Программа по профилактике суицидального поведения
рабочая программа по психологии
Программа по профилактике суицидального поведения учащихся учебного заведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_profilaktike_suitsidalnogo_povedeniya.docx | 52.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения
«Выбери жизнь»
Срок реализации - 2019-2020 учебный год.
Составитель:
педагог-психолог
Ф.И.О. Дамбина Александра Андреевна
Санкт-Петербург
2019 г.
- Пояснительная записка
Данная Программа направлена на обеспечение организации деятельности психолога по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержат описание модели профилактической работы по предотвращению рисков суицида и суицидальных намерений среди обучающихся общеобразовательных организаций.
При реализации данной программы поддерживается приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
- Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
- Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");
- Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. №2106);
- Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный Закон РФ от 24 июня 2010 г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в ОУ Министерства образования и науки РФ от 18.01.16 №7-149;
- Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида".
- Место и роль профилактики суицидального и саморазрушающего поведения в психолого-педагогическом сопровождении
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Самоубийства в Российской Федерации являются важной социальной проблемой национального масштаба. Уровень самоубийств в нашей стране остаётся одним из самых высоких в мире. По состоянию на апрель 2016 года он составляет 15,4 случаев суицида на 100 тыс. населения.
Одной из самых напряженных остается в нашей стране ситуация по самоубийствам среди подростков. По данным ВОЗ, около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. По числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров. По разным оценкам, мы занимаем первое или четвертое место. Так, по заявлению Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, согласно статистике, на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. Врачи констатируют, что из каждых 100 тысяч детей в возрасте 10-14 лет 2,5 кончают с собой, а из подростков 15-19 лет — 16,3. Среднемировая величина почти в три раза ниже.
Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и всех должностных лиц образовательной организации понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы.
- Цели и задачи программы
Цель программы: профилактика суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- разработка и проведение психологических мероприятий и проектов, направленных на профилактику суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;
- проведение комплекса мероприятий для выявления обучающихся группы лиц, склонных к суицидальному и саморазрушающему поведению и их комплексное психолого-педагогическое сопровождение (выявление причины склонности, психокоррекция поведения);
- осуществление психологического просвещения учащихся, педагогов, родителей (законных представителей) в области профилактики, причин, признаков и опасностей суицидального и саморазрушающего поведения;
- разработка психологических рекомендаций для учащихся, родителей и педагогов по устранению суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;
- повышение уровня самооценки, уровня социально – психологической адаптации детей и подростков.
- формирование осознанного и ответственного отношения к своей жизни и здоровью у учащихся общеобразовательного учреждения;
- оформление и ведение документации по реализации программы (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
- Теоретико-методологическая основа разработки Программы
Теоретико-методологической основой разработки Программы стали следующие теоретические концепции, предложенные ниже.
Социологическая концепция исходит из того, что в основу суицидального поведения закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции. По мнению представителей этой концепции, большинство суицидальных действий направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими.Основатель индивидуальной психологии А. Адлер рассматривает суицид как результат кризиса, приводящей к регрессии, крайней стадией которого является суицидальная попытка.
К. Меннингер, разделяя точку зрения Фрейда, выделил три взаимосвязанных бессознательных механизма: месть/ненависть (желание убить), депрессия/ безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым).
Точка зрения основателя трансактного анализа – Э.Берна, заключается в трактовке суицидального поведения как результата формирования и развития жизненного сценария под влиянием «родительских предписаний».
Согласно концепции автора теории личностных конструктов G.Kelli суицид – это акт, совершаемый с целью доказать достоверность своей жизни, либо акт ухода от действительности из-за «фатализма или тотальной тревоги».
Представители экзистенциально-гуманистического направления полагают, что основная причина самоубийства – утрата смысла жизни.
Авторы отмечают присутствие у суицидентов чувство невыносимой душевной боли, изолированности от общества, ощущение безнадёжности и беспомощности. А.Т. Beck, представитель когнитивно-бихевиорального направления, в причинах самоубийства видит роль негибкого мышления («Жизнь ужасна, альтернатива ей только смерть…»), которое ведёт к невозможности выработки оптимальных решений своих проблем.
В концепции суицидального поведения А.Г. Амбрумовой используется интегративный подход: суицидальное поведение рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого субъективно неразрешимого микросоциального конфликта. Согласно этой теории, суицид представляет собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации и определяется личностными особенностями человека, его жизненным опытом, интеллектом, характером и стойкостью интерперсональных связей. По мнению авторов (Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я., 1978) на суицидальное поведение подростков значительное влияние имеют межличностные отношения со сверстниками и родителями. Так, в предпубертатном периоде преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном – «сексуальные» и «любовные».
Таким образом, современные исследователи рассматривают суицидальное поведение как многофакторное явление, в генезе которого играют роль клинические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы, а сам суицид – явление неоднородное: в одних случаях это обдуманные, заранее запланированные действия, в других – импульсивные.
Исходя из описанной многофакторности суицидального и саморазрушающего поведения, для его профилактики должен использоваться системный подход психолого-педагогического сопровождения.
Так, сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами:
1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе социализации;
2) созданием социально-психологических условий для устранения рисков суицидального и саморазрушающего поведения у каждого ребенка, успешности его социальной адаптации;
3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в социальной адаптации и обучении навыков самостоятельного разрешения личностных проблем, коррекции собственного психоэмоционального состояния, увеличения мотивации к жизни.
Современная ситуация и обновление нормативно-правовой базы в области образования и психолого-педагогического сопровождения предъявляет новые требования к структуре психологического сопровождения и профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе профилактической и коррекционной деятельности.
- Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения
В современных условиях предупредить суицидальное и саморазрушающее поведение учащихся возможно только при реализации системного подхода. Системный подход включает в себя следующие направления деятельности психолога.
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возникшей ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
2. Диагностика (индивидуальная и групповая) - выявление явлений и признаков дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся и их психического состояния, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной траектории работы с ребенком.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для предупреждения и коррекции дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательной организации.
4. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новой модели поведения, возможности ее приобретения и реализации в жизни.
5. Психологическое просвещение участников образовательного процесса - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
6. Организационно-методическая работа - разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на развитие универсальных учебных действий, преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся; оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
Основные объекты деятельности в рамках реализации программы:
- подростки, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- учащиеся, нуждающиеся в срочной психоэмоциональной поддержке.
- неблагополучные семьи.
- Основные психолого-педагогические мероприятия по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения
Первый уровень – общая профилактика.
Цель – повышение уровня психологического климата и групповой сплоченности в школе.
Мероприятия:
Создание общих школьных программ психологического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
• Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
• Психологическое просвещение среди родителей в первую очередь через выступления на родительских собраниях, лекториях, конференциях, через информирование на сайте гимназии.
• Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
• Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей на различных уроках и занятиях по психологии.
• Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика
Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия
1.Диагностика суицидального поведения
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
• Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
• Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
• Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
3.Просветительские мероприятия - классные часы, круглые столы, стендовая информация.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
• Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
С педагогами проводится психологическое просвещение в вопросах психологического здоровья самих педагогов, а также дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Родителей знакомим с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, даются рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.
4.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
• Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.
Третий уровень – вторичная профилактика
Цель - Предотвращение самоубийства.
Мероприятия
1.Оценка риска самоубийства.
Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
• Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.
2.Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей.
3.Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.
Четвертый уровень – реабилитация и профилактика рецидива
Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
2.Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. В целом, данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов.
Утверждено
Решением Педагогического совета
______________ 2019 г
- Календарное планирование
№ п/п | Название работы | Категория сопровождения | Условия проведения | Специалисты | Срок проведения | Предполагаемый результат |
Организационно-методическая деятельность | ||||||
1 | Создание плана по профилактике на учебный год. Согласование и утверждение годового плана. | - | - педагогический совет | педагог-психолог, директор, заместители директора, социальный педагог | август-сентябрь | утвержденный годовой план по профилактике |
2 | Организационная и методическая подготовка к проведению психолого-педагогических мероприятий: материал для семинаров и родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, диагностический инструментарий, программы тренингов и развивающие программы, раздаточный материал, презентации для выступлений, информационные листовки (буклеты) | все категории | педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог | в течение учебного года | материалы для психолого-педагогических мероприятий; | |
3 | Подготовка к индивидуальным и групповым занятиям с детьми (подбор содержания, материалов, составление коррекционно-развивающих программ) | учащиеся ОУ | педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | в течение учебного года | материалы для коррекционно-развивающих занятий | |
№ п/п | Название работы | Категория сопровождения | Условия проведения | Специалисты | Срок проведения | Предполагаемый результат |
4 | Оформление документации: - составление анкет, диагностических комплексов, подбор и изготовление материалов для диагностической работы; - обработка и анализ результатов диагностических исследований (групповых и индивидуальных); - обобщение полученных результатов, написание справок и отчетов, оформление заключений по итогам индивидуальной и групповой диагностики; - заполнение журнала заключений по итогам диагностики, журнала групповой и индивидуальной работы, журнала консультаций, - заполнение индивидуальных карт психологического развития детей, индивидуальных маршрутов развития, документов на учеников, имеющих риск суицидального и саморазрушающего поведения; - написание анализа по проведенным мероприятиям | учащиеся ОУ, родители учащихся | педагог-психолог | в течение учебного года | заключения по итогам диагностики, карты психологического сопровождения детей с признаками саморазрущающего поведения или подобным риском | |
№ п/п | Название работы | Категория сопровождения | Условия проведения | Специалисты | Срок проведения | Предполагаемый результат |
Просветительская деятельность | ||||||
5 | Выступления на педагогических советах и семинарах с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в части признаков и причин саморазрушающего и суицидального поведения | педагогический коллектив ОУ | педагогический совет, семинар | педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог | в течение учебного года | повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ОУ |
6 | Выступления на родительских собраниях с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам признаков и причин саморазрушающего и суицидального поведения | родители учащихся ОУ | родительские собрания | педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог | в течение учебного года | повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся ОУ |
7 | Выступление на родительских собраниях и совещаниях педагогического коллектива по выявленным в ходе диагностических исследований по данной теме | родители учащихся ОУ, педагогический коллектив ОУ | педагогические советы, родительские собрания | педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог | в течение учебного года | осведомленность родителей учащихся ОУ и педагогов ОУ о результатах диагностики |
9 | Выступления на классных часах по профилактике саморазрушающего и суицидального поведения | учащиеся ОУ | классные часы | педагог-психолог, зам. директора по ВР и УВР, социальный педагог, классные руководители | в течение учебного года | разрешение и обсуждение с учащимися вопросов опасности и нецелесообразности саморазрушающего и суицидального поведения, повышение уровня компетенций учащихся по данной проблеме, по возможностям решения проблем иными безопасными методами |
10 | Оформление информационного стенда педагога-психолога | Учащиеся, родители, педагоги ОУ | педагог-психолог | в течение учебного года | оформленный информационный стенд педагога-психолога; увеличение доступа актуальной психолого-педагогической информации | |
№ п/п | Название работы | Категория сопровождения | Условия проведения | Специалисты | Срок проведения | Предполагаемый результат |
Профилактическая деятельность | ||||||
11 | Профилактические занятия с обучающимися средней школы для предупреждения суицидального и саморазрушающего поведения среди учащихся (развитие навыков улучшения своего психоэмоционального состояния, саморефлексии, проблем-разрешающего поведения, способности доверия педагогам и обращения за помощью) | учащиеся средней школы | Профилактические занятия | педагог-психолог, классные руководители | в течение учебного года | отсутствие/снижение суицидального и саморазрушающего поведения у учащихся; развитие мотивационной и коммуникационной сфер, устойчивость мотивации к жизни и разрешению собственных проблем безопасными способами; развитие навыков улучшения своего психоэмоционального состояния, саморефлексии, проблем-разрешающего поведения, способности доверия педагогам и обращения за помощью |
12 | Профилактика буллинга среди учащихся | учащиеся начальной и средней школы | Профилактические занятия | педагог-психолог, классные руководители | в течение учебного года (по запросу) | отсутствие буллинга в образовательном учреждении |
13 | Индивидуальная просветительская работа с обучающимися, с высоким риском и присутствием признаков суицидального и саморазрушающего поведения | Учащиеся с высоким риском саморазрушающего поведения | Индивидуальные и групповые занятия | педагог-психолог | в течение учебного года | создание индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося с высоким риском и присутствием признаков суицидального и саморазрушающего поведения; снижение и нивелирование уровня риска и признаков суицидального и саморазрушающего поведения |
№ п/п | Название работы | Категория сопровождения | Условия проведения | Специалисты | Срок проведения | Предполагаемый результат |
Диагностическая деятельность | ||||||
14 | Изучение психоэмоционального состояния обучающихся 5-11х классов (групповая диагностика) | обучающиеся 5-11х классов | групповая диагностика | педагог-психолог, классные руководители | Ноябрь 2019 | справка по итогам психолого-педагогической диагностики; актуальная информация о психоэмоциональном состоянии обучающихся 5-11х классов; записи в журнале заключений по итогам диагностики; выводы и рекомендации по результатам диагностики |
15 | Индивидуальная углублённая диагностика обучающихся с выявленными высоким риском и присутствием признаков суицидального и саморазрушающего поведения | Учащиеся с высоким риском саморазрушающего поведения | индивидуальная диагностика учащихся | педагог-психолог, | Ноябрь-декабрь 2019 | справка по итогам психолого-педагогической диагностики; выводы и рекомендации по результатам диагностики |
Коррекционно-развивающая деятельность | ||||||
28 | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, с выявленными высоким риском и присутствием признаков суицидального и саморазрушающего поведения | Учащиеся с высоким риском саморазрушающего поведения | индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | педагог-психолог | ноябрь - май | снижение и нивелирование уровня риска и признаков подобного поведения; индивидуальное личностное развитие; развитие навыков улучшения своего психоэмоционального состояния, саморефлексии, обращения за помощью,проблем-разрешающего поведения |
Коррекционно-развивающая работа с семьями учащихся с высоким риском или признаками саморазрушающего поведения | Семьи учащихся с высоким риском или признаками саморазрушающего поведения | индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | педагог-психолог, социальный педагог | в течение учебного года | снижение и нивелирование уровня риска и признаков суицидального и саморазрушающего поведения; коррекция детско-родительских отношений и ситуации в семье | |
29 | Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа (по запросу) | учащиеся ОУ | групповые и индивидуальные занятия | педагог-психолог | в течение учебного года | решение индивидуальных проблем лично и в группе |
№ п/п | Название работы | Категория сопровождения | Условия проведения | Специалисты | Срок проведения | Предполагаемый результат |
Консультационная работа | ||||||
31 | Индивидуальное консультирование учеников, родителей и педагогов по вопросам, возникающим в части причин и действий при наличии признаков саморазрушающего и суицидального поведения | все категории | индивидуальные консультации | педагог-психолог | в течение года (по запросу) | решение индивидуальных вопросов в части причин и действий при наличии признаков саморазрушающего и суицидального поведения |
32 | Групповое консультирование учеников, родителей и педагогов по вопросам, возникающим в ходе образовательного процесса | все категории | групповые консультации | педагог-психолог | в течение года (по запросу) | решение индивидуальных проблем лично и в группе |
33 | Консультирование педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) по результатам проведенной психолого-педагогической диагностики по выявлению риска и признаков суицидального и саморазрушающего поведения (индивидуальные и групповые консультации) | все категории | индивидуальные и групповые консультации | педагог-психолог | в течение года | формирование правильного и ясного понимания интерпретации результатов диагностики у педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей); формирование плана действий педагогов, обучающихся, родителей на основе результатов диагностики |
Аналитическая и экспертная деятельность | ||||||
36 | Посещение и анализ уроков и мероприятий с целью наблюдения за Учащимися с высоким риском саморазрушающего поведения | Учащиеся с высоким риском саморазрушающего поведения | уроки и внеклассные мероприятий | педагог-психолог, социальный педагог, педагогический коллектив | в течение года (по запросу) | протоколы наблюдений; создание выводов и рекомендаций на основе проведенных наблюдений |
38 | Подготовка аналитического отчета по итогам проделанной работы за год и планирование работы на новый учебный год | - | - | педагог-психолог, администрация | май – июнь 2019 | аналитический отчет по итогам проделанной работы за год; формирование плана работы на следующий учебный год; совершенствование деятельности педагога-психолога на основе саморефлексии и обратной связи всех участников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2021-2026 учебный год
В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...
Индивидуальная программа по профилактике суицидального поведения
Цель: актуализация личностных ресурсов, развитие адаптивных механизмов личности Задачи:· Мобилизация внутренних ресурсов личности.·...
Программа по профилактике суицидального поведения среди обучающихся
Цель программы: обеспечение условий, способствующих развитию, самореализации, социализации, сохранению физического, психологического и социального здоровья, обучающихся в процессе обучения....
Профилактика суицидального поведения и оказание экстренной психологической помощи при суицидальных попытках детьми и подростками
Профилактика суицидального поведения иоказание экстренной психологической помощипри суицидальных попыткахдетьми и подростками....