Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
методическая разработка по психологии на тему

Зильберс Марина Майгоновна

                  В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантного поведения. Материал может быть полезен для  подгототовки семинаров с педагогами, родительских собраний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

Педагог – психолог Зильберс М.М.

Оборудование: чистые листы бумаги, карандаши, презентация по теме.

На нашей сегодняшней встрече мы обсудим практику работы с  девиантными детьми, причины, профилактику и меры коррекции девиантного поведения.

Поговорим о профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.

        Попутно хочу отметить, что хотя мы по ходу нашей  совместной работы  и повторяем не раз определение «дети», под этим понятием мы также  имеем в виду и подростков.

Для того чтобы нам было интересно и комфортно в дальнейшей работе, предлагаю разбиться на группы.

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.

Но для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать. Так говорил в свое время К.Д.Ушинский. Работая с детьми девиантного поведения, мы должны знать…

Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, возьмите листы бумаги и за одну минуту напишите, что должны знать педагоги о работе с такими детьми.

Давайте сравним ваши ответы с реальными фактами. Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения?

Он должен знать:

  • Особенности подросткового возраста
  • Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений                        
  • Факторы риска, формирующие девиантное поведение
  • Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние

Алгоритм действий по профилактике девиантного поведения, который включает в себя:

  • Основные направления работы с девиантными детьми
  • Основные направления работы с родителями
  • Основные направления работы с педагогами
  • Формы и методы психолого-педагогического воздействия
  • Модели пропаганды здорового образа жизни
  • Модели профилактики злоупотребления ПАВ

    Знать особенности подросткового возраста необходимо, т.к. это имеет большое практическое значение: из 11 классов средней общеобразовательной школы по крайней мере в 5-ти учатся подростки. Именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения  биологического и социального в человеке. Подросток нам иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».

    Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

 «Ассоциации»

- Пожалуйста,  назовите  Ваши ассоциации со словом подросток?» Запись на доске в двух колонках:  

Трудный возраст,  упрямство, буря, максимализм, конфликт, отрочество, взросление, взросление, проблемы, неформал, тинейджер,

беззаботность, веселье, надежды, планы, первая любовь,

  - Все ассоциации можно разделить на ассоциации, связанные с проблемами и трудностями, характерными для переходного возраста и связанные с теми сторонами подростковой жизни, которые редко описываются в книгах, — это личные воспоминания о том, как тогда было здорово, весело, беззаботно…

   Поэтому мы можем говорить, что все проблемы переходного возраста (который, собственно, является нормальным процессом становления личности ребенка) – это не только трудности детей, но также и взрослых, родителей, педагогов.  Как часто можно услышать, что «ребенок был хороший, послушный, ну просто нарадоваться не могли. А потом начались трудности, постоянные споры, ссоры,  непонимание…».

 «Трудности взаимодействия с подростком»

- Уважаемые коллеги, подумайте, пожалуйста, какие проблемы возникают у вас при работе с подростками. Выделите эти проблемы и проранжируйте   их следующим образом: самую типичную трудность запишите под номером «один». Вторую, по частоте встречаемости трудность напишите под цифрой «два» и так далее. (5-7 минут)

    В группах  обсудите  записанные вами трудности и обобщите их. Потом, каждая группа зачитает что получилось, а мы запишем эти трудности. (Запись трудностей в 5 столбцов по частоте встречаемости).

Лидирующие трудности

Обсуждение в ходе, которого выделяют самые лидирующие трудности, самые распространённые.

 «Положительные и  отрицательные черты подростка»

- Как мы убедились, многие из нас имеют одинаковые трудности в своей педагогической работе с подростками. Может быть, потому что все наши  подростки похожи?  Но, наверное, опыт каждого из вас позволит найти массу возражений против такого утверждения. Подростки бывают очень  разными. И хотя проблемы в работе с ними, действительно, мало отличаются, но причины этих проблем вряд ли всегда совпадают. Давайте проведём упражнение, которое, надеюсь, поможет нам понять что-нибудь новое в наших отношениях с подростками. Выберите, пожалуйста, одного из своих подростков. Только одного. Называть его имя не нужно.

(через минуту уточнить у аудитории, сделан ли такой выбор)  Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите его перед собой горизонтально. Разделите его пополам вертикальной чертой. Над левым столбцом напишите: «Мне трудно с этим учеником, потому что…». Над правым  столбцом –  «У этого ученика есть замечательные черты…». Заполните эти столбцы, закончив каждое из начатых двух предложений не менее чем семью способами. Без вашего желания и согласия никто не будет читать ваши записи. Время на работу 20 минут. 

По завершении проводим обсуждение:

- Насколько сложным оказалось выполнение этого задания?

- Было ли для вас трудно заполнять второй столбец? Почему?

- Удалось ли вам назвать семь пунктов, описывающих «замечательные черты» подростка? Почему ?

- Появились ли у вас неожиданные новые  мысли о вашем ученике?

- Захотелось ли вам попристальнее понаблюдать за этим подростком  и лучше понять его?

Y. Упражнение «Портрет современного подростка»

Рисунок  Портрет подростка (рисует  лектор)

      Группа делится на подгруппы, сидящих рядом слушателей.  Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны им самим, дополняют этот список и таким образом составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение. (см. Приложение №1.)

   Вот такой он подросток, который в силу ряда причин может стать трудным, подростком с девиантным поведением.

   Итак, что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? Назовите ваши ассоциации, связанные с данным словом… (хулиганство, драка, нарушение дисциплины, воровство, вредные привычки, наркомания, алкоголь…)

   Предлагаю  в  группах обсудить и  сформулировать определение понятия «девиантное поведение». На эту работу вам 2-3 минуты.

    Итак, уважаемые коллеги,  девиантное поведение – это … (Группы зачитывают свои определения).

 Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. (Словарь Ожегова)

Выделяют три формы девиантного поведения:

  • Антисоциальное поведение
  • Асоциальное поведение
  • Аутодеструктивное поведение

Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

I.  Антисоциальное поведение –  поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

- Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?

(Обсуждение в группах

  -Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

          -Воровство;

            - Мелкое хулиганство;

                -Вандализм;

                    -Порча чужого имущества;

                         -Торговля наркотиками.

II.     Асоциальное поведение уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

- Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?

(Обсуждение в группах

-Побеги из дому;

  - Систематические пропуски в школе;

      - Агрессивное поведение;

          - Ложь;

              -Вымогательство;

                     - Беспорядочные половые связи;

                        -Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

                             -  Ненормативная лексика.

III. Аутодеструктивное поведение –   поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

- Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?

(обсуждение в группах

- Курение;

          - Токсикомания;

                  - Наркомания;

                         - Вскрытие вен,

                                     - Алкоголизм,

                                                          - Суицид.

- Уважаемые коллеги, ввиду своей профессии, вам часто приходится разбирать разные педагогические  ситуации. Сейчас я предлагаю каждой группе проанализировать предложенные  ситуации.  Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них. (Работа в группах)

СИТУАЦИИ – (три  по каждой группе поведения) раздаются каждой группе:

  1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (Агрессия – асоциальное поведение).
  2. Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. (Насилие – Антисоциальное поведение).
  3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания – аутодеструктивное поведение).

Задание всем группам:  Выделите проблему (проблемы) из ситуации, предположите возможные причины их возникновения, дайте психолого-педагогическое обоснование названных причин. Спланируйте работу педагога по решению обозначенной проблемы (проблем).

Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей  другой  национальности. Ваш класс многонациональный. (Приложение 1).

     Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений:  нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы. Согласно этим линиям нарушения, мы рассмотрим сегодня методы воздействия и помощи девиантному подростку.

      Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины. Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?

  • Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

      Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а может вырасти из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

Игра «Чистый лист». (Лектор берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге?  (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.

  • Семья
  • Наследственность
  • Проблемы в подростковом возрасте
  • Отсутствие прочных социальных связей.

Рассмотрим поближе каждый из них.

Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, исходя из данных факторов, давайте попробуем самостоятельно определить, какие же причины могут вызвать отклонения в поведении ребенка. Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Обсудите в группах, как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка. (работа в группах)

    Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, распад семьи толкают ребенка на путь правонарушений.

  Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.

Это…  назовите их, пожалуйста.

-Поражение нервной системы в родах

-Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….

-Физические дефекты

-Наследственность -  рождение от наркомана или алкоголика

-Раннее половое созревание или его дисгармония

Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

Мозговой штурм. Обсудите в группах и назовите распространенные проблемы подросткового возраста. …

    Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический  из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает:

       Взаимоотношения со сверстниками.

  • Конфликтное отвержение со стороны сверстников
  • Вымогательства  денег, давление, шантаж;
  • Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения
  • Принуждение совершать поступки против воли.

И:

Учителя, учеба

Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном, как говорится, второсортным ребенком на всю жизнь. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности семьи?  Поэтому у учителей вырабатывается стереотип проблемного ребенка. Если ребенок оступился раз, кажется, что он на самом деле такой и поступить иначе не может. Наблюдается:

  • Негативное  отношение взрослых  к ребенку высокой степени выраженности (в частности, учителей);
  • Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
  • Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми;
  • В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях;

Отсутствие прочных  социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в  подростках постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них  появляется сильное  стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.

     В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки. 

Суицид – сознательный акт самоуничтожения, по собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.

Человеку даруется жизнь.
Перед ним открывается вечность,
Находясь в теплых любящих руках родителей, ребенок учиться жить, чувствовать.
Он узнает и познает мир.
Но в жизни каждого ребенка есть слезы, обиды, разочарования.
Ребенок становиться злым, несчастным, непонятым, непринятым.
Он растет, и вместе с ним растут его слезы, обиды, разочарования.
Не понят, не принят, отвергнут. И всего этого много, много и невыносимо тяжело.
Он ищет поддержки, заботы, любви и участия.
Отчаяние тяготит,  и он принимает решение, не найдя выхода он…
Стоя перед пропастью, он делает шаг…
Он ушел, он…а Вы…Вы остались.

«…Черным стал февраль в школе № 7 республики Марий Эл. Два подростка, покончили жизнь самоубийством… Родители и педагоги школы до сих пор не могут понять данный поступок…»

«…В Благовещенске покончили с собой две школьницы, 14 и 16 лет, выбросившись с двенадцатого этажа многоэтажного здания… Обе девочки скончались на месте»

«В конце февраля в одной из школ Правдинского района Калининградской области повесилась школьница 15 лет…»

   Слыша такие новости, мы с вами впадаем в шоковое состояние, либо возмущаемся  таким фактам.

   Но мало кому приходит в голову попытаться понять и принять подростков. Попытаться разобраться, а что же происходит и как помочь подростку.

   В категорию детей с суицидальным поведением включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью. Напоминаю, что данное поведение  относят  к одной из  форм девиантного  (отклоняющегося) поведения, а конкретно аутодеструктивному  поведению.  

Выделяют 3 основных типа подростковых самоубийств:

  • Аффективные - покушение на свою жизнь в состоянии сильного душевного волнения. Суицидальные действия, совершенные  под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев -  затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими,  совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
  • Демонстративно-шантажные - путем имитации самоубийства решить свои проблемы, получить выгоду. В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
  • Истинные – мотив лишить себя жизни. Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий.  Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты. 

        Самоубийство -  слишком  противоестественный  и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает  не  мгновенно.  Ему,  как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

Работа в группах: - Обсудите в группах причины ухода из жизни детей, используя материал лекции и собственные знания.

Причинами суицида в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1) Несформированное понимание смерти 

  •  В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2) Отсутствие идеологии в обществе 

  •  Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3)  Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям 

  •  При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

   4)  Дисгармония в семье. Эта дисгармония носит не внешний, а содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации.

5) Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества) 

6) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией  протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

 Можно выделить 3 фактора суицидального поведения:

-проблемы во взаимоотношениях с родителями, которые зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативности отношений;

-проблемы в школе, которые чаще связаны с личностью учителя (авторитарный или попустительский), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой), личностными отношениями к успеваемости, фактором жизненных перспектив;

-проблемы во взаимоотношениях со сверстниками - общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение.

7) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. В младшем школьном возрасте «маска» депрессии нередко представляет собой сочетание вялости, быстрой утомляемости  и снижения побуждения, нарастающей идеомоторной заторможенности, которая постепенно блокирует способность ребенка усваивать новый учебный материал, создается впечатление нарушений памяти, формирования картины «псевдодебильности». Нередко наблюдаются школьные фобии, конфликты с родителями, школьная дезадаптация. Часто бывают жалобы на  недомогание, неприятные ощущения в теле, повышенную утомляемость. Дети капризны, раздражительны, плаксивы. Отмечаются нарушения сна, аппетита. В высказываниях звучит недовольство собой и окружающими, жалобы на скуку.

Для детей более старшего возраста (10-14 лет) характерен вариант депрессии, замаскированной девиантным поведением. Характерно обилие несвойственных ранее подростку нарушений поведения широкого спектра: от грубости, конфликтности с домашними и пропусков школьных занятий до бродяжничества, противоправных поступков, алкоголизации, наркотизации, сексуальных эксцессов. Аффект тоски выражен незначительно.

   Но не стоит, однако, забывать, что все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, таким образом, есть множество тревог, проблем, непонимания которые, накапливаясь, подводят подростка до негативных поступков.

Родителям и педагогам важно понимать вербальные и невербальные ключи - ранние маркеры-предвестники, свидетельствующие о риске совершения суицида:

Изменение эмоций:

  • - потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • - частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • - необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • - постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • - ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • - уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека - одиночку;
  • - нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • - погруженность в размышления о смерти;
  • - отсутствие планов на будущее;
  • - внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  • Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
  • Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
  • Много шутить на тему самоубийства;

Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Изменение поведения:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами. 

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

  • в еде – есть слишком мало или слишком много;
  • во сне – спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде – стать неряшливым;
  • в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Для того, чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций,  а также для коррекции поведения,  необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории:

Алгоритм действий:

  1. Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы).

Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: ребёнок погружён в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чересчур педантичен, ведёт себя демонстративно и др.

  1. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты. Проводить регулярные замеры эмоциональных состояний учащихся.
  2. Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений.
  3. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

проблемы

В обучении

В поведении

В самосознании

В общении

Направления работы

  1. Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами. (Можно использовать примерный план коррекционной работы с ребенком на месяц).

Нужно отметить, что для достижения положительных результатов необходимо строить работу с ребенком во взаимодействии со всеми структурами общеобразовательного процесса.

6. Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия. 

7. Анализ динамики развития. Корректировка программы развития (отмечается в карте развития ребенка) – классный руководитель – систематически.

И первое, что нужно предпринять, это выявить детей с отклоняющимся поведением, детей, находящихся в кризисном состоянии, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы, изучения межличностных взаимоотношений учащихся в классном коллективе диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка.

Основные направления работы с девиантными  детьми

Итак, после того, как проведено полное диагностическое обследование и стали понятны проблемы ребенка, необходимо выработать основные направления работы с ним. Я попыталась  систематизировать работу с девиантными детьми по линиям нарушений для удобства использования. Предлагаю их рассмотреть:

  1.     Нарушения в  обучении:

 Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.

В первую очередь мы снова обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.

  1. Нарушения в поведении:
  • Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком;

     При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.

  • Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения

       Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.

  • Создание комфортных условий ребенку в коллективе;

Чаще – совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми – хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому не нужным, не таким как все. Сам он не способен  устанавливать близкие взаимоотношения и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае возможно использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.

  • Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха.  Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки доп. образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.
  • Я предлагаю вам одно из упражнений из цикла «развитие уверенности в себе». Приглашаю по одному представителю от каждой группы для участия в игре. Игра «Король класса». (На стул в центре круга садится ученик – король. Участвует каждый ученик в роли короля, остальные делают ему комплименты)

!!! Прежде чем проводить упражнения на формирование уверенности в себе, необходимо познакомить ребят с правилами поведения в группе, и, при их несоблюдении назначать санкции; например, рассказать стихотворение, отжаться и т.д.).

Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств, и т.п.), постараться деликатно выявить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период – не учебные достижения, а эмоциональное благополучие.

   Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.

   В школе таких детей видишь обязательно при взрослом, которых он выбирает согласно своим интересам – классным руководителем, вокруг какого-нибудь учителя, в библиотеке, у трудовика.

   Для  профилактики суицидальных настроений проводят систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости,  отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении прогнозировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы, СМИ.  Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, т.к. в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения протестной реакции и д.р.

    Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны организовать ребенку ситуацию успеха. Это могут быть коллективные творческие дела, спортивные соревнования, трудовые дела и т.д.)

  • В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителей церкви и т.д.

                Мы обращаемся к следующему виду нарушений:

       3.  Нарушения в общении:

  • Для формирования навыков конструктивного общения необходимо проводить классные часы, которые вы всегда можете найти в своих методических  журналах. («Справочник классного руководителя», научно-методический журнал «Классный руководитель»)
  • Организация системы поощрений при применении навыков общения.
  • Проведение бесед-практикумов по ФОРМИРОВАНИ  СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности.  Необходимо напоминать подросткам, что сказанное в гневе слово ранит очень больно.  (Притча  Гвозди).
  1. Нарушения в самосознании

   Отрицательное влияние семьи, окружения может быть нейтрализовано только воспитанием. Даже если семья сама по себе является фактором риска, и подросток живет среди алкоголиков и наркоманов, у него всегда есть шанс вырасти здоровым и социально благополучным взрослым.

Это происходит тогда, когда на помощь подростку приходят окружающие, в первую очередь школа и детский коллектив. Активная коллективная деятельность помогает удовлетворить ребенку потребность в общении как со сверстниками так и со взрослыми, помогает найти признание, самоутвердиться. Только тогда меняется самосознание.  Поэтому наша задача -

  • Формировать в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха.
  • Вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление; через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты, в качестве руководителя.
  • Кроме того,  мы  должны научить его вести Здоровый Образ Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, сумеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.

А сейчас мы продолжаем работу и обратимся к разделу «Работа с родителями»

Семья

Личностно-ориентированное взаимодействие невозможно без глубокого изучения семьи, выявления особенностей семейного воспитания, ее нравственного микроклимата, положения детей и родителей в системе внутрисемейных взаимоотношений.

Кроме того, это работа с родителями в разных направлениях:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ по проблемам нарушений предлагаем вам использовать:

  • Памятки  для родителей по решению проблем в семье,
  • Рекомендации  «некоторые способы решения типичных проблем», которые содержат в себе проблему и деятельность родителя по решению конкретной проблемы,
  • ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

ГРУППОВАЯ РАБОТА

  • В групповой работе с родителями вам предлагается использовать: Часы родительских встреч, родительские собрания, семинары, лектории, групповые дискуссии ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ, библиотерапию, дни творчества для детей и их родителей
  • ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ мы можем оказать ЧЕРЕЗ ПРИГЛАШЕНИЕ родителей НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ
  • А также через организацию «Клуба родительских встреч», предлагается разная тематика встреч по проблемам семей, на которых с родителями
  • проводятся групповые собеседования, обсуждаются наболевшие проблемы, проводятся общения-практикумы.

Работа в группах: А сейчас на завершающем этапе работы я предлагаю каждой группе подумать, какие профилактические мероприятия с детьми, родителями и педагогическим коллективом были бы востребованы в школе в следующем учебном году.  В группах в течение 5-7 минут вы можете предложить свои варианты мероприятий (работа с таблицей).

Мероприятия по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

С родителями

С обучающимися

С педагогическим  коллективом

В качестве варианта профилактической работы предлагаю сочинить синквейн на тему: «Люди рождены ради жизни»:

Правила синквейна:

1 строка – одно слово,

2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих тему,

3 строка – глагол, описывающий действие по теме,

4 строка – афоризм,

5 строка – слово – ассоциация.

Например:

Жизнь.

Загадочная, романтичная.

Завораживает.

Похожа на коробку спичек.

Обращаться с ней серьёзно – смешно.

Обращаться несерьёзно – опасно!

Калейдоскоп событий.

    А сейчас я предлагаю Вам отдохнуть от напряженной работы, сесть удобно, бросить руки вдоль тела, расслабиться, закрыть глаза и получить полный эмоциональный отдых…(музыка)

Вы направляетесь в приятное путешествие. Входите в весенний цветущий яблоневый сад, вы медленно идете по аллее, вдыхая аромат нежных бело-розовых цветов, и наслаждаетесь им. По узкой тропинке вы подходите к калитке, открываете ее и попадаете на душистый зеленый луг. Мягкая трава качается от дуновения ветерка, приятно жужжат пчелы, теплый ветерок ласкает ваше лицо, волосы…Перед вами озеро…Вода в нем прозрачная и серебристая, гоняются друг за другом солнечные зайчики. Вы медленно идете по берегу озера и попадаете к водопаду… Вы входите в него, и сияющие струи очищают вас, наполняют силой и энергией…За водопадом – грот, тихий, уютный, в нем вы остаетесь один ни один с собой. Отдохнув, вы отправляетесь в обратный путь. Вы мысленно преодолеваете весь свой путь в обратном направлении, выходите из яблоневого сада, идете по узкой тропинке, присаживаетесь на скамейку и открываете глаза.

Сейчас я предлагаю послушать притчу:

Человек тонул в болоте. Во все горло он звал на помощь. Один решил помочь бедняге. «Дай мне свою руку, закричал он утопающему. – Я вытащу тебя из болота!» Но человек все больше и больше увязал в грязи и только продолжал взывать о помощи. «Дай мне свою руку», - снова и снова требовал человек на берегу. Но ответом был только жалобный крик о помощи. Подошел еще один человек и сказал: «Ты разве не видишь, что он никогда не подаст тебе свою руку, ведь он не может. Ты должен протянуть ему свою. Только тогда ты сможешь его спасти».

Эта притча как нельзя лучше показывает, как нужно себя вести при взаимодействии с девиантным подростком.

Ведь такие школьники очень трудно поддаются воспитанию, они не умеют подчиняться требованиям, которые культурный коллектив предъявляет ребенку как своему члену. И мы в первую очередь обязаны протянуть подростку руку помощи, помочь ребенку найти себя. Для этого у нас есть широкие возможности внеурочной воспитательной работы. Необходимо с их помощью найти для ребенка такую деятельность, в которой он почувствовал бы состояние успеха, в которой мог бы самоутвердиться. Необходимо искать такие пути воспитания, которые бы помогли ребенку понять, что он – не хуже других, что он – тоже личность и тоже достоин уважения, хотя он внесен в когорту трудновоспитуемых, у него пониженная работоспособность, низкая успеваемость, слабое развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы, недостатки биологического и физического развития.

Приложение 2

Задание. Выделите проблему (проблемы) из ситуации, предположите возможные причины их возникновения, дайте психолого-педагогическое обоснование названных причин. Спланируйте работу педагога по решению обозначенной проблемы (проблем)».

Ситуация 1.  «Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки,значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей другой национальности. Ваш класс многонациональный.

Выделите проблему (проблемы) из ситуации.

  1. Асоциальное поведение, которое может привести к совершению уголовного преступлениям
  2. Вызов общественным нормам (использование: нашивок, значков, униформа, ботинок на белой шнуровке и т.д.)
  3. Проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма

Предположите возможные причины их возникновения, дайте психолого-педагогическое обоснование названных причин.

  1. Сергею 15 лет, подростковый возраст. В этом возрасте происходит гормональная перестройка, которая ведёт к изменению работы нервной системы, повышая её возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Поэтому можно предположить, что в этом возрасте у Сергея происходит умственное или физическое перенапряжение, какие-то различные переживания, которые влияют на психологическое состояние подростка, это состояние выражается в раздражительности, падении продуктивности в работе, агрессии, желании, какого либо физического применения силы (насилия).
  2. По внешним признакам, приведённым в ситуации, я могу предположить, что Сергей принадлежит неформальному движению «НС-скинхеды», представители этого движения придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность НС-скинхедов как правило носит экстремистский характер и позиционирует себя как национально-освободительное движение и борется за идеи превосходства белой, арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Так же преобладает жестокость, насилие и некая ненависть к другим национальностям. Итак, из моего предположения следует что Сергей увлечен так называемой субкультурой (НС-скинхеды), что также соответствует возрастным особенностям.
  3. Еще одной причиной является также проявления особенностей данного возраста, как желание принадлежать той или иной группе своих сверстников, например субкультурная группа, направленная на интересы подростков; быть среди других, проявлять себя среди толпы.
  4. Так же у Сергея есть старший брат. О старшем брате подробнее ничего не сказано, можно предположить, что старший брат тоже принадлежит к неформальному движению, например к движению скинхедов или к подобной этому движению субкультуре. И Сергей в подростковом возрасте пытается, как то быть похожим на старшего брата. Или так же можно предположить, что старший брат хорошо воспитан, работает, учится и т.д. и родители ставят его в пример младшему брату и Сергей просто пытается как то обратить на себя внимание родителей. Показать что он не такой как старший брат, а индивидуальная личность.

Спланируйте работу педагога по решению обозначенной проблемы (проблем).

Я предлагаю следующие варианты решения:

1. Через классные часы в классе, индивидуальные беседы, познакомить учеников класса и воспитанника-Сергея с законодательством и ответственностью за асоциальное поведение, и  совершение уголовных преступлений.

Провести серию встреч с людьми, входивших в подобные группировки, понесших наказание и изменивших свою точку зрения

Договорить с колонией для несовершеннолетних или с другими учреждением занимающимся перевоспитанием людей совершивших те или иные деяния, повлекшие за собой уголовное наказание, для проведения экскурсии и различных бесед. Совершить экскурсию в колонию для несовершеннолетних, показать, что каждые деяния несут свои последствия, в т.ч. и уголовные.

2. Проводить мероприятия, которые будут знакомить с разнообразной субкультурой молодежи, при этом возможны дискуссии, например, положительные и отрицательные стороны явления. Дать возможность увидеть варианты увлечений молодежи и применения своих способностей и талантов. Можно познакомить ребят со сверстниками, которые достигли в своей жизни чего-либо. Например, в соревнования, молодежных движениях, социальных проектах и др. Можно познакомить со взрослыми, которые организуют молодежные секции и клубы.

3. Продумать работу в классе по знакомству с многонациональной культурой класса, нашей страны, мира. Главное – мы ведь все разные, никто не лучше и хуже. Мы едины и развиваемся вместе. У каждой национальности есть свои особенности, заслуги… которые достойны внимания, уважения, принятия.

Продумать систему классных часов на сплочение коллектива, систему коллективных творческих дел, в которых каждый мог бы проявить себя как индивидуально, так и в коллективе. Например, «Моя малая Родина, «Праздники разных народов», «Не страна красит человека, а человек страну».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...

«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»

В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...

Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...

План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

План работы по профилактике  суицидального поведения среди детей и подростков...

Проективная диагностика в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.

Сказки - это и мощное психотерапевтическое средство и одновременно психологическая диагностика. Сочинение собственных сказок открывают знания, которые живут в душе учащегося и активизированы в данный ...

Доклад по теме: " Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков".

Аннотация (резюме): В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупр...