РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ”
рабочая программа (10 класс)

Кузнецова Лариса Леонидовна

Данная Программа  учебно-исследовательской и проектной деятельности направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ  культуры исследовательской и проектной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_oid_8-10_klassy.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

Протокол № 1

от 29 августа 2017 г.

Руководитель ШМО

___________ Л. Л. Кузнецова

СОГЛАСОВАНО

«___»____ 2017 г.

Заместитель  директора по УВР

_____________С. А. Безносова

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ____

от «___»_____ 2017 г.

Директор МБОУ «СОШ № 10»

_______________С.А. Комина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

“УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  И

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ”

8-11 КЛАССОВ

(уровень: базовый, общеобразовательный)

НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы

учитель информатики

Кузнецова Лариса Леонидовна

высшая квалификационная категория

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса:  “Учебно – исследовательская и проектная деятельности обучающихся”  для  8 – 11 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования) по  Информатике, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 11).
  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр; Распоряжение Министерства Иркутской  области от 13.05.2013 г., № 471 мр., 04.06.2014 №55-37-5064/14; «О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»).
  5. Учебный план МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска на 2017/2018 учебный год.
  6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

В основу рабочей программы элективного курса “ Учебно – исследовательская и проектная деятельность обучающихся ”  для  8 – 11 классов МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена авторская программа “Программа учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся”  А. В. Иванова. (Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый  и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В Третьякова., А. В. Иванов., С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. – 2 –е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 96 с. – (работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-031961-4.

Данная Программа  учебно-исследовательской и проектной деятельности направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ  культуры исследовательской и проектной  деятельности.

Цели учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся:

  • Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
  • Освоение социальных ролей, необходимых для учебно – исследовательской и проектной деятельности;
  • Актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и готовность преодолевать трудности;
  • Освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно – исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методом и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
  • Развитие компетентности общения;
  • Овладение обучающимися продуктно – ориентированной деятельности при помощи последовательного освоения:
  • Основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
  • Методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;
  • Технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
  • Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
  • Предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
  • Владения приемами и методами учебно – исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
  • Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей. Специалистов за счет потенциала многообразия целей, задач и видов учебно – исследовательской и проектной деятельности.

Цели освоения Программы направлены на создание условий для решения следующих задач:

  • В отношении обучающихся:
  • Обучение целеполаганию, планированию и контролю;
  • Овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор, обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
  • Обучения методам творческого решения проектных задач;
  • Формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
  • Формирование конструктивного отношения к работе;
  • Создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;
  • В отношении учителя:
  • Применение педагогических техник и приемов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;
  • Поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных разработок;
  • Обучение приемам и методам учебно – исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем, тем и учебно – методических комплексов для обеспечения многообразия видов деятельности;
  • Владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных обучающихся и работы группы в целом.

Учебно – исследовательская деятельность –  деятельность обучающихся, связанная с решением  учащимися  творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным  решением и предполагающая наличие  основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной  проблематике, подбор методик исследования и практическое  овладение ими, сбор  собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»

 Проектная деятельность обучающихся –  это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность  обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего  результата деятельности. Непременным условием проектной  деятельности является наличие представлений о конечном продукте  деятельности  и этапов его  достижения.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за год

Направление учебно – исследовательской и проектной деятельности – Учебно – исследовательская.

Тематическое планирование

№ темы

Название темы

Общее количество часов

1.

Введение в проектную деятельность

5

2.

Работа над проектом

13

3.

Исследовательский проект

15

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение Программы

Направление обеспечения

Учителя

Ученики

1.

Учебная и методическая литература

Учитель информатики и ИКТ Кузнецова Л. Л.

Учащиеся

8 – 10 классов

2.

Информационное обеспечение

Учитель информатики и ИКТ Кузнецова Л. Л.

Учащиеся

8 – 10 классов

3.

Техническое оснащение

Учитель информатики и ИКТ Кузнецова Л. Л.

Учащиеся

8 – 10 классов

4.

Контрольно – измерительные материалы

Учитель информатики и ИКТ Кузнецова Л. Л.

Учащиеся

8 – 10 классов

Содержание программы по темам

Введение в проектную деятельность – 5 часов

Что такое метод проектов. История развития проектного метода. Возможности проектной деятельности. Смысл проектной деятельности. Классификация проектов.

Работа над проектом – 13 часов.

Что такое проектный продукт. Требования к целям и содержанию проекта. Структура проекта. Требования к оформлению проекта. Работа над содержанием проекта. Календарный план работы над проектом. Выбор темы проекта. Определение результата. Составление плана работы над проектом. Поиск информации. Структурирование информации. Подготовка черновика проекта. Защита  проекта.

Исследовательский проект – 15 часов

Основы научного знания и теоретической науки. Особенности научного исследования. Особенности учебного проекта. Основополагающие принципы естественно-научного исследования. Гуманитарное исследование. Постановка проблемы. Формирование и способы проверки гипотез. Поиск решений. Анализ и выводы научного исследования. Определение результата. Составление плана работы. Поиск информации. Структурирование информации. Подготовка черновика работы. Защита результатов.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Раздел программы

Название темы урока

Количество часов

Формы организации учебной деятельности

Конечный результат

Дата проведения

Примечания

по плану

фактически

1.

Инструктаж по охране труда.

1

Факультативное занятие

Знать технику безопасности.

Сентябрь

1неделя

2.

Введение в проектную деятельность – 5 часов

Что такое метод проектов.

1

Факультативное занятие

Понимать  метод проектов.

Сентябрь

2 неделя

3.

История развития проектного метода

1

Факультативное занятие

Знать Историю развития проектного метода

Сентябрь

3 неделя

4.

Возможности проектной деятельности

1

Факультативное занятие

Понимать возможности проектной деятельности

Сентябрь

4 неделя

5.

Смысл проектной деятельности

1

Факультативное занятие

Понимать смысл проектной деятельности

Октябрь

1 неделя

6.

Классификация проектов

1

Факультативное занятие

Знать классификация проектов

Октябрь

2 неделя

7.

Работа над проектом – 13 часов

Что такое проектный продукт

1

Факультативное занятие

Что такое понимать проектный продукт

Октябрь

3 неделя

8.

Требования к целям и содержанию проекта

1

Факультативное занятие

Знать требования к целям и содержанию проекта

Октябрь

4 неделя

9.

Структура проекта

1

Факультативное занятие

Знать структуру проекта

Ноябрь

1 неделя

10.

Требования к оформлению проекта

1

Факультативное занятие

Знать требования к оформлению проекта

Ноябрь

2 неделя

11.

Работа над содержанием проекта

1

Факультативное занятие

Понимать работу над содержанием проекта

Ноябрь

3 неделя

12.

Календарный план работы над проектом

1

Факультативное занятие

Уметь составлять Календарный план работы над проектом

Ноябрь

4 неделя

13.

Выбор темы проекта

1

Факультативное занятие

Уметь выбирать  тему проекта

Декабрь

1 неделя

14.

Определение результата

1

Факультативное занятие

Уметь определять результат

Декабрь

2 неделя

15.

Составление плана работы над проектом

1

Факультативное занятие

Уметь составлять  план работы над проектом

Декабрь

3 неделя

16.

Поиск информации

1

Факультативное занятие

Уметь осуществлять Поиск информации

Декабрь

4 неделя

17.

Структурирование информации

1

Факультативное занятие

Уметь структурировать информацию

18.

Подготовка черновика проекта

1

Факультативное занятие

Уметь готовить черновик проекта

Январь

2 неделя

19.

Защита  проекта

1

Конкурс

Понимать Защиту  проекта

Январь

3 неделя

20.

Исследовательский проект – 15 часов

Основы научного знания и теоретической науки

1

Факультативное занятие

Знать основы научного знания и теоретической науки

Январь

4 неделя

21.

Особенности научного исследования

1

Факультативное занятие

Знать особенности научного исследования

Февраль

1 неделя

22.

Особенности учебного проекта

1

Факультативное занятие

Знать особенности учебного проекта

Февраль

2 неделя

23.

Основополагающие принципы естественно-научного исследования

1

Факультативное занятие

Знать основополагающие принципы естественно-научного исследования

Февраль

3 неделя

24.

Гуманитарное исследование

1

Факультативное занятие

Понимать гуманитарное исследование

Февраль

4 неделя

25.

Постановка проблемы

1

Факультативное занятие

Уметь ставить  проблему

Март

1 неделя

26.

Формирование и способы проверки гипотез

1

Факультативное занятие

Уметь формировать и проверять гипотезу

Март

2 неделя

27.

Поиск решений

1

Факультативное занятие

Уметь осуществлять поиск решений

Март

3 неделя

28.

Анализ и выводы научного исследования

1

Факультативное занятие

Уметь делать анализ и выводы научного исследования

Март

4 неделя

29.

Определение результата

1

Факультативное занятие

Уметь определять результат

Апрель

1 неделя

30.

Составление плана работы

1

Факультативное занятие

Уметь составлять план работы

Апрель

2 неделя

31.

Поиск информации

1

Факультативное занятие

Уметь осуществлять поиск информации

Апрель

3 неделя

32.

Структурирование информации

1

Факультативное занятие

Уметь структурировать информацию

Апрель

4 неделя

33.

Подготовка черновика работы

1

Факультативное занятие

Уметь подготавливать черновик работы

Май

1 неделя

34.

Защита результатов

1

Конкурс

Понимать защиту результатов

Май

2 неделя

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса «Программа учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся» учащиеся приобретут следующие умения и навыки.

Этапы учебно-исследовательской  деятельности

Ведущие  умения  обучающихся

  1. Постановка проблемы, создание проблемной  ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной  ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении  проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

Умение ставить  вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;

Умение  выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;

Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности  понятия либо установление значения термина.

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

Выделение материала, который будет использован в исследовании;

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4. Поиск  решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

Умение  наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного  продукта, формулирование нового знания включают.

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Критерии оценивания:

•        степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

•        степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

•        практическое использование предметных и универсальных учебных действий;

•        количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

•        степень осмысления использованной информации;

•        уровень сложности и степень владения использованными методиками;

•        оригинальность идеи, способа решения проблемы;

•        осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

•        уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

•        владение  рефлексией;

•        творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

•        социальное и прикладное значение полученных результатов.

Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания учебно-исследовательской и проектной деятельности

          В процессе проектной деятельности обучающегося возможна с помощью специальных  оценочных процедур исключительная возможность оценки уровня сформированности ключевых компетентностей, в частности, решения проблем, поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта.

                 Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень обучающегося по каждому критерию. При этом предполагается, что по некоторым составляющим той или иной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, предполагается, находится обучающийся той или иной ступени обучения.

         Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности обучающегося, презентация продукта, а также наблюдение за работой в группе и консультацией. Субъекты оценки в первых двух случаях могут быть разными: руководитель проекта, другие педагоги; при оценке презентации – также учащиеся и родители. Наблюдение и оценку рабочих листов портфолио проектной деятельности проводит только руководитель проекта.

         Продукт, полученный учащимся, не является объектом оценки, поскольку его качество очень опосредованно указывает на уровень сформированности компетенции обучающегося в целом (т.е. соорганизации внешних и внутренних ресурсов для решения проблемы).

Вместе с тем, факт получения учащимся продукта является обязательным для легализации оценки. Проводить оценку на основании наблюдения за работой в группе и консультациями необходимо с момента начала проекта, но другие объекты могут быть оценены лишь по завершении проекта, т.е. после получения продукта.

                Получение  продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность обучающегося может быть оценена.

                Решение проблем как ключевая компетентность

Объектом оценки являются рабочие листы портфолио проектной деятельности обучающегося .

        Постановка проблемы:

1 балл: признаком того, что обучающийся понимает проблему, является развернутое высказывание по этому вопросу.

2 балла: обучающийся, объясняя причины, по которым он выбрал работу именно над этой проблемой, не только формулирует ее своими словами, но и приводит свое отношение к проблеме и, возможно, указывает на свое видение причин и последствий ее существования; обращаем внимание: указание на внешнюю необходимость изучить какой-либо вопрос часто является признаком неприятия проблемы учащимся.

3 балла: важно, чтобы в описании ситуации были указаны те позиции, по которым положение дел не устраивает обучающегося.

4 балла: обучающийся должен не только описать желаемую ситуацию (которая, предположительно, станет следствием реализации проекта), но и указать те причины, по которым он считает, что такое положение вещей окажется лучше существующего.

5 баллов: противоречие должно быть четко сформулировано учащимся, таким образом он делает первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы (поскольку в основе каждой проблемы лежит противоречие между существующей и идеальной ситуацией).

6 баллов: поскольку причины существования любой проблемы также являются проблемами более низкого уровня, выявляя их, обучающийся демонстрирует умение анализировать ситуацию, с одной стороны, и получает опыт постановки проблем – с другой.

7 баллов: анализ причин существования проблемы должен основываться на построении причинно-следственных связей, кроме того, обучающийся может оценить проблему как решаемую или нерешаемую для себя.

8 баллов: выполняется, по сути, та же операция, что и на предыдущей ступени, однако обучающийся уделяет равное внимание как причинам, так и последствиям существования проблемы, положенной в основу его проекта, таким образом, прогнозируя развитие ситуации.

        Целеполагание и планирование

        Предлагаются три линии оценки: постановка цели и определение стратегии деятельности, планирование и прогнозирование результатов деятельности.

Постановка цели и определение стратегии деятельности

1 балл: признаком того, что обучающийся понимает цель, является развернутое высказывание. 

2 балла: обучающийся подтверждает понимание цели на более глубоком уровне, предлагая ее деление на задачи, окончательные формулировки которых подсказывает учитель (не следует путать задачи, указывающие на промежуточные результаты деятельности, с этапами работы над проектом).

3 балла: обучающийся должен предложить задачи, без решения которых цель не может быть достигнута, при этом в предложенном им списке могут быть упущены 1-2 задачи, главное, чтобы не были предложены те задачи, решение которых никак не связано с продвижением к цели; учитель помогает сформулировать задачи грамотно с позиции языковых норм.

4 балла: цель должна соответствовать проблеме (например, если в качестве проблемы заявлено отсутствие общих интересов у мальчиков и девочек, обучающихся в одном классе, странно видеть в качестве цели проекта проведение тематического литературного вечера).

5 баллов: обучающийся указал на то, что должно измениться в реальной ситуации в лучшую сторону после достижения им цели, и предложил способ более или менее объективно зафиксировать эти изменения (например, если целью проекта является утепление классной комнаты, логично было бы измерить среднюю температуру до и после реализации проекта и убедиться, что температура воды, подаваемой в отопительную систему, не изменилась, а не проверять плотность материала для утепления оконных рам).

6 баллов: для этого обучающийся должен показать, как, реализуя проект, он устранит все причины существования проблемы или кто может устранить причины, на которые он не имеет влияния; при этом он должен опираться на предложенный ему способ убедиться в достижении цели и доказать, что этот способ существует.

7 баллов: многие проблемы могут быть решены различными способами; обучающийся должен продемонстрировать видение разных способов решения проблемы.

8 баллов: способы решения проблемы могут быть взаимоисключающими (альтернативными), вплоть до того, что проекты, направленные на решение одной и той же проблемы, могут иметь разные цели. Анализ альтернатив проводится по различным основаниям: обучающийся может предпочесть способ решения, например, наименее ресурсозатратный или позволяющий привлечь к проблеме внимание многих людей и т.п.

Планирование

2 балла: действия по проекту обучающийся описывает уже после завершения работы, но при этом в его высказывании прослеживается понимание последовательности действий.

3 балла: список действий появляется в результате совместного обсуждения (консультации), но их расположение в корректной последовательности обучающийся должен выполнить самостоятельно. 

5 баллов: на предыдущих этапах обучающийся работал с хронологической последовательностью шагов, здесь он выходит на логическое разделение задачи на шаги; стимулируемый учителем, обучающийся начинает не только планировать ресурс времени, но и высказывать потребность в материально-технических, информационных и других ресурсах.

6 баллов: это означает, что обучающийся без дополнительных просьб руководителя проекта сообщает о достижении и качестве промежуточных результатов, нарушении сроков и т.п., при этом точки текущего контроля (промежуточные результаты) намечаются совместно с учителем.

8 баллов: обучающийся самостоятельно предлагает точки контроля (промежуточные результаты) в соответствии со спецификой своего проекта. 

Прогнозирование результатов деятельности

2 балла: в самых общих чертах обучающийся описывает продукт до того, как он получен.

3 балла: делая описание предполагаемого продукта, обучающийся детализирует несколько характеристик, которые окажутся важными для использования продукта по назначению.

5 баллов: продукт может быть оценен как самим учеником, так и другими субъектами; если это происходит, особенно важно согласовать с учащимся критерии оценки его будущего продукта; на этом этапе обучающийся останавливается на тех характеристиках продукта, которые могут повлиять на оценку его качества.

6 баллов: обучающийся соотносит свои потребности (4 балла) с потребностями других людей в продукте, который он планирует получить (в том случае, если продукт может удовлетворить только его потребности и обучающийся это обосновал, он также получает 6 баллов).

8 баллов: обучающийся предполагает коммерческую, социальную, научную и т.п. ценность своего продукта и планирует в самом общем виде свои действия по продвижению продукта в соответствующей сфере (информирование, реклама, распространение образцов, акция и т.п.); вместе с тем, обучающийся может заявить об эксклюзивности или очень узкой группе потребителей продукта - это не снижает его оценки в том случае, если границы применения продукта обоснованы (в случае с планированием продвижения продукта границы его использования тоже могут быть указаны).

Оценка результата

Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного продвижения в проекте.

Оценка полученного продукта

1-2 балла: 1 балл допускает предельно простое высказывание: нравится - не нравится, хорошо - плохо и т.п.; если обучающийся объяснил свое отношение к полученному продукту, он претендует на 2 балла.

3 балла: обучающийся может провести сравнение без предварительного выделения критериев.

4 балла: проводя сопоставление, обучающийся работает на основании тех характеристик, которые он подробно описал на этапе планирования, и делает вывод («то, что я хотел получить, потому что…», «в целом то, но…» и т.п.).

5 баллов: критерии для оценки предлагает учитель.

7 баллов: обучающийся предлагает группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта (например, в оценке такого продукта, как альманах, обучающийся предлагает оценить актуальность содержания, соответствие нормам литературного языка и эстетику оформительского решения).

8 баллов: см. предыдущий пример: обучающийся предлагает актуальность содержания оценивать по количеству распространенных экземпляров, язык - на основании экспертной оценки, а оформление - на основании опроса читателей.

Оценка продвижения в проекте

7 баллов: обучающийся проявляет способность к рефлексии, выделяя не только отдельную новую информацию, полученную в рамках проекта, или конкретный позитивный и негативный опыт, но и обобщает способ решения разнообразных проблем, которым воспользовался в ходе деятельности по проекту, и переносит его на другие области своей деятельности.

8 баллов: обучающийся демонстрирует способность соотносить свой опыт и свои жизненные планы.

Работа с информацией

Поиск информации:

Предлагаются две линии оценки: определение недостатка информации для совершения действия / принятия решения (определение пробелов в информации) и получение информации из различных источников, представленных на различных носителях.

Определение недостатка информации

Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта.

1-2 балла: признаком понимания учащимся недостаточности информации является заданный им вопрос; продвижение обучающегося с 1 балла на 2 связано с проявлением первых признаков предварительного анализа информации.

3-4 балла: продвижение обучающегося выражается в том, что сначала он определяет, имеет ли он информацию по конкретно очерченному вопросу, а затем самостоятельно очерчивает тот круг вопросов, связанных с реализацией проекта, по которым он не имеет информации.

На этих уровнях обучающийся может фиксировать основные вопросы и действия, предпринятые по поиску информации в дневнике (отчете), поэтому объектом оценки может являться как дневник (отчет), так и, по-прежнему, наблюдение за консультацией, если обучающийся и руководитель проекта договорились о минимальном содержании дневника (отчета).

5 баллов: обучающийся самостоятельно предлагает те источники, в которых он будет производить поиск по четко очерченному руководителем проекта вопросу (например, областная газета, энциклопедия, научно-популярное издание, наблюдение за экспериментом, опрос и т.п.).

6 баллов: подразумевается, что обучающийся спланировал информационный поиск (в том числе, разделение ответственности при групповом проекте, выделение тех вопросов, по которым может работать кто-то один, и тех, которые должны изучить все члены группы, и т.п.) и реализовал свой план.

7 баллов: обучающийся не только формулирует свою потребность в информации, но и выделяет важную и второстепенную для принятия решения информацию или прогнозирует, что информация по тому или иному вопросу будет однозначной (достоверной), что выражается в намерении проверить полученную информацию, работая с несколькими источниками одного или разных видов.

8 баллов: самостоятельное завершение поиска информации означает, что обучающийся может определять не только необходимую, но и достаточную информацию для того или иного решения.

Получение информации

1 балл: объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта; демонстрировать владение полученной информацией обучающийся может, отвечая на вопросы, предпринимая действия (если возможная ошибка в понимании источника не влечет за собой нарушение техники безопасности) или излагая полученную информацию.

Поиск информации тесно связан с ее первичной обработкой, которая приводит к созданию вторичного информационного источника учащимся (пометки, конспект, цитатник, коллаж и т.п.), поэтому уже в начальной школе дневник проектной деятельности может стать тем документом, в котором фиксируется полученная учеником информация, и, соответственно, объектом оценки. Вместе с тем, возможно, учитель рекомендует фиксировать информацию с помощью закладок, ксерокопирования, заполнения готовых форм, карточек и т.п. В таком случае эти объекты подвергаются оценке в ходе консультации.

4 балла: свидетельством того, что ученик получил сведения из каких-либо конкретных источников, может являться библиография, тематический каталог с разнообразными пометками обучающегося, "закладки", выполненные в Internet Explorer, и т.п.

Обработка информации

Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта. Нарастание баллов связано с последовательным усложнением мыслительных операций и действий, а также самостоятельности обучающихся. Первая линии критериев оценки связана с критическим осмыслением информации.

1 балл: ученик в ходе консультации воспроизводит полученную им информацию.

2 балла: ученик выделяет те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задает вопросы на понимание.

3 балла: ученик называет несовпадения в предложенных учителем сведениях. Задача учителя состоит в том, что снабдить ученика такой информацией, при этом расхождения могут быть связаны с различными точками зрения по одному и тому же вопросу и т.п.

4 баллов: ученик "держит" рамку проекта, то есть постоянно работает с информацией с точки зрения целей и задач своего проекта, устанавливая при этом как очевидные связи, так и латентные.

5 баллов: ученик указывает на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения, например, задает вопрос об этом учителю или сообщает ему об этом.

6 баллов: ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, например, принадлежность авторов монографий к разным научным школам или необходимые условия протекания эксперимента.

7 баллов: ученик реализовал способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации, предложенный учителем, или (8 баллов) такой способ выбран самостоятельно. Эти способы могут быть связаны как с совершением логических операций (например, сравнительный анализ), так и с экспериментальной проверкой (например, апробация предложенного способа).

Вторая линии критериев оценки связана с умением делать выводы на основе полученной информации.

1 балл: сначала принципиально важным является умение обучающегося воспроизвести готовый вывод и аргументацию, заимствованные из изученного источника информации.

2 балла: о том, что вывод, заимствованный из источника информации, понят учеником, свидетельствует то, что он смог привести пример, подтверждающий вывод.

3 балла: ученик предлагает свою идею, основываясь на полученной информации. Под идеей подразумеваются любые предложения ученика, связанные с работой над проектом, а не научная идея.

4-5 баллов: ученик делает вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один новый аргумент в его поддержку. В данном случае речь идет о субъективной новизне, то есть вполне вероятно, что приведенный учеником аргумент (для оценки в 5 баллов - несколько аргументов) известен в науке (культуре), но в изученном источнике информации не приведен.

6 баллов: ученик выстраивает совокупность аргументов (заимствованных из источника информации или приведенных самостоятельно), подтверждающих вывод в собственной логике, например, выстраивая свою собственную последовательность доказательства или доказывая от противного.

7 баллов: ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной информации (то есть самостоятельно полученных или необработанных результатов опросов, экспериментов и т.п.) и вторичной информации.

8 баллов: ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Коммуникация

Письменная презентация

1-2 балл: при работе обучающихся над проектом задачей учителя является экспертное удержание культурных норм, в частности, учитель должен предложить образец представления информации ученику, который должен соблюдать нормы оформления текста и вспомогательной графики, заданные образцом.

3-4 балла: нарастание балов связано с усложнением темы изложения, которая может включать несколько вопросов.

5 баллов: оценивается грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).

6 баллов: ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней определяет жанр текста. Например, если цель - вовлечь в дискуссию, то соответствующий жанр - проблемная статья или чат на сайте.

7 баллов: ученик самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую избранному жанру. Например, он предваряет презентацию своего проекта раздачей зрителям специально разработанной рекламной продукции (листовки).

8 баллов: носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации. Например, если цель - привлечь внимание властных структур, то это официальное письмо, выполненное на стандартном бланке. Если же целью является обращение с предложением о сотрудничестве к зарубежным ровесникам, то это может быть электронное письмо, отправленное по e-mail, а если цель - продвижение своего товара, то баннер на посещаемом сайте.

Устная презентация

Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление обучающегося), основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.

Монологическая речь

Для всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в монологической речи.

1 балл: обучающийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему.

2 балла: ученик предварительно с помощью учителя составляет план выступления, которым пользуется в момент презентации.

3 балла: ученик самостоятельно готовит выступление.

4-8 баллов: форма публичного выступления предполагает, что ученик использует различные средства воздействия на аудиторию.

4 балла: в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего выступления вербальные средства (например, обращение к аудитории) или паузы и интонирование.

5 баллов: ученик либо использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива использования их исходит от учителя - руководителя проекта.

6 баллов: ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или использовал невербальные средства.

7 баллов: ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем, например, проведение аналогий, доказательства от противного, сведение к абсурду или риторические вопросы, восклицания, обращения.

8 баллов: ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы.

Ответы на вопросы

Во-первых, при оценке учитывается, на вопросы какого типа ученик сумел ответить. Во время презентации проекта вопросы необходимого типа могут не прозвучать, тогда, чтобы не лишать обучающегося как возможности продемонстрировать умение, так и соответствующего балла, учителю следует задать вопрос самому.

Во-вторых, учитывается содержание ответа и степень аргументированности.

1 балл: ученик в ответ на уточняющий вопрос повторяет фрагмент своего выступления, при этом он может обращаться за поиском ответа к подготовленному тексту.

2 балла: при ответе на уточняющий вопрос ученик приводит дополнительную информацию, полученную в ходе работы над проектом, но не прозвучавшую в выступлении.

3 балла: ученику задается вопрос на понимание, в ответе он либо раскрывает значение терминов, либо повторяет фрагмент выступления, в котором раскрываются причинно-следственные связи.

4 балла: при ответе на вопрос на понимание ученик дает объяснения или дополнительную информацию, не прозвучавшую в выступлении.

5-6 баллов: вопрос, заданный в развитие темы, нацелен на получение принципиально новой информации, поэтому для получения 5 баллов достаточно односложного ответа по существу вопроса, для 6 баллов требуется развернутый ответ по существу вопроса.

7 баллов: допускается, что при ответе на вопрос, заданный на дискредитацию его позиции, ученик может уточнить свое понимание вопроса, если это необходимо; при ответе он обращается к своему опыту или авторитету (мнению эксперта по данному вопросу и т.п.) или апеллирует к объективным данным (данным статистики, признанной теории и т.п.).

8 баллов: свое отношение к вопросу ученик может высказать как формально (например, поблагодарить за вопрос, прокомментировать его), так и содержательно (с какой позиций задан вопрос, с какой целью и т.п.), в любом случае, необходимо, чтобы при ответе ученик привел новые аргументы.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Объектом оценки является продуктивная коммуникация в группе, основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.

В проекте, в котором участвуют несколько учеников, групповая работа является основной формой работы. В случае, когда реализуются индивидуальные проекты обучающихся, учителю необходимо специально организовать ситуацию группового взаимодействия авторов индивидуальных проектов. Это может быть, например, обсуждение презентаций проектов, которые будут происходить в одном месте и в одно и то же отведенное время. Тогда предметом обсуждения может быть порядок выступлений, распределение пространства для размещения наглядных материалов, способы организации обратной связи со зрителями и т.п.

Первая линия критериев оценки связана с умением соблюдать / выстраивать процедуру группового обсуждения.

1-2 балла: для I и II уровней сформированности коммуникативных компетентностей необходимо, чтобы процедуру обсуждения устанавливал учитель. При этом на I уровне учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии, а на II ученики самостоятельно следуют установленной процедуре обсуждения.

3-4 балла: ученики самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах обсуждения. Однако для III уровня допустимо обращение к помощи учителя перед началом обсуждения.

5 баллов: ученики могут обобщить не только окончательные, но и промежуточные результаты обсуждения.

6 баллов: ученики могут зафиксировать полученные ответы и мнения как письменно, так и устно. По завершении обсуждения предлагаются дальнейшие шаги, план действий.

7 баллов: группы обучающихся, работающих над проектом, или специально сформированные учителем группы могут быть зрелыми и достаточно самостоятельными. Однако во время работы любая группа испытывает затруднения и ход дискуссии приостанавливается или заходит в тупик. При этом возможны два варианта развития групповой работы. 7 баллов присуждаются вне зависимости от того, по какому из них пошла группа. Во-первых, для входа из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, могут использоваться разные способы, например, ученики изменяют организацию рабочего пространства в комнате - переставляют стулья, пересаживаются сами; жестко регламентируют оставшееся время работы; изменяют процедуру обсуждения и т.п. Во-вторых, групповое обсуждение может завершиться тем, что ученики резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов.

Если выбор варианта развития работы в группе сделан самостоятельно - 8 баллов.

Вторая линии критериев оценки связана с содержанием коммуникации. Ситуация групповой коммуникации предполагает, что ученики будут обмениваться идеями.

1 балл: коммуникация предполагает, что ученики будут высказывать идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если к этому их стимулировал учитель.

2 балла: напомним, что ученики на II уровне самостоятельно работают в группе, учитель при этом не руководит дискуссией, все усилия и внимание учеников сосредоточены на соблюдении процедуры обсуждения. Поэтому допустимо, чтобы они заранее готовили идеи, которые будут вынесены на общее обсуждение.

3 балла: возможны 2 варианта самоопределения обучающихся по отношению к содержанию коммуникации. Либо ученики предлагают свои собственные идеи и при этом разъясняют ее другим членам группы, либо высказывают свое отношение к идеям других членов группы и аргументируют его.

4 баллов: чтобы сформировать свою позицию по отношению к идеям других членов группы, ученики задают вопросы на уточнение или понимание идей друг друга.

5-6 баллов: ученики высказывают собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.

7-8 баллов: понимание высказанных в группе идей всеми участниками, преодоление тупиковых ситуаций в обсуждении обеспечивается процессами рефлексии, при этом ученики могут определять области совпадения и расхождения позиций, согласовывать критерии, давать сравнительную оценку предложений.

Учебно-методическое обеспечение курса

Программа

Учебно-методический комплекс

Автор

Другая

Учебник,

учебное пособие

Электронные

издания

Методическое

обеспечение педагога

А. В. Иванов.

Программа  “Программа учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся”  А. В. Иванов. (Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый  и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В Третьякова., А. В. Иванов., С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. – 2 –е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 96 с. – (работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-031961-4.

1.        К.Н. Поливанова Проектная деятельность школьников. М., Просвещение, 2008.- 192с.

Дополнительные  интернет - ресурсы для обучающихся

  1. http://metodist.lbz.ru
  2. http://www.uchportal.ru
  3. http://informatiky.jimdo.com/
  4. http://www.proshkolu.ru/
  5. http://nashol.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Проектная учебная деятельность"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Рабочая программа элективного курса учебного предмета "Математика" "Проценты на все случаи жизни", 11 класс.

Элективный курс «Проценты на все случаи жизни» предназначен для реализации в старших классах. Он направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся, имеет прикладное общеобразовательное зна...

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса "Введение в экономику"

Файл содержит  рабочую программу элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы "Введение в экономику", составленную на основе авторской программы ...

Рабочая программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"

Рабочая программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности» предназначена для учащихся  10 классов, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Данный курс на...

Программа элективного курса "Организация исследовательской деятельности обучающихся"

Автор элективного курса предлагает программу "Организация исследовательской деятельности обучающихся."...

Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 10 класс

Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 10 класс...

Рабочая программа элективного курса «Смысловое чтение» для обучающихся 7-х классов

Данный курс ориентирован на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...