МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации и выполнению индивидуальных проектов при освоении предмета общеобразовательного цикла «Астрономия»
методическая разработка
Методические указания предназначены студентам колледжа.
Рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г. и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных письмом Минобрнауки России №06-259 от 17 марта 2015 г.
В методических указаниях нашли отражения правила оформления проектной работы, презентации и защиты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davydova_l.g._metod_ukaz_po_ip_astronomiya_-_kopiya.docx | 558.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДАЛЬНЕВОСНОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации и выполнению индивидуальных проектов
при освоении предмета общеобразовательного цикла
«Астрономия»
Аннотация: Методические указания предназначены студентам колледжа.
Рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г. и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных письмом Минобрнауки России №06-259 от 17 марта 2015 г.
В методических указаниях нашли отражения правила оформления проектной работы, презентации и защиты.
Оглавление
1.
Введение……………………………………………………………………………………....3
2. Цели и задачи проектной деятельности…………………………………………………….4
3. Типология проекта…………………………………………………………………………...6
4. Возможные типы работ и формы их представления……………………………………….9
5.Проблематика и выбор темы…………………………………………………………………9
6. Этапы проекта и сроки выполнения проекта………………………………………………10
7. Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта……………………...11
8. Защита индивидуальных проектов 13
6. Подготовка презентации к защите индивидуального проекта 14
7. Критерии оценки индивидуального образовательного проекта 15
8. Общие требования к оформлению проектных работ 16
9. Список рекомендуемой литературы 19
10. Приложения 20
Введение
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего(полного)общего образования, с учетом реализации среднего (полного) общего образования в пределах ППССЗ по специальностям КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж» (колледж) в соответствии с профилем получаемого профессионального образования.
Методические указания разработаны с целью разъяснения принципов и особенностей организации работы над индивидуальным проектом в условиях реализации ФГОС СПО, определяют основу организации работы над индивидуальным проектом по дисциплине «Астрономия» и особенности его оценки. Индивидуальный проект в учебном плане реализуется в цикле освоения дисциплин общеобразовательного цикла по образовательным программам среднего профессионального образования «Астрономия» за счет времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу. Проектная деятельность является одной из обязательных форм деятельности для обучающихся первого курса
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных дисциплин с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите.
Цели и задачи проектной деятельности
Целью выполнения индивидуального проекта обучающимся является демонстрация:
- своих личностных достижений в самостоятельном освоении избранной области исследования;
- способности к использованию информационно-коммуникационных технологий;
- способности к самоорганизации, творческой деятельности, рефлексии.
Задачи выполнения индивидуального проекта:
освоить:
- основные межпредметные понятия и универсальные учебные действия;
- приемы планирования учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с преподавателями и другими участниками образовательной
деятельности;
приобрести:
- навыки учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
научиться:
- ставить цели, строить и выполнять планы по их реализации;
- применять универсальные учебные действия в своей работе;
- выражать личностную и гражданскую позиции в своей деятельности, проявлять
правосознание и гражданскую позицию, культуру поведения.
Предметные результаты освоения программы дисциплины.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках усвоения учебной дисциплины «Астрономия» в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, в результате использования знаний учебной дисциплины «Астрономия»;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентация полученных результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, отведённого учебным планом на внеаудиторную самостоятельную работу, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, инновационного.
В результате выполнения индивидуального проекта обучающиеся
должны знать:
- основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
должны уметь:
- формулировать тему исследовательской и проектной работы;
- составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно
их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографи-
ческий список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности,
адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и исследовательские результаты и проектной работы;
- наблюдать за языковыми и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов
- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов,
составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
должны владеть понятиями:
- абстракция,
- анализ,
- апробация,
- библиография,
- гипотеза исследования,
- концепция,
- наблюдение,
- наука,
- обобщение,
- объект исследования,
- предмет исследования,
- принцип,
- рецензия,
- синтез,
- сравнение,
- теория,
- факт.
Типология проектов
В зависимости от целей, формируемой компетентности, конечного продукта и других факторов выделяют несколько типов учебных проектов:
№ | Тип проекта | описание |
Практико-ориентированный | Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области. Цель – решение практических задач заказчика проекта. Конечным продуктом выступают учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации. В результате разработки практико-ориентированного учебного проекта формируется деятельностная компетентность. | |
Исследовательский | Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями с целью доказательства или опровержения какой-либо гипотезы. Подходит для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. Для этого обучающемуся требуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, делать выводы, обосновывать и доказывать свою точку зрения. В конечном итоге формируется результат исследования, оформленный установленным способом, у обучающихся вырабатывается мыслительная компетентность. | |
Информационный | Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации. Работа с информацией в любом виде является доминирующей стороной деятельности. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении. По результатам разработки проекта получаются статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу. В ходе работы над проектом у обучающихся формируется информационная компетентность. | |
Творческий | Творческая деятельность, связанную с получением обратной связи от публики, осуществляемую с целью привлечения интереса публики к проблеме проекта. Конечным продуктом являются литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы. Формируемая компетентность – коммуникативная, т.к. любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией. | |
Игровой (ролевой) | Деятельность, связанная с групповой коммуникацией. Цель – предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. В итоге по результатам разработки проекта формируется мероприятие (игра, викторина, экскурсия, олимпиада и т.д.). Формируемая компетентность – коммуникативная. |
Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.
Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участников проекта.
Творческий проект направлен на создание какого-то творческого продукта.
Социальный проект направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения.
Процедура работы над проектом делится на 6 этапов. Этапы работы над проектом:
подготовительный
- определение руководителей проектов;
- поиск проблемного поля;
- выбор темы и её конкретизация;
- формирование проектной группы;
поисковый
- уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
- определение и анализ проблемы;
- постановка цели проекта;
аналитический
- анализ имеющейся информации;
- поиск информационных лакун;
- сбор и изучение информации;
- поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- анализ ресурсов;
практический
- выполнение запланированных технологических операций;
- текущий контроль качества составления проекта;
- внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;
презентационный
- подготовка презентационных материалов;
- презентация проекта;
- изучение возможностей использования результатов проекта;
контрольный
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта.
Возможные типы работ и формы их представления
- письменная работа (исследовательская работа, проект, содержащий обзорные и аналитические материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад);
- творческая работа в области русского языка и литературы, представленная в виде сборника, альманаха, буктрейлера, презентации с аудио и видеоматериалами (собственного производства), компьютерной анимации, видеоролика, макета и т.д.;
- отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.
Проблематика и выбор темы
Тема индивидуального проекта непосредственно связана с постановкой проблемы проекта. Поэтому начало в процессе выполнения проекта - поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Нужно четко сформулировать проблему проекта.
Обучающиеся выбирают тему индивидуального проекта самостоятельно из перечня предлагаемых тем либо формулируют ее сами; темы проектов рассматриваются и утверждаются на заседании Цикловой комиссии.
Выбор темы индивидуального проекта сопровождается консультацией руководителя
проекта, в ходе которой разъясняются назначение, структура и объем работы,
принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение
отдельных этапов в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению проектов.
Основными функциями руководителя проекта являются:
- составление графика поэтапной работы обучающегося над проектом, который рассматривается и одобряется на заседании кафедры.
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения работы;
- оказание помощи студенту в подборе необходимых информационных источников;
- контроль за ходом выполнения проекта в соответствии с составленным графиком;
- подготовка письменного отзыва на индивидуальный образовательный проект
После выбора темы индивидуального проекта начинается самостоятельная работа обучающегося по его выполнению.
Этапы проекта и сроки выполнения проекта
Подготовка:
- формулировка темы индивидуального проекта;
- разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы, на
которые обучающиеся должны ответить в результате работы над индивидуаль-
ным проектом.
Планирование:
- определение источников необходимой информации;
- определение способов сбора и анализа информации:
- определение способа представления результатов (формы проекта);
- установление процедур и критериев оценки результатов проекта;
Выполнение проекта:
- сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы,
наблюдения, эксперименты и т.п.);
- выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;
- выбор оптимального варианта хода проекта;
- поэтапное выполнение задач проекта.
Выводы:
- анализ информации;
- формулирование выводов, составление рекомендаций.
Обобщающий этап:
- оформление результатов.
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
Подготовка к публичной защите проектов:
- подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);
- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Заключительный этап:
- представление (защита) проекта и оценка его результатов:
- публичная защита проектов осуществляется на студенческой конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются комиссией по итогам рассмотрения представленного продукта с краткой пояснительной запиской и презентацией обучающегося.
Проект выполняется в течение учебного года согласно рабочему учебному плану, за счет часов, выделенных на внеаудиторную самостоятельную работу.
Защита проектов – с 15 июня, согласно расписанию весенней сессии, может быть организована досрочная защита проекта.
Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта
Содержание ИП зависит от характера выбранной темы исследования, вида работы и может иметь разную направленность. План индивидуального проекта обучающийся составляет самостоятельно, под руководством преподавателя.
Структура | Требования к содержанию | |
Титульный лист | - наименование Колледжа; - ФИО автора; - тема работы; - ФИО руководителя; - город и год | |
Оглавление | - наименование всех глав, разделов с указанием сквозной нумерации, начиная с 2-ей страницы; - титульный лист не нумеруется. | |
Введение (1-2 страницы) | - оценка современного состояния рассматриваемой проблемы; - обоснование актуальности работы; - цель работы и ее задачи, пути их выполнения; - характеристика предмета исследования. | |
Основная часть (8-10 страниц) | Состоит из глав (разделов, частей), в которых содержится представляемый материал по исследуемой теме. | |
Выводы (1-3 страниц) | Краткие выводы по результатам выполненной работы состоят из нескольких положений, в которых подводится итог выполненной работы | |
Список использованной литературы и источников | Должен содержать перечень использованной литературы и источников, использованных при написании работы с полным библиографическим описанием. | |
Мультимедийная презентация проекта | Содержит основные положения и результаты проекта, а также может включать авторские фото-, видео-, и аудио-материалы. При использовании заимствованных фото-, видео-, и аудио-материалов обязательно указание источника. | |
Электронный носи- тель | Содержит все материалы ИП | |
Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта.
Введение индивидуального проекта имеет объем 2-3 страницы. В нем отражаются следующие признаки:
- актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;
- цель и совокупность поставленных задач для ее достижения (количество задач соответствует количеству параграфов в проекте, т.к. они и являются решением (ответами) поставленных задач);
- объект исследования, на материалах которого выполнен индивидуальный образовательный проект, его отраслевая и ведомственная принадлежность, месторасположение;
- предмет исследования - конкретные основы теории, методическое обеспечение, инструментарий и т.д.;
- используемые методы исследования (анализ, обобщение, сравнение, синтез и т.д., включая специфичные методы, характерные для исследуемой дисциплины);
- практическая значимость проекта – конкретные предложения, материалы по решению исследуемой проблемы (присущи проекту прикладного характера);
- объем и структура индивидуального образовательного проекта – композиционный состав - введение, количество глав, заключение, число использованных информационных источников, приложений, таблиц, рисунков.
Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы параграфов.
Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.
Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы расчета.
Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является результатом выполненного исследования.
Заключение. В сжатой форме дается общая оценка полученным результатам исследования, реализации цели и решения поставленных задач. Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации по совершенствованию его деятельности.
Работа с источниками
Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делаются дословно, в виде цитаты. При этом выбираются наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. При выписке цитат и конспектировании следует делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
Излагать материал рекомендуется своими словами (от третьего лица, либо используя безличные конструкции), не допуская дословного переписывания из информационных источников.
Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.
В приложении приводятся копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.
Защита индивидуальных проектов
Защита индивидуальных проектов является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины. Защита проектов осуществляется в присутствии руководителя, представителей администрации, студенческой группы. На защиту проекта отводится от 10 до 15 минут.
Защита осуществляется по следующему плану:
- освещаются основные теоретические и практические положения, краткая характеристика расчетов, технологической части работы с демонстрацией и комментарием иллюстративных, графических приложений, компьютерных программ или других продуктов исследования;
- студент отвечает на вопросы аудитории;
- оценивается работа над индивидуальным образовательным проектом.
Оценка заносятся в журнал, в зачетные книжки.
Индивидуальный образовательный проект оценивается по пятибалльной системе в соответствии с критериями его оценки. Положительная оценка по дисциплине, по которым предусматривается проект, выставляется только при условии успешного его выполнения и защиты на оценку не ниже «удовлетворительно».
Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по проекту, предоставляется право выбора новой темы или, по решению преподавателя, доработки прежней темы, и определяется новый срок (не позднее сроков, установленных учебными планами колледжа на изучение соответствующей дисциплины) для ее выполнения при согласовании с зам. директора по УР. В случае повторной неудовлетворительной оценки по соответствующей дисциплине обучающийся не может иметь положительную аттестацию.
Подготовка презентации к защите индивидуального проекта
Презентация ИП представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета.
Презентация ИП содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Презентация для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.
Основное содержание презентации:
1 слайд - титульный
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:
-полное название колледжа;
- тема индивидуального проекта
- ФИО обучающегося
- ФИО руководителя индивидуального образовательного проекта
- год выполнения работы
2 слайд - ВВЕДЕНИЕ
Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта:
Актуальность
Цели и задачи проекта
Объект проекта
Предмет проекта
Методы исследования\ практическая значимость
3- 6 слайды (основная часть)- непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).
7 слайд (ВЫВОДЫ)
-итоги проделанной работы
-основные результаты в виде нескольких пунктов
-обобщение результатов, формулировка предложений по их устранению или совершенствованию
Критерии оценки индивидуального проекта
Защита индивидуального проекта заканчивается выставлением оценок.
«Отлично» выставляется:
- работа носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;
- имеет положительные отзывы руководителя;
- при защите работы обучающийся показывает достаточно глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследованиями, вносит обоснованные предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется:
- носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;
- имеет положительный отзыв руководителя;
- при защите обучающийся показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
«Удовлетворительно» выставляется:
- носит практический характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;
- в отзывах руководителя имеются замечания по содержанию работы и оформлению;
- при защите обучающийся проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.
Общие требования к оформлению проектных работ
Проектную работу выполняют на листах формата А4. Основной текст работы должен быть набран в редакторе Microsoft Word шрифтом Times Mew Roman размером 12 пт с полуторным интервалом. Красная строка абзаца набирается с отступом 0,25 см. В тексте не допускаются висячие строки, то есть неполные строки в начале страницы. Выполнение работы (внесение исправлений) рукописным способом не допускается. Параметры страницы: верхнее поле – 20 мм, нижнее поле – 26 мм (расстояние от края листа до номера страницы 20 мм), левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм.
Нумерация страниц должна быть сквозной. Титульный лист, оглавление включают в общую нумерацию страниц, но номера страниц на этих листах не проставляют. Листы нумеруют арабскими цифрами на нижнем колонтитуле, с выравниванием от центра страницы.
Требования к оформлению индивидуального проекта.
Список рекомендуемой литературы.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. — 240 с. (Серия «Системные основания образовательной технологии»). [«Метод проектов» как технология четвертого поколения. — С. 194—207]
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. — 1995. — № 6. — 39—47.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с. (Метод проектов как развития блоков урока, С. 79—86).
- Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
- Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 288 с. [10.10 Технология учебного проектирования]
- Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
- Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.
- Савенков А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. [Метод проектов, с. 92; связь с проблемным обучением, с. 60-61; как элемент педагогики С. Френе, с. 156].
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]
Приложение 1
Титульный лист ИП
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДАЛЬНЕВОСНОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Индивидуальный проект
на тему:
Подготовил: (ФИО, группа, специальность)
Руководитель:
Уссурийск, 2019
Приложение 2
Пример оформления листа «Библиографический список»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая и третья
- Положения Банка России № 303-П от 25.04.2007г. «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России»
- Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента банка — М.: Финансы и статистика,2014
- Экономика банковского сектора: Учебник для вузов / А.С. Булатов, И.И. Большакова, В.В. Виноградов; Под ред. А.С. Булатов. - М.: Юристь,2012
- Анализ кредитоспособности заемщика / И.Т. Балабанов, В.Н. Степанов, Е.В. Эйшбиц //Бухгалтерский учет. -2012. - №3. -с.30-34.
- Инвестиционный банк: скромное обаяние крупной буржуазии / Д.Гришанков, С.Локоткова, Д.Сиваков и др. // Эксперт. -2014. - №14. - с.40-52.
- Eckhouse R.H.Eckhouse, H.R.Morris. - New York, 199. -491р.
- Интернет ресурс «garant..ru» - Информационно-правовой портал. Форма доступа: http://www.garant.ru.;
- Интернет ресурс «consultant.ru» - Официальный сайт компании Консультант плюс. Форма доступа: http://www.consultant.ru.
Приложение 3
Критерии оценки защиты исследовательского проекта:
№ п/п | Критерий | Оценка (в баллах) |
1. | Качество доклада | 0 – доклад не соответствует заявленной теме 1 –доклад зачитывается, но не объяснена суть работы 2 – доклад зачитывается, суть работы объяснена 3 – доклад пересказывается, суть работы объяснена |
2. | Качество ответов на вопросы | 1 –отсутствует четкость ответов на большинство вопросов 2 –ответы на большинство вопросов 3 –ответы на все вопросы даны убедительно, аргументированно |
3. | Использование демонстрационного материала | 1 –представленный демонстрационный материал не используется в докладе 2 –представленный демонстрационный материал используется в докладе 3 –представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется |
4. | Оформление демонстрационного материала | 1–представлен плохо оформленный демонстрационный материал 2 –демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные недочеты 3 –к демонстрационному материалу нет претензий |
Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 12 баллов
10 – 12 баллов – отлично
7 – 9 баллов – хорошо
4 – 6 баллов – удовлетворительно
3 балла и менее – неудовлетворительно
Критерии оценки защиты творческого проекта (презентации, буклета, сборника, альманаха):
Критерий | Параметры оценки (в баллах) |
Структура | 0 – структура по теме не выдержана 1 – правильно оформлен титульный лист (слайд) 1 – логически и последовательно представлена информация 1 – отмечены информационные источники, ресурсы |
Оформление | 1 – выдержан единый стиль оформления 1 – использованы иллюстрации, картинки, анимация и т.д. 1 – правильно изложены заголовки, текст |
Содержание | 1 – соответствует заявленной теме проекта 1 – тема раскрыта полностью 1 – работа интересна, представленный материал разнообразен |
Защита проекта | 1– логичность высказывания, аргументированность 1 – ответы на вопросы даны четко, убедительно 1 – общее впечатление от выступления хорошее |
Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 12 баллов
10 – 12 баллов – отлично
7 – 9 баллов – хорошо
4 – 6 баллов – удовлетворительно
3 балла и менее – неудовлетворительно
Приложение 4.
Пример оформления оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИДКИХ КРИСТАЛЛОВ 5
1.1 Понятие и виды жидких кристаллов 5
1.2 Основные характеристики и свойства жидких кристаллов 10
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЖИДКИХ КРИСТАЛЛОВ 16
- Экономическая эффективность применения 16
- Перспективы применение жидких кристаллов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Приложение 5.
Последовательность работы над проектом по В.В. Гузееву.
Стадия работы над проектом | Содержание работы на этой стадии | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя |
Подготовка | Определение темы и целей проекта | Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей |
Планирование | а) Определение источников информации б) Определение способов сбора и анализа информации в) Определение способа представления результатов (формы отчета) г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды | Вырабатывают план действий. Формулируют задачи | Предлагает идеи, высказывает предположения |
Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
Результаты и/или выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Анализируют информацию | Наблюдает, советует |
Представление или отчёт | Возможные формы представления результатов (отчёта): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчёт | Отчитываются, обсуждают | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника |
Оценка результатов и процесса |
| Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчёта |
Приложение 6.
Опорная схема «Основные этапы работы над проектом»
Приложение 7.
Тематика индивидуальных проектов.
Предмет «Астрономия».
1.Астрономия — древнейшая из наук.
2. Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.
3. Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма.
4. Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.
5. Связь астрономии и химии (физики, биологии).
6.. Первые звездные каталоги Древнего мира.
7. Крупнейшие обсерватории Востока.
8. Дотелескопическая наблюдательная астрономия Тихо Браге.
9. Создание первых государственных обсерваторий в Европе.
10. Современные космические обсерватории.
11. Современные наземные обсерватории.
12. Звездные каталоги: от древности до наших дней.
13. Четыре «пояса» света и тьмы на Земле.
14. История возникновения названий созвездий и звезд.
15. История календаря.
16. Описания солнечных и лунных затмений в литературных и музыкальных произведениях.
17. Лунные календари на Востоке.
18. Солнечные календари в Европе.
19. Точки Лагранжа.
20. Научная деятельность Тихо Браге.
21. Самые высокие горы планет земной группы.
22. Современные исследования планет земной группы АМС.
23.Сравнительная характеристика рельефа планет земной группы.
24. Научные поиски органической жизни на Марсе.
25. Органическая жизнь на планетах земной группы в произведениях писателей-фантастов.
26. Полеты АМС к планетам Солнечной системы.
27. Современные исследования планет-гигантов АМС.
28. Исследования Титана зондом «Гюйгенс».
29. Современные исследования спутников планет-гигантов АМС.
30. Астероидная опасность – миф или реальность?
31. Современные способы космической защиты от метеоритов.
32. Космические способы обнаружения объектов и предотвращение их столкновений с Землей.
33. Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной..
34. Космический мусор.
35. Экзопланеты.
36. Открытие каннибализма в мире галактик.
37. Чёрные дыры – миф или реальность?
38.Правда и вымысел: белые и серые дыры.
Приложение 8.
Краткий словарь «проектных» терминов
Актуальность – показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Вопросы проекта – вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.
Выход проекта – продукт проектной деятельности.
Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями.
Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
Жанр проекта – то же, что и форма продукта проектной деятельности.
Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
Заказчик проекта – лицо или группа лиц, испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую, призван данный проект.
Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.
Индивидуальный образовательный проект- проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
Консультант – педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя проекта в ряде случаев недостаточна.
Координация проекта – способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой.
Методы исследования – основные способы проведения исследования.
Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета.
Оппонент – на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочёты.
Портфолио (папка) проекта – подборка материалов проекта.
Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.
Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.
Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.
Продукт проектной деятельности – разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.
Проект:
- Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.
- Метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.
Проектирование:
- Процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.
- Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. Как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технология».
Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
Проектные ситуации – различные специальные проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов.
Результаты проекта:
1) выход проекта;
2) портфолио проекта;
3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер обучающегося, формировании у него определённых общих компетенций и др.
Рецензент – на защите проекта обучающийся или преподаватель (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.
Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
Руководитель проекта – преподаватель, непосредственно координирующий проектную деятельность группы, индивидуального исполнителя.
Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта. Может включать и другие этапы.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.
Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
Учебный проект – проект, осуществляемый обучающимися под руководством преподавателя и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.
Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Литература» для профессий СПО
Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой на основе организации её изучения.Учебная дисциплина «Литература» является дис...
Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Химия»
Методические указания по выполнению практической работы предназначены для студентов очного отделения специальности 43.01.09 «Повар, кондитер», 38.01.02 «Продавец, контролер-кас...
Методические рекомендации для студентов ГБПОУ КО «ККМТ» по выполнению и защите индивидуального проекта по учебным предметам общеобразовательного цикла
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1-2 курса всех специальностей/профессий очной формы обучения.Индиви...
Методическое пособие для студентов по выполнению индивидуального проекта по учебной дисциплине "Физика"
Методическое пособие предназначено для студентов техникума, содержит алгоритм выполнения индивидуального проекта, методические рекомендации по его выполнению, требования к оформлению, критерии оценки....
Методические указания для выполнения индивидуального проекта по истории
Методические указания предназначены для выполнения индивидального проекта по дисциплине "История" для студентов I курса...
Методическая разработка "Рекомендации школьникам по выполнению индивидуального проекта"
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обуча...
Методические указания по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" специальности Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Текущая самостоятельная работа напрвлена на углубление и закрепление знаний и развитие практических умений студентов....