Профилактика суицидального поведения и оказание экстренной психологической помощи при суицидальных попытках детьми и подростками
презентация к уроку
Профилактика суицидального поведения и
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_suits.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет. .
Суицид – это завершенная попытка самоубийства, закончившаяся летальным исходом. Суицидальное поведение- широкий набор норм поведения, связанный с темой смерти, добровольного ухода из жизни, суицидальной атрибутикой, способами суицида и т.д. Суицид и суицидальное поведение
Демонстративное суицидальное поведение. Аффективное суицидальное поведение . Истинное суицидальное поведение. Типы суицидального поведения
Неразделенная любовь Нарушение детско-родительских отношений. (Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился)). Конфликты с друзьями или педагогами. (Как последняя капля, толкнувшая к суициду). Прессинг успеха. (страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех). Буллинг , кибербуллинг . ( Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду). Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков. (самоубийца вызывает сочувствие, а не призрение). Самоубийство фанатов, после смерти кумира. (имеют часто массовый характер). Мотивы и причины детско-подростковых суицидов
Мотивы и причины детско-подростковых суицидов
Мотивы и причины детско-подростковых суицидов
Признаки суицидальных намерений у детей и подростков Эмоционально-психологические изменения Изменения внешнего вида и поведения Изменения оценки действительности и собственной жизни Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность. Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде. Нигилистическое отношение к окружающим и действительности. Безразличное или враждебное отношение к окружающим. Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание. Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее. Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога. Причитания, склонность к нытью, ворчливость. Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой. Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий. Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал. Поиск себе подобных суицидальноозабоченных в Интернете и других местах. Потеря интереса к привычным видам деятельности. Инццденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках. Связь с деструктивными сектами. Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках. Нигилистическое отношение к окружающим и действительности. Снижение успеваемости. Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание. Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.
Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних
Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся I. Документы Федерального уровня: Конституция Российской Федерации ( статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь). Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ». В соответствии со статьей 14 на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально-опасном положении . Органы образования должны незамедлительно сообщить в комиссию , инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах Семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей (ст. 9 ). Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию ». Закон четко определяет информационную продукцию, недопустимую детской аудитории, и регламентирует проведение экспертизы информационной продукции . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Статья 41 регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев во время их пребывания в образовательной организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность , при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации . Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г . № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно данному постановлению в соответствии с критериями оценки информации , утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора , ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09.2013 г. № 1022/368/666 проводится экспертиза ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается решение о блокировании данных ссылок . Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 В Концепции предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. За жестокое обращение с детьми ( физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы ( пренебрежение основными потребностями ребенка)) в зависимости от его тяжести предусмотрено привлечение родителей к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ в виде штрафа от 100 до 500 рублей ). Уголовный кодекс Российской Федерации. Так как нанесение вреда здоровью может быть причиной суицидального поведения среди детей и подростков , предусмотрена уголовная ответственность (статьи 110, 115 – 118, 125 , 156). Семейный кодекс Российской Федерации . За ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде лишения родительских прав (ст. 69), ограничения (ст. 73 ), отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровья (ст. 77).
Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся Ведомственные документы по профилактике суицидального поведения: Информационное письмо Минобрнауки России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков". Информационное письмо Минобрнауки России от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков". Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. № 01-130/07-01 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков ". МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО От 18 Января 2016 Г. № 07-149 О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида . Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
Как предотвратить суицид? Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались . Они лишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд разрешить им не под силу иным способом. До 75% таких детей и подростков, так или иначе раскрывали свои намерения : искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез. Поэтому дети и подростки, находящиеся в предсуицидальном состоянии, нуждаются как никогда в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
Первичная профилактика представляет собой комплекс мер, направленных на образование в области психического здоровья, разработку методических пособий, повышение уровня осведомленности школьных психологов, педагогов и родителей, выявление потенциальных групп риска среди подростков. Цель первичной профилактики—свести к минимуму риск возникновения суицидальных намерений
Вторичная профилактика направлена на помощь лицам, переживающим кризисную ситуацию и всерьез размышляющим о самоубийстве. Основная цель вторичной профилактики—помочь человеку с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать его психологическое состояние. Вторичная профилактика осуществляется узкими специалистами с соответствующей квалификацией—психиатрами , психологами. В этот период для предотвращения тяжелых, потенциально летальных последствий, может потребоваться стационарное лечение. На этом этапе активно применяются различные методы фармако - и психотерапии.
Третичная профилактика Применяется к людям, выжившим после суицидальной попытки и их окружению, а также к родственникам суицидентов , погибшим в результате завершенного суицида. Третичная профилактика направлена на психологическую поддержку и реабилитацию, а также на предотвращения повторных суицидальных попыток или подражательных суицидов.
Стратегии действий участников образовательной организации, по оказанию экстренной психологической помощи при критических ситуациях суицидальных попыток несовершеннолетними:
Стратегия 1—иметь в доступе телефоны экстренной службы помощи или других служб. Немедленно связаться с семьей. Важно, чтобы мы имели поддержку семьи и специалистов, работающих с профилактикой суицида (психиатров, психологов), друзей. Внутри образовательной организации полезно создать систему связи с сотрудниками, имеющими специальное образование по работе с суицидальным поведением. В случае актуального суицидального поведения нужно принимать срочные меры : Прежде всего, важно не оставлять ребенка одного, попытаться успокоить его, снизить его тревогу. Немедленно информировать его родителей или законных представителей о ситуации риска, в которой оказался подросток и о необходимости оказать ему экстренную помощь. Позвонить в службы экстренной помощи через 112. Работа экстренных служб необходима в ситуации высокого суицидального риска, попытки или завершенного суицида. Если суицидальное поведение связано с травлей или буллингом , также необходимо сообщить в полицию, объяснить ученикам, что доведение до самоубийства—это наказуемое преступление, в связи с чем дело будет расследовать следственный комитет.
Стратегия 2—ограничить доступ к средствам самоповреждения и способам суицида. Убрать из зоны досягаемости все предметы, которые возможно использовать прямо с целью суицида. Ограничить возможность открыть окно или выйти на крышу : падение с высоты—второй по популярности способ суицида в городской среде . Ограничить возможности перемещения ребенка.
Стратегия 3—не оставлять ребенка одного с проблемой— включать в ситуацию учителей, друзей и других сверстников. Чувство одиночества и отвержения—один из факторов риска суицидального поведения. Даже если подростка выписали из больницы, куда он попал в связи с суицидальными проявлениями, опасность может сохраняться и после выписки. Необходимо продолжать работу с профессионалами, медиками и значимыми людьми из окружения ребенка. Большое количество суицидов происходит на этапе кажущегося улучшения , когда у человека появляются энергия и воля для того, чтобы довести суицидальные идеи до конца. Однако , человек, который когда-либо совершал суицидальную попытку , может не находиться в постоянном риске. Суицидальные мысли могут появляться снова, но они не постоянны, и во многих случаях не возобновляются после лечения.
Стратегия 4—развивать коммуникативные навыки: спрашивать и слушать. Что делать, чтобы улучшить коммуникацию ? • Спокойно, открыто и прямо говорить о происходящем, называть происходящее своими словами (желание лишить себя жизни, намерение уйти из жизни, попытка убить себя). • Слушая подростка, проявить уважение, сопереживание и понимание . Использовать технику активного слушания. • Установление доверительного контакта—важнейшая задача . • Уважительно относиться к молчанию, ребенку без сомнения непросто говорить о том, что он чувствует и думает. • Показать ребенку, что он нам важен, мы беспокоимся о нем. • Дать ему понять, что все в жизни, кроме смерти, меняется. • Сосредоточиться на том, чтобы показать ребенку все его достоинства и сильные стороны, заставить увидеть себя ценной и уникальной личностью.
Чего НЕ делать? Не осуждать ребенка ни в чём; Не упрекать ребенка в способе мыслей или поведения ( например , «Как ты можешь говорить такое?»); Не критиковать, не спорить, не насмехаться над ним, не провоцировать , не бросать вызов. Относиться к угрозам серьезно . (Нельзя: «Да ладно, не говори глупостей !»). Не преуменьшать, не обесценивать проблемную ситуацию, которую он проживает. (Нельзя: «Да ладно тебе, это нормально , все пройдет !»). Не впадать в панику, не показывать страх. Если мы не знаем как действовать, мы точно можем, по крайней мере, спокойно выслушать и как можно скорее найти специализированную помощь и поддержку. Стараться не использовать аргументы вроде «ты сделаешь очень больно своему брату, родителям», если мы не знаем точно, каковы сейчас отношения с этим людьми, поскольку , бывает так, что именно этого подросток хочет добиться. Нужно подчеркивать в позитивном ключе важность его для нас и других людей, особенно если мы владеем информацией о том, кто именно ему дорог.
Стратегия 5 - не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований, за исключением вашей личной тревоги. Причина , по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный человек может посчитать суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь» — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе. С уицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя» — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными
Стратегия 6 - не оставляйте ребенка одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно , придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните , что поддержка накладывает на вас определенную ответственность. Для того чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт — попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.
Стратегия 6—забота о себе (реабилитация) персонала образовательной организации. Эту стратегию следует использовать во время любого процесса помощи человеку с суицидальным риском. Рекомендуется , чтобы воспитатели и другие сотрудники образовательной организации, которые оказались включены в активное взаимодействие с человеком с суицидальным риском, обратились за специализированной помощью, а не брали на себя роль и ответственность профессионалов.
Родители, врачи, педагоги должны всегда помнить: любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без их заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной.
Используемая литература: https:// krasova.hmansy.muzkult.ru/media/2018/09/19/1217075853/metod-rek-suicid-povedenie-podrostkov.pdf Психология общения (учебник для ссузов ) Панфилова А.П. (2013, 368с.). pdf Сборник-памяток-для-школ-по-профилактике (1). pdf https:// 1gomel.schools.by/pages/suitsidalnoe-povedenie-podrostkov-kak-predotvratit-suitsid https://www.b17.ru/article/detskij_i_podrostkovyj_suicid / http:// centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/132-suicid-o-merah-profilaktiki-suicida-sredi-detey-i-podrostkov.html https:// toipkro.ru/index.php?act=news&id=5173 hrome - extension ://mjillkibdjeflldljbgaemfpencpfgkg/suspended.html#ttl= Центр%20экстренной%20психологической%20помощи%20-%20МГППУ%20–% 2 Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации. Методические рекомендации / ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ». М.: 2020 г. 56 с.— ISBN 978-5-91976-150-1 Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / Под ред. Вихристюк О.В. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 58 с . Профилактика суицидального поведения подростков Методические рекомендации , 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая помощь в работе с детьми с СДВГ
Памятки для родителей воспитывающих детей с СДВГ. Памятки для учителей....
Экстренная психологическая помощь при аффективных реакциях вызванных стрессом.
Меры минимизации последствий аффективных реакций воспитанников вызванных стрессом. Рекомендации...
Экстренная психологическая помощь
Телефон доверия...
«Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Конспект родителького собрания....
ПАМЯТКА экстренной психологической помощи для участников образовательного процесса
ПАМЯТКА экстренной психологической помощи для участников образовательного процесса...
Родительское собрание на тему: «Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Познакомить родителей с проблемой суицида среди детей и подростков, оказать профилактическую помощь родителям...