Рабочая программа для детей с НИ 5 класс (I вариант УП) по природоведению
рабочая программа по природоведению (5 класс)
Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5_klass_fgos.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка по учебному предмету «Природоведение» для учащейся 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому)
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для учащейся 5 класса с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) 1 вариант УП составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат», 1 вариант УП;
- Учебный план ОО.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География/ Т.М. Лифанова и др. – М.: Просещение, 2018. – 310 с.;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Изучение природоведения в 5 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащейся с нарушениями интеллекта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
- формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
- формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных растений и культурных растений);
- формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- методов исследования (наблюдение, анкетирование).
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
-полисенсорности восприятия объектов;
-практического взаимодействия обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
-накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;
- устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности в процессе решения проблемных ситуаций;
-закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
-постепенного усложнения содержания предмета:
-расширения характеристик предмета познания, преемственности изучаемых тем.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающегося развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
Программа по природоведению в 5 классе включает следующие разделы:
- Введение.
- Вселенная.
- Наш дом – Земля.
- Растительный мир земли.
- Животный мир земли
- Человек
- Есть на Земле страна Россия.
- Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет является обязательной частью учебного плана. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На курс отведено 34 часа в год, т.е.1 час в неделю (34 учебных недели).
Iчетверть –
IIчетверть –
IIIчетверть –
IVчетверть –
Год –
4.Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Природоведение» для учащихся 5 класса включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
-формирование интереса к изучению природоведения;
-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.
В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп объектов;
- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Критерии оценивания предметных результатов
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка «5» ставится ученику, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; выделены существенные признаки; логично, доступно оформлены результаты и выводы.
Отметка «4» ставится, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.
Отметка «3» ставится, если: допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Природоведение» для учащегося 5 класса включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
-формирование интереса к изучению природоведения;
-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.
5.Содержание учебного предмета:
1.Введение
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу? Знакомство с учебником, тетрадью.
2.Вселенная
Небесные тела: планеты, звезды. Солнце. Солнечная система. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования космоса.
3. Наш дом-Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух. Состав и отдельные свойства воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Его охрана. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы. Почва. Свойства почвы. Охрана. Полезные ископаемые. Свойства. Значение. Способы добычи. Виды полезных ископаемых: уголь, нефть, газ, торф и другие. Вода. Свойства. Значение. Вода в природе: осадки, воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
4. Растительный мир Земли
Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Части растения. Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные). Орешник, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка и др. Правила сбора. Использование. Береги растения. Значение растений для жизни человека. Красная книга.
5.Животный мир Земли
Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания, передвижения и др. Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы. Понятие «животные». Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место и значение в природе. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе. Охрана птиц. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и городе. Уход за животными дома или в живом уголке. Морская свинка. Хомяк. Черепаха. Птицы. Аквариумные рыбки. Собака. Кошка. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Редкие животные планеты и их охрана. Заповедники. Красная книга.
. 6. Человек
Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (здоровый образ жизни, гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина, наркотиков). Правила личной гигиены. Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена. Органы чувств. Значение органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим и гигиена. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка.
7.Есть на Земле страна Россия
Россия-Родина моя. Место России на карте мира. Важнейшие географические объекты. Поверхность, моря, реки, озера, города. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток.
Древние русские города. «Золотое кольцо». Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира на территории нашей страны. Типичные представители растительного мира России и своего края. Разнообразие животного мира на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники. Заказники. Охрана природы России. Наш город (поселок, село, деревня). Поверхность, водоемы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Достопримечательности.
Практические работы Зарисовка Государственного флага России. Подбор иллюстраций (природных ландшафтов России, типичных представителей животного и растительного мира, достопримечательностей городов, народов нашей страны, изделий народных промыслов и т. д.). Изготовление альбома «Россия - наша Родина». Нахождение России на политической карте мира*. Зарисовка животных и растений своей местности. Составление таблиц «Животные и растения нашей местности». Изготовление альбома «Наша станица» Экскурсии « достопримечательности своей местности».
6.Учебно-тематическое планирование
№п/п | Разделы и темы | Кол. час. | Дата | Основные виды деятельности учащихся | |
1.Введение. | 1 | ||||
1 | Живая и неживая природа | 1 | Знакомство с учебником. Ознакомление с составом слова «природоведение», Слушание объяснений учителя о живой и неживой природе (приведение примеров). Дифференцирование живых и неживых объектов природы. Анализ и выявление закономерностей. Оперирование терминами живая и неживая природа. - Самооценка. Рефлексия. | ||
2.Вселенная | 2 | ||||
2 | Небесные тела: планеты, звезды Солнце. Солнечная система | 1 | -Рассматривание картин звездного неба, солнечной системы. - Слушание объяснений учителя. -Работа со словарём, определение слова - «астрономия». -Выявление закономерностей и отличий: звезды, планеты - небесные тела -Выявление значения Солнца для жизни на Земле. Самооценка. Рефлексия. | ||
3. | Исследование космоса | 1 | -Слушание объяснений учителя об освоении космоса и его значении. -Выявление закономерностей: искусственный спутник Земли, отличительный признак от естественного спутника Луны. -Работа с учебником, тетрадью. - Самооценка. Рефлексия. | ||
3.Наш дом-Земля | 9 | ||||
4. | Планета Земля Воздух вокруг нас. Значение воздуха | 1 | -Анализ понятий: Солнечная система, Земля – планета, отличие Земли от других планет; вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. -Слушание объяснений учителя о форме Земли, ее основных оболочек, о значении воздуха для растений, животных и человека. -Работа с учебником. - Самооценка. Рефлексия. | ||
5. | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги Горы | 1 | -Слушание объяснений учителя о формах поверхности Земли. Демонстрация иллюстраций разных форм поверхности Земли. -Рассуждение: «Как люди могут использовать равнины, овраги». -Работа с учебником, глобусом. -Слушание объяснений учителя о жизни и деятельности людей, живущих в горах. - Самооценка. Рефлексия. | ||
6 | Почва. Состав почвы | 1 | - Рассуждение, без каких природных веществ растения не могут расти на Земле. -Слушание объяснений учителя о почве. -Демонстрация образцов почвы. -Анализ состава почвы -Работа с учебником. - Самооценка. Рефлексия. | ||
7 | Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи
| 1 | Слушание учителя о видах полезных ископаемых и их свойствах, видах, значении, о способах добычи. -Разобрать понятие: «полезные», «ископаемые». -Работа с учебником, анализ иллюстраций о видах полезных ископаемых и их свойствах. - Самооценка. Рефлексия. | ||
8. | Свойства воды | 1 | - Слушание учителя о свойствах воды. -Понятие: «Вода», характеристика (жидкая, бесцветная, без запаха, без вкуса, не имеет формы, текучая, испаряется). -Работа с учебником, анализ иллюстраций. -Работа в тетради (свойства воды). -Самооценка. Рефлексия. | ||
9. | Вода в природе | 1 | -Установление причинно-следственных зависимостей: «чего на Земле больше, суши или воды?», «какой воды на Земле больше, пресной или морской?». -Размышление над утверждением: «Вода в природе находится в постоянном движении». - Работа в тетради. Зарисовать схему «Круговорот воды в природе». -Самооценка. Рефлексия. | ||
10. | Воды суши: родники, ручьи, реки | 1 | -Слушание объяснений учителя об искусственных водоемах (пруды, водохранилища, бассейны). - Размышление: «Назовите реки нашей местности. -Когда образуются ручьи, почему? Река Иртыш - равнинная или горная? Прозрачная или мутная? Почему?). -Работа с учебником. -Самооценка. Рефлексия. | ||
11. | Озера, болота, пруды | 1 | -Изучение понятия «Искусственный водоем», поиск отличия от природного. - Слушание объяснений учителя об особенностях озер, болот, прудов; различие их на фотографии. -Размышление: «Какие животные и растения обитают на пресноводных водоемах?». Причинно – следственные зависимости обитателей водоемов (пищевые цепи). -Работа с учебником, анализ иллюстраций. -Самооценка. Рефлексия. | ||
12. | Моря и океаны. Использование и охрана воды | 1 | -Размышление: «Какие водоемы на Земле самые большие? Какая в них вода (пресная или соленая)? Почему в морях вода соленая? Какой водоем больше - океан или море?». -Слушание объяснений учителя об океанах и морях. -Работа с учебником, анализ иллюстраций. -Рассуждение: «Ураган на море (шторм, цунами). Как используют воды морей и океанов». -Самооценка. Рефлексия. | ||
4.Растительный мир Земли | 6 | ||||
13 | Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. | 1 | -Слушание объяснений учителя о растительном мире. -Вспомнить и назвать растения, которые видели в лесу. -Перечислить виды растений, которые встречаются возле твоего дома. -Вспомнить дикорастущие растения. - Какие растения называются культурными. - Самооценка. Рефлексия. | ||
14. | Части растения | 1 | Слушание объяснений учителя -Работа в тетради, рисунок – схема части цветка. -Рассуждение. Для чего растению корень. -Самооценка. Рефлексия. | ||
15 | Дикорастущие и культурные кустарники, травы. | 1 | -Слушание объяснений учителя. -Вспомнить какие кустарники знакомы, где они произрастают. -Где растут травы, какие травянистые растения растут у твоего дома, -Работа с учебником. -Самооценка. Рефлексия. | ||
16 | Лиственные и хвойные деревья | 1 | -Слушание объяснений учителя. -Рассуждение, какие лиственные, хвойные деревья можно увидеть во дворе, в парке. Почему эти деревья называют лиственными, хвойными. -Работа с учебником. -Работа с учебником. -Самооценка. Рефлексия. | ||
17 | Дикорастущие и культурные кустарники. Травы. | 1 | Вспомнить, как выглядят кустарники. Где в природе встречаются кустарники. -Рассуждение. Чем кустарник отличается от дерева. - Слушание объяснений. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | ||
18 | Декоративные, лекарственные растения. Комнатные растения. Охрана растений. | 1 | Слушание объяснений учителя. -Размышление. Какие растения можно увидеть на клумбах в городе. Где можно увидеть лекарственные растения. Какие названия знают комнатных растений -Работа с учебником. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | ||
4.Животный мир Земли | 5 | ||||
19 | Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Размышление. Какие животные живут в нашей местности. -Работа с учебником. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | ||
20 | Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Насекомые. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Размышление. Какие рыбы, птицы и животные живут в нашей местности -Работа с учебником. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | ||
21 | Рыба. Птицы. Звери. | 1 | - Слушание объяснений учителя. Общие признаки насекомых, птиц, рыб -Работа с учебником. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | ||
22 | Животные рядом с человеком. Уход за животными и птицами в живом уголке. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Обсудить какие животные живут рядом с человеком. -Рассуждение. Как ухаживать за домашними животными. -Работа с учебником. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | ||
23 | Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки. Охрана животных. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Обсудить. Какую пользу приносят животные человеку. -Рассуждение. Как ухаживать за аквариумными рыбками. -Работа с учебником. -Работа с тетрадью -Самооценка. Рефлексия. | ||
5.Человек | 4 | ||||
24 | Как устроен наш организм. Как работает наш организм. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Назвать части тела человека. -Рассуждение. Для чего надо знать строение своего тела. -Работа с учебником. -Самооценка. Рефлексия. | ||
25 | Здоровье человека. Органы чувств. Здоровое питание. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Рассуждение. Как понять пословицу «Здоровый нищий счастливее больного короля». Чем больной человек отличается от здорового. -Обсудить правила гигиены. -Работа с учебником -Самооценка -Рефлексия | ||
26 | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Рассуждение. Чем мы дышим. Может ли человек не дышать. -Работа с учебником -Самооценка -Рефлексия | ||
27 | Оказание первой медицинской помощи. | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Обсудить какие опасности могут подстерегать человека дома и на улице. Как оказать первую медицинскую помощь. -Работа с учебником -Самооценка -Рефлексия | ||
6.Есть на земле страна Россия | 7 | ||||
28 | Россия – Родина моя.. | 1 | -Рассуждение: «Как называется наша страна? Значение слова «Федерация»? На каком языке мы разговариваем и пишем?». -Работа с глобусом, физической картой полушарий, физической и политической картой мира, физической картой России – определение положения станы России и ее площади. Символика страны. -Работа с учебником -Самооценка. -Рефлексия. | ||
29 | Население и народы России | 1 | -Изучение понятий: «Городской и сельский житель». -Просмотр и анализ городских и сельских пейзажей. -Беседа о России как о многонациональном государстве. -Размышление: «Чем различаются люди разных национальностей?» -Слушание объяснений учителя о некоторых национальностях, их особенностях - Работа с учебником - Самооценка. -Рефлексия. | ||
30 | Москва – столица России. Санкт – Петербург. | 1 | Слушание объяснений учителя с показом достопримечательности Москвы, истории основания и развития города, видах транспорта. Просмотр видеоролика о достопримечательностях Москвы и Санкт –Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы -Самооценка. -Рефлексия. | ||
31 | Города Золотого кольца | 1 | Слушание объяснений учителя с показом древних русских городов, соединенных автомобильными дорогами. -Знакомство с картой-схемой Золотого кольца. -Просмотр видеоролика о достопримечательностях городов Золотого кольца. -Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради. -Самооценка. -Рефлексия. | ||
32 | Растительный мир России | 1 | -Слушание объяснений учителя с показом -Рассуждение. Почему нашу страну называют лесной державой. -Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. -Самооценка. -Рефлексия | ||
33 | Животный мир России | 1 | - Слушание объяснений учителя. -Вспомнить. Какие животные живут в нашей стране. -Просмотр видеоролика о животных Красной книги России -Работа с учебником. -Самооценка. Рефлексия. | ||
34 | Наш город (село, деревня) | 1 | Слушание объяснений учителя с показом: история освоения территории города Калачинска, природные условия, географическое положение, климат. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия |
7.Описание методического и технического обеспечения образовательной деятельности
- Лифанова Т.М., Дубровина О.В.: Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. Для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.
- Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017.
- Природоведение. 5 класс. (Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / Лифанова Т. М., Соломина Е. Н – М.: Просвещение, 2019.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.
- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Интернет-ресурсы:
- Географические карты - http://www.tourua.com/ru/maps
- Географические карты - http://www.planetolog.ru/
- Географические сайты - http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
- География - http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
- История географии - http://traditio.ru/wiki/География
- Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
- Науки о Земле - http://geographer.ru/index.shtml
- Путешествия и открытия - http://pyty.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения
Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения...
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по ручному труду 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по предмету "Музыка" 3 класс 1 вариант УП
Рабочая программа по предмету "Музыка" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс 1 вариант УП
Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 клаасс адаптивная школа-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...