Программа коррекционных занятий по направлению «Творческое воображение» (5-6) классы
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Абанин Николай Николаевич

Данная программа разработана для учащихся 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Она позволяет организовать конструктивно-художественную деятельность ребёнка, стимулирует развитие внимания, воображения, формирует ряд ручных умений, что является важным для его дальнейшего умственного развития.

Основное направление работы - изготовление поделок и написание картин из пластелина.

Создание программы обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластелинографии и актуальностью проблемы по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmma_po_plastilinu.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

            ГКСОУ  « Барско – Городищенская  специальная

  (коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат

                                         VIII  вида»

 

Программа  коррекционных занятий по направлению «Творческое воображение»

"ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ"

                        ( 5 - 6 классы)                    

:

Разработал воспитатель  I категории

                        Абанин Николай Николаевич        

                                                   

                        2015 г.

Пояснительная  записка.

В настоящее время педагоги - специалисты  настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.  

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «
пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям любого возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество , делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми среднего школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий  пластилинографией способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу обучения дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, развитие речи .

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками,  играми.

У детей развивается  математические представления о счете, размере, величине.

Развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в процессе обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики, развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у школьников среднего звена. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка  с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

На каждом занятии перед учащимися ставятся новые учебные задачи, закрепление и усложнение которых, происходит на последующих занятиях.

№ п/п.

ЭТАП

Задачи

1.

Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2.

Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3.

Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 2 раза в месяц на коррекционном часе по творческому воображению.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь детей и помочь им раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие пальчиковая гимнастика, разминка для рук . Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Занятия  проходят как в форме игры , так и в форме обычного коррекционного занятия. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Игровые приемы, используемые на занятиях по дополнительному образованию.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

-“Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.

-“Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

-“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.

-''Познавательные'' занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о природе вещей.

- “Музыкальные занятия».

Педагогический анализ усвоения детьми содержания программы разработан на основе диагностики, рекомендованной И.А.Скворцовым, Н.А.Ермоленко, Эрнст Й.Кипхард “Как развивается ваш ребенок”, К.Л. Печерой, Г.В. Пантюхиной, изобразительной деятельности” (приложение №2).

Методы исследования:

- Наблюдение за выполнением работ

- Ведение карты наблюдения за усвоением техники приемов пластилинографии

- Анализ готовых работ

- Диагностика,

- Изобразительные умения детей;

- Навыки самообслуживания;

Данные сферы основаны на конкретных умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень развития ручных умений на определенном возрастном этапе .

Формы подведения итогов реализации программы по дополнительному образованию:

- выставки творческих работ ;

- открытые занятия;

- результаты диагностики;

- выступления на педагогических чтениях и др.

Данная программа разработана для учащихся 5 – 6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII  вида. Она позволяет организовать конструктивно – художественную деятельность ребёнка, стимулирует развитие внимания, воображения, формирует ряд ручных умений, что является важным  для его дальнейшего умственного развития.

Основное направление работы – изготовление поделок и написание картин из пластилина.

Создание программы обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ.

Цель программы:

        Развитие творческих способностей и совершенствование  сенсомоторики у детей с ОВЗ посредством пластилинографии.

Задачи

        Образовательные:

  • совершенствование технологических приёмов при работе с пластилином (надавливание, отщипывание, размазывание, разминание, вдавливание и т. д.);
  • формирование навыков работы на заданном пространстве;

Коррекционные:

  • коррекция внимания, памяти, мышления и сенсомоторики;
  • развитие речи, расширение кругозора, словарного запаса;
  • совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательной сноровки;
  • пробуждение интересов ребёнка к окружаещему миру, к процессам и результатам работы, к творческой активности;

Воспитывающие:

  • развитие нравственных, трудовых и эстетических качеств личности;
  • формирование культуры труда.

Программа реализуется на коррекционных занятиях по творческому воображению 2 раза в месяц и рассчитана на 34 часа (17 занятий в год). Срок исполнения – 2 года. Занятия по пластилинографии оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Используются следующии методы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, инструктаж);
  • демонстративные (показ изделий, репродукции картин, образцы работ);
  • практические;
  • аналитические (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ);
  • игровые (на внимательность, сообразительность и т. д.).

Тематическая  план - сетка

Виды деятельности

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

2

2

2

Картины, нарисованные пластилином на жёстком картоне

1

11

12

3

Картины, нарисованные пластилином на фанере

1

5

6

4

Картины, нарисованные на стекле или прозрачном пластике

1

8

9

5

Объёмные изделия из пластилина

3

3

6

Итоговое занятие

2

2

Всего

7

27

34

Ожидаемый результат

  • владеет различными приёмами по пластилинографии;
  • работает в заданном пространстве;
  •  решает творческие задачи самостоятельно;
  • доводит начатое дело до конца,
  • действует по словестному указанию,
  • имеет личностное отношение к результатам своей деятельности

5 класс

Содержание курса

Вводное занятие (1 ч.)
        Знакомство с содержанием курса на год. Повторение правил техники безопасности, правил поведения учащихся на занятиях.

Формирование теоретических знаний и навыков (2 ч.)

        Изучение свойств пластилина, элементов рисования и лепки; техника рисования пластилином, способы оформления картин и изделий. Санитарно – гигиенические требования.

Формирование практических умений и навыков ( 13 ч.)

        Совершенствование приёмов техники рисования пластилином: придавливание, разглаживание пластилина по шаблону, расплющивание и накладывание деталей на основу. Организация рабочего места.

Практические работы

        Жесткий картон: «Солнышко лучистое», «Цветик – семицветик», «Домашняя посуда», «Цыплёнок – жёлтое чудо», «Разные коты», «Мишка косолапый».

        Фанера: «Ёжик», «Птицы – наши друзья».

Подведение итогов (1 ч.)

        Оформление итоговой выставки.

Сетка занятий.  5 класс.

Виды деятельности

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Картины, нарисованные пластилином на жёстком картоне

1

11

12

3

Картины, нарисованные пластилином на фанере

1

2

3

4

Итоговое занятие

1

1

                                                                   Итого:

4

13

17

Календарно – тематическое планирование  1 года обучения (5 класс).

Тема

Материал

Кол – во часов

Дата

1

Путешествие в пластилинографию: знакомство с содержанием и ТБ по работе с пластилином.

Картины, поделки

1

2

Техника выполнения работ из пластилина.

Стеки, палочки, трубочки

1

3

Эскиз – начальный этап выполнения картины.

Копировальная бумага, шаблоны рисунков

2

4

«Солнышко лучистое». Изготовление картин методом разглаживания.

Жёсткий картон, салфетки, образцы

1

5

«Цветик – семицветик».

Жёсткий картон, образцы

2

6

«Домашняя посуда». Натюрморт.

Жёсткий картон, образцы

2

7

«Цыплёнок – жёлтое чудо». Мир живой природы.

Жёсткий картон, образцы

1

8

«Разные коты».

Жёсткий картон, образцы

2

9

«Мишка косолапый»

Жёсткий картон, образцы

1

10

Палитра цвета пластилина.

1

11

«Ёжик»

Фанера

1

12

«Птицы – наши друзья»

Фанера

1

13

Подведение итогов.

Работы детей

1

На конец года воспитанники 5 класса должны

знать:

  • правила техники безопасности;
  • свойства и цвета пластилина;
  • виды и назначение стеков;
  • эстетические требования к изделиям;
  • санитарно – гигиенические требования  при работе с пластилином;

уметь:

  • организовывать своё рабочее место;
  • рисовать картины на жёстком картоне и фанере методом разглаживания пластилина по шаблону;
  • использовать метод накладывания деталей на основу;
  • смешивать цвета пластилина для получения разных оттенков;
  • по назначению использовать инструменты, вспомогательные предмет

                                                           6 класс

Содержание курса

Вводное занятие (1 ч.)

        Знакомство с содержанием занятий на год. Повторение правил техники безопасности, правил поведения учащихся.

Формирование теоретических знаний (2 ч.)

        Изучение жанров живописи: пейзажи, натюрморт, портрет. Совершенствование знаний о типах занятий по пластилинографии:  предметное, сюжетное, тематическое. Совершенствование свойства  пластилина и способов оформления изделий.

Формирование практических умений и навыков (13 ч.)

Совершенствование разных методов рисования пластилином, изготовление сложных узоров и композиций, организация рабочего места.

Практические работы:

        Фанера: «В мире сказок», «Военная техника».

        Прозрачный пластик, стекло: «Фиалки», «Подсолнух», «Цветущая ветка», «Букет роз», «Подарок маме», «Цветочная поляна».

        Объёмные поделки: «Мир животных», «Огород».

Подведение итогов (1 ч.)

Оформление итоговой выставки.

                                 Сетка занятий . 6 класс.

Виды деятельности

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Картины, нарисованные пластилином  на фанере

3

3

3

Картины, нарисованные на стекле или прозрачном пластике

1

8

9

4

Объёмные изделия из пластилина

3

3

5

Подведение итогов

1

1

                                                Итого:

3

14

17

Календарно – тематическое планирование  2 года обучения (6 класс).

1

Знакомство с содержанием занятий на год. Повторение и закрепление правил ТБ при работе с пластилином.

1

2

«В мире сказок». Коллективная работа.

Картинки с изображением сказочных героев. Фанера.

2

3

Картины по теме «Военная техника»

Образцы, картинки, фанера

2

4

«Фиалки»

Прозрачный пластик

1

5

«Подсолнух»

Прозрачный пластик

1

6

«Цветущая ветка»

Прозрачный пластик, природный материал

1

7

«Букет роз»

Прозрачный пластик, эскиз картины

2

8

«Подарок маме»

Прозрачный пластик, бисер, цветная бумага

2

9

«Цветочная поляна». Сюжетная картина

Прозрачный пластик, образцы работ

1

10

Объёмные поделки. «Мир животных»

Картинки с изображением животных, шерсть, бисер.

2

11

Объёмные поделки. «Огород»

Картинки с изображением овощей,

1

12

Подведение итогов

Работы детей

1

На конец года воспитанники 6 класса должны

Знать:

  • правила  техники безопасности
  • свойства и цвета пластилина
  • назначение стеков
  • эстетические требования к изделиям
  • санитарно – гигиенические требования при работе с пластилином

уметь:

  • организовывать своё рабочее место;
  • применять материал по назначению;
  • использовать различные приемы;
  • изготавливать сложные картины и объёмные поделки на различном материале;
  • контролировать правильность выполнения изделия с помощью учителя;
  • анализировать работу по предложенному плану.

Список литературы

  1. Г. Н. Давыдова «Пластилинография», издательство « Скрипторий, 2003»
  2. К. Утробина, Г. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка », издательство «Гном и Д, 2004»
  3. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», издательство «Российское педагогическое агенство,1997»
  4. Н. А. Курочкина «Знакомство с натюрмортом», СПб. Детство – пресс,

1999

  1. Г.Н. Давыдова «Пластилинография – 1,2». « Анималистическая  

живопись. Скрипторий. 2007 «

  1. Н.С. Голицин, О.А. Скоролупова «Детский дизайн.            

Пластилинография» . «М. Владос, 2006»

  1. О.Б. Кымакова «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у

детей», М. Владос, 2003

8.  Серия книг для развития  творческих способностей  учащихся.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковое занятие: развитие творческого воображения. Изготовление стилизованной бумажной матрешки — игрушки-колпачка.

Бумажные матрешки несут в себе положительный заряд эмоций. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для любой деятельности, тем более для художественной, вызывающей эстетические ч...

Методическая разработка «Примеры заданий на развитие творческого воображения на занятиях по предмету «оригами» »

Данная разработка даст хорошую возможность сделать занятия оригами более интересными, разнообразными. Задания помогут развивать творческое воображение детей от 5 лет. Они помогут детям проявить свою ф...

Развитие творческого воображения на занятиях внеурочной деятельности

Развитие творческого воображения на занятиях внеурочной деятельности . Художественное творчество учащихся 6-х классов....

Занятие по творческому воображению - лепка из теста"Гусеничка"

Занятие предназначено для воспитателей и преподавателей творческих объединений. Работа с тестом - тестопластика. Можно использовать на занятиях по развитию творческого воображения а так же преподавате...

Методические рекомендации по проведению занятий по теме «Творческое воображение»

Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, включены в программу обучения и осваиваются...