Программа коррекционных занятий
рабочая программа

Полякова Ирина Васильевна

"Жизненные трудности человека". Профилактические занятия по формированию жизнестойкости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 14

«Рекомендовано шПМПк»

  Ф.И.О. _____________ /___________/

Протокол №_______

От «___»________________2014 года

«Утверждаю»

 Приказ №_______________

От «_____»__________________20 ____ года

Директор

Макарова Н.Н. /__________________/

Рабочая программа

профилактических занятий по формированию жизнестойкости

«Жизненные трудности человека»

Педагог-психолог  Полякова И.В.

Составлено на основе программы

для образовательных учреждений

«Тренинги с подростками, Конспекты занятий»

Расулова О.В. Волгоград, 2009

Кызыл 2014

Программа подросткового тренинга «Жизненные трудности человека. На пороге взросления»

Пояснительная записка

Программа разработана на основании: О.В. Расулова «Программа подросткового тренинга «Жизненные трудности человека. На пороге взросления. Рабочая программа составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон  РФ «Об образовании».
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Закон о защите прав ребенка.

Отрочество – этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет  (V – VIII кл.). Понятие отрочество объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

Главная особенность подросткового возраста – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Общение со сверстниками – важный фактор психического развития в подростковом возрасте, который выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной комфортностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Подростковый возраст – это возраст, который относится к так называемым критическим периодам жизни человека. Происходит борьба за независимость, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении; у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируется способы поведения, которые позволят ему справляться с жизненными трудностями и в дальнейшем.

Подростки пытаются продемонстрировать свою взрослость, которую проявляют зачастую только внешне. Это проявляется в манере одеваться как взрослые, разговаривать, вести себя. Однако очень часто эти манеры носят отрицательный характер. Подростки, стремясь как можно быстрее стать взрослыми, очень часто предпочитают общение с друзьями и сверстниками общению с близкими и родными людьми.

Многие подростки пытаются как можно меньше бывать с семьей, уклоняются от совместного времяпровождения, поэтому в рамках школы необходимо уделять большое внимание не только формированию интеллектуальных умений учащихся, но и формированию нравственных качеств личности ребенка, что имеет не менее важное значение.

Программа тренинга «Жизненные трудности человека. На пороге взросления» имеет огромное значение для нравственного воспитания учащихся.

Задача данного тренинга – подготовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых, показать, что взрослость – это проявление твердости характера, обладание такими качествами характера и умениями, которые научат справляться с трудностями жизни; научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям.

Основная цель тренинга – развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, обсудить с учащимися проблему переживания человеком жизненных трудностей, изменить отношение к своему дому, своей роли в семье.

Ребята учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития. В конце проведения тренинга происходит обмен мнениями с учащимися о том, что было интересного или, что можно изменить в занятиях для большей их эффективности.

Такие уроки благотворно влияют на формирование ученического коллектива.

Программа включает в себя теоретические, практические занятия и занятия самовыражения. В конце каждого урока учащиеся получают творческие задания по выбору.

В ходе работы используются игровые методы, метод группового обсуждения, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.

Также в тематику включены занятия на профориентационную направленность.

Учащиеся должны уметь:

- сотрудничать с малыми общностями (класс, двор).

- ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение;

- противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к асоциальным действиям.

Тематическое планирование

Тема

Направление

Изучение личности подростка. Профилактика асоциального поведения

1

Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуации

Ответственность за собственное поведение, развитие самосознания

2

Выработка доверительного отношения к родителям, осознание возможности избегать конфликтов с родителями

3

Выработка умения противостоять негативному влиянию группы, привитие правовых знаний об ответственности за групповые правонарушения

Профилактика употребления ПАВ

4

Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность.

Ответственность за собственное поведение, развитие самосознания

5

Алкоголь: мифы и реальность

6

Развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсические вещества

Актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе:

7

Что такое эмпатия?

Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию.

8

Эмпатия в действии

9

Решение психологических задач

10

Злость и агрессия

11

Трудности общения со свертниками

Осознание собственной уникальности своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества:

12

Каков я на самом деле?

Развитие самосознания

13

Интересы и склонности в выборе профессии

14

Тест «Карта интересов» - выявление учебных интересов и профессиональных склонностей

15

Методика Айзенка (выявление особенностей темперамента)

16

Опреденление типа будующей профессии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»

Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стил...

Программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся 7 класса

Программа коррекционных занятий по русскому языку предназначена для учащихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья...

Программа коррекционных занятий «Экологический час» 5-6 класс для детей с ОВЗ

Один из важнейших принципов программы - краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание б...

Программа коррекционных занятий по направлению «Творческое воображение» (5-6) классы

Данная программа разработана для учащихся 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Она позволяет организовать конструктивно-художественную деятельность ребёнка, стим...

Программа коррекционных занятий "Рукоделие": "Сувениры своими руками"

Программа внеурочной деятельности  для детей с ОВЗ (умственной отсталостью)...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 класс)

Цель программы:на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представлен...