Управление индивидуальной учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин
статья по алгебре на тему
Управление индивидуальной учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_statya.docx | 8.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление индивидуальной учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин
Шаповалова В.А., Андросова Т.А., Чернова Е.Н.
МБОУ СОШ №17
В условиях нового подхода к организации занятий должен перестроиться сам учитель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Таким образом, устраняется доминирующая роль педагога. В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым можно отнести проектный метод.
Развитие личности школьника обеспечивается содержанием образования и той средой, создаваемой учителем на уроке и вне его, которая благоприятна для развития его способностей.
В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Одна из причин внимания к новому методу — проблема повышения мотивации учащихся к изучению предметов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, формирует невероятно большое количество умений и навыков, опыт деятельности и поэтому он незаменим.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования его на практике и способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект потребует работы по определенному алгоритму: постановка проблемы; формулировка гипотезы; планирование действий; сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией; подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т.д.); защита, презентация проекта.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Прикладной проект. В этом проекте с самого начала четко обозначается результат деятельности его участников:
- проект математического закона или свода правил;
- модель какого-то объекта, процесса доказательства теоремы;
- конструкторский проект и т.д.
Во всех этих проектах речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участн
Проекты могут быть монопредметрыми или межпредметными. В этой же логике они могут быть и как обучающие и воспитательные.Проекты могут делиться и по числу участников-групповые и индивидуальные.
Преимущества индивидуальных проектов:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
- у учащихся максимально формируется чувство ответственности,
- учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии,
- формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
- у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Единой точки зрения не существует. Каждый учитель сам выбирает удобную для него, результативную форму работы.
Непосредственной целью проектных занятий, на наш взгляд, является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.
Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.).
В результате выполнения проекта у учащихся формируются:
- рефлексивные умения (осмысление задачи);
- поисковые умения;
- навыки оценочной самостоятельности;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- менеджерские умения и навыки;
- коммуникативные и презентационные умения и навыки.
Два года назад мы обратилась к проектной деятельности, которая требует от учителя не столько «объяснения» знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.
В материалах для подготовки к ГИА и ЕГЭ встречаются задачи, связанные с нахождением процентов.
Девятиклассникам был предложен проект «Проценты на уроках и в жизни». Были рассмотрены вопросы:
1.Из истории происхождения процентов.
2.Решение задач на проценты разными способами.
3.Применение процентов:
-банковское дело;
-проценты в физике;
-проценты и статистика.
Учителя-предметники выступали в роли консультантов. Проект создавался и защищался в рамках недели естественно-научных дисциплин. План проекта
1.Предварительный этап.
- ознакомление с литературой, подборка web-сайтов по данной проблеме;
- подборка оборудования и инструментов (автоматизированное рабочее место );
- подготовка вопросов для фронтального опроса, беседы;
- разработка методики распределения учащихся на подгруппы (беседа с кл.руководителем, психологом);
- сбор собственного материала, его анализ, подготовка вводной презентации;
- критерии оценивания.
2.Этап реализации проекта.
1. Теоретический.
- вводная презентация (выявление имеющихся знаний),
- работа по теории в группе.
2. Практический.
3.Защита проекта.
4. Рефлексивный этап.
5. Послепроектный этап.
Подведем итоги: метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. В основу его положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически, или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин
Опыт организации проектной деятельности. Выступление по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин с представлением созданного информационного сайта "СС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ”
Данная Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной...
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении астрономии
Эссе по теме: "Учебно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении астрономии"...
18.05.2020 УД "Учебно-исследовательская деятельность:индивидуальный проект" Тема Организация проектной деятельности гр.202-от/18 преподаватель Ушакова О.А.
Практическое задание...
Организация и сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнение индивидуального проекта по предмету ОБЖ
Статья посвещена организации исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной работе по предмету ОБЖ. Приведена технология социального проектирования. Пошагово обьяснено как выполнить...
«Использование интенсивных обучающих технологий при изучении естественнонаучных дисциплин»
В статье рассматривается необходимость применения в учреждениях среднего профессионального образования современных педагогических технологий с целью формирования компетентностей. В работе обозначено з...