Годовой план работы педагога-психолога МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» на 2016- 2017 учебный год
проект по психологии на тему
Цели психологического сопровождения: создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса; научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; Создание здоровье сберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление фи-зического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса». Задачи работы педагога-психолога: организовать психолого-педагогическую поддержку воспитанников и педагогического кол-лектива; проводить профилактику девиантного поведения воспитанников; оказывать индивидуальную психологическую помощь воспитанникам; оказать помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении; разработать методические рекомендации для педагогов по сохранению и укреплению психо-логического здоровья всех участников образовательного процесса. организовать работу с воспитанниками, состоящими на внутришкольном контроле; проводить профилактику употребления ПАВ, суицидального поведения, жестокого обраще-ния среди воспитанников школы-интерната. Объект деятельности 1. Администрация. 2. Педагогический коллектив. 3. Воспитанники. 4. Родители. Основные направления деятельности: 1. Организационное, методическое, аналитическое. 2. Диагностическое. 3. Консультационное. 4. Психокоррекционное. 5. Просветительско-профилактическое. Формы и методы работы 1. Беседа- общение, комплексное динамическое наблюдение (КДН); 2. Индивидуальные и групповые консультации; 3. Психодиагностика – тесты, анкеты; 4. Психокоррекционная работа – тренинги, развивающие игры, консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_psihologa_2016-17_uch._god.docx | 48.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Школа-интернат п. Эгвекинот»
________________/Швыркова Т.М./
«_____» ______________________2016 г.
Годовой план педагога-психолога
МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот»
на 2016- 2017 учебный год
Цели психологического сопровождения:
создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;
научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
Создание здоровье сберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса».
Задачи работы педагога-психолога:
организовать психолого-педагогическую поддержку воспитанников и педагогического коллектива;
проводить профилактику девиантного поведения воспитанников;
оказывать индивидуальную психологическую помощь воспитанникам;
оказать помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении;
разработать методические рекомендации для педагогов по сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
организовать работу с воспитанниками, состоящими на внутришкольном контроле;
проводить профилактику употребления ПАВ, суицидального поведения, жестокого обращения среди воспитанников школы-интерната.
Объект деятельности
1. Администрация.
2. Педагогический коллектив.
3. Воспитанники.
4. Родители.
Основные направления деятельности:
1. Организационное, методическое, аналитическое.
2. Диагностическое.
3. Консультационное.
4. Психокоррекционное.
5. Просветительско-профилактическое.
Формы и методы работы
1. Беседа- общение, комплексное динамическое наблюдение (КДН);
2. Индивидуальные и групповые консультации;
3. Психодиагностика – тесты, анкеты;
4. Психокоррекционная работа – тренинги, развивающие игры, консультации.
I.Диагностическая работа проводится с целью определения путей и форм оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении, составления социально-психологического портрета воспитанников. Диагностическая работа ведется планово 2 раза в год. В течение года диагностические исследования также будут проводиться по запросам педагогов, учащихся.
Содержание психодиагностической работы:
Классы | Название методики | Цель исследования |
3-9 | Опросник Лускановой | Изучить школьную мотивацию |
Методика Замбицевичене ( на основе теста Амтхауэра) | Субтест 1. Умение дифференцировать существенные признаки предметов | |
Субтест 2. Владение операциями обобщения; способность выделять существенные признаки предметов и явлений. | ||
Субтест 3. Умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями. | ||
Субтест 4. умение обобщать. | ||
Тест Тэммл, Дорки, Амен | Выявить уровень тревожности | |
Прогрессивные матрицы Равена | Возможности визуального мышления | |
Кратковременная речевая память | Возможности речевой памяти | |
Кратковремен. зрительная память | Возможности зрительной памяти | |
Гештальт-тест Бендер | Зрительно-моторные координации | |
Таблица от 1 до 40 | Изучение произвольного внимания | |
Опросник мотивации (12-17 лет) | Дианостика структуры учебной мотивации | |
8-,9 | Личностный опросник Айзенка | Изучение индивидуальных личностных особенностей |
Дифференциально-диагностический опросник | Степень выраженности интересов в разным группам профессий | |
Анкета интересов | Область интересов в различных областях знаний | |
Тип темперамента | Изучение типа нервной системы | |
Профессиональные предпочтения | Направленность на определенный тип профессии |
После проведенных исследований проводится обработка, анализ и обобщение полученных результатов, на каждого ребенка составляется психолого-педагогическая характеристика для Комплексной программы индивидуального сопровождения, составляются группы, проводятся КРЗ. При необходимости ребенок направляется на районную ПМПК для определения образовательного маршрута.
II. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с обучающимися школы ориентирована на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни детей.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентирована на познавательную, эмоционально - личностную и социальную сферу жизни детей. Педагог-психолог составляет и апробирует коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков. Для сенсорного и психического развития ребенка с легкой степенью интеллектуальной недостаточности занятий только на общеобразовательных уроках мало – необходимо проведение специальных коррекционно-развивающих занятий, социально-психологических тренингов, которые проводились в течение учебного года согласно утвержденному руководителем ОУ Швырковой Т.М. расписанию:
Расписание коррекционно-развивающих занятий с учащимися:
Дни недели | № урока | Время урока | Класс | Фамилия, имя учащегося |
понедельник | 5 | 12.50-13.30 | 4 | Индивидуальное занятие |
6 | 13.50-14.30 | 6 | Индивидуальное занятие | |
10 | 17.10-17.50 | 7 | Групповое занятие | |
вторник | 6 | 13.50-14.30 | 6 | Индивидуальное занятие |
7 | 14.40-15.20 | 6 | Индивидуальное занятие | |
10 | 17.10-17.50 | 4 | Индивидуальное занятие | |
среда | 8 | 15.30-16.10 | 5 | Индивидуальное занятие |
четверг | 6 | 13.50-14.30 | 4 | Групповое занятие |
10 | 17.10-17.50 | 7-9 | Просветительная работа | |
пятница | 7 | 14.40-15.20 | 6 | Индивидуальное занятие |
8 | 15.30-16.10 | 7 | Групповое занятие | |
9 | 16.10-16.50 | 4-5 | Групповое занятие | |
суббота | 2 | 10.00-10.40 | 9 | Групповое занятие |
3 | 10.50-11.30 | 6 | Групповое занятие | |
4 | 12.00-12.40 | 8 | Групповое занятие | |
5 | 12.50-13.30 | 4 | Групповое занятие |
4 класс. Адаптированная рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Цель программы: Дать учащимся представление об окружающей действительности, способствующие оптимизации психического развития ребенка. Более эффективной социализации его в обществе на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Данная программа является коррекционно направленной. Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов. Адаптированная рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предназначена для обучающихся, воспитанников 4 класса. Занятия планируется проводить 2 раза в неделю в течение учебного года. Количество учащихся - 4 чел. Срок реализации программы 1 год. Количество занятий в год- 68. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Адаптированная рабочая программа «Развитие познавательных способностей»
Цель Программы: Повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, механизмов волевой регуляции.
На основе результатов диагностических исследований, проведенных в конце 2015-2016 учебного года было выявлено, 7 учащихся, которые испытывали трудности в усвоении программного материала по математике, чтению, письму . Для них характерны слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению, меньшие возможности самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностная активность и сформированность различных сторон познавательной деятельности. путают времена года, дни недели, цвета и оттенки. Задания, требующие обобщения, сравнения, классификации, выделения главного, поиск закономерностей вызывают у учеников затруднения. Для правильного понимания задания необходимо неоднократное его повторение, объяснение. Отвечают, в основном, с помощью наводящих вопросов. Речь односложная, ограничена бытом. Навыки чтения сформированы слабо. Адаптированная рабочая программа «Развитие познавательных способностей» предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с данными учащимися. Занятия планируются 2 раза в неделю, количество занятий 68 в год.
4-5 класс-комплект. Адаптированная рабочая программа ««Коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей учащихся»
Цель Программы: Диагностика и развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти); формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции; коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Данная программа является коррекционно направленной. Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов. Срок реализации программы 1 учебный год. В течение учебного года планируется 34 занятия, 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 40 мин. Количество учащихся 12 человек.
6 класс. Социально-психологический тренинг «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших подростков» планируется проводить с учащимися 6 класса в 1-2 четверти.
Цель программы: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Срок реализации программы: 1 год. Коррекционная программа содержит 14 групповых занятий. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 8 человек. Коррекция отклонений в поведенческой сфере детей с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения, составленные применительно к учащимся с умственной отсталостью, позволяют сделать социализацию таких детей более эффективной.
6 класс. Адаптированная рабочая программа «Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы младших подростков» проводился с учащимися 6 класса в 3-4 четверти.
Цель. Создание социально-психологических условий для успешной адаптации и социализации в ситуации школьного обучения, формирование у учащихся необходимых жизненно важных умений и навыков, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.
Данная программа входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. В программу включен цикл из 19 занятий, которые планируется прово во внеурочное время 1 раз в неделю продолжительностью 40 мин. каждое. Количество участников группы - 8 человек.
7 класс. Социально-психологический тренинг «Обучение подростков навыкам и умениям в сферах общения, деятельности и личностного развития»
Цель. Формирования коммуникативных навыков и умений общения с группой сверстников, оказание психологической помощи и поддержки, обучение учащихся способам психосаморегуляции.
Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Запланировано 14 занятий. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы - 8 человек. Срок реализации программы 1 год. Одна из основных потребностей – общение со сверстниками. В связи с этим цель деятельности педагога-психолога: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. В процессе работы по программе школьники обучатся навыкам и умениям в сферах общения, деятельности и личностного развития с помощью специфических форм сообщения психологических знаний.
8 класс. Адаптированная рабочая программа «Поверь в себя»
Цель программы: Программа направлена на формирование социально-значимых качеств личности подростков, необходимых ему для успешной социализации и подготовки к самостоятельной жизни в социуме.
Курс адресован обучающимся, воспитанникам 8 класса. Срок реализации программы1 год. Количество занятий -19, планируются 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 8 человек.
9 класс. Социально-психологический тренинг «Этика и психология юношеских отношений, подготовка к семейной жизни»
Цель программы: Создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека; выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми; коррекции и развитие эмоционально-волевой сферы подростков.
Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Программа состоит из 24 групповых занятий с элементами тренинга. Занятия - 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 6 человек. Срок реализации программы: 1-3 четверть 2016-2017 учебного года.
9 класс. Психолого-педагогическое сопровождение выпускников с период подготовки к государственным экзаменам
Цель данной работы: Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
В 4 четверти 2016-17 учебного года, в период подготовки к государственным экзаменам, по плану, утвержденному директором ОУ, педагог-психолог запланировал проведение с учащимися 9 класса 1 раз в неделю психологических занятий с элементами тренинга. Количество занятий -7. Количество учащихся 6 человек.
III. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактику отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работу с детьми группы-риска. Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Чтобы школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Профилактика асоциального поведения детей и подростков планируется проводить в различных формах: посредством индивидуальных и групповых бесед, участия детей в групповых тренинговых занятий.
Социально-психологический тренинг «Профилактическая работа с подростками, проявляющими повышенную агрессивность в поведении и общении» будет проводиться с 4 учащимися 7-8 класса в течение 1-2 четверти 1 раз в неделю. Количество занятий- 14. Занятия будут проходить во внеурочное время во второй половине дня.
Цель тренинга: развитие навыков конструктивного общения; обучение техникам расслабления, снятию мышечного напряжения, эффективного контроля над проявлением отрицательных эмоций и агрессивных вспышек.
Социально-психологический тренинг «Коррекция агрессивного поведения подростков»
Цель тренинга: Развитие навыков конструктивного общения; обучение техникам расслабления, снятию мышечного напряжения, эффективного контроля над проявлением отрицательных эмоций и агрессивных вспышек.
Социально-психологический тренинг «Коррекция агрессивного поведения подростков» будет проводиться с 4 учащимися группы «риска» (4 класс- 1 учащийся, 6 класс- 1 учащийся, 7 класс- 2 учащихся) в 1- 2 четверти 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Количество проведенных занятий-14.
С детьми группы «риска» 7-8 классов запланированы беседы:по профилактике суицида. о курении, алкоголе, наркомании, СПИДЕ, об ответственности подростков за противоправное поведение, о здоровом образе жизни.
С учащимися группы «риска» 4,6,7 классов в план включен цикл бесед «Поговорим о недостатках» по следующим темам: «Воровство», «Жестокость», «Лживость». «Сквернословие», «Мифы о курении, алкоголе и наркомании».
В марте 2017 года в рамках месячника по профилактики правонарушений, детского неблагополучия, снижения криминальной активности несовершеннолетних педагог-психолог запланировал провести следующую работу среди учащихся:
класс | Форма | Название темы |
7-9 | Беседа | Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок |
7-9 | Беседа с использованием презентации, видеоролика. | Правда и мифы о курении и алкоголе. |
5,7,8 | Индивидуальные беседы с учащимися. | Права и обязанности ребенка в приемной семье |
9 | Урок | «Личность и закон» |
7-,9 | Правовая игра | «О правах в шутку и всерьез» |
5,7,8 | Индивидуальные беседы | «Трудности, с которыми может столкнуться ребенок в приемной семье». |
9 | Урок | «Правонарушение. Преступление. Проступок». |
В 3-4 четверти 2016-17 учебного года педагог-психолог продолжит профилактическую работу с учащимися группы «риска» в форме индивидуальных бесед, которые планирует проводить 1 раз в неделю с каждым учеником группы «риска».
IV. Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей проводится по запросу .
Педагог-психолог проводит индивидуальные консультации с учащимися по личному желанию самих учащихся, так и по запросу педагогов. Педагог-психолог сотрудничает с директором школы-интерната, зам директора по УВР, социальным педагогом, классными руководителями, с воспитателями. Педагог-психолог является членом Совета профилактики, на котором решаются проблемы поведении, обучения, взаимодействия учащихся с коллективом сверстников.
Курение препятствует формированию у подростков поведенческих установок на здоровый образ жизни. Системная профилактическая работа создает стойкий иммунитет против курения, показывает преимущества выбора в пользу здорового образа жизни. Цель мероприятий: формировать у подростков необходимость и пользу воздержания от курения как в плане сохранения здоровья, так и в плане укрепления характера.
Алкоголь прочно укрепился в молодежной среде. Первые пробы алкоголя осуществляются детьми в младшем школьном возрасте, поэтому профилактическую работу по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами надо начинать раньше того момента, когда произойдет начало экспериментирования с этими веществами. С воспитанниками школы запланировано проведение бесед: «Мифы о курении, алкоголе и наркомании», «О вреде алкоголя» с просмотром видеоролика и презентации , «О вреде курения» с показом видеоролика и презентации , «Жизнь без табака» , «О вреде наркомании. СПИД-открытые лица» с просмотром презентации и видеоролика , «СПИД- чума XXI века»., «Отказ от курения», «День толерантности».
V. Методическая работа. В рамках этого направления педагог-психолог принимает участие в работе педагогических советов, МО педагогов и воспитателей, круглых столов, практических семинаров, районной психолого-медико-педагогической комиссии, школьного психолого-педагогического консилиума. В ходе методической работы педагог-психолог доводит до сведения педагогов и воспитателей результаты психодиагностических исследований, наблюдений за обучающимися во время и вне учебных занятий, дает рекомендации по вопросам обучения и воспитания школьников, сообщает педагогам психолого-педагогические знания по конкретно заданным темам, подбирает и систематизирует дидактический и диагностический материал, ведет документацию по направлениям своей работы, работает над темой самообразования, повышает профессиональный уровень посредством курсов повышения квалификации:
Декабрь 2016 г. | Психологическая поддержка детей с индивидуально-типологическими особенностями | ПМПк |
Декабрь 2016 г. | Отчет педагога-психолога за I полугодие 2016-17 учебного года | ПМПк |
Январь 2017 г | Отчет о работе с обучающимися с осложненным поведением за I полугодие 2016-17 учебного года | Совет администрации |
Март 2017 г. | Отчет по профилактике и воспитательной работе среди воспитанников «МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот», склонных а совершению правонарушений, употреблению спиртных напитков за период с 1 по 15 марта 2017 года | Совет администрации |
Март 2017 г. | Учимся создавать бесконфликтную среду: детский буллинг как разновидность насилия | МО воспитателей |
Март 2017 г | Учимся создавать бесконфликтную среду: психология крика | МО учителей и воспитателей |
Апрель 2017 г. | Коррекционно-развивающая работа в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | Педагогический совет |
В течение 2016-17 учебного года запланированы следующие курсы переподготовки и повышения квалификации:
№ п/п | Тема курсов | Дата | Кол-во часов | Образовательная организация ДПО |
3 | «Школьный психолог. Технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» | январь 2017г | 288 | АНО «Академия Дополнительного Профессионального Образования». г. Курган |
4 | апрель .2017г | 18 | Центр онлайн обучения педагогов "Экстерн". ООО "Международные Образовательные Проекты" . Санкт-Петербург | |
5 | «Специальное дефектологическое образование по профилю «Расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения» | июнь 2017г | 670 | АНО «Академия Дополнительного Профессионального Образования» . г. Курган |
6 | «Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции» | июль 2017г | 72 | ДПО "Институт практической психологии "ИМАТОН". г.Санкт-Петербург |
7 | «Гимнастика мозга или образовательная кинезиология для педагогов, психологов и тренеров (технологии здоровьесбережения ) | август 2017г | 40 | ДПО "Институт практической психологии "ИМАТОН". г.Санкт-Петербург |
Педагог-психолог ____________________ Т.М. Тищенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план работы педагога-психолога школы и ДОУ на 2012-13уч.г
План работы педагога-психолга сельской школы, в школе и дошкольной группе....
Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год
В данном разделе представлен план работы педагога-психолога на год по всем направлениям (работа с родителями, учещимися, педагогическим составом)....
Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год
Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год...
Годовой план работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида Тищенко Т.М. 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС
Обучение в МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через кор...
План работы педагога психолога УКП МБОУ СОШ №2 г. Шагонар на 2017-2018 учебный год
лан работы педагога психолога УКП МБОУ СОШ №2 г. Шагонар на 2017-2018 учебный год...
Годовой план работы педагога-психолога на 2018-2019 учебный год
Цель работы психолога: Содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся и педагогов. Задачи: 1) Диагностика особенностей психического развития ...
"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.
Конкурс«Творческий учитель – 2021» https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...