Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стилей речи, необходимые при передаче содержания того или иного текста.
Соблюдение стилистических особенностей текста является одним из требований при написании изложения с элементами сочинения. Учащиеся приобретают в процессе коррекционных занятий умение определять, для какой сферы общения предназначен текст и каковы его цели. Постепенно от занятия к занятию происходит осознанное усвоение целей речи:
-научная и официально-деловая – точная передача научной и деловой информации;
-агитационно-массовая сфера, словесно-художественное творчество - воздействие на читателя, внушение определенной мысли;
-бытовая сфера – обмен мыслями, сведениями.
Одной из задач коррекционных занятий является формирование понятия о функциональных типах речи как о разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stilistika_i_kultura_rechi.docx | 795.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
1.Объяснительная записка………………………………………………….3
2. Содержание программы………………………………………………….4
3. Требования к усвоению программы……………………………………..6
4. Использованная литература……………………………………………...6
5. Приложение: конспект коррекционного занятия……………………….7
Программа коррекционных занятий
«Стилистика и культура речи 9 класс»
34 часа
Объяснительная записка.
Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стилей речи, необходимые при передаче содержания того или иного текста.
Соблюдение стилистических особенностей текста является одним из требований при написании изложения с элементами сочинения. Учащиеся приобретают в процессе коррекционных занятий умение определять, для какой сферы общения предназначен текст и каковы его цели. Постепенно от занятия к занятию происходит осознанное усвоение целей речи:
-научная и официально-деловая – точная передача научной и деловой информации;
-агитационно-массовая сфера, словесно-художественное творчество - воздействие на читателя, внушение определенной мысли;
-бытовая сфера – обмен мыслями, сведениями.
Одной из задач коррекционных занятий является формирование понятия о функциональных типах речи как о разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого.
Типы речи – это:
-описание (какой предмет?);
-рассуждение (почему автор утверждает что-то?);
-повествование (что происходило?);
Курс коррекционных занятий рассчитан на 34 часа. Он повышает фиктивность учебных занятий, является важным средством развития у учащихся интереса к языку, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к определенным видам деятельности, готовит их к самообразованию после школы.
Курс состоит из 8-ми разделов:
-общее понятие о стилях – 4 часа;
-научный стиль и его особенности – 4 часа;
-официально-деловой стиль – 10 часов;
-публицистический стиль – 2 часа;
-язык художественной литературы – 3 часа;
-разговорно-обиходный стиль – 2 часа;
-орфоэпические, лексические нормы – 4 часа;
-роль стилистики при изучении морфологии, порядка слов, периода, прямой речи – 5 часов.
Коррекционные занятия
«Стилистика и культура речи»
9 класс
34 часа
№ | Разбивка часов | Основные понятия | Кол-во часов | |||
Общие понятия о стилях ( 4 часа) | ||||||
1 | К истории слова стиль. | Точки зрения В.В.Виноградова, А.Н.Соколова. | 1 час | |||
2 | О понятии функциональный стиль | Классификация функциональных стилей на основе функций языка и на основе сферы употребления. | 1 час | |||
3 | О формах речи письменной и устной. | Сферы применения устной и письменной речи. | 1 час | |||
4 | Собственно – лингвистическая характеристика функциональных стилей. | Языковые и функционально-речевые средства. Экстралингвистическая и собственно лингвистическая сторона стиля. | 1 час | |||
Научный стиль и его особенности (4 часа) | ||||||
1 | Научный стиль. Общая характеристика разновидности. | Три основные разновидности научного стиля. Научный стиль – важный фактор международного научного общения. | 1 час | |||
2 | Лексика и грамматика научного стиля. | Роль терминологической лексики, общенаучная лексика. | 1 час | |||
3 | Научно-популярный подстиль. | Функция популяризации, передачи логической информации, спецтермины, трупы. | 1 час | |||
4 | Научно-учебный подстиль. | Строгость научно-учебного подстиля. Элементарность изложения. | 1 час | |||
Официально-деловой стиль (10 часов) | ||||||
1 | Общая характеристика официально-делового стиля. | Объективность и обезналиченность манеры изложения – характерный признак, безлично-объективная тональность. | 1 час | |||
2 | Лексика и фразеология официально-делового стиля. | Умеренно-книжная стилистическая окраска, канцелярские штампы. | 1 час | |||
3 | Оформление документов. Единая государственная система делопроизводства. | Комплекс составных частей (реквизитов) и стабильный порядок их расположения. | 1 час | |||
4 | Заявление. Форма заявлений. Резюме. Основные требования к резюме. | Вариантность содержания заявления. Составляющие резюме. | 1 час | |||
5 | Доверенность, расписка. | Составные части доверенности. Образцы написания доверенности. | 1 час | |||
6 | Автобиография. | Разновидности автобиографий, деловая разновидность. Образец ее составления. | 1 час | |||
7 | Письма, их разновидность. | Письма деловые и личные. Их образцы, формы обращения, концовки. Различные способы передачи чужой речи. | 1 час | |||
8 | Протокол. | Реквизиты протокола. протоколы резолютивные и сложные. Анализ образцов простых протоколов. | 1 час | |||
9 | Объявление. Разновидности объявлений. | Работа над тестом объявлений. Составление объявлений осложненного типа. | 1 час | |||
10 | Устная форма официально-делового стиля. | Роль устной формы официально-делового стиля на собраниях, совещаниях, заседаниях. | 1 час | |||
Публицистический стиль (2 часа) | ||||||
1 | Публицистический стиль. | Информативная и воздействующая функция стиля. | 1 час | |||
2 | Лексика и фразеология публицистического стиля. | Речевая окраска стиля. Общественно-политическая лексика. Метафорические газетизмы социально окрашенные слова – синонимы. | 1 час | |||
Язык художественной литературы (3 часа) | ||||||
1 | Язык художественной литературы и литературный язык. | Книжно-литературная и народная речь. | 1 час | |||
2 | Художественно-речевая система произведения. | Эпитеты, метафоры, сравнения. | 1 час | |||
3 | Средства художественной выразительности языка. | Риторический вопрос. Прямой и обратный порядок слов. | 1 час | |||
Разговорно-обиходный стиль (2 часа) | ||||||
1 | Общая характеристика разговорно-обиходного стиля. | Использование нейтральной лексики. Роль интонации конца предложения. | 1 час | |||
2 | Лексика и фразеология разговорно-обиходного стиля. | Разговорные и просторечные слова. | 1 час | |||
Орфоэпические нормы (4 часа) | ||||||
1 | Литературно-языковые нормы. | Нормы произношения. особенности согласования и управления. | 1 час | |||
2 | Стили произношения. | Строгий и свободный стиль. Орфоэпия, роль ударения. | 1 час | |||
3 | Стилистический аспект многозначности слова. | Прямое и переносное значение слова. | 1 час | |||
4 | Своеобразие лексической нормы. | Динамический характер лексики. | 1 час | |||
Роль стилистики при изучении морфологии, порядка слов, периода, чужой речи (5 часов) | ||||||
1 | Стилистическая характеристика морфологии. | Морфологические единицы, отличающиеся стилистической окраской. | 1 час | |||
2 | Стилистическая функция порядка слов. | Роль порядка слов в ритмичности речи. | 1 час | |||
3 | Период. | Роль периода в построении поэтической речи. | 1 час | |||
4 | Сложное синтаксическое целое. | Цепная и параллельная связь | 1 час | |||
5 | Чужая речь. | Два речевых плана чужой речи. | 1 час |
Требования к усвоению программы.
По завершении коррекционных занятий «Стилистика и культура речи» в 9 классе учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
-опознавать тексы разных стилей по их признакам;
-оформлять свое высказывание с точки зрения соответствия замыслу, теме, стилю;
-создавать устные и письменные высказывания различных стилей речи;
-соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
-учитывать в устной и письменной речи стилистическую окраску синтаксических средств;
-грамотно оформлять деловые бумаги (заявления, расписка, протокол, автобиография, резюме);
-различать признаки речевой культуры человека: ясность, точность, чистоту, выразительность, эмоциональность;
-усвоить понятие о речевой нормы и стилистических вариантах языковых средств;
-предупреждать и устранять логические и грамматические ошибки, ошибки в построении сложного предложения.
Литература.
Гвоздев А.Н. «Очерки по стилистике русского языка», «Просвещение»,1965 г
Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка» - М. «Высшая школа», 1974 г.
Ицкович В.А. «Очерки синтаксической нормы», - М.,1982 г.
Пленкин Н.А. «Стилистика русского языка в старших классах», - М., 1976 г.
Горбачевич К.С. «Нормы современного русского литературного языка», - М., 1971 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Риторика и культура речи"
Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи
Данная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...
Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"
Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...
Программа по русскому языку и культуре речи
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИПрограмма дисциплины ,планы семинарских занятий, практикум, вопросы выходного контроля для подготовки к зачету, литература для учащихся 10-11 классов....
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс...
Программа коррекционно-развивающих занятий по связной речи для младших школьников с ОВЗ
В разработанной программе коррекции дисфункции связной речи, представлена система логопедических занятий, построенная на принципах дидактики с использованием нетрадиционных приемов и методов...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культура речи» общекультурного направления для 5-6 классов
Программа внеурочной деятельности «Культура речи» способствует осознанию роли речи и разнообразия речевых ситуаций в жизни людей, приобретению обучающимися навыков культуры общ...