Программа коррекционных занятий по направлению «Творческое воображение» (5-6) классы
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Данная программа разработана для учащихся 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Она позволяет организовать конструктивно-художественную деятельность ребёнка, стимулирует развитие внимания, воображения, формирует ряд ручных умений, что является важным для его дальнейшего умственного развития.
Основное направление работы - изготовление поделок и написание картин из пластелина.
Создание программы обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластелинографии и актуальностью проблемы по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmma_po_plastilinu.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ « Барско – Городищенская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIII вида»
Программа коррекционных занятий по направлению «Творческое воображение»
"ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ"
( 5 - 6 классы)
:
Разработал воспитатель I категории
Абанин Николай Николаевич
2015 г.
Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги - специалисты настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям любого возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество , делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми среднего школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий пластилинографией способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу обучения дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, развитие речи .
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, играми.
У детей развивается математические представления о счете, размере, величине.
Развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в процессе обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики, развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у школьников среднего звена. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
На каждом занятии перед учащимися ставятся новые учебные задачи, закрепление и усложнение которых, происходит на последующих занятиях.
№ п/п. | ЭТАП | Задачи | |
1. | Подготовительный | - Освоить прием надавливания. - Освоить прием вдавливания. - Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца. - Освоить правильную постановку пальца. -Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. -Научиться работать на ограниченном пространстве | |
2. | Основной | - Научиться не выходить за контур рисунка - Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. - Использовать несколько цветов пластилина - Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.) - Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой. - Научиться доводить дело до конца - Научиться аккуратно, выполнять свои работы - Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми -Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий - Научиться действовать по образцу воспитателя - Научиться действовать по словесному указанию воспитателя | |
3. | Итоговый | - Самостоятельно решать творческие задачи. - Самостоятельно выбирать рисунок для работы. - Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности |
Занятия проводятся 2 раза в месяц на коррекционном часе по творческому воображению.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь детей и помочь им раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие пальчиковая гимнастика, разминка для рук . Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия проходят как в форме игры , так и в форме обычного коррекционного занятия. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Игровые приемы, используемые на занятиях по дополнительному образованию.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
-“Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
-“Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
-“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
-''Познавательные'' занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о природе вещей.
- “Музыкальные занятия».
Педагогический анализ усвоения детьми содержания программы разработан на основе диагностики, рекомендованной И.А.Скворцовым, Н.А.Ермоленко, Эрнст Й.Кипхард “Как развивается ваш ребенок”, К.Л. Печерой, Г.В. Пантюхиной, изобразительной деятельности” (приложение №2).
Методы исследования:
- Наблюдение за выполнением работ
- Ведение карты наблюдения за усвоением техники приемов пластилинографии
- Анализ готовых работ
- Диагностика,
- Изобразительные умения детей;
- Навыки самообслуживания;
Данные сферы основаны на конкретных умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень развития ручных умений на определенном возрастном этапе .
Формы подведения итогов реализации программы по дополнительному образованию:
- выставки творческих работ ;
- открытые занятия;
- результаты диагностики;
- выступления на педагогических чтениях и др.
Данная программа разработана для учащихся 5 – 6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Она позволяет организовать конструктивно – художественную деятельность ребёнка, стимулирует развитие внимания, воображения, формирует ряд ручных умений, что является важным для его дальнейшего умственного развития.
Основное направление работы – изготовление поделок и написание картин из пластилина.
Создание программы обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ.
Цель программы:
Развитие творческих способностей и совершенствование сенсомоторики у детей с ОВЗ посредством пластилинографии.
Задачи
Образовательные:
- совершенствование технологических приёмов при работе с пластилином (надавливание, отщипывание, размазывание, разминание, вдавливание и т. д.);
- формирование навыков работы на заданном пространстве;
Коррекционные:
- коррекция внимания, памяти, мышления и сенсомоторики;
- развитие речи, расширение кругозора, словарного запаса;
- совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательной сноровки;
- пробуждение интересов ребёнка к окружаещему миру, к процессам и результатам работы, к творческой активности;
Воспитывающие:
- развитие нравственных, трудовых и эстетических качеств личности;
- формирование культуры труда.
Программа реализуется на коррекционных занятиях по творческому воображению 2 раза в месяц и рассчитана на 34 часа (17 занятий в год). Срок исполнения – 2 года. Занятия по пластилинографии оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Используются следующии методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, инструктаж);
- демонстративные (показ изделий, репродукции картин, образцы работ);
- практические;
- аналитические (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ);
- игровые (на внимательность, сообразительность и т. д.).
Тематическая план - сетка
№ | Виды деятельности | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Картины, нарисованные пластилином на жёстком картоне | 1 | 11 | 12 |
3 | Картины, нарисованные пластилином на фанере | 1 | 5 | 6 |
4 | Картины, нарисованные на стекле или прозрачном пластике | 1 | 8 | 9 |
5 | Объёмные изделия из пластилина | 3 | 3 | |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Всего | 7 | 27 | 34 |
Ожидаемый результат
- владеет различными приёмами по пластилинографии;
- работает в заданном пространстве;
- решает творческие задачи самостоятельно;
- доводит начатое дело до конца,
- действует по словестному указанию,
- имеет личностное отношение к результатам своей деятельности
5 класс
Содержание курса
Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство с содержанием курса на год. Повторение правил техники безопасности, правил поведения учащихся на занятиях.
Формирование теоретических знаний и навыков (2 ч.)
Изучение свойств пластилина, элементов рисования и лепки; техника рисования пластилином, способы оформления картин и изделий. Санитарно – гигиенические требования.
Формирование практических умений и навыков ( 13 ч.)
Совершенствование приёмов техники рисования пластилином: придавливание, разглаживание пластилина по шаблону, расплющивание и накладывание деталей на основу. Организация рабочего места.
Практические работы
Жесткий картон: «Солнышко лучистое», «Цветик – семицветик», «Домашняя посуда», «Цыплёнок – жёлтое чудо», «Разные коты», «Мишка косолапый».
Фанера: «Ёжик», «Птицы – наши друзья».
Подведение итогов (1 ч.)
Оформление итоговой выставки.
Сетка занятий. 5 класс.
№ | Виды деятельности | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Картины, нарисованные пластилином на жёстком картоне | 1 | 11 | 12 |
3 | Картины, нарисованные пластилином на фанере | 1 | 2 | 3 |
4 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 4 | 13 | 17 |
Календарно – тематическое планирование 1 года обучения (5 класс).
№ | Тема | Материал | Кол – во часов | Дата |
1 | Путешествие в пластилинографию: знакомство с содержанием и ТБ по работе с пластилином. | Картины, поделки | 1 | |
2 | Техника выполнения работ из пластилина. | Стеки, палочки, трубочки | 1 | |
3 | Эскиз – начальный этап выполнения картины. | Копировальная бумага, шаблоны рисунков | 2 | |
4 | «Солнышко лучистое». Изготовление картин методом разглаживания. | Жёсткий картон, салфетки, образцы | 1 | |
5 | «Цветик – семицветик». | Жёсткий картон, образцы | 2 | |
6 | «Домашняя посуда». Натюрморт. | Жёсткий картон, образцы | 2 | |
7 | «Цыплёнок – жёлтое чудо». Мир живой природы. | Жёсткий картон, образцы | 1 | |
8 | «Разные коты». | Жёсткий картон, образцы | 2 | |
9 | «Мишка косолапый» | Жёсткий картон, образцы | 1 | |
10 | Палитра цвета пластилина. | 1 | ||
11 | «Ёжик» | Фанера | 1 | |
12 | «Птицы – наши друзья» | Фанера | 1 | |
13 | Подведение итогов. | Работы детей | 1 |
На конец года воспитанники 5 класса должны
знать:
- правила техники безопасности;
- свойства и цвета пластилина;
- виды и назначение стеков;
- эстетические требования к изделиям;
- санитарно – гигиенические требования при работе с пластилином;
уметь:
- организовывать своё рабочее место;
- рисовать картины на жёстком картоне и фанере методом разглаживания пластилина по шаблону;
- использовать метод накладывания деталей на основу;
- смешивать цвета пластилина для получения разных оттенков;
- по назначению использовать инструменты, вспомогательные предмет
6 класс
Содержание курса
Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство с содержанием занятий на год. Повторение правил техники безопасности, правил поведения учащихся.
Формирование теоретических знаний (2 ч.)
Изучение жанров живописи: пейзажи, натюрморт, портрет. Совершенствование знаний о типах занятий по пластилинографии: предметное, сюжетное, тематическое. Совершенствование свойства пластилина и способов оформления изделий.
Формирование практических умений и навыков (13 ч.)
Совершенствование разных методов рисования пластилином, изготовление сложных узоров и композиций, организация рабочего места.
Практические работы:
Фанера: «В мире сказок», «Военная техника».
Прозрачный пластик, стекло: «Фиалки», «Подсолнух», «Цветущая ветка», «Букет роз», «Подарок маме», «Цветочная поляна».
Объёмные поделки: «Мир животных», «Огород».
Подведение итогов (1 ч.)
Оформление итоговой выставки.
Сетка занятий . 6 класс.
№ | Виды деятельности | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Картины, нарисованные пластилином на фанере | 3 | 3 | |
3 | Картины, нарисованные на стекле или прозрачном пластике | 1 | 8 | 9 |
4 | Объёмные изделия из пластилина | 3 | 3 | |
5 | Подведение итогов | 1 | 1 | |
Итого: | 3 | 14 | 17 |
Календарно – тематическое планирование 2 года обучения (6 класс).
1 | Знакомство с содержанием занятий на год. Повторение и закрепление правил ТБ при работе с пластилином. | 1 | ||
2 | «В мире сказок». Коллективная работа. | Картинки с изображением сказочных героев. Фанера. | 2 | |
3 | Картины по теме «Военная техника» | Образцы, картинки, фанера | 2 | |
4 | «Фиалки» | Прозрачный пластик | 1 | |
5 | «Подсолнух» | Прозрачный пластик | 1 | |
6 | «Цветущая ветка» | Прозрачный пластик, природный материал | 1 | |
7 | «Букет роз» | Прозрачный пластик, эскиз картины | 2 | |
8 | «Подарок маме» | Прозрачный пластик, бисер, цветная бумага | 2 | |
9 | «Цветочная поляна». Сюжетная картина | Прозрачный пластик, образцы работ | 1 | |
10 | Объёмные поделки. «Мир животных» | Картинки с изображением животных, шерсть, бисер. | 2 | |
11 | Объёмные поделки. «Огород» | Картинки с изображением овощей, | 1 | |
12 | Подведение итогов | Работы детей | 1 |
На конец года воспитанники 6 класса должны
Знать:
- правила техники безопасности
- свойства и цвета пластилина
- назначение стеков
- эстетические требования к изделиям
- санитарно – гигиенические требования при работе с пластилином
уметь:
- организовывать своё рабочее место;
- применять материал по назначению;
- использовать различные приемы;
- изготавливать сложные картины и объёмные поделки на различном материале;
- контролировать правильность выполнения изделия с помощью учителя;
- анализировать работу по предложенному плану.
Список литературы
- Г. Н. Давыдова «Пластилинография», издательство « Скрипторий, 2003»
- К. Утробина, Г. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка », издательство «Гном и Д, 2004»
- Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», издательство «Российское педагогическое агенство,1997»
- Н. А. Курочкина «Знакомство с натюрмортом», СПб. Детство – пресс,
1999
- Г.Н. Давыдова «Пластилинография – 1,2». « Анималистическая
живопись. Скрипторий. 2007 «
- Н.С. Голицин, О.А. Скоролупова «Детский дизайн.
Пластилинография» . «М. Владос, 2006»
- О.Б. Кымакова «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у
детей», М. Владос, 2003
8. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковое занятие: развитие творческого воображения. Изготовление стилизованной бумажной матрешки — игрушки-колпачка.
Бумажные матрешки несут в себе положительный заряд эмоций. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для любой деятельности, тем более для художественной, вызывающей эстетические ч...
Коррекционное занятие по развитию творческого воображения. Тема : « Подружка для белочки».
Техника: Рисование сухой жесткой кистью методом тычка....
Методическая разработка «Примеры заданий на развитие творческого воображения на занятиях по предмету «оригами» »
Данная разработка даст хорошую возможность сделать занятия оригами более интересными, разнообразными. Задания помогут развивать творческое воображение детей от 5 лет. Они помогут детям проявить свою ф...
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Дипломная работа....
Развитие творческого воображения на занятиях внеурочной деятельности
Развитие творческого воображения на занятиях внеурочной деятельности . Художественное творчество учащихся 6-х классов....
Занятие по творческому воображению - лепка из теста"Гусеничка"
Занятие предназначено для воспитателей и преподавателей творческих объединений. Работа с тестом - тестопластика. Можно использовать на занятиях по развитию творческого воображения а так же преподавате...
Методические рекомендации по проведению занятий по теме «Творческое воображение»
Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, включены в программу обучения и осваиваются...