Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
проект на тему
Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МБОУ Советской СОШ
________________ Т.Н. Емельяненко
«01» сентября 2013 г. Приказ №
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении.
( рассчитана на 2013 – 2015г.г.)
Ст. Советская 2013 г.
Паспорт программы.
1.Наименование программы: программа «ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении»
Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы ст. Советской Советского района Ростовской области
2. Нормативная база:
Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”.
3. Цель: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий, отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
4. Задачи программы:
4. 1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;
4. 2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
4. 3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
4. 4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.
4. 5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка;
4. 6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
4. 7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
5. Сроки реализации: 2013-2015 годы
6. Исполнители программы: администрация МБОУ Советской СОШ, педагогический коллектив, Совет профилактики, социальный педагог, психолог, родительская общественность.
Пояснительная записка.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб. КАРО, 2006.
Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
- изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;
- выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.
- привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка;
- привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
- формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
Работа с неблагополучными семьями.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Принцип ценности личности, заключающийся в само ценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Психологическое раскрепощение школьников, формирование навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика.
Оказание помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.
Создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
7. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ | Наименование мероприятия | Дата | Ответственный |
Работа с учащимися | |||
1 | Выявление и учет детей, склонных к суициду, | в течение | Классные руководители, психолог |
2 | Тренинг "Я становлюсь увереннее!" для детей и | в течение | психолог |
3 | Акция "Я люблю тебя, Жизнь!": - конкурс рисунков "Мир, в котором я живу, называется Конкурс видеороликов на темы: «Победа над конфликтом», «Выбор в пользу жизни» (9-11 класс) | март – май 18.10.2013г | Заместитель директора по ВВР, вожатый, классные руководители, психолог, учителя русского языка и литературы, учитель ИЗО |
4 | Организация работы в период | март, | Заместитель директора по ВВР, директор оздоровительного лагеря «Солнышко», вожатый, психолог, социальный педагог |
5 | Вовлечение детей и подростков в занятия по интересам в целях предупреждения суицидальных проявлений. | в течение | Классные руководители,педагоги дополнительного образования |
6 | Классный час "Телефон | сентябрь | Классные руководители |
7 | Психологические классные часы:
| Октябрь Сентябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март ноябрь Октябрь | Классные руководители |
8 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | в течение | Заместитель директора по ВВР, социальный педагог, классные руководители, психолог. |
9 | Составление базы данных по социально неблагополучным семьям | сентябрь | Классные руководители, социальный педагог. |
10 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска | в течение | Классные руководители, педагог - психолог |
11 | Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам (тренинг 9; 11 классы) | Апрель - май | Психолог, классные руководители |
Работа с педагогами | |||
1 | МО классных руководителей обучающий семинар | сентябрь | Руководитель МО классных руководителей. Доброквашина А.А. - |
2 | Своевременное информирование РОО и КДН о случаях суицида и суицидальных попыток. | в | Администрация школы |
3 | Педсовет "Профессиональная педагогическая этика как фактор воздействия на морально- психологическое | ноябрь | Администрация школы Педагог-психолог |
4 | Семинар для классных руководителей «Что такое суицид и как с ним бороться» | март | Психолог |
5 | Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» | сентябрь | Психолог |
Работа с родителями | |||
1 | Родительское собрание по теме «Суицид – геройство или слабость». Беседа с церковнослужителем на тему «Осуждение добровольного ухода из жизни как способа решения жизненных проблем» | октябрь | Заместитель директора по ВВР, социальный- педагог |
2 | Круглый стол для родителей по теме "Семейная поддержка" (теоретические занятия и тренинги) | 1 раз в четверть | Классные руководители, психолог |
3 | Информационно - пропагандистская акция "Родители! Будьте внимательны к детям!" | в течение | Заместитель директора по ВВР. Вожатый, психолог, социальный педагог |
4 | Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки | сентябрь | Классные руководители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...
«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»
В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...
План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...
Проективная диагностика в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.
Сказки - это и мощное психотерапевтическое средство и одновременно психологическая диагностика. Сочинение собственных сказок открывают знания, которые живут в душе учащегося и активизированы в данный ...
Доклад по теме: " Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков".
Аннотация (резюме): В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупр...
Программа профилактики суицидального поведения среди детей и подростков
Пояснительная записка."Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личностив условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко)...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Комментарии
Положительный момент Вашей
Положительный момент Вашей программы заключён в том, что она рассчитана на школьников всех возрастов. Реализация очень сложна, особенно в вопросе взаимодействия с родителями. Спасибо, что Вы занимаетесь этой сложной проблемой.