Программа коррекционных занятий «Экологический час» 5-6 класс для детей с ОВЗ
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Жданова Светлана Вячеславовна

Один из важнейших принципов программы - краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родного края.

Программа предусматривает не только формирование теоретических знаний по экологии, она направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка,  расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации, логически мыслить, развивать творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_ekologicheskiy_chas.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ № 12

__________________________________________________________________

        Согласовано        Утверждаю

        на заседании МО        Директор    

        «29» августа 2013        ГОБОУ ЦППРК №12

        Брайтфельд В.Н.

        «30» августа 2013

                             

Программа

коррекционных занятий

«Экологический час»

5-6 класс

                                                 Составитель:

                                                 Жданова С.В.

         Учитель ГОБОУ ЦППРК №12

                                    ВКК    

        

 

                                        Великий Новгород

2013

1.     Пояснительная записка

1.1.Актуальность программы

Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…

Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их. Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды»,  глава13 данного закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Экологическое воспитание обучающихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с обучающимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Эта программа нацеливает учащихся, чтобы они стремились практически участвовать в реальной работе по улучшению состояния окружающей среды, ее оздоровления. А основная цель программы – формирование у детей ответственного отношения к природе. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей биологии, географии, экологии, истории и других предметов.

Изучая экологию как науку, учащиеся убеждаются на практике в необходимости защиты окружающей среды от всевозможных загрязнений и разрушений. Сегодняшний школьник должен не только брать у природы, но и заботиться о ней, любить ее, разумно и рационально использовать ресурсы.

 Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретают пропедевтические знания по  географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.

Один из важнейших принципов программы - краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родного края.

Программа предусматривает не только формирование теоретических знаний по экологии, она направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка,  расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации, логически мыслить, развивать творческие способности.

Причастность к реальному делу заставляет ребят серьезно относиться к работе, вселяет веру в возможность влияния на развитие экологической ситуации.

1.2.Направленность и уровень программы

Цель:

Формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся коррекционно-развивающими технологиями.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • Учить видеть и понимать красоту живой природы;
  • Учить основам экологических знаний;
  • Знакомить обучающихся с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
  • Воспитывать у обучающихся ответственное отношение к окружающей среде;
  • Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
  • Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
  • Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.

1.3.Формы проводимой работы

Наиболее эффективной будет групповая форма работы  для развития коммуникативных навыков, развития умения  вырабатывать, обосновывать, отстаивать общее решение или точку зрения и формировать грамотное экологически поведение всей группы.

1.4.Длительность программы

Программа рассчитана на 34 часа в 5 классе, 34 часа в 6 классе, из расчета 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия- 40 минут.

1.5.Условия реализации.

Программа предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий: фиксации основного материала по теме, выбор проблемы для более детального изучения, формулировка целей и задач, анализ литературы, частично-поисковая деятельность с последующим предоставлением результатов. Всё это должно способствовать развитию и коррекции  духовных, творческих способностей  обучающихся.

Учебные занятия по курсу проводятся в виде – бесед, конкурсов, игр, викторин, экскурсий, праздников, выхода на экологическую тропу,  сказок, конкурсов рисунков, листовок, песен, стихов, рассказов.

 обсуждение проблем, подготовку сообщений, просмотр фильмов, подготовку презентаций;

Согласно требованиям, предъявляемым к занятию с комплексом здоровьесберегающих технологий, необходимо:

1.В  содержательную  часть занятия  включать  вопросы, способствующие формированию у обучающихся  понятия  «здоровый  образ жизни»  и потребностей в нем.

2.Количество видов учебной деятельности в среднем от 5 до 7, смена которых осуществляется  через каждые  7-10 мин.

3.Для развития мотивации используются разнообразные педагогические технологии, развивающие  память, логическое  и критическое  мышление.

4.Осуществлять  индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, использую приемы, повышающие самооценку.

5.На  занятиях   создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

6.Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются  в занятие физкультминутки.

2.Содержание программы:

     5 класс. Программа рассчитана на 34 часа и состоит из 5 разделов.

1раздел            Значение леса в природе и жизни человека (11 часов)

2 раздел           Заповеди друзей леса.                                    (5 часов)

3 раздел          Лес в наших ощущениях                               (4 часов)        

4 раздел          Лесные ремесла                                              (4 часов)

 5 раздел        Многообразие лесных растений                    (10 часов)

   

 6 класс. Программа рассчитана на 34 часа и состоит из 5 разделов.

1раздел           Многообразие в лесу                                      (3 часов)

2 раздел           Защитим родной лес                                      (6 часов)

3 раздел          Лесное сообщество                                          (15 часов)        

4 раздел          У природы нет плохой погоды                       (3 часов).

5 раздел          Кладовые здоровья леса                                  (7 часов)

Тематическое планирование занятий «Экологический час»
5 класс 34 часа


№ п/п


Тема урока


Цель занятия

Формы работы, коррекционная направленность

1. Значение леса в природе и жизни человека

1.

 «Что такое лес?»

Дать понятие лес

Практическая работа.

2.

Любимый уголок природы

Развивать чувство любви к малой родине

Экскурсия и рисунок

3.

Лес – жилище. Для кого?

Познакомить с функциональными возможностями леса, разнообразием флоры и фауны

Дидактическая игра «Ты входишь в лес»

4.

 «В лес по ягоды».

Познакомить с разнообразием и правилами сбора

Конкурс - игра

5.

В лес по грибы.

Познакомить с разнообразием и правилами сбора

Конкурс – игра. «Грибное лукошко», «Грибное лото»,

6.

Искусство и лес

Познакомить с наиболее известными произведениями искусства.

Подготовка выставки книг, репродукций, фильмов Сказка ложь, да в ней намек…

7.

Значение леса в природе и жизни человека

Обобщить представления обучающихся

Экскурсия  «Лесные этажи»

8.

Лес нуждается в охране. Почему?

Дать представления о проблемах леса

Командные информационные сообщения

9.

Правила безопасного поведения в природе

сформировать навыки экологически правильного поведения

Сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни путешественников».

10.

Лесная флора

Показать многообразие и исчерпаемость лесной флоры

Дидактическая игра «С какого дерева лист»

11.

Лесная фауна

Показать многообразие и исчерпаемость лесной фауны

Практическое занятие. Разработка  проекта «Спасем птиц зимой»

2.  Заповеди друзей леса

12.

Дружба в природе

Развитие человеческих качеств и умение увидеть их проявление в природе

Практическая работа. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…»

13.

Лес полон хищников

Познакомить с опасностями леса и правилами сохранения здоровья

Презентации животных

14.

Наши помощники в лесу

Познакомить и обобщить представления детей о возможных путях решения жизненных проблем в лесу

Создание художественной галереи «Изобретения леса»

15.

Мы – юные натуралисты

Сформировать представление о возможностях изучения леса и оказания ему помощи

Практическая работа. «Рассказать об особенностях каждого лесного яруса»

16.

Десять заповедей друзей леса

Сформировать правила экологически грамотного поведения

Оформление в рисунках и стихах


3. Лес в наших ощущениях

17.

Гармония в природе. В чем она проявляется?

Развитие эстетических представлений на примерах леса

Записи «В мире лесных звуков»

18.

Практическое занятие «Цвета и звуки леса»

Развитие эстетических представлений на примерах леса

Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса», слушание звуков леса

19.

Лес и я

Формировать понимание взаимного влияния человек-лес

Презентация «Мое любимое растение леса»

20.

Лес в моих ощущениях.

Формировать умение отдыхать и расслабляться в лесу по правилам

Конкурс рисунков

4. Лесные ремесла

21.

Традиционные народные промыслы

Расширение знаний по истории

Музей народных традиционных ремесел

22.

Лесные мотивы в работах народных умельцев

Расширение знаний по истории и краеведению

Интегрированное занятие изобразительное искусство-история- краеведение

23.

Лес – источник природных красок

Развитие эстетического восприятия

 Игра-драматизация «Сказка зимнего леса»

24.

«Деревянные постройки. Витославлицы»

Расширение знаний по истории и краеведению

Экскурсия

5. Многообразие лесных обитателей

25.

 Живые организмы и симметрия

Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса

Викторина «Тропою следопыта»

26.

 Квартиры лесных животных: норы, дупла, домики-пирамидки, логовища, берлоги.

Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса

Защита групповых проектов

27.

Профессии лесных животных – лесные мастера. Садовники леса, санитары и врачеватели леса.

Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса

Дидактические игры «Ягодное лото».

28.

Лес и здоровье человека

Формирование знаний о целебных возможностях леса

«Если посмотреть на природу взглядом врача…»

Практическая работа. Определение лекарственных трав (работа с определителями, рисунками, фотографиями)

Игры. Сюжетно-ролевая игра  «В гостях у Айболита»

29.

 Язык лесных обитателей. Сигналы SOS.

Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса

Дидактические игры

30.

Типы  повреждения растений

Расширение экологических знаний

Экологическая тропа

31.

 Лесные были и небылицы

Развитие творческих способностей

Игры. Лесные обитатели – герои народных сказок.

32.

 «Лес – наш друг. Береги его»

Обобщение полученных знаний

Устный журнал

33.

Нет дерева сердцу милей.

Закрепление информационных знаний и практических навыков

Игра

34.

«Кладовые леса»

Обобщение полученных знаний

Праздник



Тематическое планирование  «Экологический час»

6 класс 34 часа


№ п/п


Тема урока


     Цель занятия

Формы работы, коррекционная направленность

1.Многообразие в лесу (3 часов)

1.

  Многообразие живых организмов в лесу

Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса

Панно «Лес – украшение планеты»

2.

 Таинственные обитатели лесных дебрей

Познакомить с опасностями леса и правилами сохранения здоровья

Книжка – малышка «Ядовитые растения нашего леса»

3.

Экологическое состояние лесов  в окрестностях Великого Новгорода

Расширение экологических знаний

Виртуальная экскурсия

2. Защитим родной лес (6 часов)

4.

Ты – защитник Новгородского леса.

Формировать понимание взаимного влияния человек-лес Развивать чувство любви к малой родине

Конкурс рисунков« Защити родную природу!» Составление правил кодекса   «Защитники природы»

5.

 Что такое микрозаповедники?

Расширение экологических знаний

презентация

6.

Ландшафтные заказники Новгородской области

Расширение экологических знаний, связь с краеведением Развивать чувство любви к малой родине

фильм

7.

Памятники  природы Новгородской области

Расширение экологических знаний, связь с краеведением Развивать чувство любви к малой родине

Виртуальное путешествие

8.

Растения Красной книги Новгородской области

Расширение экологических знаний, связь с краеведением Развивать чувство любви к малой родине

Экологический светофор «Остановись, подумай!»

9.

Удивительные растения и лекарственные растения Новгородской области

Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса

Узнавание цветущих растений  по силуэтам  

3.   Лесное сообщество (15 часов)

10.

Зеленое царство

Законы жизни лесного царства

викторина «Лес служит людям для чего?»

11.

Лесные домишки

Познакомить с функциональными возможностями леса, разнообразием флоры и фауны

Викторина-игра

12.

Как растение передает информацию

Развитие познавательного интереса

Коллаж «На лесной полянке»

13.

 Растения-путешественники

Познакомить с разнообразием в мире растений

Дидактическая игра «Что растет у нас в лесу?»

14.

Лесные сказки

Развитие творческих способностей

Сбор пословиц о лесе, составление своих сказок-малюток

15.

Растения убийцы в лесу

Познакомить с опасностями леса и правилами сохранения здоровья

Изготовление предупредительных листовок

16.

Грибы – обязательные участники лесных сообществ

Закрепление правил безопасного поведения в природе

Интеллектуальный марафон «Почему гриб так назвали?» Составление грибной азбуки

17.

Этажи леса.

Развитие познавательного интереса

Дидактическая игра

18.

«Кто чем питается в лесу?».

Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса

Решение  задач, ребусов, кроссвордов

19.

Эстетика в мире растений

Развитие эстетического восприятия

Рассматривание картин о лесе.

20.

 Сезонные изменения в природе

Развитие творческих способностей и наблюдательности

 

Составление мини-рассказов с иллюстрациями

21.

«Азбука леса»

Сформировать здоровьесберегающее поведение в лесу

 Познавательная игра

22.

  Признаки повреждения растений

Расширение экологических знаний

презентация

23.

Как лечить деревья

Расширение экологических знаний

Практическое занятие

24.

 Лес и человек

Формировать понимание взаимного влияния человек-лес

Устный журнал

4. У природы нет плохой погоды (3 часов)

25.

Пусть всегда будет солнце?

Развитие человеческих качеств и умение увидеть их проявление в природе

Игра-соревнование

26.

 «Растения – синоптики»

Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса

Подготовка презентации

27.

  Синоптическое  поведение животных

Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса

Выступление групп с проектами

5.Кладовые здоровья леса (7 часов)

28.

Исправь экологическую ошибку

Развитие внимания, закрепление экологических знаний на практике

Решение экологических задач, ребусов, кроссвордов

29.

 Природные тропы – дороги здоровья

Формирование знаний о целебных возможностях леса

Составление маршрута экологической тропы

30.

Игры в лесу

Развитие умений организации здоровьесберегающих игр в лесу

Калейдоскоп игр

31.

За красотой в природу

Развитие эстетического восприятия

Рассматривание гербариев ягодных кустарников

32.

Целебное лукошко

Формирование знаний о целебных возможностях леса

Оформление книжки раскладушки

33.

Экологическое ассорти

Закрепление информационных знаний и практических навыков

Устный журнал

34.

Мы в ответе за все!

Обобщение полученных знаний

праздник

3.     Требования к результату реализации программы        

Показатели в личностной сфере ребенка: 

  • интерес к познанию природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека в экосистемах;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости,
  • умение решать экологические задачи,

Учащиеся должны знать:

  • признаки экосистемы леса, абиотические, биотические и антропогенный факторы среды;
  • основные группы растений, животных, грибов и их приспособленность к условиям сосуществования ( примеры по Новгородской области);
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов в лесу  (примеры);
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ , связи между ними ( примеры);
  • многообразие растений, животных, грибов Новгородской области, экологические связи между ними;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека на живую природу Новгородской области;
  • способы сохранения окружающей природы, виды Красной Книги Новгородской области;

Учащиеся должны уметь: 

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами;
  • доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе ( конкретные примеры);
  • улучшать состояние окружающей среды;
  • наблюдать явления природы по предложенному плану или схеме,
  • оформлять результаты наблюдений в виде схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
  • ставить простейшие опыты с объектами живой природы,

4.Методы и средства оценки результативности программы

Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.

Методы оценки эффективности

Кто будет оценивать

Критерии эффективности оценки

Анкетирование

преподаватель

Положительная динамика

Проведение рефлексии мероприятий

Ответственные за проведение мероприятий

Понравилось или нет мероприятие

Качественные результаты

преподаватель

Сформированность экологической культуры и экологического сознания школьников

Количественные результаты

преподаватель

Объем выполненных работ

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр и т.д.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах разных уровней.

5. Список литературы

Для учителя:

  1. Алексеев, С. В. Практикум по экологии /СВ. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев, Э.В. Гущина. – М.: АО МДС, 1996. – 190 с.
  2. Вронский, В. А. Экология: словарь-справочник /: В. А. Вронский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 572 с.
  3. Жигарев, И. А. Основы экологии: сборник задач, упражнений и практических работ / И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. – М.: Дрофа, 2002. – 207 с.
  4. Козлова, Т. А. Экология: книга для учителя / Т. А. Козлова, Т. С. Сухова, В. И. Сивоглазов. – М.: Школа-Пресс, 1996.–191 с.
  5. Кубанцев, Б. С. Учебные задания по общей экологии / Б. С. Кубанцев, Н. И. Прилипко. – Волгоград: Перемена, 2005. – 74 с.
  6. Кубанцев, Б. С. Экология / Б. С. Кубанцев. – Волгоград: Перемена, 1996. – 100 с.
  7. Кулътиасов, И. М. Экология растений . – М.: МГУ, 1982. – 401 с.
  8. Миронов, А. В. Преподавание экологии в школе / А. В. Миронов. – М.: Владос, 2004. – 223с.
  9. Никаноров, А. М. Экология / А. М. Никаноров, Т. А. Хоружая. – М.: Приор, 2001. – 304 с.
  10. Общая экология: экскурсии, практические и лабораторные работы / под ред. И. А. Жигарева. – М.: МИГУ, 2002. – 96 с.
  11. Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Синельникова. –М.: Академия, 2003. – 267 с.
  12. Пономарева, И. Н. Экология / И. Н. Пономарева. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 269 с.
  13. Ревель, П. Среда нашего обитания: в 4 кн. / П. Ревель, Ч. Ревель – М.: Мир, 1994.
  14. Сивоглазов, В. И. Экология России: книга для учителя / В. И. Сивоглазов, Т. С. Сухова, Т. А. Козлова. – М.: МДС, 1996.– 158 с.
  15. Федорова, А. И. Практикум по экологии и охране окружающей среды / А. И. Федорова, А. Н. Никольская. – М.: Владос, 2001.– 286с.
  16. Чернова, Н. М. Общая экология / Н. М. Чернова, А. М. Былова. – М.: Дрофа, 2004. – 412 с.
  17. Чернова, Н. М. Экология / Н. М. Чернова, А. М. Былова. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.
  18. Кучменко, В. С. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе : сборник программ / В. С. Кучменко, М. 3. Федорова, Т. П. Лукина, И. М. Швец. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 48с.
  19. Экологическое состояние территории России / под ред. С. А. Ушакова, Я. Г. Каца. – М.: Академия, 2001. – 128 с.
  20. Экология: сборник программ для 5-11 классов. – М.: Дрофа, 2001. – 220 с.
  21. Кузнецов, В. Н. Экология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы / В. Н. Кузнецов. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 384 с.

Для ученика:

  1. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 238 с.
  2. Алексеев, С. В. Экология: учебник для 9-11 кл. / В. А. Алексеев. – СПб.: Смио-Пресс, 1998.
  3. Былова, А. М. Экология растений: учебник для 6 класса / А. М. Былова, Н. Г. Шорина. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 220 с.
  4. Вронский, В. А. Экология: словарь-справочник / В. А. Вронский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 572 с.
  5. Жигарев, И. А. Основы экологии: сборник задач, упражнений и практических работ / И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. – М.: Дрофа, 2002. – 207 с.
  6. Козлова, Т. А. Экология России: дидактические материалы / Т. А. Козлова, А.Н. Мягкова, В. И. Сонин. – М.: Устойчивый мир, 2001. – 207 с.
  7. Кубанцев, Б. С. Учебные задания по общей экологии / Б. С. Кубанцев, Н. И. Прилипко. – Волгоград: Перемена, 2005. – 74 с.
  8. Левитман, М. X. Экология – предмет: интересно или нет? / М. X. Левитман. – СПб.: Союз, 2001. – 78 с.
  9. Миркин, Б. М. Популярный экологический словарь / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова / под ред. А. М. Гилярова. – М.: Устойчивый мир, 1999. – 302 с.
  10. Никишов, А. И. Экология: учебник для 5 класса / А. И. Никишов, В. Н. Кузнецов, Д. Л. Теплое. – М.: Устойчивый мир, 2002. – 342 с.
  11. Анастасова, Л. П. Человек и окружающая среда: учебник для 9 класса / Л. П. Анастасова, Д.П.Гольнева, Л. С. Короткова. – М.: Просвещение, 1997. – 319 с.
  12. Ошмарин, А. П. Экология. Школьный справочник / А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционных занятий, адаптированная для обучения детей с ЗПР

Рабочая  программа коррекционных занятий,адаптированная для обучения детей с ЗПР 2 класс...

Рабочая программа коррекционных занятий "Предметно-практические действия" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)

Рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий у учащихся с ТМНР...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 201...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающейся 1 дополнительного класса для детей с ОВЗ находящейся на индивидуальном обучении

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости)  (1-4 класс)...

Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса

Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса...