Рабочая программа по предмету "Музыка" 3 класс 1 вариант УП
рабочая программа по музыке
Рабочая программа по предмету "Музыка" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_3_klass.docx | 39.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
(3 класс «Музыка», 1 вар. УП)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273. с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. Программой по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», автор И.А.Буравлева и АООП школы.
Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления.
Музыка способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.
Главная задача учителя музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Участие детей с нарушением интеллекта в художественной деятельности дает им нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в собственные силы.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека, а особенно для детей с нарушением интеллекта. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Цель:
формирование у учащихся ценностного отношения к музыке и жизни, приобщение к разнообразным способам музыкальной деятельности, раскрытие творческого потенциала личности.
Формы и методы работы по программе:
- наглядный,
- словесный,
- практический.
Задачи:
- воспитание любви к музыке;
- освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями, приобретения опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
- воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;
- развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.
2.Общая характеристика учебного предмета
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
3. Место в учебном плане
Данная программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы»/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007г., автор И.А.Буравлева.
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат» в образовательном компоненте содержит предмет музыка. На изучение данного предмета в учебном плане отводится 1 час в неделю. Из них:
1 четверть – ч.
2 четверть - ч.
3 четверть - ч.
4 четверть - ч.
Всего за год – 34 ч.
4.Планируемые результаты
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы; – формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Предметные результаты:
Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру.
Пение соло и хором. Умение различать части песни.
Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях
Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру
Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения.
Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, способность использовать полученные навыки и умения.
Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить из-за стола)
Минимальный уровень:
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- знание нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан и счет линеек.
Достаточный уровень:
- распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни;
- использовать приемы распева – на 1 слог 2 звука;
- петь знакомую мелодию и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;
- различать звучание симфонического и народного оркестров;
- различать на слух песню, танец, марш;
- использовать приемы игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон;
Диагностический инструментарий: в 3 классе диагностика проводится 2 раза в год (в конце первого полугодия и по окончанию учебного года) по системе бальной оценки (Приложение 1)
Система бальной оценки результатов по музыке
Балл | Характеристика продвижений |
0 баллов | Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом. |
1 балл | Обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь; |
2 балла | Обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкции. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно. |
3 балла | Способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога; |
4 балла | Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога; |
5 баллов | Обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается. |
5.Содержание программы
Работа в школе с детьми с нарушенным интеллектом требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными программой навыками, понять и запомнить материал.
Хоровое пение
На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования.
Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста.
Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений.
Музыкальный материал для пения:
«Скворушка прощается» - музыка Т. Попатенко, слова М.Ивенсен, «Песня о школе» - музыка Д.Кабалевского, слова И.Мазина, «Родина моя» - музыка А. Абрамова, слова И.Мазина, «Ногодняя полька» - музыка Т.Попатенко, слова Г.Ладонщикова, «Как на тоненький ледок» - русская народная песня, «Пойду ль я, выйду ль я» - русская народная песня, «Мы знаем песенку» - музыка Р.Рустамова, слова Д.Широкова, «Самая хорошая» - музыка В.Иванникова, слова Л.Фадеевой, «Дружат дети всей земли» - музыка Л.Львова – Компанейца, слова В.Викторова. «»Наша песенка простая» - музыка А.Александрова, слова М.Ивенсен, «Кисель» - русская народная песня, «Перепелочка» - белорусская народная песня.
Игра на музыкальных инструментах
На уроках целесообразно применять ударно - шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон.
Предложенные выше произведения содержат разную степень трудности – от простейшего, предназначенного только для учебных целей, до более сложного, предназначенного для выступления на школьных концертах, где особенно эффектны произведения с ритмическим аккомпанементом.
Слушание музыки
Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь учителю приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи, видеофильмы). Сказочность, мир игрушек и животных – вот что привлекает ребенка в начальных классах при прослушивании музыки. Песня, марш и танец – основные жанры, составляющие содержание изученного предмета.
Музыкальные произведения для слушания:
«Сурок» - музыка Л.Бетховина, слова И – В. Гете, «Марш» - музыка С.Прокофьева, «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе, «Итальянская полька» - музыка С.Рахманинова, «Вальс» из балета «Золушка» С.Прокофьева, «Осень» - музыка П.Чайковского, слова А.Плещеева, «Походная» - музыка Л.Бетховина.
Музыкальная грамотность
Главное в младших классах – это дать понятие о высоте звука, силе звучания (пиано, форте) и длительности звучания (длинные и короткие звуки), элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажора. Музыкальная грамотность должна стать средством познания музыки.
6. Тематический план
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Сроки | Повторение | Музыкальное сопровождение |
День Знаний | 1 | ||||
1 | Мелодия. Значение мелодии в музыке. | 1 | звуки в музыке | «Осень» муз.Ю.Чичкова, сл.И.Мазина | |
2 | Ознакомление с графической записью мелодии. | 1 | значение мелодии в музыке | ||
3 | Разучивание песни «Скворушка прощается». | 1 | графическая запись мелодии | муз.Т.Попатенко, сл.М.Ивенсен | |
4 | Нотная запись. | 1 | «Скворушка прощается» | муз.Т.Попатенко, сл.М.Ивенсен | |
5 | Разучивание песни «Родина моя». | 1 | нотная запись | муз.А.Абрамова, сл.И.Мазина | |
6 | Плавное звучание произведения. | 1 | «Родина моя» | «Вальс» из балета «Золушка» С.Прокофьева | |
7 | Разучивание песни «Песня о школе». | 1 | плавное звучание произведения | муз.Д.Кабалевского, сл.В.Викторова | |
8 | Отрывистое звучание произведения. | 1 | «Песня о школе» | «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе | |
9 | Повторение песенного материала. | 1 | плавное и отрывистое звучание произведения | «Скворушка прощается», «Родина моя», «Песня о школе» | |
10 | Разучивание песни «Ёлочка». | 1 | графическая запись мелодии | муз.Л.Бекман, сл.Р.Кудашевой | |
11 | Песенность в музыке. | 1 | «Ёлочка» | «Наш край» муз.Д.Кабалевского, сл.А.Пришельца | |
12 | Разучивание песни «Новогодняя полька». | 1 | песенность в музыке | муз.Т.Попатенко, сл.Г.Ладонщикова | |
13 | Танцевальность в музыке. | 1 | «Новогодняя полька» | «Итальянская полька» муз.С.Рахманинова | |
14 | Разучивание песни «В хороводе были мы». | 1 | танцевальность в музыке | р.н.п. | |
15 | Маршевость в музыке. | 1 | «В хороводе были мы» | «Марш» муз.С.Прокофьева | |
16 | Повторение песенного материала. | 1 | маршевость в музыке | «Ёлочка», «Новогодняя полька», «В хороводе были мы» | |
17 | Разучивание песни «Кролик». | 1 | песенность, танцевальность, маршевость в музыке | муз.А.Островского, сл.З.Петровой | |
18 | Музыкальный инструмент: скрипка. | 1 | «Кролик» | Музыкальная сказка «Петя и Волк» муз.С.Прокофьева | |
19 | Разучивание песни «Стой! Кто идет?» | 1 | скрипка | Муз.В.Соловьева-Седого, сл.А.Погорельского | |
20 | Музыкальный инструмент: виолончель. | 1 | «Стой! Кто идет?» | Музыкальная сказка «Петя и Волк» муз.С.Прокофьева | |
21 | Разучивание песни «Самая хорошая». | 1 | виолончель | Муз.В.Иванникова, сл.Л.Фадеевой | |
22 | Музыкальный инструмент: домра. | 1 | «Самая хорошая» | Музыкальная сказка «Петя и Волк» муз.С.Прокофьева | |
23 | Разучивание песни «Мы знаем песенку». | 1 | домра | Муз.Р.Рустамова, сл.Д.Широкова | |
24 | Музыкальный инструмент: балалайка. | 1 | «Мы знаем песенку» | Музыкальная сказка «Петя и Волк» муз.С.Прокофьева | |
25 | Разучивание песни «Пастушья песня». | 1 | балалайка | франц.н.п. | |
26 | Повторение песенного материала. | 1 | музыкальные инструменты | «Кролик», «Стой! Кто идет?», «Самая хорошая», «Мы знаем песенку», «Пастушья песня» | |
27 | Графическая запись мелодии (повторение). | 1 | музыкальные инструменты | ||
28 | Разучивание песни «Дружат дети всей Земли». | 1 | графическая запись мелодии | муз. Л.Львова-Компанейца, сл.В.Викторова | |
29 | Плавное и отрывистое звучание в музыке. | 1 | «Дружат дети всей Земли» | музыкальная сказка «Крокодил и Чебурашка» муз. И.Арсеева | |
30 | Разучивание песни «Наша песенка простая». | 1 | плавное и отрывистое звучание в музыке | муз.А.Александрова, сл.М.Ивенсен | |
31 | Инструменты симфонического оркестра: скрипка, виолончель (повторение). | 1 | «Наша песенка простая» | Музыкальная сказка «Петя и Волк» муз.С.Прокофьева | |
32 | Разучивание песни «Перепелочка». | 1 | инструменты симфонического оркестра | белор.н.п. | |
33 | Инструменты народного оркестра: балалайка, домра. | 1 | «Перепелочка» | Музыкальная сказка «Петя и Волк» муз.С.Прокофьева | |
34 | Повторение песенного материала. | 1 | инструменты народного оркестра | «Дружат дети всей Земли», «Наша песенка простая», «Перепелочка» |
7. Учебно-методическое обеспечение
- Научно-методическая литература
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- IV кл. под редакцией И.М. Бгажноковой - М, «Просвещение» 2007» - Е.Д Критская, Г,П Сергеева, Т.С Шмагина.
2.Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников Современные наукоемкие технологии. 2016. №10 (часть 1). С. 119-122.
3. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+, 2014
4. Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. 2016. №8 (часть 1), С. 111-115.
5. Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-5. С. 790-794.
8.Материально – техническое обеспечение
- детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, , колокольчики);
- народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);
- звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;
- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;
- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;
- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;
- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)
Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках направления «Техноло...
Рабочая программа ФСВ и ОУР (вариант 1.4)
рабочая программа по формированию слухового восприятия и обучению устной речи, логопедическим занятиям для обучающейся с нарушением слуха и тяжелой умственной отсталостью (вариант 1.4)...
рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 2
программа логопедической коррекции АООП вариант 2, 5-8 класс...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...
рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 7 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...
Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)
Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» (вариант 2.2.2) 5-10 классы Срок освоения: 6 лет
Учебный предмет «Литература» изучается обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования по АООП (вариант 2.2.2) в пролонгированные сроки (с 5 по 10 классы). Данная д...