Организация и сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнение индивидуального проекта по предмету ОБЖ
статья по обж (5, 6, 7 класс)
Статья посвещена организации исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной работе по предмету ОБЖ. Приведена технология социального проектирования. Пошагово обьяснено как выполнить социальный проект. Приведен пример социального проекта "Мы за безопасность на дорогах". Прилагается презентация с примерами выполненных проектов детей по предмету ОБЖ и государственных индивидуальных проектов 9 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Организация и сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта по предмету Основы безопасности жизнедеятельности»
Педагог дополнительного образования
Вылкова Елена Сергеевна
Как гласит известная народная пословица «Жизнь прожить – не поле перейти». Сегодня, мы постоянно говорим, что должны выпустить в жизнь личность, умеющую существовать в постоянно изменяющихся условиях, готовую к профессиональной деятельности, личность компетентную. Может, поэтому каждый учитель утверждает, что именно его предмет является в школьной практике главным, потому что именно его предмет позволяет сформировать в ученике все те компетенции, которые нашли отражение в новых ФГОСах. Но закрепить полученные знания на практике помогают именно уроки основ безопасности жизнедеятельности, т.к. с теми ситуациями, которые изучаются в курсе предмета ОБЖ, ученики после школы встречаются в реальной жизни. И если оценка по ОБЖ в 5-7 классах не ставится, то оценит знания и безжалостно в будущем выставит им сама жизнь.
Поэтому моя задача, как учителя ОБЖ – это выпустить учеников в жизнь с отработанными навыками как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации, как выжить самому и помочь другим. Ведь любой человек в какой-то момент может оказаться в таком положении, и тогда от грамотных действий может зависеть не только собственное благополучие, но жизнь и здоровье близких людей. Таким образом, повышение практической направленности образования через проектную деятельность – это одно из направлений моей деятельности.
Так как предмет ОБЖ относится к социально-гуманитарному курсу, то оптимальной технологией для реализации поставленных выше задач на уроках ОБЖ будет являться, технология социального проектирования, в основу которой положена идея о направленности учебно-исследовательской деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Ведь каждая тема курса ОБЖ несет в себе ту или иную социальную проблему, которую можно рассматривать с разных точек зрения. Каждую тему ОБЖ можно представить как мини социальный проект. Некоторые ситуации мы разбираем в течение урока. Но есть и более глобальные социальные опасности, которые требуют более тщательного исследования. Мы их решаем на конкретных ситуациях, которые могут возникнуть в нашей Амурской области, Серышевском районе, в селе Томское или даже в нашей школе. То есть ситуации реальные для нас.
Такие ситуации мы выносим в рамках социального проекта на внеурочную деятельность по предмету ОБЖ, у меня она называется «Мой безопасный ми» и решаем их в виде информационных, поисковых или исследовательских проектов, которые в последствии представляем на защиту индивидуального государственного проекта в 9 классах.
Я считаю, что в проектной деятельности у обучающихся развиваются: поисковые умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские и коммуникативные умения.
Рассмотрим, кто же будет являться субьектом и кто объектом в социальном проектировании.
Субъект (тот, кто осуществляет проектирование) - отдельные ученики или созданные проектные группы (2-5 человек). Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.
Объекты (то есть на что будут направлены действия):
1) человек как общественный индивид;
2) социальные структуры общества
3) разнообразные общественные отношения и ситуации.
Принципы социального проектирования
При составлении заданий для социального проекта я придерживаюсь следующих принципов:
- моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;
- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;
- создание ситуации с элементами риска и опасности.
Шаги проектирования
Учебно-исследовательскую деятельность я выстраиваю пошагово.
Шаги проектирования – это могут быть приемы, методы или определенные операции по решению проблем социального проекта, которые могут выполняться как последовательно, так и параллельно или через шаг, но потом возвращаясь к пропущенному шагу. В итоге обучающиеся находят верное решение и получают продукт своего проекта. Продуктом социального проекта может быть презентация, видеоролик, плакат, буклет, макет или другое школьное пособие, которое будет в дальнейшем использоваться на уроках ОБЖ или внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.
Социальный проект «Мы за безопасность на дорогах!»
Положительным моментом данного проектного метода является то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающиеся становится как бы непосредственными участниками ситуаций. У них подсознательно возникает мысль «А ведь это может случиться и со мной!». Таким образом, у детей появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса ОБЖ.
В результате обучающиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, охотно принимают участие в учебно-исследовательских и проектных работах, растет качество знаний, реализуются творческие способности учеников.
Если кто-то из учителей, захочет взять этот метод себе на заметку, желаю творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальный проект «Мы за безопасность на дорогах!»
Социальное проектирование – это научно-практическая деятельность, нацеленная на диагностику актуальных и перспективных социальных проблем и выработку оптимальных вариантов их решения.
Субъект и объект проектирования Субъект (тот, кто осуществляет проектирование) - отдельные ученики или созданные проектные группы. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность . Социальное проектирование Объекты (на что будут направлены действия): 1) человек как общественный индивид; 2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества 3) разнообразные общественные отношения
Принципы социального проектирования Принципы Саморазвитие Ясность Направленность Результативность Открытость Надежность
Шаги проектирования Результат Поиск решений Шаги проектирования - система приемов, методов, правил, процедур, операций по решению социального проекта. Создание рабочей группы
Задачи социального проекта Изучить правила дорожного движения 2. Исследовать маршрут учащихся из школы домой 3. Изучить дорожную разметку ул. Украинская с. Томское, расстановку дорожных знаков 4.Определить самые опасные и безопасные участки дороги 5.Составить схему организации дорожного движения возле школы 6. Изготовить макет участка улицы Украинская, пособий по ПДД 7. Провести агитационные работы по безопасности на дорогах
Объект исследования: улица Украинская села Томское Серышевского района, дорожная разметка, дорожные знаки улицы Украинская Предмет исследования: участники дорожного движения, пешеходы, школьники с. Томское
Результат социального проекта Закрепление знаний по разделу ОБЖ «Безопасность на дорогах» Отработка ситуационных задач на дорогах 3. Развитие творческой инициативы и способности детей 4. Попытка решить социальную проблему безопасности на дорогах с помощью агитационных работ 5. Создание наглядных пособий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление индивидуальной учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Arial ...
Тьюторское сопровождение учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Тьюторская практика по выявлению интереса обучающихся к исследовательской деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ”
Данная Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной...
Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся.
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания...
«Роль учителя физической культуры в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе»
Руководство проектной деятельностью учащихся по предмету физическая культура так же интересна как и на уроках других предметов. Мы с учащимися создали уже несколько проектов, на самые разные тем...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации и выполнению индивидуальных проектов при освоении предмета общеобразовательного цикла «Астрономия»
Методические указания предназначены студентам колледжа.Рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (...
- Мне нравится (1)