Рабочая программа для детей с НИ 5 класс (I вариант УП) по природоведению
рабочая программа по природоведению (5 класс)

Кузнецова Наталья Валерьевна

   Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodovedenie_5_klass_fgos.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка по учебному предмету «Природоведение» для учащейся 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому)

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для учащейся 5 класса с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) 1 вариант УП составлена на основе следующих нормативных документов: 

  -    Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат», 1 вариант УП;
  • Учебный план ОО.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География/ Т.М. Лифанова и др. – М.: Просещение, 2018. – 310 с.;
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

Изучение природоведения в 5 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащейся с нарушениями интеллекта.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
  • формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;
  • формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
  • формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
  • воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных растений и культурных растений);
  • формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.
  • развитие положительных качеств и свойств личности.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: индивидуальная работа.  

При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:

  • методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
  • методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
  • методов исследования (наблюдение, анкетирование).

2. Общая характеристика учебного предмета

   Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.

  Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

-полисенсорности восприятия объектов;

-практического взаимодействия обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

-накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;

- устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности в процессе решения проблемных ситуаций;

-закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

-постепенного усложнения содержания предмета:

-расширения характеристик предмета познания, преемственности изучаемых тем.

  В процессе изучения природоведческого материала у обучающегося развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).

   Программа по природоведению в 5 классе включает следующие разделы:

  1. Введение.
  2. Вселенная.
  3. Наш дом – Земля.
  4. Растительный мир земли.
  5. Животный мир земли
  6. Человек
  7. Есть на Земле страна Россия.

  1.  Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет является обязательной частью учебного плана. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На курс отведено 34 часа в год, т.е.1 час в неделю  (34 учебных недели).

Iчетверть –                  

IIчетверть –                    

IIIчетверть –                        

 IVчетверть –      

Год –                  

4.Планируемые результаты освоения программы

  Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Природоведение» для учащихся 5 класса включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

   На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование готовности к самостоятельной жизни.

   Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

-формирование интереса к изучению природоведения;

-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.

В  программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.  Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения  этого уровня  не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень: 

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;
  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
  • выделение существенных признаков групп объектов;
  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
  • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Критерии оценивания предметных результатов

Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка «5» ставится ученику, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; выделены существенные признаки; логично, доступно оформлены результаты и выводы.

Отметка «4» ставится, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.

Отметка «3» ставится, если: допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.

Планируемые результаты освоения программы

  Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Природоведение» для учащегося 5 класса включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

   На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование готовности к самостоятельной жизни.

   Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

-формирование интереса к изучению природоведения;

-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.

5.Содержание учебного предмета:

      1.Введение

      Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу? Знакомство с учебником, тетрадью.

       2.Вселенная 

Небесные тела: планеты, звезды. Солнце. Солнечная система. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования космоса.

3. Наш дом-Земля 

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух. Состав и отдельные свойства воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Его охрана. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы. Почва. Свойства почвы. Охрана. Полезные ископаемые. Свойства. Значение. Способы добычи. Виды полезных ископаемых: уголь, нефть, газ, торф и другие. Вода. Свойства. Значение. Вода в природе: осадки, воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

4. Растительный мир Земли  

Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Части растения. Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные). Орешник, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка и др. Правила сбора. Использование. Береги растения. Значение растений для жизни человека. Красная книга.

  5.Животный мир Земли

 Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания, передвижения и др. Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы. Понятие «животные». Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место и значение в природе. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе. Охрана птиц. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и городе. Уход за животными дома или в живом уголке. Морская свинка. Хомяк. Черепаха. Птицы. Аквариумные рыбки. Собака. Кошка. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Редкие животные планеты и их охрана. Заповедники. Красная книга.

. 6. Человек 

Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (здоровый образ жизни, гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина, наркотиков). Правила личной гигиены. Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена. Органы чувств. Значение органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим и гигиена. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка.

7.Есть на Земле страна Россия 

Россия-Родина моя. Место России на карте мира. Важнейшие географические объекты. Поверхность, моря, реки, озера, города. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток.

Древние русские города. «Золотое кольцо». Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира на территории нашей страны. Типичные представители растительного мира России и своего края. Разнообразие животного мира на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники. Заказники. Охрана природы России. Наш город (поселок, село, деревня). Поверхность, водоемы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Достопримечательности.

Практические работы Зарисовка Государственного флага России. Подбор иллюстраций (природных ландшафтов России, типичных представителей животного и растительного мира, достопримечательностей городов, народов нашей страны, изделий народных промыслов и т. д.). Изготовление альбома «Россия - наша Родина». Нахождение России на политической карте мира*. Зарисовка животных и растений своей местности. Составление таблиц «Животные и растения нашей местности». Изготовление альбома «Наша станица» Экскурсии « достопримечательности своей местности».

6.Учебно-тематическое планирование

№п/п

Разделы

и темы

Кол.

час.

Дата

Основные виды деятельности учащихся

1.Введение.

1

1

Живая и неживая природа

1

Знакомство с учебником. Ознакомление с составом слова «природоведение»,

Слушание объяснений учителя о живой и неживой природе (приведение примеров). Дифференцирование живых и неживых объектов природы. Анализ  и выявление закономерностей. Оперирование терминами живая и неживая природа.

- Самооценка. Рефлексия.

2.Вселенная

2

2

Небесные тела: планеты, звезды

Солнце. Солнечная система

1

-Рассматривание картин звездного неба, солнечной системы.

- Слушание объяснений учителя.

-Работа со словарём, определение слова - «астрономия».

-Выявление закономерностей и отличий: звезды, планеты - небесные тела

-Выявление значения Солнца для жизни на Земле. Самооценка. Рефлексия.

3.

Исследование космоса

1

-Слушание объяснений учителя об освоении космоса и его значении.

-Выявление закономерностей: искусственный спутник Земли, отличительный признак от естественного спутника Луны.

-Работа с учебником, тетрадью.

- Самооценка. Рефлексия.

3.Наш дом-Земля

9

4.

Планета Земля

Воздух вокруг нас. Значение воздуха

1

-Анализ понятий: Солнечная система, Земля – планета, отличие Земли от других планет; вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца.

-Слушание объяснений учителя о форме Земли, ее основных оболочек, о значении воздуха для растений, животных и человека.  

-Работа с учебником.

- Самооценка. Рефлексия.

5.

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги

Горы

1

-Слушание объяснений учителя о формах поверхности Земли. Демонстрация иллюстраций разных форм поверхности Земли.

-Рассуждение: «Как люди могут использовать равнины, овраги».

-Работа с учебником, глобусом.

-Слушание объяснений учителя о жизни и деятельности людей, живущих в горах.

- Самооценка. Рефлексия.

6

Почва. Состав почвы

1

- Рассуждение, без каких природных веществ растения не могут расти на Земле.

-Слушание объяснений учителя о почве.

-Демонстрация образцов почвы.  

-Анализ состава почвы

-Работа с учебником.

- Самооценка. Рефлексия.

7

Полезные ископаемые.

Виды, значение, способы добычи

 

1

Слушание учителя о видах полезных ископаемых и их свойствах, видах, значении, о способах добычи.

-Разобрать понятие: «полезные», «ископаемые».

-Работа с учебником, анализ иллюстраций о видах полезных ископаемых и их свойствах.

- Самооценка. Рефлексия.

8.

Свойства воды

1

- Слушание учителя о свойствах воды.

-Понятие: «Вода», характеристика (жидкая, бесцветная, без запаха, без вкуса, не имеет формы, текучая, испаряется).

-Работа с учебником, анализ иллюстраций.

-Работа в тетради (свойства воды).

-Самооценка. Рефлексия.

9.

Вода в природе

1

-Установление причинно-следственных зависимостей: «чего на Земле больше, суши или воды?», «какой воды на Земле больше, пресной или морской?».

-Размышление над утверждением: «Вода в природе находится в постоянном движении».

- Работа в тетради. Зарисовать схему «Круговорот воды в природе».

-Самооценка. Рефлексия.

10.

Воды суши: родники, ручьи, реки

1

-Слушание объяснений учителя об искусственных водоемах (пруды, водохранилища, бассейны).

- Размышление: «Назовите реки нашей местности.

 -Когда образуются ручьи, почему? Река Иртыш - равнинная или горная? Прозрачная или мутная? Почему?).

-Работа с учебником.

-Самооценка. Рефлексия.

11.

Озера, болота, пруды

1

-Изучение понятия «Искусственный водоем», поиск отличия от природного.

- Слушание объяснений учителя об особенностях озер, болот, прудов; различие их на фотографии.

-Размышление: «Какие животные и растения  обитают на пресноводных водоемах?». Причинно – следственные зависимости обитателей водоемов (пищевые цепи).

-Работа с учебником, анализ иллюстраций.

-Самооценка. Рефлексия.

12.

Моря и океаны. Использование и охрана воды

1

-Размышление: «Какие водоемы на Земле самые большие? Какая в них вода (пресная или соленая)? Почему в морях вода соленая? Какой водоем больше - океан или море?».

-Слушание объяснений учителя об океанах и морях.  

-Работа с учебником, анализ иллюстраций.

-Рассуждение: «Ураган на море (шторм, цунами). Как используют воды морей и океанов».

-Самооценка. Рефлексия.

4.Растительный мир Земли

6

13

Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений.

1

-Слушание объяснений учителя о растительном мире.

-Вспомнить и назвать растения, которые видели в лесу.

-Перечислить виды растений, которые встречаются возле твоего дома.

-Вспомнить дикорастущие растения.

- Какие растения называются культурными.

- Самооценка. Рефлексия.

14.

Части растения

1

Слушание объяснений учителя

-Работа в тетради, рисунок – схема части цветка.

-Рассуждение. Для чего растению корень.

-Самооценка. Рефлексия.

15

Дикорастущие и культурные кустарники, травы.

1

-Слушание объяснений учителя.

-Вспомнить какие кустарники знакомы, где они произрастают.

-Где растут травы, какие травянистые растения растут у твоего дома,

-Работа с учебником.

-Самооценка. Рефлексия.

16

Лиственные и хвойные деревья

1

-Слушание объяснений учителя.

-Рассуждение, какие лиственные, хвойные деревья можно увидеть во дворе, в парке. Почему эти деревья называют лиственными, хвойными.

-Работа с учебником.

-Работа с учебником.

-Самооценка. Рефлексия.

17

Дикорастущие и культурные кустарники. Травы.

1

Вспомнить, как выглядят кустарники. Где в природе встречаются кустарники.

-Рассуждение. Чем кустарник отличается от дерева.

- Слушание объяснений.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

18

Декоративные, лекарственные растения. Комнатные растения.

Охрана растений.

1

Слушание объяснений учителя.

-Размышление. Какие растения можно увидеть на клумбах в городе. Где можно увидеть лекарственные растения. Какие названия знают комнатных растений

-Работа с учебником.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

4.Животный мир Земли

5

19

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Размышление. Какие животные живут в нашей местности.

-Работа с учебником.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

20

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Насекомые.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Размышление. Какие рыбы, птицы и животные живут в нашей местности

-Работа с учебником.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

21

Рыба. Птицы. Звери.

1

- Слушание объяснений учителя. Общие признаки насекомых, птиц, рыб

-Работа с учебником.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

22

Животные рядом с человеком. Уход за животными и птицами в живом уголке.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Обсудить какие животные живут рядом с человеком.

-Рассуждение. Как ухаживать за домашними животными.

-Работа с учебником.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

23

Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки. Охрана животных.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Обсудить. Какую пользу приносят животные человеку.

-Рассуждение. Как ухаживать за аквариумными рыбками.

-Работа с учебником.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

5.Человек

4

24

Как устроен наш организм. Как работает наш организм.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Назвать части тела человека.

-Рассуждение. Для чего надо знать строение своего тела.

-Работа с учебником.

-Самооценка. Рефлексия.

25

Здоровье человека. Органы чувств. Здоровое питание.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Рассуждение. Как понять пословицу «Здоровый нищий счастливее больного короля». Чем больной человек отличается от здорового.

-Обсудить правила гигиены.

-Работа с учебником

-Самооценка

-Рефлексия

26

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

1

- Слушание объяснений учителя.

-Рассуждение. Чем мы дышим. Может ли человек не дышать.

-Работа с учебником

-Самооценка

-Рефлексия

27

Оказание первой медицинской помощи.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Обсудить какие опасности могут подстерегать человека дома и на улице. Как оказать первую медицинскую помощь.

-Работа с учебником

-Самооценка

-Рефлексия

6.Есть на земле страна Россия

7

28

Россия – Родина моя..

1

-Рассуждение: «Как называется наша страна? Значение слова «Федерация»? На каком языке мы разговариваем и пишем?».

-Работа с глобусом, физической картой полушарий, физической и политической картой мира, физической картой России – определение положения станы России и ее площади. Символика страны.

-Работа с учебником

-Самооценка.

-Рефлексия.

29

Население и народы России

1

-Изучение понятий: «Городской и сельский житель».

-Просмотр и анализ городских и сельских пейзажей.

-Беседа о России как о многонациональном государстве. -Размышление: «Чем различаются люди разных национальностей?»

-Слушание объяснений учителя о некоторых национальностях, их особенностях

- Работа с учебником

- Самооценка.

-Рефлексия.

30

Москва – столица России. Санкт – Петербург.

1

Слушание объяснений учителя с показом  достопримечательности Москвы, истории основания и развития города, видах транспорта.

Просмотр видеоролика о достопримечательностях Москвы и Санкт

–Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы

-Самооценка.

-Рефлексия.

31

Города Золотого кольца

1

Слушание объяснений учителя с показом  древних русских городов, соединенных автомобильными дорогами.

-Знакомство с картой-схемой Золотого кольца.

-Просмотр видеоролика о достопримечательностях городов Золотого кольца.

-Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради.

-Самооценка.

-Рефлексия.

32

Растительный мир России

1

-Слушание объяснений учителя с показом

-Рассуждение. Почему нашу страну называют лесной державой.

-Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы.

-Самооценка.

-Рефлексия

33

Животный мир России

1

- Слушание объяснений учителя.

-Вспомнить.  Какие животные живут в нашей стране.

-Просмотр видеоролика о животных Красной книги России

-Работа с учебником.

-Самооценка. Рефлексия.

34

Наш город (село, деревня)

1

Слушание объяснений учителя с показом: история освоения территории города Калачинска, природные условия,  географическое положение, климат. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия

7.Описание методического и технического обеспечения образовательной деятельности

  1. Лифанова Т.М., Дубровина О.В.: Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. Для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017.
  4. Природоведение. 5 класс. (Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / Лифанова Т. М., Соломина Е. Н – М.: Просвещение, 2019.
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.
  7. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
  9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Интернет-ресурсы:

  1. Географические карты - http://www.tourua.com/ru/maps 
  2. Географические карты - http://www.planetolog.ru/ 
  3. Географические сайты - http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
  4. География - http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
  5. История географии - http://traditio.ru/wiki/География 
  6. Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
  7. Науки о Земле - http://geographer.ru/index.shtml 
  8. Путешествия и открытия - http://pyty.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения

Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения...

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по ручному труду 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по предмету "Музыка" 3 класс 1 вариант УП

Рабочая программа по предмету "Музыка" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс 1 вариант УП

Рабочая программа по предмету "Музыка"  5 клаасс адаптивная школа-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...