Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год
проект по психологии

Жутикова Любовь Сергеевна

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в виртуальное пространство, чаще всего агрессивное или депрессивное. Подростки теряют смысл того, что они делают, теряют отношения со сверстниками, семьей, с собой и внешним миром. Попытки разрешить трудную жизненную ситуацию толкают несовершеннолетних к непригодным, неадекватным способам – к суициду. На наш взгляд  «проблему легче предупредить, чем лечить», поэтому мы создали комплексную систему социально-психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп, направленную на профилактику суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних. В основу системы положена многоуровневая модель суицидальной превенции, наполненная комплексом мероприятий со всеми участниками образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

МБОУ гимназия г. Советский

«ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА»

Разработчики:

Жутикова Л.С.,  педагог-психолог,

Подоксенова И.В. , педагог-психолог,

Бабкина И.А. , социальный педагог

Многоуровневая модель суицидальной превенции

/МБОУ гимназия г. Советский/

2019-2020

Цель:          профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Задачи: 

  • создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
  •    изучение особенностей психолого-педагогического статуса  учащихся, с последующим выявлением детей,  нуждающихся в незамедлительной помощи;
  • обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
  • сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

 

Контингент, адресат воздействия:

  • учащиеся
  • педагоги
  • родители
  • участники образовательного процесса

Ожидаемые результаты:

Качественные:

  1. Позитивное отношение к себе, другим своим сверстникам и другим взрослым;
  2. Целеустремленность и жизнестойкость в устремлениях к будущему.
  3. Оптимизация детско-родительских взаимоотношений.

Количественные:

  1. Увеличение количества несовершеннолетних с жизнестойкостью и целеустремленностью на будущее
  2. Улучшение  психологического  климата  в классных коллективах.
  3. Снижение количества детей с нарушением поведения, находящихся  социально-опасном положении.

I уровень: Общая профилактика

Цель: повышение групповой сплоченности в школе

Психолог

Социальный педагог

Деятельность

Программно-методическое обеспечение

Деятельность

Программно-методическое обеспечение

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся;
  • Формирование  у учащихся позитивного образа «Я»;

  • Повышение уровня психологической культуры всех участников УВП;

  • Комплекс диагностических методик.

  • Уроки психологии (с 5- 11 классы), внеклассные мероприятия, циклы занятий для учащихся 6, 7, 8 классов по Программе профилактики суицидального поведения «Рука в руке»  (по востребованности).

  • Программа «Сохранение здоровья обучающихся и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса».
  • план программных мероприятий

по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолет-них на 2019-2020 учебный год

(приложение 1)

Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

Программа внеурочной деятельности «Подросток и закон».

II уровень: Первичная профилактика

Цель: сопровождение детей и подростков группы риска

  • Выделение  группы суицидального риска

  • Повышение самооценки, уверенности в себе, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии у несовершеннолетних
  • Оказание экстренной помощи, снятие стрессового состояния

  • Повышение психологической компетенции родителей

  • Психопросвещение всех участников УВП.
  • Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации

  •  Алгоритм действий при суицидальном риске учащихся.
  • комплекс психологических тестов по определению тревожных состояний, личностных отклонений подросткового возраста, суицидального риска (поведения);
  • блок психологических тестов по «Родительско-детским отношениям».
  • комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения «Сталкер»,
  • Программа профилактики суицидального поведения «Рука в руке»
  • цикл тренинговых занятий  «Конфликты и мы»
  • уроки психологии в 5- 11 классах, внеклассные мероприятия, циклы занятий для учащихся 6, 7, 8 классов по программе профилактики суицидального поведения (по востребованности);
  • индивидуальные консультации, терапия кризисных состояний, работа по посттравматическому синдрому (ПТСР).
  •  Родительские собрания, лектории, индивидуальные и групповые консультации, мини-тренинги.

Беседы, тренинги, стендовая информация, выступления на педагогических советах, ПМПк  (школьные психолого-медико-педагогические консилиумы), участие в Советах по профилактике.

  • Пополнение «Копилки советов» для родителей и учащихся на сайте гимназии, в разделе психологической службы

http://86gmz-sov.edusite.ru/p232aa1.html

  • План работы по профилактике суицидального поведения учащихся. (прилож. 1)
  • Выявление учащихся, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  •  Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации,

  • Формирование правовой культуры учащихся, родителей,

  • Повышение педагогической

 компетенции родителей.

-  Оказание экстренной помощи, снятие стрессового состояния

-   Информационное  просвещение учащихся, родителей, педагогов

Сбор информации о  ребенке, находящемся в трудной жизненной ситуации, наблюдение, беседы, патронаж на дому.

Индивидуальные консультации.

Беседы, классные часы, программа кружка «Подросток и закон», родительские собрания, лектории с привлечением специалистов социальных партнеров

Родительские собрания, лектории, индивидуальные и групповые консультации.

Беседы, индивидуальные консультации.

Беседы, стендовая информация, родительские собрания, выступления на педагогических советах, изготовление памяток, буклетов, размещение на официальном сайте МБОУ гимназии, в разделе «Правовая помощь ребенку», «Безопасность»  на официальном сайте МБОУ гимназии  http://86gmz-sov.edusite.ru/p147aa1.html 

http://86gmz-sov.edusite.ru/p233aa1.html 

III уровень: Вторичная профилактика

Цель: предотвращение самоубийства

  • Оценка риска самоубийства (крайняя, серьёзная, умеренная).
  • Информирование межведомственных учреждений, ПНД.
  • Оповещение родителей.
  • Работа по ПТСР с очевидцами происшествия.

Индивидуальные и групповые консультации, терапия психоэмоционального состояния.

IV уровень: Третичная профилактика

Цель: снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев.

Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев проис-шествия.

Диагностика повторной попытки на ранней стадии.

  • Психологическая реабилитация через индивидуальные и групповые консультации.
  • Направление к психиатру, клиническому психологу, психотерапевту.
  • Проведение работы с окружением (родители, учителя, друзья, одноклассники суицидента), включая поственцию (облегчение процесса приспособления к реальности после события).

       

приложение 1.

ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних

на 2019-2020 учебный год

 (МБОУ гимназия г. Советский)

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Профилактические мероприятия по предотвращению суицидальной активности

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Психолог

Соц. педагог

Составление базы данных детей, находящихся в социально – опасном положении, содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним.

сентябрь

Соц. педагог

Определение матрицы социального неблагополучия семей несовершеннолетних.

по необходимости

Соц.педагог

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

В течение года

Психолог

Соц. педагог

Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По запросу

Соц. педагог

Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним.

В течение года (по запросу)

Соц. педагог

Проведение выездного рейда «Поддержка» по семьям учащихся группы риска.

по необходимости

Соц. педагог

Проведение/участие в заседании Совета профилактики

Один раз в четверть

Психолог

Соц. педагог

Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации

Каникулярное время

Соц. педагог

Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП.

В течение года

Психолог,

Соц. педагог

Психологическая диагностика

Исследование социального статуса учащегося (социометрия)

ежегодно

Психолог,

классный руководитель

Исследование уровня адаптации (1, 5, 10 классы)

ежегодно

Психолог

Исследование уровня тревожности 5, 10, 9 , 11 классы

ежегодно

Психолог

Определение личностных отклонений подросткового возраста.

По необходимости

Психолог

Определение склонности к девиантному поведению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации

По необходимости

Психолог

Диагностическое исследование факторов риска  незаконного  потребления наркотических средств и психотропных веществ (Анкета Г.В.Латышева).

октябрь

Психолог

Аналитическая деятельность по диагностике факторов риска развития наркомании у несовершеннолетних гимназии.

ноябрь

Психолог

Экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированных суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой, 8-11 классы).

в течение года

Психолог

Выявление основных характеристик депрессии несовершеннолетних с учетом их психологических особенностей. Опросник детской депрессии M.Kovacs (1992), адаптированный лабораторией клинической психологии и психиатрии НИИ психологии. (5-7 кл.)

в течение года

Психолог

Тест тревожности (Тест Тэммл Дорки Амен) (1-2 кл.)

в течение года

Психолог

Углубленная диагностика факторов суицидального риска у детей «группы риска»

по результатам диагностики

Психолог

Психологические мероприятия с учащимися,

направленные на повышение уровня психологической защищенности,

формирование «антисуицидального» барьера

«Я – уникальная и неповторимая личность». Формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности) (5кл);

В течение года

Психолог

Формирование позитивного образа «Я»  учащихся (через уроки психологии 5-11 кл)

В течение года

Психолог

Цикл занятий по коррекции агрессивного поведения (1-4 кл., 6-8 кл.)

по запросу

в течение года

Психолог

Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1 класс). Снятие тревоги первых дней школьной жизни, смягчение процесса адаптации.

сентябрь

Психолог

«Как научиться жить без драки»./Уроки психологии, классные часы, разбор ситуаций/

октябрь

психолог, педагог, социальный педагог

Психологическое занятие «Чего я знаю и чего не знаю». Осознание ценности здорового образа жизни. (6-8 кл.) /Профилактика наркотической и алкогольной зависимости/.

ноябрь

психолог, социальный педагог

Психологическое занятие «Толерантность: жить в мире с другими» (5-11 кл.)

ноябрь

Психолог

«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом»

(9-11 кл.)

ноябрь-декабрь

Психолог

Видео-лекция профессора Жданова В.Г. «Алкогольная и наркотическая агрессия против России» (7-11 кл.)

декабрь

Психолог

«Расскажи мне обо мне» /уроки психологии/ (5-11 кл.)

декабрь-январь

Психолог

Тренинг «Быть уверенным – это здорово!». Формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению (8-11 класс)

январь

Психолог

«Мир глазами агрессивного человека».

февраль

Психолог

Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ (9,11 кл.)

апрель

Психолог

Определение уровня тревожности у выпускников 9,11 классов

апрель

Психолог

«Способы саморегуляции эмоционального состояния» (9-10 кл.)

апрель-май

Психолог

Занятие «У нас новенький!» (2-4 класс). Организация взаимодействия между детьми для знакомства и принятия нового ученика коллективом класса.

по запросу

Психолог

Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов. Развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству.

по запросу

Психолог

Психологическое занятие «Открытка от одиночества». Формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии. (7-11 кл.)

по запросу

Психолог

Консультативное сопровождение учащихся по проблемам поведения, общения учебных трудностей и их личностных особенностей.

по запросу

Психолог

Правовые классные часы

«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (6-11 классы);

по запросу

социальный педагог

«Права и обязанности учащихся гимназии» (5-9 классы);

по запросу

социальный педагог

«Пивной фронт. За кем победа?» (6-11 классы);

по запросу

социальный педагог

«Умей сказать «нет»» (5-11 классы);

по запросу

социальный педагог

«Вредные и полезные привычки» (5-11 классы)

по запросу

социальный педагог

Мероприятия с педагогами

Профилактика школьной дезадаптации 1,5,10 кл.

в течение года

психолог

Совместные воспитательные мероприятия педагогов с учащимися по обсуждению актуальных для них проблем.

в течение года

психолог,

педагоги

 Информационно-обучающий лекторий для педагогов, направленный на расширение знаний о признаках кризисного состояния и возможного предотвращения суицида среди детей и подростков. 

по запросу

в течение года

Психолог, социальный педагог

Консультативное сопровождение педагогов по проблемам поведения, общения учебных трудностей и личностных особенностей учащихся.

в течение года

психолог, социальный педагог

Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

март

педагоги-психологи

Мероприятия с родителями

Родительские собрания, лектории:

  • «Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»;
  • «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;
  • Лекторий для родителей по теме «Родителям о самовольных уходах детей из семьи. Причины и профилактика»
  • «Как помочь ребенку в выборе профессии»
  • «Первые трудности подросткового возраста»
  • «Ваш ребенок—пятиклассник»;
  • «Мудрость ангелов» (мини-тренинг)
  • «Школьная служба примирения. Что это такое?»
  • «Интеллектуальная готовность как один из показателей успешного обучения ребенка в школе»
  • «Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
  • «Родительская любовь»;
  • «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»;
  • «Итоги адаптационного периода первоклассников к обучению в начальной школе»
  • «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
  • «Капля никотина убивает верблюда»;
  •  «Понять. Простить. Принять»;
  • «Я бы в дворники пошел… или  Как не отбить у детей желание учиться»;
  • «О любви – взрослые и дети»;
  • «Школьная травля, как  один из подводных камней школьной жизни»;
  •  «Родители и дети – поиски взаимопонимания»;
  • «Агрессия детей: ее причины и предупреждение»
  • «Профилактика потребления несовершеннолетними наркотических средств и психоактивных веществ»
  • «Родителям о самовольных уходах детей из семьи. Причины и профилактика»
  • «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;
  • «Административная уголовная ответственность несовершеннолетних»;
  • «Соблюдение законодательства в рамках  исполнения регионального закона № 109-ОЗ по ХМАО-Югре

в течение года

По плану,

по запросу

Психолог,

Соц. педагог

Консультативное сопровождение родителей по проблемам поведения, детско-родительских отношений, учебных трудностей и личностных особенностей их детей.

в течение года

психолог, социальный педагог

Методический материал об особенностях суицидального поведения, способах «самопомощи» при возникновении саморазрушающих мыслей, о работе «телефонов доверия» и иных служб размещен на сайте МБОУ гимназии в разделе «Психологическая служба», «Методическая копилка»

 http://86gmz-sov.edusite.ru/p232aa1.html

психолог

Составители: педагоги-психологи - Жутикова Л. С, Подоксенова И.В,

социальный педагог   -    Бабкина И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних «Скажем наркотикам «НЕТ!»

Цели:Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье чел...

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

Рабочая программа социального педагога «Профилактика употребления алкоголя и табакокурения среди несовершеннолетних» на 2019-2020 учебный год.

Авторская программа социального педагога по профилактике вредных привычек несовершеннолетних, приобщению подростков к здоровому образу жизни....

Конспект мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних подростков (8-11 классы)

Конспект мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних подростков (8-11 классы)...