Годовой план работы педагога-психолога
рабочая программа по психологии
Предварительный просмотр:
Управление образования Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
педагог-психолог УО зам. директора по ВР директор школы
_________/__________/ ________/Монгуш А.В./ __________/Монгуш Э.О./
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
МБОУ ЧЫРАА-БАЖЫНСКОЙ СОШ
на 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: педагог-психолог
Монгуш Сырга Алексеевна
с.Чыраа-Бажы, 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Название |
1 | Пояснительная записка |
2 | Цели, задачи |
3 | Нагрузка педагога-психолога |
4 | Нормативные документы, регламентирующие работу психолога в системе образования РФ |
5 | Годовой план работы педагога-психолога |
Пояснительная записка.
Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основные направления деятельности психолога:
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
· изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
· формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
· разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Цели, задачи
Цели:
- Способствовать социализации личности учеников;
- Диагностировать познавательные способности учеников, их состояния;
- Оказывать психологическую помощь обучающимися, их родителям, педагогам, работникам школы;
- Способствовать разрешению конфликтных ситуаций в школе.
Задачи:
- Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
- Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
- Оказывать помощь детям группы «риска».
- Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
Нагрузка педагога-психолога:
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.
Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
- на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
- остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени 18 часов в неделю приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с учащимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.)
Нормативные документы, регламентирующие работу психолога
в системе образования РФ
Пакет документации педагога-психолога включает в себя: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальную документацию; организационно-методическую документацию; комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей.
- Законодательно-правовые акты и нормативные документы
- Специальная документация
- Методические рекомендации
- Организационно-методическая документация
- Комплект рабочей документации, обеспечивающий деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Федеральные:
- Конституция Российской Федерации
- 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Федеральный Закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ».
- О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/901-6
Специальная документация:
Это особый вид документации педагога- психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
К специальной документации педагога-психолога относятся:
-карта психического развития ребёнка - совокупность сведений о возрастном развитии ребёнка, представленных в онтогенетическом аспекте;
- психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребёнка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребёнка;
- выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Содержание выписки - адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы;
-протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребёнком;
-протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще всего оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми. Это - заключения, психологические карты и протоколы. Основной формой закрытой документации является психологическая карта (ребёнка, группы, класса, педагога - в зависимости от проблемы). Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу. Такая документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Организационно-методическая документация:
- Нормы рабочего времени педагога- психолога;
- График работы;
- Годовой план работы;
- Бланки психологических запросов;
- Журналы учета видов работы;
- Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов;
- Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ;
- Статистический и аналитический отчёты о проделанной работе по итогам года
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА МБОУ ЧЫРАА-БАЖЫНСКОЙ СОШ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Программные действия | Вид работы | Сроки проведения | Предположительный результат | Ожидаемый результат |
Диагностическая работа | |||||
Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в школе | Беседы на родительских собраниях о работе педагога-психолога в школе | Сентябрь | Формирование психологической культуры | справка | |
1 | Готовность первоклассников к обучению в школе | Тест Керн-Йиерасика, опрос, беседа | С 15го августа по сентябрь | Развитие познавательной сферы ребенка | Справка |
2 | Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних: | Опрос,1с психодиагностика, наблюдение - обследование обучающихся по следующим методикам (1-3 кл. – ДДЧ, ПП(по выбору); 3- 5 кл. – ДДЧ, ОФ;6-11 кл – ОБ-Д, ПДО, ТА, СХ)** (отв. классные руководители, педагог-психолог) - диагностика опекаемых детей – проективная методика «Моя семья», опросник Томаса (отв. классные руководители, педагог-психолог);
- социально-психологическое тестирование – 7-8 кл. (анкета «Исходная оценка наркотизации» В.Г. Латышева и др.) (отв. классные руководители, социальный педагог) | Сентябрь-октябрь-февраль-март | Выявление тревожности, агрессивности, суицидальных намерений, асоциального поведения | Справка |
3 | Мониторинг психологической комфортности 5- классников | методика «Цветные письма», опросник Филлипса | Сентябрь - октябрь | Выявление дезадаптантов | Справка |
4 | Изучение профессиональных склонностей старших классов | Комплекс методик (Методика «Карта интересов» Опросник Голланда) | Октябрь - ноябрь | Определение в мире профессий | Справка |
5 | Отношение к ОГЕ и ЕГЭ старшеклассников | Комплекс методик | Ноябрь | Учащиеся 9-10 класса | Справка |
6 | Алькогольно-наркогенной ситуации | Анонимное анкетирование | Ноябрь | Выявление учащихся «группы риска» (ВИЧ, ИППП, ПАВ) | Справка |
7 | Диагностические исследование среди 9-11 классов на предотвращение в подростковой среде криминальных субкультур АУЕ: | методика диагностика и выявление детей «Группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) -методика диагностика уровня субъективного ощущения одиночества (Д.Рассела и М. - Фергюсона) -опросник Басса-Дарки | Сентябрь- Октябрь 2018г Март 2019г. | Выявление учащихся «группы риска» | Справка |
8 | Проективные диагностические работы учащихся РИ и на дому РИ | В течение года | |||
9 | ДИ психологической готовности выпускников начальной школы к переходу в среднее звено | Май | |||
10 | Психодиагноситика (вторичная) по результатам первичной психодиагностики по1С Проведение тестирования среди учащихся 9 и 11 классов, в целях для выявления профессионального самоопределения по методике Е. А. Климова в рамках месячника по профессиональной ориентации обучающихся ОО | март | |||
Коррекционно-восстановительная и развивающая работа | |||||
1 | Формирование позитивного самоотношения, самоуважения, принятия себя (1-11 кл) | Тренинговые занятия | Октябрь | Адекватное восприятие себя | Справка |
2 | Развитие у учащихся сильных сторон своего характера, уверенности в себе (3-4 классы) | Тренинг | Январь | Обретение уверенного поведения | Справка |
3 | Коррекция познавательных процессов и развитие интеллектуальных способностей (5-7 классы) | Тренинговые занятия | В течение года | Улучшение познавательных процессов | Справка |
4 | Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сферы учащихся (7-8 классы) | Тренинг. Упражнения. Игры | В течение года | Изменения отношения к своим переживаниям | Справка |
5 | Развитие личности и личностный рост в подростковом возрасте (8-9 классы) | Тренинг личностного роста | В течение года | Формирование «Я-концепция» | Справка |
6 | Коррекция сферы межличностных отношений в старших классах (9-11 классы) | Упражнения, игры | В течение года | Улучшение межличностных отношений | Справка |
7 | Коррекция сферы профессионального самоопределения в 9-х, 11-х классах | Беседа, деловая игра, тренинговые занятия | В конце 1-го и 2-го п/г | Осведомленность ученика о своих способностях, его склонности и возможности | Справка |
8 | Коррекционно-профилактическая работа с учителями | Психодрамматические, релаксационные упражнения | 1 раз в четверть | Уменьшение психического напряжения | Справка |
9 | Коррекционно-профилактическая работа с родителями | Тренинг родительской эффективности | 1 раз в четверть | Повышение уровня родительской компетентности | Справка |
10 | Психолого-педагогическое сопровождение, нуждающихся в психологической помощи (ПМПконсилиумы) | Коррекционно-развиващие занятия | В течение учебного года | сопровождение, нуждающихся в психологической помощи | Справка |
11 | Психолого-педагогическое сопровождение выпускников | Коррекционно-развиващие занятия | В течение учебного года | сопровождение выпускников | Справка |
12 | Психологические тренинги во время школьной адаптации переход на среднее звено для 5 классников | Коррекционно-развиващие занятия | по запросу кл.рук-лей | справка | |
13 | Занятия по программе профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков из неблагополучных семей, в том числе опекаемых и приемных, с отчимами и мачехами | в течение года | Справка | ||
14 | |||||
Консультативная работа | |||||
1 | Индивидуальные консультации детей | Консультирование | По мере обращения | Нормализация психического здоровья | Стат.отчет |
2 | Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка | Беседа | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности | Отзыв родителей |
3 | Консультирование педагогов по вопросам воспитания и развития ребенка | Беседа | По мере обращения | Повышение уровня психологической компетентности | Отзыв учителей |
Просветительско-профилактическая работа | |||||
1 | Психологическая помощь первоклассникам к адаптации к школьной среде | Игры | В период 1-го п/г | Адаптация к новым условиям | Отзыв кл.рук. |
2 | Предупреждение осложнений при переходе в среднее звено (5 класс) | Рекомендации | Декабрь | Адаптация к новым условиям | Справка |
3 | Формирование ЗОЖ у подростков (5-7 классы) | Лекция | В течение года | Отсутствие вредных привычек | Справка |
4 | Профилактика конфликтных ситуаций (6-8 классы) | Тренинг | В течение года | Улучшение межличностных отношений в классе | Отзыв учащихся |
5 | Профилактика суицидального поведения среди подростков (1-11 классы) | Беседа, тренинг, наблюдения | В течение года | Отсутствие неадекватного поведения среди подростков | Справка |
6 | «как подготовить ребенка к ОГЭ / ЕГЭ?» | Беседа с родителями | Ноябрь | Формирование уверенности перед экзаменами | Справка. Отзыв родителей |
7 | «как общаться с конфликтными родителями?» | Беседа с учителями | Октябрь | Отсутствие конфликтного поведения | Справка. Отзыв учителей |
8 | «Мой ребенок первоклассник» | Беседа с родителями | Октябрь | Адаптация в школе | Справка |
9 | Месячник «Психологическое здоровье учащихся» | Акции, тренинги | Октябрь, март | Сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса | Справка |
10 | Акция «Защитим детей от насилия» | Акции | В течение учебного года | с 1 по 10 классы профилактика жестокого обращения. | Справка |
11 | Работа по профилактике жестокого обращения (все виды ЖО; школьный буллинг) | Лекции, беседы | В течение учебного года | Профилактика жестокого обращения | Справка |
12 | Акция «Минута Телефона доверия» | Акция | 1 сентября 2018г., 17 мая 2019г. | Информация о телефоне доверия | Справка |
13 | Месячник «Безопасный интернет» | Лекции, беседы | Октябрь-ноябрь 2018г | Информация о безопасном интернете | Справка |
14 | Неделя толерантности | Тренинги,беседы | Ноябрь 2018г. | Дать информацию о толерантности | Справка |
15 | Развиваем самостоятельность и ответственность «Умей сказать нет!» | Тренинги, беседы | Декабрь 2018г. | Дать учащимся уметь сказать «Нет» | Справка |
16 | Акция «СТОП ВИЧ/СПИД» | Трениниги, беседы | Декабрь 2018г., Май 2019г. | Акция «СТОП ВИЧ/СПИД» | Справка |
17 | Неделя медиабезопасности, кибербезопасности | Тренинги, беседы | 3 неделя января | Неделя медиабезопасности, кибербезопасности | Справка |
18 | Акция «Максимум ресурсов» | Беседы | Январь – февраль 2019г. | Акция «Максимум ресурсов» | Справка |
19 | Диспут «Молодежь. Здоровье. Жизнь» | Тренинги, беседы | Февраль 2019г | Диспут «Молодежь. Здоровье. Жизнь» | Справка |
20 | Акция «Летний лагерь- территория здоровья», «Летняя палитра» | Беседы | Июнь-август 2019г. | Летний лагерь- территория здоровья | Справка |
21 | Месячник психологической безопасности: уроки культуры здоровья с учащимися и общешкольное родительское собрание на тему «Способы преодоления стресса и кризисных состояний». Практикумы по профилактике родительского и профессионального выгорания | Тренинги, беседы | Март 2019г. | Способы преодоления стресса и кризисных состояний | Справка |
22 | Обновление и выпуск стендов педагогов- психологов 1. Телефон доверия 2. Психологическое сопровождение выпускников 9, 11 классов 3. Документация педагога-психолога | Сентябрь-май | |||
23 | Выпуск и раздача буклетов, листовок, брошюрок материалов ТД для учащихся и их родителей во время акций и месчников | В течение года | |||
24 | Психологическое сопровождение участников проекта «ОРВО», «Кыштаг для молодой семьи» | В течение года | |||
25 | Мониторинг Социальной неблагополучной семьи | В течение года | |||
26 | Исполнение распоряжения Правительства Республики Тыва от 17.04.17г №172-Р «Об утверждении плана мероприятий по профилактике детских суицидов на территории РТ на 2017-2019 годы» | ежеквартально | |||
Организационно-методическая деятельность | |||||
1 | Участие в августовском педагогическом совещании руководящих и педагогических работников Республики Тывы | август | |||
2 | Совещание педагогов-психологов ОУ кожууна | Ежемесячно | |||
3 | Психологический квест педагогов-психологов ОО РТ | Ноябрь 2018 | |||
3 | Работа с документацией, оформление кабинета, стендов о психологии | В течение года | |||
4 | Учет детей и их семей: приемных, опекаемых, РИ, с заключениями ПМПК Составление и выявление детей группы риска, ВШУ, с риска и т.д. Индивидуальное сопровождение детей группы риска | Сентябрь-октябрь | |||
5 | Психологическое сопровождение кандидатов, поступающих ФКОУ ККУ | в течение учебного года | 4классы, 7 классы | ||
6 | Плановые и внеплановые собрания педагогов-психологов ОУ | в течение года каждый месяц собрания | |||
7 | Организация работы по самообразованию – работа с периодической печатью | В течение года | |||
8 | Участие в психолого-педагогических мероприятиях (семинары, метод.объединения) | В течение года | |||
9 | Подготовка к участию в психолого-педагогических мероприятиях | В течение года | |||
10 | Конкурс профессионального мастерства педагогов-психологов Конкурс «Лучшее психолого-педагогическое сопровождение» | ||||
11 | Организация работы «Школьная служба примирения» | В течение года |
Сентябрь 2018 Педагог-психолог Монгуш С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план работы педагога-психолога школы и ДОУ на 2012-13уч.г
План работы педагога-психолга сельской школы, в школе и дошкольной группе....
Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год
В данном разделе представлен план работы педагога-психолога на год по всем направлениям (работа с родителями, учещимися, педагогическим составом)....
Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год
Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год...
Вариант примерного годового плана работы педагога-психолога
Предлагаю вашему вниманию ещё один вариант годового плана работы педагога-психолога МБОУ. Рассчитан на ставку. Учтен ФГОС в 1-4 классах...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ОДНИМ ИЗ ВАЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОД...
Годовой план работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида Тищенко Т.М. 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС
Обучение в МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через кор...
Годовой план работы педагога-психолога МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» на 2016- 2017 учебный год
Цели психологического сопровождения: создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса; научно-методическое обеспечение учебно-в...