Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 класс)
рабочая программа по теме
Цель программы:
на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_sensorike.docx | 277.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основании следующих документов:
1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;
2.Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 22.12.2008г.;
5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);
6.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;
7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);
8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;
9. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
11. Учебный план СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» .
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
Комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.
Программа строится на обучении обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.
Состав подгрупп имеет подвижный характер: одним обучающимся класса необходима индивидуальная коррекция, другие включаются в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать положительную дальнейшую социализацию в обществе.
Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий – 1 час в неделю, 33 часа в учебный год. Занятия продолжительностью 15—25 мин проходят как в первую, так и во вторую половину дня.
На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.
Адресат
Рабочая программа курса предназначена для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Познание мира и окружающей среды обучающимися с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.
И. М. Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Обучающиеся не знают названий цветов и их оттенков, не распознают форму предметов, не учитывают их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Дети неловки, у них все падает, разрушается. Они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Обучающиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.
Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Слабо развитое зрительно-моторная координация, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку.
Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с интеллектуальной недостаточностью является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе).
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка.
В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
Сконцентрированы усилия в 1 классе на формирование навыков общения в коллективной деятельности как основе новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде. Первоначально ведущая деятельность (учебная) появляется в коллективной деятельности. Для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья освоил социальную роль школьника, т.е. овладел учебной деятельностью, необходимо создать условия для коллективного освоения этой деятельностью детьми. Новое социальное окружение становится ситуацией развития личности ребенка. Этому способствует создание проблемных ситуаций, решение которой не возможно только силами ребенка, но возможно в деятельности совместной, которой ребенок еще не владеет. Эта проблемная ситуация принимается, понимается ребенком, он желает найти выход из нее, использует имеющиеся у него возможности.
В программу включены мероприятия, способствующие формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).
На занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
• функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
• игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная "тропа" для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
• оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
o разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).
Основные направления коррекционной работы
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.
Специфика программы
В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
В программу введена методика М.И. Чистяковой Психогимнастика, направленная на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
В программу включено обучение расслаблению.
Расслабление по контрасту с напряжением
При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова: Твердый - мягкий. Сильный - слабый. Холод - тепло. Сосулька - водичка. Движение - сон. Страх - доверие. Злой - добрый.
Расслабление с фиксацией внимания на дыхании
Почти все динамичные упражнения, игры и танцы заканчиваются расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное, замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает глубже расслабиться.
Основное содержание тем курса (разделы, структура)
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час)
Модуль 1. Коррекция психомоторики.
Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (7 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (3 часа).
Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа)
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Модуль 2. Коррекция сенсорной сферы.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (5 часов), из них:
• Формирование сенсорных эталонов цвета (2 часа)
• Развитие и коррекция формы (1 часа)
• Развитие и коррекция восприятия величины (2 часов)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (2 часа)
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (3 часа)
Раздел 7. Восприятие пространства (3 часа).
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
Раздел 8. Восприятие времени (2 часа).
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Итоговая диагностика обучающихся (1 час)
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.
Виды и формы организации учебного процесса
На занятиях используются разные формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная работа.
Основные методы программы: словесные, наглядные, практические.
Методы и приёмы технологии обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
1. Развитие моторики и графомоторных навыков:
• упражнения с элементами основных движений (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазание, прыжки, метание);
• игры малой и средней подвижности с элементами основных движений («Дартс», «Кегли» и др.);
• задания, способствующие саморегуляции;
• упражнения для координации разных частей тела;
• игры по развитию тонких движений рук с использованием мелких деталей, сыпучих предметов и т.п.
• упражнения на развитие статистической координации движений пальцев рук;
• упражнения на развитие динамической координации движений пальцев рук;
• упражнения на ритмическую организацию и переключаемость движений рук;
• имитационные игры и упражнения для кистей рук;
• упражнения для расслабления рук;
• развитие графических движений (штриховка, раскрашивание, дорисовывание, рисование и т.п.).
2. Развитие тактильно-двигательного восприятия:
• лепка из глины, пластилина, теста;
• аппликация из разного материала;
• оригами (конструирование из бумаги);
• макраме (плетение из ниток, веревок);
• рисование (пальцами, кусочком ваты, «бумажной кисточкой»);
• игры с мозаикой, конструктором;
• игры с пазлами;
• сортировка мелких предметов (пуговицы, жёлуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
• игры с водой разной температуры;
• игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
• пальчиковая гимнастика с использованием массажа и самомассажа;
• дидактические игры для развития тактильных ощущений;
• упражнения по различению температуры, веса, качества поверхности;
• игры и упражнения, направленные на развитие различных компонентов двигательной сферы.
3. Развитие восприятия формы, величины, цвета предметов:
• игры и упражнения на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др.
• игры и упражнения на сравнение предметов (объектов) по высоте, сравнение плоскостных изображений, сравнение нарисованных предметных изображений, сравнение параметров предметов по представлению;
• игры и упражнения на цветоразличение, умение сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.
Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть обучающиеся:
• Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.
• Действия по соотнесению предмета с эталоном.
• Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.
• практические упражнения в черчении геометрических фигур;
• работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты освоения курса
Программой предусматривается формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего.
Раздел Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Обучающиеся должны знать:
• правила пользования письменными принадлежностями;
• кинезиологические упражнения.
Обучающиеся должны уметь:
• правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
• распознавать основные эмоции;
• выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;
• составлять предмет из частей.
Раздел Восприятие формы, цвета, размера.
Обучающиеся должны знать:
• названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
• названия основных размеров: длина, ширина, высота;
• названия форм предметов;
• цвет – свойство предмета.
Обучающиеся должны уметь:
• выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
• анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
• различать и называть основные цвета;
• классифицировать геометрические фигуры;
• сравнивать предметы по размерам;
• сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
• различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
• различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.
Раздел Развитие пространственно-временного восприятия.
Обучающиеся должны знать:
• название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
• отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;
• названия дней: вчера, сегодня, завтра;
• названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
• названия времен года: осень, зима, весна, лето.
Обучающиеся должны уметь:
• определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
• ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
• ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
• применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;
• определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
• выделять части суток и определять порядок дней недели;
• ориентироваться на поле бумаги;
• определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.
Раздел Тактильно-двигательное восприятие.
Обучающиеся должны уметь:
• определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
• целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
• составлять предмет из 2—3 частей.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (модификационные диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.
В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• формирования познавательных интересов;
• расширения практического опыта детей;
• привлечение внимания к различным сторонам окружающего мира (что способствует расширению диапазона познавательных интересов).
Для эффективного использования возможностей формирования познавательных интересов организовывается процесс обучения через новые знания, возникающие в результате активной умственной деятельности детей. Деятельность детей направляется на самостоятельный поиск выводов, умозаключений.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога-психолога.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:
- общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;
- совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;
- развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2001.
2. Программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
Дополнительная
1.Э.Я Удалова, Л.А Метиева« Сенсорное воспитание детей с отклонениями» Москва 2007г.
2. Антонова С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
3. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
4. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.
5. Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.
7. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Список литературы
1. Антонова, С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. Текст /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
2. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42с.
3. Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видаЭлектронный ресурс/Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
4. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. Текст /С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.
Календарно-тематический план курса занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 1 класса
№ п/п | Название раздела, тематика занятий | Кол-во | Дата проведения |
1 класс | |||
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 1 | ||
1. | Обследование психомоторики и сенсорных процессов | 1 | |
Развитие психомоторики, графомоторных навыков | |||
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. | 5 | ||
2. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 | |
3. | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) | 1 | |
4. | Штриховка, обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) | 1 | |
5. | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) | 1 | |
6. | Работа в технике рваной аппликации | 1 | |
Развитие крупной моторики | 2 | ||
7. | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) | 1 | |
8. | Формирование чувства равновесия («дорожка следов») | 1 | |
Оптимизация и стабилизация общего тонуса | 1 | ||
9. | Обучение приёмам релаксации, приёмам правильного дыхания, самомассажу. | 1 | |
Тактильно-двигательное восприятие | 3 | ||
10. | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые) | 1 | |
11. | Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» | 1 | |
12 | Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние) | 1 | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 | ||
13. | Движения и позы нижних и верхних конечностей (упражнения по инструкции педагога) | ||
14. | Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) | 1 | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 5 | ||
15. | Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные) | 1 | |
16. | Сравнение предметов по высоте и толщине ; длине и ширине | 1 | |
17. | Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале | ||
18. | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) | 1 | |
19. | Различение и обозначение основных цветов. | ||
Развитие зрительного восприятия | 2 | ||
20. | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) | 1 | |
21. | Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения) | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов | 3 | ||
22. | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник) | 1 | |
23. | Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). | 1 | |
24. | Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений | 1 | |
Развитие слухового восприятия | 3 | ||
25. | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен) | 1 | |
26. | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) | 1 | |
27. | Различение по голосу. Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» | 1 | |
Восприятие пространства | 3 | ||
28. | Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения | 1 | |
29. | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) | 1 | |
30. | Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | 1 | |
Восприятие времени | 3 | ||
31. | Времена года. Порядок месяцев в году | 1 | |
32. | Меры времени (секунда, минута, час, сутки) | 1 | |
33. | Определение времени по часам. | 1 | |
Итоговая диагностика | 1 | ||
34. | Итоговая диагностика | 1 |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1—4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида ( авторы Метиева Л. А., Удалова Э. Я, рецензенты программы: В. В. Воронкова — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ИПК и ПРНО МО; В. Г. Петрова — доктор психологических наук, профессор МПГУ)
Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. Они предназначены исключительно для тех детей, которые испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала вследствие недостаточного развития перцептивной (сенсорной) сферы.
Коррекционные занятия, проводимые педагогом-психологом, — это специальная пропедевтическая работа, организуемая с небольшими подгруппами или индивидуально. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.Данная программа раскрывает основные подходы к сенсорному развитию детей младшего школьного возраста, имеющих пониженные способности к обучению
Цель программы:
на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование точности и целенаправленности движений и действий
— подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;
— восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;
— коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса
— Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.
— Выполнять выразительные движения.
— Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.
— Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.
— Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.
— Различать и называть основные цвета и их оттенки.
— Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.
— Узнавать предмет по части.
— Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.
— Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.
— Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.
— Различать вкусовые качества.
— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.
— Различать характер мелодии.
— Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.
— Соотносить времена года с названиями месяцев.
Календарно-тематический план курса занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 2 класса
№ п/п | Название раздела, тематика занятий | Кол-во | Дата проведения |
2 класс | |||
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 2 | ||
1. | Обследование психомоторики | 1 | |
2. | Обследование сенсорных процессов | 1 | |
Развитие психомоторики, графомоторных навыков | 8 | ||
3. | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнурком, нанизывание бус) | 1 | |
4 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету | 1 | |
5 | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур | 1 | |
6. | Графический диктант (по показу) | 2 | |
7. | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону | 1 | |
8. | Работа в технике объемной аппликации | 1 | |
9. | Работа с крупой «Сухой бассейн» | 1 | |
10. | Аппликация из крупы «Любимые цветы» | 1 | |
Тактильно-двигательное восприятие | 3 | ||
11. | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые) | 1 | |
12. | Определение на ощупь объемных фигур. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» | 1 | |
13. | Работа с тестом | ||
Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 | ||
14. | Движения и позы нижних и верхних конечностей (упражнения по инструкции педагога) | 1 | |
15. | Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) | 1 | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 5 | ||
16. | Сравнение 2—3 предметов по основным параметрам | 1 | |
17. | Группировка предметов по двум признакам | 1 | |
18. | Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали) | 1 | |
19. | Подбор оттенков цвета к основным цветам. | 1 | |
20. | Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале | 1 | |
Развитие зрительного восприятия | 2 | ||
21 | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) | 1 | |
22 | Развитие зрительной памяти. | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов | 4 | ||
23. | Развитие осязания (теплее-холоднее), определение контрастных температур разных предметов. | 1 | |
24. | Взвешивание на ладони. | 1 | |
25. | Определение веса на глаз. | 1 | |
Развитие слухового восприятия | 3 | ||
26 | Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки) | 1 | |
27 | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). | 1 | |
28 | Различение по голосу. Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» | 1 | |
Восприятие пространства | 3 | ||
29 | Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения | 1 | |
30 | Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе» | 1 | |
31 | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) | 1 | |
Восприятие времени | 3 | ||
32 | Порядок месяцев в году | 1 | |
33 | Работа с графической моделью «Времена года». | 1 | |
34 | Измерение времени |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1—4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида ( авторы Метиева Л. А., Удалова Э. Я, рецензенты программы: В. В. Воронкова — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ИПК и ПРНО МО; В. Г. Петрова — доктор психологических наук, профессор МПГУ)
Программа рассчитана на 2 часа в неделю
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. Они предназначены исключительно для тех детей, которые испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала вследствие недостаточного развития перцептивной (сенсорной) сферы.
Коррекционные занятия, проводимые педагогом-психологом, — это специальная пропедевтическая работа, организуемая с небольшими подгруппами или индивидуально. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.Данная программа раскрывает основные подходы к сенсорному развитию детей младшего школьного возраста, имеющих пониженные способности к обучению
Цель программы:
на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование точности и целенаправленности движений и действий
— подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;
— восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;
— коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса
— Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.
— Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
— Пользоваться элементами расслабления.
— Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
— Смешивать цвета, называть их.
— Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
— Находить нереальные элементы нелепых картинок.
— Определять противоположные качества и свойства предметов.
— Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
— Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
— Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
— Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
— Определять возраст людей.
Календарно-тематический план курса занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 4 класса
№ п/п | Название раздела, тематика занятий | Кол-во | Дата проведения |
4 класс | |||
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 1 | ||
1. | Обследование вновь принятых детей | 1 | |
Развитие психомоторики, графомоторных навыков | 12 | ||
2 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | 1 | |
3 | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) | 1 | |
4-5 | Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении | 1 | |
6 | Совершенствование точности мелких движений рук ( соединение колец в цепочку) | 1 | |
7-8 | Графический диктант с усложненными заданиями | 2 | |
9 | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) | 1 | |
10 | Дорисовывание симметричной половины изображения | 1 | |
11 | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) | 1 | |
Тактильно-двигательное восприятие | 5 | ||
12-13 | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) | 2 | |
14 | Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной | 1 | |
15 | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) | 1 | |
16 | Игры с мелкой мозаикой | 1 | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 | ||
17 | Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий | 1 | |
18 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов | 1 | |
19-20 | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | 2 | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 12 | ||
21 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом | 1 | |
22-23 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету | 2 | |
24 | Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов | 1 | |
25-26 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | 2 | |
27 | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) | 1 | |
28 | Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» | 1 | |
29 | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) | 1 | |
30 | Узнавание предмета по одному элементу | 1 | |
31-32 | Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» | 2 | |
Развитие зрительного восприятия | 7 | ||
33-34 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок) | 2 | |
35-36 | Нахождение нелепиц на картинках | 2 | |
37 | Дидактическая игра «Лабиринт» | 1 | |
38 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | 1 | |
39 | Профилактика зрения. Гимнастика для глаз | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов | 10 | ||
40 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение | 1 | |
41-42 | Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха | 2 | |
43 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение | 1 | |
44 | Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» | 1 | |
45 | Упражнения в измерении веса предметов на весах | 1 | |
46-47 | Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) | 2 | |
48-49 | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть) | 2 | |
Развитие слухового восприятия | 6 | ||
50 | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) | 1 | |
51 | Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» | 1 | |
52 | Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук» | 1 | |
53 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | 1 | |
54 | Формирование чувства ритма. Игровые упражнения | 1 | |
55 | Дидактическая игра «Угадай по голосу» | 1 | |
Восприятие пространства | 6 | ||
56-57 | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции | 2 | |
58 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве | 1 | |
59 | Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений | 1 | |
60 | Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) | 1 | |
61 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | 1 | |
Восприятие времени | 7 | ||
62 | Определение времени по часам | 1 | |
63-64 | Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» | 2 | |
65 | Работа с календарем и моделью календарного года | 1 | |
66 | Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 1 | |
67 | Последовательность основных жизненных событий.Возраст людей | 1 | |
68 | Итоговая диагностическая игра «Чему мы научились?» | 68 |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1—4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида ( авторы Метиева Л. А., Удалова Э. Я, рецензенты программы: В. В. Воронкова — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ИПК и ПРНО МО; В. Г. Петрова — доктор психологических наук, профессор МПГУ)
Программа рассчитана на 2 часа в неделю
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. Они предназначены исключительно для тех детей, которые испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала вследствие недостаточного развития перцептивной (сенсорной) сферы.
Коррекционные занятия, проводимые педагогом-психологом, — это специальная пропедевтическая работа, организуемая с небольшими подгруппами или индивидуально. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.Данная программа раскрывает основные подходы к сенсорному развитию детей младшего школьного возраста, имеющих пониженные способности к обучению
Цель программы:
на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование точности и целенаправленности движений и действий
— подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;
— восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;
— коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса
— Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.
— Дорисовывать незаконченные изображения.
— Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.
— Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.
— Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.
— Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.
— Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.
— Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.
— Различать запахи и вкусовые качества, называть их.
— Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.
— Действовать по звуковому сигналу.
— Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
— Определять время по часам.
3 класс
( 2 часа в неделю. Всего 68 часов)
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов |
| Обследование детей. | 1 |
| Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. | 12 |
| Тактильно-двигательное восприятие. | 5 |
| Кинестетическое и кинетическое развитие. | 4 |
| Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 14 |
| Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 6 |
| Восприятие особых свойств предметов. | 6 |
| Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 6 |
| Восприятие пространства. | 7 |
10. | Восприятие времени. | 7 |
11. | Итоговая диагностика | 1 |
Всего 68 |
Календарно-тематический план курса занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 3 класса
№ п/п | Название раздела, тематика занятий | Кол-во | Дата проведения |
3 класс | |||
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 1 | ||
1. | Обследование вновь принятых детей | 1 | |
Развитие психомоторики, графомоторных навыков | 12 | ||
2 | Развитие меткости и координации движений | 1 | |
3 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | 1 | |
4 | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) | 1 | |
5 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 | |
6 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) | 1 | |
7 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях | 1 | |
8 | Рисование бордюров по образцу | 1 | |
9-10 | Графический диктант (зрительный и на слух) | 2 | |
11-12 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | 2 | |
13 | Работа в технике объемной и рваной аппликации | 1 | |
Тактильно-двигательное восприятие | 4 | ||
14 | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) | 1 | |
15-16 | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)» | 1 | |
17 | Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» | 1 | |
18 | Игры с сюжетной мозаикой | 1 | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 | ||
19-20 | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений | 2 | |
21-22 | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) | 2 | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 14 | ||
23 | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) | 1 | |
24 | Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала | 1 | |
25 | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции | 1 | |
24 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.) | 1 | |
25 | Дидактическая игра «Часть и целое» | 1 | |
26-27 | Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов | 2 | |
28 | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку | 1 | |
29 | Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные | 1 | |
30 | Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета | 1 | |
31 | Дидактическая игра «Цветик-семицветик» | 1 | |
32 | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов | 1 | |
33-34 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей | 2 | |
Развитие зрительного восприятия | 6 | ||
35 | Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу | 1 | |
36 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) | 1 | |
37 | Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами | 1 | |
38 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» | 1 | |
39 | Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») | 1 | |
40 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов | 6 | ||
41 | Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) | 1 | |
42 | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение | 1 | |
43-44 | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) | 2 | |
45-46 | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз | 2 | |
Развитие слухового восприятия | 6 | ||
47 | Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» | 1 | |
48-49 | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня» | 2 | |
50 | Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона | 1 | |
51 | Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков | 1 | |
52 | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики» | 1 | |
Восприятие пространства | 7 | ||
53 | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | 1 | |
54 | Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» | 1 | |
55 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» | 1 | |
56 | Деление листа на глаз, на две и четыре равные части | 1 | |
57 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа | 1 | |
58 | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) | 1 | |
59 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | 1 | |
Восприятие времени | 6 | ||
60-61 | Определение времени по часам | 2 | |
62-63 | Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) | 2 | |
64 | Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» | 1 | |
65-66 | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) | 2 | |
67 | Времена года, их закономерная смена. | 1 | |
68 | Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 1 |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
- Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика : (дошкольный возраст : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
- Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001. - 77 с. : ил.
- Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков -Волгоград «Учитель» 2003г -56с
- Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике.Методическое пособие./Е.А Алябьева-М.:Сфера,2008.-158с.
- КряжеваН.Л Развитие эмоциональног мира детей./КряжеваН.Л.-Ярославль.-1996
- Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:-Сфера, 1990г
- Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г.
- Короткова Л.Д. « Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛ М. 2003 г
- Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» Дубна «Феникс» 2002г.
- Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г
- Диагностический альбом Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционных занятий, адаптированная для обучения детей с ЗПР
Рабочая программа коррекционных занятий,адаптированная для обучения детей с ЗПР 2 класс...
Рабочая программа коррекционных занятий, адаптированная для обучения детей с РАС
Рабочая программа коррекционных занятий,адаптированная для обучения детей с РАС 3 класс...
Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Данная программа разработана для обучающихся с умеренной и тяжёлой уственной отсталостью. Она направлена на коррекцию присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развит...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и графомоторных навыков", 5 класс
Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с...
Рабочие программы коррекционных занятий для 7 классов
рабочие программы коррекционных занятий для 7 классов по русскому языку и литературе....
Рабочая программа коррекционных занятий по математике 2020-2021 учебный год (6 класс)
Рабочая программа коррекционных занятий по математике 2020-2021 учебный год (6 класс)...
Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса
Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса...