Программа коррекционных занятий
рабочая программа
"Жизненные трудности человека". Профилактические занятия по формированию жизнестойкости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
«Рекомендовано шПМПк» Ф.И.О. _____________ /___________/ Протокол №_______ От «___»________________2014 года | «Утверждаю» Приказ №_______________ От «_____»__________________20 ____ года Директор Макарова Н.Н. /__________________/ |
Рабочая программа
профилактических занятий по формированию жизнестойкости
«Жизненные трудности человека»
Педагог-психолог Полякова И.В.
Составлено на основе программы
для образовательных учреждений
«Тренинги с подростками, Конспекты занятий»
Расулова О.В. Волгоград, 2009
Кызыл 2014
Программа подросткового тренинга «Жизненные трудности человека. На пороге взросления»
Пояснительная записка
Программа разработана на основании: О.В. Расулова «Программа подросткового тренинга «Жизненные трудности человека. На пороге взросления. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон о защите прав ребенка.
Отрочество – этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет (V – VIII кл.). Понятие отрочество объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст.
Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.
Главная особенность подросткового возраста – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
Общение со сверстниками – важный фактор психического развития в подростковом возрасте, который выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной комфортностью к ценностям и нормам группы сверстников.
Подростковый возраст – это возраст, который относится к так называемым критическим периодам жизни человека. Происходит борьба за независимость, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении; у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируется способы поведения, которые позволят ему справляться с жизненными трудностями и в дальнейшем.
Подростки пытаются продемонстрировать свою взрослость, которую проявляют зачастую только внешне. Это проявляется в манере одеваться как взрослые, разговаривать, вести себя. Однако очень часто эти манеры носят отрицательный характер. Подростки, стремясь как можно быстрее стать взрослыми, очень часто предпочитают общение с друзьями и сверстниками общению с близкими и родными людьми.
Многие подростки пытаются как можно меньше бывать с семьей, уклоняются от совместного времяпровождения, поэтому в рамках школы необходимо уделять большое внимание не только формированию интеллектуальных умений учащихся, но и формированию нравственных качеств личности ребенка, что имеет не менее важное значение.
Программа тренинга «Жизненные трудности человека. На пороге взросления» имеет огромное значение для нравственного воспитания учащихся.
Задача данного тренинга – подготовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых, показать, что взрослость – это проявление твердости характера, обладание такими качествами характера и умениями, которые научат справляться с трудностями жизни; научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям.
Основная цель тренинга – развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, обсудить с учащимися проблему переживания человеком жизненных трудностей, изменить отношение к своему дому, своей роли в семье.
Ребята учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития. В конце проведения тренинга происходит обмен мнениями с учащимися о том, что было интересного или, что можно изменить в занятиях для большей их эффективности.
Такие уроки благотворно влияют на формирование ученического коллектива.
Программа включает в себя теоретические, практические занятия и занятия самовыражения. В конце каждого урока учащиеся получают творческие задания по выбору.
В ходе работы используются игровые методы, метод группового обсуждения, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.
Также в тематику включены занятия на профориентационную направленность.
Учащиеся должны уметь:
- сотрудничать с малыми общностями (класс, двор).
- ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение;
- противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к асоциальным действиям.
Тематическое планирование
№ | Тема | Направление |
Изучение личности подростка. Профилактика асоциального поведения | ||
1 | Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуации | Ответственность за собственное поведение, развитие самосознания |
2 | Выработка доверительного отношения к родителям, осознание возможности избегать конфликтов с родителями | |
3 | Выработка умения противостоять негативному влиянию группы, привитие правовых знаний об ответственности за групповые правонарушения | |
Профилактика употребления ПАВ | ||
4 | Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность. | Ответственность за собственное поведение, развитие самосознания |
5 | Алкоголь: мифы и реальность | |
6 | Развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсические вещества | |
Актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе: | ||
7 | Что такое эмпатия? | Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию. |
8 | Эмпатия в действии | |
9 | Решение психологических задач | |
10 | Злость и агрессия | |
11 | Трудности общения со свертниками | |
Осознание собственной уникальности своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества: | ||
12 | Каков я на самом деле? | Развитие самосознания |
13 | Интересы и склонности в выборе профессии | |
14 | Тест «Карта интересов» - выявление учебных интересов и профессиональных склонностей | |
15 | Методика Айзенка (выявление особенностей темперамента) | |
16 | Опреденление типа будующей профессии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»
Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стил...
Программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся 7 класса
Программа коррекционных занятий по русскому языку предназначена для учащихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья...
Программа коррекционных занятий «Экологический час» 5-6 класс для детей с ОВЗ
Один из важнейших принципов программы - краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание б...
Программа коррекционных занятий по направлению «Творческое воображение» (5-6) классы
Данная программа разработана для учащихся 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Она позволяет организовать конструктивно-художественную деятельность ребёнка, стим...
Программа коррекционных занятий "Рукоделие": "Сувениры своими руками"
Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ (умственной отсталостью)...
программа коррекционных занятий "Уроки добра"
для начальной школы...
Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 класс)
Цель программы:на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представлен...