Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

 

Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стилей речи, необходимые при передаче содержания того или иного текста.

Соблюдение стилистических особенностей текста является одним из требований при написании изложения с элементами сочинения. Учащиеся приобретают в процессе коррекционных занятий умение определять, для какой сферы общения предназначен текст и каковы его цели. Постепенно от занятия к занятию происходит осознанное усвоение целей речи:

-научная и официально-деловая – точная передача научной и деловой информации;

-агитационно-массовая сфера, словесно-художественное творчество - воздействие на читателя, внушение определенной мысли;

-бытовая сфера – обмен мыслями, сведениями.

Одной из задач коррекционных занятий является формирование понятия о функциональных типах речи как о разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stilistika_i_kultura_rechi.docx795.86 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

1.Объяснительная записка………………………………………………….3

2. Содержание программы………………………………………………….4

3. Требования к усвоению программы……………………………………..6

4. Использованная литература……………………………………………...6

5. Приложение: конспект коррекционного занятия……………………….7

        

Программа коррекционных занятий

«Стилистика и культура речи 9 класс»

34 часа

Объяснительная записка.

Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стилей речи, необходимые при передаче содержания того или иного текста.

Соблюдение стилистических особенностей текста является одним из требований при написании изложения с элементами сочинения. Учащиеся приобретают в процессе коррекционных занятий умение определять, для какой сферы общения предназначен текст и каковы его цели. Постепенно от занятия к занятию происходит осознанное усвоение целей речи:

-научная и официально-деловая – точная передача научной и деловой информации;

-агитационно-массовая сфера, словесно-художественное творчество - воздействие на читателя, внушение определенной мысли;

-бытовая сфера – обмен мыслями, сведениями.

Одной из задач коррекционных занятий является формирование понятия о функциональных типах речи как о разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого.

Типы речи – это:

-описание (какой предмет?);

-рассуждение (почему автор утверждает что-то?);

-повествование (что происходило?);

Курс коррекционных занятий рассчитан на 34 часа. Он повышает фиктивность учебных занятий, является важным средством развития у учащихся интереса  к языку, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к определенным видам деятельности, готовит их к самообразованию после школы.

Курс состоит из 8-ми разделов:

-общее понятие о стилях – 4 часа;

-научный стиль и его особенности – 4 часа;

-официально-деловой стиль – 10 часов;

-публицистический стиль – 2 часа;

-язык художественной литературы – 3 часа;

-разговорно-обиходный стиль – 2 часа;

-орфоэпические, лексические нормы – 4 часа;

-роль стилистики при изучении морфологии, порядка слов, периода, прямой речи – 5 часов.

Коррекционные занятия

«Стилистика и культура речи»

9 класс

34 часа

Разбивка часов

Основные понятия

Кол-во часов

Общие понятия о стилях ( 4 часа)

1

К истории слова стиль.

Точки зрения В.В.Виноградова, А.Н.Соколова.

1 час

2

О понятии функциональный стиль

Классификация функциональных стилей на основе функций языка и на основе сферы употребления.

1 час

3

О формах речи письменной и устной.

Сферы применения устной и письменной речи.

1 час

4

Собственно – лингвистическая характеристика функциональных стилей.

Языковые и функционально-речевые  средства. Экстралингвистическая и собственно лингвистическая сторона стиля.

1 час

Научный стиль и его особенности (4 часа)

1

Научный стиль. Общая характеристика разновидности.

Три основные разновидности научного стиля. Научный стиль – важный фактор международного научного общения.

1 час

2

Лексика и грамматика научного стиля.

Роль терминологической лексики, общенаучная лексика.

1 час

3

Научно-популярный подстиль.

Функция популяризации, передачи логической информации, спецтермины, трупы.

1 час

4

Научно-учебный подстиль.

Строгость научно-учебного подстиля. Элементарность изложения.

1 час

Официально-деловой стиль (10 часов)

1

Общая характеристика официально-делового стиля.

Объективность и обезналиченность манеры изложения – характерный признак, безлично-объективная тональность.

1 час

2

Лексика и фразеология официально-делового стиля.

Умеренно-книжная стилистическая окраска, канцелярские штампы.

1 час

3

Оформление документов. Единая государственная система делопроизводства.

Комплекс составных частей (реквизитов) и стабильный порядок их расположения.

1 час

4

Заявление. Форма заявлений. Резюме. Основные требования к резюме.

Вариантность содержания заявления. Составляющие резюме.

1 час

5

Доверенность, расписка.

Составные части доверенности. Образцы написания доверенности.

1 час

6

Автобиография.

Разновидности автобиографий, деловая разновидность. Образец ее составления.

1 час

7

Письма, их разновидность.

Письма деловые и личные. Их образцы, формы обращения, концовки. Различные способы передачи чужой речи.

1 час

8

Протокол.

Реквизиты протокола. протоколы резолютивные и сложные. Анализ образцов простых протоколов.

1 час

9

Объявление. Разновидности объявлений.

Работа над тестом объявлений. Составление объявлений осложненного типа.

1 час

10

Устная форма официально-делового стиля.

Роль устной формы официально-делового стиля на собраниях, совещаниях, заседаниях.

1 час

Публицистический стиль (2 часа)

1

Публицистический стиль.

Информативная и воздействующая функция стиля.

1 час

2

Лексика и фразеология публицистического стиля.

Речевая окраска стиля. Общественно-политическая лексика. Метафорические газетизмы социально окрашенные слова – синонимы.

1 час

Язык художественной литературы (3 часа)

1

Язык художественной литературы и литературный язык.

Книжно-литературная и народная речь.

1 час

2

Художественно-речевая система произведения.

Эпитеты, метафоры, сравнения.

1 час

3

Средства художественной выразительности языка.

Риторический вопрос. Прямой и обратный порядок слов.

1 час

Разговорно-обиходный стиль (2 часа)

1

Общая характеристика разговорно-обиходного стиля.

Использование нейтральной лексики. Роль интонации конца предложения.

1 час

2

Лексика и фразеология разговорно-обиходного стиля.

Разговорные и просторечные слова.

1 час

Орфоэпические нормы (4 часа)

1

Литературно-языковые нормы.

Нормы произношения. особенности согласования и управления.

1 час

2

Стили произношения.

Строгий и свободный стиль. Орфоэпия, роль ударения.

1 час

3

Стилистический аспект многозначности слова.

Прямое и переносное значение слова.

1 час

4

Своеобразие лексической нормы.

Динамический характер лексики.

1 час

Роль стилистики при изучении морфологии, порядка слов,

периода, чужой речи (5 часов)

1

Стилистическая характеристика морфологии.

Морфологические единицы, отличающиеся стилистической окраской.

1 час

2

Стилистическая функция порядка слов.

Роль порядка слов в ритмичности речи.

1 час

3

Период.

Роль периода в построении поэтической речи.

1 час

4

Сложное синтаксическое целое.

Цепная и параллельная связь

1 час

5

Чужая речь.

Два речевых плана чужой речи.

1 час

Требования к усвоению программы.

По завершении коррекционных занятий «Стилистика и культура речи» в 9 классе учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

-опознавать тексы разных стилей по их признакам;

-оформлять свое высказывание с точки зрения соответствия замыслу, теме, стилю;

-создавать устные и письменные высказывания различных стилей речи;

-соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

-учитывать в устной и письменной речи стилистическую окраску синтаксических средств;

-грамотно оформлять деловые бумаги (заявления, расписка, протокол, автобиография, резюме);

-различать признаки речевой культуры человека: ясность, точность, чистоту, выразительность, эмоциональность;

-усвоить понятие о речевой нормы и стилистических вариантах языковых средств;

-предупреждать и устранять логические и грамматические ошибки, ошибки в построении сложного предложения.

Литература.

Гвоздев А.Н. «Очерки по стилистике русского языка», «Просвещение»,1965 г

Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка» - М. «Высшая школа», 1974 г.

Ицкович В.А. «Очерки синтаксической нормы», - М.,1982 г.

Пленкин Н.А. «Стилистика русского языка в старших классах», - М., 1976 г.

Горбачевич К.С. «Нормы современного русского литературного языка», - М., 1971 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Риторика и культура речи"

Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи

Данная  рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...

Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"

Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...

Программа по русскому языку и культуре речи

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИПрограмма дисциплины ,планы семинарских занятий, практикум, вопросы выходного контроля для подготовки к зачету, литература для учащихся 10-11 классов....

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс...

Программа коррекционно-развивающих занятий по связной речи для младших школьников с ОВЗ

В разработанной программе коррекции дисфункции связной речи, представлена система логопедических занятий, построенная на принципах дидактики с использованием нетрадиционных приемов и методов...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культура речи» общекультурного направления для 5-6 классов

Программа внеурочной деятельности «Культура речи» способствует осознанию роли речи и  разнообразия речевых ситуаций в жизни людей,  приобретению обучающимися навыков культуры общ...