программа по профилактике суицидального поведения обучающихся
рабочая программа по психологии
Предварительный просмотр:
Цель: Создание благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психического и психологического здоровья учащихся.
Задачи:
- Выявление детей, нуждающихся в помощи и защите и оказание экстренной первой помощи.
- Снятие психоэмоционального напряжения у подростков
- Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости своей личности и личностей других людей.
- Развитие ценностных отношений внутри школьного коллектива
- Просвещение родителей по вопросам детского развития и детско-родительских отношений
- Просвещение педагогов по вопросам детского развития и решения конфликтных ситуаций в коллективе.
Основным направлением профилактики суицидального поведения среди учащихся является просвещение педагогов, родителей и самих учащихся учреждений образования, в результате которого необходимо нацеливать взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся - на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни
Участники программы: учащиеся школы; педагоги; родители
Сроки реализации программы: 2021 – 2022 уч.г.
Основные направления деятельности:
Работа с детьми и подростками;
Работа с педагогами;
Работа с родителями.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данной программы ожидается:
- снижение количества детей с девиантным поведением;
- повышение информированности родителей и педагогов в решении конфликтных ситуаций с детьми;
- снижение общей тревожности у подростков.
Наибольший эффект программа может иметь, если будет реализована как целостная система взаимодействия психолога с педагогами и специалистами ОУ.
Организованная таким образом работа, позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде
Календарно-тематическое планирование
Работа с детьми и подростками | |||
Диагностика | |||
1 | Диагностика адаптации в 1, 5 и 10 классах | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
2 | Диагностика уровня тревожности Экспресс-методика выявления тревожности учащихся 3-5 классов. | Октябрь-ноябрь | Педагог-психолог |
Социометрия в 5-7 классах | Октябрь-ноябрь | ||
3 | Диагностика уровня тревожности с помощью методики Филлипса у 6-11 классов | Ноябрь | Педагог-психолог |
4 | Измерение самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в 8-11 классах | Ноябрь-декабрь | Педагог-психолог |
5 | Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой у 9-11 классов | Декабрь | Педагог-психолог |
6 | «Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной | Январь | Педагог-психолог |
| По запросу | Педагог-психолог | |
Развивающие занятия | |||
Тренинговое занятие «Все вместе» на развитие самооценки и сплоченности внутри коллектива 2 класс | октябрь | Педагог-психолог | |
Тренинговое занятие Мои чувства и эмоции 3 класс | октябрь | Педагог-психолог | |
Развивающее занятие для учащихся 4-х классов по теме снятия эмоционального напряжения при переходе в среднее звено | октябрь | Педагог-психолог | |
Цикл занятий, направленных на профилактику конфликтного поведения среди подростков 4-6 классы | Ноябрь-январь | Педагог-психолог | |
Тренинг развития сплоченности и коммуникативной компетентности у подростков 5-6 класс. | март | Педагог-психолог Соц педагог | |
Тренинг на сплочение для подростков 7 класс | ноябрь | Педагог-психолог Соц педагог | |
Занятие «Я-ценный» в 7-9 классах | декабрь | ||
Права подростка: отстаю свои права 8 класс | декабрь | Педагог-психоло соц педагог | |
Тренинговое занятие «Толерантность среди подростков» 8 класс | январь | Педагог-психолог Соц педагог | |
Тренинговое занятие «Межличностные отношения у подростков» 9 класс | февраль | Педагог-психолог Соц педагог | |
Занятие «Жизненные кризисы» 9-11 классы | январь | Педагог-психолог | |
Тренинговое занятие «Уверенное поведение» 10-11 классы | ноябрь | Педагог-психолог | |
Профурок Профессиональное самоопределение старшеклассника 10 класс | февраль | Педагог-психолог | |
Анонимная акция «Какой я в будущем» 11 класс | март | Педагог-психолог | |
Работа с педагогами | |||
Раздача карт наблюдений за состоянием и поведением учеников для классных руководителей | Сентябрь | Педагог-психолог | |
Семинар «Что такое суицид: особенности и профилактические меры» | Февраль | Педагог-психолог | |
Просвещение на тему: «Помощь подросткам в подготовке к экзаменам» | Март | Педагог-психолог | |
Работа с родителями | |||
Раздача карт наблюдений за поведением ребенка для родителей | Октябрь | Педагог-психолог | |
Опросник для родителей «Оценка психоэмоционального благополучия подростка» | Ноябрь | Педагог-психолог | |
Выступление на родительском собрании: Тревожность детей и подростков | Декабрь | Педагог-психолог | |
Семинар «Что такое суицид: особенности и профилактические меры» | Февраль | Педагог-психолог | |
Тренинг детско-родительских отношений на формирование эффективных коммуникаций внутри семейной системы. | апрель | Педагог-психолог Соц педагог | |
Просвещение родителей на тему: ««Как не допустить суицид у подростка» | Май | Педагог-психолог | |
Взаимодействие со специалистами | |||
Конкурс рисунков «Эмоции в моей жизни» у учащихся 1-2 классов | Педагог-психолог Классный руководитель | ||
Конкурс сочинений «Моё будущее» у учащихся 9-11 классов | Педагог-психолог Учитель литературы и русского языка |
Список использованной литературы:
- Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.
- Журнал «Школьный психолог» №20 2005г. О. Хмельницкая (модификация теста Филипса)
- Калягина Е.А. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков. – Абакан, 2009.
- Научно-популярный психологический портал. Профилактика суицида в школе. https://5psy.ru/obrazovanie/profilaktika-suicida-v-shkole.html#a7
- Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14
- Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации.- Курган, 2006.
- Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций
Методические рекомендации адресованы педагогам - психологам, социальным педагогам....
Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).
Переченьзаконодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихсяКонституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституционал...
Методическая разработка классного часа по профилактике суицидального поведения обучающихся "Я люблю жизнь"
Методическая разработка...
План по профилактике суицидального поведения обучающихся
План по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в МБОУ "СШ №19" на 2019-2020 учебный год...
Программа по профилактике суицидального поведения среди обучающихся
Цель программы: обеспечение условий, способствующих развитию, самореализации, социализации, сохранению физического, психологического и социального здоровья, обучающихся в процессе обучения....
Памятка по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся
Памятка по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся (для педагогов образовательных организаций)...