Программа коррекционных занятий «Экологический час» 5-6 класс для детей с ОВЗ
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Один из важнейших принципов программы - краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родного края.
Программа предусматривает не только формирование теоретических знаний по экологии, она направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации, логически мыслить, развивать творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_ekologicheskiy_chas.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ № 12
__________________________________________________________________
Согласовано Утверждаю
на заседании МО Директор
«29» августа 2013 ГОБОУ ЦППРК №12
Брайтфельд В.Н.
«30» августа 2013
Программа
коррекционных занятий
«Экологический час»
5-6 класс
Составитель:
Жданова С.В.
Учитель ГОБОУ ЦППРК №12
ВКК
Великий Новгород
2013
1. Пояснительная записка
1.1.Актуальность программы
Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…
Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их. Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды», глава13 данного закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Экологическое воспитание обучающихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с обучающимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Эта программа нацеливает учащихся, чтобы они стремились практически участвовать в реальной работе по улучшению состояния окружающей среды, ее оздоровления. А основная цель программы – формирование у детей ответственного отношения к природе. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей биологии, географии, экологии, истории и других предметов.
Изучая экологию как науку, учащиеся убеждаются на практике в необходимости защиты окружающей среды от всевозможных загрязнений и разрушений. Сегодняшний школьник должен не только брать у природы, но и заботиться о ней, любить ее, разумно и рационально использовать ресурсы.
Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретают пропедевтические знания по географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.
Один из важнейших принципов программы - краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родного края.
Программа предусматривает не только формирование теоретических знаний по экологии, она направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации, логически мыслить, развивать творческие способности.
Причастность к реальному делу заставляет ребят серьезно относиться к работе, вселяет веру в возможность влияния на развитие экологической ситуации.
1.2.Направленность и уровень программы
Цель:
Формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся коррекционно-развивающими технологиями.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- Учить видеть и понимать красоту живой природы;
- Учить основам экологических знаний;
- Знакомить обучающихся с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
- Воспитывать у обучающихся ответственное отношение к окружающей среде;
- Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
- Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.
1.3.Формы проводимой работы
Наиболее эффективной будет групповая форма работы для развития коммуникативных навыков, развития умения вырабатывать, обосновывать, отстаивать общее решение или точку зрения и формировать грамотное экологически поведение всей группы.
1.4.Длительность программы
Программа рассчитана на 34 часа в 5 классе, 34 часа в 6 классе, из расчета 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия- 40 минут.
1.5.Условия реализации.
Программа предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий: фиксации основного материала по теме, выбор проблемы для более детального изучения, формулировка целей и задач, анализ литературы, частично-поисковая деятельность с последующим предоставлением результатов. Всё это должно способствовать развитию и коррекции духовных, творческих способностей обучающихся.
Учебные занятия по курсу проводятся в виде – бесед, конкурсов, игр, викторин, экскурсий, праздников, выхода на экологическую тропу, сказок, конкурсов рисунков, листовок, песен, стихов, рассказов.
обсуждение проблем, подготовку сообщений, просмотр фильмов, подготовку презентаций;
Согласно требованиям, предъявляемым к занятию с комплексом здоровьесберегающих технологий, необходимо:
1.В содержательную часть занятия включать вопросы, способствующие формированию у обучающихся понятия «здоровый образ жизни» и потребностей в нем.
2.Количество видов учебной деятельности в среднем от 5 до 7, смена которых осуществляется через каждые 7-10 мин.
3.Для развития мотивации используются разнообразные педагогические технологии, развивающие память, логическое и критическое мышление.
4.Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, использую приемы, повышающие самооценку.
5.На занятиях создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки.
6.Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются в занятие физкультминутки.
2.Содержание программы:
5 класс. Программа рассчитана на 34 часа и состоит из 5 разделов.
1раздел Значение леса в природе и жизни человека (11 часов)
2 раздел Заповеди друзей леса. (5 часов)
3 раздел Лес в наших ощущениях (4 часов)
4 раздел Лесные ремесла (4 часов)
5 раздел Многообразие лесных растений (10 часов)
6 класс. Программа рассчитана на 34 часа и состоит из 5 разделов.
1раздел Многообразие в лесу (3 часов)
2 раздел Защитим родной лес (6 часов)
3 раздел Лесное сообщество (15 часов)
4 раздел У природы нет плохой погоды (3 часов).
5 раздел Кладовые здоровья леса (7 часов)
Тематическое планирование занятий «Экологический час»
5 класс 34 часа
|
|
| Формы работы, коррекционная направленность |
1. Значение леса в природе и жизни человека | |||
1. | «Что такое лес?» | Дать понятие лес | Практическая работа. |
2. | Любимый уголок природы | Развивать чувство любви к малой родине | Экскурсия и рисунок |
3. | Лес – жилище. Для кого? | Познакомить с функциональными возможностями леса, разнообразием флоры и фауны | Дидактическая игра «Ты входишь в лес» |
4. | «В лес по ягоды». | Познакомить с разнообразием и правилами сбора | Конкурс - игра |
5. | В лес по грибы. | Познакомить с разнообразием и правилами сбора | Конкурс – игра. «Грибное лукошко», «Грибное лото», |
6. | Искусство и лес | Познакомить с наиболее известными произведениями искусства. | Подготовка выставки книг, репродукций, фильмов Сказка ложь, да в ней намек… |
7. | Значение леса в природе и жизни человека | Обобщить представления обучающихся | Экскурсия «Лесные этажи» |
8. | Лес нуждается в охране. Почему? | Дать представления о проблемах леса | Командные информационные сообщения |
9. | Правила безопасного поведения в природе | сформировать навыки экологически правильного поведения | Сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни путешественников». |
10. | Лесная флора | Показать многообразие и исчерпаемость лесной флоры | Дидактическая игра «С какого дерева лист» |
11. | Лесная фауна | Показать многообразие и исчерпаемость лесной фауны | Практическое занятие. Разработка проекта «Спасем птиц зимой» |
2. Заповеди друзей леса | |||
12. | Дружба в природе | Развитие человеческих качеств и умение увидеть их проявление в природе | Практическая работа. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…» |
13. | Лес полон хищников | Познакомить с опасностями леса и правилами сохранения здоровья | Презентации животных |
14. | Наши помощники в лесу | Познакомить и обобщить представления детей о возможных путях решения жизненных проблем в лесу | Создание художественной галереи «Изобретения леса» |
15. | Мы – юные натуралисты | Сформировать представление о возможностях изучения леса и оказания ему помощи | Практическая работа. «Рассказать об особенностях каждого лесного яруса» |
16. | Десять заповедей друзей леса | Сформировать правила экологически грамотного поведения | Оформление в рисунках и стихах |
| |||
17. | Гармония в природе. В чем она проявляется? | Развитие эстетических представлений на примерах леса | Записи «В мире лесных звуков» |
18. | Практическое занятие «Цвета и звуки леса» | Развитие эстетических представлений на примерах леса | Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса», слушание звуков леса |
19. | Лес и я | Формировать понимание взаимного влияния человек-лес | Презентация «Мое любимое растение леса» |
20. | Лес в моих ощущениях. | Формировать умение отдыхать и расслабляться в лесу по правилам | Конкурс рисунков |
4. Лесные ремесла | |||
21. | Традиционные народные промыслы | Расширение знаний по истории | Музей народных традиционных ремесел |
22. | Лесные мотивы в работах народных умельцев | Расширение знаний по истории и краеведению | Интегрированное занятие изобразительное искусство-история- краеведение |
23. | Лес – источник природных красок | Развитие эстетического восприятия | Игра-драматизация «Сказка зимнего леса» |
24. | «Деревянные постройки. Витославлицы» | Расширение знаний по истории и краеведению | Экскурсия |
5. Многообразие лесных обитателей | |||
25. | Живые организмы и симметрия | Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса | Викторина «Тропою следопыта» |
26. | Квартиры лесных животных: норы, дупла, домики-пирамидки, логовища, берлоги. | Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса | Защита групповых проектов |
27. | Профессии лесных животных – лесные мастера. Садовники леса, санитары и врачеватели леса. | Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса | Дидактические игры «Ягодное лото». |
28. | Лес и здоровье человека | Формирование знаний о целебных возможностях леса | «Если посмотреть на природу взглядом врача…» Практическая работа. Определение лекарственных трав (работа с определителями, рисунками, фотографиями) Игры. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Айболита» |
29. | Язык лесных обитателей. Сигналы SOS. | Развитие наблюдательности, формирование познавательного интереса | Дидактические игры |
30. | Типы повреждения растений | Расширение экологических знаний | Экологическая тропа |
31. | Лесные были и небылицы | Развитие творческих способностей | Игры. Лесные обитатели – герои народных сказок. |
32. | «Лес – наш друг. Береги его» | Обобщение полученных знаний | Устный журнал |
33. | Нет дерева сердцу милей. | Закрепление информационных знаний и практических навыков | Игра |
34. | «Кладовые леса» | Обобщение полученных знаний | Праздник |
Тематическое планирование «Экологический час»
6 класс 34 часа
3. Требования к результату реализации программы
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в экосистемах;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости,
- умение решать экологические задачи,
Учащиеся должны знать:
- признаки экосистемы леса, абиотические, биотические и антропогенный факторы среды;
- основные группы растений, животных, грибов и их приспособленность к условиям сосуществования ( примеры по Новгородской области);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов в лесу (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ , связи между ними ( примеры);
- многообразие растений, животных, грибов Новгородской области, экологические связи между ними;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека на живую природу Новгородской области;
- способы сохранения окружающей природы, виды Красной Книги Новгородской области;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами;
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе ( конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
- наблюдать явления природы по предложенному плану или схеме,
- оформлять результаты наблюдений в виде схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
- ставить простейшие опыты с объектами живой природы,
4.Методы и средства оценки результативности программы
Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.
Методы оценки эффективности | Кто будет оценивать | Критерии эффективности оценки |
Анкетирование | преподаватель | Положительная динамика |
Проведение рефлексии мероприятий | Ответственные за проведение мероприятий | Понравилось или нет мероприятие |
Качественные результаты | преподаватель | Сформированность экологической культуры и экологического сознания школьников |
Количественные результаты | преподаватель | Объем выполненных работ |
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр и т.д.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах разных уровней.
5. Список литературы
Для учителя:
- Алексеев, С. В. Практикум по экологии /СВ. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев, Э.В. Гущина. – М.: АО МДС, 1996. – 190 с.
- Вронский, В. А. Экология: словарь-справочник /: В. А. Вронский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 572 с.
- Жигарев, И. А. Основы экологии: сборник задач, упражнений и практических работ / И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. – М.: Дрофа, 2002. – 207 с.
- Козлова, Т. А. Экология: книга для учителя / Т. А. Козлова, Т. С. Сухова, В. И. Сивоглазов. – М.: Школа-Пресс, 1996.–191 с.
- Кубанцев, Б. С. Учебные задания по общей экологии / Б. С. Кубанцев, Н. И. Прилипко. – Волгоград: Перемена, 2005. – 74 с.
- Кубанцев, Б. С. Экология / Б. С. Кубанцев. – Волгоград: Перемена, 1996. – 100 с.
- Кулътиасов, И. М. Экология растений . – М.: МГУ, 1982. – 401 с.
- Миронов, А. В. Преподавание экологии в школе / А. В. Миронов. – М.: Владос, 2004. – 223с.
- Никаноров, А. М. Экология / А. М. Никаноров, Т. А. Хоружая. – М.: Приор, 2001. – 304 с.
- Общая экология: экскурсии, практические и лабораторные работы / под ред. И. А. Жигарева. – М.: МИГУ, 2002. – 96 с.
- Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Синельникова. –М.: Академия, 2003. – 267 с.
- Пономарева, И. Н. Экология / И. Н. Пономарева. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 269 с.
- Ревель, П. Среда нашего обитания: в 4 кн. / П. Ревель, Ч. Ревель – М.: Мир, 1994.
- Сивоглазов, В. И. Экология России: книга для учителя / В. И. Сивоглазов, Т. С. Сухова, Т. А. Козлова. – М.: МДС, 1996.– 158 с.
- Федорова, А. И. Практикум по экологии и охране окружающей среды / А. И. Федорова, А. Н. Никольская. – М.: Владос, 2001.– 286с.
- Чернова, Н. М. Общая экология / Н. М. Чернова, А. М. Былова. – М.: Дрофа, 2004. – 412 с.
- Чернова, Н. М. Экология / Н. М. Чернова, А. М. Былова. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.
- Кучменко, В. С. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе : сборник программ / В. С. Кучменко, М. 3. Федорова, Т. П. Лукина, И. М. Швец. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 48с.
- Экологическое состояние территории России / под ред. С. А. Ушакова, Я. Г. Каца. – М.: Академия, 2001. – 128 с.
- Экология: сборник программ для 5-11 классов. – М.: Дрофа, 2001. – 220 с.
- Кузнецов, В. Н. Экология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы / В. Н. Кузнецов. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 384 с.
Для ученика:
- Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 238 с.
- Алексеев, С. В. Экология: учебник для 9-11 кл. / В. А. Алексеев. – СПб.: Смио-Пресс, 1998.
- Былова, А. М. Экология растений: учебник для 6 класса / А. М. Былова, Н. Г. Шорина. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 220 с.
- Вронский, В. А. Экология: словарь-справочник / В. А. Вронский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 572 с.
- Жигарев, И. А. Основы экологии: сборник задач, упражнений и практических работ / И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. – М.: Дрофа, 2002. – 207 с.
- Козлова, Т. А. Экология России: дидактические материалы / Т. А. Козлова, А.Н. Мягкова, В. И. Сонин. – М.: Устойчивый мир, 2001. – 207 с.
- Кубанцев, Б. С. Учебные задания по общей экологии / Б. С. Кубанцев, Н. И. Прилипко. – Волгоград: Перемена, 2005. – 74 с.
- Левитман, М. X. Экология – предмет: интересно или нет? / М. X. Левитман. – СПб.: Союз, 2001. – 78 с.
- Миркин, Б. М. Популярный экологический словарь / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова / под ред. А. М. Гилярова. – М.: Устойчивый мир, 1999. – 302 с.
- Никишов, А. И. Экология: учебник для 5 класса / А. И. Никишов, В. Н. Кузнецов, Д. Л. Теплое. – М.: Устойчивый мир, 2002. – 342 с.
- Анастасова, Л. П. Человек и окружающая среда: учебник для 9 класса / Л. П. Анастасова, Д.П.Гольнева, Л. С. Короткова. – М.: Просвещение, 1997. – 319 с.
- Ошмарин, А. П. Экология. Школьный справочник / А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционных занятий "Предметно-практические действия" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)
Рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий у учащихся с ТМНР...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 201...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающейся 1 дополнительного класса для детей с ОВЗ находящейся на индивидуальном обучении
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости) (1-4 класс)...
Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...
Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса
Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса...
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5-9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),
Рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5-9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),...