопровождению учащихся; оказание помощи учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения и будущей профессии | Сентябрь-октябрь | |||||||||||||||
1 класс | Диагностика уровня адаптации первоклассников к обучению в школе | Октябрь-ноябрь | |||||||||||||||||
5 класс | Диагностика уровня адаптации пятиклассников | Сентябрь, ноябрь | |||||||||||||||||
8-11 класс | Изучение профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов | Февраль-март | |||||||||||||||||
1-5 класс | Скрининг-диагностика уровня мотивации учащихся | Январь-март | |||||||||||||||||
1-11 класс | Индивидуальная и групповая диагностика учащихся по запросу | В течение года | |||||||||||||||||
1-11 класс | Выявление и диагностика учащихся категории "одаренные" | Ноябрь-январь | |||||||||||||||||
9, 11 класс | Диагностика психологической готовности учащихся к ГИА и ЕГЭ | Март-апрель | |||||||||||||||||
1-11 класс | Индивидуальное психологическое обследование учащихся, испытывающих трудности в процессе обучения и в процессе адаптации, диагностика детско-родительских отношений (по запросу педагогов, родителей) | В течение года | |||||||||||||||||
дошкольники | Диагностика готовности к обучению в школе (по запросу) | Апрель-май | |||||||||||||||||
2. Индивидуальная развивающая и коррекционно-развивающая работа | |||||||||||||||||||
1-11 класс | Индивидуальная развивающая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации (по результатам психодиагностики и запросу родителей, педагогов) | Психогимнастика, игры и игровые упражнения, занятия с использованием изобразительных средств, музыки, сказок | Создание психолого-педагогических условий для развития личности и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам | В течение года | |||||||||||||||
3. Групповая развивающая работа | |||||||||||||||||||
1-11 класс | Групповая психопрофилактическая работа по запросу | Тренинговые занятия, сюжетные и ролевые игры, развивающие и игровые упражнения, дискуссии, упражнения с использованием изобразительных средств, музыки, сказок | Создание условий для самопознания и личностного развития учащихся с учетом возрастных особенностей, развития навыков общении и эмпатии, развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся; для учащихся 8-11 класса – создание условий для жизненного и профессионального самоопределения; психопрофилактика школьной и социальной дезадаптации; формирование установок на здоровый образ жизни | В течение года | |||||||||||||||
1-4 класс | Занятия с учащимися по развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности | ||||||||||||||||||
5-11 класс | Групповые занятия по следующим направлениям:
| ||||||||||||||||||
9, 11 класс | Занятия с учащимися по психологической подготовке к экзаменам | Формирование умения противостоять стрессу, навыка уверенного поведения; психопрофилактика эмоционального стресса | Апрель-май | ||||||||||||||||
4. Консультирование | |||||||||||||||||||
5-11 класс | Консультирование учащихся по:
| Индивидуальное и групповое консультирование; беседа, интервью | Оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении и развитии; обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания | В течение года | |||||||||||||||
1-11 класс | Консультация учащихся по запросу родителей, педагогов | ||||||||||||||||||
5. Просветительская работа | |||||||||||||||||||
5-9 класс | "Я и мои эмоции, или как приручить внутреннего дракона" | Занятия, включающие игры, дискуссии, круглые столы, классные часы, лекции-беседы, презентации с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога | Формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию | В течение года | |||||||||||||||
"Быть здоровым – это модно!" | |||||||||||||||||||
"Мое свободное время" | |||||||||||||||||||
"Откуда берутся конфликты и как их избежать?" | |||||||||||||||||||
"Первая любовь…" | |||||||||||||||||||
5-11 класс | «Как справиться с плохим настроением» (профилактика суицида в подростковом возрасте) | ||||||||||||||||||
5-11 класс | Профилактика употребления ПАВ | ||||||||||||||||||
9, 11 класс | Профилактика возникновения стрессовых состояний в период сдачи экзаменов | Формирование умений противостоять стрессу | Третья, четвертая четверть | ||||||||||||||||
8-11 класс | "Парад профессий" | Организация профориентации учащихся | |||||||||||||||||
П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й К О Л Л Е К Т И В | |||||||||||||||||||
1. Диагностика | |||||||||||||||||||
Педагогический коллектив | Диагностика стилей педагогического общения учителей | Тестирование, анкетирование | Изучение стилей педагогического общения, профессиональных и личностных качеств учителей с целью развития их психолого-педагогического самосознания, предупреждения эмоционального выгорания | Ноябрь | |||||||||||||||
Диагностика "Синдрома эмоционального сгорания" учителей | Март-апрель | ||||||||||||||||||
2. Просветительская работа | |||||||||||||||||||
Педагогический коллектив | Участие в работе педагогических советов, методических объединений учителей-предметников и классных руководителей | Выступления по теме педагогического совета, МО | Повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактика синдрома профессионального выгорания | В течение года | |||||||||||||||
Лекции-беседы на темы: - "Синдром эмоционального сгорания и как его избежать" - "Стили педагогического общения и их эффективность" - "Как понять ребенка, или особенности взаимодействия с учениками" | Лекции-беседы, тренинговые упражнения | ||||||||||||||||||
3. Консультирование | |||||||||||||||||||
Педагогический коллектив | Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам: - обучения, воспитания, развития и поведения детей; - межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических коллективов/групп; - разрешения конфликтов в школьных системах отношений (учитель-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель); - предупреждения эмоционального сгорания. | Беседа, рекомендации | Повышение уровня психологической компетенции учителей; создание единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка | В течение года | |||||||||||||||
4. Экспертная работа | |||||||||||||||||||
Педагогический коллектив | Заседания ПМПк: 1. Обеспечение преемственности обучения и адаптация учащихся 1, 5 классов 2. Рекомендации педагогам с целью создания психолого-педагогических условий для успешного развития учащихся, испытывающих трудности в процессе обучения 3. Направление на ПМПК учащихся, испытывающих значительные трудности с освоением учебной программы. | Анализ полученных результатов наблюдения; диагностики, рекомендации | Разработка и планирование единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка, определение ученических групп и параллелей | Октябрь, ноябрь, декабрь | |||||||||||||||
Р О Д И Т Е Л И | |||||||||||||||||||
1. Консультирование | |||||||||||||||||||
Родители учащихся 1-11 класса и дошкольников | Индивидуальные и групповые консультации по вопросам: - адаптации учащихся в школьном пространстве; - половозрастных и индивидуальных особенностей школьников; - воспитания, обучения и развития детей; - жизненного самоопределения, самовоспитания; - взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | Индивидуальная, групповая, семейная консультация;беседа, рекомендации | Информирование родителей о школьных проблемах ребенка, получение дополнительных сведений и информации о ребенке; психолого-педагогическое просвещение родителей и составление рекомендаций | В течение года | |||||||||||||||
2. Просветительская работа | |||||||||||||||||||
Родители учащихся 1-4 класса |
4) «Роль семьи в формировании личности ребенка» | Родительские собрания в форме лекций-бесед, деловых игр. Оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога | Повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка | Сентябрь, ноябрь январь, апрель | |||||||||||||||
Родители учащихся 5 класса | «Особенности и трудности адаптации пятиклассников к новой социальной ситуации». | Ноябрь | |||||||||||||||||
Родители учащихся 5-8 класса | «Психологические особенности подросткового возраста» | Декабрь | |||||||||||||||||
Родители учащихся 9-11 класса |
| Январь, апрель | |||||||||||||||||
Родители учащихся 1-11 класса | Всеобучи для родителей школьников:
| По плану общешкольных родительских собраний | |||||||||||||||||
П Е Д А Г О Г – П С И Х О Л О Г | |||||||||||||||||||
1. Организационно-методическая работа | |||||||||||||||||||
Педагог-психолог |
| В течение года | |||||||||||||||||
Составление циклограммы, графика и плана работы на текущий учебный год. | Август -сентябрь | ||||||||||||||||||
Подведение итогов работы за год, составление отчетов о проведенной работе; планирование работы на следующий учебный год. | Май | ||||||||||||||||||
2. Экспертная работа | |||||||||||||||||||
Педагог-психолог | Участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии, консилиумах; организация помощи детям через направление на ПМПк | Подготовка материалов | Организация сопровождения учащихся | В течение года | |||||||||||||||
Ведение документации | Наблюдение, посещение уроков, изучение документации | Создание психолого-педагогических условий для развития ребенка | |||||||||||||||||
3. Проектная деятельность | |||||||||||||||||||
Педагог-психолог | Участие в реализации долгосрочных программ (Программы развития школы и др.), осуществление мониторинга социально-психологического климата в коллективах педагогов и классов, реализация здоровьесберегающих технологий в педколлективе, проведение ПМПк и т.д. | Осуществление психолого-педагогических условий для реализации программ, отслеживание результативности | Создание психолого-педагогических условий для развития обучающихся | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план работы педагога-психолога школы и ДОУ на 2012-13уч.г
План работы педагога-психолга сельской школы, в школе и дошкольной группе....
План работы педагога психолога школы
Примерный план годового планирования педагога-психолога по всем направлениям деятельности....
План работы педагога-психолога школы
Примерный план педагога-психолога среднего и старшего звена...
Годовой план работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида Тищенко Т.М. 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС
Обучение в МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через кор...
Годовой план работы педагога-психолога МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» на 2016- 2017 учебный год
Цели психологического сопровождения: создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса; научно-методическое обеспечение учебно-в...
Выписка из плана работы педагог-психолога школы
Цель – психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО...
Годовой план работы педагога- психолога в школе
Представлен действующий план работы педагога- психолога в школе по основным направлениям....